Самосознание является центральным новообразованием

Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте. Значение игры для психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Особенности развития личности. Самосознание как центральное новообразование возраста. Умственное развитие. Произвольность психических процессов. Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.Значение игры для психического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему пока еще недоступно. Кроме того, не менее сильного он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. По мнению И.П. Чабыева – игра – единственный для ребенка способ проникновения в недоступные для его непосредственного участия сферы жизни взрослых и взаимоотношения между ними. Значение игры для психического развития ребенка хорошо понимал Ф. Шиллер, когда писал: “Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова, и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком”. В игре, по мнению З Фрейда, воплощается стремление ребенка стать взрослым.

Игра, есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. В игре ребенок “прорабатывает роли взрослых”, овладевает их содержанием.

Игра является средством общения детей. Комфортно себя чувствуя в игре, дети непосредственно и полноценно общаются между собой. Игра – это средство обмена информацией.

Игра способствует свободному выражению чувств ребенка, и помогает ребенку выражать свои чувства, путем проецирования их на игрушки. В игре ребенок выводит на поверхность свои чувства, получает возможность посмотреть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. В игре ребенок решает свои проблемы и конфликты. Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка.

Кроме того, по мнению Ж. Пиаже, игра – это мостик между конкретным опытом ребенка и абстрактным мышлением. В развитой ролевой игре создается простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Таким образом, игра становиться ведущим видом деятельность в дошкольном возрасте.

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Это режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются новым смыслом. Например, кубик, проводимый рычанием по столу, превращается в глазах мальчика в машину. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок изображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием такой игры является яркое переживание. Жан Пиаже описал примеры образно-ролевой игры. Его дочь, наблюдавшая во время каникул старую деревенскую колокольню, слышавшая колокольный звон, остается под впечатлением увиденного и услышанного долгое время. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. “Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю”.– “Не говори со мной, – отвечает девочка, – Я – церковь”.

В другой раз дочь Ж. Пиаже, зайдя на кухню, была потрясена видом ощипанной утки, оставленной на столе. Вечером девочку находят лежащей на диване. Она не двигается, молчит, не отвечает на вопросы, затем раздается ее приглушенный голос:”Я – мертвая утка”.

Режиссерская и образно-ролевая игра становятся источником сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Однако возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных, – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, – это “период первоначального фактического склада личности”. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. К определяющим личность образованиям относятся: притязание на признание, осознание себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве (осознание своего долга перед другими и своих прав среди других).

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста, благодаря интеллектуальному и личностному развитию, хотя истоки его можно наблюдать к концу раннего возраста. Самосознание считается центральным личностным новообразованием дошкольного возраста.

Самооценка появляется во второй половине дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки (“Я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения. После того, как у ребенка возникло отношение к себе как к “хорошему” у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников. Его самооценка поэтому почти всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых. Дошкольник, как бы видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих.

В целом самооценка дошкольника завышена, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, и только к 7 годам у большинства детей она становиться более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. Если в начале дошкольного возраста ребенок не осознает свои эмоциональные переживания, то к концу дошкольного возраста он ориентируется в них.

Для этого периода характерна половая идентификация. Ребенок осознает себя как представителя какого-то пола и усваивает соответствующие нормы и правила поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, а девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими, кокетливыми в общении. К концу дошкольного детства у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем.

Еще одним чрезвычайно важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном детстве, является соподчинение мотивов. Оно появляется в начале возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

В раннем возрасте, если разные мотивы, выступающие как желания, возникали одновременно, ребенок оказывался почти в неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок может сравнительно легко принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например, не реагировать на привлекательный предмет. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, – мотивы достижения успеха, соревнования.

Главное достижение дошкольного детства – соподчинение мотивов, а уже в младшем школьном возрасте и в подростковом возрасте будет завершаться построение стабильной мотивационной системы.

| следующая лекция ==>
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА | ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Как развиваются эмоции и самосознание дошкольников?

К радости родителей, в этом возрастном периоде у детей не происходит серьёзных аффективных эмоциональных вспышек и конфликтов по поводу и без. В целом наблюдается спокойная эмоциональность. Это относительно спокойное эмоциональное состояние определяется динамикой представлений ребёнка. Если в раннем детстве процессы восприятия окружающего мира были аффективно окрашенными, то в возрасте от 3 до 7 лет образные представления более свободны и мягки.

Раньше эмоциональность малыша зависела от конкретной ситуации, в которую он был включён. Например, обладал ли он желаемой игрушкой или нет, умел с ней играть или у него ничего не получалось. То теперь появление представлений дают ему возможность отвлечься от ситуации, а временные затруднения воспринимаются не так остро. Следовательно, эмоциональные процессы становятся уравновешенными. Но это не говорит о том, что насыщенность и интенсивность эмоциональной жизни снижена. В течение всего дня, в процессе игр и общения с близкими, ребёнок получает большую порцию эмоций, от которой к вечеру очень утомляется.

В дошкольном возрасте желания ребёнка соединяются с его представлениями. Действия уже не связаны с видимыми привлекательными предметами, они строятся на основе представлений о предмете, о желаемом результате. Эмоции, связанные с представлениями, способствуют предвосхищению результатов действий и удовлетворению желаний.

А. В. Запорожец подробно описывал механизм эмоционального предвосхищения. До 3 лет ребёнок переживает последствия собственных действий, у него не возникает переживаний по поводу того, заслуживает ли поступок одобрения или порицания, и к чему он приведёт. Аффект оказывается последним звеном в цепи событий. У дошкольника уже до того, как он начинает действовать, появляется эмоциональный образ, который отражает и оценку взрослых, и будущий результат. То есть, ребёнок заранее знает, хорошо или плохо он собирается поступить. Если он предвидит неодобрение за свои действия, возникает тревожность, способная затормозить нежелательный поступок. Предвосхищение одобрения за свои действия со стороны взрослых, способствует появлению положительных эмоций, которые дополнительно стимулируют поведение.

Взрослые могут помочь созданию положительного эмоционального образа. Например, если родители пояснят ребёнку, какую радость он им доставит, если приберёт свои игрушки, то действия не заставят себя ждать. Пожелания родителей не должны опираться на сознательность ребёнка – ещё рано. А пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение, являются более эффективными: и ребёнку радостно, и родителям приятно.

Таким образом, происходит смещение эмоционального аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится основным в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка.

С 3 до 7 лет меняется структура самих эмоциональных процессов. Если до 3 лет малыш, переживая обиду, плакал, падал на пол, закрывал лицо руками, произносил бессвязные фразы, кричал, ломал игрушки, то после 3 лет внешнее выражение эмоций становится более сдержанным. Однако, переживания становятся сложнее и глубже, т.к. понимает и оценивает то, что он делает в данный момент и что ещё предстоит сделать.

Меняется и содержание аффектов. У дошкольников появляется сочувствие к другому, сопереживание, т.к. без этих эмоций невозможно общение и совместная деятельность с другими детьми. Все виды деятельности, в которые включается дошкольник, должны быть эмоционально окрашены, вызывать положительные эмоции, иначе ничего не получится. Важно помнить: дети делают с желанием только то, что им нравится и то, что им интересно.

М. И. Лысина отмечала прямую зависимость развития самосознания ребёнка от особенностей семейного воспитания. Если родители уделяют много времени своему ребёнку, адекватно и положительно оценивают его физические и умственные возможности, часто заслуженно поощряют – дети воспитываются с точными представлениями о себе. Если же родители с детьми не занимаются, часто незаслуженно наказывают и упрекают, делают замечания при посторонних – дети растут с заниженными представлениями о себе.

Важно помнить, что дети видят себя глазами родителей. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, то и представление о себе будет искажённым.

Яркой особенностью развития самосознания в этот период является осознание ребёнком своих переживаний. Практически до 5 лет ребёнок не осознаёт свои переживания, только к 6-7 годам он начинает ориентироваться в своих эмоциональных состояниях и может понять, насколько он рад или огорчён. Кроме того, в этом периоде дети осознают себя как девочку и мальчика (половая идентификация). Они приобретают представления о стиле мужского и женского поведения, появляются специфические игры только для девочек или мальчиков. Также начинается осознание себя во времени. К 6-7 годам дошкольник помнит себя в прошлом, осознаёт себя в настоящем и может представить себя в будущем.

Следовательно, центральным новообразованием развития детей от 3 до 7 лет является развитие самосознания.

3.3.3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

3.3.3.1. Функциональные линии развития личности ребенка – дошкольника

В качестве центральных новообразований дошкольного возраста (3–7 лет) можно выделить:

• позиционные ролевые действия (функция осознания (1 фаза), функция отношения (2 фаза);

• позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания (3 фаза), функция рефлексии (4 фаза функционально-стадиальной периодизации Ю.Н. Карандашева, 1991).

Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции .

Внутренняя позиция ребенка проявляется через:

• эмоционально окрашенные образы;

• ситуативные ориентировки на усвоенные нормативы;

• волю, выражаемую в упорстве;

• другие частные психические достижения.

Д. Б. Эльконин (1989) в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже (1969) показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Исследования Л. Ф. Обуховой (1996) показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и т.д.

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин (1989) замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям (Ю. Н. Карандашев, 1987).

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

3.3.3.2. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника

• Начало складывания индивидуальной мотивационной системы ребенка.

• Появление соподчинения (иерархии) мотивов.

• Появление мотивов достижения успеха, соревнования, соперничества.

• Возникновение первичного чувства долга.

• Появление мотивов, связанных с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторых других.

• Дошкольником начинают усваиваться этические нормы, принятые в обществе.

• Происходит первичное развитие воли – управление психическими процессами, первичное сознательное управление поведением, умение удерживать цель в центре внимания.

3.3.3.3. Формирование самосознания

3.3.3.3.1. Линии развития самосознания дошкольника

В психологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру, функции и генезис (табл. 40).

Ведущие линии развития самосознания по В. С. Мухиной (1997)


В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию; оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного возраста.

3.3.3.3.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

Для этого периода характерна половая идентификация :

• ребенок осознает себя как мальчика или девочку;

• происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.

Начинается осознание себя во времени.

3.3.3.4. Кризис 7 лет

• Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

• Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.

• Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

• Происходит обобщение переживаний.

• Возникает внутренняя жизнь ребенка.

• Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.

Выводы

1. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

2. В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

3. Центральное личностное новообразование этого периода – соподчинение мотивов и развитие самосознания.

4. В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система. В период дошкольного детства начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами.

5. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы психологические особенности самосознания ребенка дошкольного возраста?

2. Как происходит половая идентификация в дошкольном возрасте?

3. Каковы особенности развития мотивов в дошкольном возрасте? Что представляет собой иерархия мотивов?

4. Как происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания?

Темы для рефератов

1. Взаимоотношения в семье – фактор формирования личности ребенка.

2. Структура и динамика развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

5. Развитие эмоциональной децентрации в дошкольном возрасте.

Литература для аннотирования

1. Димитров И. Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. – 1979. – 19 с.

2. Карандашев Ю. Н. Самосознание личности и развитие произвольных функций в дошкольном возрасте // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 3–10.

4. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 238–284.

5. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. – 264 с.

6. Сенько Т. В. Успех и признание в группе: Старший дошкольный возраст. – Мн.: Народная асвета, 1991. – 112 с.

• Финькевич Л. Ф. Формирование личности дошкольников в их совместной деятельности со сверстниками // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 17–25.

• Wylie Ruth C. Mothers' attributions to their young children // Self and identity: Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1987. – Р . 77–91.

9. Aboud E. F., Ruble D. N. Identity constancy in children: Developmental processes and implications // Self and identity / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1984.

Кризис – это тяжелое переходное состояние, характеризующееся недостаточностью имеющихся возможностей для поддержания жизнедеятельности на оптимальном уровне. Для преодоления кризисных ситуаций изыскиваются новые модели жизнедеятельности.

Психологический кризис рассматривается в справочной литературе как состояние психической дестабилизации и реинтеграции, ведущее к поиску новых адаптационных возможностей.

Психологический кризис сопровождает переход от одного возрастного периода к другому и обеспечивает возникновение нового психического образования, которое снимает данные противоречия, способствует качественно новым возможностям решения поставленных задач.

Основываясь на теории ведущей деятельности, можно утверждать, что центральным психическим новообразованием данного возрастного периода становится самосознание. Это сложное, системное новообразование, имеющее структуру, состоящую из взаимозависимых компонентов: самооценки, ценностных ориентаций, самоопределения.

Личность подростка только начинает формироваться. Большое значение имеет самосознание, как центральное новообразование в психическом развитии ребенка. Впервые ребенок узнает о себе в семье. Именно со слов родителей ребенок узнает, какой он, и составляет мнение о себе, в зависимости от которого в дальнейшем выстраивается отношение с другими людьми. Это является важным моментом, так как ребенок начинает ставить перед собой определенные цели, достижения которых продиктовано его пониманием своих возможностей и потребностей. Потребность в понимании себя характерна для подростков. Самосознание ребенка выполняет важную функцию – социально-регуляторную. Понимая и изучая себя, подросток в первую очередь выявляет свои недостатки. У него появляется желание их устранить. По прошествии времени, ребенок начинает осознавать свои индивидуальные особенности (как отрицательные, так и положительные). С этого момента он старается реально оценивать свои возможности и достоинства.

Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, то есть создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичные его поведения, поступки. Так, например, он хочет быть похожим на человека, часто помогающего другим. Старшие подростки чаще не хотят быть похожими на конкретного человека. Они выделяют определенные личностные качества людей (нравственные, волевые качества, мужественность для мальчиков и т.д.), к которым стремятся. Чаще всего идеалом для них выступает человек, который старше по возрасту.

Развитие личности подростка достаточно противоречиво. В этот период дети в больше степени стремятся к общению со сверстниками, формируются межличностные контакты, у подростков возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе.

В это же время ребенок становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе начинает смотреть на окружающий их внешний мир. Эти особенности в психике ребенка перерастают в подростковый комплекс, в который входит:

  • мнение окружающих по поводу их внешности, возможностей. умений, и т.д.;
  • самонадеянность(подростки достаточно резко высказываются в отношении других, считая свое мнение единственно верным);
  • полярные чувства, поступки и поведение.

Так, они могут быть жестокими и милосердными, развязными и скромными, могут быть против общепризнанных людей и поклоняться случайному идеалу и пр.

Для подростков также характерна акцентуация характера. В этот период они очень эмоциональны, возбудимы, их настроение может быстро меняться. Эти процессы связаны с формированием личности, характера.

Центральным новообразованием подросткового периода является самосознание

Что влияет на самосознание ребенка?

К факторам, определяющим самосознание подростка можно отнести следующие:

  • интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение;
  • понимание своего индивидуального единства и отличия от других;
  • формирование нравственного самосознаия;
  • самоопределение в будущем, выбор профессии;
  • окончательное становление социальных установок (общей системы в целом);
  • своеобразие акцентуации характера;
  • формирование дружеских отношений, появление первой любви, а вместе с ними таких нравственных чувств и убеждений как честность, верность, порядочность.

Именно в этот период развития личности, самооценка ребенка приобретает более адекватный характер. То есть становится самокритичной в норме своего развития. При неадекватном самоотношении мы встречаемся с завышенной или заниженной неадекватной самооценкой.

В этот наиболее сложный и кризисный период в развитии личности, подросток особенно нуждается в помощи и понимании со стороны взрослых. Он хочет быть взрослым и ему нужно дать право на эту взрослость при условии развития самосознания, адекватной самооценки, ответственности, самостоятельности.

Выделяя в развитии личности четыре фактора (отношение к имени, ко времени, к притязаниям, к правам и обязанностям) мы выделяем последний фактор как один из наиболее важных. То есть подростки приобретают право быть обязанными. И в этом особенность и сложность данного периода в развитии личности

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С. Немов).

Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

Личностное развитие дошкольника включает две стороны:

1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире;

2) развитие эмоциональной и волевой сферы.

Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Компоненты личностного развития. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части.

Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции.

Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции.

Третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.).

Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Мотивационная сфера.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны и напряженны. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Главное достижение дошкольного детства — соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшейся в это время, будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрастах.

Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы.

Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые.

У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества.

Личные мотивы проявляются в разных видах деятельности. Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами игры, заранее не анализируя самого процесса игры и не выясняя, понадобятся ли ему данные предметы в ходе игры.

Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду — хорошо, обманывать — плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду).

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.

Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.п. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции .

Самосознание

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.

Структурными звеньями самосознания являются:

1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени; что отмечается уже у детей месячного возраста, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;

2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;

3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;

4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;

5) социально-нравственная самооценка, которая формируется в подростковом и юношеском возрасте.

Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. В этом возрасте самооценка – чисто эмоциональное образование, она не содержит рациональных компонентов и основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии. А так как родители часто восторгаются ребенком и хвалят его, то самооценка у детей в раннем детстве как правило, завышена.

В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих и на основе знаний и мыслей о себе у ребенка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности - наиболее сложного компонент самосознания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" - "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" - "каким бы я хотел быть"). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Самооценка появляется во второй половине периода дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый.

Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но, в то же время, играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя сипы ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им.

Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;

- дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

- развивается способность мотивировать самооценку;

- появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Читайте также: