Савельев виталий геннадьевич болен раком

Они в массовом порядке берут больничные и не выходят на работу. Сейчас под угрозой отмены 50 рейсов в день. Лайф разобрался в истоках протестных настроений в самой крупной авиакомпании России.
Хитрая забастовка — операция "Больничный"

Забастовка под говорящим названием "Больничный" стартовала 13 сентября. Впервые призывы к протесту прозвучали в самом крупном тематическом онлайн-сообществе "Типичный бортпроводник".

— Мы призываем коллег — пилотов и бортпроводников "Аэрофлота" — массово получать больничные и не выходить на рейсы. Акция продлится до конца месяца и, может быть, весь октябрь. Чем больше будет больничных, тем выше шансы, что руководство вступит с нами в диалог. Мы его вынудим, иначе "Аэрофлоту" придётся отменять около 50 рейсов в день! — признаётся Лайфу воинственно настроенный пилот Алексей (имя изменено). — Наши цели — увеличение зарплаты и изменение отношения к нам со стороны начальства. К слову, мы вдохновились недавней забастовкой пилотов авиакомпании British Airways. Ей пришлось отменить около 1,7 тысячи рейсов.

— А почему просто не объявить забастовку? Зачем понадобились эти больничные? — уточняет Лайф.

— Всё очень просто! Неприкрытые забастовки на транспорте категорически запрещены Трудовым кодексом РФ. Никто из нас не хочет угодить под уголовную статью или быть уволенным. Потому-то и пошли на такую хитрость, — объясняет пилот Алексей.

Протесту нужен храбрый лидер

Протестные настроения в "Аэрофлоте" медленно набирают обороты. Проблема в отсутствии общей координации и хаотичности. По словам Алексея, в акции сейчас участвуют уже 178 пилотов и бортпроводников, ещё почти 500 обещают присоединиться.

Даже внутри простых трудяг "Аэрофлота" единого отношения к протесту нет. В большинстве своём все они сходятся в одном — необходимо, чтобы лидерство над протестующими взял на себя официальный профсоюз. Тогда получится!

— Забастовка — это хорошо, но, простите за прямоту, если нужно достигнуть определённого результата, коего все хотят по итогу, не сотрудники должны выдвигать требования, а профсоюз. В "Аэрофлоте" это межрегиональный профессиональный союз "Шереметьевский профсоюз лётного состава" (ШПЛС. — Прим. Лайфа). Это стандартная практика в Европе. В противном случае всё это ни к чему не приведёт и будет официально незаконно, увы. — поясняет Лайфу стюардесса Алина (имя изменено).

Но Алине противоречит бортпроводник Антон (имя изменено): — А я говорил ШПЛС: "Давайте что-то массовое организуем, нас то и то не устраивает, только так мы добьёмся победы! В ответ профсоюз молчал или в лучшем случае что-то мямлил невнятное о согласованных митингах. Мы, кто раньше верил в ШПЛС, сейчас в нём окончательно разочарованы. Этот профсоюз всегда сливает протест и прежде всего думает о законности/незаконности акций, а не об интересах своих подопечных. Потому-то и появилась идея создать независимый альтернативный профсоюз. Вопрос, хватит ли нам на это храбрости.

Антон уверен, что если уж забастовка не поможет создать независимый профсоюз, то точно к этому подтолкнёт отмена нескольких ещё советских постановлений в марте следующего года. Например, сейчас по нормативам пилоты и проводники проводят в небе не более 80 часов в месяц. Существуют стандарты по оплате отпуска и часов отдыха, есть даже коэффициенты вредности. Это всё скоро посыпется.

— Думаю, спустя два-три месяца наш брат не выдержит и вспыхнет новый протест, — размышляет о будущем Антон.

Куда смотрит ШПЛС

Дозвониться президенту "Шереметьевского профсоюза лётного состава" Игорю Дельдюжову оказалось очень легко. Он открыт к диалогу:

— Конечно, слышал про акцию бортпроводников "Аэрофлота". Во-первых, это незаконное мероприятие, хотя бы поэтому профсоюз не может его поддержать. Во-вторых, как выглядит сама процедура общения с начальством во время конфликтов. Нужно выдвинуть требования. Например, в форме петиции. Далее, если требования не выполнены, объявить согласованный митинг или иную акцию в рамках закона. Здесь же всё не так. Нарушена сама процедура. Требования непонятны. Пока могу сказать: ни один рейс из-за бастующих не отменили. Но мы, как профсоюз, готовы общаться с протестным активом и искать выход из сложившейся ситуации, — уверяет Лайф президент ШПЛС Игорь Дельдюжов.

Чем недовольны пролетарии "Аэрофлота"

Существует множество сайтов, где работники оставляют отзывы на своих работодателей. Час копания в Сети — и становится ясно: мало какую компанию сотрудники так ругают, как "Аэрофлот".

— "Аэрофлот" — это крупнейшая рабовладельческая компания — монополист в России! — не выбирает слов стюардесса Ксения. — Со всеми сотрудниками заключаются контракты на пять лет, чтобы люди сразу не сбегали, когда понимали, какое отвратительное отношение к ним. Ты просто пушечное мясо, механизм в системе. Опыт работы не ценится, доплата за стаж жалкие 500 рублей. "Аэрофлоту" выгодно набирать постоянно новеньких молоденьких ребят с дальних регионов, для которых 50 000 рублей зарплата — это большие деньги. Помимо этого, начальство любимыми правдами и неправдами лишает людей премий и бонусных билетов.

Вторит Ксении бортпроводница Мария:

— За время моей работы (начиная с 2012 года) замечаю только одни ухудшения условий труда для сотрудников. Загибайте пальцы. Дискриминация по поводу возраста и внешности — раз. Повышения заработной платы не было — два. Исчезают комнаты отдыха — три. Шкафчики, где можно переодеться, перенесли в другой терминал, 40 минут туда идти теперь — четыре. Сделали общую с мальчиками раздевалку в новом терминале Б — пять!

Согласна с предыдущими ораторами и стюардесса Виктория:

— С первых же дней попадания в офис "Мелькисарово" (это место, где проходят собеседования, куда ездят подписывать отпуска и больничные) вы поймёте, что попали в настоящий ад. Так оскорбительно с вами ещё никто себя не вёл. Хотите услышать, какая вы страшная, толстая, веснушки какие у вас неприятные и в какие места вам надо ботокс вкачать, а какие уменьшить, унизить, втоптать в грязь, занизить вашу самооценку, чтобы себя почувствовали полным ничтожеством, то вам сюда! Даже если просто больничный отвезти, то вы должны быть при полном параде! Не важно, что это ваш выходной и вы после болезни.

К чему может привести забастовка

Даже почти стихийная "больничная забастовка" рядовых пролетариев "Аэрофлота" грозит сорвать планы тысяч пассажиров. Это в день. А чем бастующий "Аэрофлот" грозит всей лётной отрасли России, страшно подумать.

Но даже если скороспелое забастовочное движение будет подавлено, сами протестные настроения не исчезнут. Пример западных коллег из British Airways заразителен, и пролетариат лётного труда может выйти с больничного и перейти на другие средства борьбы.



Начиная разговор, Путин заметил, что отрасль авиационных перевозок относится к наиболее пострадавшим из-за ограничений в связи с коронавирусом. "Это очевидный факт, - отметил Путин. - Самолеты стоят в основном на приколе, экипажи тоже "на земле", не летают".



Глава "Аэрофлота" сообщил детали: в апреле перевозки упали примерно на 95 процентов, загрузка кресел была всего лишь на уровне 33 процентов. Однако есть хорошие новости - уже сейчас наблюдается улучшение статистики. "Мы видим, существенный рост идет, россияне начинают летать, для нас это очень важно, - сказал Савельев. - Мы предполагаем, что сможем восстановиться на 50 процентов, то есть около 30 миллионов пассажиров мы сможем перевезти в этом году".

Успешнее по понятным причинам возобновляются внутренние полеты. "Если мы начнем нормально летать, мы для себя делали расчет, мы восстановимся к уровню 2019 года, к декабрю по внутренним перевозкам", - сказал Савельев. Пока же из-за ограничений часть пассажиров, купивших билеты на внутренние рейсы, отказывается от полетов, рассказал он. Получается, что при покупке билетов самолет формально заполняется почти полностью, а при вылете падает загрузка до 80 процентов. "Многие отказываются лететь, потому что в тех городах, куда они собираются лететь, принимаются меры по карантину, отпугивают людей, люди перестают летать", - посетовал Савельев.



Губернаторы, отреагировал глава государства, будут принимать решения по снятию этих ограничений, "потому что ситуация меняется к лучшему". Региональные власти заинтересованы в загрузке гостиниц, отелей, добавил он. "Практически все руководители докладывают мне о своих планах постепенного, поэтапного снятия этих ограничений", - сказал Путин.

Международные перевозки, очевидно, будут восстанавливаться дольше внутренних. По словам президента, непонятно, как будут действовать дальше в плане открытия границ во многих странах мира. "В том числе в Европе, они между собой пока разобраться не могут, - обратил внимание Путин. - И не ясно, когда они будут открывать свои границы и территории для граждан третьих стран, в том числе для российских граждан, даже в период летних отпусков".

Савельев рассказал о перспективах международных перелетов в случае получения соответствующих разрешений. "Если нам удастся договориться, и мы начнем летать, то реальное восстановление до 80 процентов - к декабрю", - сообщил он. А к концу марта 2021 года удастся достичь уровня 2019 года по международным перевозкам.

Что касается санитарной безопасности, то риск заражения коронавирусом на борту самолета очень низкий, отметил Савельев. "Воздух меняется каждые три-пять минут, он берется из компрессора из-под двигателя, нагревается до 290 градусов", - пояснил он, рассказав также о современных фильтрах. "То есть формально на борту заболеть очень сложно", - заметил он. Впрочем, в случае невысокой загрузки компания самолета пока сохраняет шахматную рассадку. А на загруженных рейсах она действовать не будет. "Мы договорились с Роспотребнадзором. что на борту будут маски, будут перчатки, - сообщил Савельев. - Но рассадки не будет шахматной, будет нормальная рассадка, иначе просто не взлететь, экономика будет работать против нас".

Пока "Аэрофлот" Виталия Савельева выпрашивает субсидии у Росавиации, Правительство РФ сокращает ему размер компенсаций. Неэффективные траты Савельева не остались незамеченными?


Как передает корреспондент The Moscow Post, группа "Аэрофлот", в которую входят головной одноименный перевозчик, компании "Россия", "Победа" и "Аврора", подала в Росавиацию заявление на получение субсидий за февраль - апрель. Отдельно за помощью решил обратиться лоукостер "Победа", запросив выплату из резервного фонда.

Следом стало известно, что Правительство ограничило размер компенсаций для "Аэрофлота". Теперь занимавшая половину рынка группа сможет претендовать максимум на треть отраслевых субсидий. Из 23,4 млрд рублей, выделяемых на поддержку отрасли, "Аэрофлоту" достанется лишь 8 млрд. Это - показатель несостоятельности работы руководителя структуры Виталия Савельева?

На фоне рекордного снижения авиаперевозок он отказался от всех рекламных контрактов и приостановил переговоры о продлении спонсорского соглашения с Российским футбольным союзом (РФС). Под сомнением продление спонсорского контракта с футбольным и баскетбольным клубами ЦСКА на 2021 год.

При этом спонсорский контракт с английским футбольным клубом "Манчестер Юнайтед" никто не разорвал. Как писало PASMI, в Англию в этом году "Аэрофлот" отправит чуть менее миллиарда рублей. Господину Савельеву, по всей видимости, ближе зарубежный футбол?

Но руководство перевозчика тут же поспешило оправдаться. Контракт, по их словам, в отличие от российских, был заблаговременно продлен до 2022 года, а также полностью оплачен уже в 2018 году. Об этом ТАСС рассказал официальный представитель компании Михаил Демин.

Каким образом два года назад одобрили подобные расходы – вопрос не менее интересный. Как писал "Интерфакс", в 2018 году "Аэрофлот" сократил чистую прибыль на 75%! С 23 млрд в 2017 она упала до 5,7 млрд. В 2018-м из 7 млрд рублей, которые государство выделило на поддержку отрасли, 2 млрд получил "Аэрофлот". При этом на поддержку английского клуба в том году он выслал 5 млрд рублей, сообщала "Свободная пресса".

Каким образом Совет директоров позволил "Аэрофлоту" направить на спонсорство сумму, сопоставимую с чистой прибылью?

Судя по нынешней финансовой отчетности, чистый убыток "Аэрофлота" только за первые три месяца 2020 года составил 16,1 млрд рублей. Причиной этому стало падение пассажирооборота.


Примечательно, что в первом квартале 2019 года чистый убыток "Аэрофлота" был еще больше — 16,8 млрд рублей. Тогда это объяснялось, в основном, подорожанием топлива и влиянием макроэкономических факторов. Так может руководству стоит быть менее расточительным и лучше расставлять приоритеты в тратах? Есть ощущение, что Виталий Савельев просто не в состоянии решать подобные задачи.

Например, вместо спонсирования и без того не бедствующего зарубежного ФК,
глава "Аэрофлота" мог бы направить этот миллиард на возврат денег клиентам за купленные и неиспользованные авиабилеты.

Но нет - "Аэрофлот" будет выдавать ваучеры вместо денег за отмененные рейсы. Такой подход внушает серьезные опасения. С открытием полётов стоимость перевозки на маршруте может подскочить, и эту разницу пассажиру тогда придется оплачивать из своего кармана.

А вот карман Савельева, судя по всему, особенно не худеет. Своей любви к деньгам управленец не скрывает. Например, недавно он заявил, что инвестиции в производство неэффективны. Эти средства он предложил напрямую выплатить авиакомпаниям. В частности, в условиях кризиса "Аэрофлот" планирует отменить заказ около 100 бортов SSJ100 и пятьдесят MC21. Об этом писал "Турпром".

То есть Виталий Савельев прямо заявил: не нужны нам ваши самолеты, давайте денег. А далее они, видимо, "улетят" английским футболистам?

Действительно, с чего бы Савельеву не выбивать лишние миллиарды. Он, между прочим, совершал красивый жест! С 1 апреля руководство компании добровольно уменьшило свои зарплаты на 40%. Но, вот незадача, зарплату топ-менеджерам "Аэрофлот" урезал почти в том же размере, в каком годом ранее были увеличены. В 2019 году руководители группы компаний "Аэрофлот" получили вознаграждение в размере 2,1 млрд рублей.

Для сравнения. За тот же период дивиденды компании, ушедшие в российский бюджет, оказались меньше в полтора раза - 1,5 млрд рублей.

При этом еще в июне 2019 года, после катастрофы "Суперджета" "Аэрофлота" в Шереметьево гендиректор компании Виталий Савельев уверял, что из-за этого руководство лишится своих премий.

Тогда погиб 41 человек, единственным обвиняемым сделали погибшего пилота. А топ-менеджеры в итоге не только не лишились премий, но еще и надбавку получили.

Наверняка среди вознаграждаемых были и те персоны, которые ныне получили обвинения в особо крупном мошенничестве. Речь идет о заместителе Виталия Савельева Владимире Александрове и экс-главе департамента Татьяне Давыдовой. Их арестовали в прошлом году. Следователи считают, что компания необоснованно заплатила этим двум адвокатам 250 млн рублей, тогда как в судах защищалась без их участия. Об этом писал "Коммерсант".

Задержанию заместителя Савельева Владимира Александрова предшествовала проверка прокуратуры, начатая в 2018 году. Тогда выяснилось, что только за 2016 год "Аэрофлот" отдал подрядов на 629 млрд рублей по договору с единственным поставщиком — то есть вне всякой конкуренции. В 2018 году таких контрактов было на 450 млрд рублей. Через реальные торги прошли тендеры всего на 8 млрд рублей. Об этом сообщало PASMI.

Кажется, ни финансовые проблемы, ни репутационные потери не сломят стремления Виталия Савельева на пути к личному обогащению. Вчера гендиректор "Аэрофлота" и вовсе попросил Президента Владимира Путина ослабить карантин в регионах - мол, спрос на перелеты из Москвы минимален из-за введенных мер, писали "Ведомости". Складывается ощущение, будто Савельева не сильно беспокоит безопасность собственных пассажиров. Лишь бы деньги капали?

Когда Правительство заговорило о выделении российским авиакомпаниям 23 млрд рублей на компенсацию потерь, в бизнес-сообществе сразу же предположили, что основная часть "вольется" в "Аэрофлот". На это, по всей видимости, рассчитывал и Савельев. Но не тут-то было. Вот управленец и побежал еще в Росавиацию "подаяния" просить?

Недовольство последними, если не сказать кощунственными, то, как минимум, сомнительными решениями "Аэрофлота", похоже, добрались и до верхушки власти. Деньги Виталию Савельеву доверять, видимо, хочется все меньше. Главу "Аэрофлота" не отправят "на посадку"?


Савельев Виталий Геннадьевич – советский и российский финансист, гендиректор компании "Аэрофлот".

Краткая справка

Генеральный директор "Аэрофлота" с марта 2009 года. Ранее – первый вице-президент АФК "Система" (2007-2009), заместитель министра экономического развития и торговли (2004-2007), советник генерального директора компании "Связьинвест" по финансам и IT-технологиям, вице-президент ООО "Объединенная компания ГРОС" (2002-2004), заместитель председателя правления ОАО "Газпром" по финансам (2001-2002), председатель правления банка "Менатеп – Санкт-Петербург" (1995-2001), председатель правления банка "Россия" (1993-1995). Кандидат экономических наук, имеет степень MBA.

Детство и юность

Виталий Геннадьевич Савельев родился 18 января 1954 года в Ташкенте, столице Узбекской ССР.

В 1977 году Савельев окончил механико-машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина (позднее – Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) по специальности "инженер" ("инженер-механик").

В 1977 году он начал работать на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, где в различные годы занимал должности от инженера до главного конструктора одного из объединений "Красноярскгэсстроя".

После завершения строительства ГЭС Савельев вернулся в Ленинград, и в 1984 году был назначен заместителем управляющего Всесоюзным трестом "Севзапметаллургмонтаж".

В 1986 году Савельев окончил факультет организаторов промышленного производства Ленинградского инженерно-экономического института имени Пальмиро Тольятти (Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет). В том же году (по другим данным – в 1987-м) он стал заместителем начальника главка (управляющего треста) "Главленградинжстрой".

В 1988 году Савельевым в Ленинграде было зарегистрировано СП "Диалог-Инвест" – филиал одного из первых в стране советско-американских предприятий по продвижению на рынок компьютеров и программного обеспечения СП "Диалог". По другим данным, одним из учредителей компании Савельев стал в 1989 году, тогда же он возглавил СП. Пост президента "Диалог-Инвеста", уже ставшего российско-американским, Савельев занял в 1990 году. В 1989 году он выступил одним из инициаторов создания "ДиалогБанка" и занял место в его совете директоров (публиковались также сведения, что в совет директоров он вошел в 1991 году).

В 1993 Савельев был избран председателем правления петербургского банка "Россия", тремя годами ранее созданного управлением делами Ленинградского обкома КПСС. Впоследствии он упоминался в СМИ как "обкомовско-чекистский": в сентябре 1991 года мэр Петербурга Анатолий Собчак возложил на председателя комитета мэрии Санкт-Петербурга по внешним связям Владимира Путина обязанность по подготовке документов для создания фонда стабилизации экономики Ленинградского района на базе банка "Россия" с привлечением иностранных инвесторов. Известно, что основными акционерами банка являлись несколько фирм, учрежденных предпринимателями Андреем Фурсенко (позднее занял пост министра образования и науки РФ), его братом Сергеем Фурсенко, Владимиром Якуниным (позднее ставшим президентом ОАО "РЖД"), Юрием Ковальчуком и Виктором Мячиным. Сообщалось, что Савельев был приглашен в банк как профессиональный финансист, который мог бы сделать банк прибыльным. С поставленной задачей тот справился – с его приходом "Россия" начала активно кредитовать средний и малый бизнес.

В 1995 году Савельев создал в Петербурге дочернее подразделение основанного бизнесменом Михаилом Ходорковским банка "Менатеп"; в 1995-1996 годах он был управляющим представительством банка. В ноябре 1995 года он был избран председателем правления банка "Менатеп – Санкт-Петербург", на который через несколько лет, в 1998 году, "была переведена разветвленная сеть филиалов падающего московского банка "Менатеп", а также некоторые финансовые потоки, которые шли через Москву".

Весной 1996 года Савельев принимал участие в финансировании избирательной кампании баллотировавшегося на второй срок Собчака, избирательный штаб которого возглавлял его заместитель Путин, в 2000 году занявший пост президента РФ. Выборы Собчак тогда проиграл.

В сентябре 2001 года Савельев переехал в Москву – он получил новое назначение: финансист занял должность заместителя председателя правления по финансам ОАО "Газпром" Алексея Миллера. СМИ связывали это назначение с близостью банкира к президентской команде, якобы этому содействовал Ковальчук, которого называли другом Путина. Однако он, по сведениям СМИ, с Миллером "не сработался" и вскоре покинул компанию. Ходили слухи, что Савельев, уходя в отпуск, попросил до его возвращения никого не назначать на пост главы департамента корпоративных финансов, однако вернувшись, обнаружил, что должность все-таки занята без согласования с ним. После этого Савельев написал заявление "по собственному желанию" и покинул газовую монополию через девять месяцев после начала работы.

В мае 2002 года Савельев по приглашению президента ОАО "Связьинвест" Валерия Яшина пришел в компанию на должность советника генерального директора по финансам и IT-технологиям. Наряду с этим в 2002-2004 годах он также являлся вице-президентом тесно связанного с рынком телекоммуникаций ООО "Объединенная компания ГРОС".

В 2004 году Савельев занял пост заместителя министра экономического развития и торговли Германа Грефа, с которым они были знакомы еще со времен работы Грефа в администрации Санкт-Петербурга. В Минэкономразвития Савельев отвечал за работу семи департаментов: государственных целевых программ и капитальных вложений, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, территориального развития, торговых переговоров, внешнеэкономических отношений, экономического сотрудничества со странами СНГ и финансового. В сентябре 2007 года на посту министра Грефа сменила Эльвира Набиуллина. Вслед за уходом своего руководителя в октябре 2007 года в отставку подал Савельев. Отмечалось, что он стал первым из заместителей Минэкономразвития, ушедшим со своего поста после отставки Грефа.

В октябре 2007 года Савельев занял пост первого вице-президента АФК "Система" (именно в его ведении находилась сфера развития телекоммуникационных активов компании). По сообщениям СМИ, решение пригласить Савельева в "Систему" было связано с имевшимся у него опытом работы в данной сфере, в частности в компании "ГРОС". Летом 2008 года после утверждения новой организационной структуры корпорации СМИ сообщили о том, что Савельеву было поручено курировать одну из созданных в АФК бизнес-единиц, занимавшуюся исключительно ее телекоммуникационными активами, в число которых входили "МТС", "Комстар-ОТС", "МГТС", "Скай Линк", Sistema Shyam TeleServices Ltd. и ОАО "Интеллект Телеком". С февраля 2008 года по июнь 2009 года Савельев занимал должность председателя совета директоров "МТС", также он был избран председателем совета директоров "Комстар-ОТС" с апреля 2008 года.

В марте 2009 года Савельев покинул АФК "Система" – он сменил Валерия Окулова на посту генерального директора группы "Аэрофлот". Новый директор был назначен на пятилетний срок. Недовольный работой Окулова Александр Лебедев, чья Национальная резервная корпорация владела блокпакетом "Аэрофлота", приветствовал приход Савельева в компанию, несмотря на то, что у того не было опыта работы в авиации. "Хуже, чем было, уже быть не может", – заявлял предприниматель. В июне того же года решением общего собрания Савельев был введен в совет директоров "Аэрофлота".

Савельев – кандидат экономических наук (тема диссертации "Административный бизнес: управление в системе цивилизованного предпринимательства"), член-корреспондент Международной академии информатизации. Известно, что он прошел ряд стажировок в США (в том числе в Колумбийском университете), имеет степень MBA (Master of Business Administration). Кроме того, Виталий Геннадьевич – кандидат в мастера спорта по боксу.

Виталий Савельев – примерный семьянин. От серой повседневной рутины он отдыхает в кругу родных – любимой жены и обожаемых детей (двух сыновей и дочери).



Детство и юношество Виталия Савельева

Мечта о должности начальника или руководителя зародилась у Виталия Савельева еще в детстве, когда он нарисовал лестницу из одиннадцати ступенек, которую нужно пройти, чтобы достичь поставленной цели.

Биография нынешнего главы крупнейшего российского авиаперевозчика начала отсчет 18 января 1954 года. Виталик родился в обыкновенной советской семье, проживавшей в столице Узбекистана. С ранних лет мальчик рос без отца. Его воспитанием занималась мать, работающая кинологом, и бабушка. Родные Виталика видели в мальчике одаренную личность и в будущем хотели видеть в нем музыканта. Однако вследствие дороговизны инструментов он был отдан в художественную школу, где с увлечением занимался изобразительным искусством.

В школе Виталий неплохо учился, однако в отличниках не ходил. Юноша обожал подвижные игры и посещал секцию вольной борьбы.

По окончании школы Виталий начал воплощать свою мечту. После успешной сдачи вступительных экзаменов в стенах Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина он до 1977 года познавал тонкости профессии инженера-механика.


После получения диплома новоиспеченный инженер решил продолжить образование. Для этого был выбран Ленинградский инженерно-экономический институт им. Пальмиро Тольятти. Здесь в 1986 году Савельев стал дипломированным инженером-экономистом.

Сейчас Виталий Геннадьевич имеет звание кандидата экономических наук и является членом-корреспондентом Международной академии информатизации. После нескольких стажировок в Колумбийском университете (США) Савельеву присвоена степень MBA.

Карьера Виталия Савельева

По окончанию политеха Виталий Савельев отправился покорять Сибирь, где в течение последующих семи лет работал на стройках Министерства энергетики. Здесь он стал профессиональным инженером и существенно улучшил свое материальное положение.


В 1977 году молодому перспективному специалисту была предложена должность на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Спустя семь лет, на момент увольнения, Виталий Геннадьевич занимал должность главного конструктора ГЭС и имел оклад до 700 рублей, что по тем временам считалось богатством.


Выборы мэра Санкт-Петербурга в 1996 году прошли при финансовой поддержке штаба Собчака банком Савельева.

Спустя два года бизнесмен стал заместителем министра экономики и торговли в аппарате Германа Грефа. Здесь он курировал программу капитальных вложений, занимался регулированием внешней экономики, заведовал таможенными делами и пр. В 2007-м, после смены руководства Минэкомразвития, Виталий Геннадьевич ушел с занимаемого поста по собственному желанию.


Его первым шагом стало сокращение численности персонала. Чрезмерно раздутый штат благоприятствовал убыточности и без того умирающей компании. Было уволено порядка 2,5 тыс. сотрудников. Смене подверглось старое руководство, на место которых пришли молодые амбициозные специалисты.

Находясь на посту генерального директора, Виталий Геннадьевич не упускал ни одной мелочи. Ускоренно обновляя парк самолетов, гендиректор позаботился о новой форме для стюардесс. На первое место вышло качество обслуживания пассажиров и снижение цен на авиабилеты.


Основной капитал Савельев содержит в акциях авиакомпании.

Личная жизнь Виталия Савельева

Основным увлечением Виталия Геннадьевича является фотография. Свое хобби он возвел почти на профессиональный уровень.

Среди объектов для фото Савельев предпочитает выбирать малоприметные места, которые снимает в ночное время. Фото Геннадия Савельева можно всегда увидеть на его страничке в Instagram, где он числится активным пользователем.

Виталий Савельев продолжает заниматься спортом – как и в детстве, много внимания уделяя подвижным видам.


Виталий Савельев сегодня

В последних новостях имя Виталия Савельева упоминается в связи с усложнением и удорожанием перевозки животных, вследствие чего глава крупнейшей российской авиакомпании причислен к противникам домашних питомцев.

Сейчас Виталий Геннадьевич активно участвует в работе оперативного штаба, созданного Кабинетом министров РФ в связи с распространением китайского коронавируса.

Читайте также: