Высшие психические функции как новообразование

Понятие о высших психических функциях

Высшие психические функции - это сложные психические процессы, которые формируются прижизненно, имеют социальное происхождение, опосредованы по своему психологическому строению и обладают произвольным характером осуществления.

Одним из первых исследователей введшим понятие высших психических функций в отечественную психологическую науку, был Лев Семенович Выготский. Он создал классификацию высших психических функций, которая включает в себя следующие элементы:

  • логическая память;
  • целенаправленное мышление;
  • творческое воображение;
  • произвольные действия;
  • речь, письмо, счет;
  • движения и перцептивные процессы.

  • Курсовая работа Высшие психические функции 480 руб.
  • Реферат Высшие психические функции 270 руб.
  • Контрольная работа Высшие психические функции 250 руб.

Строение высших психических функций.

Слово (знак) играет важнейшую роль в структуре высших психических функций. Оно является основным средством опосредования между актами деятельности, совершаемыми человеком.

Высшие психические функции представляют собой иерархично выстроенную систему со строгим подчинением составных частей. Следует отметить, что система высших психических функций не статична, она меняется и развивается на протяжении всей жизни человека. Это как внутренние изменения частей, из которых она состоит, так и изменения отношений между ними.

Отличительные свойства высших психических функций

Можно выделить следующие свойства ВПФ:

  • произвольность, для данного свойства характерно самостоятельное управление человеком своими психическими функциями, постановка целей и задач, с последующим их решением. Высшие психические функции являются произвольными по способу осуществления. Именно благодаря этому свойству у человека есть способность осознания своих функций и осуществления деятельности в соответствии с поставленными целями и в определенном направлении с предвосхищением возможного результата. Помимо своеобразного планирования деятельности человек также способен к анализу собственного опыта и коррекции поведения и деятельности на основе мониторинга. Благодаря свойству произвольности человек способен к целенаправленной деятельности с преодолением возможных препятствий и с приложением необходимых усилий.
  • осознанность высших психических функций, это свойство тесно связано с произвольностью и является его дополнением;
  • опосредованность высших психических функций, основными компонентами которой выступают способность к символической деятельности и действиям с символами и знаками. Все возможные опознавательные признаки явлений (слово, образ, число и т.п.) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом ключе процесс мышления представляет собой яркий пример процесса оперирования символами, а творческое воображение – оперирования образами. В процессе функционирования высших психических функций формируются основные познавательные и эмоционально-волевые части осознания: значения и смыслы образов и символов;
  • социальность высших психических функций, которая определяется их происхождением. Свое развитие это свойство получает в ходе взаимодействия людей друг с другом. Источником их возникновения выступает процесс интериориризации или переноса принятых социальных форм поведения во внутренний план;
  • системность высших психических функций.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Особенности возникновения и развития высших психических функций

Высшие функции имеют ключевое отличие от врожденных, неопосредованных низших психических функций. Они формируются только в условиях социальных, опосредованных, произвольно управляемых и объединенных в систему.

Окружающая среда и общество вокруг выступают для высших психических функций в качестве основного источника развития. Л.С. Выготский подчеркивал, что высшие психические функции берут свое начало в детском возрасте, в качестве формы коллективного поведения ребенка и взаимодействия с окружающими людьми (родителями, воспитателями, ближайшим окружением) и в процессе развития личности ребенка становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Примером может служить речь, которая является основным средством общения людей друг с другом. Первоначально речь ребенка выполняет свою прямо функцию передача информации другому человеку и лишь с течением времени она переходит во внутренний план и выполняет интеллектуальную функцию.

Законы формирования высших психических функций

Выготский Л. С. выделил определенные законы формирования высших психических функций:

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Роль взрослых в психическом развитии ребенка признается практиче­ски во всех теориях. Само это развитие в большинстве случаев рассмат­ривается как процесс постепенной социализации или адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям, приспособление к миру взрослых. Механизм такой адаптации может быть различным.

Это либо преодоление врожденных инстинктивных влечений (как в психоана­ лизе), либо созревание когнитивных структур, подчиняющих себе асо­циальные, эгоцентрические тенденции ребенка (как в школе Пиаже), либо подкрепление социально приемлемого поведения (как в бихевио­ризме).

Но во всех случаях собственная природа ребенка трансформи­руется, перестраивается подчиняется требованиям взрослых, которые противостоят ребенку.


Собственная деятельность ребенка, его человеческие способности и потребности возникают в результате при­своения образцов человеческой культуры. Психическое развитие чело­века есть прежде всего культурное развитие.

Носителями этой культу­ры для ребенка могут быть только взрослые, и только они могут передать ее ребенку. Стать человеком ребенок может только вместе со взрослы­ми, в процессе совместной жизнедеятельности с ними.

Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть ста­ новится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для детской психологии.

В этой формулировке содержатся две важнейшие мысли:

  • психические процессы у человека с самого начала социальны — и по своему происхождению, и по своему содержанию;
  • интериоризация — процесс перехода социальных, внешних, зна­ковых процессов во внутренние, психические.

В общих чертах интериоризация проходит следующие три этапа:

  • взрослый, используя соответствующие знаковые средства, воз­действует на ребенка, побуждая его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто обращается к нему;
  • ребенок, перенимая от взрослого способ обращения, сам воздей­ствует на взрослого;
  • ребенок обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается к самому себе во внутреннем плане.

Ребенку предлагается игра, суть которой заключается в том, чтобы отга­дать, под какой из двух чашек спрятан орех. Чашки различаются толь­ко оттенком серого прямоугольника, наклеенного на крышке: один из них светло-серый, а другой — темно-серый. Орех всякий раз прячется под крышкой с темно-серым прямоугольником.

Однако ребенок этого не знает и не замечает различий в оттенках прямоугольников. Сначала ребенок действует наугад, и игра идет с переменным успехом: ребенок то отгадывает и выигрывает орех, то проигрывает. Несмотря на явную заинтересованность игрой, условной связи не вырабатывается, поскольку сигнальный признак (цвет прямоугольника) не выделяется ребенком.


Благодаря взрослым все это начинает существовать для ребенка, приобретает субъективную значимость, а потом становится его внутрен­ним достоянием. Такая передача человеческой культуры от взрослых к детям происходит в особом процессе воспитания и обучения.

Изначально, любая высшая психическая функция является формой взаимодействия между людьми (между ребёнком и взрослым) и таким образом является интерпсихическим процессом. На этом этапе формирования, высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы. В дальнейшем (в процессе интериоризации), внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние. Таким образом, внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Экспериментальные исследования

Экспериментальная разработка проблем запоминания велась Леонтьевым, — уже в рамках деятельностного подхода. Основным результатом этих исследований стала разработка параллелограмма развития.

Мозговая организация

Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построение данной функции. [8]

Примечания

См. также

  • Центральная нервная система
  • Мозг человека
  • Сознание
  • Кора головного мозга

Ссылки

  • Добавить иллюстрации.
  • Викифицировать статью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Плотников, Сергей Николаевич
  • Девкалион (значения)

высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. В. п. ф. одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурия и другими психологами. В. п. ф. как… … Большая психологическая энциклопедия

Высшие Психические Функции — теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским , обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его предс … Психологический словарь

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. Сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредованные по психологическому строению, и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Высшие психические функции одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С. Выготским и развитое А.Р. Лурия и другими… … Словарь-справочник по педагогической психологии

Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Высшие психические функции одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С. Выготским и развитое А.Р. Лурия и другими… … Словарь по педагогической психологии

высшие психические функции — <. > отношение между высшими психологическими функциями было некогда реальным отношением между людьми <. > Отношение психологических функций генетически соотнесено с реальным отношением между людьми: регуляция словом,… … Словарь Л.С. Выготского

Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

Высшие психические функции (ВПФ) — Сложные психические процессы, формирующиеся прижизненно, социальные по своему происхождению и произвольные по способу своего осуществления. ВПФ – одно из основных понятий современной психологии. В осуществлении ВПФ приоритетную роль играет речь.… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Психические функции — Психическая функция (в соционике) часть психики, которая отвечает за работу (восприятие, интерпретацию, дальнейшую обработку и выдачу) с соответствующим информационным аспектом. Понятие психическая функция введено основоположником аналитической… … Википедия

Эти функции не зависят ни от инстинктов, ни от рефлексов и имеют четкую культурную наследственность, так как тесно взаимосвязаны с развитием человеческой культуры. К основным высшим психическим функциям относят:

Современные ученые расходятся во мнении, следует ли относить к высшим психическим функциям такие особенности человеческой психологии, как:

Поскольку ключевое звено в определении высших психических функций – спонтанность их возникновения, то сложно оценить природу возникновения перечисленных функций в масштабах определенной культурной среды, а не отдельно взятого человека, для которого, определенно, эти явления произвольны.

Основные высшие психические функции

Пожалуй, самая основная психическая функция человека – речь, используемая для общения, так как именно коммуникация придает человеческой расе социальность, главное свойство развитого общества.

Удивительно, что семантика речи имеет лишь второстепенное значение: до 70% информации человек получает с помощью оценки интонации собеседника, частоты и тембра его голоса. Эта особенность человеческой речи определяет способность новорожденных воспринимать и понимать любой язык: при развитии речевых функций не имеет никакого значения к какой языковой группе относятся родители данного ребенка. Со временем в головном мозге образуются определенные связи, отвечающие за речевое восприятие, вот почему с возрастом способность к изучению языков снижается.


В процессе эволюции человек получил ещё одну способность, без которой одна только функция речи была бы довольно бессмысленной в плане глубокой социализации общества: восприятие. Это сложный психический процесс, направленный на обработку входящей информации об окружающем мире, собеседниках и предметах, который отвечает за анализ и оценку полученных данных.


Мышление – ещё одна функция человеческой психики, которая помогает опосредовано и обобщенно отразить происходящую вокруг действительность, учитывая различные взаимосвязи и закономерности отдельно взятых элементов существующей реальности.

Мышление помогает распознать смысл речи, разобраться в природе происхождения тех или иных предметов и явлений, что помогает строить догадки о будущем, оценивать настоящее и анализировать прошлый опыт. Мышление играет ключевую роль в развитии человеческой цивилизации: без него не возможно строить теории, гипотезы и выбирать пути решения сложных задач.


Следующая функция в этой неразрывной цепочке – память, которая позволяет накапливать опыт, необходимый для последующего анализа. Память – основное свойство центральной нервной системы, которое помогает сохранять информацию о происходящих явлениях на некоторое время. Выделяют кратковременную и долговременную память, но как бы то ни было, детально помнить все события собственной жизни бесконечно попросту невозможно. Поскольку человеческая память складывается из трёх важных элементов:

Хранение обработанной информации.

Воспроизведение сохраненной информации.

И если на качество первых двух этапов человек повлиять практически не может, то при воспроизведении информации на конечный итог влияет множество факторов: эмоции, собственное отношение к происходящему, защитные функции психики. Таким образом, мозг имеет способность вносить корректировки в прошедшие события и человек начинает думать, что именно так все и было, хотя на самом деле первоначальная картина событий может кардинально отличаться от того, что хранится в человеческой памяти.


Эмоции – самая молодая психическая функция. С течением времени человек приобретает все новые и новые эмоции. С точки зрения терминологии, эмоции – это определение внутреннего состояния человека к происходящим событиям, людям, явлениям и собственному я. Выделяют всего семь основных эмоций:

Эти эмоции называются базовыми, на их основе выстраиваются все чувства, которые испытывает человек. Возникают эмоции во время анализа возможности удовлетворения собственных потребностей: если ожидалось их удовлетворение, но оно не произошло – проявляется одна эмоция, если ожидалось неудовлетворение, и оно случилось – другая.

Однако эмоции не всегда помогают дать правильную оценку происходящему и, порой, мешают другим высшим психологическим функциям правильно выполнять возложенные на них обязанности. Например, гнев – мешает мышлению рационально оценить ситуацию, печаль – вносит апатию в поведение человека, что тормозит скорость принятия решений, а страх может искажать действительность, что негативно сказывается на функции памяти.

К счастью, все эмоции по своей природе довольно непродолжительные явления. Они помогают человеку регулировать собственную активность, направленную на преодоление возникших препятствий, выполняют защитную функцию и сигнализируют о рациональности конкретных действий в данный момент времени.

Важно отличать эмоции от чувств. Эмоции лишь дают кратковременную оценку происходящему: например, печаль от опоздания на последний автобус. Чувства же линейны и длительны: тоска по умершему родственнику.

Проявление высших психических функций


Все описанные высшие психические функции свойственны не только человеку: многие животные также проявляют те или иные функции в процессе жизнедеятельности. Доказано, что дельфины используют ультразвук для общения, высшим приматам свойственно мышление, некоторые виды попугаев способны запоминать и воспроизводить звуки, произносимые человеком. Даже у головоногих моллюсков наблюдаются высшие психические функции, такие как память и восприятие.

При оценке наличия проявлений тех или иных высших психических функций, важно дифференцировать природу их возникновения от рефлекторно приобретенных способностей. Например, многие животные имеют способности к дрессировке и можно было бы предположить, что эта особенность основывается на памяти, однако в природе лежат условно приобретенные рефлексы.

Значение высших психических функций


Ключевое значение высших психических функций – образование социальных связей, без которых не было бы возможным развитие современного человеческого общества. С другой стороны, эволюция центральной нервной системы, которая привела к развитию психических функций, имеет немаловажное значение и для отдельно взятого человека: высшие функции нервной системы помогают конкретному индивиду преодолевать психологические кризисы, развивать собственные способности, познавать мир, изучая явления, происходящие вокруг. Таким образом, человеческая жизнь наполняется новыми красками и приобретает смысл.

Историческая динамика взглядов на проблему локализации ВПФ. Психоморфологические представления и их кризис. Основные экспериментальные методы исследования мозга (метод разрушения и метод раздражения).

Проблема локализации высших психических функций.

Е. Д. Хомская выделяет основные положения узкого локализационизма:

— функция рассматривалась как неразложимая на компоненты психическая способность, которая соотносится с определенным участком мозга;

— под локализацией понималось непосредственное наложение психического на морфологическое.

Но, к сожалению, представители данного подхода не могли объяснить хорошо известные клинические факты: почему при поражении отдельных участков мозга могли нарушаться одновременно несколько психических функций и почему одна и та же функция страдала при поражении разных участков.

— психическая функция есть неразложимая на компоненты психическая способность;

— локализация функции представляет собой непосредственное соотнесение психического и морфологического;

— мозг — это однородное целое, равноценное и равнозначное для всех психических функций во всех своих отделах;

— психическая функция равномерно связана со всем мозгом/.

Кроме того, существовала и откровенно идеалистическая концепция, которой придерживались такие крупные физиологи, как Г. Гельмгольц, Ч. Шерингтон, Э. Эдриан, Дж. Эклз, отрицавшие саму возможность связать мозг и психику.

К сожалению, ни одно из рассмотренных направлений исследования не позволяло выявить подлинные механизмы психической деятельности человека. Для решения этой задачи необходимо было пересмотреть методологическую основу изучения взаимосвязи психических функций и мозга. Итогом стало появление теории системной динамической локализации психических функций А. Р. Лурия.

Благодаря этому подходу психическую функцию стали рассматривать не как простую способность, не как отправление той или иной ткани мозга, а как психологическую систему, обладающую сложным психологическим строением и включающую много психологических компонентов. Такое понимание функции как функциональной системы основывается, во-первых, на представлении о подвижности входящих в ее состав частей (наличие постоянной задачи, осуществляемой с помощью меняющихся средств) и во-вторых, на том, что сложный состав функциональной системы всегда включает целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов.

С этой точки зрения локализация ВПФ представляет собой системный процесс на основе многокомпонентного состава функциональной системы. ВПФ, как сложные функциональные системы, должны охватывать сложные системы совместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов. Системное представление о локализации ВПФ отличается следующими особенностями:

— ВПФ имеют опосредованный характер (опираются на исторически сложившиеся вспомогательные внешние средства, которые оказываются существенными факторами установления функциональной связи между отдельными участками мозга, объединяющимися в единую функциональную систему);

— локализация ВПФ не является устойчивой, меняясь как в процессе развития ребенка, так и на последовательных этапах упражнения.

Подводя итог, можно выделить основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций:

— каждая психическая функция представляет собой сложную функциональную систему и обеспечивается мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции;

— различные элементы функциональной системы могут находиться в достаточно удаленных друг от друга участках мозга и при необходимости замещают друг друга;

В настоящее время теория системной динамической локализации высших психических функций является основной теорией, объясняющей взаимосвязь психики и мозга.

Три источника знаний о функциональной организации мозга

Для изучения функциональной организации мозга животных и человека используют три метода. Метод сравнительно-анатомических данных, метод физиологического раздражения отдельных участков мозга и метод разрушения ограниченных участков мозга. В последнем методе при изучении мозга человека используют клинические наблюдения над изменениями поведения больного с локальными поражениями мозга.

Для изучения функциональной организации мозга животных и человека используют три метода. Метод сравнительно-анатомических данных, метод физиологического раздражения отдельных участков мозга и метод разрушения ограниченных участков мозга. В последнем методе при изучении мозга человека используют клинические наблюдения над изменениями поведения больного с локальными поражениями мозга.

1. Сравнительно-анатомические данные.

Используется для исследования основных принципов организации деятельности животных, и при рассмотрении мозга как органа психики.

Основные принципы эволюции и строения мозга как органа психики.

Основной принцип этой эволюции заключается в том, что на разных ее ступенях, взаимодействие организма животного со средой и его поведение регулировались различными аппаратами нервной системы. Из этого следует, что мозг человека- результат длительного исторического развития. Сначала, на самых элементарных уровнях развития, организация движений и прием сигналов, осуществлялись диффузной, или сетевидной системой, т.е. возбуждение определялось доминирующем очагом, который возникал в том или ином нервном аппарате животного. А единый центр, который перерабатывал бы информацию, отсутствовал. Далее в процессе эволюции эта система уступила место новым образованиям, таким как передний ганглий, который перерабатывает получаемую информацию из передних отделов головного мозга животного и направляет по эфферентным путям к двигательному аппарату животного. Но нервные аппараты этого переднего ганглия не могут обеспечить приспособления к резко меняющимся условиям среды. Поэтому при переходе к наземному существованию у позвоночных появляется головной мозг. В дальнейшем у млекопитающих появляется кора головного мозга, которая лежит в основе разнообразия форм индивидуально-изменчевого поведения. По мере эволюции, на этапе человека, аппараты коры достигают такого уровня развития, что появляется уникальная система кодов - язык. Постепенно в процессе эволюции удельный вес коры растет. Большие полушария головного мозга и его кора становятся главным аппаратом, регулирующим поведение. Однако, несмотря на то, что кора головного мозга приобретает ведущую роль, все нервные образования, сформировавшиеся на более низких этапах эволюции, от работы не отстраняются. Они обеспечивают фон поведения, регулируют состояния организма, передают функции получения, переработки, хранения информации. Участвуют в создании новых программ поведения и регуляции и контроля сознательной деятельности аппаратами коры головного мозга.

Из этого следует, что сложные формы поведения и сложные рефлекторные процессы могут, осуществляется разными уровнями нервной системы.

Структурная и функциональная организация коры головного мозга.

Кора по своему строению неоднородна. В 1863 году, киевский анатом В.А.Бец обнаружил значительные различия между передней (моторной) и задней (сенсорной) корой головного мозга. Позднее установили, что эти различия не только морфологические, но и функциональные. Кора головного мозга состоит из шести слоев клеток. Нижние слои являются аппаратами, непосредственно связывающими мозговую кору с органами чувств и мышцами, т. е. периферией. В коре выделяют общечувствительную (теменную), зрительную (затылочную) и слуховую (височную) области. Выделяют волокна, несущие двигательные импульсы к мышцам и составляющие двигательный или пирамидный путь головного мозга.

С морфологической точки зрения кора состоит из первичной зоны (4 и 5 слои клеток) над которой надстраивается вторичная зона (более сложные по строению 2 и 3 слои клеток). В процессе эволюции удельный вес этих слоев непрерывно возрастал, следовательно, усложнение психических процессов связанно с развитием этих высших слоев мозговой коры. Также в коре головного мозга выделяют третичные зоны. Они лежат между корковыми представительствами отдельных чувствительных зон коры. Из них выделяют две группы: заднюю (между затылочной и теменной), переднюю (спереди от двигательной зоны коры). Передняя связана остальными отделами коры и участвует в построении сложных программ поведения человека.

Существует прямая связь между эволюцией головного мозга с усложнением кодирования и переработки информации, и с усложнением программ поведения. На это указывает последовательность развития отдельных областей больших полушарий. Первыми развиваются нижнетеменные области, затем нижнелобные, затем предлобные области.

2.Физиологические данные: метод раздражения.

Раздражение различных участков мозга непосредственным и косвенным путем.

Опыты с непосредственным раздражением коры (раздражение отдельных участков коры у животных и человека) показали, что чем большее значение имеет функциональная система, тем более широкую территорию занимает ее представительство в первичных отделах коры головного мозга.

Опыты с непрямой стимуляцией (естественное раздражение и электрическим током) показали, что активная психическая деятельность вызывает обширные процессы в коре головного мозга с участием сложных систем корковых зон.

Опыты с анализом функций отдельных нейронов (изучение отдельных нейронов) показали, что все нейроны имеют свою специализацию, а те, что не реагируют на специальные раздражители, реагируют на смену этих раздражителей или на изменения их свойств.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что психические процессы осуществляются при помощи совместной работы зон мозговой коры и нервными нижележащими образованиями.

3.Физиологические данные: метод разрушения.

Этот метод заключается в том, что исследователи разрушают определенные зоны мозга животного. А затем прослеживают изменения его поведения. На человеке этот метод применяется в качестве наблюдения над больными, у которых вследствие болезни или ранения разрушены определенные участки мозга.

Метод хирургического разрушения отдельных участков мозга является не самым лучшим. После него остаются рубцы и происходят обширные нарушения мозговой ткани. Все это мешает изучению роли разрушенного участка коры в построении соответствующей функции.

Поэтому последнее время стали применять другие методы выключения определенных участков мозга, такие как: смазывание отдельных зон мозга алюминиевой пастой, воздействие на участки мозга постоянным током, которое нарушает их нормальное функционирование. Последствия таких воздействий носят временный характер и позволяют, в отличие от метода разрушения, проследить процесс обратного включения участков коры в действующие мозговые системы.

Применение всех вышеперечисленных методов позволяет сделать вывод о том, что по мере эволюции функциональная организация наиболее высоких структур мозговой коры становится все более дифференцировать, и каждая система большого мозга приобретает иерархическую организацию. Каждая из действующих систем головного мозга имеет вертикальную организацию и состоит из групп надстроенных друг над другом корковых зон. В основе каждой такой системы лежат первичные зоны коры, над ними надстраиваются вторичные, а над всем этим – третичные зоны коры, которые в процессе эволюции выделяются самыми последними и занимают важное место в коре головного мозга человека. Эти зоны имеют особо сложное строение и имеют много ассоциативных нейронов верхних слоев коры.

Изучение этих структур показало, насколько важную роль играют они в функциональной организации мозга, образуя основу для получения целостной картины мира и формируя , контролируя, регулируя человеческую деятельность.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 566 ;

Читайте также: