В чем мудрость сказки лиса и рак

Познакомить детей с алгоритмом анализа литературного произведения (учить детей анализировать поступки героев, их мотивы, формулировать черты характера героев сказки);

учить сравнивать ситуации, находить в них отличительные черты и самостоятельно выводить жизненные правила;

развивать у детей связную речь, фантазию, творческое воображение.

Организация деятельности Содержание

5. Анализ литературного произведения

Тем же образом обсуждаем и лису.

7. Выбор поговорок.

Каждого ребенка приглашаю на свой стульчик при отгадывании героя сказки.

Ребёнок, у которого в руках мяч, называет действие героя.

- Назови мне действия Колобка…

На некотором расстоянии от них лежат изображения сказок и героев из других сказок. Дети ищут героев к нужной сказке и возвращаются.

1. Какова цель героя? Чего он хочет добиться? Почему он так поступает?

- победить в соревновании.

2. Какие действия рака?

Действие (Д)

- соглашается на соревнование, цепляется за хвост лисы, держится, потом отцепляется.

3. Какой характер у рака?

- Если рак для своей цели предпринимает вышеназванные действия - цепляется за хвост лисы и едет на нем - то в этом проявляются какие черты характера?

- Характер (Х)- волевой, целеустремленный, хитрый, смекалистый, догадливый, ловкий.

4. - Скажите, ребята, рак результата добился?

Результат мы определяем, во-первых,по отношению к цели: достигнута или нет. Отмечаем это знаком (+) или (-).

Результат (Р) - (+) рак побеждает лису, выигрывает соревнование.

Кто ___ (Д)___, тот ___ (Р).

Д - совершенное героем действие, Р - полученный результат.

ЛИСА:

Ц - прибежать первой, победить рака.

Д - быстро бежит, не замечает на хвосте рака.

Р - (-) лиса проигрывает соревнование.

Детям предлагаются ситуации, для которых надо придумать 2 продолжения - как в них поступит недогадливый, а как - сообразительный человек. Это задание требует от них активного, самостоятельного применения новых понятий.

Воспитательница с большой стопкой книг подходит к двери; сообразительный ребенок ___, а недогадливый.

У мамы хмурое лицо; сообразительный ребенок ___, а недогадливый.

Ребята,давайте выберем подходящие к сказке поговорки:

Сделал дело – гуляй смело. Кто хитрым бывает, тот побеждает.

Где смелость, там и победа. Кто сопернику доверяет, тот проиграет.

Мораль (М)- Жизненное правило:

- Кто на другом выезжает, тот побеждает. Кто хитрым бывает, тот побеждает.

- Кто за другими не наблюдает, хитрость прозевает.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста с применением ИКТ Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста с применением информационно компьютерных технологий.

Конспект образовательной деятельности по математике для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Задачи: - упражнять детей.

Урок литературного чтения

Личностные результаты обучения:

- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, -- -формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

-формирование умения извлекать информацию, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-овладение диалогической и монологической речью;

-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

I . 1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения

Вводная беседа:

- Послушайте стихотворение:

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов

- Вы догадались, что мы сегодня будем читать на уроке?

- На какие группы мы делим сказки?

- В чем особенность сказок о животных?

- Назовите известных вам животных-героев сказок.

II . 1) Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

2) Изучение нового материала

1) Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам о животных. (слайды)

– Каких животных-героев сказок вы знаете?

– Какой в сказке бывает лиса? (Хитрая, коварная, лживая.)

Волк? (Злой, глупый, простоватый.)

Медведь? (Медлительный, сильный.)

Петух? (Гордый, хвастливый, удалой.)

Ворона? (Злая, глупая, вестница несчастья.)

Заяц? (Трусливый, робкий.)

Еж? (Хозяйственный, трудяга.)

– Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народа­ми разных стран? (Да. Животный мир отличается.)

1. Работа с текстом до чтения.

1) Чтение заглавия.

– Какой народ сочинил эту сказку?

2) Рассматривание иллюстрации. (слайд)

– Какой момент изображен на иллюстрации?

– Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака? Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос.

3) Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки вслух учащимися.

– Что означает слово перегоняться?

– Кто же кого обхитрил?

4) Работа с текстом после чтения.

Ответ на вопрос учебника (с. 57). (Это сказка о хитрости, находчивости, смекалке.)

5) Работа с пословицами. (слайд)

- Прочитайте пословиц. Какая из них больше подходит к сказке?

На всякого мудреца довольно простоты (русская)

На хитрость дай Бог мудрость (белорусская)

Сила с хитростью не сравнится (бенгальская)

Сильный использует силу, слабый – хитрость (вьетнамская)

Работа с опорными словами:

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Заяц братья Гримм еж поле воскресное утро гречиха брюква

- Что вы можете предположить по данным словам?

1. Работа с текстом до чтения.

2. Работа с текстом во время чтения. (слайд)

Чтение сказки учителем.

Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, – дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:

А дело было вот как.

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда за­цветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по ско­шенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гре­чихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.

И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и на­певал про себя веселую песенку – не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про се­бя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказа­но – сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя неда­леко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, ко­торый вышел за тем же делом - посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знат­ный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:

- Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?

- Какие из ваших предположений оправдались?

- О чем договорились заяц и еж?

- Что значит в запуски?

- Кто предложил соревнования? Почему?

- Как по-вашему будут развиваться события дальше?

– Гуляю, - говорит еж.

– Гуляешь? - засмеялся заяц. - Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.

Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о сво­их ногах он не позволял ничего говорить, - уж очень они были у него кри­вые.

– Ты, видно, воображаешь, – сказал еж зайцу, - что своими ногами ты можешь лучше управиться?

– Я думаю, - ответил заяц.

– Это надо еще проверить, – сказал еж. - Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.

– Да это прямо смешно – ты-то, со своими кривыми ногами? -сказал заяц. - Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?

– На один золотой луидор, - говорит еж.

– Идет! - ответил заяц. – Ну, тогда уж давай начнем сейчас.

– Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, - говорит еж, - ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.

Пришел еж домой и говорит своей жене:

– Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.

– А что такое случилось? - спрашивает она.

– Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор; хочу бежать! с ним взапуски, и ты должна быть при этом.

– Ах, боже ты мой! – стала кричать на него жена. - Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?

– Да ты уж, жена, лучше помолчи, - говорит ей еж, - это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.

Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.

Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:

С тем и добрались они на попе. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.

– Давай, что ли, начинать? – говорит заяц.

– Ладно, - отвечает еж, – начнем.

Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:

- Что решил сделать еж?

- Почему еж решил перехитрить зайца?

- Что сделает заяц после слов ежихи?

– Давай побежим еще раз назад!

И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась пре­спокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:

Разозлился заяц и крикнул:

– Давай бежать еще раз назад!

– Как хочешь, - ответил еж, - мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.

Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Вся­кий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:

- Чему удивился заяц?

- Чем по-вашему закончатся эти соревнования?

Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на пе­редние ноги, и не мог он двинуться дальше.

Взял еж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они еще сейчас.

Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.

Предполагали ли вы такую развязку?

- Кто в сказке положительный герой? Почему?

- Жалко ли вам зайца?

Работа с пословицами

Хорошо смеется тот, кто смеется последний.

В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Выше головы не прыгнешь.

- Какая из этих пословиц больше всего подходит к сказке? Докажите свой выбор.

Работа в парах

- Чему учит сказка?

- Какой вывод могли сделать авторы сказки?

*** заслушивание ответов детей, после их работы в парах

- А теперь послушайте авторский вывод. (читает учитель)

А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым челове­ком – хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если наду­мает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты ёж то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.

– Чем похожи сказки? (Идеей, сюжетом, своей мудростью.)

– Чем различаются? (Героями, деталями. )

VI . Рефлексия


Техника работы по анализу и решению жизненных ситуаций

3) Характеристика сказки. (Вывод, о чем эта сказка). Какие учебные задачи можно решать, используя эту технику? Учить детей умению видеть и отличать сложную ситуацию от простой, формулировать задачу героя в каждой ситуации, оценивать использованный героем способ и средства решения задачи и делать выводы о том, какая мудрость заключена в сказках.

Лиса говорит раку: Давай перегоняться! Что ж, лиса, давай. Начали перегоняться. Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, обернулась по­смотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и го­ворит: А я уже давно тебя тут жду.

Ситуация. Лиса и рак решили перегоняться. Анализ ситуации. Какие задачи герои должны решить? Какие трудности должны преодолеть? Как они будут это делать? Задача каждого героя придти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу. Трудности должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании, значит, и у него был свой план победы.

Для того, чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы: лиса – свои физические данные, а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы. Характеристика сказки. Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника А эта сказка авторская. Она написана по заданию учебника Русский язык 3 класс. Задание. Придумай и запиши маленькую сказку о героях, которые живут в сказочной стране. В этой стране все время идет дождь. Какие герои могут там жить? Работа по содержанию сказки. Название страны, особенности в поведении и отношениях между ее жителями, возможные трудности и пути их разрешения. Работа над структурой сказки. Сказка не должна быть длинной. Это сказка – миниатюра. В ней надо написать об одном приключении героев, которых вы придумали. Примерный план: I. Вводная часть. ( Где происходят события, когда, с кем?) II. Основная часть. С чего все началось? Что произошло? Как развивались события. III. Заключительная часть. Чем все закончилось? Рассмотрим эту сказку с позиции решения жизненных проблем. Что можно узнать об авторе сказки, познакомившись с ее содержанием? Какие вопросы можно задать автору по содержанию сказки. Какую проблему решал герой? Как он это делал? Что бы могло случиться, если бы герою не пришли на помощь родители? Какой способ мог придумать герой, чтобы не погибнуть?

Жили – были в одном водном государстве Туча, Тучиха и Тучонок.

Как-то раз Тучонок пошел гулять, ушел очень далеко от дома и заблудился.

Итак, для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развиваются на данном предметном содержании. Обозначим ключевые: это умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор, умения оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: нравственных, гражданско-патриотических, эстетических, умения самоопределяться в системе ценностей, действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия, объясняя (прежде всего – самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции.

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор Ершеева Г.В.
Дата 24.01.2016
Формат doc
Изображения Нет


Урок литературного чтения

Личностные результаты обучения:

- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

Метапредметные результаты обучения:

-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, -- -формировать умение оценивать свою работу на уроке.

-формирование умения извлекать информацию, строить рассуждения.

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-овладение диалогической и монологической речью;

-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

I. 1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения

Вводная беседа:

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов

- Вы догадались, что мы сегодня будем читать на уроке?

- На какие группы мы делим сказки?

- В чем особенность сказок о животных?

- Назовите известных вам животных-героев сказок.

II. 1) Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

2) Изучение нового материала

1) Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам о животных. (слайды)

- Каких животных-героев сказок вы знаете?

- Какой в сказке бывает лиса? (Хитрая, коварная, лживая.)

Волк? (Злой, глупый, простоватый.)

Медведь? (Медлительный, сильный.)

Петух? (Гордый, хвастливый, удалой.)

Ворона? (Злая, глупая, вестница несчастья.)

Заяц? (Трусливый, робкий.)

Еж? (Хозяйственный, трудяга.)

- Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народа­ми разных стран? (Да. Животный мир отличается.)

1. Работа с текстом до чтения.

1) Чтение заглавия.

- Какой народ сочинил эту сказку?

2) Рассматривание иллюстрации. (слайд)

- Какой момент изображен на иллюстрации?

- Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака? Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос.

3) Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки вслух учащимися.

- Что означает слово перегоняться?

- Кто же кого обхитрил?

4) Работа с текстом после чтения.

Ответ на вопрос учебника (с. 57). (Это сказка о хитрости, находчивости, смекалке.)

5) Работа с пословицами. (слайд)

- Прочитайте пословиц. Какая из них больше подходит к сказке?

На всякого мудреца довольно простоты (русская)

На хитрость дай Бог мудрость (белорусская)

Сила с хитростью не сравнится (бенгальская)

Сильный использует силу, слабый - хитрость (вьетнамская)

Физминутка youtube.com/watch?v=hroHApWK578

Работа с опорными словами:

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Заяц братья Гримм еж поле воскресное утро гречиха брюква

- Что вы можете предположить по данным словам?

1. Работа с текстом до чтения.

2. Работа с текстом во время чтения. (слайд)

Чтение сказки учителем.

Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, - дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:

А дело было вот как.

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда за­цветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по ско­шенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гре­чихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.

И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и на­певал про себя веселую песенку - не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про се­бя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказа­но - сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя неда­леко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, ко­торый вышел за тем же делом - посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знат­ный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:

- Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?

- Какие из ваших предположений оправдались?

- О чем договорились заяц и еж?

- Что значит в запуски?

- Кто предложил соревнования? Почему?

- Как по-вашему будут развиваться события дальше?

- Гуляю, - говорит еж.

- Гуляешь? - засмеялся заяц. - Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.

Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о сво­их ногах он не позволял ничего говорить, - уж очень они были у него кри­вые.

- Ты, видно, воображаешь, - сказал еж зайцу, - что своими ногами ты можешь лучше управиться?

- Я думаю, - ответил заяц.

- Это надо еще проверить, - сказал еж. - Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.

- Да это прямо смешно - ты-то, со своими кривыми ногами? -сказал заяц. - Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?

- На один золотой луидор, - говорит еж.

- Идет! - ответил заяц. - Ну, тогда уж давай начнем сейчас.

- Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, - говорит еж, - ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.

Пришел еж домой и говорит своей жене:

- Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.

- А что такое случилось? - спрашивает она.

- Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор; хочу бежать! с ним взапуски, и ты должна быть при этом.

- Ах, боже ты мой! - стала кричать на него жена. - Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?

- Да ты уж, жена, лучше помолчи, - говорит ей еж, - это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.

Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.

Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:

С тем и добрались они на попе. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.

- Давай, что ли, начинать? - говорит заяц.

- Ладно, - отвечает еж, - начнем.

Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:

- Что решил сделать еж?

- Почему еж решил перехитрить зайца?

- Что сделает заяц после слов ежихи?

- Давай побежим еще раз назад!

И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась пре­спокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:

Разозлился заяц и крикнул:

- Давай бежать еще раз назад!

- Как хочешь, - ответил еж, - мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.

Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Вся­кий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:

- Чему удивился заяц?

- Чем по-вашему закончатся эти соревнования?

Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на пе­редние ноги, и не мог он двинуться дальше.

Взял еж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они еще сейчас.

Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.

Предполагали ли вы такую развязку?

- Кто в сказке положительный герой? Почему?

- Жалко ли вам зайца?

Работа с пословицами

Хорошо смеется тот, кто смеется последний.

В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Выше головы не прыгнешь.

- Какая из этих пословиц больше всего подходит к сказке? Докажите свой выбор.

Работа в парах

- Чему учит сказка?

- Какой вывод могли сделать авторы сказки?

*** заслушивание ответов детей, после их работы в парах

- А теперь послушайте авторский вывод. (читает учитель)

А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым челове­ком - хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если наду­мает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты ёж то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.

- Чем похожи сказки? (Идеей, сюжетом, своей мудростью.)

- Чем различаются? (Героями, деталями. )

VI. Рефлексия


Сравнив этот мотив и описания жизни диких племен, Владимир Пропп пришел к выводу, что сказки о чудовищах сохранили некоторые подробности древнейшего обряда инициации, который проводили в первобытных обществах над юношами-охотниками. Центральной частью обряда было поглощение испытуемого неким животным, чаще всего змеем.

Одна из форм (этого обряда — Прим. ред.) состоит в том, что посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного.
Там, где уже сооружались постройки, это чудовищное животное представлено особого рода хижиной или домом… Там, где еще нет никаких построек, делается сооружение иного типа.
Так, в Австралии змею изображало извилистое углубление в земле, высохшее русло реки, или делали навес, а впереди ставили расколотый кусок дерева, изображающий пасть.
. Пребывание в желудке зверя давало вернувшемуся магические способности, в частности власть над зверем. Вернувшийся становился великим охотником.
Чтобы приобщиться к тотемному животному, стать им и тем самым вступить в тотемный род, нужно быть съеденным этим животным.

По мнению Проппа, со временем появился обычай разжигать костер внутри таких чудищ.
А освобождение охотника из утробы монстра символизировало победу над зверем.

Затем воздействовать на зверя стали не изнутри, а снаружи, с помощью оружия. Так возник один из самых распространенных в мировой культуре мотивов — змееборство.

Более поздние фольклорные сказки полностью сосредоточились на человеке. Животные в них стали появляться лишь эпизодически.

Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории.
Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов ( медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д. ).

В сказках о животных животные сами являются главными героями- персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.
Наблюдая за составом животных, выступающих в качестве действующих персонажей в животном эпосе, я отмечаю преобладание диких, лесных животных.
Это – лиса, волк, медведь, заяц, и птицы: журавль, цапля, дрозд, дятел, ворона.

Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Примеры: кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и дятел и другие.
Ведущими персонажами, как правило, являются лесные животные, домашние же животные играют подсобную роль.
Сказки о животных строятся на элементарных действиях.
Сказки построены на неожиданном для партнёра, но ожидаемом слушателями конце.
Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк.

Итак, под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом. Действующими лицами являются только одни животные.






Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку.
Ежи даже норками не обзаводятся.
Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму.
И яблоками Еж никогда не питается.
На самом деле, кислота, содержащаяся в них, помогает ему избавиться от паразитов, обитающих в недрах его игл.
Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты.
Мал ежик, а никто ему не страшен.
Свернется в клубок, выставит иголки — попробуй тронь.



Изучая животный эпос, мы должны остерегаться очень распространённого заблуждения, будто сказки о животных действительно представляют собой рассказы из жизни животных.
До исследования этой темы, я тоже придерживалась такого суждения.
Как правило, они имеют очень мало общего с действительной жизнью и повадками зверей.
Правда, до некоторой степени животные действуют согласно своей природе: лошадь лягается, петух поёт, лиса живёт в норе (впрочем, далеко не всегда), медведь медлителен и сонлив, заяц труслив и т. д. Всё это придаёт сказкам характер реализма.
Обрисовка животных в сказках иногда настолько убедительна, что мы с детства привыкли подсознательно определять характеры животных по сказкам.
Сюда относится представление, будто лиса – животное исключительно хитрое.
Однако всякий зоолог знает что это мнение ни на чём не основано.
Каждое животное хитро по-своему.
Звери вступают в содружество и водят компанию, какая невозможна в природе.
Но всё-таки я хочу заметить, что в сказках есть и множество таких деталей в изображении зверей и птиц, которые подсмотрены народом из жизни настоящих зверей.
Прочитав литературу о сказках, о жизни и поведении животных и сравнив образы и их прототипы, у меня появились две версии. С одной стороны, образы животных похожи на свои прототипы (злой волчище, мишка косолапый, лисичка - таскающая кур и т. д. ). С другой стороны, изучив, наблюдения зоологов я могу сказать, что образы и их прототипы имеют мало общего с действительными повадками зверей.
Искусство народной сказки состоит в тонком переосмыслении подлинных повадок птиц и зверей.
И ещё: изучив историю сказок о животных, я пришла к выводу: сказки о животных чаще всего принимают форму рассказов о людях под личиной животных.
В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь, с её страстями, алчностью, жадностью, коварством, глупостью и хитростью и в то же время с дружбой, верностью, благодарностью, т. е. широкая гамма человеческих чувств и характеров.

Читайте также: