Самооценка это новообразование кризиса

В чем же заключается положительное значение новых отношений со взрослым? Этот вопрос был исследован в работе Т. В. Гуськовой (Ермоловой). В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения.

Во-первых , стремление к достижению результата своей деятельно­сти: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нуж­ный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых , достигнув желаемого, они стремятся тут же продемон­стрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или без­ различное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувстви­тельности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Для проверки этого предположения был проведен эксперимент, в кото­ром детям предлагались разнообразные задачи (собрать сложную пира­мидку-собачку, построить грузовичок или домик из деталей конструктора и пр.), а взрослый оценивал достигнутые им результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: 2 года б месяцев — 2 года 10 месяцев; 2 года 10 месяцев – 3 года 2 месяца; и 3 года 2 месяца – 3 года б месяцев. При проведении экспериментов фиксировались пока­затели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность) и показатели отно­шения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты этого эксперимента показали, что, несмотря на неболь­шой возрастной интервал (всего 4-5 месяцев), между младшей и сред­ней возрастными группами наблюдаются статистически значимые разли­чия. Показатели настойчивости, самостоятельности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно в два раза. При переходе от средней к старшей группе темпы изменений снижаются (все эти показатели воз­растают всего в 1,2 раза).

Материалы данного исследования показали, что в трехлетнем воз­расте для детей становится значимой результативная сторона дея­ тельности, а фиксация их успехов взрослым — необходимым момен­том ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффектив­ные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске оцен­ки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показывают, что в период кризиса трех лет возникает личностное новообразование, про­являющее себя в форме гордости за достижения. Оно интегрирует сло­жившиеся у детей на протяжении раннего детства предметное отно­шение к действительности, отношение ко взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим достижением. У ребенка по­является новое видение мира и себя в нем.

Личностные преобразования, порождаемые возрастным кризисом в старшем дошкольном возрасте, готовят ребенка к новой социальной роли. Новообразования кризиса 7 лет являются ресурсом для перехода на более высокие ступени развития и основой для формирования психологической готовности к школе. Благодаря ним дошкольник расширяет свою социальную компетентность, принимает новые для него школьные условия и адаптируется к систематическому обучению.

Условия формирования новых психологических образований в 6-7 лет

Переход из дошкольного в школьный возраст непременно требует изменений в сфере отношений ребенка с другими людьми и с самим собой. Назревают также перемены в восприятии предметного мира и в деятельности. Хорошо, что закономерности в развитии человека включают такие перестроечные периоды, именуемые кризисом, которые встряхивают личность и позволяют сформироваться новым представлениям и возможностям.

В среднем дошкольном возрасте дети прекрасно реализуют свои запросы в игровой деятельности. Там они проживают интересующие их роли. В игре они развивают деловую форму общения со сверстниками, тренируются в социальных навыках, в полной мере подключают воображение. Но приходит время, когда детям становится тесно в их детском мире.


Кризис 6-7 лет способствует появлению новых образований в развитии личности дошкольника в нескольких направлениях:

  • в осмыслении собственных переживаний
  • в изменении самооценки
  • в осознании своего места в общественных отношениях
  • в стремлении заниматься полезной деятельностью.

За этими сухими формулировками скрываются вполне понятные и наблюдаемые практически всеми внимательными родителями изменения в поведении и рассуждениях ребенка.

Старший дошкольник то начинает важно рассуждать наравне со взрослыми, то смутится от собственной выходки, то обижается на дежурную похвалу своего рисунка… К 7-ми годам он уже хочет быть равноправным членом семьи, высказывать свое мнение и делать что-то полезное для окружающих.

Это тот возрастной рубеж, на котором формируется понимание связи между поступками и переживаниями, осмысливаются переживания, формируется адекватная самооценка своих возможностей и умений, появляется самолюбие как отношение к самому себе. За счет перечисленных важнейших приобретений происходит становление чувства социальной компетентности.

Суть основных новообразований кризиса 6-7 лет

Можно сказать, что кризис – это своеобразная заявка самого ребенка на возникшую у него потребность изменить систему отношений с окружающими. Особенно со взрослыми. И особенно в то время, когда они систематически напоминают ребенку, что уже скоро в школу. А для этого дошкольнику нужно по-новому заявить о себе. Так, чтобы взрослые увидели повзрослевшее дитя и потеснились немного, принимая в свой взрослый мир.

Психологические новообразования, формирующиеся в критическом преддошкольном периоде, связаны с зарождением первичной формы личного сознания юного человека. Они помогают ребенку найти и принять свое место в системе общественных отношений.

За годы дошкольного детства у ребенка постепенно формируется эмоциональный интеллект. Маленький ребенок испытывает многие эмоции, но он их не осознает. В 6-7 лет собственные переживания как будто открываются дошкольнику и обретают смысл. Сверстники не взяли в игру – ребенок чувствует горечь обиды; разбил любимую мамину чашку – переживает и испытывает чувство вины; родители пообещали в выходные сходить в зоопарк – ребенок в предвкушении радостного события.


Благодаря развитию эмоциональной чувствительности старший дошкольный возраст благоприятен для формирования нравственных качеств личности. Раньше малыш знал со слов взрослых, что нельзя обижать сверстников, нельзя пинать животных, потому что будет больно. Он не мог прочувствовать это с позиции другого. Старший дошкольник приобретает способность децентрироваться и представить себя на месте того ребенка, которого обижают.

В этом возрасте все чаще проявляется внутренняя борьба, обусловленная переживаниями, как поступить. Сказать родителям, что сломал новую игрушку или промолчать? Дать прокатнуться другу на своем велосипеде или пусть просит своего папу, чтобы и ему купили? Даже в том случае, когда ребенок находит оправдания своим поступкам, он переживает. И эти переживания – новая способность в его возрасте.

Некоторые дошкольники начинают сомневаться в своей умелости, другие – бурно протестуют, когда их привлекают к неуспешному для них виду деятельности. Это также важная причина, почему в период кризиса 6-7 лет ярко проявляется симптоматика негативного поведения. И, в любом случае, это отражается на самооценке.

Изменения в эмоциональной сфере и самовосприятии обязательно влекут за собой отрицание старшим дошкольником прежнего образа жизни. Ему открылся более широкий социальный пласт – притягательный новыми возможностями.

Ребенок начинает разделять семейный круг и общение с посторонними людьми, избегая той непосредственности, которая наблюдалась ранее. Такое разделение помогает ребенку заметить регламентированность взрослого мира, наличие правил как в общении, так и в поступках.

Дошкольник примеряет на себя роль взрослого уже не в сюжетных играх, а в реальной жизни. Приводит свою аргументацию, почему он делает так, а не иначе. Обижается, если взрослые игнорируют его мнение. Настойчиво отстаивает свое право заниматься увлекательным для него делом.

Также интересуется установлением новых социальных контактов – с детьми во дворе, с тренерами или наставниками, где посещает занятия, с друзьями родителей и пр. Взрослые его интересуют в качестве экспертов, у которых обязательно найдется, о чем спросить. Расширение круга общения тренирует социальный интеллект ребенка и повышает компетентность в межличностных отношениях.

При этом дошкольник считает себя практически равноправным партнером по общению. Чувство социальной компетентности – важное новообразование, которое облегчит адаптацию к обучению в школе.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, которая и создает основополагающие условия для психического развития ребенка. Старшего дошкольника игры, особенно в виртуальной реальности, интересуют не меньше. А нередко притягивают так, что формируют зависимость.

Несмотря на это, у многих детей к 7 годам (хотя далеко не у всех) появляется потребность участвовать в общественно значимой деятельности. Предметный мир теперь интересует ребенка в большей степени как поле для экспериментов и достижений.

Ни одному родителю не удастся покрасить батарею отопления или обойтись на грядке без детского участия, если рядом находится старший дошкольник. Причем, ребенок не станет довольствоваться возможностью повторить характерные действия. Он будет требовать свой участок, а затем с гордостью продемонстрирует результат своей работы. Самое время прививать интерес к трудовой деятельности.

Однако буквально через несколько месяцев 6-7-летнего ребенка ожидает учебная деятельность, которая станет для него ведущей. Новые личностные приобретения, связанные с оценкой и обобщением переживаний, с потерей непосредственности и принятием правил взаимодействий, влекут за собой новообразование – стремление заниматься организованной полезной деятельностью.

Внутренняя позиция школьника как системное новообразование 7 лет

Центральным новообразованием 7 лет в идеальном варианте должна стать внутренняя позиция школьника. Крайне желательно, чтобы это новое внутреннее самоощущение сформировалось накануне поступления в школу. Это некая система, которая складывается на основе новых возможностей и стремлений дошкольника.

Новообразование внутренняя позиция школьника предложила рассматривать известный психолог Л.И.Божович. Данная позиция складывается, когда ребенок хочет пойти в школу, чтобы многому научиться и получить пропуск в мир взрослости. Такой дошкольник имеет выраженную познавательную потребность, для реализации которой он нуждается в социуме, а не в привычной домашнее-семейной обстановке.

Так или иначе, 7-летний ребенок непременно станет первоклассником, и ему предстоит вжиться в школьную среду. Внутренняя позиция школьника может сформироваться уже в процессе учебной деятельности. Личностные новообразования, связанные с самооценкой и самоконтролем, с необходимостью соблюдать правила, следовать инструкциям, способствуют тому, чтобы первоклассник прочувствовал себя в роли школьника. Если они сложились в период кризиса 6-7 лет, то вчерашний дошкольник осознает и примет обучение в школе как необходимый путь к взрослости.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

  • Tweet
  • Share 0
  • Skype
  • +1
  • Email
  • VKontakte


Кризис самооценки

В психологии существует миф, что основные проблемы человека в его неуверенности в себе, в низкой самооценке, в комплексе неполной ценности. Поэтому для решения данной задачи предлагается масса семинаров и тренингов, способных повысить свою самооценку. Но реально ли ее поднять искусственно, благодаря лишь тренингу?

Было бы уместно и логично, посмотреть на самооценку не как на завышенную или заниженную, она должна быть адекватна ситуации. Адекватная самооценка – это реальная оценка своих ресурсов, в зависимости от ситуации в которую вы попали. Это понятие динамическое. Например, вы считаете себя суперменом, и ставите перед собой сверхзадачу. Но в реальности вам не хватает возможностей, навыков, времени, чтобы достигнуть поставленной цели. У вас опускаются руки, и вы рискуете упасть на дно, переоценив силы. Со многими людьми так бывает. С вершин высокой самооценки они падают в пропасть низкой оценки себя, вплоть до самоуничи­жения. Завышенная и заниженная самооценка – это две стороны одной медали неприятия себя. В случае поражения сторона завышенной самооценки момен­тально переворачивается на сторону заниженной, а в случае успеха заниженная – очень быстро переворачивается на сторону завышенной, таким образом никогда не бывая адекватной и устойчивой.

Проявление неадекватной оценки самого себя на самом деле является коктейлем из страхов, вины, стыда и обиды, который, как правило, человеком не осознается и берет начало из детства.

К сожалению, очень мало мудрых родителей, которые поддерживают и воодушевляют своих детей в случае неудачи, учат их спокойно относится к своим ошибкам, исправлять их и делать выводы на будущее. Часто родители за детские ошибки наказывают, стыдят и унижают, чем очень сильно подрывают детскую веру в себя и бьют по самооценке. Всему этому комплексу потери уверенности в себе детей наращиванию комплекса неполной ценности, кроме семьи, мощно способствует школа. Особенно благоприятствует этому оценочная система, которая наверняка была придумана с благой целью. Но на самом деле это приводит к тому, что дети начинают учиться ради оценок, а не ради знаний, они сравнивают себя друг с другом.

Для качественного изменения в жизни желательно иметь адекватное самовосприятие. И здесь уместно говорить не о самооценке, а о самоценности – это уже качественно другое понятие. Она есть у каждого из нас. Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую. Метафорически самоценность можно сравнить с сосудом внутри человека, какой он в данный момент: наполненный или опустошенный, грязный или вымытый, новый или прохудившийся, востребованный или давно забытый.

Самоценность — это самый главный психологический фактор, который определяет все то, что происходит невидимо для других, внутри собственного душевного мира, проявляясь через общение с другими людьми и через наши поступки.

Это картина самого себя, своей индивидуальной значимости. Чувство самоценности формируется и видоизменяется постоянно в течение всей жизни человека. Она зависит от наших успехов и неудач. Если самооценность является ощущением значимости себя в конкретной ситуации, то самооценка – это оценка своих возможностей, личных качеств и места среди других людей независимо от ситуации. Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Такой человек честен сам с собой.

Люди, у которых постоянно низкая самоценность все время ждут насмешки, обмана, унижения, оскорбления со стороны окружающих людей, и, как правило, именно это и получают. Защищая себя, они прячутся за стеной недоверия и погружаются в мучительное состояние одиночества и изоляции. Отделяясь от остальных людей, они становятся апатичными и вялыми, равнодушными как к самим себе, так и ко всему, что их окружает. Таким людям очень трудно видеть, слышать, понимать других, четко мыслить и принимать самостоятельные решения, поэтому они или унижаются перед окружающими, всецело и слепо подчиняясь им, или же грубо и деспотично подавляют других людей. Они выстраивают внутри себя психологические барьеры. Таким людям свойственен постоянный страх — неизменный спутник недоверия и одиночества. Человек с низкой самооценкой не только охвачен страхами, но он еще накапливает опыт неуспеха, ошибок, поражений и постепенно начинает чувствовать себя полностью безнадежным.

Прислушивайтесь к себе, открывайте и цените себя, ищите свой путь!

Когда открываешь себя для себя самого и видишь себя через призму бесценности собственной жизни, то драгоценнее становишься сам себе, отношения с самой собой приобретают смысл и, конечно же, воцаряется душевная гармония, она непременно проявляется во всех помыслах, намерениях, делах, поступках и отношениях. Понятие бесценность в философии выражает особое осмысливающее отношение личности к самой себе, но не как к некоему объекту природы и общества, а скорее как к субъекту своей собственной судьбы. Так, собственно, и ребенок, поначалу ощущает свое существование в неразрывной связи с матерью. И требуется немалое время, жизненный опыт, чтобы произошло становление ценностного отношения человека к миру и к самому себе, превращение безличного сознания в самосознание.

В бесценности жизни заключена суть Вселенной. Человек только тогда ощущает себя в полном смысле человеком, когда находит в жизни ее божественное предназначение. А главное предназначение каждого человека — стать творцом собственной судьбы и служить другим людям.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

  • Tweet
  • Share 0
  • Skype
  • +1
  • Email
  • VKontakte

с отделением себя от своего действия и от взрослого, происхо­дит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отноше­нием к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.

В чем же заключается положительное значение новых от­ношений со взрослым? Этот вопрос был исследован в работе Т. В. Гуськовой (Ермоловой).

В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетли­во проявился весьма своеобразный комплекс поведения. Во-пер­вых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не при­водит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намере­ний и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же про­демонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которо­го эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их ре­зультату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство соб­ственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преуве­личении собственных успехов.

Для проверки этого предположения был проведен экспери­мент, в котором детям предлагались разнообразные задачи (со­брать сложную пирамидку-собачку, построить грузовичок или домик из деталей конструктора и пр.), а взрослый оценивал дос­тигнутые ими результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 10 меся­цев; от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 2 месяцев и от 3 лет 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев. При проведении экспериментов фиксиро­вались показатели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоя­тельность) и показатели отношения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты эксперимента показали, что, несмотря на неболь­шой возрастной интервал (всего 4—5 месяцев), между младшей и средней возрастными группами наблюдаются статистически значимые различия. Показатели настойчивости, самостоятель­ности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно вдвое. При переходе от средней к старшей группе темпы измене­ний снижаются (все эти показатели возрастают всего в 1,2 раза).

Материалы данного исследования показали, что в 3-летнем возрасте для детей становится значимой результативная сторо­на деятельности, а фиксация их успехов взрослым — необходи­мым моментом ее исполнения. Соответственно этому возраста­ет и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличе­ние своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Воз­растает и активность детей в поиске оценки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показыва­ют, что в период кризиса трех лет возникает личностное новооб­разование, проявляющее себя в форме гордости за достижения.

Оноинтегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, взрослому как к образцу иотношение к себе, опосредованное своим дости­жением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем.

своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой ок­ружающих, а тем самым себя с другими людьми.

Главной возрастной особенностью раннего возраста явля-ется ситуативность, которая заключается в зависимости пове­дения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Ситу­ативность связана с аффективным характером восприятия детей раннего возраста.

1. В чем заключается ситуативность поведения ребенка раннего возраста?

2. Назовите основные симптомы кризиса трех лет.

3. Какие личностные новообразования возникают в этот период?

4. Что нового появляется в предметной деятельности ре­бенка после трех лет?

Литература

Выготский Л. С. Собр. соч. - М., 1982. - Т. 4.

Галигузова Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего воз­раста // Вопросы психологии. — 1993. - № 2.

Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста // Развитие общения дошкольников со сверстника­ми. - М., 1989.

Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии . - 1987. - № 5.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. -М., 1989.

Обухова Л. Ф. Детская психология: факты, теории, проблемы. - М., 1995.

Общение и речь: развитие речи детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. - М., 1985.

ЭльконинД. Б. Детская психология. - М., 1960.

ЭльконинД. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Избр. психологические труды. — М., 1989.

Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем детстве // Избр. психоло­гические труды. — М., 1989.

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.


Что такое самооценка

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.


Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.


Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции Описание
Стимулирующая Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнозная Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
Регулирующая Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
Эмоциональная Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
Защитная Формирует стабильность личности.
Контролирующая Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
Развивающая Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет - будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.


Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Читайте также: