Структурированные знания внутренние новообразования

Тема 2. Психологическая сущность и структура процесса учения

1. Учебная деятельность и ее структура.

2. Мотивы учения и их классификация. Диагностика учебной мотивации.

3. Проблемы формирования мотивации учения.

Учение или учебная деятельность - общественная по содержанию и функциям, представляющая особый вид познавательной деятельности субъекта, выполняемой с целью усвоить определенный состав знаний, умений, интеллектуальных навыков.

Структура учебной деятельности

Основоположником деятельностной теории учения является Л.С.Выготский, внесший принципиальные изменения в теоретические представления о процессе учения. Деятельность, направленную на учение, он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его деятельности учения, направленной на освоение способов приобретения знаний.

Исходными понятиями этой теории являются:

* обучение как система организации способов обучения, то есть передачи индивиду общественно-исторического опыта; целью этой деятельности является планомерное целенаправленное психическое развитие индивида;

* учение или учебная деятельность - общественная по содержанию и функциям, представляющая особый вид познавательной деятельности субъекта, выполняемой с целью усвоить определенный состав знаний, умений, интеллектуальных навыков;

* усвоение - главное звено в процессе учения, процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных родовых способностей.

Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект. Познавательная потребность является, с одной стороны, предпосылкой деятельности учения, с другой стороны - ее результатом - сформированным мотивом. Учебная деятельность при этом рассматривается с точки зрения формирования познавательной мотивации. Процесс учения в условиях его правильной организации может стать условием изменения структуры мотивационно-потребностной сферы личности.

Второй аспект, характеризующий учебную деятельность, связан с рассмотрением ее составляющих структурных компонентов.

Каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Кажется, что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая сами знания, человек ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности является сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Самое главное в учебной деятельности - это поворот на самого себя, оценка собственных изменений, рефлексия на себя.

В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

В учебной деятельности выделяется ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия, структура (обобщенные характеристики представлены в таблице).

Обобщенные характеристики учебной деятельности

ПРЕДМЕТ учебной деятельности (содержание) усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам учащийся.
СРЕДСТВА учебной деятельности -интеллектуальные мыслительные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация); -языковые знаковые средства, в форме которых усваивается знание; -фоновые исходные знания
СПОСОБЫ учебной деятельности -репродуктивные; -проблемно-творческие; -исследовательско-познавательные действия; -переход от внешних предметных действий к внутренним умственным действиям (интериоризация)
ПРОДУКТ учебной деятельности -структурированные знания; -умение решать научные и профессиональные задачи; -внутренние новообразования: формирование теоретического мышления; -накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества
РЕЗУЛЬТАТ -потребность продолжать учение, интерес, удовлетворенность от учебы или -нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избегание учебы, непосещение занятий, уход из школы, вуза
ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА -учебная мотивация; -учебная ситуация: учебная задача, решение задачи посредством учебных действий; -контроль и оценка преподавателя.
Учебные задачи -цель, требования задачи; -исходные условия предмета задачи: отношения между объектами; -модель требуемого состояния предмета задачи -оператор задачи (совокупность тех действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение)
Действия и операции -общие (логические приемы и психологические умения) и специфические (предметные) действия; -действия целеполагания; -действия программирования; -действия планирования; -исполнительные действия: вербальные, материальные, практические, мыслительно-логические, перцептивные, мнемические, репродуктивные, продуктивные, преобразующие, исследовательские, исследовательско-воспроизводящие; -действия контроля (самоконтроля); -действия оценки (самооценки).

Основные характеристики учебной деятельности:

1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3) общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному;

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке –ученике;

Учебная задача и ее признаки

В общем плане задача - это данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. (Пс.словарь) Всякая задача включает в себя требования (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Между этими элементами существуют определенные связи и зависимости, за счет которых осуществляется поиск и определение неизвестных элементов через известные.

Учебная задача является самым главным компонентом структуры учебной деятельности. Она предполагается обучающемуся как определенное учебное задание, формулировка которого чрезвычайно существенна для решения и его результата в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс.

Е.И.Машбиц выделяет существенные особенности учебной задачи:

1. Направленность на субъекта. Изменения в задаче важны н не сами по себе, как, например, в трудовой деятельности, а как средство изменения субъекта. Уч. задача является средством достижения учебных целей. Существенными являются не они сами, а усвоение определенного способа действия.

3. Для достижения какой-либо цели требуется решение не одной, а нескольких задач, вместе с тем решение одной задачи может вносить вклад в достижение различных целей учения. Следовательно, для достижения какой-либо учебной цели требуется некоторый набор задач, где каждая занимает отведенное ей место.

Виды учебных действий

Одним из важных компонентов любой деятельности является действие. Рассмотрим основные виды учебных действий.

3. В соотнесении с психической деятельностью обучающегося выделяют мыслительные, перцептивные, мнемические, интеллектуальные действия. Каждое из них распадается на более мелкие - операции (например, мыслительные действия включают в себя сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и др.)

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности

Важными компонентами учебной деятельности являются (само)контроль и (само)оценка достигнутых результатов обучения. Контроль предполагает как бы три звена: 1) модель потребного, желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия; 3) принятие решения о продолжении и коррекции действия. Все эти три звена составляют структуру внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией.

Значимость (само)контроля и (само)оценки в структуре деятельности обуславливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, интерпсихологического в интрапсихологическое (Л.С.Выготский), т.е. действия контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и самооценки ученика. Формирование самоконтроля происходит как поэтапный переход. Этот переход подготавливается вопросами учителя, фиксацией наиболее важного, основного. Учитель как бы создает общую программу такого контроля, который будет основой самоконтроля.

Аналогично самоконтролю проходит и формирование предметной самооценки в структуре деятельности. А.В.Захарова отметила в этом процессе важную особенность – переход самооценивания в качество, характеристику субъекта деятельности - его самооценку. Это определяет еще одну позицию значимости (само)контроля и (само)оценки для общей структуры учебной деятельности. Соответственно она обуславливается тем, что именно в этих компонентах фокусируется связь деятельностного и личностного, что свидетельствует о неразрывности двух компонентов личностно-деятельностного подходов.

Процесс усвоения знаний

Усвоение является одним из центральных понятий деятельностной теории учения. Процесс усвоения как предметная деятельность индивида характеризуется следующими моментами:

Во-первых, это процесс, воспроизводящий общественно-выработанные виды и способы деятельности в конкретно-исторических нормативах. Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни человека в результате наблюдения, обобщения, принятия решений и собственных действий безотносительно к тому, протекает ли оно стихийно или в специальных условиях образовательных систем.

Во-вторых, усвоение – сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

В процессе усвоения выделяют два аспекта: организация ориентировочной деятельности учащегося, определяющей содержание и способ его ориентировки, и интериоризация действия, в котором ориентировка формируется как мысль.

Все исследователи усвоения отмечают, что это неоднородный процесс, включающий в себя несколько компонентов, ступеней или фаз. Так, С.Л.Рубинштейн, Н.Д.Левитов выделили психологические компоненты усвоения, которые были дидактически интерпретированы В.А.Крутецким и представлены определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются:

пс. компоненты пс. состояния
1) положительное отношение учащихся внимание, интерес к содержанию урока
2) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом; наглядность самого материала и воспитание наблюдательности у обучаемых; связь предметной, изобразительной и словесной наглядности
3) мышление как процесс активной переработки полученного материала; осмысливание и понимание всех связей и отношений, включение нового материала в уже имеющегося в опыте обучающегося систему
4) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации конкретность установки на условия запоминания(время, цель, характер использования в практике), включенность в активную собственную деятельность.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 561 ;

Средствами учебной деятельности, с помощью кото­рых она осуществляется, являются:

♦ интеллектуальные действия, мыслительные опера­ции (анализ, синтез, обобщение, классифи­кация и т. п.);

♦ знаковые языковые средства, в форме которых ус­ва­ивается знание.

Способы учебной деятельности могут быть разнооб­раз­ными: репродуктивные, проблемно-творческие, иссле­довательско-познавательные действия (В. В. Давыдов).

Продуктом учебной деятельности является внутрен­нее новообразование психики и деятельности в мотиваци­онном, ценностном и смысловом планах, формирование зна­ния и умения применять его для решения разнообраз­ных практических задач.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, со­стоящую из элементов: 1) мотивация; 2) учебные за­дачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходя­щий в само­контроль; 5) оценка, переходящая в само­оценку.

Учебная задача выступает как определенное учеб­ное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуще­ствить эту цель, надо учесть условия, в которых дей­ствие должно осуществиться. Задача — это цель, данная в определенных условиях. По мере выполне­ния учебных за­дач происходит изменение самого ученика. Учебная дея­тельность может быть представлена как систе­ма учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.

Учебная задача выступает как сложная система ин­фор­мации о каком-то объекте, процессе, в котором четко опре­делена лищь часть сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгорит­мы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.

Сформулирован основные требования к проектиро­ванию учебных задач:

♦ учебные задачи должны обеспечить усвоение сис­те­мы средств, необходимой и достаточной для успешного осу­ществления учебной деятельности;

♦ учебная задача должна конструироваться так, что­бы соответствующие средства деятельности, ус­воение кото­рых предполагается в процессе реше­ния задач, выступали как прямой продукт дейст­вий учащихся, прямой продукт обучения.

Задача возникает здесь как следствие проблемной си­туации в результате ее анализа, но если ученик не принял, не понял, не заинтересовался проблемной ситуацией, она не может перерасти в задачу. Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможно только на основе осуще­ствления учебных действий и операций.

Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уров­ня. К исполнительным учебным действиям первого уровня относится:

а) действия уяснения содержания учебного мате­риала;

б) действия обработки учебного материала.

Кроме исполнительных действий по уяснению и об­работке материала, параллельно с ними протекают кон­трольные действия, характер и состав которых зависят от тех же условий, что и состав исполнительных дей­ствий (источник и форма получения учебной информа­ции). На­ряду с мыслительными, в учебных действиях ре­ализуются перцептивные и мнемические действия и операции, репро­дуктивные (исполнительские, шаблон­ные) и продуктивные (направлены на создание нового) действия.

ПРЕДМЕТ учебной дея­тельности (содержание) Усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, от­работка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся
СРЕДСТВА учебной деятельности 1— интеллектуальные мыслительные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.) 2— языковые знаковые средства, в форме которых усваивается зна­ние 3— фоновые исходные знания
СПОСОБЫ учебной деятельности 1— репродуктивные 2— проблемно-творческие 3— исследовательско-познавательные действия 4— переход от внешних предметных действий к внутренним умст­венным действиям
ПРОДУКТ учебной деятельности 1— структурированные знания 2— умение решать научные и профессиональные задачи 3— внутренние новообразования: формирование теоретического мышления 4— накопление индивидуального опыта через усвоение общест­венно-исторического опыта человечества
РЕЗУЛЬТАТ учебной деятельности 1— потребность продолжать учение, интерес, удовлетво­ренность от учебы либо 2— нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избега­ние учебы, непосещение занятий, уход из школы, вуза
ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА учебной дея­тельности 1— учебная мотивация 2— учебная ситуация: — учебная задача — решение задачи посредством учебных действий 3— контроль преподавателя 4— оценка преподавателя
Учебные за­дачи 1— цель, требования задачи 2— исходные условия предмета задачи: отношения между объек­тами 3— модель требуемого состояния предмета задачи 4— оператор задачи (совокупность тех действий, которые надо про­извести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение)
Действия и операции 1— общие (логические приемы и психологические умения) и специ­фические (предметные) действия 2— действия целеполагания 3— действия программирования 4— действия планирования 5— исполнительные действия: — вербальные — материальные, практические — мыслительно-логические — перцептивные — мнемические — репродуктивные — продуктивные — преобразующие — исследовательские — исследовательско-воспроизводящие 6— действия контроля (самоконтроля) 7— действия оценки (самооценки)

Для преподавателя представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее адекватного формирования у обучаемых. Фактически речь идет о том, чтобынаучить учащихся учиться, и это чаще важнее, чем вооружение их конкретными предмет­ными знаниями. Самая большая сложность состоит в са­мостоятельном отборе содержательного материала, подле­жащего усвоению.

Учебную деятельность нужно анализировать не саму по себе, а как составляющую учеб­ной ситуации, системо­образующей переменной которой вы­ступают социальные взаимодействия учащихся с препода­вателями и между собой. Характер этих взаимодействий, в свою очередь, за­висит от форм сотрудничества препода­вателя с учащи­мися.

Совместная учебная деятельность — это некоторая об­щность, возникающая в процессе учения. В своем станов­лении она проходит ряд этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к формированию единого смыслового поля у всех участников обучения, которое и обеспечивает дальнейшую саморегуляцию индивидуаль­ной деятельнос­ти всех участников.

Система совместной деятельности может быть при­знана нормальной, когда взаимосвязаны все ее компо­ненты: отношение учащихся друг к другу и к препода­вате­лям; условия, в которых протекает учебная деятель­ность.

Учебная деятельность — это совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт (основной компонент, а другие создают благоприятные условия для этого, т. е. осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения). Рассмотрим сначала деятельности, в которых приобретение опыта производится без осознанной цели. Можно выделить три типа: дидактические игры, стихийное общение и некоторые другие деятельности. Они характеризуются тем, что, хотя субъект приобретения опыта не ставит перед собой цель — овладеть данным опытом, он его закономерно и стабильно получает в конце процесса. При этом познавательный результат — единственное рациональное оправдание затрат времени и сил субъекта. Помимо дидактической игры и стихийного общения, приобретение опыта в качестве прямого продукта, но без сознательной Цели достигается в свободном наблюдении, при чтении художественной литературы, просмотре кинофильмов, спектаклей.
Что касается дидактической игры, то есть два ее вида: игры, в которых ребенок усваивает опыт, и игры, в которых он самостоятельно открывает для себя какие-либо закономерности. Строго говоря, поскольку открытие планируется обучающим, а получаемый опыт является новым только для играющего субъекта, а не для общества, этот вариант также следует рассматривать как усвоение, имеющее некоторую специфику в своей процедуре, — именно поэтому игра и в этом случае остается дидактической. В свою очередь, усвоение также предполагает два случая: когда опыт дан в готовом виде, но субъект усвоения должен самостоятельно Подготовить все или некоторые условия, обеспечивающие процесс усвоения, и когда он выполняет только лишь познавательные компоненты этой деятельности, а условия усвоения подготовляются другими людьми.
Деятельностные характеристики:
1.Общественный характер (по содержанию – знания, накопленные культурой, по форме – общение и взаимодействие)
2.Целостность
3.Активность
4.Предметность
5.Целенаправленность
6.Осознанность
7.Наличие определенной структуры и содержания
8.Субъектность
Собственные характеристики:
1.Овладение учебным материалом
2.Усваиваются научные понятия
3.Направленность на овладение общими способами действий
4.Ведет к изменениям в самом субъекте.
Вопрос 30

Учение является деятельностью там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные умения, знания, навыки.

Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект. Познавательная потребность является, с одной стороны, предпосылкой учебной деятельности, с другой – ее результатом – сформированным мотивом. Учебная деятельность рассматривается при этом с точки зрения формирования познавательной мотивации. Процесс учения в условиях его правильной организации может стать условием изменения структуры мотивационно-потребностной сферы личности.

Второй аспект, который характеризует учебную деятельность, связан с рассмотрением ее составляющих структурных компонентов.

Предмет изменений в учебной деятельности – это сам человек, осуществляющий эту деятельность.

Процесс учения характеризуется как целостная система и реальный процесс решения задач, стоящих перед субъектом этой деятельности.

В учебной деятельности выделяются ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия и структура.

Предмет (или содержание)

учебной деятельности включает в себя усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам ученик.

Средствами учебной деятельности являются:

1) интеллектуальные мыслительные действия – анализ, синтез, обобщение, классификация и т. д.;

2) языковые знаковые средства, в форме которых усваивается знание;

3) фоновые исходные знания.

Способы учебной деятельности бывают репродуктивными, проблемно-творческими, исследовательско-познавательными, с помощью перехода от внешних предметных действий к внутренним умственным.

Продуктом учебной деятельности являются структурированные знания, умение решать научные и профессиональные задачи, такие внутренние новообразования, как формирование теоретического мышления, накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества.

Результатом учебной деятельности может быть потребность продолжать учение, интерес к нему, получение удовлетворения от своей деятельности или, наоборот, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избегание учебы, непосещение занятий, уход из учебного заведения.

Внешняя структура учебной деятельности включает в себя:

1) учебную мотивацию;

2) учебную ситуацию, которая включает в себя учебную задачу и ее решение с помощью учебных действий;

3) контроль педагога;

4) оценку педагога;

Учебные задачи включают в себя:

1) цель и требования задачи;

2) исходные условия предмета задачи: отношения между объектами;

3) модель требуемого состояния предмета задачи;

4) оператор задачи, т. е. совокупность действий, которые необходимо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.

Действия и операции:

1) общие – логические приемы и психологические умения; специфические – предметные действия;

2) действия целеполагания;

3) действия программирования;

4) действия планирования;

5) исполнительные действия: вербальные, материальные и практические, мыслительно-логические, перцептивные, мнемические, репродуктивные, продуктивные, преобразующие, исследовательские, исследовательско-воспроизводящие;

6) действия контроля (самоконтроля);

7) действия оценки (самооценки);

Статическая модель учения включает в себя:

1) систему мотивов – установки, интересы, ценностные ориентации, мировоззрение;

2) систему целей – овладение знаниями, умениями, видами деятельности;

3) процесс – конкретные виды деятельности;

4) условия и средства: субъективные – обученность, здоровье, уровень интеллектуально-психического развития; объективные – источники информации, педагог, технические средства обучения;

5) результат – развитие, воспитание, образование.

Функциональная модель учения включает в себя систему мотивов, условия и средства, принятие требований педагога, постановку целей учения, выбор значимых условий, разработку программы ориентировочных, исполнительных и контрольных действий, реализацию программы, контроль результатов действий, принятие норм и критериев оценки, оценивание результатов учебных действий, принятие решения о коррекции.

В учебной деятельности объединяются не только ее познавательные функции, такие как восприятие, внимание, память, воображение, мышление, но и потребности, воля, мотивы и эмоции.

Учебная деятельность характеризуется тем, что она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач. В учебной деятельности осваиваются общие способы действий и научные понятия, общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному. Учебная деятельность приводит к изменениям в самом обучающемся. В зависимости от результатов собственных действий происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося.

В дошкольном возрасте ребенок включен в две системы социальных отношении: 1) отношения со взрослыми (воспитателем в детском саду, с родителями и другими близкими людьми дома); 2) отношения с детьми. Благополучие ребенка-дошкольника определяется отношениями в семье. Его игровые отношения с детьми не влияют на его отношения с родителями.

В школе сохраняются эти две системы социальных отношений, но они существенно перестраиваются. Прежде всего в системе отношений со взрослыми на первый план выходят отношения с учителем. Эта система отношений начинает определять отношения ребенка и к родителям, и к детям. Отношения с учителем становятся центром в жизни ребенка, и они определяют степень благополучия его жизни. Отношения учащегося с учителем - это олицетворение его отношений с обществом: учитель является носителем требований общества к ребенку и носителем того социального опыта, который ученик должен усвоить, сделать своим индивидуальным достоянием.

Следовательно, совместная деятельность - необходимый этап для становления индивидуальной деятельности.

Вопрос 31

Все действия, входящие в деятельность учения, можно поделить на два класса:

а) общие (не специфические),

Специфические действия отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний. Примерами специфических действий могут служить звуковой анализ, сложение и др.

5.1. Начальные логические приемы мышления

Приведем данные по диагностике логических приемов мышления у учащихся в конце первого года обучения. Проверялись три приема: подведение под понятие, выведение следствий, сравнение. Все три приема необходимы в первом классе при изучении математики. Оказалось, что только небольшая часть учащихся владеет этими приемами хорошо, у остальных они не сформированы в должной мере.

Больше того, у многих учащихся начальной школы не сформированы и более элементарные логические операции.

Даже в старших классах учащиеся теряются, когда перед ними встает задача по оценке предложенных определений. Так, в исследовании Н.А. Подгорецкой ученикам десятых классов было предложено 20 определений простейших геометрических понятий: ромб, квадрат, прямоугольник, параллелограмм, четырехугольник. Среди предложенных определений были как правильные, так и ложные. Школьники должны были указать как те, так и другие. Ошибочные определения содержали такие дефекты, как пропуск ближайшего родового понятия (определение квадрата, например, как геометрической фигуры), наличие только лишь необходимых признаков, неточное указание видовых признаков и др.

Таким образом, видо-родовые отношения понятий, логические правила определений должны войти в программу формирования логического мышления учащихся.

Следующий логический прием, который широко используется в процессе обучения и без которого невозможно полноценное мышление человека, - прием выведения следствий с соблюдением требований закона контрапозиции. Этот прием, как и предыдущие, также обычно не выступает в школе в качестве предмета специального усвоения. В силу этого далеко не все учащиеся даже старших классов понимают, что одно и то же следствие может быть связано с разными основаниями, и поэтому от наличия следствия нельзя переходить к утверждению наличия основания. Так, учащиеся правильно указывают, что если углы смежные, то их сумма равна 180°. Но нельзя утверждать, как это делают некоторые ученики, обратное: если сумма углов равна 180°, то они являются смежными (прямые вертикальные углы равны в сумме 180°, но они не являются смежными). Одно и то же следствие (сумма углов 180°) имеет разные основания.

Подавляющее большинство учащихся и в первом, и во втором случае дали неверные ответы: они сделали вывод, что человек, не имеющий повышенной температуры, не болен, и что у данного четырехугольника диагонали не взаимно перпендикулярны.

Как часто учитель, обращаясь к детям, предлагает им послушать, посмотреть, запомнить, быть внимательным. Если ученики овладели всеми этими умениями, то от учителя ничего больше и не требуется, кроме как активно использовать возможности детей.

Полноценное усвоение знаний предполагает также формирование таких познавательных действий, которые составляют специфические приемы, характерные для той или иной области знаний. Своеобразие этих приемов состоит в том, что их формирование возможно только на определенном предметном материале. Так, нельзя, например, сформировать приемы математического мышления, минуя математические знания; нельзя сформировать лингвистическое мышление без работы над языковым материалом. Без формирования специфических действий, характерных для данной области знаний, не могут быть сформированы и использованы и логические приемы. В частности, большинство рассмотренных нами приемов логического мышления связано с установлением наличия в предъявленных предметах и явлениях необходимых и достаточных свойств. Однако обнаружение этих свойств в разных предметных областях требует использования разных приемов, разных методов, т.е. требует применения уже специфических приемов работы: в математике они одни, в языке - другие и т.д.

Эти приемы познавательной деятельности, отражая специфические особенности данной научной области, менее универсальны, не могут быть перенесены на любой другой предмет. Так, например, человек, великолепно владеющий специфическими приемами мышления в области математики, может не уметь справиться с историческими задачами, и наоборот. Когда говорят про человека, что у него, допустим, технический склад ума, это и означает, что он овладел основной системой специфических приемов мышления в данной области. Однако и специфические виды познавательной деятельности нередко могут быть использованы в целом ряде предметов.

Примером может служить обобщенный прием получения графических изображений. Анализ частных видов проекционных изображений, изучаемых в школьных курсах геометрии, черчения, географии, рисования и соответствующих им частных видов деятельности, позволил выделить следующее инвариантное содержание умения по получению проекционных изображений:

а) установление способа проецирования;

б) определение способа изображения базисной конфигурации по условию задачи;

в) выбор базисной конфигурации;

г) анализ формы оригинала;

д) изображение элементов, выделенных в результате анализа формы оригинала и принадлежащих одной плоскости, с опорой на свойства проекций;

е) сравнение оригинала с его изображением.

Вопрос 32


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: