Скачка идей и словесная опухоль в рамках шизофрении

Доктор Медицины, профессор Абр:

САЙТ N. ЗАРАЖЁН РЕЗОНЁРСТВОМ .

Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса (но реальная жизнь изобилует примерами осознанного использования резонёрства вполне здоровыми и высокоинтеллектуальными личностями, например, при проповеднической или пропагандистской деятельности).

По классификации нарушений мышления Б. В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Исследования показали, что «…неадекватность, резонёрство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к „оценочным суждениям“.

Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонёрское (поэтому, то, что описывается в учебниках по психопатологии, выглядит так блекло — нет эмоциональности интонаций).

Типы резонёрства при различной психической патологии.
Шизофреническое (классическое) резонёрство.
Стилевые проблемы.

Резонёрство в норме возникает в сложной и эмоционально-значимой ситуации (например, на экзамене) и зачастую произвольно или полупроизвольно; в патологии же всё наоборот: резонёрство возникает вне зависимости от трудности заданий и эмоциональной нагруженности ситуации.

Иное, чем при шизофрении. Оно более сходно с резонёрством нормальных людей: возникает в процессе диалога, носит компенсаторный характер. Отличие от нормы: выраженная потребность говорить с яркой аффективной окраской высказывания, с особой лексикой — морализаторство, нравоучение.

Следует также отметить наличие резонёрства при некоторых расстройствах личности. В первую очередь, оно наблюдается при истероидном (гистрионном) расстройстве личности и при шизоидном.

Пример стихотворения, написанного больным резонерством.

А свет колеблющейся лавой
в чащобу темную скакал,
где пожирающей оравой
зубов округлился овал.
Не ночи реющей твердыней
с туманом, сотканным со льда,
а перезревшей желтой дыней
катилась поздняя луна.

Безумец выстругал поделку.
То был его живой портрет.
Портрет тот двигал челюстями
И делал страшные глаза.

Нагайкой свинцово-гетманской удар нанесен.
В голове пролетарской отца земля закружилась.
Он упал, сохранить баланс планете стремясь…

Лечение
Специфического лечения резонёрства не существует. Его коррекция осуществляется параллельно лечению основного заболевания. Соответственно спектр используемых методов достаточно широк – от психотерапии до активного медикаментозного лечения нейролептиками, противосудорожными препаратами или транквилизаторами.

С.:
Заметил у себя тенденцию к бессмысленному мышлению, рассуждению, бесплодному нравоучению, которое людей, понятное дело, раздражает. Плюс само по себе мышление у меня потеряло структуру - я никак не могу его использовать, когда нужно, и использую, когда мудрствовать ни к чему. Никак не могу применить мышление для решения бытовых вопросов - обязательно требуются наводки, подсказки. Сам до многого не могу додуматься. Как вылечить такую болезнь? Называю её "болезнь", потому что слышал, что ей страдают шизофреники. Неужели у меня тоже шизофрения?

Профессор Абр:
Резонерство - напомним простыми словами - когда спорят, не зная предмета спора, т. е. не по существу, только бы спорить.

Резонерство в мышлении наблюдается не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей. Отличие резонерства у психически больных Т. И. Тепеницына (1979) видит в степени искажения мотивационного плана мыслительной деятельности и в аффективной неадекватности мотивации, которые при психических заболеваниях еще отягощаются присоединением грубых расстройств мыслительной деятельности.

Резонер - это, если объясняться простыми словами, человек, который склонен скучно и пространно рассуждать о чём-либо, не зная при этом сути того, о чем он говорит. К тому же его речи носят нравоучительный характер. В психологии это понятие толкуется более подробно и понятно, так что для полного представления следует рассмотреть и его. Варианты толкования Стоит отметить, что "резонер" - это многогранный термин. Например, в психопатологии он обозначает утрату способности и возможности мыслить конкретно. Резонеры не преследуют определенную цель, не используют в доводах никаких фактов и не способны делать четкие и недвусмысленные выводы. Есть ещё один вариант толкования. Только он касается не психологии, а литературы. Герои-резонеры - это такие персонажи произведения, которые не принимают практически никакого участия в развитии сюжета или действия. Иными словами говоря, они лишь свидетели, констатирующие происходящее. Эти герои встречаются чаще всего в классическом и средневековом театрах. Однако пика популярности использование подобных персонажей достигло в период буржуазной литературы. И резонеры в таких произведения были не просто констататорами - в этих героях авторы выражали объективность и логичность, критикуя через них печальную (на тот момент) действительность. Ярким примером может стать Чацкий из произведения "Горе от ума" - именно он высказывается о проблемах государственного устройства, реально рассуждая о жизни. Характеристика резонеров Итак, следует подробнее рассмотреть данное понятие в психологии. Резонер - это человек, который просто не может мыслить конкретно. Зачастую его специфическое мышление сопровождается излишними эмоциями, пафосом, а также экспрессией, проявляющейся в огромных количествах. Всё это, конечно, выглядит неестественно. Высокопарность, многословие, а также витиеватость речи - это характерные черты, присущие такому человеку, которого называют "резонер". Психология и медицина трактуют это как болезнь. На самом деле так и есть. Резонерство - это один из многочисленных видов нарушения мышления. Ученые отнесли это заболевание к мотивационно-личностной группе. Феноменология Резонерство называют ещё словесной опухолью. Как узнать вообще, что у человека есть это нарушение? Его речь наполнена чересчур вычурными и сложными выражениями, очень абстрактными фразами, терминами, толкование которых резонер сам не разумеет, а также различными понятиями, не уместными в конкретном случае. Пожалуй, это самые узнаваемые признаки. Резонер - это человек, которому не интересна конечная мысль. Ему нравится непосредственно процесс изложения своих идей. Хотя изрекаемые им мысли трудно окрестить данным понятием. Ведь идея - это нечто конкретное, прообраз, существующий в сознании человека. У резонера такого нет, у него просто поток слов, не связанных между собой по смыслу. Как узнать резонера? У таких людей аморфное мышление. То есть без определенного содержания. Как узнать, что перед вами стоит резонер? Всё просто. Даже при обсуждении простых бытовых вопросов резонеру будет сложно сформулировать свои мысли. Иными словами, даже покупку макарон они будут рассматривать с точки зрения космологии или философии. Хотя на самом деле резонеры всегда выдают себя быстро. Ведь такое мышление не может не отразиться на их жизни, интересах, увлечениях и мировоззрении. Они увлекаются странными вещами, им нравится то, что нормальному, здоровому человеку кажется диким и неприемлемым. В медицине это называется метафизической интоксикацией. Так что узнать резонера не так уж и трудно. Намного сложнее понять его и уйти от беседы с таким человеком. У людей с настолько разным мышлением просто не получится спокойно существовать рядом, даже минимальное количество времени.

Профессор Абр:
В заключение этой главы остановлюсь ненадолго еще на двух криминальных типах, — на идейных преступниках и резонерах. Между ними большая разница. Первые совершают преступление ради торжества известной моральной или социальной идеи, которой они подчиняют свою личность и поведение. Вторые пытаются подвести идейный базис под свое стремление к удовлетворению известных своих потребностей; они прикрывают личные цели известными общими идеями и через посредство последних получают особую энергию для достижения этих целей. Одни приносят в жертву торжеству известных общих идей свои личные интересы, а иногда и целиком свою личность. Другие пользуются известными общими идеями для торжества своих личных целей. Не следует думать, однако, что в резонерстве есть элемент сознательной лжи. Нет, настоящее резонерство бывает вполне искренним, а его своекорыстный, личный элемент может быть скрыт под общими фразами так глубоко, что станет незаметен самому субъекту. Разница между теми и другими преступниками в самом содержании идей, лежащих в основе их предрасположения к преступлению. В одном случае, это моральная или социальная идея, которая получает свое осуществление в чем-либо объективном, по отношению к данному субъекту, и если приносит ему какую-либо пользу, то как отражение известного объективного порядка. В другом случае, это идея, осуществляющаяся в рамках жизни данного субъекта, в известных формах его существования и, притом, идея всегда ложная, так как только ложная идея может разрешить человеку преступление ради его личных целей. У преступников-резонеров мы встречаем кривую логику, софистические уловки. Отсюда не следует, конечно, что те идеи, которыми руководятся идейные преступники, всегда верны. Нет, и они часто ложны, но могут быть и верны.

Признаки резонерства отмечались мною выше при описании бандита Б. Они есть и у убийцы Гребнева — В. Но в этих случаях резонерство не лежало в основе предрасположения к преступлению. Оно сводилось или к рассуждениям, выдуманным уже после преступления, или к дополнительным, второстепенным соображениям, на которых субъект не основывал своей деятельности. К резонерам надо относить лишь тех, у которых резонерские рассуждения лежат в основе их преступной деятельности, так что, не будь у них резонерских рассуждений и не почерпни они из последних известного запаса энергии, они не совершили бы преступления. Хотя и не часто, но такие резонеры встречаются. Один, например, признанный врачами шизофреником и невменяемым бывший студент-юрист второго курса, позднее состоявший следователем, С, 27 лет, сын врача, организовал нападение на квартиру одной своей знакомой для похищения ее бриллиантов, причем и сам был убежден, и своим соучастникам внушил мысль, что тут нет ничего дурного, так как можно допустить лишь государственную собственность, а частную собственность — только в зависимости от полезности ее обладателя, и этой полезности он за данной своей знакомой не признавал.

Организатором налета был сын врача, студент Е., признанный впоследствии душевнобольным, который по каждому соучастнику в отдельности, и собрав их накануне налета всех вместе, с большим красноречием развивал такого рода взгляд: вы живете бедно и имеете ряд неудовлетворенных потребностей, тогда как немного мужества и трезвый взгляд на дело, и вы сможете значительно улучшить свое положение. Если вам не хватает денег, прихватите у государства денег еще, никто от этого не пострадает, потому что государство лишь немного более напечатает денег, вот и все. Не смущайтесь мыслью, что это — кража или грабеж. Вздор! Это — заем, взятие кучки бумаги для поддержания кое-чего реального и большого, — ваших сил и семей. Неужели же эта реальность не стоит кусочков бумаги и последние, по вашему мнению, выше! Просто трусость! Неужели вы не понимаете, что, взяв сейчас эти бумажки, вы вернете государству нечто более ценное — ваши поддержанные и сбереженные силы! Этот заем в конечном счете выгоден для государства, ведь человек же значит более, чем бумаги, которых можно напечатать и еще; от того, что вы возьмете их, никто не пострадает и т.д. Приблизительно в таком духе говорил Е. с своими товарищами и говорил горячо, красноречиво, с блеском в глазах и с волнением в голосе. Они пробовали возражать, но он сейчас же отбивал все их возражения. И у них явилось убеждение, что он прав. Никто из них нужды, в собственном смысле слова, не испытывал, все они имели места и пайки и, не будь этих красноречивых рассуждений Е., никто из них и не подумал бы ни о каком грабеже. Вот несколько данных о некоторых участниках этого налета.

Любит приодеться. Со стороны наследственности у Л. нельзя отметить ничего особенного. Он вполне здоров и никаких психопатических черт не обнаруживает.

Резонерство!
Еще более четко выступает роль измененного личностного отношения в структуре того вида патологии мышления, который обозначается в психиатрической клинике как резонерство.

Это расстройство мышления определяется клиницистами как "склонность к бесплодному мудрствованию", как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Иначе говоря, резонерство выступает для психиатров как само нарушение мышления. В действительности же это лишь феноменологическое описание. Наши исследования показали, что механизмом "резонерства" являются не столько нарушения интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное, явление под какую-то "концепцию".

Нередко неадекватные суждения отмечаются даже у больных, у которых вообще эксперимент не выявляет нарушений познавательных процессов. Психологическая характеристика симптома резонерства была предметом специального исследования Т. И. Тепеницыной [183]. Как показали результаты ее исследования, неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к "оценочным суждениям". Т. И. Тепеницына пишет, что "резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений" [183, 72].

Т. И. Тепеницына [183] отмечает, что аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское; так, суждения, звучащие в громкой речи как типично резонерские, при письменной записи вместе с потерей интонаций теряют и свой резонерский оттенок.

Это сокращенный текст из книги Б.В.Зейгарник (глава о нарушениях мышления).
Еще кое-что из других источников!

Резонерство - нарушение мышления при котором больной вместо ясного по содержанию и достаточно четкого по форме ответа на конкретный вопрос или при описании какого-либо определенного события, случая, предмета, явления, прибегает к пространным разглагольствованиям в пределах данной темы, приводит не основанные на фактах доказательства, увлекается бессмысленными рассуждениями в ущерб смыслу говоримого. При резонерстве предложения построены грамматически правильно, изобилуют причастными и деепричастными оборотами, вводными словами; речь многословна, но несмотря на это, больной в своем повествовании нисколько не продвигается. Резонерство бесплодно, так как оно не приводит к познанию.


Резонерство - патологическое свойство личности, проявляющееся, в первую очередь, в особенностях мышления.
Резонерское мышление характеризуется склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных формальных аналогиях рассуждениям. Проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. Цель мыслительной деятельности отодвигается на задний план, а на передний выдвигается тенденция к рассуждательству.

Структура резонерства определяется особенностями личностно-мотивационной сферы. Оно характеризуется чрезмерной потребностью в "самовыражении" и "самоутверждении", утрированной претенциозно-оценочной позицией больного, аффективной неадекватностью выбора объекта рассуждательства, несоответствием этого объекта способам доказательств и рассуждений, тенденцией к "сверх-обобщениям" по пустячному поводу, недостаточной самокритичностью, своеобразной манерой речи. Резонерство наблюдается и у психически здоровых, однако в этих случаях степень искаженности мотивации и ее аффективная неадекватность не достигают значительной выраженности.
При интеллектуальной недостаточности резонерство чаще всего носит компенсаторный характер.


в мышлении больных регистрируется выраженное резонерство: они зачастую в любых обстоятельствах с полемическим задором пускаются в бесконечные пустые споры, даже не обладая минимумом знаний о предмете рассуждения, или начинают писать "научные трактаты" эстетической, философской и социальной направленности, несмотря на то что образование их может не превышать 9 классов школы.

  • Информация (108)
  • Другие расстройства (92)
  • Шизофрения, шизотипичные и бредовые расстройства (56)
  • Невротические расстройства, связанные со стрессом (52)
  • Расстройства настроения (Аффективные расстройства) (52)
  • Расстройство контроля побуждений и зависимости (28)
  • Тревожно-фобические расстройства (26)
  • Письма, беседы, аудиозаписи (19)
  • Препараты (17)
  • Нарушения приема пищи (17)
  • Фотографии пациентов (15)
  • Истории болезни (14)
  • Творчество душевнобольных (13)
  • Суицид (13)
  • Все (356)

- Нарушения речи при психических заболеваниях -
Нарушения речи обусловливаются различными причинами и встречаются достаточно часто. С точки зрения психиатра наиболее важны те из них, которые связаны непосредственно с самими психическими расстройствами — изменениями мышления и аффектом, галлюцинациями, бредом, слабоумием и т.д. Изменения Р. касаются ее скорости, дикции, грамматического строя, содержания. Обычно они сочетаются между собой в различных соотношениях при отдельных формах речевых расстройств.


Нарушения скорости речи проявляются в ее ускорении или замедлении. При легкой степени ускорения Р. остается достаточно плавной и последовательной. Вместе с тем значительно увеличивается количество слов — так называемая логорея. При этом слова часто перемежаются созвучиями последних слогов (рифмами), поговорками, отрывками стихотворений, афоризмами. Дальнейшее ускорение Р. ведет к появлению неоконченных фраз, легкости перехода от одной темы к другой и как следствие — нарушению последовательности высказывания. Мышление таких больных определяют как скачку идей. Р. становится отрывочной, может прерываться смехом, свистом, пением, вопросами, не имеющими отношения к данной ситуации, на которые больные не ждут ответа. При крайних степенях ускорения Р. возникает так называемая словесная окрошка. Чаще всего ускоренная Р. встречается при гипоманиакальных, маниакальных и кататонических состояниях.

Нарушения дикции разнообразны. В одних случаях возрастает сила звука — Р. емкая с выразительными или однообразными интонациями (гипоманиакальные и маниакальные состояния) или, напротив, ослабевает — Р. тихая, шепотная, временами чуть слышная, лишенная модуляций (депрессивные, бредовые состояния, состояния слабоумия), когда Р. сопровождается выраженным эффективным компонентом театральная, декламирующая, высокопарная, патетическая (кататонические, истерические, психопатические состояния, состояния речевого возбуждения при прогрессивном параличе и т.д.) или же, напротив, стонущая, с плачем и причитаниями (тревожно-депрессивное состояние).
Изменения дикции могут быть связаны с акцентированием на отдельных словах или фразах, скандированием, появлением детских интонаций (гебефреническое состояние, пуэрилизм, псевдодеменция, состояние слабоумия). Сама Р. может становиться медленной, тягучей, обедненной словами (различные органические поражения мозга). У некоторых больных в интонациях звучит заинтересованность, удивление, любопытство, перемежаемые нередко тревогой и страхом, напряженностью и гневом (галлюцинаторные состояния, состояния помрачения знания); у других — могут доминировать интонации уверенности и безапелляционности (паранойяльные, психопатические состояния), уклончивости, недомолвки и подозрительности (бредовые состояния), слащавости, умиленности и приниженности (эпилепсия, психопатии).

Разорванная речь сопровождается различными степенями нарушений грамматического строя и смысла высказываемого или же при сохранности грамматического строя утрачивается ее смысл (состояние помрачения сознания, слабоумие, шизофрения).

Мимоговорение (миморечь) выражается в том, что ответы больных находятся вне всякой связи с задаваемыми вопросами: иногда совершенно некстати ответы включают отдельные слова вопроса (при реактивных психозах, кататоническом синдроме и т.д.)

Монолог — это непрерывная Р., хотя и обращенная к собеседнику, но обусловленная, в первую очередь, внутренним состоянием больного, а не необходимостью словесного общения. При этом больной не обращает внимания на задаваемые вопросы, а продолжает говорить свое. Если монолог является привычной формой Р. — это достоверный признак хронического, сопровождаемого изменениями личности психического заболевания (например, при шизофрении).

Речевой напор выражается в повышенной речевой активности с ускоренной Р., многословностью. Больному трудно остановиться или переключить свои высказывания на другую тему, ответить на задаваемые вопросы. Речевой напор встречается у больных маниакально-депрессивным психозом, при шизофрении, эпилепсии, органических заболеваниях мозга, психопатиях.

Зеркальная речь — это произнесение слов (читаемых, слышимых, возникающих спонтанно) с конца; наблюдается при шизофрении.

Пуэрильная речь наблюдается у взрослого человека, использующего слова и речевые обороты, свойственные детям: употребление уменьшительных слов, сюсюканье, картавость, упрощенный или искаженный грамматический строй фраз, упоминание о себе в третьем лице и т.д. (реактивные психозы, шизофрения, старческое слабоумие).

Резонерская речь построена с преобладанием пространных, отвлеченных, обычно малосодержательных рассуждений; больные склонны к поверхностным аналогиям, софизмам. Такая Р. обычно не основана на конкретных фактах и бездоказательна (шизофрения, психопатии).

Слащавая речь выражается в употреблении уменьшительно-ласкательных и хвалебных слов, произносимых с преувеличенным почтением, вкрадчиво, подобострастно или же с умилением и восторгом (эпилепсия, психопатии, органические заболевания мозга).

Соскальзывающая речь проявляется в высказываниях, основное содержание которых внезапно прерывается побочными, не имеющими к основным никакого отношения, что затрудняет их понимание (шизофрения).

Стереотипная речь (вербигерация) состоит из одних и тех же многократно повторяемых монотонным голосом отдельных фраз, слов, выкриков (кататонический синдром, состояние слабоумия).

Эхолалическая речь (эхолалия) выражается в автоматическом непроизвольном, однократном или многократном повторении больным отдельных слов, словосочетаний или фраз (эхофразия), услышанных им от окружающих (шизофрения, болезнь Альцгеймера, органические заболевания мозга).

Словесная окрошка (словесный салат) — эта форма разорванной речи, при которой высказывания состоят из отдельных слов, лишенных грамматического строя и не связанных между собой по смыслу (шизофрения, состояние помрачения сознания, органическое заболевание мозга).

Тревожная вербигерация — однообразное повторение отдельных фраз, слов, выкриков на фоне тревожно-депрессивного аффекта: отражает имеющиеся аффективные расстройства (маниакально-депрессивный психоз, инволюционная меланхолия, шизофрения, старческое слабоумие).

Шизофазия — форма разорванной Р., при которой высказываемые фразы при сохранном грамматическом строе лишены всякого смысла, а содержание Р. отражает бредовые расстройства (шизофрения).

Обычно та или иная форма нарушения речи сочетается с другими неврологическими симптомами, со специфической мимикой, движениями, манерой поведения. По совокупности этих расстройств, особенно речевых, во многих случаях можно не только правильно квалифицировать психический статус больного, но и поставить клинический и топический диагноз.

  • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
  • Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
  • Мало задумываются над ответом.
  • Легко исправляют ошибки, если на них указать.
  • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
  • Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

3. Непоследовательность суждений Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. 81% сосудистые заболевания 68% травма 66% МДП 14% шизофрения (в период ремиссии) При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:

  • откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
  • отвлекаемость - следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры.

Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.

5. Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

1. Снижение уровня обобщения В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие. 95% олигофрения 86% эпилепсия 70% энцефалиты

2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%). Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объемами ограниченными деревянными плоскостями.

1. Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.

  1. Шизофреническое (классическое) резонерство.
  2. Эпилептическое резонерство
  3. Органическое резонерство

4. Ассоциативность мышления. Редкий феномен, встречающийся при поражении лобных долей мозга и глубокой шизофрении, приведшей к полному развалу мотивационной сферы. Характеризуется тем, что мышление детерминированно законами ассоциаций.

Шизофрения остается одной из самых загадочных болезней в психиатрии. В древности ее называли "тяжелым безумием", но современная наука находит все больше средств помочь страдающим от этого расстройства. Еще на один шаг к разгадке приблизились американские ученые, сумевшие воспроизвести отдельные симптомы шизофрении у мышей. Они доказали связь болезни с угнетением функций таламуса.

Шизофрению кратко описывают как "психическое расстройство, характеризующееся ухудшением восприятия окружающей действительности и значительной социальной дисфункцией", однако ее сущность намного глубже. Шизофрения связана с распадом мышления и психических реакций. Слово распад в данном случае самое точное, потому что один из главных признаков шизофренического расстройства — утрата человеком личностной целостности и целостного восприятия окружающего мира. Мир шизофреника как бы распадается на части, не стыкующиеся между собой и не совпадающие с реальностью других людей.

Признаки шизофрении, которые заметны даже людям без медицинского образования, — это навязчивые или странные идеи, несвязная речь больных, вспышки смеха или нелогичные действия (ни с того ни с сего стукнуть рукой по столу, и тут же забыть об этом), беспорядочные движения или, напротив, застывшая мимика и поза, эмоциональная бедность, отсутствие сопереживания и сочувствия близким, замкнутость (правда, некоторые шизофреники, напротив, любят сборища и толпы, но при этом ведут себя на людях довольно странно).

В настоящее время специалисты делят симптомы шизофрении на три группы признаков: так называемая продуктивная симптоматика (то есть симптомы, которые породила болезнь) — бред, галлюцинации, "голоса" в голове; негативная симптоматика — снижение энергетического потенциала, апатию, безволие; а также когнитивные нарушения — ухудшение памяти, обучаемости, внимания и так далее.

Последним аспектом — когнитивными изменениями у шизофреников — заинтересовались американские ученые из Колумбийского университета в Нью-Йорке. Дело в том, что эти симптомы почти поддаются терапии — в отличие от "голосов", навязчивых идей и агрессивности, которые медики уже научились лечить. В последнее время выяснилось, что когнитивные дефекты при шизофрении связаны с медиодорсальным таламусом — областью головного мозга, отвечающей за перераспределение информации от органов чувств (за исключением обоняния), к коре головного мозга.

Сканирование мозга больных шизофренией показывало, что медиодорсальный таламус у этих больных по сравнению с психически здоровыми людьми проявляет слабую активность. Однако не было ясно, какова причинно-следственная связь этого явления — шизофрения ли угнетает таламус, или, напротив, подавив активность таламуса, можно вызвать симптомы шизофрении. Как показали опыты Кристофа Келлендонка из Колумбийского университета, верно скорее второе.

Исследователям удалось воспроизвести некоторые симптомы шизофрении у мышей, подавив активность нейронов в медиодорсальной области таламуса. При этом у грызунов ухудшались способности к обучению и запоминанию, и ухудшались они именно так, как это происходит у шизофреников.

Исследователи вводили в мозг мышей, а именно — в область таламуса — вирус с кодом особого белка, который подавлял электрохимическую активность нейронов. Затем вирус активировали специальным веществом, и нейроны в таламусе отключались. В общей сложности экспериментаторам удалось отключить 30-40 процентов клеток медиодорсального таламуса.

Читайте также: Храбрецами трусов делают. паразиты

После этого мышей заставляли проходить опыты на запоминание. Чтобы получить угощение, они должны были нажимать на рычаг, причем сделать это нужно было тогда, когда над рычагом горела лампочка. После того как животные выучивали правила, им предлагали новые условия: теперь они должны были нажать на рычаг не тогда, когда лампочка постоянно светила, а тогда, когда мигала. Третьим тестом был обычный Т-образный лабиринт, в котором требовалось правильно свернуть и найти еду.

Во всех трех тестах мышам с отключенными нейронами требовалось больше времени для запоминания правил, чем их здоровым собратьям. Подавление активности медиодорсального таламуса расстраивало активность префронтальной коры, от которой зависят все когнитивные операции. Разумеется, говорить о "мышиной шизофрении" в данном случае вряд ли можно — ученым удалось воспроизвести лишь конкретные симптомы. Однако они надеются, что открытие связи между недостаточной активностью таламуса и угнетением когнитивных функций позволит разработать новые методы терапии для людей, страдающих шизофренией.

Возможности современной техники позволяют ученым приблизиться к разгадке шизофрении, которую в Средние века именовали "тяжелым безумием", и даже помогать многим страдающим ею пациентам. В декабре 2012 года появилась информация о том, что ученые Калифорнийского университета и Медицинской школы Сан-Диего в ходе масштабного исследования заболевания шизофрении выяснили, почему шизофреникам трудно понимать эмоции других людей.

При помощи энцефалограммы ученые обнаружили, что у больных шизофренией нарушен слух — точнее, анализ звуковой информации, поступающей в мозг. Этот же феномен, как предполагают ученые, может быть связан и со слуховыми галлюцинациями — в мозгу шизофреников возникает что-то вроде "эха". Но причем здесь эмоции окружающих, спросите вы? Дело в том, что при распознавании настроения другого человека огромную роль имеет узнавание его интонаций. Не понимая тона фразы, шизофреники не могут отличить саракастическую или ласковую фразу от нейтральной.

В январе этого года появилась новость о возможной связи шизофрении с заражением токсполазмами — простейшими паразитарными микроорганизмами, окончательными хозяевами которых являются кошки, а промежуточными могут быть различные виды теплокровных животных и человек.

Ученые Оксфордского университета обнаружили, что распространенный паразит токсоплазма может если не управлять, то уж точно влиять на поведение своих хозяев. В ходе опытов выяснилось, что крысы, чей мозг поражен токсоплазмами, проявляют самоубийственное поведение — они фактически стремятся к тому, чтобы быть съеденными кошками. Если здоровые грызуны панически боялись приближаться к местам, помеченным кошачьей мочой, то крысы, зараженный паразитом, напротив, проявляют суицидальный интерес к этому запаху. Этот эффект благоприятен для паразита, который сможет размножаться половым способом, если его хозяин будет съеден кошкой — но как токсоплазмам удается заставлять крыс идти на риск для жизни, пока до конца неясно.

Доктора Фуллер Торри из Медицинского исследовательского института Стэнли, в свою очередь, нашел связь между токосплазмозом и развитием шизофрении у человека. Известно, что зачастую токсоплазмы наносят урон клеткам астроцитов — разновидности нейроглиальных клеток, которые разделяют и поддерживают нейроны. Те же симптомы наблюдаются и при шизофрении. По статистике, беременные женщины, у которых наблюдается повышенный уровень антител к токсоплазмам, чаще рожают детей, предрасположенных к шизофрении. Ученые говорят, что эту связь, разумеется, нельзя считать абсолютной, однако заметная корреляция все же наблюдается.

В свою очередь, психологи исследуют вопрос шизофрении с другой стороны. Как известно, предрасположенность к психическому расстройству еще не означает его развития. Человек может быть слегка странным, однако прожить совершенно нормальную жизнь — работать, иметь друзей и семью, считаться полноценным членом общества. У некоторых же предрасположенность получает развитие, и они становятся психически больными. Специалисты задумались над тем, какие эмоциональные факторы могут повлиять на развитие болезни.

Психотерапевты обратили внимание на то, что дети-шизофреники часто вырастают у холодных, отстраненных матерей. Они также заметили, что матери детей с шизофренией или аутизмом часто транслируют ребенку так называемые двойные послания. К примеру, говорят: "Я люблю тебя" или "Все для твоего же блага", но при этом не обнимают ребенка, держатся холодно, а могут даже отталкивать его физически.

Психика ребенка не способна разрешить такое противоречие: он чувствует, что мама злится, но на словах она говорит, что любит — чему же верить и как реагировать? Постепенно запутавшийся ребенок начинает замыкаться в себе, что постепенно приводит к развитию аутизма и шизофреноподобных расстройств у предрасположенных к ним детей.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Читайте также: