Солженицын раковый корпус персонажи

ЛИТЕРАТУРА / КНИГИ


История создания

Сюжет

  • Главного героя ленинградца Олега Костоглотова — фронтовика, бывшего зека, приговорённого к вечной ссылке в Казахстан.
  • Руководителя отдела кадров Павла Русанова — адепта сталинской системы, доносчика.
  • Школьника, сироту Дёмку, мечтающего получить высшее образование.
  • Молодого учёного-геолога Вадима Зацырко, на пороге смерти работающего над методом определения наличия руд по радиоактивным водам.
  • Библиотекаря сельхозтехникума Алексея Шулубина, бывшего научного деятеля разгромленной лысенковцами отечественной биологии.
  • Строителя Ефрема Поддуева, на пороге смерти прочитавшего книгу Льва Толстого и задумавшегося о собственной нравственности.

Персонажи и прототипы

Некоторые персонажи повести имеют реальные прототипы:

Оценки

На сцене

  • Инсценировка. Театр Ганса Отто (Hans Otto Theater), Потсдам, ФРГ. 2012. Автор сценического варианта Джон фон Дюффель (John von Düffel). Режиссёр Тобиас Веллемайер (Tobias Wellemeyer). В роли Костоглотова Вольфганг Фоглер (Wolfgang Vogler), в роли Русанова Йон-Кааре Коппе (Jon-Kaare Koppe).

Споры Костоглотова и Русанова, их борьба за выживание идут в то время, когда рушится сталинская машина, и для одного это — луч света, а для другого — развал созданного по крупицам мира.

Намного ближе автору старички Николай Иванович и Елена Александровна Кадмины, прошедшие через лагерь и обретшие опыт и глубину жизни. Именно у них был Олег после того, как неожиданно, под воздействием рентгена, отступила странная болезнь. Костоглотов знает, что после выздоровления его ждет вечная ссылка в Уш-Тереке, но он как бы заново учится ценить то, что дано человеку.

Урожденные одной эпохой, герои повести делают разный жизненный выбор. Правда, не все они осознают, что выбор уже сделан. Ефрем Поддуев, проживший жизнь так, как он хотел, понимает вдруг, обратившись к книгам Толстого, всю пустоту своего существования. Но это прозрение героя слишком запоздалое. В сущности, проблема выбора встает перед каждым человеком ежесекундно, но из множества вариантов решения лишь один верен, из всех жизненных дорог лишь одна по сердцу. Необходимость выбора осознает Демка, подросток на жизненном перепутье. В школе он впитал официальную идеологию, но в палате он ощутил ее неоднозначность, услышав весьма противоречивые, порой исключающие друг друга высказывания своих соседей. Столкновение позиций разных героев происходит в бесконечных спорах, затрагивающих как бытовые, так и бытийные проблемы. Костоглотов — боец, он неутомим, он буквально набрасывается на своих противников, высказывая все то, что наболело за годы вынужденного молчания. Олег легко парирует любые возражения, так как его доводы выстраданы им самим, а мысли его оппонентов чаще всего внушены господствующей идеологией. Олег не принимает даже робкой попытки компромисса со стороны Русанова. А Павел Николаевич и его единомышленники оказываются неспособны возразить Костоглотову, ибо они не готовы сами защищать свои убеждения. Это за них всегда делало государство.


Курс повышения квалификации за 340 рублей!


Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок в 10 классе по теме:

Подготовила учитель русского языка и литературы Белова Ирина Фёдоровна

Оформление урока : портрет А.И.Солженицына, отзывы о писателе, выставка книг, газетные публикации.

Слово учителя об истории создания произведения.

Кто же он, Александр Исаевич Солженицын?

В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить. Один из таких людей — Александр Исаевич Солженицын, выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель.

Российский читатель узнал о нем в начале шестидесятых, после публикации в журнале “Новый мир” рассказа “Один день Ивана Денисовича”.

Специального литературного образования А. И. Солженицын не получил, но последние два предвоенных года проучился на филологическом факультете Московского института философии и литературы. Был призван в армию, окончил артиллерийское училище. Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А. И. Солженицына обвиняют по политической статье, арестовывают, а дальше — тюрьма и лагерь.
Лагерный срок закончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак; по приговору врачей жить оставалось меньше месяца. Это был страшный момент в жизни писателя. В близости смерти, в ожидании своей участи А. И. Солженицын видел возможность постановки самых важных, последних вопросов человеческого существования. Прежде всего — о смысле жизни. Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью. Но А. И. Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что “возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель”.

Солженицын написал повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях. Время действия ограничено несколькими неделями, место действия- стенами больницы. Одна из ее тем — это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в раковом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обреченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назначения литературы.

Герои и их прототипы. (Слово учителя)

Некоторые персонажи повести имеют реальные прототипы:

Вера Корнильевна Гангарт — лечащий доктор Ирина Емельяновна Мейке;

Кременцов — старик Кременцов, борода академика Павлова (глава 17);

Елизавета Анатольевна (глава 34) — Елизавета Денисовна Воронянская.

Проверка знания текста повести .

5. Беседа по тексту.

— Каков центральный вопрос, ответ на который ищут все герои произведения?

— О чём спорят центральные герои повести — Олег Костоглотов и Павел Русанов? К каким выводам приводит читателя А.И.Солженицын?

— Кто в повести является выразителем идей А.И.Солженицына? (Олег Костоглотов).

— Солженицын старался показать разные взгляды своих героев на жизнь. Каковы их жизненные принципы?

— В чем только ни видят смысла жизни герои: в любви, в зарплате, в квалификации, в родных местах и в Боге. На этот вопрос отвечают не только пациенты ракового корпуса, но и врачи-онкологи, борющиеся за жизнь больных, каждый день сталкивающиеся со смертью. Приведите примеры.

— В последней трети повести появляется герой, заслуживающий особого внимания — Шулубин. Беседа с Шулубиным заставляет Олега Костоглотова задуматься. С предателями, подхалимами, приспособленцами, доносчиками и тому подобными людьми все очевидно и не нуждается ни в каких объяснениях. А вот жизненная правда Шулубина показывает Косоглотову другую позицию. Какова эта позиция?

— Ребята, а как вы думаете, чем жив человек?

6. Домашнее задание:

Раковый корпус


Первое полное издание романа (Посев, 1968)
Жанр роман
Автор Александр Солженицын
Язык оригинала русский
Дата написания 1963—1967
Дата первой публикации 1967 (на Западе)
1990 (СССР)
Издательство Dial Press [d] и Bodley Head [d]
Электронная версия

Содержание

  • 1 История создания и цензура
  • 2 Сюжет
  • 3 Персонажи и прототипы
  • 4 На сцене
  • 5 Оценки
  • 6 Факты
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История создания и цензура

Сюжет


Персонажи и прототипы

Некоторые персонажи повести имеют реальные прототипы:

На сцене

Оценки

Факты

  • В тексте романа присутствует необычное для русского языка словосочетание повелительная инерция. Это словосочетание образуется при дословном переводе распространенного в английском языке словосочетания compelling momentum.

Примечания

Ссылки

  • Один день Ивана Денисовича (1959)
  • Матрёнин двор (1959)
  • Правая кисть (1960)
  • Случай на станции Кочетовка (1963)
  • Для пользы дела (1963)
  • Захар-Калита (1965)
  • Как жаль (1965)
  • Пасхальный крестный ход (1966)
  • Крохотки (1958—1963, 1996—1999)
  • Абрикосовое варенье (1994)
  • На краях (1995)
  • Эго (1995)
  • Адлиг Швенкиттен (1998)


  • В круге первом (1955—1958)
  • Раковый корпус (1963—1966)
  • Красное колесо (1969—1991)
  • Бодался телёнок с дубом (1967—1974)
  • Угодило зёрнышко промеж двух жерновов
  • Дороженька (1947—1952)
  • Прусские ночи (1947—1952)
  • Пир победителей (1951—1953)
  • Пленники (1952—1953)
  • Олень и шалашовка (1954)
  • Знают истину танки
  • Свеча на ветру
  • Тунеядец
  • Архипелаг ГУЛАГ (1968)
  • Русский словарь языкового расширения (1990—2000)
  • Двести лет вместе (2001—2002)
  • Один день Ивана Денисовича (1970)
  • В круге первом (2006)

Что такое wiki.moda Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Сюжет



  • Главного героя ленинградца Олега Костоглотова — фронтовика, бывшего зека, приговорённого к вечной ссылке в Казахстан.
  • Руководителя отдела кадров Павла Русанова — адептасталинской системы, доносчика.
  • Школьника, сироту Дёмку, мечтающего получить высшее образование.
  • Молодого учёного-геолога Вадима Зацырко, на пороге смерти работающего над методом определения наличия руд по радиоактивным водам.
  • Библиотекаря сельхозтехникума Алексея Шулубина, бывшего научного деятеля разгромленной лысенковцами отечественной биологии.
  • Строителя Ефрема Поддуева, на пороге смерти прочитавшего книгу Льва Толстого и задумавшегося о собственной нравственности.

Персонажи и прототипы

Некоторые персонажи повести имеют реальные прототипы:

Оценки

На сцене

  • Инсценировка. Театр Ганса Отто (нем.Hans Otto Theater ), Потсдам, ФРГ. 2012. Автор сценического варианта Джон фон Дюффель ( John von Düffel ). Режиссёр Тобиас Веллемайер ( Tobias Wellemeyer ). В роли Костоглотова Вольфганг Фоглер ( Wolfgang Vogler ), в роли Русанова Йон-Кааре Коппе ( Jon-Kaare Koppe ) [4] .

Примечания

Ссылки

Один день Ивана Денисовича (1959) · Матрёнин двор (1959) · Правая кисть (1960) · Случай на станции Кочетовка (1963) · Для пользы дела (1963) · Захар-Калита (1965) · Как жаль (1965) · Пасхальный крестный ход (1966) · Крохотки (1958—1963, 1996—1999)

Не обычай дёгтем щи белить, на то сметана (1965) · Мир и насилие (1973) · На возврате дыхания и сознания (1974) · Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни (1974) · Образованщина (1974) · Жить не по лжи (1974) · Измельчание Свободы (1976) · Наши плюралисты (1982) · . Колеблет твой треножник (1984) · Как нам обустроить Россию (1990) ·

Архипелаг ГУЛАГ (1973) · Красное колесо · Русский вопрос к концу XX века (1994) · Русский словарь языкового расширения (1990—2000) ·

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Game Maker
  • Бокс на летних Олимпийских играх 1992

Солженицын, Александр Исаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Солженицын. Александр Солженицын … Википедия

Солженицын — Солженицын, Александр Исаевич Александр Солженицын Солженицын в 1994 году после возвращения в Россию Имя при рождении: Александр Исаевич Солженицын Дата рождения … Википедия

СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич — (родился 11 декабря 1918 Кисловодск), русский писатель.семья. Годы ученияСолженицын родился через несколько месяцев после смерти отца. В 1924 семья переезжает в Ростов на Дону; там в 1936 Солженицын поступает на физико математический факультет… … Большой Энциклопедический словарь

Солженицын, Александр Исаевич — (р. 11.12.1918) писатель, историк, публицист, обществ. деятель. Род. в Кисловодске. Окончил физ. матем. ф т Ростовского ун та, учился в ИФЛИ. С 1943 по 1945 участник Великой Отеч. войны, с 1945 заключенный ГУЛАГа, затем ссыльный. Реабилитирован в … Большая биографическая энциклопедия

Русский словарь языкового расширения — книга Александра Солженицына. В словаре собраны редкие и малоупотребительные слова (значительная их часть взята автором из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля), которые, по мнению Солженицына, незаслуженно забыты и могут… … Википедия

Оргия Праведников — Оргия Праведников … Википедия

Оргия праведников — Слева направо: Алексей Бурков, Александр Ветхов, Юрий Русланов, Сергей Калугин, Артемий Бондаренко … Википедия

Солженицын, Александр — Писатель, академик РАН Выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970), академик Российской академии наук (1997), лауреат Государственной премии РФ (2007). В прошлом участник Великой Отечественной войны, затем –… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Александр Исаевич Солженицын — Александр Солженицын выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель. Получил широкую известность, помимо литературных произведений (как правило, затрагивающих острые общественно политические темы), также историко… … Энциклопедия ньюсмейкеров



Хотите узнать подробнее о страшной болезни "РАК"? Раковый корпус – произведение о жизни и смерти, о борьбе и смирении, о силе и стойкости, и даже о любви!

Привет всем

Ранее с Солженицыным Александром Исаевичем знакома не была, но как обычно где-то на слуху вертелось его произведение "Раковый корпус". Вообще все книги для чтения я выискиваю в "книжных" группах ВК и это произведение в том числе.


  • Количество страниц в электронном варианте – 869
  • Дата написания романа – 1963-1967
  • Дата публикации – 1967 г. (В России – 1990 г)

Книга своеобразна и понравится далеко не всем, я постараюсь рассказать как можно подробнее об этом произведении.

▶ СЮЖЕТ (без спойлеров) | ОПИСАНИЕ | ПЕРСОНАЖИ

Я просто обожаю истории, в которых есть доля правды. "Раковый Корпус" писался Солженициным после раковой болезни (которую он победил), и некоторых героев он "списал" с реальных людей, такие книги получаются живыми и читать их интереснее, чем банальную выдумку.


Основное место действия – старая, грязная и переполненная больничка в Ташкенте, а именно 13-ый (Раковый) корпус.

В палате собрались 9 личностей, люди разных национальностей, разных профессий, разных взглядов на жизнь, но объединяет их всех одно – страшная болезнь под названием "РАК".

С первых строк читатель знакомится с ➜ Павлом Николаевичем Русановым, я даже думала, что он и есть главный герой, но как потом выяснилось, это не так.

Павел Николаевич всем своим видом показывал с первых минут, как ему противно от этих стен ракового корпуса, какая там вонь и грязь, ведь он привык к комфорту и даже отказался от предложенных вещей в больнице, а взял все свое, даже хотел требовать себе отдельный туалет.

Его пренебрежение падает не только на стены диспансера, но и на ее обитателей. На тот момент он был 9-ым пациентом и именно он нас будто знакомит с каждым новым персонажем, давая им клички.


Олег практически единственный, кто не сидел в палате сутками, он и гулял около ракового корпуса, и заходил по ночам к медсестрам на душевные разговоры, и с врачами вступал в дискуссии, и в палате часто выступал оратором.

➜ Ефрем Поддуев – Крупный мужчина, который поначалу ходил взад и вперед по палате и это раздражало Русанова, у них даже возникла небольшая стычка. Персонаж на самом деле тоже не последний, но не самый интересный.

➜ Демка – подросток-сирота, ему всего 16 лет и он очень хочет закончить школу, даже в палате он постоянно в своих учебниках. Больше всего боится потерять ногу и остаться калекой, он готов умереть, но ногу не отдаст, хотя как знать.

➜ Еще в палате были несколько человек другой национальности, кто-то даже ни слова не понимал по-русски и честно признаться, этих героев я запомнить не смогла, они для меня все на одно лицо и фамилии сложные


Вот так вот, выписывают человека, он рад что все отлично у него, а в справке значится: "неоперабельная опухоль, ничего нельзя сделать" (на латинице, пациент не может перевести этой фразы). Так было раньше, так есть и сейчас, врачебная этика прослеживается и в современной медицине, даже в детской больнице врачи никогда не называют диагнозов своими словами, а отмахиваются общими фразами.


Одним из последних в палату прибыл ➜ Алексей Шулубин. Этот человек долго оставался в тени. Он ни с кем не разговаривал, а просто сидел и смотрел в одну точку, но зато потом он резко откроется, да так, что я аж под впечатлением была, на удивление персонаж оказался очень интересным и сочувствуешь ему сильнее, чем остальным.

Это далеко не все персонажи палаты, были и другие, достойные внимания, но останавливаться на них подробнее не буду.

▶ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПРОЧТЕНИЯ | РАССУЖДЕНИЯ

С самых первых строк меня буквально затянуло, ведь речь идет о болезни, которая до сих пор остается до конца не изученной и не изведанной. Сразу же погружаешься в атмосферу и видишь больницу изнутри.

Очень интересно было читать главы про врачей, все таки в палате с пациентами они себя ведут совсем по-другому. Врачи видят, что случай запущенный и здесь можно лишь облегчить страдания, но не вылечить, так они будут внушать больному, что у него не так то все плохо, вот выпишем вам витаминки и излечитесь, говорят. А ведь это верное решение, зачем в человеке убивать всю веру? На этом сделан огромный акцент в романе, что вера – это путь к выздоровлению и зачастую это единственный помощник при такой болезни.

Зато в ординаторской они уже говорят прямо, что этого не вылечить, нужно выписывать, постельных мест не хватает. Но разговоры эти не высокомерные, наоборот, врачи переживают за каждого больного больше, чем за себя и их постоянно грызет совесть, что вдруг диагноз не верный, а точно ли рентген не сильно влияет на "здоровые клетки" во время облучения? Сомнений здесь много и быть уверенным на 100% никто не может, даже врачи.


Манера повествования тоже своеобразна у автора, иной раз глава начинается с момента и описывает явно кого-то из палаты, а я не могу понять о ком вообще идет речь

☝ Раковый корпус здесь затрагивает гораздо более обширное понятие, чем просто одна болезнь одного конкретного человека, здесь еще четко прослеживается "болезнь" того времени, того мира. Очень хорошо показана вся грязь тех времен, когда людей сажали просто ни за что, ссылали в вечные ссылки целые семьи, обрекали на вечные муки невиновных, когда доносчиком мог оказаться твой лучший друг, когда дочь или сына заставляют подписать отказ от отца, а если нет, то добро пожаловать в ссылку.

Наш главный герой (Олег Костоглотов) был из этой оперы, сослан в вечную ссылку и приполз к раковому корпусу на последнем издыхании. Как мне нравился этот персонаж и его точка зрения на жизнь, он рассуждает, отталкиваясь от своего пройденного пути, но в состоянии признать, что кому-то жилось и живется в данный момент еще хуже. Мой любимый диалог и был на эту тему между Олегом и Алексеем Шулубиным, такой сильный диалог, это просто шедевр, такие речи там звучали! мне хотелось встать и аплодировать
После этого диалога полюбился незаметный персонаж Шулубин, ему уделили мало страниц в романе, он и пришел в палату практически под конец, зато это были самые интересные для меня главы!

В "Раковом корпусе" есть и любовная линия, а как же без нее
Даже в такое время и в таком месте найдется место любви, я не буду раскрывать имена персонажей, но наблюдать за героями было очень интересно.

Яро показана тема борьбы, люди цепляются даже за самые странные народные лекарства, за самые необычные методы, вычитанные в каком-то журнале и верят в это, а кто-то в этот момент уже сдался и просто ждет смерти, кто-то подвергает сомнению ход лечения, назначенный врачом, и всячески пытается с этим бороться.


Приходит новенький, к нему присматриваешься, пытаешься понять что за человек, какой он, какой степени его болезнь, есть ли у него шансы?

Читатель познакомится со всем персоналом ракового корпуса, даже характер и жизнь уборщицы во всех деталях будет известна под конец и это тоже интересно, вот правда, одна глава про врача, следующая про санитарку, а потом нам расскажут вообще про каких-то неизвестных людей за пределами Ташкента, но и их история интересна по-своему.

Концовка для меня оказалась двоякой, ее реально можно понять по-разному, но самое обидное, мы не узнаем о судьбе наших героев ничего конкретного. Здесь все можно додумать, но в целом картина все таки ясна, ведь Солженицын описывает состояние каждого пациента и уже по этому описанию читатель сам делает выводы.

Мне бы хотелось прочитать еще одну историю-продолжение и снова увидеть всех этих людей вместе, только в более счастливой обстановке

▶ ИТОГИ | ВЫВОДЫ

У меня не было слез, только капелька в конце, и то это были не совсем слезы грусти или чего-то такого, даже не могу описать точнее, просто было пусто на душе, книга тяжелая, она все таки про самую страшную болезнь, но тем не менее и вдохновения здесь тоже не мало, борьба и сила таких людей заставляет задуматься и понять, что потерять ногу – это не конец жизни, что и без ноги можно жить и чего-то добиться, а кто-то только рад бы избавиться от больной ноги, если бы дали такую возможность, ан-нет, метастазы уже распространились, операция бессмысленна.

Тяжело, грустно, иногда весело и радостно, иногда нудно и затянуто (например, Солженицин мог описывать момент, как собака входит в дом на три страницы. меня это реально раздражало и было не интересно читать всякие такие моменты "не по теме"), но оно того стоит!

Пусть книга и не стала любимой, второй раз я бы ее точно не стала читать, да и неопределенность, какая-то незаконченность преследует после прочтения, но мне произведение все равно понравилось.

Рекомендую любителям исторической литературы (события разворачиваются примерно в 1950-х, не каждому интересно то время).

➜ Несколько цитат:

Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь.

Когда-нибудь не страшно умереть – страшно умереть сейчас.

Спасибо за внимание

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок в 10 классе по теме:

Подготовила учитель русского языка и литературы Белова Ирина Фёдоровна

Оформление урока : портрет А.И.Солженицына, отзывы о писателе, выставка книг, газетные публикации.

Слово учителя об истории создания произведения.

Кто же он, Александр Исаевич Солженицын?

В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить. Один из таких людей - Александр Исаевич Солженицын, выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель.

Российский читатель узнал о нем в начале шестидесятых, после публикации в журнале “Новый мир” рассказа “Один день Ивана Денисовича”.

Специального литературного образования А. И. Солженицын не получил, но последние два предвоенных года проучился на филологическом факультете Московского института философии и литературы. Был призван в армию, окончил артиллерийское училище. Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А. И. Солженицына обвиняют по политической статье, арестовывают, а дальше - тюрьма и лагерь.
Лагерный срок закончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак; по приговору врачей жить оставалось меньше месяца. Это был страшный момент в жизни писателя. В близости смерти, в ожидании своей участи А. И. Солженицын видел возможность постановки самых важных, последних вопросов человеческого существования. Прежде всего — о смысле жизни. Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью. Но А. И. Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что “возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель”.

Солженицын написал повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях. Время действия ограничено несколькими неделями, место действия- стенами больницы. Одна из ее тем - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в раковом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обреченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назначения литературы.

Герои и их прототипы. (Слово учителя)

Некоторые персонажи повести имеют реальные прототипы:

Вера Корнильевна Гангарт — лечащий доктор Ирина Емельяновна Мейке;

Кременцов — старик Кременцов, борода академика Павлова (глава 17);

Елизавета Анатольевна (глава 34) — Елизавета Денисовна Воронянская.

Проверка знания текста повести .

5. Беседа по тексту.

- Каков центральный вопрос, ответ на который ищут все герои произведения?

- О чём спорят центральные герои повести - Олег Костоглотов и Павел Русанов? К каким выводам приводит читателя А.И.Солженицын?

- Кто в повести является выразителем идей А.И.Солженицына? (Олег Костоглотов).

- Солженицын старался показать разные взгляды своих героев на жизнь. Каковы их жизненные принципы?

- В чем только ни видят смысла жизни герои: в любви, в зарплате, в квалификации, в родных местах и в Боге. На этот вопрос отвечают не только пациенты ракового корпуса, но и врачи-онкологи, борющиеся за жизнь больных, каждый день сталкивающиеся со смертью. Приведите примеры.

- В последней трети повести появляется герой, заслуживающий особого внимания - Шулубин. Беседа с Шулубиным заставляет Олега Костоглотова задуматься. С предателями, подхалимами, приспособленцами, доносчиками и тому подобными людьми все очевидно и не нуждается ни в каких объяснениях. А вот жизненная правда Шулубина показывает Косоглотову другую позицию. Какова эта позиция?

- Ребята, а как вы думаете, чем жив человек?

6. Обобщение.

6. Домашнее задание:

Читайте также: