Риск шеринг в онкологии


Бесплатные неэффективные

В федеральном бюджете на 2017–2019 годы должны быть предусмотрены средства на пилотный проект по возврату денег за неэффективное лечение. Это следует из поручения первого вице-премьера Игоря Шувалова Минфину, Минздраву и Минэкономразвития от 21 ноября 2016 года. Копия есть в распоряжении РБК. Подлинность документа подтвердил представитель Шувалова.

Речь идет о риск-шеринге (risk sharing, или соглашение о разделении рисков). Это модель, при которой государство закупает препараты у фармкомпаний на определенных условиях: если лечение оказывается неэффективным, то фирмы возвращают деньги властям. Существует и второй вариант риск-шеринга, когда оплата производится только по факту успешного лечения.

Бюджетные деньги пойдут на создание и функционирование специального учреждения, которое внедрит в России модель риск-шеринга, следует из письма первого замминистра здравоохранения Игоря Каграманяна в правительство от 13 октября (копия есть у РБК). В документе отмечается, что новая организация должна будет оценивать эффективность лечения. Как именно будет проводиться оценка, в Минздраве не уточнили. Ведомство оценило стоимость такой организации в 20 млн руб. Выполнено ли поручение вице-премьера, неизвестно: ни в пресс-службе Шувалова, ни в профильных министерствах не смогли ответить на этот вопрос.

Международный опыт

Применение модели, предусматривающей возврат денег за неэффективное лечение, распространено в Европе. С 1993 по 2013 год в Европейском союзе было заключено 148 таких соглашений. 71% от всех договоренностей приходится на Италию, Великобританию, Нидерланды и Швецию. На других ключевых рынках, таких как Германия, Франция и Испания, риск-шеринг не так распространен — около 2–3% от всех соглашений.

Несогласованные заявки

В пилотном проекте будут участвовать лекарства, в частности, против онкологических заболеваний, гепатита С, рассеянного склероза и ревматоидного артрита. 23 августа 2016 года Минздрав рассылал в регионы информацию о 14 препаратах-претендентах, которые производят девять международных фармкомпаний: Bayer, BioMarin, Bristol-Myers Squibb, Novartis, Johnson & Johnson, MSD, Sanofi Genzyme, Takeda и Roche.

Стоимость препаратов из списка — от 12 тыс. до 331 тыс. руб. (данные предоставлены аналитической компанией DSM Group).

Экспертизу поступающих заявок от фармкомпаний проводит Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава, также сообщается в письме. Всего в учреждение на 8 декабря 2016 года поступило примерно 25 заявок от фармацевтических компаний на участие в риск-шеринге, рассказал РБК генеральный директор центра Виталий Омельяновский.

В заявках компании описывают эффективность и показания своего препарата с указанием цены. Данные должны быть полными и соответствовать действительности, подчеркнул Омельяновский. Пока ни одна заявка не была согласована. Эксперты учреждения в ближайшее время планируют запросить у компаний уточнения и дополнительные сведения, пояснил он.

Кроме правильно составленной заявки дополнительное требование к препаратам-претендентам одно — регистрация в России, уточнил Омельяновский. Окончательное решение — работать с лекарством в рамках пилота или нет — принимает Минздрав.

Правовое поле для применения модели возмещения стоимости неэффективных лекарств еще предстоит создать, указал Омельяновский. Его разработкой занимаются Минздрав, Минэкономразвития и другие заинтересованные ведомства.

Три региона

Пока в проведении пилотного проекта заинтересованы три региона: Москва, Московская и Калужская области, рассказал Омельяновский. Эта информация подтверждается письмом Каграманяна. В пресс-службе профильных ведомств трех регионов не ответили на запросы РБК.



Смысл модели заключается в том, что между поставщиком лекарств и плательщиком (в нашем случае это были медицинские организации Московской области) заключается договор на поставку препаратов. Но оплачивается только та часть лекарственных средств, использование которых привело к излечению пациентов.

То есть производитель принимает на себя риски (в том числе финансовый) того, что у кого-то из пациентов лечение его препаратами будет неэффективным. Но интерес фармбизнеса заключается в продвижении современных медицинских технологий в систему здравоохранения, поэтому нам не пришлось убеждать партнеров в необходимости применения модели риск-шеринга. Три компании - две иностранные и одна отечественная - практически сразу же согласились. Им известно, что минздрав Московской области реализует серьезную программу по выявлению и лечению больных хроническими вирусными гепатитами, и мы добились в этом определенных результатов. В отечественной практике при заболеваниях печени до сих пор большая часть пациентов вместо эффективного, современного, научно обоснованного лечения получает всевозможные "гепатопротекторы", биодобавки и гомеопатические средства "от печени", а по сути - пустышки, на которые тратятся миллиарды рублей.



Хронический гепатит С у некоторых пациентов приводит к формированию смертельно опасных осложнений - цирроза и рака печени. Но благодаря достижениям современной медицинской науки существуют лекарства, которые позволяют излечить пациента даже на стадии цирроза печени. Поэтому гепатит С - это идеальная возможность для реализации модели риск-шеринга. При других тяжелых хронических заболеваниях ситуация может быть другой. Например, в онкологии значительна доля заболеваний с неблагоприятным прогнозом. В такой ситуации доказанное улучшение состояния больного, прекращение прогрессирования болезни - это тоже результат, который может быть критерием эффективности лечения в рамках модели риск-шеринга.

Для клиники, которая принимает модель риск-шеринга, принципиально важными являются несколько позиций. Первая - тщательное соблюдение инструкции по применению препарата. К сожалению, у нас в России нарушения в этой сфере есть повсеместно. При использовании риск-шеринга это абсолютно недопустимо. И нам удалось исключить подобные ошибки. Вторая по сложности задача в лечении хронических пациентов, которые длительно получают терапию, - обеспечить комплаенс, то есть их приверженность лечению, точность и аккуратность в приеме препаратов. Это достигается последовательной и хорошо организованной работой медперсонала и сотрудников фармкомпаний, в ходе которой оценивается соответствие реальной клинической картины заболевания показаниям и противопоказаниям для этой терапии. Всего у нас получали лечение 400 пациентов с хроническим гепатитом С генотипов 2 и 3 и чуть меньше 100 пациентов, инфицированных вирусом генотипа 1.

Результаты лечения вполне соответствуют данным об эффективности, заявленным производителями лекарственных препаратов: излечено 85 и 93-95 процентов больных хроническим гепатитом С соответственно. Те 15-20 процентов экономии финансовых средств, которая была получена за счет условий договора риск-шеринга, остались в распоряжении медорганизаций, закупавших препараты, и могут быть использованы для закупки следующих партий лекарств. По нашим подсчетам, их хватит на то, чтобы предоставить полный курс лечения еще 12 пациентам. Помимо этого мы получили значительные скидки, зависящие от объемов закупок. Мы довольны результатом, тем более что компании предлагают нам еще более благоприятные условия закупок в рамках этой концепции.

Какие выводы можно сделать на основании нашего опыта? Во-первых, что модель риск-шеринга в наших условиях вполне работоспособна. Во-вторых, по моему мнению, ее вполне можно распространить на закупки препаратов для выполнения госпрограмм и для льготного лекарственного обеспечения. В минздраве области сейчас изучают возможность применения этой схемы, в первую очередь в онкологии. Вопрос непростой, в лечении рака гораздо меньше определенности в исходах многих его форм. Но и тут определить эффективность или неэффективность лечения вполне возможно.

Если этот подход будет широко реализован в нашем здравоохранении, первое и самое главное, что мы получим, - это гораздо более полная стандартизация оказания медицинской помощи. То есть мы на деле перейдем к тому, о чем так долго говорим. Второй плюс - расширение применения высокоэффективных лекарств только и исключительно по показаниям. И здесь вопрос даже не в экономии средств. Мы создадим принципиально иную систему оказания помощи - ориентированную на результат. Сейчас наше здравоохранение ориентировано на процесс: мы считаем количество пролеченных и обратившихся в медучреждения, количество операций и т.д., но только не количество излеченных. А во главу угла должен быть поставлен результат лечения.

Кроме того, прекратятся бессмысленные назначения и закупки лекарств - никто и никогда из представителей фармбизнеса не пойдет на поставку лекарств с низкой или недоказанной эффективностью из-за высокого риска потерять деньги. И это будет дополнительный внешний контроль качества медицинской помощи. Концепция риск-шеринга может стать обязательной в реализации идеи лекарственного страхования пациентов при амбулаторном лечении. Например, оплата лекарств для лечения пациентов с высоким артериальным давлением должна осуществляться только при достижении его целевого уровня. Риск-шеринг может стать логичной частью трансформации нашей системы здравоохранения из "процессной" в ориентированную на результат.

В апреле 2016 года первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов поручил начать проработку вопроса о возможности осуществления в трех регионах России инновационных моделей закупки лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд. В ноябре 2016 года было также поручено предусмотреть в госбюджете на 2017-2019 годы средства для проведения этого пилотного проекта.

Шебнем Авсар Туна, корпоративный вице-президент "Ново Нордиск" по России и СНГ:

В рамках реализации проекта инновационных методов закупок лекарственных средств (риск-шеринг) компания Ново Нордиск готова предложить регионам решение по долговременному улучшению контроля сахарного диабета при ограниченном бюджете. Сахарный диабет носит хронический характер. Поэтому важно разработать эффективный алгоритм лечения, позволяющий предупредить развитие тяжелых осложнений. В противном случае власти региона будут вынуждены выделять дополнительные бюджетные средства, связанные с внеплановыми госпитализациями пациентов и необходимостью проведения замещающей терапии. Мы понимаем, что оценка результатов лечения в рамках системы разделения рисков - это золотой стандарт, основывающийся на мировом опыте. В то же время на текущем этапе широкое внедрение системы разделения рисков при госзакупках затруднено в связи с инфраструктурными ограничениями и сокращением бюджетных средств. Вместе с тем компания Ново Нордиск готова предложить простую, понятную и не требующую дополнительных инфраструктурных вложений схему, основанную на соглашении о разделении затрат. Эта схема позволяет пролечить большее количество пациентов с сахарным диабетом за фиксированный объем денежных средств.

Екатерина Погодина, исполнительный директор компании "Янссен", фармацевтическое подразделение "Джонсон & Джонсон", член совета директоров AIPM:

- Компания "Янссен" приветствует прогресс, достигнутый в подготовке к реализации инновационных моделей контрактов на закупку лекарственных препаратов. В прошлом году минздраву удалось существенно продвинуться в этом направлении. Ряд пилотных проектов планируется к запуску в 2017 г. Их старт в трех регионах является одним из ключевых этапов, а результат будет основой для оценки системы в целом и возможностей ее последующего широкого применения. Важным критерием представляется возможность одновременной реализации субъектами различных типов инновационных моделей - оплата за результат, цена-объем, разделение затрат на терапию в зависимости от ее эффективности. Это позволит сделать выводы о применимости разных моделей для российской системы здравоохранения. Достижение "пилотами" ожидаемых государством показателей в нынешней непростой экономической ситуации способно сделать инновационные модели закупок лекарств, уже успешно применяемых в других странах, неотъемлемой частью долгосрочной стратегии развития системы здравоохранения и лекобеспечения в России. "Джонсон & Джонсон" выступала одним из инициаторов внедрения в России таких подходов и продолжает в сотрудничестве с заинтересованными сторонами оказывать экспертную поддержку в их поиске и разработке. Они будут способствовать более эффективному расходованию бюджетных средств и расширению доступа пациентов к инновационным препаратам.

Андрей Шутов, директор бизнес-подразделения специализированных препаратов компании "Санофи":



- Пилотные проекты по разделению рисков мы считаем потенциальными и интересными. Ключевая задача "Санофи" как производителя инновационных высокоэффективных и безопасных препаратов - повышение доступа пациентов к ним. Затраты государства на современное лекобеспечение, особенно по отдельным терапевтическим направлениям, огромны. Компания "Санофи" готова оказывать поддержку в этом вопросе. Примером служит предложение по разделению рисков по препарату для лечения рассеянного склероза, направленное в минздрав. Компания открыта для обсуждений и сотрудничества с государством как по этому проекту, так и по другим группам препаратов. Для России модели распределения рисков являются новеллой, в том числе и в плане регулирующих норм. Поэтому разработанная и предложенная нами схема разделения рисков в области рассеянного склероза максимально адаптирована к российским реалиям.

Сергей Зверев, директор департамента по выводу препаратов на рынок и внешним коммуникациям, MSD в России:

- MSD имеет богатый международный опыт работы по инновационным моделям договоров на поставку лекарственных препаратов. Мы сразу заявили о своей готовности участвовать в пилоте в такой сложной медицинской области как аутоиммунные воспалительные заболевания. Наше предложение строится на модели оплаты за результат лечения. Его поддержал минздрав, и мы видим заинтересованность на уровне регионов, причем как со стороны экспертного сообщества, так и организаторов здравоохранения. Не секрет, что бремя аутоиммунных воспалительных заболеваний очень велико. Только в трех регионах, с которыми мы обсуждаем данный проект, на терапию таких заболеваний ежегодно тратится более 2 млрд рублей. Планируется, что реализация проекта, после достижения всех согласований, начнется уже к середине года. Мы уверены, что подобные проекты будут способствовать повышению доступности инновационной терапии для тех пациентов, которым она может помочь наилучшим образом, при более эффективном расходовании бюджетных средств. С другой стороны, это позволит наработать устойчивые механизмы взаимодействия между участниками рынка, организаторами и регуляторами, и тем самым способствовать совершенствованию подходов к организации здравоохранения.

Конференция прошла 28 июля в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте им. М.Ф. Владимирского, при поддержке Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Московской области.

В ходе дискуссии было отмечено, что в Московской области впервые в стране в рамках программы ОМС создана эффективная система борьбы с гепатитами, благодаря чему обеспечен постоянный мониторинг заболеваемости, контроля за каждым пациентом. Медицинский директор Группы компаний МЕДСИ, главный гепатолог Министерства здравоохранения Московской области Павел Богомолов отметил, что заболеваемость хроническим гепатитом С в Подмосковье остается стабильная и в течение длительного времени ниже, чем по стране – 16,2 на 100 тыс. населения.

На сегодняшний день в Московской области стоимость противовирусных препаратов для лечения одного больного гепатитом С составляет до 840 тысяч рублей. Значительно увеличить доступность противовирусного лечения для пациентов с хроническим гепатитом С, обеспечить выбор максимально эффективных схем терапии позволяет модель риск-шеринга, о которой в своем выступлении рассказал медицинский директор ГК МЕДСИ, главный гепатолог Министерства здравоохранения Московской области Павел Богомолов.

По его словам, гепатит С является уникальной возможностью стартовать с этим проектом, поскольку сейчас зарегистрированы препараты с высокой эффективностью, позволяющие излечивать пациентов раз и навсегда от гепатита С за 12 недель противовирусной терапии. Сначала будут закуплены препараты с длительной отсрочкой платежа, затем будет производиться лечение ими пациентов, мониторинг эффективности и безопасности лечения будут вести специалисты МОНИКИ. По этому поводу уже прошли переговоры с несколькими иностранными и отечественными компаниями, и они изъявили готовность участвовать в проекте.

Помимо этого, как отмечают специалисты МОНИКИ, необходимо повышать уровень информированности населения по вопросам передачи, естественного течения, возможностях профилактики и лечения гепатитов. На сегодня ситуация такова, что 70 процентов больных не знают о своем заболевании, более трети всех заболевших стыдятся своего заболевания, опасаясь негативных реакций со стороны окружающих. Все это говорит о необходимости максимального распространения информации о гепатите и эффективных методах и возможностях его диагностики и лечения, чем сегодня активно занимаются специалисты-гепатологи на территории Московской области. В этом году эта работа будет продолжена.

В ходе конференции также были озвучена информация о создании в МОНИКИ центра трансплантации печени. Это позволит обеспечить полный спектр медицинской помощи пациентам с заболеваниями печени: от диагностики и лечения гепатитов в многочисленных медицинских организациях Подмосковья, до гепатохирургии и трансплантации печени в МОНИКИ. В листе ожидания трансплантации печени, который ведут гепатологи Московского областного гепатологического центра, уже данные более 30-ти пациентов.


Адекватный уровень медицины, как абсолютно необходимое условие развития экономики страны, можно обеспечить, если рассматривать медицинскую помощь как услугу, в итоге реализации которой должен быть легко оцифровываемый результат. Медицина сегодня — это не социальная ответственность, не бремя, а прежде всего вид бизнеса. И разумнее ее заказывать у тех, кто ее качественнее оказывает — и здесь не имеет значения, государственные это медицинские учреждения или частные клиники.

Рейтинг медицинских организаций: ориентация на результат

Если есть равный доступ участников в системе обязательного медицинского страхования, если у пациента в рамках этой системы есть реальная свобода выбора медицинской организации — пусть даже между двумя поликлиниками в своем районе, то тут уже можно говорить о формировании клиентоориентированности медицины, где пациент не субъект, а активный участник системы. Государственная власть должна лишь прозрачно распределять и контролировать качество оказания этих услуг между всеми участниками медицинского рынка.

Равный доступ участников системы здравоохранения обеспечит условия для возникновения нормальной конкуренции: в основе распределения объемов государственного заказа на оказание медицинской помощи должен быть рейтинг медицинских организаций, построенный на эффективности и безопасности медицинской помощи. В центре этой системы — прежде всего ориентированность на результат лечения, а не на процесс.

Иными словами, когда медицинские учреждения будут бороться за количество реально излечившихся пациентов, а не за пролеченных (вне зависимости от результата лечения), то выиграют участники рынка, реализующие максимально эффективные методики лечения, а в конечном итоге, выиграет пациент, который сможет выбирать, где помощь качественнее и безопаснее.

Переход к результативному, исход-ориентированному здравоохранению позволит стимулировать равноправную конкуренцию на рынке медицинских услуг и современный уровень качества медицинской помощи.

Программы разделения рисков

Среди основных критериев медицинской помощи здесь главное — результат лечения. Есть результат — есть оплата, нет результата — это финансовые потери для тех, кто продвигает недостаточно эффективную лекарственную терапию. Эта система справедлива, прозрачна и выгодна для тех участников (и медицинских, и фармацевтических компаний), кто может предложить качественный медицинский продукт.

В государственной медицине пилотный проект по внедрению риск-шеринга в этом году стартует в Москве, Калужской и Московской областях в онкологии, гепатологии, неврологии, гастроэнтерологии. В реализации данной программы пока принимают участие только государственные медицинские учреждения. Схема взаимодействия по программе риск-шеринга в данном случае запускается между поставщиком лекарственных препаратов и государством в лице государственных медицинских организаций. Пациент, как активная структурная составляющая, исключен из данной цепочки.

В течение последних лет в Московской области накоплен опыт успешной массовой помощи пациентам с хроническими заболеваниями печени: применение современных схем терапии позволяет достичь излечения у 95-98% больных хроническим гепатитом С.

Благодаря применению высокоэффективных методик, в частности, персонализированной противовирусной терапии, удается добиться излечения пациентов даже на стадии цирроза печени. Важный момент — полная прозрачность этой системы для пациента, начиная с момента первичной консультации у гепатолога, назначения обследования, подписания контракта, определения схемы лечения и оценки его результативности.

В данном случае пациент четко понимает, как и за что он платит и что в итоге должен получить. Пациент — полноправный участник процесса с четко обозначенным результатом. В случае с гепатитом С исход лечения верифицируется предельно просто: если после 12-недельного курса противовирусной терапии в крови пациента вирус не определяется, то налицо результат полного излечения. Если высокочувствительный ПЦР показывает наличие РНК вируса, то, к сожалению, полного излечения не наступило, и пациенту возвращаются деньги, затраченные на лекарства.

В федеральном бюджете на 2017–2019 годы должны быть предусмотрены средства на пилотный проект по внедрению риск-шеринга. 21 ноября 2016 года первый вице-премьер Игорь Шувалов дал соответствующее поручение Минфину, Минздраву и Минэкономразвития, пишет РБК. Подлинность документа, который есть в распоряжении издания, подтвердил представитель И. Шувалова.

Риск-шеринг (или соглашение о разделении рисков) предусматривает закупку препаратов у фармкомпаний на определенных условиях: если лечение оказывается неэффективным, то фирмы возвращают деньги властям. Существует и второй вариант риск-шеринга, когда оплата производится только по факту успешного лечения.

Бюджетные деньги пойдут на создание и функционирование специальной организации, которая внедрит в России модель риск-шеринга, следует из письма первого замминистра здравоохранения Игоря Каграманяна в правительство от 13 октября. Ведомство оценило стоимость такой организации в 20 млн руб. В документе отмечается, что новая структура должна будет оценивать эффективность лечения. Как именно будет проводиться оценка, в Минздраве не уточнили.


Планируется, что в пилотном проекте будут участвовать лекарства, в частности, против онкологических заболеваний, гепатита С, рассеянного склероза и ревматоидного артрита. 23 августа 2016 года Минздрав рассылал в регионы информацию о 14 препаратах-претендентах, которые производят девять международных фармкомпаний: Bayer, BioMarin, Bristol-Myers Squibb, Novartis, Johnson & Johnson, MSD, Sanofi Genzyme, Takeda и Roche.

Экспертизу поступающих заявок от фармкомпаний проводит Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава. По данным на 8 декабря, в учреждение поступило примерно 25 заявок от фармацевтических компаний на участие в риск-шеринге, сообщил изданию генеральный директор центра Виталий Омельяновский.

По его словам, пока ни одна заявка не была согласована. Эксперты учреждения в ближайшее время планируют запросить у компаний уточнения и дополнительные сведения, пояснил г-н Омельяновский. При этом он отметил, что окончательное решение — работать с лекарством в рамках пилота или нет — принимает Минздрав.


Пока в проведении пилотного проекта заинтересованы три региона: Москва, Московская и Калужская области, уточнил В. Омельяновский.

Как сообщал еще в конце июля 2016 г. главный гепатолог Минздрава Московской области Павел Богомолов, в Подмосковье планируют ввести программу целевой оплаты препаратов для больных хроническим гепатитом уже в ближайшее время.

Учитывая, что лечение одного больного гепатитом С, в зависимости от вида терапии, достигает 840 тысяч рублей, введение модели риск-шеринга позволит сохранить бюджетные средства, а для компаний станет стимулом эффективной работы.

Проверять успешность лечения каждого пациента будут специалисты МОНИКИ.

С середины этого года на территории России стартует пилотный проект Риск-шеринг / Risk-Sharing. Пациент с хроническим гепатитом С за собственные деньги покупает дорогостоящий лекарственный препарат и приступает к лечению, но клиника возвращает деньги пациенту, если лечение оказалось неэффективным.


Лекарства от гепатита C по программе Risk Sharing

Бесплатная терапия в государственных медицинских учреждениях предполагает обеспечение больных чаще всего устаревшими или недостаточно эффективными противовирусными препаратами, в то время как программа Risk-Sharing лечение гепатита С дает высокий шанс на выздоровление и гарантирует возврат потраченных денег в случае неудачи .

Сейчас фармацевтический рынок предлагает две группы препаратов, направленных на борьбу с вирусом гепатита С:

  • иммуномодуляторы – это морально устаревшие интерфероны в инъекциях отечественного и зарубежного производства;
  • современные оригинальные безинтерфероновые препараты прямого противовирусного действия в таблетках, нацеленные непосредственно на сам вирус гепатита С в обход иммунной системы.

Препараты прямого действия успели не только доказать свою высокую эффективность, но и продемонстрировали почти полное отсутствие побочных и нежелательных явлений. В клиническую практику внедрено уже три поколения противовирусных медикаментов, хорошо известных в России.

Клиника ЭКСКЛЮЗИВ, внедряющая совместно с компанией ЭббВи программу риск-шеринг с Викейра Пак в Санкт-Петербурге, уверена, что это за этой моделью – будущее платной медицины.


Получи бесплатную консультацию

Отличные результаты за короткие сроки

В современном многопрофильном медицинском центре ЭКСКЛЮЗИВ, предлагающем заинтересованным пациентам программу, чтобы вернуть деньги за неудачное лечение, иными словами программу риск-шеринг в Санкт-Петербурге, работают с противовирусными препаратами третьего поколения. Это инновационные лекарственные молекулы, применение которых позволяют полностью отойти от еженедельных неприятных инъекций интерферона и быстро добиться полного выздоровления.

Risk-Sharing в Санкт-Петербурге


Фармацевтическая компания получает деньги за свои таблетки только в том случае, если пациент в результате лечения дорогостоящим препаратом окончательно избавляется от гепатита С. Если по истечении курса терапии Risk-Sharing в СПб вирус HCV останется в организме, пациенту вернут деньги, потраченные на покупку дорогостоящего препарата.

преимуществам терапии с риск-шеринг Викейра Пак относят:

  • доступность современного противовирусного препарата;
  • высокую эффективность схемы лечения;
  • полное отсутствие финансовых рисков.

На сегодняшний день новая модель лечения гепатита C в клинике ЭКСКЛЮЗИВ по программе риск-шеринг показала превосходные результаты – 97% из числа обратившихся пациентов полностью излечились от гепатита С.


Получи бесплатную консультацию

Профессиональная консультация по лечению гепатита С – запись онлайн

Для получения профессиональной консультации по лечению гепатита С в нашей клинике заполните поля ниже и нажмите кнопку "Отправить". Мы перезвоним вам в кратчайшие сроки.

Идея Минздрава по внедрению риск-шеринга — возвращения поставщиком лекарства денег в случае неэффективности терапии — вызвала претензии со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Ведомство увидело ограничение конкуренции в участии в эксперименте препаратов, имеющих аналоги на рынке, а также угрозу дискриминации поставщиков в случае формирования разных условий проведения пилотного проекта в регионах. Впрочем, в Минздраве заверяют, что критикуемые ФАС условия уже не актуальны — они содержались в одной из заявок на участие в конкурсе.

ФАС раскритиковала предложенный Минздравом механизм риск-шеринга — вчера ведомство опубликовало свою позицию по вопросу его внедрения. Как ранее заявлял Минздрав, пилотный проект, предусматривающий зависимость оплаты поставленных лекарств от эффективности лечения, должен стартовать в этом году в трех регионах — Москве, Московской и Калужской областях. Участвовать в эксперименте будут четыре препарата. Как в январе пояснял гендиректор Центра экспертизы и контроля качества медпомощи Минздрава Виталий Омельяновский, стоимость препаратов будет оплачивать государство — но при отсутствии эффекта от лечения компания обязана будет вернуть деньги.

ФАС настаивает на том, что такие эксперименты возможны "только для монопольных препаратов". В ведомстве полагают, что участвовать в эксперименте должны лишь запатентованные и инновационные лекарства, не имеющие аналогов, а также не включенные в перечень ЖНВЛП. "ФАС неоднократно информировала Минздрав" о недопустимости реализации пилотных проектов с участием препаратов, имеющих аналоги, в силу их "явного антиконкурентного характера", говорится в заявлении ведомства. Участвующий же в эксперименте противораковый препарат абиратерон имеет четыре аналога. По словам начальника управления контроля соцсферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, проведение эксперимента без учета замечаний "может привести к негативным последствиям для бюджетной системы, невозможности контроля эффективности терапии и ограничению конкуренции".

Также ФАС беспокоит то, что обязанность поставщика при определенных условиях безвозмездно передать заказчику дополнительное количество препарата, необходимого для продолжения курса терапии в течение года, может быть "невыполнимой для отдельных поставщиков". Определение регионами условий пилотного проекта и порядка контроля эффективности терапии, добавляют в ведомстве, может привести к дискриминации поставщиков.

В Минздраве "Ъ" заявили, что документ, на котором основано заключение ФАС, "утратил свою актуальность, поскольку является предварительной заявкой одного из участников конкурса". На вопросы "Ъ" о порядке и условиях отбора поставщиков в рамках эксперимента в ведомстве не ответили.

Как пояснил "Ъ" директор департамента развития контрактной системы Минэкономики Максим Чемерисов, в ведомстве поддерживают идею включения в контракт условия об эффективности лечения — при ее недостижении поставщик предоставит государству компенсацию. При этом применение таких контрактов возможно только в отношении дорогостоящих препаратов. В целом, отмечает господин Чемерисов, риск-шеринг может способствовать снижению стоимости лечения тяжелых заболеваний без ухудшения его качества. Впрочем, по его словам, ключевой проблемой остается обеспечение объективной оценки качества лечения.

Сами фармпроизводители пока претензий к предложенному эксперименту не предъявляют. Как пояснил "Ъ" директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев, сейчас нет понимания, как именно этот механизм будет работать,— компании сначала хотят посмотреть, как он будет реализован на практике.

Читайте также: