У вас рак вы стендапер

Вчера в стендап-клубе StandUp Comedy Hall было многолюдно. В честь своего первого дня рождения команда проекта провела большую вечеринку — билеты разлетелись за несколько часов до начала. TUT.BY провел пятничный вечер в компании столичных комиков и делится, как это было.


В середине июля прошлого года белорусский стендап обзавелся собственным домом по адресу Куйбышева, 45. Команда стендап-клуба во главе с Дмитрием Нарышкиным, во-первых, собрала в одном месте сильных белорусских комиков, а, во-вторых, за год сделала местный стендап видимым. Теперь получить комедию можно не только от заезжих российских комиков, но и от своих, причем чуть ли не ежедневно.

На вчерашней вечеринке комики подвели итоги первого сезона работы забористыми шутками. За атмосферу отвечали опытные комики-резиденты Андрей Щегель, Степан Манкевич, Виталий Петрашко и с пятерку других молодых юмористов. На входе угощали напитками, людей было не протолкнуться . Аудитория в среднем — гости около тридцати, в основном пары. Многие пришли сюда не в первый раз.


Степан Манкевич

И хотя, по словам ведущего вечеринки, за год в StandUp Comedy Hall изменилось всего ничего — на сцене появилась подсветка, а на стенах — портреты резидентов, на деле клуб обзавелся новыми форматами (открытый микрофон, прожарка, разгоны, белорусскоязычный стендап), а еще у заведения появились постоянные гости. Одну из самых активных посетительниц в пятницу наградили сертификатом.

В этот вечер шутили об отношениях, сексе, коронавирусе, учебе и работе, но больше всего — о политике. О бусиках милиции в штатском, которые похожи на маршрутку: не едут, пока не забьются под завязку; о президенте, у которого, судя по его декларации, вообще нет жилья; об автозаках и табакерках, которые подозрительно выкрашены в один и тот же цвет.


По традиции комики много общались с залом.

— Кто-нибудь хотел эмигрировать куда-нибудь? — уточнил у гостей Женя Буракевич: в ответ похлопала чуть ли не половина зала. — Я подумал, что сейчас самая тупая страна для эмиграции — это Россия. Ведь можно просто подождать.

Основатель стендап-клуба Дима Нарышкин пошутил, что его собака любит смотреть ОНТ и даже получила кличку в честь главы ЦИК Лидии Михайловны.

Студент Егор Анисимов, которого как-то задержали за участие в митинге, поделился лайфхаком, что делать, чтобы избежать задержаний. Он надел маску и кепку, застегнул олимпийку и достал из кармана камеру с откидным экраном.


Егор Анисимов

Многие рассказывали о своих косяках. Гуманитарий Женя Буракевич пожаловался на уровень английского:

Нарышкин признался: его бесит, когда его сравнивают с Русланом Белым, создателем StandUp на ТНТ. А вот самому комику Дима выразил респект:

— Когда у нас был кризис и нужны были деньги, Руслан нам задонатил денежку. Правда, за это мне пришлось посмотреть его сольник.

Егор Свирский поделился, что недавно расстался с девушкой.

При этом парень порадовался, что у него наконец появился отличный повод надеть костюм с выпускного. Второй раз в жизни.


Егор Свирский

В перерыве между выступлениями комиков TUT.BY поинтересовался у гостей, как они проводят вечер. Александра поделилась, что ходит в StandUp Comedy Hall еще с тех пор, как он открылся:

— Сегодня интересно, весело, прикольно. Политические шутки хорошо заходят, тематика актуальная. Думаю, все, кто здесь собирается, — адекватные люди, они поддерживают эти шутки, потому что всем это сейчас близко.

Девушка согласна, что за год комики выросли в профессиональном плане, но говорит, что всегда есть куда стремиться.

— Не ожидали, что будет столько политических шуток. Очень смелые ребята.


Кстати, аналогичные вечеринки пройдут в субботу и воскресенье. Правда, билетов на субботнюю уже нет, а вот на воскресенье — до сих пор в продаже.

Когда: 19 июля, 21.00
Где: StandUp Comedy Hall (ул. Куйбышева, 45)
Сколько: 20 рублей, билет можно забронировать

Читайте также

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

— Как будто я живу столько лет и не знаю, что существуют логопеды, — смеется Лев. — Я всем на это отвечаю, что до выступлений говорил еще хуже, и то, как я выступил, это вообще отлично.


Каждый разговор — соревнование с самим собой

Лев Марсел (это псевдоним, свою армянскую фамилию, как сказал комик в одном из интервью, он скрыл, чтобы избежать шуток на этот счет) сколько себя помнит, столько и заикается. В его случае это не испуг, последствия которого в принципе можно исправить, а врожденное нарушение речевого аппарата, каким-то образом передававшееся по наследству — заикаются также его отец и дядя.

Когда Лев первый раз пошел к логопеду, ему посоветовали говорить спокойно и нараспев, обязательно вытягивая гласные. Лев расстроился. Он-то думал, его вылечат или по крайней мере скажут что-то дельное.


— Я тогда считал, что это какая-то напасть, что мы неполноценные. При родственниках я говорил нормально, как и они при мне, потому что все свои, а потом приходил к незнакомым людям и пытался каждое слово правильно произнести, чтобы они не узнали, что я заикаюсь. Вообще все, кто заикается, стараются говорить правильно, потому что это наш секрет и нам кажется, что мы можем его скрыть. Получается такое соревнование с самим собой, и от этого заикаешься еще сильнее, — говорит Лев.

На переменах он шутил, а шутки у него всегда получались хорошо, на уроках сидел на задней парте, к доске практически не выходил, старался все сдавать письменно, потому что не хотел, чтобы все знали, как плохо он говорит. Еще Лев ходил на борьбу, там разговаривать не надо было вообще, и это ему особенно нравилось в спорте.


Так, отодвигая проблему как можно дальше, он дотянул до 17 лет, а дальше пришло время выбирать профессию. Обычно люди с логоневрозом предпочитают работать там, где говорить особенно не нужно, но Лев почему-то всегда думал, что мог бы зарабатывать тем, что вообще-то его главная проблема — разговорами. Он поступил в университет на факультет психологии и с тех пор больше не хотел жить, осознавая, что не сможет где-то говорить.


— Я стал читать профессиональную литературу и оттуда узнал, что со мной, оказывается, не все хорошо, я комплексую, и если я буду от себя постоянно убегать, я никогда не узнаю, какая у меня была бы жизнь, если бы я не заикался. То есть я живу неполноценной жизнью и это будет влиять на меня, на мой характер, я буду в течение 5–7 лет не понимать это, а потом, когда у меня, например, появятся дети, это может вылиться в большие психологические проблемы, — объясняет он.

Лев стал искать способы привыкнуть к тому, что заикается. Самое очевидное — начать говорить. Сначала он выступал у доски с докладами. Это было непросто, потому что, получается, всех своих однокурсников он заставлял слушать то, как плохо говорит, и испытывал за это постоянное чувство стыда. Еще Лев записался в университетскую команду КВН, но это только добавило комплексов.

Выступал с пакетом на голове

— Я писал много шуток, но на сцене не выступал. Другие участники команды мне намекали, что, скорее всего, я начну заикаться и смысл мне давать слова, когда остальные говорят хорошо. Потом я попал в старшую команду как автор. Их капитан хотел, чтобы я говорил, но на репетициях я переживал, что сейчас начну заикаться и что у меня слова заберут, действительно заикался еще больше, все вокруг думали, что мне, наверное, тяжело, и отдавали слова тем, кто не заикается, — вспоминает комик.

Лев смирился с тем, что, наверное, никогда не будет выступать со сцены, и продолжил писать шутки. Со временем его как автора стали приглашать другие команды КВН, это превратилось в работу, за которую платили, и у Льва не осталось никаких поводов разговаривать на публике.

— Пять лет назад, когда мне исполнилось 25, я КВН решил притормозить и вернуться в Ростов, а то я был постоянно в поездках, жил с командами в разных городах. За это время у меня появилась уверенность в том, что я умею писать шутки. Когда я впервые пришел на открытый микрофон, это был Money Mic (мероприятие, где любой желающий может выступить в жанре стендап, а самый смешной в конце получит денежный приз. — Прим. ред.), где я был в жюри, я посмотрел, что там у всех было по шуткам так себе, и подумал, что смогу написать смешнее. То есть этот опыт, который я получил, пока писал, дал мне уверенность в том, что если я начну заикаться, то все равно смешно отвыступаю.

Первые два выступления Лев Марсел провел с бумажным пакетом на голове. Вырезал два отверстия для глаз и так рассказывал шутки. Во-первых, этого до него никто не делал, а в комедии ценится оригинальность. Во-вторых, это была своего рода психологическая защита: даже если он сейчас начнет ужасно заикаться или выступит несмешно, что его как комика беспокоило не меньше, никто все равно не узнает, что этот парень с пакетом на голове — Лев Марсел.


Лев Марсел выступал с пакетом на голове

— Я еще менял свой голос. Как психологи говорят, чтобы не заикаться, надо говорить помедленнее и спокойно. Из-за этого вообще практически не заикался. Но потом я подумал, что не хочу всегда быть в этом пакете, потому что это ограниченный образ. Кроме того, я уже тогда понял, что мои шутки заходят, то есть люди смеются, и решил попробовать выступать без пакета. Оказалось, что это именно то, что я искал.

Сначала Лев подсчитывал: если он будет заикаться через каждые пять слов, находясь на сцене час, то, получается, он запнется 150 раз, и это катастрофа.

Поэтому он выступал сначала по 15 минут, потом по 20, потом по 40, и так каждый день. Заикался он то тут, то там, то есть системы не было, и это давало надежду, что если он продолжит, то, может быть, настанет день, когда он отговорит материал чисто. Со временем он приобретал уверенность в себе как в комике и вместе с этим говорил все лучше.

— Не все новые шутки идут хорошо, а когда шутка не заходит, у тебя состояние неспокойное, ты не знаешь, что говорить, чтобы исправить ситуацию, потому что все, кто на тебя смотрит, они же уже, получается, не посмеялись, и сейчас тебе надо их как-то рассмешить. То есть в зале тишина, и от этого я заикаюсь, — объясняет Лев.


Лев Марсел на выступлении

— Обычно бывает кто-то в зале, кто начинает переживать, если я сильно заикаюсь, это по лицам видно: глаза бегают, они волнуются, как же мне тяжело говорить эти слова, поддерживают меня, как будто я с одной ногой пришел или как будто я ребенок, атмосфера уже не та. Это не то, чего хочется комику.

Я ломаю их стереотипы, потому что выхожу говорить, хотя говорю плохо, — рассказывает Лев.

Последние два года его зовут, учитывая особенность речи. Лев удивляется, что все вокруг все знают. Примерно об этом он мечтал в детстве, чтобы его секрет каким-то образом раскрылся и тогда ему не пришлось бы отмалчиваться и сдавать задания учителям письменно.

Лев Марсел вообще считает, что с детьми мало говорят о том, что заикаться не стыдно. Пусть некоторым с этим придется жить всю жизнь, но это не страшно. И это не значит, что человек не имеет права говорить где и когда считает нужным.


— Я не знаю, как повторить этот путь тому, кто только начинает. Наверное, у меня это по-настоящему случилось, когда я поверил, что комик, когда отвыступал несколько лет. Не хватает у нас литературы, ученых, какой-то информации, как к этому относиться еще с рождения. Нам ведь только и советуют идти к логопеду, — говорит Лев. — Если бы я сам не пошел выступать, я бы не поверил, что начну говорить лучше. Я учу наизусть шутки, все смеются, я расслабляюсь, и у меня нет причин заикаться, а даже если я заикаюсь, это не катастрофа, это не мешает зрителям посмеяться и быть благодарными за то, что я пришел пошутить.


  • стендап

Декорум, или Всему свои время и место

От менестрелей до стендапа

Возможно, это не тянет на современный стендап, но с миниатюрой какого-нибудь постсоветского сатирика вполне сопоставимо.

И тема (секс), и место (клуб), и форма этого выступления (устный рассказ) напоминают современный стендап. Как правило, стендап-комедия работает с бытовым и социальным материалом, представляет собой монолог и полагается на устную подачу.

Фэй и те, кто принялся (одновременно или вслед) выступать самостоятельно, сократили дистанцию между собой и зрителем. Юмор перестал трамбоваться в музыкальный куплет, гримированную пародию, ему больше не требовался абсурд тычков и затрещин. Люди хотели слышать о себе, о жизненных тяготах, несправедливых ситуациях и о том, что обсуждать в иных обстоятельствах считалось недопустимым либо же зазорным.

Кто боится Ленни Брюса?

Черт и его малютки

В 1960-е США участвовали в кровопролитной вьетнамской войне, дома проходили антивоенные протесты, в самом разгаре было движение за права черных, чьих лидеров убивали одного за другим. На этом фоне существующие в кино, на ТВ и так далее нормы затрудняли репрезентацию происходящего. Пресные форматы телешоу казались все менее соответствующими вызовам времени, а границы допустимого становились все более удушающими.

Ленни Брюс поставил всякого стендапера перед выбором. Кто твоя аудитория? На что ты готов в своем материале? Пока Брюс мыкался по полицейским участкам и стрипклубам, выбор в пользу красивой карьеры сделал молодой черный комик Ричард Прайор. Он обращался к среднему классу: посмеивался над черными, выходил нарядный и острил достаточно безопасно. К 25 годам у него были постоянные предложения из Лас-Вегаса, эфиры у Эда Салливана и Джонни Карсона.

Считается, что для Карлина не было запретных тем: он шутил даже об изнасиловании .

При этом к концу 1980-х Мерфи говорил, что комедия ушла далеко вперед и самому себе он уже кажется вполне безобидным.

В те же годы возникли комики, осознанно работавшие на грани. Например, Лиза Лампанелли строила свои выступления на оскорблении зрителей, в особенности тех, что относились к этническим и сексуальным меньшинствам. Эндрю Дайс Клэй изобрел Дайсмена, грубого самоуверенного мужлана, который шлет всех направо и налево. У этого юмора всегда были противники: тот же Карлин в 1990 году жаловался на комиков, которые шутками унижают тех, кто находится в менее привилегированном или незащищенном положении, — в частности, на Дайса.

К нулевым в комедии, кажется, было можно все — пока в середине 2010-х не началось обратное движение.

Эпоха политкорректности

Но теперь выразить недовольство можно в твите — а разнести это недовольство помогут инфлюенсеры и подписчики. Это вопрос нескольких прикосновений к экрану телефона. Проще происходит организация и осуществление протеста, который может целиком выражаться онлайн, но иметь прямые последствия в жизни.

Woke-культура

Комики подходят к теме иначе. Представьте, что вы сто раз ходили мимо одной и той же картины на стене. Вам кажется, вы помните ее наизусть, но, скорее всего, вы просто никогда ее не рассматривали, воспринимая как данность. Если вам задать вопросы о деталях, цветах и композиции, вы поймете это и сами. Комик заставляет картину покоситься — и тем самым обращает наше освеженное внимание на то, что так долго казалось знакомым. Зачастую они прибегают к грубым аналогиям, которые позволяют быстрее и точнее донести смысл.

Однако комедия продолжает жить и чувствует себя хорошо. Возможно, некоторые артисты и паникуют из-за студенческих кампусов. И все же: комики не заканчивают свои концерты в участке, их выступления не рассматривает суд. Зато ведущие представители жанра, такие как Дэйв Шапелл и Крис Рок (оба негативно высказывались о woke-культуре), прямо сейчас получают восьмизначные гонорары от Netflix.

Все это время мы говорили о родине стендапа — стране, где существует первая поправка к конституции, а Верховный суд может счесть, что мат на радио не является преступлением. Куда хуже стендап приживается там, где отсутствуют свободы слова и политического выбора.

15.07.2020 в 09:59, просмотров: 223937

- Жить тут можно, но не долго, - шутит арестованный губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, обвиненный в организации убийств. И добавляет: - У меня нет причин для грусти! Я вообще ничего не боюсь.

И как же сильно отличается от него Николай Мистрюков - тот самый, который проходит по одному с ним делу и на показаниях которого и строится обвинение. Да-да, нам наконец удалось увидеть Мистрюкова. До этого несмотря на слезы супруги, которая обращалась в ОНК, он, со слов сотрудников, отказывался даже показаться правозащитникам на глаза. Он жив, но совсем не здоров. Раздавленный психологически, с тяжелейшим диагнозом он, похоже, потерял всякую надежду.

Две арестанта, две беседы. И одно на двоих уголовное дело.


- Нам из-за карантина запрещают проверять камеры, так что мы не можем посмотреть, какая у вас там обстановка. Опишите свои условия. Есть ли все необходимое в камере?

- Сижу один. Камера самая обычная. Есть холодильник. Есть телевизор, но он не работает, потому что нет антенны.

- Во всех карантинный камерах нет антенн. Может, чтобы новые заключенные какое-то время не получали совсем никакой информации (поскольку тут сидят известные персоны, об их делах рассказывают по ТВ и в газетах).

- И я так подумал. Вот газеты мне принесли, но старые – аж за 9 число. Я на тот момент еще на воле был. Так что про себя там ничего не нашел. Ощущение, что я оторван от реальности. Сейчас обо мне говорят? Ругают? Забыли?

- Точно не забыли. Но я вот про радио забыла спросить – оно ведь по правилам внутреннего распорядка СИЗО обязательно должно быть в каждой камере. И не просто быть, а работать.

- Не боитесь заразиться?

- Нет, я вообще ничего не боюсь. До задержания каждую неделю проверялся, сдавал тесты. Я ведь имел контакты по долгу службы с очень большим количеством людей. Но не заразился. А вот родной брат (я самый младший, а он – старший) умер от коронавируса… подключили к аппарату ИВЛ, но не помогло. Делали после смерти вскрытие, диагноз подтверждён на 100 процентов.

- Что у вас с руками? Они все в красных пятнах.

Члены ОНК попросили сотрудников связаться с медиками, чтобы те выдали все препараты.

- Может, на еду? Как она вам тут, кстати?

- Еда как еда. Скажу так – в жизни надо все попробовать. Но долго на ней протянуть сложно, как медик говорю. С точки зрения насыщенности витаминами и аминокислотами она бедная. Но зато калорийная.

Надеюсь, будут передачки.

- Неужели до сих пор не было?

- Да, ни писем, ни телеграмм, ни посылок, ни передач (теплая одежда – это вот только кофточка, что на мне), ни денег на лицевом счету. И это странно. Не думаю, что обо мне все забыли. На суде адвокат сказал, что СИЗО не принимает передачки из-за коронавируса, но вроде родные были тут, узнавали сами. Не очень понимаю ситуацию.

- На прогулки выводят?

- Да, с этим все нормально. Жалко, что тут спортзала нет. Но я и в камере (она же три на четыре?) делаю зарядку. Как в песне.

- Книги принесли?

- О! Они ее всем новеньким, похоже, предлагают.

- Вам могут родные книги заказать в книжном магазине и тут их примут.

- Спасибо за разъяснения! Сын знает мои предпочтения, может, закажет. А вообще я сейчас в основном отсыпаюсь за все последнее дни. Много ведь событий было.

- Психолог вам, как я понимаю, не нужен. К тому же, его все равно сейчас нет в штате.

- А какой смысл в нем? Если просто время провести. А так я по диплому невролог, разбираюсь в высшей нервной деятельности. Могу сам поработать тут психологом, раз нет специалиста.

- Снова юморите?

- Я не вижу оснований для грусти.

«На вас оказывали давление в местах принудительного содержания с целью вашей отставки с поста губернатора? – спросил другой член ОНК. Сотрудники прервали, сказали, что вопрос не относится к условиям содержания. Но губернатор успел ответить:

- Нет, здесь не оказывали. В другом месте требовали этого, да.

Странности с заключенным Николаем Мистрюковым стали происходить незадолго до ареста Сергея Фургала. Они приятели, вместе начинали как предприниматели, потом вместе стали делать политическую карьеру. Его посадили еще в ноябре прошлого года по все тому же обвинению. Но губернатора не трогали, поскольку, видимо, не хватало прямых показаний на него. И вот Мистрюков их дал… Перед этим он писала ему странные письма, просил адвоката, а потом отказывался от защиты (и так много раз). Жена умоляла членов ОНК проверить – жив ли вообще. Он, по словам сотрудников ФСИН, отказался два раза выйти из камеры, даже чтобы просто показаться на глаза. На этот раз все произошло ровно также.

- Он не хочет, мы не можем тащить его силой, -заявил сотрудник. - Общение с членами ОНК - право, а не обязанность.

- Запищите это на видео и покажите нам, - попросила я. - Мы должны убедиться, что это он и что он живой и здоровый, без травм и ранений. На днях писали, что его вывозили в целях безопасности на конспиративную квартиру.

- Где же может быть более безопасно, чем у нас? Его вывозили, но только в больницу. Это дважды было. А видео показать прямо сейчас не можем, у нас нет такой технической возможности. Пишите запросы.

…Между тем в СИЗО с плановой проверкой прибыл депутат Госдумы Иван Сухарев (он читал мою статью Мистрюкове). По камерам его не пустили, ссылаясь на карантин, а общаться с заключенными запретили, ссылаясь на то, что в законе это не прописано. Но долгое его общение с руководством возымело эффект: Мистрюкова неожиданно к нам вывели!

- Передумал, решил все-таки поговорить с вами, - пояснили сотрудники.

Я прошу заключенного снять маску. Да, это он. Но как он изменился! Постарел лет на 20. А какие измученные глаза.

- Вы действительно отказывались от общения с ОНК?

- Да, но я не понял, кто вы. Мне не разъяснили. А потом уже пришли и рассказали подробно, чем вы занимаетесь. Если бы знал, то не отказывался бы.

- То есть вам не передавали, что мы пришли по обращению супруги, которая с ума сходит от страха за вас?

- Передайте ей, что все хорошо (сжал губы, глаза заслезились)

- Вас пытали? Били?

- Нет, я не избит. Пытать можно психологически. Стены тут такие… (по соседству, через стенку - СУ ФСБ – прим.автора)

В СИЗО нормально, кормят хорошо. Только не оказывают лечения. У меня диагностирован рак нескольких органов малого таза. Диагноз переподтвержден. Каждый день дорог. Прогнозы не дают.

- Вас вывозили на освидетельствование на наличие заболевание, препятствующего содержанию под стражей (по постановлению Правительства № 3)?

- Да. Три недели назад, и до сих пор не ознакомили с результатом.

Когда вывозили в онкоцентр, там я был в наручниках, наверное, потому было соответствующее отношение.

- Какое?

- Как к подопытному. На мне студентов тренировали. Они все процедуры проводили без обезболивания. Это было невыносимо. (голос дрожит). Спина мокрая была вся (видимо, от крови – прим.автора). Если мне скажут, что нужна срочная операция, я откажусь – не смогу такое перенести больше. Я многое делал для своего края, налоги платил в бюджет большие, но, видимо, заслужил все это.

- Никто не заслуживает мучений. Мы направим жалобу в Минздрав. А в СИЗО дают обезболивающие?

- Нет. Мне и моих лекарств-то не дают. Я ослеп на один глаз, второй тоже начинает терять зрение. Отслоение сетчатки. Нужен курс лечения, препараты дорогостоящие. Но они только дадут наконец разрешение на лекарства, как что-то происходит. А жена живет в Хабаровске, пока она доберется в Москву – рецепт уже не годен по срокам. Так я и не получал вех нужных мне препаратов. Острая боль постоянно присутствует.

- Мы очень вам сочувствуем и напишем обращение в медуправление ФСИН России.

- Жена нам говорила про ваше странное поведение. Приводила в пример отказы от адвокатов, которых вы сами же просили.

- Да, я отказывался много раз хотя просил. Это происходило после общения со следователем. Он меня убеждал, что адвокат не нужен. Я не выдержал всего.

Вы хорошо понимаете шутки, но ни разу не придумывали свои собственные… Вы смотрите выступления Stand-up комиков, но никогда не выступали сами на большой сцене… А теперь задумайтесь: чем вы хуже всех тех людей, которые умело шутят и становятся профессиональными стендаперами? Что мешает вам стать по крайней мере не хуже, а может, даже и лучше известных КВН-щиков и юмористов. Предлагают вам узнать, как писать стендап шутки и шаг за шагом приближаться к стендап комедии.

Знаете, я на собственном опыте и на опыте своих учеников убедился, что развить чувство юмора и научиться писать шутки может каждый. Главное — хорошо знать основы и теорию, а также очень много практиковаться. У меня есть также для вас 10 советов, как развить чувство юмора. Жмите и читайте.

Основы стендапа или с чего начать новичкам

Stand-up comedy, стендап или стэндап — это форма юмористического выступления, которая характеризуется минималистичностью. Стендапер взаимодействует только с аудиторией, поэтому в его выступлении не должно быть ничего лишнего. Дух внутренней свободы — это одна из важных характеристик стендапа, а значит, вам нужно научиться говорить честно с аудиторий и при этом шутить над актуальными проблемами.

В Америке на живые выступления комиков приходят тысячи людей, а в каждом большом городе уже открыт комедийный клуб. Стендап постепенно вливается в страны бывшего СССР, поэтому у вас есть возможность стать первым и даже лучшем стендапером в своем городе.

Если изучить выступления знаменитых стендап-комиков, то можно прийти к следующей схеме:

  1. Одна тема, включающая несколько подтем.
  2. Выступление сопровождается движениями, шутками, даже небольшими отступлениями от тем.
  3. Переход между подтемами осуществляется постепенно, посредством шутки.
  4. Оптимальная концентрация шуток 4-6 в минуту.

Очень важно правильно выбрать тему для стендапа. Так как вы будете взаимодействовать с живой аудиторией, тема должна быть жизненной и актуальной.


Основы стендапа и темы для шуток

Я решил сделать небольшую подборку тем для стендапа:

  1. Бытовые ситуации.
  2. Религия.
  3. Политика.
  4. Отношения между мужчиной и женщиной.
  5. Работа.

Помните, что публика готова выслушать проблемы, ваши наблюдения и случаи из жизни. Аудитория должна узнать себя в ваших шутках и только тогда вы сможете добиться хорошего результата. А результат у юмористов измеряется смехом и реакцией аудиторией на выступление.

Как написать первую шутку для стендапа

Для начала вам необходимо узнать структуру шутки. Любая простая шутка состоит из установки и кульминации, а на языке юмористов это звучит как setup-punchline. При написании шутки для стендапа важно правильно использовать эту схему. С помощью сетапа у вас есть возможность создать одну картину в воображении аудитории, а с помощью панчлайна — разрушить первую картину или поменять смысл. Эффект неожиданности вызовет у слушателя удивление и смех.

Давайте рассмотрим эту структуру на примере шутки Джулии Суини:


Эта женщина-ждун не отказалась бы от рака жира

Больше примеров вы можете найти в статье: Базовая структура шутки

Чтобы научиться писать шутки, вам не нужно пользоваться генератором панчлайном. Если вы будете учиться писать шутки постоянно, то уже в скором будущем сможете придумывать их на ходу. При этом помните, что важно не только научиться писать шутки, но и правильно их преподносить. Шутки, сказанные без эмоций, будут звучать литературно и не вызовут смех.


Секрет успешной шутки в хорошо подобранном материале

Чтобы быстро научиться шутить и писать для стендапа, я вам рекомендую:

Делайте записи. Не думайте, что у вас должна получиться идеальная запись. Пишите все, что приходит вам в голову. Чтобы потом не запутаться в хаотичных записях, отмечайте их хэштегом для облегчения поиска. Не пытайтесь записывать только то, что по-настоящему смешное. Пишите все подряд, а уже потом разберетесь, как использовать материал. Не читайте записи, как минимум 30 дней, ведь чтобы посмотреть на все свежим взглядом, должно пройти время.

Шутите над тем, что вы сами считаете смешным. Не спешите экспериментировать и придумывать какие-то особенные темы для стендап-выступлений. У вас есть любимый стендапер? Напишите сценарий на подобную тему, которая рассмешила вас самих. Знаете почему вас рассмешила какая-то тема? Потому что вы в шутке узнали себя, а раз узнали себя, значит, вам тоже есть о чем рассказать, но уже в своем стиле. Не копируйте комиков, так вы уничтожите искренность и все свое стендап-выступление.

Практикуйтесь. Предлагаю вам запомнить одно правило цифр: чем больше шутите и пытаетесь написать шутку, тем больше шансов у вас довести этот навык до автоматизма. Давайте это правило представим на примерах: чем больше раз вы стреляете в тире, тем больше шансов у вас попасть в цель; чем больше раз вы знакомитесь с девушкой, тем больше шансов у вас пойти с ней на свидание; чем больше собеседований вы пройдете, тем больше вероятность, что вас возьмут на работу.

Учитесь. Вы можете перечитать десятки книг, пересмотреть сотни выступлений стендап-комиков и так и не понять, в чем секрет успешной шутки. Я учился у лучших американских учителей и готов поделиться с вами всеми ценными знаниями. После онлайн-тренингов вы освоите эффективные техники написания шуток, сможете писать материалы для юмористов или выступать сами. Хочу помочь вам шаг за шагом приближаться к искусству стендап-комедии и развить хорошее чувство юмора.

Читайте также: