Внутренняя позиция школьника центральное новообразование ответ детства

§ 3. Готовность к школьному обучению

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле особое значение приобретает проблема готовности дошкольников к обучению в школе. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [15].

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Краткие итоги дошкольного развития ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе ме­сто в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообла­дания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства "Я должен" над мотивом "Я хочу". К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю.Кулачина выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений [12].

Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого жела­ния влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной дея­тельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное по­ложение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в це­лом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его от­ношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школь­ника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву "стать взрослым и реально осуществлять его функции" [31].

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты иско­мого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психоло­гически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный воз­раст. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потреб­ность ("Хочу в школу!"). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосред­ственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосред­ственно связаны с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заве­дение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную дей­ствительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-лично­стное общение (по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, об­разцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непо­средственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, под­чиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продук­тивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим спо­собностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосоз­нания.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач [9].

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Волевая готовность к школьному обучению. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, воле­вые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями не­преднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В ге­нетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собствен­ными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово ста­новится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.

По утверждению Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна появление волевого акта подготавлива­ется предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника. В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его ис­полнительской частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и, прежде всего, моральных требований в оп­ределенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные пе­риоды своей жизни. Ставится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным обра­зом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом воз­расте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руково­дствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставлен­ной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в ча­стности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленно­сти, типичный для дошкольника.

Вместе с тем, хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследова­ния показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым уси­лиям.

Нравственная готовность к школьному обучению. Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных пред­ставлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями.

Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотно­шений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отли­чие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, ха­рактерную для данного периода социальную ситуацию развития.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудниче­стве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоя­тельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная дея­тельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредст­венная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизво­дить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятель­ности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике роле­вой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этиче­ские инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образо­вания, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредствен­ные, в том числе и элементарные потребности.

А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его со­трудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается "периодом первоначального, фак­тического склада личности". Система соподчиненных мотивов начинает управлять пове­дением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными после­дующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредован­ные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксирован­ными в соответствующих нравственных инстанциях.

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерар­хической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обла­дающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководство­ваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социаль­ными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде "первоначального, факти­ческого, склада личности".

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными обра­зами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и ос­мыс­лением окружающей его действительности.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного дет­ства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опи­рается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.

К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. Сознание своего социального "Я" и возникновение на этой основе внутренних позиций, т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода пере­стает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность поро­ждает кризис 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, от­метки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффек­тивные образования изменяются по мере накопления другого опыта. Переживания приоб­ретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится воз­можной борьба переживаний.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Е.Е.Кравцова утверждает, на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста появляется новый тип общения детей, который существенно необходим для успешности последующего обучения детей в школе [11].

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в подготовительном классе.

Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого – педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

а) интеллектуальная готовность

б) личностная готовность

в) социально-психологическая готовность

г) поведенческая готовность

Интеллектуальная готовность ребенка к школе:

а) высокий уровень развития мышления, речи, познавательная активность

б) способность к осмысленному восприятию

в) способность излагать свои мысли

г) определенный уровень развития мыслительных процессов

Личностная готовность ребенка к школе:

а) произвольность поведения, соподчинение мотивов, волевые качества

б) сформированность предпосылок учебной деятельности

в) умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого

г) умение общаться со сверстниками

Социально-психологическая готовность ребенка к школе:

а) умение общаться со сверстниками и взрослыми

б) соподчинение мотивов

в) произвольность поведения

г) развитые волевые качества

Для анатомо-физиологического развития младшего школьника характерно:

а) начало полового созревания

б) продолжение бурного роста организма

в) развитие крупных мышц опережает развитие мелких

г) развитие мелких мышц опережает развитие крупных

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте:

а) полная зависимость от матери

б) игра теряет главенствующую роль

в) в жизни ребенка появляется значимый взрослый человек

г) большую роль начинают играть сверстники

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте:

а) сюжетно-ролевая игра

в) учебная деятельность

г) предметно-манипулятивная деятельность

Центральное новообразование младшего школьного возраста:

б) произвольность психических процессов

в) чувство взрослости

г) внутренняя позиция школьника

Для учебной деятельности младшего школьника характерно:

а) ребенок получает удовольствие от учебной деятельности

б) предмет учебной деятельности — сам ребенок

в) свободная деятельность

г) усвоение системы отношений между людьми

Хорошей адаптации ребенка к школьному обучению способствуют:

а) социальные мотивы

б) игровые мотивы

в) позиционные мотивы

г) оценочные мотивы

Адаптация ребенка к школе значительно затруднена при мотивации:

Из приведенных систем, которые складываются в младшем школьном возрасте, наиболее значима для ребенка:

а) ребенок — ребенок

б) ребенок — учитель

в) ребенок — родители

г) ребенок — взрослые

Из приведенных характеристик учебной деятельности лишняя:

К основным новообразованиям младшего школьного возраста относится:

а) развитие речи

в) развитие коммуникативных навыков

г) формирование индивидуальности

Для познавательной сферы младших школьников характерна:

Восприятие младшего школьника имеет следующие особенности (выберите лишнее):

а) отсутствует систематический анализ воспринимаемых свойств предметов

б) сохраняется слабая дифференцированность восприятия

в) появляется синтезирующее восприятие

г) восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим

Памяти младшего школьника свойственно:

а) освоение мнемических приемов

б) развитие механической памяти

в) появление воспроизведения

Для внимания младшего школьника не характерно:

а) небольшой объем, малая устойчивость

б) большой объем, высокая устойчивость

в) формирование произвольного внимания

г) преобладание непроизвольного внимания

Выраженное стремление к общению с товарищами у младших школьников возникает:

а) с начала обучения в школе

б) в 3-4-х классах

в) в 1-2-х классах

г) вообще не возникает в этом возрасте

Определяющим фактором в выборе друга для младшего школьника является:

а) успеваемость и поведение

б) внешний облик

в) личностные качества

г) нравственные черты личности

Ведущим мотивом для большинства младших школьников выступает:

а ) получение хорошей оценки

г) необходимость получить образование

Одним из побуждений наиболее желательным для осуществления учебной деятельности, выступает:

а) награда и поощрение

б) соревновательный мотив

в) познавательная потребность

г) указание на ошибку и порицание.

Дети с развитой мотивацией избегания неудач:

а) интеллектуально активны

б) интеллектуально пассивны

в) ценят учебное содержание и школьные правила

г) не ценят учебное содержание и школьные правила

Ведущим фактором развития произвольности поведения в младшем школьном возрасте выступает:

а) игровая деятельность

б) учебная деятельность

Произвольность поведения — это:

г) способность к самоконтролю

На становление самооценки младшего школьника решающее влияние оказывает:

а) школьная успеваемость

б) отношения с родителями

в) отношения со сверстниками

г) социальный статус ребенка

Самооценка младших школьников:

г) встречаются все эти формы

Для младшего школьника одним из центральных моментов характеристики самого себя становится:

а) принадлежность к определенной группе

б) наличие дома животных

в) школьная успеваемость

г) владение определенными вещами

С точки зрения Э. Эриксона, главное достижение младшего школьного возраста:

а) внутренняя позиция школьника

б) чувство компетентности

Компенсаторная мотивация возникает у младших школьников:

Особенности формирования внутренней позиции школьника

у современных детей.

В дошкольном возрасте сфера интересов ребенка переносится из области мира предметов в область мира людей и их отношений. Это происходит в игровой деятельности, где ребенок примеряет на себя социальные роли, модели поведения взрослых людей. В этой деятельности формируются такие новообразования возраста, как произвольность, иерархия мотивов, познавательная и личностная формы общения со взрослыми, развитие воображения. Происходит развитие интеллектуальной сферы, формируется внутренняя позиция школьника. Внутренняя позиция школьника необходима для принятия и выполнения ребенком учебных задач, построения новых учебных отношений с взрослым (учителем) и сверстниками (одноклассниками), формирования нового отношения к себе как активному и ответственному члену общества. По мнению Т.А. Нежновой, структура внутренней позиции школьника включает следующие компоненты: общее отношение к школе, отношение к школьным заданиям, к учителю, школьным нормам и правилам. Основное направление становления внутренней позиции школьника в период от шести к семи годам состоит в постепенном переходе от ориентации на внешнюю, формальную сторону школьной жизни, через осознание социальной значимости учения к интересу к содержательному, собственно учебному ее компоненту (Т.А. Нежнова).

Для исследования внутренней позиции школьника можно использовать следующие методики:

1. Беседа об отношении к школе и учению (Т.А. Нежнова). Беседа направлена на выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника по таким направлениям, как общее отношение к школе, предпочтение школьных видов деятельности дошкольным, принятие школьных норм, признание авторитета учителя.

2. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника (Н.И. Гуткина). В этой беседе существует два типа вопросов: характеризующих внутреннюю позицию школьника и познавательную направленность. В нашем исследовании мы анализировали ответы детей только на вопросы первой группы.

3. Методика на определение общего эмоционального отношения к школе (М.Р. Гинзбург), которую мы использовали для уточнения аффективней составляющей внутренней позиции школьника.

4. Методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург). Эта методика дает возможность определить наличие разных мотивов в структуре учебной деятельности: учебный (познавательный), социальный, внешний, игровой, позиционный, мотив получения отметки.

Наблюдая за современными старшими дошкольниками и первоклассниками, можно сделать выводы :

Дети эмоционально начинают открывать для себя школьную реальность к шести годам, а в семь лет происходит соотнесение ожиданий с реальной практикой жизни ученика.

В период от пяти к семи годам происходит структурная перестройка личностной готовности к школе. В 5 лет внутренняя позиция школьника связана только со способностью ребенка принимать и удерживать роль в процессе решения социальной задачи, а компоненты самосознания, мотивы учения и эмоциональное отношение к школе не связаны с представлением о себе как о школьнике. У шестилетних и семилетних детей появляется взаимосвязь внутренней позиции школьника и сферы самосознания

В старшем дошкольном возрасте признак пола является значимым

для развития мотивов учения: у большинства девочек темп развития мотивов учения выше, чем у мальчиков того же возраста.

Личностные преобразования, порождаемые возрастным кризисом в старшем дошкольном возрасте, готовят ребенка к новой социальной роли. Новообразования кризиса 7 лет являются ресурсом для перехода на более высокие ступени развития и основой для формирования психологической готовности к школе. Благодаря ним дошкольник расширяет свою социальную компетентность, принимает новые для него школьные условия и адаптируется к систематическому обучению.

Условия формирования новых психологических образований в 6-7 лет

Переход из дошкольного в школьный возраст непременно требует изменений в сфере отношений ребенка с другими людьми и с самим собой. Назревают также перемены в восприятии предметного мира и в деятельности. Хорошо, что закономерности в развитии человека включают такие перестроечные периоды, именуемые кризисом, которые встряхивают личность и позволяют сформироваться новым представлениям и возможностям.

В среднем дошкольном возрасте дети прекрасно реализуют свои запросы в игровой деятельности. Там они проживают интересующие их роли. В игре они развивают деловую форму общения со сверстниками, тренируются в социальных навыках, в полной мере подключают воображение. Но приходит время, когда детям становится тесно в их детском мире.


Кризис 6-7 лет способствует появлению новых образований в развитии личности дошкольника в нескольких направлениях:

  • в осмыслении собственных переживаний
  • в изменении самооценки
  • в осознании своего места в общественных отношениях
  • в стремлении заниматься полезной деятельностью.

За этими сухими формулировками скрываются вполне понятные и наблюдаемые практически всеми внимательными родителями изменения в поведении и рассуждениях ребенка.

Старший дошкольник то начинает важно рассуждать наравне со взрослыми, то смутится от собственной выходки, то обижается на дежурную похвалу своего рисунка… К 7-ми годам он уже хочет быть равноправным членом семьи, высказывать свое мнение и делать что-то полезное для окружающих.

Это тот возрастной рубеж, на котором формируется понимание связи между поступками и переживаниями, осмысливаются переживания, формируется адекватная самооценка своих возможностей и умений, появляется самолюбие как отношение к самому себе. За счет перечисленных важнейших приобретений происходит становление чувства социальной компетентности.

Суть основных новообразований кризиса 6-7 лет

Можно сказать, что кризис – это своеобразная заявка самого ребенка на возникшую у него потребность изменить систему отношений с окружающими. Особенно со взрослыми. И особенно в то время, когда они систематически напоминают ребенку, что уже скоро в школу. А для этого дошкольнику нужно по-новому заявить о себе. Так, чтобы взрослые увидели повзрослевшее дитя и потеснились немного, принимая в свой взрослый мир.

Психологические новообразования, формирующиеся в критическом преддошкольном периоде, связаны с зарождением первичной формы личного сознания юного человека. Они помогают ребенку найти и принять свое место в системе общественных отношений.

За годы дошкольного детства у ребенка постепенно формируется эмоциональный интеллект. Маленький ребенок испытывает многие эмоции, но он их не осознает. В 6-7 лет собственные переживания как будто открываются дошкольнику и обретают смысл. Сверстники не взяли в игру – ребенок чувствует горечь обиды; разбил любимую мамину чашку – переживает и испытывает чувство вины; родители пообещали в выходные сходить в зоопарк – ребенок в предвкушении радостного события.


Благодаря развитию эмоциональной чувствительности старший дошкольный возраст благоприятен для формирования нравственных качеств личности. Раньше малыш знал со слов взрослых, что нельзя обижать сверстников, нельзя пинать животных, потому что будет больно. Он не мог прочувствовать это с позиции другого. Старший дошкольник приобретает способность децентрироваться и представить себя на месте того ребенка, которого обижают.

В этом возрасте все чаще проявляется внутренняя борьба, обусловленная переживаниями, как поступить. Сказать родителям, что сломал новую игрушку или промолчать? Дать прокатнуться другу на своем велосипеде или пусть просит своего папу, чтобы и ему купили? Даже в том случае, когда ребенок находит оправдания своим поступкам, он переживает. И эти переживания – новая способность в его возрасте.

Некоторые дошкольники начинают сомневаться в своей умелости, другие – бурно протестуют, когда их привлекают к неуспешному для них виду деятельности. Это также важная причина, почему в период кризиса 6-7 лет ярко проявляется симптоматика негативного поведения. И, в любом случае, это отражается на самооценке.

Изменения в эмоциональной сфере и самовосприятии обязательно влекут за собой отрицание старшим дошкольником прежнего образа жизни. Ему открылся более широкий социальный пласт – притягательный новыми возможностями.

Ребенок начинает разделять семейный круг и общение с посторонними людьми, избегая той непосредственности, которая наблюдалась ранее. Такое разделение помогает ребенку заметить регламентированность взрослого мира, наличие правил как в общении, так и в поступках.

Дошкольник примеряет на себя роль взрослого уже не в сюжетных играх, а в реальной жизни. Приводит свою аргументацию, почему он делает так, а не иначе. Обижается, если взрослые игнорируют его мнение. Настойчиво отстаивает свое право заниматься увлекательным для него делом.

Также интересуется установлением новых социальных контактов – с детьми во дворе, с тренерами или наставниками, где посещает занятия, с друзьями родителей и пр. Взрослые его интересуют в качестве экспертов, у которых обязательно найдется, о чем спросить. Расширение круга общения тренирует социальный интеллект ребенка и повышает компетентность в межличностных отношениях.

При этом дошкольник считает себя практически равноправным партнером по общению. Чувство социальной компетентности – важное новообразование, которое облегчит адаптацию к обучению в школе.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, которая и создает основополагающие условия для психического развития ребенка. Старшего дошкольника игры, особенно в виртуальной реальности, интересуют не меньше. А нередко притягивают так, что формируют зависимость.

Несмотря на это, у многих детей к 7 годам (хотя далеко не у всех) появляется потребность участвовать в общественно значимой деятельности. Предметный мир теперь интересует ребенка в большей степени как поле для экспериментов и достижений.

Ни одному родителю не удастся покрасить батарею отопления или обойтись на грядке без детского участия, если рядом находится старший дошкольник. Причем, ребенок не станет довольствоваться возможностью повторить характерные действия. Он будет требовать свой участок, а затем с гордостью продемонстрирует результат своей работы. Самое время прививать интерес к трудовой деятельности.

Однако буквально через несколько месяцев 6-7-летнего ребенка ожидает учебная деятельность, которая станет для него ведущей. Новые личностные приобретения, связанные с оценкой и обобщением переживаний, с потерей непосредственности и принятием правил взаимодействий, влекут за собой новообразование – стремление заниматься организованной полезной деятельностью.

Внутренняя позиция школьника как системное новообразование 7 лет

Центральным новообразованием 7 лет в идеальном варианте должна стать внутренняя позиция школьника. Крайне желательно, чтобы это новое внутреннее самоощущение сформировалось накануне поступления в школу. Это некая система, которая складывается на основе новых возможностей и стремлений дошкольника.

Новообразование внутренняя позиция школьника предложила рассматривать известный психолог Л.И.Божович. Данная позиция складывается, когда ребенок хочет пойти в школу, чтобы многому научиться и получить пропуск в мир взрослости. Такой дошкольник имеет выраженную познавательную потребность, для реализации которой он нуждается в социуме, а не в привычной домашнее-семейной обстановке.

Так или иначе, 7-летний ребенок непременно станет первоклассником, и ему предстоит вжиться в школьную среду. Внутренняя позиция школьника может сформироваться уже в процессе учебной деятельности. Личностные новообразования, связанные с самооценкой и самоконтролем, с необходимостью соблюдать правила, следовать инструкциям, способствуют тому, чтобы первоклассник прочувствовал себя в роли школьника. Если они сложились в период кризиса 6-7 лет, то вчерашний дошкольник осознает и примет обучение в школе как необходимый путь к взрослости.

Читайте также: