Руководство по ликвидации аварий с хлором

3. ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ УТЕЧКАМИ ХЛОРА В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф должны проводиться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г., № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" - РСЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий об чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации при возникновении аварий, последствия которых не выходят за пределы территории предприятия (объекта), координирующим органом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС), возглавляемая руководителем объекта. Рабочим аппаратом комиссии (КЧС) являются диспетчерские и инженерно-технические службы предприятия (объекта), основные задачи и функции, которых при возникновении аварии на объекте представлены в Приложении 1.

При возникновении аварий, сопровождающихся выбросом в окружающую среду больших объемов хлора и образованием хлорной волны, распространяющейся за пределами территории предприятия, координирующим органам РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), является комиссия по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, основные задачи которой определены "Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденным указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113.

3.1. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНЫХ УТЕЧЕК ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, ПРИМЕНЕНИИ И ХРАНЕНИИ ХЛОРА В СОСУДАХ (ТАНКИ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЦИСТЕРНЫ, КОНТЕЙНЕРЫ, БАЛЛОНЫ)

При аварийной утечке хлора диспетчер предприятия, установивший по системе контрольно-измерительных приборов, автоматики и телемеханики факт возникновения аварии или, получив сообщение о ней от производственного персонала, оценивает обстановку, объявляет химическую тревогу на территории предприятия и оповещает объекты, попадающие в опасную зону, о движении на них хлорного облака. Затем диспетчер оповещает аварийно-спасательные формирования, руководителя и членов объектовой КЧС, инженерно-технические службы, территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), территориальные органы внутренних дел, органы исполнительной власти, медицинские учреждения.

Производственный персонал, члены аварийно-спасательных формирований и члены добровольной газоспасательной дружины (ДГСД) по сигналу химической тревоги одевают изолирующие средства защиты органов дыхания и кожи в соответствии с рекомендациями Приложения 2.

Члены ДГСД по указанию начальника смены (мастера) выставляют дежурные посты и предупредительные знаки для ограждения загазованной хлором зоны. Границы этой зоны могут быть определены с помощью переносных газоанализаторов (см. Приложение 2, п. 2).

По прибытии к месту аварии члены аварийно-спасательных формирований совместно с членами ДГСД проверяют отсутствие людей в загазованной хлором зоне и в помещениях, принимают меры по эвакуации и оказанию первой помощи пострадавшим, проверяют включение автоматизированных систем аварийной вентиляции, нейтрализации хлора и стационарной системы локализации хлорной волны с помощью защитной водяной завесы. *)

*) Принципиальные схемы и рекомендации по локализации хлорной волны с помощью защитной водяной завесы представлены в Приложении 5.

При отказе систем автоматического включения аварийной вентиляции, системы нейтрализации хлора и локализации хлорной волны их включают вручную.

Порядок действий аварийно-спасательных формирований и ДГСД при устранении аварийных утечек хлора изложен ниже в разделах 3.2.-3.5.

Общие правила, которые необходимо соблюдать при ликвидации аварийных утечек хлора

1. Не допускать орошения водой или нейтрализующим раствором щелочи аварийных сосудов и трубопроводов с жидким хлором.

2. Не допускать погружения газящего контейнера или баллона с жидким хлором в приямки с водой или нейтрализующим раствором щелочи.

Эти требования объясняются следующими причинами.

В связи с тем, что теплопроводность воды и нейтрализующего раствора щелочи существенно выше теплопроводности воздуха подвод тепла к стенкам сосуда или трубопровода с жидким хлором значительно возрастает при орошении их водой или раствором щелочи. Это приведет к резкому повышению скорости испарения хлора.

Продукты взаимодействия хлора с нейтрализующим раствором обладают высокой коррозионной активностью, что может привести к увеличению размера отверстия в погруженном в приямок с нейтрализующим раствором сосуде и возрастанию утечки хлора.

Общие понятия об аварийной ситуации с опасными грузами, инциденте и аварии. Аварийная ситуация с опасными грузами (АС с ОГ) - аварийная ситуация при условиях, отличных от условий нормальной перевозки грузов, связанных с загоранием, утечкой, просыпанием опасного груза, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеванию, травмированию, гибели людей и животных, опасным последствиям для окружающей среды.

В свою очередь, АС с ОГ, в зависимости от их последствий, подразделяются на инциденты (аварийные происшествия) и аварии.

К авариям относятсявзрыв и возгорание ОГ в вагоне или его высвобождение из вагона или контейнера с тяжелыми последствиями, которыми являются: гибель и нанесение вреда здоровью людей; проведение эвакуации персонала или населения; причинение ущерба окружающей среде и загрязнение источников водоснабжения; повреждение подвижного состава до степени исключения из эксплуатации (списания).

К инцидентам (аварийным происшествиям) относятся: сходы и столкновения подвижного состава с ОГ; отцепка вагонов с ОГ от поездов (при их технической или коммерческой неисправности, нарушении правил перевозок ОГ); нахождение в зоне аварии вагонов, контейнеров или грузовых мест с ОГ; возгорание или утечка (просыпание) ОГ из вагона или контейнера без тяжелых последствий. [35]

Необходимые действия при возникновении аварийной ситуации с хлором.

1) Общего характера. Отвести вагон в безопасное место. Изолировать опасную зону в радиусе не менее 200 м. Откорректировать указанное расстояние по результатам химразведки. Удалить посторонних. В опасную зону входить в защитных средствах. Держаться наветренной стороны. Избегать низких мест. Пострадавшим оказать первую помощь. Отправить людей из очага поражение на медобследование.

2) При разливе. Вызвать газоспасательную службу района. Сообщить в ЦСЭН. Прекратить движение поездов и маневровую работу в опасной зоне. Не прикасаться к пролитому веществу. Место разлива обваловать и не допускать попадания вещества в водоемы. Организовать эвакуацию людей с учетом направления движения облака токсичного газа.

3) При пожаре. Не приближаться к емкостям. Охлаждать емкости водой с максимального расстояния (не допускать попадания воды в емкости с хлором). [37]

Поражающие факторы и возможные последствия аварии с хлором. Возможная аварийная ситуация на станции Пискаревка - при расформировании состава из вагонов-цистерн с хлором произойдет разгерметизация цистерны.

Поражающими факторами будут первичное и вторичное облака (т.к. хранение хлора производится в виде сжиженного газа).

Первичное облако – образуется при мгновенном (в течение 1-3 мин) выбросе части хлора в атмосферу.

Вторичное облако – при проливе хлора из цистерны на подстилающую поверхность и его испарении.

При переносе первичного и вторичного облаков, которые накладываются, происходит выпадение осадков хлора на местность и ее заражение.

При утечке из цистерны сжиженного хлора пролитая жидкость может распространиться на большие площади, заражая значительные территории и вызывая пожары.

Хлор может заразить местность, сооружения, технику, одежду, водоемы, грунтовые воды и способен к заражению незащищенных людей как в момент оседания облака зараженного воздуха, так и после оседания частиц хлора вследствие их испарения с зараженной поверхности, а также при контакте с этими поверхностями. [35]

Средства индивидуальной защиты. Наибольшее распространение для защиты людей от попадания хлора в органы дыхания, на глаза и лицо получили гражданские фильтрующие противогазы ГП – 5 (ГП – 5М), ГП – 7 (ГП – 7В). Также применяются детские противогазы и защитные детские комплекты. При очень высоких концентрациях – изолирующие противогазы. Для химразведки и руководителя работ - ПДУ-3 (в течение 20 минут). Для аварийных бригад - изолирующий противогаз ИП-4М и спецодежда.

Меры первой помощи. Вызвать скорую помощь. Лица, оказывающие первую помощь, должны использовать индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. Пострадавшему необходимо предоставить свежий воздух, покой, тепло, чистую одежду. Глаза и кожу промывать водой не менее 15 минут. При попадании внутрь – давать пить глотками растительное масло.

Нейтрализация. Для осаждения (рассеивания, изоляции) газа использовать распыленную воду. Место разлива промыть большим количеством воды. Изолировать песком, воздушно- механической пеной. Промытые поверхности подвижного состава, территории обработать щелочным раствором (известковым молоком, раствором кальцинированной соды). [41]

Выводы

1. Хлор является опасным грузом, т.к. его попадание в атмосферный воздух или на территорию станции Пискаревка может привести к гибели или заболеванию людей, к нанесению вреда окружающей среде. Поэтому необходимо обеспечивать безопасность при обращении с хлором.

3. При транспортировке хлора железнодорожным транспортом необходимо знать порядок действий по ликвидации аварийной ситуации с опасным грузом хлором.

Если знать и учитывать все вышеперечисленные факторы, то безопасность при транспортировке хлора будет обеспечена и в экстренных случаях (при возникновении аварийной ситуации) авария будет быстро локализована, а хлор - нейтрализован.

Общие выводы

1. Почвогрунты полосы отвода загрязняются объектами железнодорожного транспорта. Загрязнение почв нарушает выполняемые почвой функции, поэтому необходимо исследовать ее экологическое состояние.

2. Исследование всего комплекса показателей загрязнения является дорогостоящим и трудоемким мероприятием. Экспериментально доказано, что из всех биохимических показателей ферментативная активность наилучшим образом коррелирует с содержанием в почве загрязнений.

3. Проведено геостатическое исследование закономерностей варьирования биологических свойств почвы в пространстве для решения вопроса о возможности распространения результатов, полученных на небольшом участке, на прилегающие территории.

4. Благодаря проведенному исследованию установлено, что исследуемая территория является однородной по биологическим свойствам.

5. Предлагается изучать состояние почвогрунтов по показателям ферментативной активности на небольшой территории (так как доказана ее однородность), что позволит уменьшить стоимость исследования, затраты времени и трудозатраты.

6. Рассчитана суммарная величина предотвращенного экологического ущерба от разрушения и загрязнения нефтепродуктами почв на рассматриваемой территории.

7. Произведен расчет искусственного освещения рабочего места экологической лаборатории.

8. Охарактеризована транспортная опасность перевозимого по железнодорожным путям опасного груза хлора, изложены требования безопасности при транспортировке хлора железнодорожным транспортом, определен порядок необходимых действий в случае возникновения аварийной ситуации с хлором.

Список литературы и источников

1. Маслов Н.Н., Коробов Ю.И. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1996.-238с.

2. Зубрев Н.И., Шарпова Н.А. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. М.: УМК МПС России, 1999.-592с.

3. Розанов Б.Г., Розанов А.Б. Основные тенденции изменения почвенного покрова земли под воздействием человека. М.: МГУ, 1994.-с.105-126.

4. Структурно-функциональная роль почвы в биосфере. М.: Геос, 1999.-278с.

5. Кабата-Пендиас А., Пендиас Х. Микроэлементы в почвах и растениях. М.: Мир, 1989.-439с.

6. Колесников С.И., Казеев К.Ш., Вальков В.Ф. Экологические последствия загрязнения почв тяжелыми металлами. Ростов – на- Дону: СКНЦ ВШ, 2000.-232с.

7. Никитин Е.Д. Почва как биокосная полифункциональная система, разнообразие и взаимосвязь почвенных экофункций. М.: Геос, 1999.-с.74-81.

8. Безуглова О.С., Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И., Морозов И.В. Влияние высоких концентраций тяжелых металлов на гумусное состояние и биологическую активность чернозема обыкновенного карбонатного. Северо-кавказский регион: Естественные науки, 1999.-с.65-71.

9. Гришина Л.Г., Макаров М.И., Недбаев Н.П., Окунева Р.М., Костенко А.В. Изменение свойств почв в условиях промышленного загрязнения. М,: МГУ, 1990.-с.22-64.

10. Евдокимова Г.А., Мозгова Н.П. Влияние промышленного загрязнения на микрофлору почв. Пущино, 1995.-с.109-111.

11. Вальков В.Ф., Колесников С.И., Казеев К.Ш. Влияние загрязнения тяжелыми металлами на фитотоксичность чернозема. Агрохимия, 1997.-с.50-55.

12. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экологические функции почвы. М.: МГУ, 1986.-137с.

13. Яковлев А.С Биологическая диагностика и мониторинг состояния почв.-М.: Почвоведение, 2000.-с.70-79.

14. Звягинцев Д.Г., Кураков А.В., Умаров М.М., Филипп З. Микробиологические и биохимические показатели загрязнения свинцом дерново-подзолистой почвы. М.: Почвоведение, 1997.-с.462-478.

15. Экология и охрана природы. Словарь-справочник. М., 2005.-501с.

17. Колесников С.И., Казеев К.Ш., Вальков В.Ф. Биоэкологические принципы мониторинга и нормирования загрязнения почв. Ростов-на-Дону, 2001.-64с.

18. Горленко М.В. Функциональное биоразнообразие почвенных микроорганизмов: подходы к оценке. М., 2001.-с.228-234.

19. Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы. СПб.,2000.-164с.

20. Павлюкова Н.Ф., Долгова Л.Г. Индикация эдаротопов, загрязненных техногенными веществами, по активности ферментов. М., 1993.-с.45-47.

21. Гришина Л.А. Влияние атмосферного загрязнения на свойства почв. М.: МГУ, 1990.-191с.

22. Киреева Н.А., Новоселова Е.И., Хазиев Ф.Х. Фосфогидролазная активность нефтезагрязненных почв. М., 1997.-с.723-725.

24. Кудряшова С.Я. Контролируемые показатели почвенно-экологического мониторинга. М., 1995.-122с.

25. Хазиев Ф.Х. Методы почвенной энзимологии. М., 2005 г.-252с.

26. Хазиев Ф.Х. Системно-экологический анализ ферментативной активности почв. М.,1992.-143с.

27. Казеев К.Ш., Колесников С.И. Биологическая диагностика почв. Биохимические методы. Ростов-на-Дону: РГУ УПЛ, 1998.-19с.

28. Джогман Р.Г.Г., Тер Браак С.Дж.Ф., Ван Торгерен О.Ф.Р. Анализ данных в экологии сообществ и ландшафтов. М.: РАСХН, 1999.-306с.

29. Свинцов Е.С., Суровцева О.Б., Тишкина М.В. Экологическое обоснование проектных решений. М.: Маршрут, 2006.-302с.

30. Неверова О.А., Еремеева Н.И. Опыт использования биоиндикаторов в оценке загрязнения окружающей среды. М.,2006.-230с.

31. Макарова О.Ю. Определение величины предотвращенного ущерба. Санкт - Петербург, 2005.-20с.

32. Белова С.В. Безопасность жизнедеятельности. М.: Высшая школа, 2007.-616с.

33. Бадаев А.С. Проектирование средств защиты от опасных и вредных производственных факторов. Часть 1.С-Пб, 1995.-125с.

34. РД 32.15-91. Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта (взамен ОСТ 32.9-81).М, 1992.-21с.

35. Махонько П.Ф., Подшивалов В.М., Шейнин И.И. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. Часть 1. С-Пб: ПГУПС,2003.-186с.

40. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Сборник-книга1. М.: Юртранс, 2003.-712с.

Привет, уважаемый читатель! Кажется, ты используешь AdBlock!

Редакция сайта обращается к тебе с просьбой отключить блокировку рекламы на нашем сайте.

Портал fireman.club абсолютно бесплатен для тебя и существует,
развивается только за счет доходов от рекламы.

Мы никогда не размещали навязчивую рекламу и не просили Вас кликать по баннерам.

Вашей посильной помощью сайту может быть отключение блокировки рекламы для проекта.

Пожалуйста, добавьте нас в исключение! Спасибо Вам за поддержку!

Более подробная информация находится ТУТ

  • Сегодня: 19.07.2020
  • Время 12:32 (МСК)
  • Сегодня
  • Лента новостей
  • Тема дня
  • Новости компаний
  • Социальная защищенность в МЧС России
  • Пожарная безопасность
    • Пожарная безопасность на объекте
    • Пожарная безопасность родителям
    • Пожарная безопасность воспитателям
    • Пожарная безопасность школьникам
    • Пожарная безопасность детям
  • Пожарная и инженерная техника
    • Пожарные автомобили и спецтехника
    • Пожарные насосы
  • Пожарная тактика
    • Пожаротушение
    • Аварийно-спасательные работы
    • Разбор пожаров
    • Решение задач по тактической подготовке
  • Медицинская подготовка пожарных
    • Первая помощь
    • Прочее
  • Пожарная автоматика
    • Пожарные извещатели
    • Системы оповещения управления эвакуацией
    • Приборы приемно-контрольные пожарные
    • Приборы управления пожарные
    • Прочее оборудование пожарное
  • Пожарно-техническое оборудование
    • Пожарные стволы
    • Средства спасения людей
    • Гидравлический инструмент
    • Пожарный инструмент и вооружение
  • Средства пожаротушения
    • Огнетушители
    • Установки и системы пожаротушения
    • Огнетушащие вещества
    • Прочее
  • Снаряжение пожарных и спасателей
    • Дыхательные аппараты СИЗОД
    • Средства защиты пожарных
    • Технические средства пожарных
  • Основы безопасности жизнедеятельности
    • Гражданская оборона
    • Действия при пожаре или возгорании
    • Действия в чрезвычайных ситуациях
    • Действия при авариях и катастрофах
    • Правила эвакуация при пожаре
  • Огнезащита и огнезащитные материалы
  • Оборудование и устройства дымоудаления
  • Противопожарное водоснабжение
  • Противопожарные преграды
  • Профессия пожарных и спасателей
    • Обязанности личного состава ФПС ГПС МЧС России
    • О пожарных и спасателях
  • История пожарной охраны и МЧС
    • Пожарные каланчи городов России
    • Пожары и катастрофы в истории
    • Книга памяти пожарных и спасателей
  • Общие темы
    • Своими руками в пожарной охране
    • Награды и медали в МЧС
  • Хлор – это зеленовато-желтый газ с резким запахом. Газ тяжелее воздуха. Не горюч, но способствует возгоранию других веществ. Многие реакции могут привести к пожару или взрыву. Вещество может всасываться в организм при вдыхании.

    Аварийная карточка (АХОВ)

    В случае возгорания в окрестностях: разрешены все средства пожаротушения. В случае пожара: охлаждать баллоны, обливая их водой, но НЕ допускать прямого контакта вещества с водой.

    Провести эвакуацию из опасной зоны! Проконсультироваться со специалистом! Вентиляция. НИКОГДА не направлять струю воды на жидкость. Удалить газ, используя мелкие брызги воды.

    При ликвидации аварий с выбросом (проливом) хлора изолировать опасную зону, удалить из нее людей, держаться с наветренной стороны, избегать низких мест, в зону аварии входить только в полной защитной одежде. Непосредственно на месте аварии и на удалении до 500 метров от источника заражения работы проводят в изолирующих противогазах ИП-4, ИП-5 (на химически связанном кислороде), дыхательных аппаратах АСВ-2, ДАСВ (на сжатом воздухе) КИП-8, КИП-9 (на сжатом кислороде) и средствах защиты кожи (Л-1, ОЗК, КИХ-4, КИХ-5 и др.). На расстоянии более 500 метров от очага, где концентрация хлора резко понижается, средства защиты кожи можно не использовать, а для защиты органов дыхания используют промышленные противогазы с коробками марок А, В, Г, Е, БКФ, а также гражданские противогазы ГП-5, ГП-7, ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш, без ДПГ-3 или с ДПГ-3.

    При длительном воздействии жидкий хлор разрушает резиновые детали изолирующих противогазов и прорезиненную защитную ткань защитных костюмов, при соприкосновении с кожей вызывает обморожение.

    Нейтрализуют хлор следующими растворами:

    – известковым молоком, для чего 1 весовую часть гашеной извести заливают 3 частями воды, тщательно перемешивают, затем сверху сливают известковый раствор (например, 10 кг гашеной извести + 30 литров воды);

    – 5%-ным водным раствором кальцинированной соды, для чего 2 весовых части кальцинированной соды растворяют при перемешивании с 18 частями воды (например, 5 кг кальцинированной соды + 95 литров воды);

    – 5%-ным водным раствором едкого натра, для чего 2 весовых части едкого натра растворяют при перемешивании с 18 частями воды (например, 5 кг. едкого натра + 95 литров воды).

    При утечке газообразного хлора для погашения паров распыляют воду. Норма расхода воды не нормируется.

    При разливе жидкого хлора место разлива ограждают земляным валом, заливают известковым молоком, раствором кальцинированной соды, едкого натра, либо водой. Для обезвреживания 1 тонны жидкого хлора необходимо 0,6-0,9 тонны воды или 0,5-0,8 тонны растворов. Для нейтрализации 1 тонны жидкого хлора необходимо 22-25 тонн растворов или 333-500 тонн воды.

    Для распыления воды или растворов применяют поливомоечные и пожарные машины, авторазливочные станции (АЦ, ПМ-130, АРС-14, АРС-15), а также имеющиеся на химически опасных объектах гидранты и спецсистемы.

    В зараженной зоне: обильное промывание глаз водой, надевание противогаза, эвакуация на носилках транспортом.

    После эвакуации из зараженной зоны: промывание глаз содовым раствором, обработка пораженных участков кожи водой, мыльным раствором, покой, немедленная эвакуация в лечебное учреждение. Ингаляции кислорода не проводить. Удалить загрязненную одежду.

    ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ВНЕШНИЙ ВИД:

    ЗЕЛЕНОВАТО-ЖЕЛТЫЙ ГАЗ С РЕЗКИМ ЗАПАХОМ.

    ФИЗИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ:

    Газ тяжелее воздуха.

    ХИМИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ:

    Реагирует бурно со многими органическими соединениями, аммиаком и мелко раздробленными металлами с опасностью возникновения пожара и взрыва. Агрессивно в отношении многих металлов в присутствии воды. Агрессивно в отношении пластика, резины и покрытий.

    ПУТИ ПОСТУПЛЕНИЯ:

    Вещество может всасываться в организм при вдыхании.

    РИСК ПРИ ВДЫХАНИИ:

    При утечке содержимого очень быстро достигается опасная концентрация этого газа в воздухе.

    ВЛИЯНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

    Слезоточивое действие. Вещество оказывает разъедающее действие на глаза, кожу и дыхательные пути. Вдыхание газа может вызвать отек легких (см. Примечания). Быстрое испарение жидкости может вызвать обморожение. Воздействие на уровне намного выше нормативов для рабочей зоны может вызвать смерть. Эффекты могут быть отсроченными.

    ВЛИЯНИЕ ДОЛГОВРЕМЕННОГО ИЛИ МНОГОКРАТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

    Вещество может оказывать действие на легкие, приводя к хлорному бронхиту. Вещество может действовать на зубы, приводя к эрозии.

    НАЛИЧИЕ ХЛОРА ОПРЕДЕЛЯЮТ:

    Температура кипения: -34.6°C

    Температура плавления: -101°C

    Относительная плотность (вода = 1): 1.4 при 20°C 6.86 атм (жидкий)

    Растворимость в воде, г/100 мл при 20°C: 0.7

    Давление паров, кПа при 20°C: 638

    Относительная плотность пара (воздух = 1): 2.5

    Предельно допустимая концентрация (ПДК) хлора в воздухе населенных пунктов: среднесуточная 0,03 мг/м 3 , максимальная разовая 0,1 мг/м 3 , в воздухе рабочей зоны производственных помещений составляет 1 мг/м 3 , порог восприятия запаха 2 мг/м 3 . При концентрации 3-6 мг/м 3 ощущается отчетливый запах, происходит раздражение (покраснение) глаз и слизистых оболочек носа, при 15 мг/м 3 – раздражение носоглотки, при 90 мг/м 3 – интенсивные приступы кашля.

    Воздействие 120 – 180 мг/м 3 в течение 30-60 минут опасно для жизни, при 300 мг/м 3 возможен летальный исход, концентрация 2500 мг/м 3 приводит к гибели в течение 5 минут, при концентрации 3000 мг/м 3 летальный исход наступает после нескольких вдохов. Максимально допустимая концентрация хлора для фильтрующих промышленных и гражданских противогазов составляет 2500 мг/м 3

    Для перевозки жидкого хлора используются железнодорожные цистерны, контейнеры и баллоны. Железнодорожные цистерны являются транспортной тарой и у потребителя в качестве расходных емкостей не используются. Баллоны и контейнеры являются фасовочной тарой и включаются потребителем жидкого хлора в технологический процесс в качестве расходных емкостей с непрерывным или периодическим отбором хлора.

    При перевозке жидкого хлора железнодорожным и автомобильным транспортом, а также при возникновении аварийных ситуации в пути следования необходимо руководствоваться требованиями "Правил безопасности при производству, хранении, транспортировании и применении хлора", "Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом","Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" , инструкцией проводника по сопровождению железнодорожных цистерн с жидким хлором, инструкцией по перевозке жидкого хлора автомобильным транспортом, разработанными или согласованными со специализированной организацией.

    Аварийные ситуации, связанные с утечкой хлора из контейнера или баллона при их транспортировке автомобильным транспортом, и способы их устранения

    При транспортировке хлора автомобильным транспортом возможны следующие виды аварийной разгерметизации контейнеров и баллонов:

    утечки хлора через не плотности в арматуре или свищи и микротрещины в корпусе сосуда;

    утечки хлора через не плотности в соединениях фланца с корпусом или вентилем контейнера;

    выбросы хлора через разрыв корпуса контейнера или баллона.

    Общий порядок первоочередных действий водителя и сопровождающего лица (ответственного за перевозку жидкого хлора) при обнаружении утечки хлора.

    • 1. Проинформировать об аварийной ситуации подразделение ГАИ МВД, а через них региональные органы МЧС России и Госгортехнадзора РФ.
    • 2. На место аварии необходимо вызвать:

    аварийно-спасательные формирования для оказания первой помощи пострадавшим и принятия мер по локализации и ликвидации аварии (аварийно-спасательные формирования помимо средств индивидуальной защиты, приборов индикации хлора, вспомогательных устройств и приспособлений для локализации и ликвидации аварийных утечек хлора, должны быть оснащены средствами защиты органов дыхания для оказания помощи людям, оказавшимся в загазованной зоне , аппаратом искусственной вентиляции легких (ГС-10), носилками, средствами радиосвязи);

    пожарную команду с машинами для создания защитной водяной завесы на пути движения хлорной волны ;

    автокран для извлечения аварийного контейнера из кузова автомобиля и придания контейнеру с помощью специального устройства "кантователя", исключающего утечку жидкого хлора из корпуса сосуда;

    сотрудников милиции для проведения мероприятий по ограничению доступа посторонних лиц в опасную зону (радиус опасной зоны при утечке хлора из контейнера 500 м, из баллона 150 м);

    медицинскую службу для оказания помощи пострадавшим.

    • 3. Надеть изолирующие средства защиты органов дыхания и кожи
    • 4. Отвести транспортное средство в безопасное для окружающих людей место.
    • 5. Расположить транспортное средство по возможности в затененном месте таким образом, чтобы забор воздуха в двигатель происходил с наветренной стороны и выключить двигатель.
    • 6. Определить место утечки хлора.
    • 7. Принять первоочередные меры по исключению утечки жидкого хлора из сосуда. При этом необходимо:
    • 7.1. При течи жидкого хлора из корпуса сосуда установить сосуд таким образом, чтобы место утечки сообщалось с газовой фазой. В связи со значительной массой контейнера с жидким хлором (до 1500 кг) для придания ему требуемого положения необходимо использовать автокран и специальное устройство "кантователь".

    При течи хлора из вентиля необходимо:

    баллон установить в вертикальное или наклонное положение вентилем "вверх" (угол наклона баллона к вертикали не более 15°);

    контейнер оставить в горизонтальном положении, расположив вентили в вертикальной плоскости (друг над другом), при этом аварийный вентиль должен находиться в верхнем положении (через сифон он сообщается с газовой фазой контейнера); эта операция должна проводиться с помощью устройства для кантования контейнера.

    Аварийные ситуации, связанные с утечкой хлора из железнодорожной цистерны, контейнера, баллона при их перевозке железнодорожным транспортом, и порядок действий по их устранению

    При транспортировке цистерн с хлором наиболее характерны утечки хлоргаза через арматуру и предохранительный клапан. Утечки из корпуса цистерны наименее вероятны.

    При транспортировке контейнеров и баллонов железнодорожным транспортом возможны следующие виды аварийной разгерметизации контейнеров и баллонов:

    утечки хлора через не плотности в арматуре или свищи и микротрещины в корпусе сосуда;

    утечки хлора через не плотности в соединениях фланца с корпусом или вентилем контейнера;

    выбросы хлора через разрыв корпуса контейнера или баллона.

Читайте также: