Сколько рака в намазе


Намаз делится на несколько частей - ракаатов, которые необходимо совершить для того, чтобы молитва была действительна. Каждый намаз состоит из разного количества ракаатов (от одного и более).

Количество ракатов – это важное условие совершения намаза по Исламу, мусульманин, не знающий сколько ракатов в намазе он должен сделать - не имеет четкого намерения, молитва такого человека будет не действительна.

Таблица количества ракатов в различных молитвах

Сколько ракатов в каждом намазе можно посмотреть в данной таблице.

Предписание молитвы

Намаз – один из столпов Ислама, второй по значимости после признания Единобожия или таухида. Совершение намаза Всевышнему Аллаху в строго установленное время предписывается верующим в Священном Коране, а отступление от предписанного времени совершения молитвы или ее несовершение настолько же серьезно, насколько преступно отступление от веры Аллаху. Только некоторые категории людей в особых случаях освобождаются от совершения молитвы: неверующие, несовершеннолетние дети, умалишенные люди, а также женщины во время менструаций или в случае наличия послеродовых выделений.

У молитвы, предписанной мусульманам Всевышним Аллахом глубокий смысл и много достоинств:

Верующий должен совершать молитву вовремя и регулярно, везде и всегда, соблюдая время дня, рукны (основы) и ракаты намаза - это фард.

Обязательные элементы намаза


Для каждой молитвы необходимо совершение ряда обязательных элементов, являющихся фардом, которые имеют важное значение и строго предписаны Господом и Сунной Пророка ﷺ:

Элементы ракаата

Ракаат состоит из:

  • одного поясного поклона (руку);
  • двух земных поклонов (саджуд).

Ракаат также включает в себя обязательные элементы намаза, в том числе: чтение суры аль-Фатиха, чтение дополнительных сур в первых двух ракаатах.

Молящийся должен соблюдать паузу в несколько секунд между совершением первого и второго раката, между совершением поясного наклона вперед (руку), а также при выпрямлении и при совершении суджудов, а также во время сидения между суджудами.

Первый полный ракат включает:

На этом первый полный ракат завершен.

Для того, чтобы совершить второй ракат намаза, следует подняться на ноги.

Далее в двухракатном намазе совершается такой порядок:

На этом второй ракат двухракатного намаза завершен.

Трех-ракатный намаз несколько отличается от двухракатного. Следует отметить, что молитва в три раката бывает двух видов: обязательный магриб-намаз и трехракатный витр намаз, являющимся ваджибом, которым завершают молитвы за день: читают или после иша-молитвы перед сном, или читают во время ночного пробуждения завершая ночной намаз тахаджуд, состоящий из четного количества ракатов от 2-х и более.

Последовательность трехракатного намаза является такой же как и двух-ракатного, только во время сидения ташахудда второго раката, читается аттахият без салавата, затем молящийся поднимается в положение стоя, читая только суру "Фатиха" без прочтения дополнительных сур.

Затем также совершается как во втором ракате поясной поклон и два земных поклона и далее аналогично второму ракату двух-ракатного намаза.


Совершается аналогично двухракатному, за исключением: в сидении второго раката читается только таххият, в третьем и четвертом ракатах читается только сура "Аль Фатиха" (шепотом), последний четвертый ракат читается аналогично второму ракату двух-ракатного намаза.

Сколько ракатов в каждом намазе?

Для того, чтобы ответить на вопрос "сколько ракатов в намазе", необходимо обратить внимание на время совершения молитвы, а также на то, совершает ли молящийся обязательную или дополнительную молитву. Количество ракатов в намазе будут различаться, поскольку ракаты намаза зависят от вида молитвы.

Для каждой обязательной молитвы предусмотрено определенное количество ракатов. Существует пять обязательных молитв, которые следует совершать в течение дня и ночи:

Количество ракатов для мусульманина, находящегося в пути, можно сократить: сокращение молитв для человека, который находится в пути, является Сунной: сокращать можно до двух ракатов намазы Зухр, Аср и Иша.

Условия совершения намаза

Для того, чтобы намаз был засчитан, следует соблюдать время и условия совершения молитвы Аллаху. Всего таких условий шесть.

  1. Первое условие - ритуальная чистота: сухое омовение "таеммум", большое омовение "гусль", малое омовение водой "вуду".
  2. Вторым условием является соблюдение чистоты: одежда, тело, а также само место, в котором он совершается намаз, следует очистить водой от нечистот (кала, мочи, крови или рвотных масс, гноя и мертвечины, а также от других нечистот). Намаз не будет считаться действительным без омовения и если что-то из перечисленных нечистот будет присутствовать на теле, одежде мусульманина или в месте, где он совершает молитву.
  3. Третьим условием является совершение молитвы в предписанное для нее время. Утренний намаз следует совершать во время наступления рассвета и заканчивать до восхода солнца. Полуденный намаз следует совершать, как только солнце начнет от зенита смещаться чуть-чуть к западу, и заканчивают совершать, когда тень от предметов начнет равняться размерам самих предметов. Предвечерний намаз аср начинают совершать тогда, когда время совершения намаза полуденного истекает, а заканчивают совершать тогда, когда заходит солнце. Вечерний намаз начинают совершать, как только заходит солнце, а заканчивается время для его совершения тогда, когда закатное зарево исчезает с горизонта. Ночной намаз начинают совершать тогда, когда истекает время вечернего намаза, а заканчивают совершать когда наступает рассвет. Более ценным и благословенным будет тот намаз, который мусульманин совершает в начале отведенного для него периода времени.
  4. Четвертым условием совершения молитвы для мусульманина является сокрытие аурата, ведь во время совершения молитвы человек стоит перед Аллахом, одежда и весь облик молящегося должны быть преисполнены почтительности к Всевышнему Аллаху. Под ауратом подразумевается та часть тела, которую мусульманину предписано прикрывать от посторонних взглядов. Для мужчины аруат в молитве – это часть тела от колен до плеч, а у женщины аурат – все тело, за исключением лица и кистей рук. Для женщины волосы на голове также являются ауратом, их нельзя показывать и надо укрывать.
  5. Пятым условием совершения молитвы является обращение молящегося к Кибле, то есть в сторону Каабы, которая находится в Священной Заповедной мечети в Мекке.
  6. Мысленное намерение совершить определенный намаз.

Даем возможность каждому жертвовать на образование! Пожертвовать Закят


Сколько ракатов в намазе таравих

بسم الله الرحمن الرحيم
اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْ لَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ
صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَي شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَي طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

Сколько рака’атов в таравих намазе 8 или 20?

Таравих намаз является сунной муаккада. Единогласным мнением (иджма') сахабов, таби’инов и 4 имамов мазхабов является то, что таравих намаз состоит минимально из двадцати рака’атов.

Тот, кто оставляет молитву таравих в месяц Рамадан или сокращает ее, выполняя менее 20 рака’атов - совершает действие, противоречащие единогласному мнению сахабов и осуществляет поступок, от которого следует максимально отстраниться.

С началом Рамадана опять начались споры по вопросам, которые давно разъяснили праведные предшественники. Тема споров: какое количество рака’атов содержит намаз таравих: 20 или 8? Ученые написали несметное количество книг по этому вопросу с убедительными доказательствами в пользу 20 рака’атов, однако наши братья и сестры, не следующие мазхабу, пытаются настоять на том, что намаз таравих должен совершаться в 8 рака’атов.

Сначала нужно понять, что такое таравих. Это молитва, которая состоит из 20 рака’атов и совершается по 2 рака’ата во время Рамадана, после ночного (‘иша) намаза и перед витр намазом. Этот намаз совершается с джама’атом.

Многие ученые приводят хадис от 'Абдуллы ибн ‘Аббаса (радыяллаху ‘анху), в котором он сообщает:

Этот хадис приводят следующие ученые:

Те, кто не следует мазхабу, пытаются утверждать, что данный хадис не является достоверным. Они подвергают сомнению надежность одного человека в иснаде (цепочке передатчиков) хадиса, которого зовут Ибрахим ибн ‘Усман.

Шейх ‘Алляма Мухаммад ‘Али объясняет:

Исключение данного хадиса ни на что не влияет. Даже если мы согласимся с тем, что этот хадис совершенно не достоверен, это нисколько не повлияет на утверждение, что намаз-таравих состоит из 20 рака’атов.

Они приводятся ниже: «Здесь мы приведем несколько подборок цитат, показывающих, что 20 рака’атов таравиха были приняты уммой повсюду во все времена:

وَأَكْثَرُ أَهْلِ العِلْمِ عَلَى مَا رُوِيَ عَنْ عُمَرَ، وَعَلِيٍّ، وَغَيْرِهِمَا مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِشْرِينَ رَكْعَةً، وَهُوَ قَوْلُ الثَّوْرِيِّ، وَابْنِ الْمُبَارَكِ، وَالشَّافِعِيِّ. وقَالَ الشَّافِعِيُّ: وَهَكَذَا أَدْرَكْتُ بِبَلَدِنَا بِمَكَّةَ يُصَلُّونَ عِشْرِينَ رَكْعَةً

1. Имам Тирмизи утверждает, что ‘Умар, ‘Али, Суфьян ас-Саури (радыяллаху ‘анхум), ибн аль-Мубарак и имам аш-Шафи’и (рахматуллахи ‘аляйхим)— все совершали намаз таравих в 20 рака’атов. Он цитирует имама аш-Шафи’и, который говорил, что видел, как люди Мекки совершали 20 рака’атов.

أَنَّ عُمَرَ، - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - لَمَّا جَمَعَ النَّاسَ عَلَى أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ، وَكَانَ يُصَلِّي لَهُمْ عِشْرِينَ رَكْعَةً

عن: السائب بن يزيد، قال: كُنَّا نَقُومُ مِنْ زَمَنِ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ بِعِشْرِينَ رَكَعَةً وَالْوِتْرَ

3. Имам аль-Байхакы передает сообщение, где Саиб ибн Язид (радыяллаху ‘анху) сообщает, что они совершали 20 рака’атов таравих-намаза во время правления ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али (радыяллаху ‘анхум).

وَرَوَى مَالِكٌ، عَنْ يَزِيدَ بْنِ رُومَانَ، قَالَ: كَانَ النَّاسُ يَقُومُونَ فِي زَمَنِ عُمَرَ فِي رَمَضَانَ بِثَلَاثٍ وَعِشْرِينَ رَكْعَةً. وَعَنْ عَلِيٍّ، أَنَّهُ أَمَرَ رَجُلًا يُصَلِّي بِهِمْ فِي رَمَضَانَ عِشْرِينَ رَكْعَةً. وَهَذَا كَالْإِجْمَاعِ

Существует множество свидетельств, подтверждающих законность совершения 20-ти рака’атов таравих-намаза. Как видно из приведенных цитат, сподвижники всегда совершали таравих подобным образом. Ни один человек из сподвижников ни разу не вышел вперед и не сказал, что намаз-таравих должен состоять не из 20-ти рака’атов, а из 8-ми. На протяжении веков все были согласны, что таравих состоит из 20-ти рака’атов, но в наше время те, кто отрицает следование мазхабу, вдруг стали утверждать, что он должен состоять только из 8-ми рака’атов. Таким образом, они выступают против всех сахабов и поколения после них.

Дальше будут рассмотрены доказательства и аргументы, представленные теми, кто не следует мазхабу. Хотя они предъявляют пару хадисов, чтобы доказать свою правоту, будет видно, что эти так называемые доказательства есть ничто иное, как неправильное толкование и искажение. Ниже их претензии будут рассмотрены.

Хадис от ‘Аиши (радыяллаху ‘анха), где говорится об 11-ти рака’атах молитвы.

Посланник Аллаха ﷺ указывал совершать таравих в первую часть ночи. Сподвижники всегда совершали таравих в первую часть ночи.

1. Имам Малик (рахматуллахи ‘аляйхи) говорил, что, когда существуют два противоречивых повествования о том, что делал Посланник Аллаха ﷺ, и известно, что Абу Бакр и ‘Умар (радыяллаху ‘анхума) практиковали одно из них и оставляли другое, этого будет достаточно, чтобы доказать, что это правильный путь (тот, которому следовали праведные халифы).

3. Имам Абу Бакр Джасас (рахматуллахи ‘аляйхи) также сказал, что, когда существуют два противоречащих друг другу хадиса о том, что делал Посланник Аллаха ﷺ, и известно, что наши праведные предшественники практиковали один из них, лучше следовать тому, что они делали.

Здесь ‘Усаймин использует хадис относительно числа рака’атов тахаджуда, который совершал Пророк ﷺ, чтобы доказать, что намаз таравих состоит из 8-ми рака’атов.

Здесь нужно рассмотреть два вопроса. Первый — являются ли таравих и тахаджжуд одной и той же молитвой. Второй — была ли молитва тахаджуд обязательной для Пророка Мухаммада ﷺ или нет. Как только эти две точки зрения будут рассмотрены, шейхи не следующих мазхабу не будут в состоянии подтвердить свою точку зрения относительно числа рака’атов таравиха (с помощью своих так называемых доказательств).

Таравих и тахаджуд — это две отдельные молитвы. Как было сказано выше, таравих-намаз совершается в первую часть ночи, в то время как тахаджуд совершается в последнюю часть ночи. Далее, тахаджуд должен быть выполнен, после того как человек проснется после сна. Таравих выполняется до того, как лечь спать.

Всевышний Аллах говорит в Благородном Куръане:

وَمِنَ اللَّيْلِ فَتَهَجَّدْ بِهِ نَافِلَةً لَّكَ عَسَىٰ أَن يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَامًا مَّحْمُودًا

Чтобы оценить аргументы шейха Мухаммада Ахмада Мирбури, важно сначала понять, являлся ли тахаджжуд обязательным для Пророка Мухаммада ﷺ или нет.

قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا نِّصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا

Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники совершали это (обязательную ночную молитву) в течение года. Аллах удерживал заключительную часть этой суры в течение 12 месяцев на небесах до (конца этого времени). Потом Аллах ниспослал заключительные аяты этой суры, которые облегчили (бремя этой молитвы), и ночная молитва из обязательной стала дополнительной.

Этот хадис ясно показывает, что намаз тахаджжуд не являлся фардом для Пророка Мухаммада ﷺ на протяжении всей его жизни. Тахаджуд был обязательным намазом для него только в особый период его жизни. После этого обязательность этой молитвы была отменена, и она стала нафль (желательной).

Однако согласно тафсиру Куртуби, это мнение неправильно по множеству причин. Во-первых, нет никакого основания, чтобы взять нафиль в качестве фарда. Если это только оборот речи, тогда против этого нет никаких возражений. Во-вторых, только пять молитв были упомянуты как обязательные в достоверном хадисе. В конце другого хадиса было сказано, что во время ночного вознесения (Пророка ﷺ) первоначально 50 молитв были сделаны обязательными, но потом их число было уменьшено до пяти. Таким образом, хотя их количество было сокращено, но награда за их выполнение была обещана такая же, как и за пятьдесят. Ведь сказано:

مَا يُبَدَّلُ الْقَوْلُ لَدَيَّ وَمَا أَنَا بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ

Эта часть (его высказывания) повторена здесь, вся цитата присутствует выше.

Было установлено, что намаз тахаджуд не был фардом для Пророка Мухаммада ﷺ. Следовательно, даже если кто-то скажет, что он пропустил его, это совсем не то, как если бы он пропустил обязательную молитву (фард-намаз).

Во-вторых, из текста хадиса очевидно, что сподвижники присоединялись к своим семьям в молитве и молились. В нем не упоминается, что Пророк Мухаммад ﷺ молился с ними всю ночь.

Даже если мы возьмем хадис как он есть, шейх Махмуд Ахмад сделал предположение, что Пророк Мухаммад ﷺ никогда не пропускал тахаджуд.

Во-вторых, в хадисе говорится, что сподвижники боялись пропустить сухур (показано опасение пропустить сухур). Это не является определенным утверждением, что они (в самом деле) пропустили сухур. Следовательно, смешно предполагать, что только потому что они боялись пропустить сухур, они действительно его пропустили. Это было только сомнение, так что существует еще вероятность, что Пророк ﷺ оставил сподвижников и совершил тахаджуд.

Это поясняет нам, что намаз, который Посланник Аллаха ﷺ совершал без сподвижников был другим намазом, и это был тахаджуд. Такое различие было также сделано ‘Умаром , как мы отметили выше.

Это сообщение может быть пояснено тем, что с тем же иснадом, с которым имам Малик сообщает об 11-ти рака'атах, другие мухаддисы сообщают о 21-м рака'ате. Кроме того, от того же Са'ида ибн Язида передается также о 23-х рака'атах таравиха.

Однако, даже если мы признаем, что хадис, записанный имамом Маликом об 11-ти рака'атах достоверный, единственное объяснение, которое может быть предложено, — это то, что сподвижники сначала совершали 11 рака'атов, но потом стали совершать 20 рака'атов.

Доказательства этому объяснению видны из практики 'Усмана и 'Али (радыяллаху 'анхума). См. доказательства, приведенные выше о 20 рака'атах таравиха.

Таким образом, сообщение об 11-ти рака'атах от Са'ида ибн Язида не может быть принято как доказательство из-за расхождения в числе рака'атов, которое передается через одного и того же человека. В лучшем случае, можно сказать, что по причине сомнений, возникших у него, он упомянул про 11 рака'атов таравиха, однако он также упомянул 21 и 23 рака'ата (включающих 1 рака'ат витра и 3 соответственно).

Хадис от Джабира ибн 'Абдуллаха, упоминающий о 8-ми рака'атах

Насчет третьего передатчика исследователи говорили следующее:

Действительно, очень странно, что не следующие мазхабу используют такой хадис как доказательство.

Совершенно ясно, что число рака'атов таравиха во время сподвижников было равно 20-ти. Это установлено множеством хадисов. Хотя четыре имама (Абу Ханифа, Шафи'и, Малик, Ханбаль) расходятся в общем числе рака'атов таравиха, никто из них не называет цифру меньше 20. Мнение о том, что таравих состоит из 8 рака'атов, не поддерживается никем из них. Иджма сподвижников — последнее слово в этом вопросе, ведь Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что после него мы должны держаться сунны праведных халифов.

А Аллах знает лучше

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Отдавая дань преданности Всевышнему, мусульмане произносят каноническую молитву из стихов Корана – намаз. Совершать его верующим надлежит пять раз в сутки. Обращаясь к Богу, они выполняют определённую последовательность священных действий. В исламе она получила название "ракат". Намаз, состоящий из нескольких ракатов, не засчитывается Аллахом, если порядок его исполнения неверен.

Ракат в молитве

Каждый молитвенный цикл, именуемый ракатом, включает в себя несколько обязательных этапов:

  1. Такбир – возвеличивание Всевышнего. Верующий произносит слова "Аллаху Акбар". В переводе с арабского они означают "Аллах Велик".
  2. Прочтение суры "Аль-Фатиха". Произносят священную молитву мусульмане, находясь в позе кыям (стоя).
  3. Руку – поясной поклон. Верующий наклоняется так, чтобы его ладони достигали колен, и на короткое время задерживается в таком положении, затем выпрямляется.
  4. Саджду – земной поклон. Мусульманин падает ниц перед Всевышним, касаясь пола лбом и носом, выражая таким образом ему свою преданность. Затем он выпрямляется, оставаясь в положении сидя.
  5. Второй земной поклон, после которого верующий выпрямляется, заканчивая тем самым ракат.


Данное описание носит обобщённый характер. Ракаты в разных намазах могут незначительно отличаться друг от друга. Исполнение меняется также в зависимости от того, каким цикл является по счёту в молитве. Например, если ракат завершает намаз, его следует заканчивать прочтением дуа "Ат-Тахият" и таслимом. Перед третьим циклом молитвы необходимо также произнести дуа, затем сделать такбир. В ином случае можно без дополнительных действий приступить к следующему циклу.

Сколько ракатов в намазе?

Выполняя молитву, мусульмане повторяют вышеописанный цикл несколько раз. Стоит отметить, что каждый намаз содержит в себе разное количество ракатов. Зависит оно от времени суток, в которое тот совершается. В исламе существуют:

  1. Фаджр – утренний намаз.
  2. Зухр – полуденный намаз.
  3. Аср – послеполуденный намаз.
  4. Магриб – вечерний намаз.
  5. Иша – ночной намаз.


Фаджр-намаз включает два раката. Произносить священные слова в утреннее время надлежит вслух, так, чтобы они были слышны тем, кто находится поблизости от молящегося. Зухр и аср, состоящие из четырёх ракатов, напротив, следует читать шёпотом. Три раката заключает в себе магриб-намаз. Причём первые два мусульмане произносят в голос, как и утреннюю молитву. Последний ракат в намазе верующие читают очень тихо, как зухр и аср. Иша состоит из четырёх ракатов. Первые два проговариваются вслух, последние – шёпотом.

Фард-ракаты и сунна-ракаты

В исламе ракаты делятся на два вида: фард и сунна. Первые считаются обязательными к исполнению. О них речь шла выше. Сунна-ракаты в намазах, напротив, совершаются добровольно. Однако их число в молитве строго определено религией.

Так, в фаджр-намазе верующим дозволяется совершить два сунна-раката перед обязательными. Порядок несколько сложнее при исполнении полуденной молитвы. В зухр-намазе принято совершать четыре сунна-раката перед основными циклами и два после них. Аср включает последовательность из четырёх сунна-ракатов и четырёх фард-ракатов.


После обязательных циклов вечерней и ночной молитв мусульманин по желанию может совершить ещё два дополнительных. Иша заканчивается тремя витр-ракатами (действия, близкие к обязательным). Выполнение сунна-ракатов в исламе поощряется. Ведь мусульманин таким образом доказывает силу и искренность своей веры. Однако отсутствие сунна-ракатов в намазе не считается грехом и не ведёт к наказанию в Судный день.

« Однажды, поздно ночью, посланник Аллаха ﷺ вышел (из дома) и стал совершать намаз в мечети, а некоторые люди последовали его примеру и совершили молитву, находясь позади него.

Наутро же эти люди стали рассказывать об этом другим. На следующую ночь их в мечети собралось уже больше, и они совершили намаз вместе с ним, а наутро (снова) рассказали об этом другим (людям).

На третью ночь в мечети собралось уже много людей, а когда посланник Аллаха ﷺ вышел из дома, он совершил намаз, и они совершили его, следуя его примеру.

На четвёртую же ночь мечеть уже не смогла вместить всех желающих совершить намаз (вместе с посланником Аллаха ﷺ).

А наутро пророк ﷺ вышел на фаджр, а по завершении он повернулся к людям, произнёс слова свидетельства и сказал:

О достоинстве этой молитвы также говорится в хадисе со слов Абу Хурайры, который рассказал о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

Также и сподвижники продолжали эту Сунну. Сообщается, что ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Абду-ль-Карий рассказал:

« Однажды ночью, во время Рамадана, я отправился в мечеть с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, и когда мы пришли, то увидели разъединенную толпу людей. Кто-то совершал намаз самостоятельно, а кто-то еще совершал намаз (параллельно), а за ним, следуя его намазу, совершала молитву группа людей.

Из этих хадисов становится понятно, что совершать дополнительную молитву тарауих можно как дома, так и с джамаатом.

Часто возникает вопрос: сколько ракаатов нужно совершать в молитве тарауих?

Нам неизвестно достоверно, какое количество ракаатов совершал пророк ﷺ, будучи имамом во время намаза тарауих в Рамадан.

Однако у нас есть общая информация о 8 ракаатах, которые он совершал обычно ночью – и в Рамадан, и вне Рамадана. Поэтому, если мы ограничим молитву тарауих 8-ю ракаатами, то это будет неправильно, ведь есть хадисы, в которых говорится, что пророк ﷺ совершал и большее число ракаатов. Так, передают со слов Абу Салямы ибн ‘Абду-р-Рахмана о том, что однажды он спросил ‘Аишу:

كَيْفَ كَانَتْ صَلاَةُ رَسُولِ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — فِى رَمَضَانَ ؟ فَقَالَتْ: مَا كَانَ يَزِيدُ فِى رَمَضَانَ ، وَلاَ فِى غَيْرِهَا عَلَى إِحْدَى عَشْرَةَ رَكْعَةً ، يُصَلِّى أَرْبَعًا فَلاَ تَسَلْ عَنْ حُسْنِهِنَّ وَطُولِهِنَّ ، ثُمَّ يُصَلِّى أَرْبَعًا فَلاَ تَسَلْ عَنْ حُسْنِهِنَّ وَطُولِهِنَّ ، ثُمَّ يُصَلِّى ثَلاَثًا . فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ ، أَتَنَامُ قَبْلَ أَنْ تُوتِرَ ؟ قَالَ: يَا عَائِشَةُ إِنَّ عَيْنَىَّ تَنَامَانِ وَلاَ يَنَامُ قَلْبِى

В этом хадисе говорится о восьми ракаатах молитвы, однако это не относится только к молитве тарауих. Также передают со слов Ибн ‘Умара:

أَنَّ رَجُلاً، سَأَلَ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَنْ صَلاَةِ اللَّيْلِ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ‌‌‏.‏ صَلاَةُ اللَّيْلِ مَثْنَى مَثْنَى، فَإِذَا خَشِيَ أَحَدُكُمُ الصُّبْحَ صَلَّى رَكْعَةً وَاحِدَةً، تُوتِرُ لَهُ مَا قَدْ صَلَّى ‏

Как-то раз один человек задал посланнику Аллаха ﷺ вопрос о ночной молитве. В ответ ему, посланник Аллаха ﷺ сказал:

Обратите внимание, в этом хадисе говорится о неограниченном количестве ракаатов молитвы тарауих. И поэтому, можно читать и 16, 20, 30 и т.д., — лишь бы это не приводило к чрезмерностям.

Важно понять, что в молитве обязательно должны присутствовать смирение, сосредоточенность и размышление над Словами Аллаха. Поэтому лучше совершить 3 или 5 ракаатов должным образом, нежели наспех совершать большое количество ракаатов в погоне за их числом.

Что касается распространенного мнения о предпочтительности совершения 20 ракаатов молитвы тарауих, то все сообщения об этом, которые передаются от Умара ибн аль-Хаттаба, являются недостоверными.

Также хадис от Ибн Аббаса о том, что пророк совершал в Рамадане 20 ракаатов и уитр – слабый и не годится в качестве довода.

Есть и другие риуаяты о том, что во время тарауиха читали по 20 ракаатов, однако все они являются слабыми. Поэтому не является правильным выделять именно это количество ракаатов, считая его сунной пророка или более предпочтительным.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Начинающий совершать намаз должен знать количество ракаатов (ракатов) в каждом, т.к. это одно из условий действительности намаза. Т.е. если человек не знает сколько он будет делать ракаатов, то у него нет чёткого намерения. Поэтому постараюсь, с соизволения Аллаха просто и ясно ответить на эти вопросы.

Обязательных намазов в течении дня и ночи — пять. Хорошо бы запомнить их названия на арабском. И это не трудно.

3. Аср намаз (послеполуденный).

4. Магриб намаз (закатный, тот, который делают сразу после разговления /ифтара после поста. Часто именуемый вечерним, что также некорректно, т.к. следующий намаз более соответствует тому, чтобы называться вечерним.)

5. Иша намаз (вечерний, часто именуемый ночным. Однако, правильней будет дополнительные намазы после иша до начала фаджра именовать ночными)

Далее Вопрос-ответ по количеству ракаатов для обязательных молитв.

  1. Сколько ракаатов в Фаджр (рассветном) намазе?
  2. Сколько ракаатов читается в намазе Зухр (обеденном, полуденном)?
  3. Сколько ракаатов в послеполуденном намазе Аср?
  4. Сколько ракаатов в намазе Магриб (закатном, называемом вечерним*)?
  5. Сколько ракаатов в намазе Иша, называемом ночным*?

2 (два ракаата) . Оба совершаются вслух. Т.е. так, чтобы ваше чтение было слышно и понятно находящимся с вами в небольшой комнате.

4 (четыре ракаата) . Все они читаются шепотом. Т.е. так, чтобы у вас шевелились язык и губы и в тишине вы могли слышать своё чтение. Ещё понятнее бывает, если сказать так: читайте так, будто вы шепчите человеку в ухо, чтобы он вас услышал. Не достаточно просто шевелить губами и языком и, тем более, просто прочитывать слова намаза в сердце, не произнося их.

4 (четыре) . Условия чтения такие же, как и у намаза Зухр.

3 (три ракаата) . Первые два читаются вслух, как описано для намаза Фаджр, третий ракат читается шепотом, по примеру Зухра или Асра.

4 (четыре) . Тут также, первые два ракаата читаются вслух, по примеру намаза Фаджр, а последние два — шепотом, как описано ранее.

* Описания и комментарии к названиям смотрите в начале статьи.

Внимание! Для путника Сунной является сокращение молитв Зухр, Аср и Иша до 2-х ракаатов. Но это уже отдельная тема.

Аллаху же известно лучше.

P.S. Если остались вопросы или есть замечания, то задайте/напишите в комментариях. Постараюсь прояснить вопрос или исправить, если что не так, с соизволения Аллаха.


Ассалаумағалайкум!
Подскажите пожалуйста хадисы в которых говорится, что пророк Мухаммад (с.а.вас.) совершал Магриб намаз (фард) в три раката и намаз Иша (фард) в четыре раката.
Заранее спасибо.

Уа алейкум асСалам уа рахьматуЛлахи уа баракатух.

В Исламе доказательством является:
1. Коран
2. Сунна
3. Иджма (единогласное мнение).

Доказательство в Исламе – это Коран; Сунна; единогласное мнение (аль-иджма’), и к этому относятся слова кого-либо из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), относительно которых никем из остальных сподвижников не было высказано несогласие; и аналогия (къияс) при отсутствии текста из Корана и Сунны. Все остальное не является доказательством в Исламе.

Поэтому факт, что намаз фаджр состоит из 2-х ракаатов, зухр, аср и иша из 4-х ракаатов, а магриб из 3-х — в этом единогласное мнение общины. Даже самые заблудшие течения это не оспаривают. И у мусульманина нет сомнения в том, что Аллах не позволил бы всей умме без исключения сотни лет совершать неправильное количество в ракаатов, в таком первостепенном акте поклонения, как намаз! Это ясно также, как и то, что пятница осталась также пятницей, что и во времена пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, она не сдвинулась ни на день.

У меня уверенность, что вы, как мусульманин, это понимаете и принимаете. Однако, возвращаясь к вашему вопросу по хадисам, то вот они, указывающие довольно явно на количество ракаатов. и вся Хвала за это Аллаху!

И касательно Иша (в Сахихе аль-Бухари):

‘Абд аль-Малик сказал:

А Аллаху известно лучше.

Ассаляму алейкум, админ! Я совершаю 5 намазов,только фарды, но с искренней верой и соблюдая все правила, сунны по пятницам,в намазе зухр. Понимаю, что желательно совершать и сунны. Но все же, есть ли хадисы, где говорится, что в этом нет большого греха, ведь религия дана для облегчения.

Читайте также: