Условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования

4) А.В. Сухомлинский

11. В истории развития педагогической психологии существовало следующее психолого-педагогическое направление:

3) возрастная психология

4) специальная психология

12. В педагогической психологии наблюдение, осуществляемое педагогом-психологом в процессе совместной деятельности с учащимися, называется:

13. Среди трех дидактических концепций педагогической психологии отсутствует:

14. В структуру педагогической психологии входит психология:

1) общая, возрастная и социальная

2) ученика и учителя

3) развития личности

4) обучения, воспитания, педагогической деятельности

Совершенствованием методов воспитательного воздействия занимается . психология.

Психология обучения

Учебные элементы:понятие учебной деятельности, мотивация учения, механизмы образовательного процесса, соотношение обучения и развития, проблемы школьной неуспеваемости

1. Собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, получение знаний, умений и навыков, называются:

2) учебная деятельность

2. Совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний, называется (по А.К. Марковой):

1) учебная деятельность

3. Один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение знаний в процессе решения теоретических задач, называется:

3) учебная деятельность

4. Способность человека к освоению культурно-исторического опыта называется:

5. Очень быстрое, практически автоматическое обучение с использованием генетически заложенных, т.е. готовых с рождения форм поведения, называется:

2) оперантное научение

4) викарное научение

6. Уровень актуального развития психики характеризуют:

1) обученность, обучаемость

2) обучаемость, воспитуемость, развиваемость

3) самообучаемость. самовоспитуемость, саморазвиваемость

4) обученность, воспитанность, развитость

7. Мотивы учения, характеризующиеся ориентацией учащегося на овладение знаниями (фактами, явлениями, закономерностями), называются:

8. Главной целью традиционного обучения является формирование:

1) способности и потребности в саморазвитии

2) гражданского долга и чувства ответственности

3) интеллектуальных функций

4) знаний, умений и навыков

9.С точки зрения Н.Ф. Талызиной, в умение учиться обязательно входят действия: моделирование, кодирование, декодирование, которые являются … действиями.

10. Закрепление правильных реакций в программированном обучении достигается посредством:

1) анализа ответов

11. Высший уровень проблемного обучения характеризуется:

1) умением решать сложные задачи

2) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения

3) возникновением познавательной потребности

4) быстрым темпом усвоения учебного материала

12. Создателем концепции усвоения учащимися младших классов научных понятий является:

3) Н.А. Менчинская

13. В основу развивающего обучения легло понятие:

2) зона ближайшего развития

3) поэтапное формирование умственных действий

4) личностный смысл

14. Обучение, при котором учебная информация разбивается на небольшие части и обучающийся не может сделать следующего шага в овладении материалом, не овладев предыдущим, составляет суть . обучения:

15. Обучение, направленное на стимулирование осознания какого-либо противоречия в процессе деятельности, приводящее к потребности в новых знаниях, называется . обучение:

Психология воспитания

Учебные элементы:воспитание, мораль, нравственность, духовность, нравственные нормы

1. Направление психологии, признающее внешнее воздействие на поведение личности основным воспитывающим фактором:

В современном научном пространстве обозначилась тенденция взаимодействия двух основных линий развития любой науки: интеграции и дифференциации научных дисциплин.

Определение статуса педагогической психологии неоднозначно. Между тем, можно полагать, что педагогическая психология - есть комплексная наука . Педагогика, как самостоятельная наука, тесно связана с ней в теоретическом и практическом аспектах; а общая и возрастная психология есть внутренне неразрывно связанные с ней отрасли общепсихологического знания.

Педагогическая психология имеет общий объект изучения с возрастной психологией - человек, однако на основании различия предметов и происходит достаточно условное дифференцирование этих внутренне нерасторжимо связанных наук.

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне ею интеллектуального и личностного развития как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом.

В связи с этим задачами педагогической психологии являются.

- раскрытие механизмов и закономерностей обучения и воспитания на развитие личности и интеллекта ученика;

- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в сознании ученика, использования в различных ситуациях,

- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития

- обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

- определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

- изучение психологических основ деятельности педагога;

- определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в том числе развития научного, теоретического мышления;

- определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

- разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Структура педагогической психологии включает:

1) психологию образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности);

2) психологию учебной деятельности и её субъекта - обучающего (ученика, студента);

3) психологию педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и её субъекта (учителя, преподавателя):

4) психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Педагогическая психология располагает основным арсеналом научных, преимущественно эмпирических методов: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия и др. Данные методы исследования характеризуются комплексностью и непосредственной включенностью в педагогический процесс.

При этом следует заметить, что в последнее время одной из наиболее эффективных и распространённых в отечественной педагогической психологии форм естественного эксперимента стал формирующий эксперимент, в ходе которого под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, а также в уровне психического и личностного развития обучающихся.

Все большее распространение в педагогической психологии получает, метод тестирования. При этом следует отметить, что на исследователя-педагога (психолога), использующего этот метод, возлагается не только профессиональная, но и этическая ответственность. Он берет на себя ряд обязательств, вытекающих из морально-этического кодекса психолога.

Использование тестирования в педагогической психологии - ответственное, эстетическое, высокопрофессиональное дело, требующее специальной подготовки.

Эта книга впервые появилась в 1997 году. С тех пор регулярно переиздается. Последнее пятое издание увидело свет в 2010 году.

Что изучает педагогическая психология? Чем она отличается от других наук?

В связи с этим возникла гипотеза: педагогическая психология не является самостоятельной наукой (или отраслью науки): она присвоила предмет, задачи, содержание педагогики.

Всякая гипотеза требует опровержения или доказательства.

Как видно, эти два предмета не отличаются друг от друга по существу. Оба изучают:

- факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком (сущность и закономерности подготовки растущего человека к жизни в обществе (социализация);

- процесс освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (сущность и закономерности… личностного формирования и развития (индивидуализация);

- учебную деятельность, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (условия специально организованного воспитания, обучения и образования) и т.д.

Вторым доказательством того, что педагогическая психология не является самостоятельной наукой (или отраслью), можно считать общность задач, которые решаются ею и педагогикой. И.А. Зимняя задачи педагогической психологии представляет так: «В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются:

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;

— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познаватель­ную активность;

— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;

— определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;

Совпадение задач приводит к одинаковости содержания, что является еще одним доказательством тождественности педагогической психологии и педагогики.

Обращение к студенту - будущему педагогу (вместо предисловия) 3

ЧАСТЬ I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ,

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ………………………………………5

Глава 1. Педагогическая психология - междисциплинарная

отрасль научного знания………………………………………………….. 5

§ 1. Общенаучная характеристика педагогической психологии…………5

§ 2. История становления педагогической психологии …………………..9

Глава 2. Педагогическая психология: основные характеристики………14

§ 1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии …………..14

§ 2. Методы исследования в педагогической психологии………………17

ЧАСТЬ II. ОБРАЗОВАНИЕ - ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ

Глава 1. Образование в современном мире ………………………..……..25

§ 1. Образование как многоаспектный феномен………………………. 25

§ 2. Основные направления обучения в современном образовании ……33

§ 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации

образовательного процесса……………………………………. 45

Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта

в образовательном процессе…………………………………….………. 55

§ 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном

§ 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной

ЧАСТЬ III. ПЕДАГОГ И УЧЕНИКИ - СУБЪЕКТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………. ………………………..74

Глава 1. Субъекты образовательного процесса…………………………..74

§ 2. Специфические особенности субъектов образовательного

Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности……………78

§ 1. Педагог в мире профессиональной деятельности…………………. 78

§ 2. Субъектные свойства педагога……………………………………….81

§ 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки)

§ 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности. 86

§ 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической………90

Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной

§ 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности…….99

§ 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший

школьник как субъект учебной деятельности…………………………..103

§ 3. Студент как субъект учебной деятельности………………………..108

§ 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов

ЧАСТЬ IV. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………………114

Глава 1. Общая характеристика учебной

§ 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности……….114

§ 2. Предметное содержание учебной деятельности.

Предмет учебной деятельности…………………………………………115

§ 3. Внешняя структура учебной деятельности.

Компонентный состав внешней структуры учебной

Глава 2. Учебная мотивация……………………………………………. 130

§ 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы

к исследованию мотивации. ……………………………………….130

Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности

§ 1. Общая характеристика усвоения.

подходы к определению усвоения……………………………………….140

§ 2. Навык в процессе усвоения………………………………………….144

Глава 4. Самостоятельная работа – высшая

форма учебной деятельности……………………………………………149

§ 1. Общая характеристика самостоятельной работы…………………..149

§ 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность. Основные

требования к самостоятельной работе…………………………………..150

ЧАСТЬ V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ……………………..157

Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности……….157

§ 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики,

§ 2. Мотивация педагогической деятельности. Общая

характеристика педагогической мотивации…………………………….158

Глава 2. Педагогические функции и умения……………………………162

§ 1. Основные функции педагогической деятельности. Функции

§ 2. Педагогические умения. Общая характеристика

педагогических умений…………………………………………………. 163

Глава 3. Стиль педагогической деятельности…………………………..167

§ 1. Общая характеристика стиля деятельности 167

§ 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика

стиля педагогической деятельности……………………………………..168

Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство

проективно-рефлексивных умений педагога……………………….…..172

§ 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога …………172

§ 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока.

Предваряющий психологический анализ………………………………175

§ 3. Схема психологического анализа урока……………………………178

ЧАСТЬ VI. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………184

§ 1. Общая характеристика взаимодействия. Взаимодействие

§ 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Образовательный процесс как взаимодействие………………………. 186

Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество………………………188

§ 1. Общая характеристика учебного сотрудничества.

Сотрудничество как современная тенденция………………….………..188

§ 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность……………….190

Глава 3. Общение в образовательном процессе………………………. 195

§ 1. Общая характеристика общения. Общение как форма

§ 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия

субъектов образовательного процесса…………………………………..200

и учебно-педагогической деятельности…………………..……………..209

§ 1. Определение и общая характеристика затрудненного

§ 2. Основные области затруднения в педагогическом

Таким образом, педагогическая психология является двойником педагогики. И предмет исследования, и задачи, и содержание она заимствовала у педагогики.

Может педагогическая психология дополняет, расширяет, углубляет, конкретизирует педагогическую науку? К сожалению, не так. Педагогика не нуждается в ней. Задачи педагогической психологии она сама решает.

Физики утверждают: ничто не возникает из ничего. Как появилась педагогическая психология?

Рассмотрим некоторые условия, породившие ее.

Таким образом, появление педагогической психологии обусловлено необходимостью исправления фундаментальной ошибки нашей науки, существовавшей до сих пор - необоснованное деление педагогического процесса на обучение и воспитание.

Стремление не допускать деления единой науки на педагогику и психологию.

Педагогика призвана учить: а) формировать личность, ее психику, поведение, характер, сознание; б) предупреждать конфликты, для чего формировать соответствующие черты характера: сдержанность, уступчивость, доброжелательность и т.д.; в) организовать мыслительную деятельность; г) развивать память, воображение, внимание, волю и т.д.

Все это должно войти в содержание педагогики. Если все эти функции, как видно из словаря М.И. Еникеева, переданы психологии, тогда чем занимается педагогика?!

Может быть, одна из этих наук лишняя?

Мы на этот вопрос отвечаем утвердительно: психология должна войти в педагогику. Педагогика, занимающаяся формированием психики, что считается предметом исследования психологии, не может не изучать ее. Только в этом случае содержание педагогической науки будет полноценным. [13, с. 12-13].

Появление педагогической психологии было естественной, неосознанной попыткой объединить педагогику и психологию в единую науку.

1. В ней педагогический процесс необоснованно делится на обучение и воспитание.

Как видно, ее понимание обучения и воспитания ничем не отличается от принятых в науке объяснений, согласно которых обучение – процесс формирования знаний, умений, навыков, а воспитание – черт характера, отношений.

В единственном числе существующий в природе процесс формирования личности не имеет двойников, копий: независимо от того, как его называешь: обучением, воспитанием, педагогическим процессом.

2. В учебнике структура педагогического процесса объясняется неправильно.

Однако такое утверждение не соответствует действительности. Педагогический процесс (педагогическая система) состоит из следующих десяти элементов: объект, субъект, цель, содержание, движущая сила, принципы, формы, методы, средства, результат [13, с. 44].

3. Педагогический процесс отождествляется с педагогикой.

Педагогический процесс (обучение, воспитание) является предметом изучения педагогики. Поэтому между ними ставить знак равенства никак нельзя.

5. Неправильно понимается деятельность.

В приведенных цитатах, к сожалению, ответа на вопрос, что такое деятельность нет.

«Деятельность, по нашему мнению, - это организация человеком процесса реализации задач. Задача – построить дом вызывает строительную деятельность (или деятельность строителя). Человек проектирует дом, делает фундамент, стену, крышу, штукатурит, красит и т.д. Задача – приобрести автомобиль заставляет человека брать кредит, считать деньги, искать, находить, выбирать нужный автомобиль, оформить в ГИБДД и т.д. Это деятельность покупателя. Деятельность продавца состоит из таких действий, как привести товар в кондицию, рекламировать, брать, считать деньги и т.д. Задача – формирование у воспитанника, например, аккуратности требует изучения воспитанника, выбора и умелого применения методов, форм, средств, т.е. педагогической деятельности. Задача укрепления здоровья вызывает спортивную или лечебную деятельность. А в процессе игровой деятельности решается задача развлечься. Задача защиты Родины решается в процессе воинской деятельности.

Ограниченность общих представлений о деятельности затрудняет понимание и учебной деятельности.

И в этом определении, к сожалению, ответа на искомый вопрос нет. Во-первых, обучаемый не овладевает способами (методами – Ф. С.) действий. Он овладевает умениями выполнения действий. Во-вторых, почему он овладевает только способы (методы)? Разве ему не нужны умения, знания, черты характера, эмоции, отношения, навыки?! В-третьих, почему решаются только поставленные преподавателем учебные задачи? Если ученик решает свои задачи, то это не является учебной деятельностью?!

Учебная деятельность – это деятельность воспитанника по усвоению содержания педагогического процесса.

Не убедительны и объяснения автора отдельных структурных элементов учебной деятельности.

Как видно, средствами учебной деятельности И.А. Зимняя считает анализ, синтез, обобщение, классификация; знаковые, языковые, вербальные средства; фоновые знания. Однако в этом списке к средствам относятся только знаковые, языковые, вербальные средства. Анализ, синтез, обобщение, классификация являются методами учебной деятельности, а знания – содержанием педагогического процесса.

Средств учебной деятельности много. К ним относятся: учебники, художественные произведения, указка, очки, бинокли, телескопы, компьютеры, магнитофоны, плакаты, ручки, алгоритмы, инструкции, реактивы, растения и т.д.

Уже из объяснений средств можно догадаться о представлениях И.А. Зимней о методах (способах) учебной деятельности. «Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов), - пишет она [5].

Понятие и суть

В психологии под новообразованием понимают психическое и социальное изменение, которое происходит в сознании человека. Оно определяет качество жизни, темп развития, отношение к среде. Новообразование — результат качественного изменения.

У каждого возрастного периода есть свои специфические характеристики. Для него типичны свои новообразования, которые становятся ведущими для данного возраста. Личность человека подчинена ведущему изменению, от него зависит, как личность будет развиваться в. К новообразованиям относятся психические явления, отдельные свойства характера.

В подростковом возрасте свойства новообразований могут быть неверно истолкованы. Психиатр или невропатолог могут ошибочно принять их за симптомы психического заболевания. Важно не торопиться с лечением и вначале наблюдать за изменениями в поведении подростка. Вероятно, когда период перехода на новую ступень развития личности закончится, поведение подростка нормализуется.

История открытия и исследователи

Несмотря на работу, которую проделали психологи для изучения особенностей развития психики, в теории возрастной периодизации развития психики остается много сомнительных моментов.

Первая проблема относится с самой ведущей деятельности. Определить четкие критерии, которые позволили бы отделить деятельность, направленную на развитие, от других видов деятельности, нет. Нельзя сказать, что игра для ребенка значительно отличается от неигры, общение от необщения. Основным фактором отбора ведущей деятельности психологи рассматривают мотив. Но исследования показывают, что для детей одна и та же деятельность может быть продиктована разными мотивами. При этом сложно отследить, какая деятельность привносит изменения в Я-образ ребенка, а какая проходит бесследно.

Второй сложностью, вставшей на пути изучения возрастной периодизации, стала смена одного вида ведущей деятельности на другой. В. Давыдов утверждал, что последовательная смена (когда ребенок вместо игры концентрируется на учебе, а взрослый с обучения переключается на труд) происходит не всегда. Ведь элемент игры сохраняется в учебной деятельности. И даже у взрослых.

Третьей проблемой стала взаимосвязь деятельности и условий психического развития. Считается, что развитие личности ребенка стимулируется общением со сверстниками и взрослыми. Но не каждый вид общения влияет на психику благотворно. Если ребенок находится во враждебной среде, познавательные функции угнетены. Общение не только не способствует развитию, но и замедляет его.

Чтобы проверить теорию автономности процесса возрастного развития, Выготский предложил использовать новый подход в образовании. Он полагал, что уроки необходимо упразднить, предоставив детям возможность самим выбирать, что они хотят изучать. Такой подход практиковался в ряде школ, но он показал отрицательный результат. Дети, которые самостоятельно выбрали предметы для изучения, не отличались высокими интеллектуальными способностями. Наоборот, чаще они отставали от сверстников.

Выготский и его последователи убеждены, что это только первый этап исследований и его результат нельзя считать окончательным провалом теории самообучения. Необходимо больше исследований, чтобы проработать версии об отличиях развивающего свободного общения и организации взаимодействия детей в коллективе.

Классификация


Классификация психологических новообразований связана с возрастными периодами. Основным считается возрастная линейка, предложенная Элькониным:

  1. Новорожденность — ребенок обладает комплексом оживления, который активизируется сразу после рождения.
  2. Младенчество — приобретение навыка прямохождения, умения отличать родных взрослых от чужих людей.
  3. Раннее детство — появление самооценки, активной речи, интереса к сверстникам.
  4. Дошкольный период — возникновение субъектного поведения, развитие познавательных функций.
  5. Отрочество — развитие мышления, умения планировать, формирование высших чувств.
  6. Юность — появление способности к саморазвитию, саморефлексии.
  7. Молодость — понимание своей деятельности, формирование устойчивого отношения к миру.
  8. Взрослость — распределение обязанностей между обществом, семьей и работой.
  9. Зрелость — переход к новой социальной роли, оценка жизненных достижений.
  10. Старость — подведение жизненного итога.

Значение в развитии индивида

Если у человека нет возможности вовремя попасть в подходящие условия для развития ведущей деятельности, шансы на появление новообразования снижаются. Дети, с которыми редко разговаривают, учатся произносить звуки гораздо медленнее. Они могут не заговорить.

В возрасте 5 лет ребенок может освоить любой язык, повторить любые звуки. К 10 годам эта способность теряется, и дети, выросшие вдали от родной культуры, никогда не заговорят на родном языке полноценно. Взрослым изучение языка дается труднее. Некоторые звуки человек не может ни различить, ни произнести. Поэтому ключевое значение для благополучного развития имеет окружающая среда.

Методы изучения

В младенчестве и раннем возрасте развитие новообразований могут отслеживать родители. Каждый ребенок перед поступлением в детский сад должен уметь:

  • самостоятельно уверенно ходить;
  • использовать столовые приборы;
  • отличать свою одежду и игрушки от вещей других детей;
  • обладать минимальным словарным запасом;
  • не бояться взрослых.


Проблематика

Возрастные изменения психики устроены так, что перескочить через один из них и перейти к следующему нельзя. Если ребенок не усвоил игровую деятельность, он не сможет перейти к учебной, потому что в психике нет основы для нее. Развитие можно ускорять, но замедлять опасно.

Для успешного жизненного сценария важно следить за периодизацией возрастных изменений ребенка и вовремя принимать меры, если было выявлено нарушение или отставание.

Педагогическая психология как отрасль психологической науки возникла во второй половине 19 века. Ее развитие шло в неразрывной связи с развитием психологии в целом и определялось прежде всего теоретико-методологическими основами последней.

По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология, комплексная область знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения.

В фундаменте педагогической психологии находятся общепедагогические закономерности и механизмы самой образовательной деятельности. Формируется она на основе знания о психическом развитии, его движущихся силах, индивидуальных и гендерных особенностях человека, его личностном становлении и развитии и т.д.

Педагогическая психология изучает процесс обучения, развития и мотивацию человека, социальное обучение, личностные характеристики, дисциплину и другие аспекты управления в аудитории, измерение и оценку развития обучающегося и др.

Педагогическая психология – это наука, изучающая изменения личности в процессе и результате обучения и воспитания. Она объясняет, что же происходит с личностью человека на том или ином этапе ее становления, когда она включена в организационную систему обучения и воспитания. В.Г. Казанская.

Педагогическая психология - отрасль психологии, которая изучает психологические механизмы и закономерности обучения и воспитания. Зимняя И.А.

Педагогическая психология исследует закономерности присвоения общественно выработанных способов действий и используемых в них знаний той или иной стадии развития. Она также устанавливает связь процессов учения с процессами развития, т.е. выясняет, при каких условиях первые обеспечивают возможность последних. Габай Т.В.

С точки зрения Габай Т.В., объектом педпс. являются деятельностные процессы передачи усвоения социального опыта. Предметом – нормативная структура совместной деятельности, в которой учащийся усваивает социальный опыт, а обучающий ему создает благоприятные условия для усвоения.

Объект пед.пс. – субъекты педагогического процесса.

Предмет пед. Пс. – процессы и результаты воздействия одного человека или учебно-воспитательного учреждения на становлении личности.

Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).
А.Н.Леонтьев говоря о предмете педпс. «…действительное содержание педагогической психологии составляют исследования психологической деятельности ребенка в процессе его воспитания и обучения

Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому определить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая - одновременно воспитываем. Но эти процессы в педагогической психологии рассматриваются отдельно, ибо они различны по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры. Воспитание же и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. В том и другом случае обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретного субъекта (ученика, учителя). Но они рассматриваются как совместная деятельность учителя и ученика, в первом случае речь идет об учебной деятельности или учении (ученика). Во втором педагогической деятельности учителя и о выполнении им функций организации, стимулирования и управлении учебной деятельности ученика, в третьем - о процессе воспитания и обучения в целом.

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Зимняя И.А.

Педпсихология связана с другими науками. В первую очередь с педагогикой, физиологией, философией, лингвистикой и др. Особые отношения пед.пс. с возрастной психологией. Они обе изучают развивающегося человека.

Цель пед.пс. – изучить условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования.

2. Функции, задачи, приоритетные направления.

Функции педагогической психологии:

· Изучение и распространение информации о механизмах и закономерностях обучающего и воспитывающего воздействия на ученика (воспитанника).

· Определение механизмов и закономерностей освоения ребенком социокультурного опыта, его структурирования, сохранения и использования в различных ситуациях.

· Психологический анализ процессов организации и управления учебно-познавательной деятельностью.

· Исследование психологических основ деятельности педагога.

· Изучение психологических основ организации детского коллектива и системы его воздействия на личность.

· Разработка новых технологий обучающего и воспитывающего воздействия на ученика.

Читайте также: