Речь предметная деятельность и ходьба являются тремя важнейшими новообразованиями

1. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием периода:

2) раннего детства

3) дошкольного возраста

2. Личностным новообразованием периода раннего детства является:

1) чувство взрослости

2) произвольность познавательных процессов

3) гордость за собственные достижения

4) иерархия мотивов

3. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является:

1) игровая деятельность

2) предметная деятельность

3) непосредственно-эмоциональное общение

4) общение со сверстником

5. Речь, предметная деятельность и ходьба являются тремя важнейшими новообразованиями:

2) младшего дошкольного возраста

3) раннего детства

4) старшего дошкольного возраста

6. Положительное эмоциональное отношение к окружающему миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла, поддержки со стороны взрослых, - это:

1) базальная тревога

2) базовое доверие

3) аффективная реакция

7. Знаково-символическая функция сознания формируется:

1) в младенчестве

2) в дошкольном возрасте

3) в младшем школьном возрасте

4) в раннем детстве

8. Вид деятельности, при которой дети в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, - это:

1) непосредственно-эмоциональное общение

2) учебная деятельность

3) игровая деятельность

4) предметно-манипулятивная деятельность

10. Переживаемое ребенком противоречие между возросшей самостоятельностью и старыми формами общения с взрослыми является причиной кризиса:

11. Новообразованием дошкольного возраста является:

1) соподчинение мотивов

2) формирование речи

3) произвольное внимание

4) становление мировоззрения

12. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является:

1) игровая деятельность

2) общение со сверстниками

3) предметная деятельность

4) учебная деятельность

13. Внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым характерна для … лет.

14. Контакт ребенка с матерью непосредственно после родов важен для формирования:

15. Социальная ситуация развития в раннем возрасте имеет вид:

5. Психическое развитие младшего школьника

Учебные элементы:основные новообразования, ведущий тип деятельности, особенности социальной ситуации развития, познавательных процессов, формирования личности младшего школьника, проявления кризиса 7 лет

Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием в . возрасте.

3) раннем юношеском

4) младшем школьном

2. Показателем интеллектуальной готовности к обучению в школе является:

1) самостоятельность в умственной деятельности

Произвольность поведения

3) желание быть школьником

4) умение строить свои взаимоотношения с взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов

Компонентом психологической готовности ребенка к школе является . готовность.

Психическое развитие детей от рождения до 6 лет

1. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием периода:

2) раннего детства

3) дошкольного возраста

2. Личностным новообразованием периода раннего детства является:

1) чувство взрослости

2) произвольность познавательных процессов

3) гордость за собственные достижения

4) иерархия мотивов

3. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является:

1) игровая деятельность

2) предметная деятельность

3) непосредственно-эмоциональное общение

4) общение со сверстником

5. Речь, предметная деятельность и ходьба являются тремя важнейшими новообразованиями:

2) младшего дошкольного возраста

3) раннего детства

4) старшего дошкольного возраста

6. Положительное эмоциональное отношение к окружающему миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла, поддержки со стороны взрослых, — это:

1) базальная тревога

2) базовое доверие

3) аффективная реакция

7. Знаково-символическая функция сознания формируется:

1) в младенчестве

2) в дошкольном возрасте

3) в младшем школьном возрасте

4) в раннем детстве

8. Вид деятельности, при которой дети в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, — это:

1) непосредственно-эмоциональное общение

2) учебная деятельность

3) игровая деятельность

4) предметно-манипулятивная деятельность

10. Переживаемое ребенком противоречие между возросшей самостоятельностью и старыми формами общения с взрослыми является причиной кризиса:

11. Новообразованием дошкольного возраста является:

1) соподчинение мотивов

2) формирование речи

3) произвольное внимание

4) становление мировоззрения

12. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является:

1) игровая деятельность

2) общение со сверстниками

3) предметная деятельность

4) учебная деятельность

13. Внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым характерна для … лет.

14. Контакт ребенка с матерью непосредственно после родов важен для формирования:

15. Социальная ситуация развития в раннем возрасте имеет вид:

Учебные элементы:Основные новообразования, ведущий тип деятельности, особенности социальной ситуации развития, познавательных процессов, формирования личности младшего школьника, проявления кризиса 7 лет

Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием в. возрасте.

3) раннем юношеском

4) младшем школьном

2. Показателем интеллектуальной готовности к обучению в школе является:

1) самостоятельность в умственной деятельности

3) желание быть школьником

4) умение строить свои взаимоотношения с взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов

Компонентом психологической готовности ребенка к школе является. готовность.

Сформированность познавательных процессов относится к. компоненту психологической готовности к школе.

Сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками относится к. компоненту психологической готовности к школе.

Характеристика ведущей деятельности и основных новообразований в раннем детстве

Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д. Б. Элъконин, Л. Ф. Обухова).

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.

Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная.

Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д. Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.

Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.

Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Центральные новообразования — развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.

Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.

В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям:

• совершенствуется понимание речи взрослых;

• формируется собственная активная речь.

Особенности развития речи в раннем возрасте. Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.

Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.

Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.

Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования.

Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.

Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.

Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.

Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций — восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

По мысли Л. С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение [5. С. 367]. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.

Развивается зрительное и слуховое восприятие.

Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.

Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами).

Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.

Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т. е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули).

У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).

Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала.

Доминирует непроизвольная память.

Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение.

Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.

Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни.

Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание.

Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов.

Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.

Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.

Расширяется крут предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.

Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности.

Возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.

В соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение со взрослым — начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М. И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.

Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем.

В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требованиям взрослых.

Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности.

Кризис трех лет

Симптомы кризиса трех лет описал Л. С. Выготский и назвал кризисом отношений.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда — со сверстниками).

Л. С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет. Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т. е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации.

Конечно, негативизм — кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Вторая характеристика кризиса трех лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.

Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протестебунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Культурно-найденной и закрепленной формой преодоления кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошкольному является сюжетно-ролевая игра.

Самые главные приобретения – ходьба и первые слова.

К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъект действия. В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития.

Период от рождения до одного года – доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание. Можно выделить развитие понимания чужой речи и развитие произносительной стороны речи.

Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет. Основная голосовая реакция новорожденного – крик (плач) как выражение отрицательных эмоций. Начиная с восьмой недели, происходит изменение видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль, прекращение общения) и чего хочет добиться ребенок.

Также в этот период ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

1. Движущийся глаз. Известен феномен "глаза новорожденного" – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.

2. Выразительные движения (комплекс оживления ).

3. Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей. Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.

4. Ползание. Иногда пропускает эту стадию.

5. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.

6. Манипулирование предметом. Отличается от "настоящих" действий тем, что предмет используется не по назначению.

7. Указательный жест.

8. Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия "не написан" на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

· способы действий с предметами;

· технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности) .

Психическое развитие детей от рождения до 6 лет

1. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием периода:

2) раннего детства

3) дошкольного возраста

2. Личностным новообразованием периода раннего детства является:

1) чувство взрослости

2) произвольность познавательных процессов

3) гордость за собственные достижения

4) иерархия мотивов

3. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является:

1) игровая деятельность

2) предметная деятельность

3) непосредственно-эмоциональное общение

4) общение со сверстником

5. Речь, предметная деятельность и ходьба являются тремя важнейшими новообразованиями:

2) младшего дошкольного возраста

3) раннего детства

4) старшего дошкольного возраста

6. Положительное эмоциональное отношение к окружающему миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла, поддержки со стороны взрослых, – это:

1) базальная тревога

2) базовое доверие

3) аффективная реакция

7. Знаково-символическая функция сознания формируется:

1) в младенчестве

2) в дошкольном возрасте

3) в младшем школьном возрасте

4) в раннем детстве

8. Вид деятельности, при которой дети в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, – это:

1) непосредственно-эмоциональное общение

2) учебная деятельность

3) игровая деятельность

4) предметно-манипулятивная деятельность

10. Переживаемое ребенком противоречие между возросшей самостоятельностью и старыми формами общения с взрослыми является причиной кризиса:

11. Новообразованием дошкольного возраста является:

1) соподчинение мотивов

2) формирование речи

3) произвольное внимание

4) становление мировоззрения

12. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является:

1) игровая деятельность

2) общение со сверстниками

3) предметная деятельность

4) учебная деятельность

13. Внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым характерна для … лет.

14. Контакт ребенка с матерью непосредственно после родов важен для формирования:

15. Социальная ситуация развития в раннем возрасте имеет вид:

5.Психическое развитие младшего школьника

Учебные элементы:основные новообразования, ведущий тип деятельности, особенности социальной ситуации развития, познавательных процессов, формирования личности младшего школьника, проявления кризиса 7 лет

Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием в … возрасте.

3) раннем юношеском

4) младшем школьном

2. Показателем интеллектуальной готовности к обучению в школе является:

1) самостоятельность в умственной деятельности

Произвольность поведения

3) желание быть школьником

4) умение строить свои взаимоотношения с взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов

Компонентом психологической готовности ребенка к школе является … готовность.

Сформированность познавательных процессов относится к … компоненту психологической готовности к школе.

Сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками относится к … компоненту психологической готовности к школе.

Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте, – произвольность, т. е. способность владеть и управлять своим поведением. Произвольность поведения – решающее условие готовности ребенка к школьному обучению.

Как показывает практика, основная трудность в обучении шестилетних детей заключается не в том, что они недостаточно умственно развиты или не хотят учиться, а в том что у них отсутствуют (или недостаточно развиты)произвольные формы поведения: ребята не могут спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекаются.

Очевидно: учить и учиться в такой ситуации очень трудно [38]. Исследование Е. Е. Кравцовой показало, что для школьников 1 класса с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности. После проведения с ними специальных игр уровень их игровой деятельности заметно повысился.

Благодаря этому произошли положительные изменения в их произвольном поведении [17].

Н. Гуткина также отмечает, что именно произвольность поведения определяет успешность обучения ребенка.

Произвольность поведения включает: умение ребенка контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам, иметь высокий уровень произвольного внимания, работать по образцу, срисовывать по образцу, умение волевого управления собой на трудных занятиях, доминирование познавательного мотива над игровым мотивом, наличие внутренней позиции школьника [36].

Но формирование произвольного поведения необходимо не только для подготовки ребенка к школе.

Произвольность поведенияпроявляется в самых разных аспектах его жизни: и в выполнении указаний взрослого, и в умении планировать свои действия, и в соблюдении моральных норм и правил поведения, и в способности сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, и в общей дисциплинированности, организованности поведения.

В дошкольном возрасте усвоение правил поведения обеспечивает развитие организованности. Организованность выступает в проявлениях собранности, точности, аккуратности.

Внутренняя сторона этого качества состоит в настойчивости, умении планировать, контролировать себя, выполнять заданное в срок, оценивать свою работу и работу друзей.

Организованность предполагает волевое развитие, умение управлять возникающими желаниями, эмоциями, поведением, ведь в дошкольном возрасте такие умения только начинают складываться.

Воля и произвольность являются разными по своему содержанию психологическими образованиями. Развитие воли связанно со становлением и оформлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения.

В зарубежной психологии развитие произвольности рассматривается в основном в связи с развитием познавательной сферы ребенка.

Превращение культурных средств и образцов действия в собственные свойства и действия ребенка происходит в процессе особого взаимодействия ребенка со взрослым, которое может быть названо процессом приобщения.

Проблемой развития произвольного поведения детей занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи.

В исследованиях (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева) убедительно показана важная роль произвольного поведения в подготовке ребенка к школьному обучению.

Развитие произвольности, считал Л. В. Выготский, одной из важнейших характеристик дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

Смирнова, Д. Б. Эльконин и другие, считавшие, что произвольность поведения формируется через осознание выполняемого действия. С другой точки зрения, развитие произвольности не может протекать без участия мотивации, и данного подхода придерживались Л. И. Божович, В. Вундт, К. Левин, А. Н.

По определению Д. Б. Эльконина, произвольное поведение – это взаимодействие со средой, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психологической) активностью, для которой характерно осознаваемое намерение по поводу своих действий и поведения в целом.

По мнению Е. О. Смирновой понятие произвольностисвязано с волей человека:

Произвольное действие задается взрослым, а ребенок может принимать или не принимать его.

Произвольное действие опосредованно, его формирование требует введения определенных средств.

Произвольность формируется путем тренировок.

Из исследований Е. О. Смирновой следует, что волевое действие направлено вовне, на предмет внешнего мира, а произвольное действие направлено в себя, на средства овладения своим поведением.

Процесс формирования произвольного поведения детей достаточно сложный в связи с тем, что дошкольник завершает период дошкольного возраста, охватывающий диапазон от 5 до 6 лет.

В этот период в психике ребенка происходят изменения в высшей нервной деятельности, возникают важнейшие новообразования, начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возникновение произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью становится овладение личным поведением.

В старшем дошкольном возрастезакладываются основы будущей личности: ребенок хочет выполнять какие-то дела, ему хочется участвовать в совместных делах, появляется желание быть лидером, он начинает осознавать моральные ценности и нормы.

Произвольное поведение формируется при взаимодействии ребенка и взрослого. Присутствие взрослого полностью меняет смысл деятельности ребенка и побуждает его к выполнению поставленной задачи.

Традиционно развитие произвольности рассматривается не только в общении ребёнка со взрослым, но и в контексте игровой деятельности дошкольника. Л. С.

Д. Б. Эльконин (1999) неоднократно указывал на то, что игровая деятельность выполняет решающую роль в формировании произвольного поведения.В игре ребенок выполняет две неразрывные функции:

1) выполняет свою роль;

2) регулирует своё поведение.

Основное преимущества игры заключается в том, что она влияет на становление потребностно-мотивационной сферы ребенка.

Если в младшем и среднем дошкольном возрасте детям легче понять правила ролевой игры, то в старшем дошкольном возрасте более эффективной будет использование игры с правилом, так как в играх с правилами наиболее успешно осуществляется осознание своего, а не ролевого поведения.

Мотивом и средством для действий ребенка служит правило. Умение управлять собой – сложный процесс, которому ребенок сможет научиться только вместе со взрослым, который является одновременно и организатором и участником игры, в этом и состоит развивающий эффект игр с правилами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Развитие произвольности поведения – сложный процесс.

Анализ литературы позволил выделить, что в процессе формирования произвольного поведения значительную роль играет взрослый (родитель, воспитатель, учитель, который помогает ребенку осознавать поставленные задачи.

Если дошкольник по инструкции взрослого научится контролировать себя, видеть результат своего действия, то у него не возникнет трудностей в школьном обучении.

Тесты по Возрастной психологии сборник с ответами

Тест по теме Возрастная психология с ответами.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Возрастная психология делится на такие разделы:

а) психология перинатального развития, психология младенца, психология дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростка, юности, среднего возраста, психология старости;

+б) психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная, младшего школьника, подростка, юности, среднего возраста, психология старости;

в) психология младенца, школьного возрастная, юности, среднего возраста, психология старости.

2. Предмет возрастной психологии – это…

+а) периоды развития, переход от одного возрастного периода к другому, его причины, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе;

б) закономерности формирования психики, механизмы и движущие силы этого процесса, различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – её изменение в процессе деятельности, общении, познании;

в) закономерности психического и социального развития ребёнка, особенности его поведения, взятые в их возрастной целостности.

3. Возрастная психология изучает…

а) возрастные изменения в поведении людей;

+б) феномены и закономерности психического развития;

в) психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса.

4. Какова главная задача возрастной психологии?

+а) раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости;

б) выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

в) изучение механизмов развития личности.

5. Каковы актуальные проблемы возрастной психологии?

а) проблема соотношения психики и поведения; исследование влияний социума на психические явления, как прямых, так и обратных;

+б) научное обоснование возрастных норм; выявление потенциальных и актуальных возможностей личности в определенном возрасте;

в) проблема соотношения обучения и развития; проблема одаренности; проблема соотношения обучения и воспитания.

6. Каковы основные методы исследования в возрастной психологии?

+а) наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, метод поперечных и лонгитюдных срезов;

б) наблюдение, тестирование, автобиографический метод, метод анализа продуктов деятельности;

в) наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, интроспекция, сравнительно-генетический метод.

7. Возрастная психология тесно связана с такими науками:

а) общей психологией, психологией человека, психологией труда, социальной, юридической и дифференциальной;

+б) дифференциальной психологией, общей психологией, социальной, психологией человека, педагогической психологией;

в) общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и юридической психологией.

8. Теоретические и практические знания возрастной психологии о воспитании и обучении детей связаны с такими отраслями психологии:

+а) генетическая психология; психофизиология; дифференциальная психология; социальная психология; педагогическая психология; медицинская психология;

б) дифференциальная психология; социальная психология; педагогическая психология; медицинская психология; психология труда, клиническая психология;

в) генетическая психология; психофизиология; дифференциальная психология; психология труда; социальная психология; педагогика.

9. Лонгитюдный метод в возрастной психологии применяется для…

а) оценки динамики развития творческих и других способностей ребенка;

+б) изучения возрастной динамики, преимущественно в детском периоде;

в) диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения.

тест 10. В возрастной психологии, возраст – это…

+а) конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития; совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений;

б) временная характеристика индивидуального развития;

в) это уровень социальных достижений индивида в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста.

11. Социальные факторы развития ребенка включают в себя…

+а) социальную среду, обучение, социализацию;

б) социальную среду, обучение, социальный статус;

в) социальный статус, воспитание, адаптацию.

12. Стадия социализации, когда у человека появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения, называется…

а) первичной стадией;

б) стадией интеграции;

+в) стадией индивидуализации.

13. Развитие предметной деятельности у ребенка происходит в…

а) дошкольном периоде;

+б) в периоде раннего детства;

в) в младшем школьном возрасте.

14. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является…

+а) игровая деятельность;

15. Что такое аффект в возрастной психологии?

+а) это эмоциональные, сильные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из критических, опасных ситуаций;

б) реакция организма на воздействие чрезвычайных раздражителей, которая проявляется в нехарактерном поведении;

в) психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

16. Геронтология- это…

+а) наука, которая изучает процесс старения;

б) наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека;

в) наука, изучающая развитие ребенка во внутриутробной стадии.

17. С каких двух этапов состоит раннее детство?

а) новорожденности, на котором развивается когнитивная сфера; раннего возраста, на котором происходит развитие мотивационно-потребностной сферы;

+б) младенчества, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности; раннего возраста, на котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сфер;

в) младенчества – развитие мотивационной сферы; ранний возраст – развитие когнитивной сфера.

18. Что такое депривация в возрастной психологии?

+а) сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические, либо социальные;

в) обратное развитие, регресс, потеря стабильности, ослабление активности, спад работоспособности и психической уравновешенности;

в) поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах.

19. Что является центральными новообразованиями дошкольного возраста?

а) устойчивость внимание и потребность в достижении успеха;

+б) соподчинение мотивов и самосознание;

в) избирательность восприятия и саморефлексия.

тест_20. Что является центральным новообразованием ранней юности?

а) чувство взрослости;

б) внутренний план действий;

+в) профессиональное и личностное самоопределение.

21. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте?

а) учебная деятельность;

+б) общение со сверстниками;

в) трудовая деятельность.

22. Референтная группа для подростка – это…

Читайте также: