Рецензия на раковый корпус солженицына

…Раковый корпус. В одном лишь названии повести Александра Солженицына сосредоточены необъятный страх, бесконечная боль и горечь, горечь за человека…

Поэтому я не мог пройти мимо. Лучшие книги выворачивают тебя наизнанку. И эта смогла, несмотря на мою готовность, несмотря на то, что я осознавал, как будет тяжело. Произведение Александра Исаевича стало первым, заставившим меня плакать. Усугубило же ситуацию то, что повесть во многом автобиографична. Солженицын — писатель, претерпевший в своей жизни множество тягот и лишений: начиная от войны, ареста, критики и изгнания из страны, и заканчивая онкологическим заболеванием, послужившим основой, не побоюсь этого слова, великого произведения. И именно здесь, в потрескавшихся стенах ракового корпуса, писатель и заключил все свои мысли и переживания, сопровождавшие его на протяжении долгого и тяжелого пути, пути к корпусу номер тринадцать.

А когда все-таки поверим, а главное примем болезнь – тогда, опять же, смирившись начинаем спрашивать, за что нам такая несправедливость, да роемся в своем прошлом, как в черной яме и пытаемся в потемках во имя оправдания найти не менее черную гниль, от которой на нас эта смертельная болячка и сошла. Вот только не находим ничего, потому что, повторюсь, болезни все равно. И мы ведь знаем это. Но, думается, такова наша человеческая натура – всему искать оправдание. Оправдание для себя одного, и плевать на остальных…

И, несмотря на нелюбовь и конфликты, объединившись перед лицом смерти, каждый ответит на вопрос по-своему, если, конечно, вообще сможет ответить. Одни скажут – продовольствием продуктовым да вещевым, другой – тот, что самый молодой, Дёмка – воздухом да водой, кто-то – квалификацией или Родиной, Русанов – общественным благом да идейностью. А правильный ответ ты навряд ли найдешь. Его и не стоит искать. Я думаю, он сам однажды найдет тебя.

Тяжело. Мне искренне тяжело осознавать то, как человек, находясь на пороге смерти, может хоть на минуту задуматься о смысле жизни. И так со всей повестью: и читается легко, и неспешно плывешь по строкам, и хочется читать, читать, читать, а как представишь больного, взглянешь в его пустые глаза, прислушаешься к словам, окунешься в омут его беспорядочных, может быть, неправильных, но до безумия сильных мыслей – так слезы и наворачиваются, и останавливаешься, словно опасаясь продолжать.

Но есть маленькая нить, протянувшаяся до самого финала повести, которая, кажется, и создана для того, чтобы спасти. Конечно же, речь о любви. О любви простой и настоящей, без прикрас, о любви несчастной и противоречивой, но необыкновенно теплой, о любви горькой и недосказанной, но все-таки спасительной.

И потому хочется сказать, что жизнь побеждает, и хочется преисполниться великой надеждой, а потом перед глазами смертельно больной человек, его толстая история болезни, метастазы и справка с надписью tumor cordis, casus inoperabilis (опухоль сердца, случай, не поддающийся операции). И слезы.


В завершении, уже покинув раковый корпус, хочу сказать, что я благодарен Александру Исаевичу за одну бережно поднесенную мысль, в которой я разглядел свое отношение к литературе, но, к счастью, не к людям. Ее я обязан переварить.

— А что такое идолы театра?

— Идолы театра — это авторитетные чужие мнения, которыми человек любит руководствоваться при истолковании того, чего сам он не пережил.

— Ох, как это часто!

— А иногда — что и сам пережил, но удобнее верить не себе.

— И таких я видел…

— Ещё идолы театра — это неумеренность в согласии с доводами науки. Одним словом, это — добровольное принимаемые заблуждения других.

Раковый корпус – это то место, в которое, увы, излеченные люди часто возвращаются. К книге же я, скорее всего, не вернусь. Не смогу. И не каждому посоветую ее читать. Но знакомство с Александром Исаевичем Солженицыным, пожалуй, продолжу. Позже.


Книгу "Раковый корпус" тяжело читать, и не потому только, что Солженицын исключительно правдив в описании того, что происходит в стенах онкологической больницы (свидетельство его личного опыта), её тяжело читать из-за отсутствия динамики повествования, где центральным ядром являются диалоги и флирты главного героя с женщинами всех мастей ввиду нависшей над ним угрозы утери мужественности вследствие рака яичек


Замечательное, умное, тонкое, глубокое, мудрое произведение! Читать всем, чтобы понимать страшную историю своей страны в период репрессий, чтобы терпимее относиться к немощный, к тем кто слабее и беднее нас!

Первый раз я прочитала "Раковый корпус" лет в 15. У мамы была подписка на журнал Новый мир в котором частями был опубликован роман. Первое впечатление было неизгладимо, некоторые места я перечитывала по несколько раз настолько поразительны были созданные автором образы. Не могу сказать что я поняла все и сразу, поэтому на протяжение последнего времени я перечитывала роман несколько раз. И каждый раз открывала для себя что-то новое, не прочувстванное в предыдущий раз. В этом наверное и заключается уникальность произведений Солженицына к ним хочется возвращаться перечитывать и переживать все сначала. Я конечно не литературный критик, но образы созданные автором настолько реалистичны что кажется что они существовали в реальной и жизни и Александр Исакиевич был с ними знаком или откуда такое глубокое понимание мироощущения каждого героя мужчины или женщины, старика или ребенка. А может это как раз то что называют гениальностью? События описанные в этом произведении сами по себе трагические, смертельный недуг поражает людей невзирая на их возраст, положение в обществе, благосостояние, и для выздоровления им нужно многое переосмыслить и понять по новому, а иногда принять как неизбежное отведенное количество времени. Для меня данный роман является некоторым стимулом к жизни. В периоды когда захлестывает разочарование от несбывшихся мечт и от нереализованных возможностей, я перечитываю Раковый корпус и понимаю насколько призрачно то благополучие, и те мнимые ценности к которым мы так безоглядочно стремимся в нашем современном мире.
P.S. Для меня когда я читаю произведения Солженицына не имеет большого значения качество издания, я просто не замечаю на какой бумаге и каким шрифтом напечатано. Но если для кого-то вопрос принципиальный, то мое мнение такое: качество книги вполне соответствует цене, издание конечно не подарочное, но для домашнего чтения вполне сносно.

Повесть “Раковый корпус” очень жизненная. Жизненная не только потому, что в ней отражены реалии не такого далекого времени, но еще и потому, что каждый из героев хочет жить! Все герои разные, у каждого своя история за плечами, но, несмотря на их несхожесть, к каждому проникаешься сочувствием, будь то бывший зек Костоглотов, сирота Демка, доктора Гангарт или Донцова, да даже к доносчику Русанову нельзя не относиться с сожалением.
Советую к прочтению тем, для кого литература складывается не только из приторно-сладких историй.
Качество печати достойное.


Это одна из лучших книг, которые я читала.



Книга страшная. Страшная сочетанием будничности и безысходности. По сути своей - это рассказ о том, что творится за стенами корпуса онкологических больных обычной городской больницы. Не важно ни время действия, ни место. Важно то, что происходит в голове человека, столкнувшегося с болезнью, что происходит в его душе, как мучается его тело, и как со всем этим жить. Впрочем, нет. Как с этим жить, Солженицын как раз и не пишет. Его конек - ужасы и страхи, состояние безнадежности. А дальше - дальше точка. Дальше читатель додумывает сам, и хорошо, если ему потом не снятся страшные сны и не видится онкология в каждой царапинке.
Эта книга из тех, что по прочтении хочется сразу выбросить, а еще лучше сжечь. Чтобы сказанное никогда не коснулось тебя самого или твоих близких.
А лучше, наверное, и не читать. Слишком страшно.


Рроман был написан Александром Исаевичем в 1963-1966 по мотивам пребывания писателя в онкологическом отделении больницы в Ташкенте в 1954.

Вся боль сраданий, обреченных на смерть людей, проводящих свои последние дни в больнице, в 13-м раковом корпусе грязной больницы. Споры больных, их внутренний мир, их борьбу с болезнью и смертью, весь кошмар, ужас от того, что нельзя ничего изменить - вот о чем эта книга великого писателя. Перелистывая страницу за страницей, смотришь глазами Солженицына на всех этих людей и начинаешь ценить то, что даровано тебе, то, что ты еще можешь изменить.



Солженицын как всегда говорит о людях. В своей книге он показывает нам людей категорически разных социальных слоев и судеб. Приверженец социалистического строя, бывший ученый, сломленный режимом, и ссылный, пострадавший из-за неразборчивости властей - все они находятся в одной палате и лечатся от одной болезни. Пациенты говорят в основном на отвлеченные темы, не касаясь главного. В этом главном все они не согласны друг с другом, им есть что сказать, а они молчат. Такие отношения в палате ярко характеризуют то время.

Другая важная сторона этой книги - надежды и планы героев на жизнь. Хотя все они находятся в онкологическом отделении, автор не делает из этого мелодрамы, почти не показывает нам смерть. Напротив, мы видим, как каждый из них старается жить. Один мечтает о поступлении в университет, другой жаждет любви женщины, а третий ждет, когда же наконец отправится в свою хорошенькую квартиру (в этих желаниях также проявляется классовое неравенство).

Мне очень нравится, как пишет Солженицын. На каждой странице - множество ярких слов, услышанных или придуманных автором, но однозначно имеющих характер. Выложиться до изнемоги; кровообращается и пищеварится; с выкатком - эти слова из народа и говорят о нем же.

В итоге книга оказалась чуть более сложной, чем я ожидала, но и несет она в себе больше.

  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+



Мне показалось, что книга получилась остро социальной. При чем, на все времена и эпохи. У меня создалось стойкое впечатление того, что мир не сильно изменился. Что все относительно также, как описано в книге. Те же проблемы, социальные отношения. И от этого как-то грустно, печально. Ведь страна должна расти и развиваться, а она остается все в том же положении. Иногда, конечно, хочется, чтобы время остановилось и замерло. Но только не в этом случае.

Книга получилась тяжелой и сложной во всех отношениях. Если честно, то мне очень сложно оценивать здесь какую-то смысловую составляющую. Здесь очень много про мысли, про чувства. В конце очень хочется поверить в людей, просто найти какую-то веру в чудо. Очень радостно осознавать тот факт, что у главного героя это получилось.

После прочтения этой книги очень хочется жить, верить в лучшее, творить, развиваться. Уже не хочется стонать и жаловаться. Понимаешь, что вот сейчас нужно просто пойти и сделать, то, что необходимо, что от тебя требуется. Делай, что должен и будь что будет.

Вообще, книга очень сильная. И как бы ни было сложно ее читать, она все равно рекомендуется к прочтению. Можно очень по-разному относится к автору, партии, режиму. Можно боготворить их или ненавидеть. Но книгу все равно строго обязательно читать. Глаза открывает. Открывает и больше не дает закрыть, как бы больно не было смотреть на все происходящее. И вот это важно, а не красивая обложка и раскрученный автор. Книга заставляет совсем иначе посмотреть на людей и на их приоритеты. На весь мир, в котором мы живем.

  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+


Хорошая книга, несколько раз ее перечитывала.




Блог литературного обозревателя, критика, писателя


Возможно ли вылечить рак? Солженицын не даёт однозначного ответа, но призывает бороться до последнего, сохраняя веру на благополучный исход. И ведь есть в чём сомневаться: медики могут лечить ошибочными на данный момент методами, горько осознавая заблуждения прошедших лет, или рак может оказаться совсем другим заболеванием, но из-за специфичного понимания проблемы, всё в итоге может действительно перейти в рак, хотя никаких предпосылок к нему изначально не было. Гнетущая атмосфера усиливается вследствие узкой направленности лечебного учреждения. Солженицына возмущает, что раковых больных собрали в одном месте, где они вынуждены взирать друг на друга, заранее осознавая собственную обречённость, видя одну смерть за другой, одну калечащую операцию за последующей.

Солженицына не интересуют причины возникновения рака, хоть он и штудирует книги на данную тему. Чтобы сказать о вине испытаний атомного оружия — ещё мало данных; сослаться на неблагополучный образ жизни тоже нельзя, поскольку добрая часть людей воевала; такая же добрая часть сидела в лагерях, а остальные трудились на благо фронта. В такой ситуации действительно непросто делать какие-то выводы. Остаётся принять коварное заболевание в виде бича человечества, обречённого страдать вследствие ещё неизученных причин. Не зря Солженицын уделяет внимание не только описанию жизни пациентов, он также делится мыслями врачей, сожалеющих о плохо построенной системе раннего выявления заболеваний, сталкивающейся с изначальным нежеланием людей думать о себе, пока что-то сделать будет уже действительно поздно. Можно до последнего оттягивать беспокоящие тебя проблемы, а потом получить не диагноз, а безжалостный приговор, в вынесении которого будут виноваты все. Человек обязательно будет искать виновных, и начать нужно с себя, а потом уже перебирать остальных, не сделавших самого малого для выявления на стадии первых симптомов.

Солженицын не ограничивается темой рака, позволяя вмешиваться в происходящее и другим своим воспоминаниям, где будет уделено много места лагерному прошлому. Понятно, что прописать такие моменты просто необходимо, без них книга не получила бы той важной огласки, которая требовалась автору. Советского человека тема рака сильно не касалась, но прочитать между строчек о замалчиваемом прошлом страны просто необходимо, ведь это действительно коснулось многих. Солженицын не подведёт читателя, наполняя книгу ровно тем, о чём писать было противопоказано. И за эту смелость данного автора принято уважать — он кинул вызов закостеневшей системе, слишком долго пребывавшей под властной рукой диктатора.

Дать яд умирающему — это благо или нарушение основ гуманности? Но почему-то современная медицина позволяет себе мариновать людей в очередях до полного созревания рака, а чиновники не решаются дать право умирающему на достойное к себе отношение и отказывают в возможности облегчить страдания.

Дополнительные метки: солженицын раковый корпус критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Aleksandr Solzhenitsyn Cancer Ward analysis, review, book, content


Александр Исаевич Солженицын русский писатель, лауреат Нобелевской премии (1970). Его произведения повлияли на изменение общественного сознания во всем мире и принесли писателю международную славу. Повесть "Раковый корпус", одно из центральных произведений автора, была впервые опубликована в 1968 году за рубежом, ипереведена практически на все европейские языки. На родине "Раковый корпус" был напечатан в 1990 году. Повесть, основанная на личном опыте автора, большинство персонажей которой списаны с натуры, стала одним из знаковых произведений ХХ века.

  • Всё о книге
  • Рецензии (8)
  • Отзывы (26)
  • Цитаты (73)
  • Читали (496)
  • Хотят прочесть (204)

Солженицын - писатель совершенно невероятной, медвежьей силы. За один этот роман вопросы о том, почему ему дали Нобеля по литературе, отпадают сами собой (на штурм "Архипелага ГУЛАГ" я пока что не готов). Здесь поражает как общая основательность, так и ювелирная точность и внимание к деталям. Причём абсолютно во всём. Начиная с досконального знания медицины, заканчивая мастерской проработкой психологических портретов. Если он пишет с позиции лечащих врачей, кажется, что книгу писал настоящий дипломированный врач; когда пишет с позиции пациентов - не возникает сомнений, что книгу и написал пациент, пролежавший несколько месяцев в раковом корпусе и тщательно изучивший биографии всех своих соседей по палате. Солженицын писал роман три года и видно, что изучил взятую тему ОТ и ДО. В СССР роман не публиковали. В 1967 году "Раковый корпус" был растиражирован только на Западе. Оно и не удивительно. Солженицын порядком дискредитировал саму методику борьбы рака посредством облучения, которое, как известно, и лечит, и калечит.

Вообще же Солженицын - очень сострадательный и гуманный писатель. В его прозе нет ни саркастичности, ни сентиментальности. Он высказывается на предельно серьезной интонации. Красной нитью через книгу проходят мотивы уязвимости, хрупкости, беспомощности человека. Герои Солженицына находятся в жестких тисках обстоятельств, на которые они не могут повлиять. Превратности судьбы, давление общества и системы, непредсказуемость собственного здоровья. Находясь в казалось бы герметичном больничном пространстве Солженицын умудрился развернуть такие драматические бури и исчерпывающе высказаться на такую массу "вечных" тем, что первое, что хочется сделать после прочтения - это просто помолчать. Браво!


Мне резко неприятен А.Солженицын как человек с определенной гражданской позицией, но я не могу не отдать должное его литературному таланту.
Книга "Раковый корпус" внешне проста и даже без особого сюжета: провинциальный онкологический диспансер, находящийся под угрозой закрытия, в жарком Ташкенте. Палаты и даже коридоры переполнены, больные с направлением в диспансер ночуют неделями в приемном покое в ожидании свободной койки.
Лечение - передовое на середину 20-го века и ужасное с точки зрения современности: сильное облучение почти в открытую опухоли. Лучевая болезнь как у больных, так и у персонала, поскольку есть спущенный сверху план с количеством пропускаемых больных в час. Техника безопасности почти на нуле - успеть бы по плану всех принять и облучить, выжигая как раковые, так и здоровые клетки.

Больные приходят с разных мест, с разным общественным положением, но почти никогда вовремя для лечения: реальную жизнь не отодвинешь так просто ради обследования насчет покалывания в боку. Лечение - достаточно долгое: несколько месяцев облучений, уколов, таблеток, потом - отпуск домой отдохнуть - и снова добро пожаловать в диспансер. Почти сразу больные в палате примерно уравниваются и начинают говорить на одном языке, принятом в данной больнице, быстро усваивают все обозначения и сокращения болезней, узнают об особенностях каждого врача и медсестры.

Внутри любого человека - от самого темного пастуха, спустившегося с гор, до молодого ученого, не отрывающегося от научных монографий, - сидит первобытная вера в чудо. В раковом корпусе чудо - это чага обыкновенная: опухоль березы, высушенная и заваренная особым образом, излечивающая от любой опухоли в человеческом теле.
Откуда взялось это поверье, установить невозможно, но неистовая потребность во что бы то ни стало достать этот нарост с березы, которую на сотни километров не найдешь вокруг Ташкента, сжигает каждого.

В книге немного героев, но все они главные - каждый со своей болезнью, со своей трагедией в жизни, кто-то - с судьбой, которую переехала система, а кто-то - сам эта система.

Повесть мощная, трагическая, но не грустная.

Раковый корпус

Роман, 1968 год (год написания: 1967)

Язык написания: русский

Перевод на словацкий: М. Такачова (Rakovina) , 1991 — 1 изд.

  • Жанры/поджанры: Реализм
  • Общие характеристики: Социальное | Психологическое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Россия/СССР/Русь )
  • Время действия: 20 век
  • Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
  • Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
  • Возраст читателя: Для взрослых

Позиция автора в произведении резко расходилась с официальной идеологией, поэтому опубликовать его писатель смог только за рубежом. На родине повесть была впервые издана в 1990 году.

Раковый корпус: Отр. из неопубл. романа / Пер. с сербохорв. и примеч. М. Мондич // Рус. мысль. Париж, 1967. 27 июля. С. 6; 3 авг. С. 7.

Раковый корпус: Отр. из неопубл. романа / Пер. со словац. М. Мондич; [Примеч. ред.] // Посев. Frankfurt a/M, 1967. № 29. С. 3—5.

Раковый корпус: [Отр. из 1 й ч. / Примеч. ред.] // Грани. Frankfurt a/M, 1968. № 67. С. 5—39.

Первая публикация в России: Новый мир. 1990. № 6. С. 5—116; № 7. С. 7—89; № 8. С. 21—107.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 462

Активный словарный запас: средний (2768 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

Похожие произведения:

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Когда брался за книгу, ожидал что будет тлен и чернуха, но книга очень светлая и даже жизнеутверждающая.

Оказалось что произведение написаное про нелегкие году, про людей с разной судьбой и находящихся на пороге смерти — очень точно описывает жизнь, причем не в сиюминутных декорациях 50х, а в принципе жизнь. И эти описания будут верны и через 100 лет.

. И по этим дням, как и я,

Пол-страны сидит в кабаках,

И нашей памятью в те края

Облака плывут, облака. (с)Галич

Страшная книга. Очень страшная. Несмотря на заглавную тему, она не столько про рак, сколько о поломанных судьбах — и о тех, кто их ломает — не из мести и не из идейных соображений, а только чтобы получить лишние метры жилплощади. Книга о тех, кто попал в жернова судьбы — потому что не так думал, не то говорил, оказался не там и не тогда или просто родился не в той семье — да, ссылали не только за инакомыслие, но и просто не за ту пятую графу. И, казалось бы, перед раком все равны, но одного после выписки везут на личном авто в персональную трёхкомнатную квартиру, а другой, отметившись у коменданта, едет на третьей, багажной полке обратно в свою вечную ссылку. Где справедливость? А нет её. Есть просто страница истории, о которой не писали в газетах тогда, да и сейчас забыли как не было.

Так получилось, что я продолжительное время плохо себя чувствовала. Эту книгу решила прочесть, так как она о людях, которым было еще хуже, чем мне.

Детали прописаны удивительно точно и верно. Как будто автор сам является врачем или пациентом.

Мне так хотелось, чтобы у главного героя наладилась личная жизнь, все ждала, что вот-вот.

Наверное в темных красках повествования хотелось прочесть о чем-то более светлом. Но, как и в обычной жизни, чуда не произошло.

Очень хорошее произведение. Интересно смотреть, как автор аккуратно и осторожно осуждает режим того времени.

Обычно я читаю не настолько хорошие книги, поэтому я поражена. Текстом меня напугать очень трудно, но этот анкетный служащий. Жесть. И вообще, времена жуткие. Второй раз в жизни меня так напугала книга. Абсолютно живые герои, все, даже второстепенные, даже стостепенные. Привычно хотела сказать о продуманности мира, но. ха-ха-ха)). И вечный мой пунктик — орфография с пунктуацией — совершенно безукоризненно, не подкопаешься при всем желании. Я не желаю пересказывать сюжет, потому что это неинтересно и незачем, однако книга прекрасная. Даже чисто медицинские моменты безукоризненно верны, автор определенно разговаривал с врачами в процессе написания. Грамотность таких второстепенных для сюжета моментов вообще харатерна для старых книг, по крайней мере тех, что довелось прочесть мне.

Если бы все не было так печально, я бы задумалась о том, не почитать ли что-нибудь из классики. Однако, для меня чтение все же только досуг.

Книга заслуживает 10, однако оценки влияют на рекомендации. Я неслучайно читаю именно фантастику, реальности мне хватает и в жизни, даже с головой.

Непонятно только, какое отношение прозведение имеет к фантастике?

Страшное по своему содержанию произведение. Прекрасное по исполнению. Прочла в юности, осталась под большим впечатлением.

Книгу воспринимаю больше как художественное, чем документальное произведение. Основанное на реальных событиях, но все же художественное.

Очень глубокая и несомненно прекрасная книга. Шедевр русской литературы. А.И. Солженицын безусловно великий писатель. 10




Официальный сайт первого в России, странах СНГ и Балтии просветительного журнала "Вместе против рака", посвящённого проблемам профилактики, диагностики, лечения онкологических заболеваний и реабилитации онкобольных

  • на главную
  • О журнале
  • о его создателях
  • архив журнала
  • контакты
  • 1999
    • 1999-1
    • 1999-2
    • 1999-3
    • 1999-4
  • 2000
  • 2001
  • 2002
  • 2003
  • 2004
  • 2005

"Раковый корпус", прочитанный врачом

Л.Дурнов,
академик РАМН, профессор

Раковый корпус Александра Исаевича Солженицына я читал трижды. Первый раз - в 1979 г., когда он был запрещен. Тогда он не произвел на меня особенного впечатления, и не знаю, почему. Может быть, отчасти потому, что искал в нем что-то запрещенное, недозволенное и именно с этой точки зрения перелистывал страницы. Нельзя сказать, что повесть мне не понравилась, но, как говорится, я ею не проникся.

В 1983 г. я писал одну из своих медицинских книг в домике директора Дома творчества в Переделкине. Почти напротив дачи, в которой я жил, был дом хорошего писателя и человека Бориса Ласкина. Как-то у нас с ним зашел разговор о литературе, и Ласкин заговорил о Солженицыне. Вы читали его Раковый корпус? - спросил он. - Прочтите еще раз, и вы поймете, какой это большой писатель. Написано не хуже Смерти Ивана Ильича Льва Толстого, - добавил он, - но еще и с солженицынским оптимизмом. С большим трудом я достал повесть (она все еще была под запретом), прочел и был очарован ею.

В этот период я попал в больницу и прочитал ее еще раз с карандашом в руках не как обычный читатель, а как врач-онколог. И понял, что это не только художественное произведение, но и руководство для врача.

Самые яркие впечатления о медицине я получил не из официальных учебников, написанных обычно сухим, невыразительным языком, а из книг знаменитого С.Юдина. Он был не только великолепным хирургом, но и талантливым в других областях человеком. Какими волнением, образностью, захватывающим сюжетом отмечены его Этюды желудочной хирургии, которые стали настольной книгой хирургов моего поколения. Интерес писателей к экстремальным состояниям, в которые попадает заболевший человек, в последние годы явно возрос. Час пик обнажает в человеке хорошее и плохое. Так же, как в XIX и начале ХХ века господствовала литература туберкулеза (стоит только вспомнить Цветы запоздалые Чехова или Жизнь взаймы Ремарка), сегодня преобладает литература рака. Атмосфера безысходности, фатальности, царящая вокруг раковых заболеваний, во многом создается писателями. Я не знаю ни одной книги, где бы описывалось выздоровление больного со злокачественной опухолью.

И вот предо мною Раковый корпус - книга, появившаяся в сложное время, особенно для самого писателя, книга, несмотря ни на что, оптимистическая, столь необходимая сейчас. Меня не оставляет чувство, что повесть написана дипломированным, знающим врачом. И потрясающая образность. Судите сами: весело разговаривающая женщина. никак не подозревала, что этот сантиметровый пустячный шарик, который ей не хотят почему-то отрезать, есть . губительные одинокие клеточки, лодки десантные во мраке? И причалили где? И все это в сочетании с профессиональными наблюдениями: Она стала смотреть его кожу на полях облучения. Пожалуй, кожа уже взывала об окончании. Поверхностная реакция могла еще и усилиться после конца сеансов. Не каждый врач, непосредственно не связанный с радиологией, к сожалению, знает об этом. Мне все время кажется, что со мной разговаривает врач: Оставалось. лишь продолжить старую карточку, записать, что стали атрофичны мягкие ткани, и что, по всей видимости, это есть позднее лучевое изменение.

Одна из достаточно часто встречающихся опухолей у подростков - остеогенная саркома - злокачественное новообразование кости. На протяжении повести прослеживаются больные с различными онкологическими заболеваниями, и даже сами они об этом говорят: Все-таки есть рак и рак . Из раков - еще какой рак. В каждом плохом положении еще есть похуже. Так вот, остеогенная саркома - опухоль, прогноз при которой очень серьезен, и об одном из таких больных рассказывает Солженицын. И опять у меня возникает то же чувство - пишет об этом врач или человек, перенесший эту болезнь (хотя, и это известно, у автора не было подобной опухоли). Не надо читать специальные книги об опухолях костей. Достаточно только вспомнить, как описывает признаки болезни Александр Исаевич: . Кто-то в суматохе с мячом не нарочно стукнул Демку бутсой по голени, Демка и внимания не придал, похромал, потом прошло. А осенью нога разбаливалась и разбаливалась, он еще долго не показывал врачам, потом ногу грели, стало хуже, послали по врачебной эстафете . Здесь все правда: и обычное обнаружение опухоли в ноге или в руке после травмы, в большинстве случаев позднее, и неправильное лечение, с которым сталкиваются онкологи (ногу грели). А как он описывает фантомные боли у того же Демки! Уже прошла неделя - и первым пламенем отпылала отрезанная нога. Операция уходила в прошлое, но нога по-прежнему жила и мучилась вся тут, как не отрезанная, и даже отдельно слышал Демка каждый палец отнятой ноги.

А как верно о хирургии! Прочтите хотя бы это : Когда волнуется хирург не новичок? Не в операциях . Ну, разве иногда внезапно осложнится, хлынет кровь, и вспомнишь, что Резерфорд умер при операции грыжи (писал бы Солженицын сейчас - вспомнил бы погибшего на операции, тоже считавшейся несложной, С.П.Королева - Л.Д.). Волнения же хирурга начинаются после операции, когда почему-то держится высокая температура или не спадает живот, а теперь на хвосте упускаемого времени надо без ножа мысленно вскрыть, увидеть, понять и исправить - как свою ошибку. В годы, когда писалась повесть (а это 1963 - 1967 гг.), Солженицын поднимал вопросы, волнующие врачей и общество сегодня. Например, о необходимости воссоздания статуса семейного врача, без которого невозможно гармоничное развитие семьи. И речь идет не только о физическом здоровье, не только о создании определенной психологической атмосферы в семье, но и о воспитании чувств, о нравственности. Вот его слова: А ведь между другими наставниками молодежи мы потеряли еще одного, очень важного . семейного доктора! Девочкам в 14 лет и мальчикам в 16 надо обязательно разговаривать с врачом . Надо, чтоб это был тот самый дядя доктор, которому они с детства показывали горлышко и который сиживал у них за чаем . Он не только предупредит их от ошибок, от ложных порывов, от порчи своего тела, но и вся картина мира для них омоется и уляжется. Лучше не напишешь и не скажешь!

И еще: Вообще семейный доктор - это самая нужная фигура в жизни, а ее докорчевали. Поиск врача бывает так интимен, как поиск мужа-жены. Но даже жену хорошую легче найти, чем в наше время такого врача.

В последние годы на страницах любой газеты можно встретить материалы о платном лечении, оно внедрено разными путями и продолжает внедряться. Во времена написания повести разговоры о платном лечении считались кощунственными, не совместимыми с принципами бесплатной медицины в социалистическом обществе.

Герои Солженицына обсуждают и эту тему: Что значит бесплатность? - платит не пациент, а народный бюджет, но он из тех же пациентов . Сейчас не знаешь, сколько заплатил за душевный прием, а везде - график, норма выработки, следующий! И дальше: Я не говорю, что все лечение полностью надо сделать бесплатно. Но первичное - обязательно . Да и то вот в нашей клинике: почему два хирурга оперируют, а трое в рот им смотрят? А если б деньги от пациентов, да ни один пациент бы к ним не пошел .

Удивительно, как много вопросов поднято в этой сравнительно небольшой книге. Здесь и рассуждения о знахарстве, особенно распространившемся сейчас, о его причинах и многом другом. Но, конечно, главное - психология больного, психология взаимоотношений врача и больного - деонтология. И с этой точки зрения повесть должна изучаться врачами как пособие. Вообще говоря, психология больного злокачественной опухолью - предмет особых исследований. Написано много работ, защищены диссертации, получены определенные результаты. Большой интерес представляют отношения родственников к больному, к его врачу, чувство одиночества нередко возникающее у онкологических больных, отношение к смерти, к религии, психологический настрой больного и течение болезни. Столь важные медицинские проблемы изучены недостаточно, что, кстати, оставляет поле деятельности для различного рода шарлатанов.

Читая Раковый корпус, не перестаешь восхищаться, как Солженицын тонко, тактично описывает психологическое состояние больного. Заболевший (и это такая правда!) начинает чувствовать себя одиноким: . все осталось по ту сторону опухоли. А по эту - Павел Николаевич Русанов. Один.

На мгновение болтнулся проводок к миру внешнему - и оборвался. И опять весь мир закрыла опухоль величиной с кулак, подставленный под челюсть.

И одиночество Вадима пульсировало, трепыхалось .

Одиночество среди больных и даже среди близких. Но тем больше тяга к домашнему очагу и к тем же близким людям. Счастье Павла Николаевича состояло в том, чтобы больше сидеть здесь с женой, а не идти в палату.Больной становится все более зависимым от окружающих. К сожалению, наши больничные режимы и, может быть, не самые лучшие традиции препятствуют общению больного с людьми с воли: дни посещений, часы посещений.

Как верно подмечено состояние больного, впервые пришедшего в онкологическую больницу. Как все действует на него! Мы, врачи, порой не знаем те мелочи, которые задевают обостренные чувства больного. Даже неулыбчивое лицо встречающей его медицинской сестры пугает, а больничная обстановка угнетает: Я восемнадцать часов здесь! - а меня никто не лечит!

Не только их операционная судьба, но еще эти серые бумазейные обтрепавшиеся халаты, неопрятные на вид, даже когда они были вполне чистые, отъединяли, отрывали женщин от их женской доли и женского обаяния . Угнетенная болезнью и убогая в таком халате, женщина не могла обрадовать ничьего взгляда и понимала это.

Вечный спор в онкологии: говорить или не говорить правду больному о его болезни. Больная, сама врач, вытирая рот после бариевой сметаны . еще раз объявила: Нет, больной не должен знать всего! Я так всегда считала и сейчас считаю.

В нашей стране многие врачи придерживаются этого правила. Все зависит от степени подготовки общества. Мне пришлось присутствовать на встрече американского президента Рональда Рейгана и его жены с детьми, лечившимися по поводу злокачественных опухолей. Жена президента рассказала о том, что она и ее муж были пациентами онкологических клиник, но сейчас здоровы. Отношение к раку в западных странах такое же, как к любому другому тяжелому заболеванию, но знание дает силы целенаправленно бороться с болезнью. И, конечно, необходима вера в победу, вера во врача.

Склонялся Вадим поверить ей (врачу - Л.Д.). Если поверить - легче . Поверил Вадим и правду ли, не правду ли сказала, но Костоглотову это понравилось . Спасибо. Теперь буду выздоравливать!

И, действительно, выздоравливал. Охотно ложился под рентген и во время сеанса еще особо внушал клеткам опухоли, что они - разрушаются, что им - хана.

Очень интересно описано состояние больного врача, работающего в онкологии. Врач, не переставая быть врачом, в то же время перенимает психологию больного: . своим признанием (признанием болезни - Л.Д.) она исключала себя из благородного сословия врачей и переводила в податное зависимое состояние больных. Но с другой стороны, и, я думаю, это очень верно подмечено, все-таки заболевшая Донцова и в болезни своей остается врачом - она сравнивает свои ощущения с опытом своей врачебной жизни и, может быть, ей тяжелее от этих знаний.

Умение поставить себя на место другого, что особенно важно для врача и что сделать не так просто, и отличает хорошего врача, помнящего прекрасные строчки Б.Пастернака: Я чувствую за них, за всех - как будто побывал в их шкуре, я таю сам, как тает снег, я сам, как утро, хмурю брови, хмурю.

И, кажется, Александр Исаевич прожил в Раковом корпусе за каждого своего героя, перенес все, что перенесли они, и каждому из них отдал, как врач, кусочек своей души.

Но если в психологию больного он смог проникнуть, будучи одно время больным сам, то как тонко постиг он психологию врача! Вот только несколько строк Для врача это было сознание бессилия . а для сердца - жалость, самая обыкновенная жалость .

Но как бы она себя не успокаивала, и как бы не знала она отлично, что эти несчастные случаи вместе со случаями неверных диагнозов, поздно принятых или неверно принятых мер, может быть, не составляют отдельно и двух процентов всей ее деятельности, - а излеченные ею, а возвращенные к жизни, а спасенные, а исцеленные ею молодые и старые . ходят по пашне . летают по воздуху . - она знала также, что сама она скорее забудет их всех, свои лучшие случаи . а до могилы будет помнить тех нескольких, тех немногих горемык .

Из своего опыта знаю, что некоторые больные или их родственники, прошедшие болезнь, становились врачами, видя не только романтику профессии, но и ее тяжелые будни. Больной напомнил ей (врачу - Л.Д.) одного молодого человека в близко знакомой ему семье, который долго умирал, с ясным сознанием, и никакие врачи не умели ему помочь, и именно из-за него Вера, еще тогда восьмиклассница, передумала быть инженером и решила - врачом.

Не сомневаюсь, что, прочитав повесть Солженицына, еще многие посвятят себя этой прекрасной профессии.

На последней сессии Российской академии медицинских наук член нашей редколлегии профессор Лев Абрамович Дурнов, известный не только как прекрасный врач и выдающийся ученый, но и как яркий публицист, был избран академиком РАМН. От души поздравляем Вас, дорогой Лев Абрамович с этим событием и желаем дальнейших успехов в Вашей многогранной деятельности!

Читайте также: