Рок н ролльный рак

Пионер рок-н-ролла, автор рок-н-ролльного канона Литтл Ричард умер 9 мая от онкологического заболевания, поразившего его кости. Литтл Ричарду было 87 лет. О самом эксцентричном классике рока -— Борис Барабанов.

Литтл Ричард, урожденный Ричард Уэйн Пенниман, родился в 1932 году в Мейконе, штат Джорджия. Отец Ричарда был священником в церкви Адвентистов седьмого дня, а в свободное от служб время приторговывал в собственной таверне запрещенным алкоголем. Будущий изобретатель рок-н-ролла был третьим из 12 его детей. В биографии Литтл Ричарда, как и множества блюзменов и ранних рок-н-ролльщиков, присутствует раннее увлечение музыкой и пение в церкви, которая для темнокожего населения американского Юга была и домом Бога, и концертным залом, и клубом по интересам.

Если церковь дала Ричарду возможность отточить мастерство музыканта, то варьете научило его азам лицедейства.

С 1951 года Ричард Уэйн Пенниман стал записывать под этим именем песни и выпускать их на дисках. В период жизни в Атланте Литтл Ричард стал заглядывать на концерты ритм-энд-блюзового певца Роя Брауна и джамп-блюзмена Билли Райта, открытого гея. У Билли Райта он перенял привычку пририсовывать себе усики и носить прическу в стиле помпадур.

Как это часто бывает в музыкальной индустрии, песня, ставшая визитной карточкой артиста, появилась случайно и поначалу не имела успеха.

Роберт Блэкуэлл решил, что песню надо записать, несмотря на то, что Литтл Ричард уже исполнял ее на концертах, и она не пользовалась успехом на фоне более привычного для черной аудитории традиционного блюза.

Несмотря на то, что в индустрии развлечений все еще царила расовая сегрегация, на концертах Литтл Ричарда, как и на выступлениях Чака Берри и Фэтса Домино, аудитория смешивалась. Для публики Литтл Ричарда это было наиболее характерно: он вспрыгивал на крышку рояля и устраивал экстатические танцы на сцене, и эта энергия передавалась зрителям. В июне 1956 года на концерте Литтл Ричарда на сцену полетело женское нижнее белье. Артист утверждал в интервью, что и в этом он был пионером.

Бойфренды белых фанаток Литтл Ричарда могли не беспокоиться — макияж, которым активно пользовался музыкант, многое говорил о его ориентации. Впрочем, окончательно определиться с пристрастиями он не смог до конца своих дней. Увлеченный вуайерист и любитель секса втроем с разнополыми партнерами, он называл себя то геем, то бисексуалом, то гомофобом, то пансексуалом.

В свои самые урожайные годы группа Литтл Ричарда получала $2500 за концерт плюс 50% от сбора с билетов, а концерты он давал каждый вечер. При этом стоимость билета составляла около трех с половиной долларов.

В октябре 1957 года Литтл Ричард решил оставить шоу-бизнес. Согласно легенде, находясь на гастролях в Австралии, он увидел в небе первый искусственный спутник Земли, запущенный СССР, принял его за комету, а комету — за знак свыше. Литтл Ричард собрал пресс-конференцию и объявил, что прекращает концертную деятельность. Коллеги по группе восприняли сообщение как шутку, но в доказательство серьезности намерений музыкант выбросил в Сиднейскую гавань перстень с бриллиантом.

По возвращении в США Литтл Ричард занялся христианским самосовершенствованием и получил чин священника церкви пятидесятников.

Формально Литтл Ричард был проповедником, но его песни, как старые, рок-н-ролльные, так и новые, сделанные в стиле госпел, все еще неплохо чувствовали себя в поп-чартах. Он даже спас от провала совместное турне Бо Дидли, братьев Эверли и The Rolling Stones, присоединившись к ним в последний момент.

В 1970-е Литтл Ричард вошел в статусе абсолютного классика, чье имя с тех пор можно было найти в любой рок-энциклопедии.

В 1985 году, покупая права на каталог The Beatles, Майкл Джексон по совету своей мамы выплатил отдельную компенсацию Литтл Ричарду, автору некоторых песен с альбомов The Beatles. В тот момент классик отчаянно и бесперспективно сражался в судах с бывшими партнерами.


Литтл Ричард на пресс-конференции в госпитале



2 520 877 слушателей

Элвис Аарон Пресли (8 января 1935 - 16 августа 1977) - американский певец, музыкант, продюсер и актёр, известный под титулом "Король…



1 500 222 слушателя

Чак Бе́рри (англ. Chuck Berry; полное имя — Чарльз Э́двард А́ндерсон Бе́рри; 18 октября 1926 — 18 марта 2017) — американский певец,…



680 396 слушателей

Литл Ричард родился в многодетной негритянской семье в Мейконе (шт. Джорджия). С детства он хорошо знал духовную музыку (его семья состояла…



639 318 слушателей

Джерри Ли Льюис (англ. Jerry Lee Lewis, род. 29 сентября 1935) — американский певец, один из ведущих исполнителей рок-н-ролла 1950-х гг. В…



1 599 145 слушателей

Motörhead — британская хард-рок-группа, оказавшая большое влияние на развитие всей тяжёлой музыки, в частности, на возникновение…



438 118 слушателей

Годы: 2001- по сей день

Airbourne (Воздушно-десантное) - австралийская рок-группа из Варрнамбула, штат Виктория. Сформирована в 2003 году…



397 566 слушателей

Эта команда, пожалуй, единственная в своем роде, успешно попытавшаяся в начале 80-х возродить, казалось бы, давно уже умерший стиль…



3 872 893 слушателя

The Beatles — культовая британская рок-группа из Ливерпуля: Джон Леннон (ритм-гитара, губная гармоника, вокал), Пол Маккартни (бас-гитара,…



3 949 205 слушателей



274 607 слушателей

Как оказывается, в Швеции, кроме известных поп-рок-образований типа "Abba" и "Roxette" и мелодичных металлистов из Гетерборга, водятся…



2 817 326 слушателей

ACϟDC (сокр. от англ. alternating current/direct current — переменный/постоянный ток) — австралийская рок-группа, сформированная в Сиднее,…



611 818 слушателей

The Everly Brothers — дуэт братьев Дона и Фила Эверли, имевший феноменальный успех в конце 50-х — начале 60-х годов. Дуэт придерживался…



519 141 слушатель

Антуан Доминик Домино (Antoine Dominique Domino, род. 26 февраля 1928), более известный как Фэтс Домино (Fats Domino), — американский пианист и…



470 707 слушателей

Эдди Кокран (англ. Eddie Cochran; полное имя — Э́двард Рэй Ко́кран; 3 октября 1938 — 17 апреля 1960) был одним из первых музыкантов в…



916 235 слушателей

Несмотря на свою кратковременную карьеру, этот очкастый рок-н-ролльщик со своей фирменной "заикающейся" манерой пения оставил большой след…



408 142 слушателя

Композитор, вокалист и гитарист Дел Шеннон (настоящее имя Чарльз Вестовер) родился 30 декабря 1939 года, умер 8 февраля 1990 года в США.



368 488 слушателей

Карл Перкинс (9 апреля 1932 г. - 19 января 1998 г.) - певец, гитарист и композитор, вошедший в историю музыки как автор одной из самых…



304 977 слушателей

Джин Винсент, настоящее имя Винсент Юджин Крэддок (Vincent Eugene Craddock), (11 февраля 1935 – 12 октября 1971) - американский музыкант,…



406 709 слушателей



190 089 слушателей

Когда в середине 90-х в стане "Guns N' Roses" воцарилась перманентная неразбериха, Слэш заявил, что не намерен сидеть без дела и для начала…



3 358 077 слушателей


Взлет рок-н-ролла профинансировали подростки 60-х

Музыкальный критик, журналист и известный московский меломан Александр Беляев посвятил рок-н-роллу внушительную часть своей жизни. И, хотя в последние годы он переключился на джаз, дух рока – навсегда в его сердце.


Билл Хейли и группа The Comets

Рок-н-ролл для него, как и для многих, – не просто музыка, а нечто большее. Это стиль жизни, образ мышления.



Группа The Beatles. Фото: ТАСС

Таким образом, подростки 60-х фактически своими карманными деньгами профинансировали мощный взлет рок-н-ролла, а вместе с ним и мощное развитие рекорд-бизнеса и концертной индустрии.

Музыка протеста: рок против рэпа

Спор между рокерами и рэперами, кажется, – один из самых жестких и непримиримых за всю историю музыки. Тем не менее два этих непохожих жанра далеко не всегда враждовали, а в их происхождении есть много общих черт.


Аксл Роуз, вокалист группы Guns N’ Roses. Фото: Википедия/общественное достояние

Известная тенденция такова, что до России все западные культурные (и не только) тренды доходят с большим опозданием. О том, плохо это или хорошо, мы здесь судить не будем – просто признаем это как данность. И, если в Европу и Америку рок-музыка хлынула, подобно цунами, то в Советский Союз она, скорее, просачивалась – потихоньку, аккуратно, постепенно. Но – крайне упрямо.

За свою жизнь Александр он успел переслушать сотни пластинок, но даже сейчас, отдавая предпочтение джазу, он не забывает о музыкантах, которые захватили его в молодости, подпитывали в нем бунтарский дух. Журналист признается, что теперь воспринимает эти песни совсем иначе, но производимый эффект, пусть и слегка странный, все так же ему нравится.

Очевидно, что и сегодня найдется немало людей, готовых выложить кругленькую сумму за раритетную пластинку или просто купить в магазине CD-диск. И все же, в цифровую эпоху эти носители все больше теряют свою востребованность и становятся уделом коллекционеров. Это, как и многие, отмечает еще один знаток тяжелой музыки, главный редактор журнала Rockcor Алексей Болдов.

Его называют одним из апологетов периодической печатной музыкальной рок-журналистики в России. И, надо сказать, вполне заслуженно: его Rockcor выходит в печать с 1991 года и носит гордое звание первого независимого иллюстрированного рок-журнала в России.

Нелегко приходится Алексею Николаевичу в современных российских реалиях отстаивать интересы рок-сообщества, ох, нелегко. Но он не унывает, хоть и поглядывает одним глазком на Запад – не без сожаления.


Группа Queen (фронтмен Фредди Меркьюри и гитарист Брайан Мэй). Фото:

По словам Болдова, многих артистов, которые за рубежом – большие звезды, у нас просто не знают. Или знают, но число их фанатов, готовых прийти на концерт, настолько мало, что выступления просто не могут состояться.

Человеку, который не раз бывал на концертах зарубежных рокеров и задыхался в битком набитых залах и стадионах, сложно с ним согласиться. Все-таки у нас еще ходят на таких исполнителей, как Thirty Seconds to Mars, Linkin Park (покойся с миром, Честер), Imagine Dragons, да и на группы потяжелее тоже бывает не протолкнуться. Но в чем-то Алексей Николаевич прав, особенно если вспомнить, что зарубежные артисты у нас гастролируют не только по Москве и Питеру, а еще пытаются собрать залы в других городах России и СНГ.

И все-таки на более-менее известных исполнителей у нас по-прежнему ходят, и ходят везде. Болдов дает этому простое объяснение: для россиянина, как и для советского человека, важна сила авторитета.


Курт Кобейн, вокалист группы Nirvana. Фото: Robert Sorbo/AP/TASS

Профи в роке: быть или не быть?

Перспектива потратить много лет, денег и нервов на музыку, которая в конечном счете может не принести тебе ровным счетом ничего (кроме уязвленного самолюбия, конечно же) – это для избранных. Но как быть, если душа лежит к этому ремеслу и категорически отказывается воспринимать что-либо другое? Как быть тем, для кого музыка – это серьезно? Кто дышать без нее не может, заслушал до дыр альбомы любимых музыкантов и готов явить миру что-то свое, может быть, не менее прекрасное?

Молодой ученый Борис Белик до сих пор не знает ответов на эти вопросы. А ведь он действительно ученый – выпускник Физтеха, научный сотрудник крупного московского концерна, без пяти минут кандидат наук. Но главным делом своей жизни Борис считает не науку, а музыку, которой занимается уже десять лет. За плечами – несколько авторских проектов, все в разных жанрах – от мелодик дэт-метала до акустического рока.

Профессионализм для рок-музыканта, конечно, важен, но на первых порах не уметь и не знать всего – не критично, считает Алексей Болдов:

Тем не менее Болдов поддерживает самоучек и признает, что за ними будущее. С ним солидарен и Александр Беляев, который приводит в качестве примера блестящего непрофессионализма одну из культовых групп Советского Союза.

Кто убил панк и как попасть на большую сцену

Любой музыкант, как ни крути, мечтает о мировой славе (а если не мечтает, то не верьте ему – он притворяется). Когда ты берешь в руки гитару или подносишь ко рту микрофон, ты сразу воображаешь себя в центре гигантской сцены, слепящие софиты, ревущую толпу фанатов, готовую разорвать тебя на части…

Но постойте, ведь року изначально был свойственен андеграунд, некая нишевость. Некоторые знатоки музыки и просто любители привыкли проводить четкую грань между чисто коммерческим продуктом и независимым творчеством. А разве может быть независимым то, что однажды стало популярным? И разве вся эта бесконечная вереница продюсеров, менеджеров, пиарщиков, сонграйтеров, неизбежно сопряженная с понятием успеха, не ставит крест на бунтарском духе рок-н-ролла, не душит само его естество? Вопрос сложный, признаюся даже эксперты.


Группа Led Zeppelin (2011 год). Фото: Шамуков Руслан/ТАСС

В любом случае, даже если вы будете на каждом углу кричать юным самородкам о том, что слава, деньги и мировые турне убьют в них все прекрасное, доброе и чистое, то они, скорее всего, проигнорируют ваши увещевания.

Его ответ звучит жестко, но вселяет хоть какую-то надежду. Немного смягчаясь, Алексей добавляет, что искренне преклоняется перед молодыми музыкантами, которые, несмотря ни на что, продолжают следовать выбранной тропой. На такое способен не каждый, уверен он.

В этих словах, вероятно, и кроется истинная суть рок-н-ролла. Для кого-то это – подростковый протест против школы и родителей, для кого-то – дерзкая свобода и драйв, тусовки, концерты. А для некоторых (и их меньшинство) рок – это вся жизнь.

Каждый день Борис приходит домой с работы и берет в руки гитару. Его никто не заставляет это делать, ему очень хочется отдохнуть, и в эти моменты он вовсе не думает о мировых турне и платиновых альбомах. Но он берет в руки гитару и начинает играть. Смотрит видеоуроки, вспоминает занятия с педагогом, осваивает новые приемы. Порой он люто ненавидит это все и думает, что лучше бы музыки в его жизни никогда не было. Но длятся эти периоды недолго – как правило, до того самого момента, когда ему в голову приходит очередная песня.


Пример очень яркий, но для подражания крайне сомнительный. Ибо в глазах обывателей именно подобный саморазружительный эпатаж зачастую и является главным смыслом рок-н-ролльной жизни. Я же хочу уйти глубже и обозначить некую тенденцию, для которой первостепенным фактором является внутренняя свобода. И которой я руководствовался на протяжении нескольких лет при не слишком сознательном выборе профессий, спутников и, самое главное, самого образа жизни.

С чего все начиналось: немного истории

Сам по себе рок-н-ролльный лайфстайл начался в бурные 60е, когда благодаря активным действиям хиппи, внутренняя свобода вдруг стала культивироваться особенно ярко. Хотя по мне, хиппи — не более, чем декорация. Ибо подобные всплески культурных революций происходили и раньше (вспомните хотя бы эпоху Возрождения?) и происходят точно так же и по сей день.

В то время главными носителями подобных идей были музыканты, для которых искусство и рок-музыка вдруг стали рупором их активной жизненной позиции. И, думается мне, если бы с песнями протеста и бунта тогда вышли на сцену джазмены, сегодня эти принципы мы бы называли джазовыми.

Надо же было дать достойный ответ буржуазным ценностям капитала и накопительства.


Один из залов ашрама Битлз

Например, Битлы. Хотя на старых алконавтов Ринго и Пола подобные духовности впечатления не произвели, двое других (особенно Харрисон) стали активно медитировать и даже провели несколько месяцев в Ришикеше у Махариши. Последний, кстати, вскоре после серии скандалов благополучно переехал в Голландию, где организовал новый ашрам и снова дискредитировал себя какими-то кривотолками. Конечно, все это — лишь обратная сторона популяризации, но мир уже прежним не был.

Как все здорово начиналось: идеализм в действии, любовь как главная движущая сила, нет войне и т.д. и т.п. Прошло время, движение хиппи пошло на убыль, да и кумиры стали появляться новые, но принципы-то остались, пусть и под другим соусом.

Как рок-н-ролл повлиял на меня

Меня все эти истории зацепили всерьез. Вспоминаю, как я кичился своими музыкальными вкусами в далекие 16-17 лет. А ведь уже тогда кумиры 60х для меня играли большое значение: я отрастил волосы, надел клеши и после 2-3 лет увлечения Цоем стал вдруг слушать King Crimson, Pink Floyd и Metallica. Почему-то тогда мне казалось, что этот вкус окрашивает мою кровь в голубой цвет:)


Музыкой, кстати, я тоже занимался

Даже выбор специальности сделал из какого-то внутреннего бунта. Мол, пока все идут в экономисты, я намеренно стану инженером! Тем более, в нашем энерго-институте молодежи неформального толка было достаточно много, что мою волосатую голову радовало особенно. И не смотря на мое сегодняшнее скептическое отношение к высшему образованию, я совершенно не жалею о замечательных студенческих годах.

Вроде бы и бунт максималиста. Но такой яркий и красивый, что я с большим чувством сделал его главным своим орудием. И понял, что самое важное в жизни для меня — оставаться честным с самим собой!


Быть живым — ремесло

Вот эта простая и детская искренность, наверное, и является самым главным моим рок-н-ролльным принципом. Как у оторвы-Джаггера, который на старости лет залез во время концерта на какую-то рампу, сорвался и сломал себе руку. После такой новости я понял, что этих людей живыми не взять!

На этом все, друзья! Статья получилась очень личной с некоторым историческим дискурсом. И, если она покажется Вам вдохновляющей, поделитесь ею, пожалуйста, в соцсетях. Оставайтесь на связи и не разменивайтесь по мелочам!

Рок-н-ролл – жанр популярной музыки, появившийся на территории США в начале 50-х благодаря музыкальным направлениям R&B, jazz, blues, boogie-woogie. Некоторые элементы проявляются в ранних композициях 20 и 30-х, но официальный статус жанра закрепился в 1954 году. Поздние песни оказались основой появления рок-музыки.

Общее представление и появление rock & roll


Истоки музыкального направления невозможно соотнести с определенными событиями. Тем не менее жанр появился на территории США путём слияния R&B, блюза, джаза (европейской и африканской культуры). Лирика связывалась с величием народа, единением, расовыми проблемами. В раннем рок-н-ролле присутствует саксофон, фортепиано. С развитие стиля используют гитару, электрогитару, барабаны. Проявление rock & roll выходит за рамки музыки, упирается в создание театрального образа. Это легко увидеть в американских фильмах, где показан Элвис Пресли (Elvis Presley), Бадди Холли (Buddy Holly).

Первым исполнителем в стилистике считается Чак Берри (Chuck Berry), разработавший особую линию музыкального сопровождения. Он создал правила и основы звучания. В песнях присутствовали агрессивные гитарные звуки, ударные и бас. Появление новых технологий, инструментов, студий звукозаписи повлияло на развития рок-н-ролла. Среди основателей и популярных исполнителей 50-х и 60-х выделяют Розетту Тарпэ (Sister Rosetta Tharpe), Джимми Престона (Jimmy Preston), Билли Хейли (Bill Haley), Литтл Ричард (Little Richard), Джин Винсент (Gene Vincent).

Рокабилли и ду-воп


Рокабилли (rockabilly) считается типом рок-н-ролла, появившийся в середине 50-х и связывается с Элвисом Пресли (Elvis Presley), Карлом Перкинсом (Carl Perkins), Джонни Кэшом (Johnny Cash), Джереми Ли Льюисом (Jerry Lee Lewis). Музыканты выходили за рамки привычного звучания блюза, делая ритмичные мелодии для белых зрителей. Песни сопровождались коммерческой составляющей, поэтому композиции часто записывались на профессиональном оборудовании. Классикой рокабилли и гимном музыкального стиля считается песня Билла Флага (Bill Flagg) Guitar Rock. В 1954 издаётся хит от Элвиса, который записывается в Мемфисе. Через 3 месяца после популярной песни короля рок-н-ролла выходит релиз Билла Хейли (Bill Haley) Rock Around Clock. Песня оказалась одной из узнаваемых по обе стороны Атлантического океана.

В 1956 рокабилли загремело треками Folsom Prison Blues от Джонни Кэша (Johnny Cash), Blue Suede Shoes от Перкинса и Heartbreak Hotel от Элвиса. Последний исполнитель стал кумиром поколения, музыка до сих пор преподносятся различными исполнителями. Ещё одним направлением, типом рок-н-ролла считается ду-воп. Стилистика отличалась многочастотным ритмом и использованием бессмысленных текстов. Песни не несли смысловой нагрузки, но композиции подходили для танцев. Происхождение связывается чернокожими исполнителями 40-х, задавшие ритм и инструменты. Ближе к 50-м интерес к стилистике ослабевает, исполнители издают по одному хиту, после чего отправляются в небытие. Среди самых популярных песен выделяют The Great Pretender от Platters, Yakety Yak от Coasters. В 60-х у The Beatles имелось несколько записей в этом направлении.

Рок музыка: перерождение rock and roll


Перерождение музыкального направления началось с поиском нового звучания. Пионерами стали The Beatles, которые изменяли звук, искали новые лирические темы. Важный шаг случился в 1966 в Великобритании, когда выходит альбом в жанре rock. Критики отнеслись к появлению сборника неоднозначно, но это стало первой попыткой выйти на новый уровень. В 1971 произошёл бум, повлёкший повальное развитие рок-культуры. Музыка содержала элементы рок-н-ролла, но в корне поменялась подача материала, снизился темп и появились новые доминирующие инструменты. Среди первых коллективов выделяются Rolling Stones, Led Zeppelin, Queen.

Британский рок-н-ролл


Британия конца 50-х подготовилась перенимать американскую рок-н-ролльную культуру. Общий язык, похожие корни стали причиной быстрой адаптации. Популярными исполнителями на европейском континенте Trad Jazz, исполняющие буги-вуги и блюз, Ви Вилли Харрис (Wee Willie Harris) и Томми Стил (Tommy Steele). Музыканты обретали популярность после прихода Элвиса, Чака Берри (Chuck Berry), Карла Перкинса (Carl Perkins).

Песни Rock Around the Clock, Blackboard Jungle достигали первых мест в чартах Британии. Дебютной композицией британского происхождения, получившая высшую оценку меломанов стала Move It от Клиффа Ричарда (Cliff Richard). В 60-х началось ослабевание интереса к жанру, что стало причиной вырождения и преобразования стилистики. Тем не менее на территории Англии продолжают создаваться новые блюз и рок-н-ролл коллективы. Некоторые из них обрели всемирную популярность.

Влияние на культуру и дальнейшее становление рок-н-ролла


Рок-н-ролл повлиял на культуру, образ жизни, моду и отношения между людьми. Композиции касались вопросов расовой несправедливости, конфликтные ситуации в обществе, передавали личные переживания. Исполнители в лирике преподносили тему секса, эмоций и отношений между мужчиной и женщиной. Все это сказалось на становлении молодёжного движения. Подростковая культура определяла музыку главным развлечением и досугом. В 50-е и 60-е появляется огромное количество радиоканалов, студий звукозаписи.

Растет число кинофильмов, напрямую или косвенно связанные с рок-н-роллом. Молодые люди перенимали моду, покупали особые автомобили, делали причёски и носили необычную одежду. Отдельного рассмотрения требует танцевальная культура. В 50-60-х появился твист, отличающийся высокой динамикой и энергичностью. Популярностью пользовался танец джиттербаг, возродившийся группой Big Band. Обычным явлением становятся домашние вечеринки, начинается эпоха дискотек. Танцы и музыка рок-н-ролл нашла отражение в жанрах funk, disco, techno, hip-hop.

Читайте также: