В соборе у святой раке

  • Духовная отрада в Сергиевом Посаде
    • Где находится святыня
    • Полезные материалы
    • Дни памяти
    • Как к ним попасть
    • Обретение мощей: как происходило, когда празднуется
  • В чем помогает молитва к прп. Сергию
  • О чтении акафиста у раки
  • Вскрытие мощей преподобного в Лавре
  • Где почивают мощи родителей святого — Кирилла и Марии
  • Храмы Москвы, в которых есть частица мощей преподобного
    • Истории чудесной помощи
  • Ныне, и присно, и во веки веков
    • Похожие статьи

Духовная отрада в Сергиевом Посаде

Удивительно живописен и своеобразен древнерусский город Сергиев Посад, находящийся в 70 км севернее Москвы. Раскинувшись вдоль малых рек, над оврагами он блистает своей особой, присущей только ему красотой.

Духовным сердцем города, положившим ему начало, стала Троице-Сергиева лавра. Обитель выросла из Троицкой пустыни, основанной в чаще непроходимых лесов на вершине горы Маковец выходцами из ростовских бояр – братьями Варфоломеем и Стефаном. Впоследствии младший брат Варфоломей, укрепившись духовно, принял монашество с наречением нового имени Сергий. В историю страны и Церкви он войдет как преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской.


В соборе всегда царит полумрак: в древности зодчие не делали большие окна. Считалось, что только при мерцании лампад и свечей можно уловить исходящий от икон загадочный неземной свет. Яркие солнечные лучи этому только мешают.


Серебряная рака с мощами прп. Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры

Рядом с ракой расположена старинная чугунная дверь, ведущая в келью великого старца. Именно здесь он творил неустанную молитву, плодами которой явилось множество чудес. Каменные стены кельи расписаны фресками по мотивам жития Радонежского чудотворца, на полу – мягкий ковер. Лучины заменены подсвечниками и паникадило, выполненными из серебра, а вдоль стен – ковчеги-мощевики, в одном из которых – частица ризы Пресвятой Богородицы, в другом – частица мощей святителя Николая Чудотворца.

  • 25 сентября (8 октября) — преставление преп. Сергия Радонежского;
  • 5 (18) июля — обретение мощей;
  • 6 (19) июля — Собор Радонежских святых.

Добраться до обители можно:

Недалеко от обители жил один боголюбивый человек, особо почитающий преп. Сергия и часто приходящий молиться к его могиле. Однажды после вечерней молитвы в тонком видении мужчине явился великий угодник Божий и повелел:

Благочестивый муж, исполнившись страха и радости, рассказал об увиденном настоятелю лавры – ученику преподобного – Никону Радонежскому. Игумен возвестил об этом монастырской братии. Весть о величайшей радости быстро разнеслась среди народа. И вот в воскресный июльский день торжественное изнесение честных останков святого с благоговением созерцали князь Звенигородский князь Юрий Димитриевич (сын Димитрия Донского и крестник Сергия), насельники обители, множество знати и простого народа.

В житие преподобного Сергия, написанном его первым составителем Епифанием Премудрым, об этом событии сказано:

Честные останки святого были уложены в специально приготовленную деревянную раку и установлены в Троицком соборе.

В чем помогает молитва к прп. Сергию


По молитвам к преподобному Сергию было явлено множество чудес. Верующие обращаются к любимому старцу в различных нуждах и скорбях. И по их вере многое дается им. Чаще всего к святому возносят молитвенные прошения:

  • о помощи в учении и постижении различных наук;
  • об исцелении от гордости и приобретении смирения;
  • об уврачевании разнообразных недугов;
  • о покровительстве детям и вдовам;
  • о вспоможении в честных судебных разбирательствах, избавлении от ошибок и несправедливости судебной системы;
  • как покровителя русского воинства просят о заступничестве в деле защиты государства и духовном содействии в укреплении боевого духа;
  • как одного из покровителей Москвы о процветании и избавлении от всевозможных неурядиц.

О чтении акафиста у раки

Каждый новый день в Троицком храме начинается с общего братского молебна с акафистом преп. Сергию – в 5 (или в 5:30) утра.

В Троицком соборе можно подать только записки на молебен Радонежскому чудотворцу (за пожертвование). Другие требы можно заказать в Трапезном храме или Успенском соборе лавры.

Будучи в храме, можно самостоятельно вознести молитву великому угоднику Божьему. Святитель Иоанн Златоуст дает такой духовный совет: перед началом молитвы необходимо встать перед святым образом и закрыть глаза. Человек устроен суетно, поэтому лучше подождать, когда в душе наступит покой, чтобы со вниманием и благоговением обратиться к святому. Для создания особого духовного настроя вначале можно приложиться к святым мощам Радонежского чудотворца, а затем совершить молитву. Это может быть и каноническая молитва, и молитва своими словами. О последней святитель Феофан Затворник писал следующее:

Вскрытие мощей преподобного в Лавре


Троице-Сергиева лавра в 1920-е годы

Принятая после Октябрьской революция кампания по вскрытию святых мощей не миновала Троице-Сергиеву Лавру. В пятницу, перед Лазаревой субботой, поздно вечером в присутствии членов специальной комиссии была разобрана рака с честными останками святого.

Из воспоминаний известного ученого и священника Павла Флоренского, первого ученого секретаря комиссии по охране Лавры:

Где почивают мощи родителей святого — Кирилла и Марии

Под особым духовным окормлением Лавры находится Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. Одна из старейших обителей на Руси связана с именами родителей преп. Сергия Радонежского – преподобных Кирилла и Марии. С 1337 года в Покровском соборе монастыря почивают их святые мощи.

Храмы Москвы, в которых есть частица мощей преподобного

В столичных храмах можно приложиться к иконам преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей.

Теперь у нас есть Дашенька

Более 20 лет назад на источнике преподобного Сергия Радонежского я попросила святого помочь моей сестре забеременеть и родить ребенка. Почти сразу произошло чудо. А ведь моя сестра до этого много лет не могла забеременеть. Благодаря молитвам преподобного Сергия теперь у нас есть наша Дашенька, дар от Господа.

Святой помог мне найти работу

Я две недели искал работу, была пара вариантов, но неинтересных. После поездки к преподобному Сергию мне позвонили сами, и место оказалось идеальным для меня! Слава Богу!

Я молилась о поступлении в вуз

Ныне, и присно, и во веки веков

В наши дни, как и семь столетий назад, преподобный Сергий Радонежский для всех христиан является великим подвижником благочестия, светильником веры и преславным угодником Божьим, дивным чудотворцем.









В 1998 году внук священника Павла Флоренского, учёный Павел Васильевич в одном из интервью поделился семейным преданием семьи Флоренских, к сожалению никак документально не подтвержденным. По особому Божиему Промыслу отцу Павлу Флоренскому стало известно о подготовки советских властей к вскрытию мощей преподобного Сергия ещё накануне этого кощунственного события. И вскоре в Лавре состоялось тайное совещание, в результате которого о. Павел и остальные его участники тайно проникли в Троицкий собор и, помолившись, копием отделили голову Сергия Радонежского, заменив ее на голову князя Трубецкого, похороненного в Лавре. Затем святыню бережно хранили, при необходимости тайно перенося в более надёжные места. Сейчас несложно при желании найти более подробное описание этой потрясающей истории, а так же имена тех мужественных, верующих людей, к ней причастных.

В 1998 году внук священника Павла Флоренского, учёный Павел Васильевич в одном из интервью поделился семейным преданием семьи Флоренских, к сожалению никак документально не подтвержденным. По особому Божиему Промыслу отцу Павлу Флоренскому стало известно о подготовки советских властей к вскрытию мощей преподобного Сергия ещё накануне этого кощунственного события. И вскоре в Лавре состоялось тайное совещание, в результате которого о. Павел и остальные его участники тайно проникли в Троицкий собор и, помолившись, копием отделили голову Сергия Радонежского, заменив ее на голову князя Трубецкого, похороненного в Лавре. Затем святыню бережно хранили, при необходимости тайно перенося в более надёжные места. Сейчас несложно при желании найти более подробное описание этой потрясающей истории, а так же имена тех мужественных, верующих людей, к ней причастных.


Софийский собор в Константинополе (ныне Стамбул) около тысячи лет был крупнейшим христианским храмом в мире.


Софийский собор в Константинополе (ныне Стамбул) около тысячи лет был крупнейшим христианским храмом в мире.

Собор, основанный императором Юстинианом и открытый 27 декабря 537 года, практически сразу стали называть великим.


Собор, основанный императором Юстинианом и открытый 27 декабря 537 года, практически сразу стали называть великим.

Собор и прилегавшие постройки были покрыты мозаиками, иконами и картинами на темы Священного Писания.


Собор и прилегавшие постройки были покрыты мозаиками, иконами и картинами на темы Священного Писания.

Собор Святой Софии считался символом могущества Византийской империи.


Собор Святой Софии считался символом могущества Византийской империи.

Храм был резиденций патриарха Константинопольского и постоянным местом коронации византийских императоров.


Храм был резиденций патриарха Константинопольского и постоянным местом коронации византийских императоров.

В 1453 году Константинополь, бывший главным центром православия, захватили турки.


В 1453 году Константинополь, бывший главным центром православия, захватили турки.

Собор Святой Софии был разграблен и вскоре превращен в мечеть Айя-София.


Собор Святой Софии был разграблен и вскоре превращен в мечеть Айя-София.

В XV-XVI веках к храму пристроили четыре минарета и добавили контрфорсы, изменившие первоначальный облик собора.


В XV-XVI веках к храму пристроили четыре минарета и добавили контрфорсы, изменившие первоначальный облик собора.

Многие мозаики и фрески замазали штукатуркой.


Многие мозаики и фрески замазали штукатуркой.

Собор Святой Софии в Стамбуле.


Собор Святой Софии в Стамбуле.

Святая София была главной мечетью столицы Османской империи почти пять веков.


Святая София была главной мечетью столицы Османской империи почти пять веков.

В 1935 году основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Айя-Софию музеем.


В 1935 году основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Айя-Софию музеем.

В 1985 году музей был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


В 1985 году музей был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дискуссии о статусе собора возобновились с новой силой после того, как 29 мая, в годовщину падения Константинополя, в храме прошло чтение Корана.


Дискуссии о статусе собора возобновились с новой силой после того, как 29 мая, в годовщину падения Константинополя, в храме прошло чтение Корана.

Несколько лет назад я молилась в Соборе Святой Софии в Стамбуле. Около уцелевших фресок Христа молилась страстно, самозабвенно, на коленях. (Даже дочь свою я назвала в честь святой Софии). Собор был почти пуст, туристов не было. На дворе – унылый дождливый ноябрь. К фрескам юная девушка осторожно подвела старушку, которая сразу стукнулась подагрическими коленками об пол. Она тоже молилась. А с девушкой мы потом тихонько разговорились.

- Моя бабушка родом из понтийских греков, - объяснила она мне на английском. – Ее родители бежали в Грецию , когда турки устроили резню. Но она до сих пор считает себя местной, константинополь ской, хотя ей тогда было чуть больше годика. Каждый год кто-нибудь из родных отвозит ее в Константинополь (ну, в Стамбул , по-вашему). Я читала, что когда турки ворвались в 1453 году в святую Софию , то перебили всех верующих, и кровь поднялась так высоко над полом, что на одной колонне есть даже красная метка. Конечно, жалко, что сейчас здесь музей, и нет больше православных служб. Но хотя бы мы можем помолиться.

Я с ужасом думаю, что сейчас творится в сердцах не только этой девушки, но и многих моих греческих друзей, для которых Собор Святой Софии – омытое христианской кровью, священное, намоленное веками место. Ведь по решению лидера Турции Эрдогана теперь Собор снова станет мечетью, куда христиане уже не смогут прийти помолиться перед образом Христа. Турецкая власть нанесла этот удар отнюдь не по Западной Европе (экс-католической, а по факту языческой), а именно по Православию. По всем нам. По Армении , Грузии , Болгарии , Сербии , Сирии , Греции и, главным образом, по России . Он верно рассчитал удар.

Большинство православных стран слишком слабы, и верной заступницей от турков (не от турок, а от турков, как говорили наши вечно воевавшие с Турцией предки) - испокон веков выступала Россия. Но мы сейчас так повязаны с Турцией экономическими и военными интересами, опутаны газопроводами, что с легкостью сдадим то, что не продается, - веру. Будут громкие заявления. Будет сверкание молний в небе большой политики. Но сдадим Святую Софию. Вякнем и сдадим. То, что было символом для православной Москвы и многовековой мечтой тысяч погибших русских солдат – крест над Святой Софией, для нынешних политиков всего лишь исторический бред. Да и кто теперь вспоминает солдатские кости, из которых растет трава?

Но Эрдоган все равно просчитался. Есть древнее поверье: не стройте храм своей веры на руинах и костях чужой. Тени мертвых отомстят. Как рухнула Оттоманская империя, потопившая храмы великой Византии в крови, так рухнет и мечта о новой Оттоманской империи Эрдогана, унизившего великую православную святыню.

Собор Святой Софии: перекрёсток миров.Собор Святой Софии в Стамбуле - уникальное место. В нём соседствуют изображения Иисуса Христа и изречения из Корана. Последние 85 лет Айя-София - это музей, место мира и согласия, куда приятно заглянуть представителям всех религий. Но сейчас музей хотят превратить в мечеть…

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Эрдоган заявил, что мнение лидеров других стран не изменит решения о смене статуса Айя-Софии с музея на мечеть

1.Церковь Василия Блаженного. Экспозиция в притворе
2.Применение кирпича в древнерусском строительстве
3.Особенности древнерусского каменного строительства
4.Рака Василия Блаженного
5.Церковь Василия Блаженного. Реставрация
6.Росписи
7.Чудо Василия Блаженного спасения на море
8.Чудо Василия Блаженного о шубе
9.Иконостас церкви Василия Блаженного

Обойдя собор со всех сторон и осмотрев его архитектурные особенности, о которых мы рассказали в статье “Вокруг Покровского собора”, заходим внутрь храма.

На нижнем уровне Покровского собора, представлен макет храма, сделанный в начале ХХ века мастерами одной из игрушечных фабрик.


Церковь Василия Блаженного

Над макетом висит парсуна царя Ивана Грозного. Это копия, её выполнили братья Александр Иванович (1888-1949) и Николай Иванович (1885-1933) Брягины , известные реставраторы начала ХХ века. Оригинал находится в Оружейной палате московского Кремля.


Копия парсуны царя Ивана IV Грозного в Покровском соборе

(Некоторые посетители путают икону и парсуну и крестятся на эту парсуну).
В подцерковье представлена методика реставрационных работ в соборе.



Первоначально собор был расписан “под кирпич и белый камень”. Уже в старину люди понимали, что атмосферные условия и колебания температур влияют на любой строительный материал. Здания из кирпича старались защитить, сверху покрывали штукатуркой, и, для красоты, могли расписать по штукатурке как угодно. Чаще всего на строениях того времени появляется роспись “под кирпич”.

Кирпич в ту пору был новым, модным материалом. До татаро-монгольского ига на Руси существовало строительство из кирпича, однако после Батыева нашествия эти технологии оказались утраченными. Каменное и кирпичное строительство практически не велось с середины XIII до конца XIV-начала XV веков.
В Москве начали строить из кирпича задолго до возведения Покровского собора, но кирпич был совсем иным по своему виду и качеству. Прежде использовали большемерный тонкий кирпич – плинфу, наши предки позаимствованного его у византийцев.

В XV веке появился кирпич, близкий по свойствам к современному. Новый материал настолько пришёлся по вкусу строителям того времени, что они стали наносить орнамент “под кирпич” на многие здания. А украшали новые сооружения резным белым камнем.


В реставрационном уголке притвора церкви Василия Блаженного показана роспись “под кирпич” и “под дикий камень“

Время шло, вкусы изменились и через 200 лет нижний этаж собора был окрашен под “дикий камень”.


Узор под “дикий камень” на макете собора

Церкви собора были расписаны цветами в горшках. Роспись под “дикий камень” свойственна XVIII веку, а цветочный орнамент – мода XIX столетия. Эти цветы хорошо заметны на макете собора.


На внешней росписи храма сохранилось несколько подобных цветов

А теперь давайте перенесёмся на 400 лет назад. Из стены храма торчит обломок дерева – это остаток строительных лесов.


Остаток бревна в стене и роспись стен “под дикий камень

Строительные леса в XVI веке крепили прямо в стены и одновременно выводили леса за стены собора. Один из остатков такого бревна перенесли в подклет. Наверху – в центральной Покровской церкви – сохранилось ещё несколько подобных фрагментов. Во время реставрации в стенах собора, в основаниях больших церквей по второму ярусу были обнаружены вертикальные пустоты с древесными остатками. Возможно, что собор строили вокруг некоего деревянного каркаса, игравшего роль пространственного чертежа. Безусловно, мастера измерили основание будущего храма, а других чертежей у них не было. Существует предположение, что вначале была создана некая “3D модель” из дерева, которую потом обложили кирпичом. Однако это не более, чем гипотеза, так ли было на самом деле – неизвестно.

На правой стороне подклета восстановлен профиль стены, который существовал в старину. В XVIII веке древняя отделка вышла из моды, подклет собора переделали. Часть отделки XVIII века сохранили, чтобы был виден масштаб реставрационных работ. То же самое относится к основанию колонны. В его правой части восстановлен древний профиль основания колонны, а слева видно, как она выглядела до реставрации.

В XVI веке вход в церковь Василия Блаженного был с другой стороны. Здесь, на церковном дворе, находилось кладбище. На нём, рядом со стеной собора, похоронили Василия Блаженного. Храм над его могилой построили в конце XVI века. Рака Василия Блаженного, установленная в церкви – это не гроб, а надгробие.


Рака святого Василия Блаженного


Сень над ракой Василия Блаженного. ХIХ век

Сень символизирует, что над этим местом простёрлась тень Божьей благодати.

Рака украшена композицией “Чудо о спасении на море”.


Фрагмент раки св.Василия Блаженного

Службы у Василия Блаженного шли ежедневно, в любую погоду. До XVIII века в этой церкви был земляной пол, постоянная сырость и тепло от людских тел и свечей быстро разрушали росписи и иконы. Церковь часто требовала ремонтов и поновлений. С другой стороны, ежедневные службы приносили немалый доход и храм Василия Блаженного мог себе позволить часто проводить ремонты, в отличие от других церквей Покровского собора, которые были нищими. Из-за многочисленных поновлений сейчас уже невозможно выяснить, как храм выглядел первоначально. Его нынешний облик относится к концу XIX – началу ХХ века.

В конце XIX века храм был в ужасном состоянии и общественность предпринимала различные действия для его сохранения. Под её давлением правительство выделило огромные средства на ремонт и реставрацию собора.

В 1905 году отмечался первый юбилей собора о котором до нас дошли сведения. (Возможно, что предшествующие юбилеи также торжественно отмечались, но об этом ничего не известно.) Это был юбилей закладки собора. Но было очевидно, что к годовщине всё сразу сделать невозможно, поэтому решили целиком восстановить какую-то одну часть собора. Выбор пал на храм Василия Блаженного. В его старых стенах создали новый интерьер, стилизованный под русское средневековье.
После первых пробных расчисток выяснилось, что в XVII веке храм был расписан процветшей виноградной лозой церкви Христовой, которая имеет начало и не имеет конца. Процветшая виноградная лоза – это образ Райского сада.


Фрагмент росписи “процветшая виноградная лоза”.

Художники решили взять за основу эту роспись, но в современном их времени виде. В ту пору в искусстве господствовал стиль “модерн”.

В церкви Василия Блаженного всё – и рака, и сень, и иконостас, и роспись – сделано в стиле “модерн” в 1905 году, к юбилею храма. Подлинный растительный орнамент – процветшая виноградная лоза, была иной. Программу росписи Покровского собора заложили ещё в XVII веке. Вид лозы изменялся несколько раз, она бывала трафаретной и совершенно ужасной. Но стиль росписи – процветшая виноградная лоза, не менялся на протяжении четырёх с половиной веков. В этом храме всегда присутствовал образ Райского сада.
В каждом храме часть росписи посвящена тому празднику или тому святому, в честь которого он был освящён. В церкви Василия Блаженного напротив иконостаса изображён Покров Пресвятой Богородицы. Этой росписью была отдана дань Покровскому собору.


Композиция “Покров Пресвятой Богородицы” на западной стене храма, над западным входом в церковь


Фрагмент росписи церкви Василия Блаженного “Чудо спасения на море”

Персидские купцы шли морем в Москву и на Каспийском море попали в сильный шторм. Стихия была такой силы, что они не чаяли спастись и уже приготовились к смерти, как вдруг увидели, что к ним по волнам идёт совершенно нагой человек. Внезапно море утихло, этот человек помог им добраться до порта и исчез. А когда они с товаром прибыли в Москву, то встретили этого человека на Торгу, им оказался Василий Блаженный.

Над ракой, на северной стене, изображено чудо о шубе.


Фрагмент росписи церкви Василия Блаженного “Чудо о шубе”


Фрагмент росписи церкви Василия Блаженного – процветшая виноградная лоза и фрагмент иконостаса “с заворотом”


Фрагмент иконостаса церкви Василия Блаженного. Слева от Царских врат – икона “Одигитрия Смоленская”


Икона святого Василия Блаженного на южной стене храма в местном ряду иконостаса


“Днесь светло красуется славнейший град Москва”

На иконе изображены избранные святые, среди них слева – святой Василий Блаженный, справа – святой Максим Блаженный, коленопреклонённые святой преподобный Сергий Радонежский и святой преподобный Варлаам Хутынский, святой Дмитрий царевич.


Образ Богоматери Владимирская” на иконе “Днесь светло красуется славнейший град Москва”. Он находится за ракой св. Василия Блаженного на южной стене церкви Продолжение экскурсии в следующем помещении, в подцерковье Покровского собора.
Покровскому собору посвящена серия статей:
ВОКРУГ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
ПОДЦЕРКОВЬЕ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
НИЖНИЕ СЕНИ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ИКОНА СВ. МАКСИМА БЛАЖЕННОГО
ИНТЕРЬЕР ВЕРХНЕГО ЯРУСА ПОКРОВСКОГО СОБОРА
Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.

Читайте также: