Установки являются устойчивым психическим новообразованием уже к 10 годам

Задание I. Определите, верно или неверно?

Верно - 1, 3, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14.

Неверно: 2, 4, 5, 6, 9, 15, 16.

1. Укажите верный вариант:

К свойствам общения относят:


  • Активность

  • Диалогичность

  • Социальность

  • Двойственность формы

  • Все ответы верны

  • Все ответы неверны

2. Укажите, с какими функциями общения связаны следующие ситуации?


  • Человек обращается в справочное бюро, чтобы узнать время отправления поезда _______________________________________

  • Учитель дал задание, и дети стали его выполнять ______________

  • Сотрудники договариваются, где они будут проводить совещание_______________________________________________

3. Верны или не верны следующие утверждения:


  • через общение человек не может удовлетворить свои социогенные потребности.

  • общение выступает как важнейшее условие психического развития человека

  • В условиях общения происходит существенное изменение работы памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоций, воли, механизмов мотивации и всего поведения в целом

7. Укажите, где наблюдение, а где – оценка?


  • Маленькаядевочкаплачет

  • Одинсотрудникзлитсянадругого

  • Учительрадвидетьученика

  • Двеподругисорятся

  • Женщинаулыбаетсяребёнку

8. Укажите верный ответ:

Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д. называется


  • Коммуникация

  • Интеракция

  • Перцепция

  • Все ответы верны

  • Все ответы неверны

9. Укажите верный ответ:

Основными механизмами социальной перцепции являются:


  • Идентификация

  • Сопереживание

  • Аттракция

  • Эмпатия

  • Интерференция

  • Антиципация (ожидание чего-либо)

  • Социальная рефлексия

  • Влечение

  • Каузальная атрибуция

  • Суггестия.

10. Верны ли данные утверждения?


  • В процессе восприятия всегда возникают стереотипы и установки

  • Установки являются устойчивым психическим новообразованием уже к 10 годам

  • на восприятие людей помимо установок и стереотипов влияют предубеждения и предрассудки

  • фундаментальная ошибка атрибуции заключается в переоценке ситуационных факторов и недооценке диспозиций

  • Установки имеют три измерения: когнитивное, аффективное, поведенческое

  • Когда установки вступают в противоречие с фактами, возникает так называемое когнитивное соответствие

  • Д.Н.Узнадзе полагал, что установка лежит в основе избирательной активностичеловека, а значит, является показателем возможных направлений деятельности.

  • эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков, называется предрассудками

  • феномен, который позволяет понять, каким образом люди интерпретируют поведение другого человека, если не обладают о нем достаточной информацией, называется каузальной атрибуцией

11. Установите соответствие между основными психическими функциями по А.Ф.Лазурскому и эго-состояниями Э.Берна:

13. Установите последовательность фаз действия как главного содержания общения.

Фаза завершения – Фаза побуждения – Фаза непосредственного действия – Фаза уточнения ситуации

14. Укажите верный ответ:

К важнейшим социальным эмоциям, регулирующим характер межличностных отношений, обычно относят:


  • Смущение

  • Чувства

  • Зависть

  • Ревность

  • Мотивация

  • Застенчивость

  • Все ответы верны

  • Нет верных ответов

15. Установите соответствие между примерами и основными видами любви:

сосредоточена на благополучии

любимого, не стремится привязать

его к себе, дает ему свободу выбора оптимистическая

пути в жизни и спутников.
в объекте любви человек

видит, прежде всего, свою

собственность, которой хочет бескорыстная

человек ищет в ней подтверждения

своих установок, сексуальных пессимистическая

потребностей; доминирует страх потери
трезвая оценка, полное принятие

партнера, нет двойных стандартов собственническая

16. Укажите верный ответ:

Эффективное общение включает в себя следующие факторы:


  • Контактность

  • Общительность

  • Коммуникативная совместимость

  • Все ответы верны

  • Нет верных ответов

22. Верны ли данные утверждения?


  • Привязанность отличается от дружбы тем, что имеет более близкую эмоциональную дистанцию

  • выражение личного отношения к партнеру в процессе общения не относится к внутренним факторам межличностной аттракции:

  • Межличностное неформальное общение выполняет психотерапевтическую функцию

  • нет факторов, жестко детерминирующих аттракцию

  • Контактности обязательно присуща доброжелательность


    1. Контрольные Тестовые задания для экспресс-опроса.

ПФ-6: Контрольные работы

Раскройте особенности социальных стереотипов.

Охарактеризуйте приемы манипулирования в общении.

В чем заключается деперсонализация общения?

Выделите основные виды общения и охарактеризуйте их.

Дайте определение общению и раскройте его особенности.

Какова цель, структура и функции общения?

Назовите основные стороны общения и объясните их взаимосвязь.

Каковы функции восприятия в процессе общения?

Охарактеризуйте невербальные средства общения.

Назовите основные элементы невербального общения и охарактеризуйте их.

Какова роль обратных связей в процессе восприятия и передачи информации?

Опишите, как надо и как не надо слушать.

В чем сущность трансакционного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну? Раскройте основные этапы общения и дайте их краткую характеристику.

Раскройте сущность выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций.

Для допуска к экзамену студент должен набрать не менее 60 баллов по формам текущего контроля. Максимальное количество баллов, которые может набрать студент в ходе изучения дисциплины, составляет 100. По разным формам контроля балльные оценки распределяются следующим образом: коллоквиумы - 0-4 балла; устное собеседование – 0-34 балла; практические работы – 0-30 баллов; контрольные работы – 0-2 балла; письменное тестирование – 0-14 балла; компьютерное тестирование – 0-8 баллов; подготовка реферата и мультимедиа презентации – 0-8 баллов.

Этапы работы над рефератом:


  • подбори изучение основных источников, опираясь на предложенный список литературы (5 – 10 источников). Возможно написание по одному источнику (монография).

  • составление библиографии;

  • обработка и систематизация информации;

  • разработка плана реферата;

  • написание реферата.

Структура реферата.

  • Титульный лист;

  • Оглавление, в котором излагаются пункты плана с указанием страницы, с которой начинается пункт.

  • Реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется суть проблемы, цель и задачи реферата, дается краткая характеристика используемой литературы.

  • В основной части реферата реализуются задачи исследования: в соответствии с планом последовательно и доказательно. В основной части могут быть представлены таблицы, схемы и графики.

  • В заключительной части автор делает выводы, исходя из цели и задач работы.

Требования к оформлению реферата.

Объем реферата – 10-15 печатных страниц. Стиль изложения – аналитический (анализ источников, сравнение и сопоставление ведущих положений, обобщение), стиль должен быть литературным. Обязательны построчные ссылки на использованную литературу. Список литературы по правилам библиографического описания должен завершать работу.

Критерии оценки реферата.


  • Соответствие содержания теме и оглавлению.

  • Глубина проработки материала.

  • Логичность изложения.

  • Полнота использования источников.

  • Наличие ссылок на источники.

  • Культура письменной речи.

  • Соответствие оформления реферата ГОСТу.

Рекомендации по написанию рецензии

Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:

  1. социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;
  2. осознанность этих отношений и поведения;
  3. эмоциональный компонент этих отношений и поведения;
  4. регулятивная роль социальной установки.

Функции аттитюда:

  1. автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
  2. адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
  3. защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;
  4. когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;
  5. регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;
  6. ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;
  7. стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки:

  1. когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;
  2. аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;
  3. поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Уровни установок:

  1. просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;
  2. социальные установки;
  3. базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);
  4. инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:

  1. смысловом – установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;
  2. целевом – установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;
  3. операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа :

  1. до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;
  2. с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;
  3. от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;
  4. от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Концентрация внимания на инструментальной фазе не учитывает того, что на определенном уровне развития группы особое значение приобретает первая фаза – здесь наиболее ясно могут проявиться новые качества группы в их влиянии на каждого отдельного члена группы.

Так же, как и другие проблемы, связанные с динамическими процессами малой группы, проблема эффективности должна быть связана с идеей развития группы.

ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная установка. Определение и классификация

1. Исследования понятия и динамики социальных установок

Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки.

Проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе.

Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим состоянием объекта, состоянием готовности к определенной активности.

Это состояние обусловливается факторами потребности субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной.

Установка в контексте концепции Д. Узнадзе касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека.

Идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей.

Этот круг вопросов рассматривался И. Н. Мясищевым в его концепции отношений человека.

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии.

В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: взаимозависимость индивида и социальной организации.

После открытия феномена аттитюда начался бум в его исследовании.

Возникло несколько различных толкований аттитюда: определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

В качестве основного метода были использованы различные шкалы, предложенные Л. Тернстоуном.

Функции аттитюдов:

1) приспособительная (адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (функция саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

В 1942 г. М. Смитом определена структура аттитюда:

1) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

2) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта);

3) поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Стереотип – это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т. д.

Процесс формирования стереотипов называется стереотипизацией.

В результате стереотипизации формируется социальная установка – предрасположенность человека воспринимать что – то определенным образом и действовать тем или иным способом.

Особенности формирования социальных установок связаны с тем, что они обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации, познания, а также инструментальную функцию (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Установка может помогать воспринимать образ другого человека более правильно, действуя по принципу увеличительного стекла при аттракции, а может и блокировать нормальное восприятие, подчиняясь принципу искажающего зеркала.

Д. Н. Узнадзе полагал, что установка лежит в основе избирательной активности человека, а значит, является показателем возможных направлений деятельности.

Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия.

Изменения установок зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта.

Поскольку установка определяет избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном.

На смысловом уровне установки носят наиболее обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида.

Целевые установки связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца.

Они определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности.

Если действие прервано, то мотивационное напряжение все равно сохраняется, обеспечивая человеку соответствующую готовность к его продолжению.

Эффект незавершенного действия был открыт К. Левиным и более основательно изучен в исследованиях В. Зейгарника (эффект Зейгарника).

На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения в конкретной ситуации, способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта поведения субъекта в подобной ситуации и соответствующего прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведения.

Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации.

Первый этап охватывает период детства до 12 лет.

Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям.

С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, их формирование связано с усвоением социальных ролей.

Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием.

К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, изменить их крайне трудно.

Любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться.

Степень их изменяемости и подвижности зависит от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является.

Выдвинуто много различных моделей объяснения процессам изменения социальных установок.

Большинство исследований социальных установок осуществляется в русле двух основных теоретических ориентаций – бихевиористской и когнитивистской.

Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки.

В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия Ф. Хайдера, Г. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда.

Новообразования подросткового возраста

Большинство новообразований подросткового возраста были изучены еще в середине двадцатого века – как отечественными, так и зарубежными психологами (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Ж. Пиаже и др.).

Новые интересы

Основные группы наиболее ярких интересов подростков Выготский назвал Доминантами:

– эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности);

— доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);

– доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

– доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

У многих подростков просыпается интерес к наукам и вообще к постижению сложных областей знания. Подросток начинает серьезно интересоваться техникой, искусством, политикой, философией и пр. Этот интерес может подпитываться и искренним любопытством, и видением своего профессионального будущего, и гордостью за себя.

Развитие мышления

Развитие воображения

Развитие рефлексии и самосознания

Поэтому развитие рефлексии и самосознания как никакая другая сторона душевной жизни (по словам Выготского) зависит от культурного содержания среды: от развития общественной мысли, от бытующих установок, ценностей, традиций, этики и эстетики межличностных отношений.

Ощущение взрослости

Виды взрослости у подростка были выделены и изучены Т. В. Драгуновой:

– подражание внешним признакам взрослости (курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания);

– социальная зрелость (плодотворное сотрудничество подростка и взрослых в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого: работа, помощь по хозяйству, забота о недееспособном члене семьи);

– интеллектуальная взрослость (выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему).

Общение со сверстниками

В этот период учебная деятельность для подростка несколько отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается для многих преобладающей, в деятельность общения. В школе теперь для подростка, если можно так сказать, главное происходит не на самих уроках, а на переменках и после занятий – там, где развиваются отношения. В это время выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное.

Общение со сверстниками влияет и на отношения с учителем. Подросток часто конфликтует с учителем именно из-за того, что учитель требует от него чего-то, что идет вразрез с интересами детского коллектива. Например, учитель требует, чтобы ученик-отличник не давал никому списывать, но при этом для коллектива этот подросток ценен в первую очередь как тот, кто дает списывать. Со временем поэтому оценка учителя все чаще начинает проигрывать оценке коллективом.

Подростковый коллектив вообще несколько дистанцируется от учебы и знаний как некоторой универсальной ценности. В коллективе большим значением обладает сфера морального. В коллективе со стороны его участников происходит усвоение этих моральных норм, ценностей, даже при том, что эти самые нормы и ценности могут носит асоциальный и даже антисоциальный характер. Именно в этот сложный период жизни многие подростки склоняются к делинквентному образу жизни.

Подростковый коллектив продолжает поддерживать игровую функцию: он нужен в том числе и для того, чтобы легче было организовывать игры – спортивные, интеллектуальные, досуговые и пр. Но значительную часть времени подростки проводят в простых разговорах о жизни. Игра проникает и в эти разговоры. Подростки как бы играют в деловые игры – в них происходит мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно – в мысли, в мечте – проработать, проиграть свои устремления, свои радости. И это имеет важное значение для развития внутренней жизни.

Иногда, конечно, общение обретает характер откровенной болтовни – бесцельной и хаотичной. Но в целом все равно общение можно рассматривать как деятельность. И эта деятельность чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова, в том числе и в подростковом возрасте.

Отношения с противоположным полом

Гедонистическая направленность личности может рано выбить подростка из жизненной колеи: ранние половые связи, заброшенная учеба, неурядицы в личной жизни, конфликты и т. д. Неудачи на любовном фронте могут способствовать формированию циничного характера. Удачи наоборот могут способствовать тому, что подросток все свои ресурсы бросает на покорение сердец – и это становится своего рода спортом, что сильно повышает самооценку подростка и его социальный статус в подростковом коллективе.

Д. Б. Эльконин отметил, что все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении юноши к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Нравственное развитие

Однако следует отметить, что усвоение нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. В результате он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл. Процессы эти весьма глубинные, интимные. Поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.

Морально-нравственные убеждения возникают и оформляются только переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Самоопределение

Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Самоопределение это проектирование своего будущего. В этом процессе важно понять и то, кем ты являешься, и то, кем ты можешь стать, кем хочешь. Самоопределение основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта. Оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

2. Кризисы возрастного развития

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Л. С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На раз-ных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности р-ка. По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.

В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Л. С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. По-ведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т. п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т. е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т. е. жизненный замысел.

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

Читайте также: