Развитие характеризуется изменениями появлением новообразований

I вариант.

1. Как называется закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов?
а) сензитивность+
б) вариативность
в) компенсаторность
г) преемственность

2. Подберите определение понятию геронтогенез:
а) период старения и старости+
б) наука о внутриутробных дефектах развития плода
в) период зрелости
г) инфекционное заболевание
д) переход от юности к взрослости

3. Чем является реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния?
а) анаболизм
б) аффект
в) стресс+
г) катаболизм

4. Прочитайте предложение и вставьте слово, которого не хватает:
Наука, изучающая пожилой возраст, называется __________
Ответ: геронтология.

5. Выберите проблемы возрастной психологии:
а) проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека+
б) проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие+
в) соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка; +

6. Год принятия ЮНЕСКО “Конвенции о правах ребенка”:
а) 1989 г. +
б) 1992 г.
в) 1962 г.
г) 1997 г.

7. Что называется ходом жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года?
а) жизненный стиль
б) жизненный цикл
в) время жизни
г) жизненный путь

8. Какой период жизни человека, изучает возрастная психология?
а) от рождения до смерти+
б) с 7 до 18 лет
в) с 7 лет до смерти
г) от рождения до 18 лет
д) от рождения до 60 лет

9. Что является предметом возрастной психологии?
а) изучение закономерностей психического развития в онтогенезе+
б) изучение индивидуально-психологических различий между людьми
в) изучение общих психологических закономерностей, понятий психологии, определение методического аппарата
г) изучение процесса обучения и воспитания
д) изучение особенностей физиологического развития людей различных возрастов

10. Прочитайте текст и вставьте недостающее слово:
Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости называется _________психологией.
Ответ:возрастной

11. Чем является процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления?
а) учением
б) научением
в) обучением
г) усвоением+

12. Что такое специфический набор признаков и ценностей, по которому представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве “мы”, отличного от всех остальных возрастных общностей?
а) возрастная структура
б) возрастной класс
в) возрастная группа
г) возрастная культура+
д) возрастная степень

13. Что такое признанное деление жизни индивида по мере того, как он переходит от младенчества к старости?
а) возрастная степень+
б) возрастной класс
в) возрастная группа
г) возрастная культура
д) возрастная структура

14. Как называется закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе?
а) закон готовности
б) закон упражнения
в) закон смежности во времени
г) закон подкрепления+

15. Что образуется совокупностью людей, занимающих в определенный момент времени нормативно выделенную возрастную степень?
а) возрастной класс+
б) возрастная степень
в) возрастная группа
г) возрастная культура
д) возрастная структура

16. Как называется индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом его жизни?
а) икрогенез
б) филогенез
в) антропогенез
г) онтогенез+

17. Как называется быстрое изменение в психике и поведении человека, которое происходит под влиянием социальных факторов?
а) эволюционным развитием
б) ситуационным развитием+
в) революционным развитием
г) поступательным развитием

18. Какой возраст человека определяется психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими изменениями?
а) социальный
б) психологический+
в) Энергетический
г) субъективный

19. Что такое сенситивный период?
а) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста
б) процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития
в) период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологический свойств и видов поведения+
г) максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах

20. Каким возрастом является период с момента зачатия и до конца жизни?
а) биологический
б) хронологический+
в) профессиональный
г) социальный

II вариант.

1. Какая функция движения направлена на внешний мир?
а) тоническая
б) рефлексивная
в) кинетическая
г) регулятивная+

2. Расставьте в верном порядке периоды онтогенеза, по Д.Б. Эльконину:
1) ранее детство
2) детство
3) отрочество
а) 1,2,3+
б) 2,3,1
в) 3,2,1
г) 1,3,2

3. Семиотическая функция это:
а) способность устанавливать связь между каким-либо жестом в качестве обозначающего и объектом, действием, ситуацией в качестве обозначаемого
б) процесс объединения значений двух явлений между собой
в) процесс превращения какого-либо явления из внешнего во внутреннее
г) способность ребенка мысленно представлять наблюдаемый объект, непосредственно не наблюдаемое в данный момент явление или событие в виде образов, символов или знаков+

4. Назовите закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов:
а) эволюционизм
б) детерминизм+
в) функционализм
г) эгоцентризм

5. История индивидуального развития личности это:
а) жизненный цикл+
б) жизненный путь
в) образ жизни
г) стиль жизни

6. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития это:
а) метаморфозы
б) неравномерности возрастного развития+
в) биогенетический
г) развития высших психических функций

7. Кризис возрастного развития это:
а) новый этап в развитии психических качеств человека
б) переход от одной стадии развития к другой, сопровождающийся эмоциональным подъемом
в) несоответствие между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями, ведущее к аффективным взрывам
г) задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами личностного и межличностного характера+

8. Пассивное приспособление к среде это:
а) аккомодация
б) социализация
в) ассимиляция+
г) фрустрация

9. Выберите форму действия по Ж.Пиаже:
а) эмоция
б) речь
в) операция+
г) мысль

10. Непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями ?
а) особенности
б) новообразования
в) кризисы+
г) свойства

11. Обучение и воспитание, целенаправленно осуществляемое специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и заканчивая высшими учебными заведениями:
а) стихийным обучением
б) организованным обучением+
в) преподаванием
г) изменением

12. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития:
а) зона ближайшего развития+
б) кризис развития
в) новообразование развития
г) зона актуального развития

14. Чем является процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков?
а) обучением+
б) усвоением
в) тренировкой
г) научением

15. Возрастное новообразование это:
а) психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период+
б) противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями
в) восприимчивость к внешним воздействиям
г) индивидуальные особенности ребенка
д) структура личности ребенка

16. К какому детерминизму относится зависимость развития психики от предметных действий ?
а) механический
б) сихологический
в) деятельностный+
г) биологический

17. Как называется метод при котором, одна и та же группа людей тестируется через фиксированные промежутки времени?
а) лонгитюдным методом+
б) близнецовым методом
в) кросс-культурным исследованием
г) квазиэкспериментом
д) генетическим методом

18. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления это:
а) учение
б) научение
в) обучение
г) усвоение+

19. Выявление определенных психических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства это:
а) констатирующий эксперимент+
б) формирующий эксперимент
в) Моделирование
г) Исследование
д) наблюдение

20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния это:
а) анаболизм
б) аффект
в) стресс+
а) катаболизм

Тесты психология развития и возрастная психология.

1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст

2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст

3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция

4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество

5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это

6. История индивидуального развития личности – это

7. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон

(?) неравномерности возрастного развития

(?) развития высших психических функций

8. Пассивное приспособление к среде – это

9. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это

10. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями , - это возрастные

11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это

(?) зона ближайшего развития

(?) зона актуального развития

12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это

13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это

14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм

15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе

(?) смежности во времени

16. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это

17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это

18. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это

19. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это

20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это

21. Активное приспособление к среде – это

22. Изучение личности в разных видах деятельности – это

(?) метод обобщения независимых характеристик

23. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон

(?) сложной организации развития во времени

24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности

25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон

27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано

28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится

29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

30. Удлинение тела стимулируется в основном гармоном роста, который называется

31. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

32. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа

33. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это

34. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это

35. Потребности в компетентности относят к потребностям

36. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием

37. Эмоции отражают

(?) явления, имеющие стабильную мотивационную значимость

(?) предметы и явления реального мира

(?) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма

38. Факторы , вызывающие стресс, называют

(?) возникают из волевого начала

(?) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию

(?) независимы от потока текущих событий

(?) способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили

40. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:

(?) кровь, лимфа, желчь, ткани

(?) кровь, лимфа, желчь, мышцы

(?) кровь, лимфа, желчь, черная желчь

(?) кровь, лимфа, желчь, кости

41. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это

42. Эмоция – отражение реальной действительности в форме

43. В основе темперамента лежит

(?) тип нервной системы

(?) спокойное, равномерное развитие

(?) противоречивое, неравномерное развитие

(?) прогрессирующее ускоренное развитие

(?) все ответы правильны

(?) социальная ситуация развития

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Процесс развития личности.

Тезис лекции 3. Психологические проблемы личности.

Личность – это онтогенетическое при­обретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности опре­деляет главный принцип в рассмотрении проблем ее ста­новления - принцип развития.

Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента: появление новых сторон, новых эле­ментов в самом развитии: перестройка связей между сто­ронами объекта.

В психологии идея развития психики как в филогенезе, так и в онтогенезе получила распространение лишь в кон­це XIX в. К. Бюлер в своей концепции развития психики перенес на социальное развитие ребенка биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Согласно этому закону онтогенез во внутриутробном состоянии есть краткое и сжатое повторение филогенеза.

Современное представление о психическом развитие усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становления каждой личности. В психологии выделяют несколько типов развития.

Эволюционное развитие - появление нового по срав­нению с предыдущим этапом (новообразования возраст­ных периодов).

Инволюционные изменения - утрата ранее сформиро­ванных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущих периодах развития.

Гетерохронное развитие - разновременное проявле­ние психических качеств в онтогенезе. Одни функции опережают другие в развитии, другие отстают.

Биологическое развитие - развитие, детерминируемое наследственными и врожденными факторами.

Социальное развитие - развитие человека под взаимо­связанным влиянием природной и социальной среды, ис­торического развития общества, национальной принад­лежности личности и др.

Специальное развитие - развитие психических функ­ций, процессов, свойств личности в условиях профессио­нальной подготовки.

Становление личности выступает как особый тип разви­тия, имеющий свои тенденции, перспективы развертыва­ния, самоопределения, самореализации, включающий в себя все виды названных типов развития.

Л. С. Выготский различал Преформированный и непре­формированный типы развития.Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития, эта теория получила название преформизм (представители - Ст. Холл, К. Бюлер).

Непреформированный тип развития наиболее рас­пространен на нашей планете. К нему относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эво­люции, развитие общества. Процесс психического разви­тия ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через ко­торые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие – это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая су­ществует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образ­цу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л. С. Выготского процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человека. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще возможно развитие. Поэтому внутри непреформировного типа развития психическое развитие ребенка - особый процесс. Процесс онтогенетического развитии - процесс, ни на что не похожий, чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

База знаний

Развитие, прогресс, регресс, биогенетических теория, социогенетична теория, психогенетична теория, деятельностный подход, периодизация, теория Д. Б. Эльконина, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, противоречия, новообразования, сензитивни и кризисные периоды развития, концепция развития личности на протяжении жизни, взгляды Э. Эриксона, нормальная линия развития, аномальная линия развития, эпигенетических принцип, условия определяющих развитие на каждой стадии.

Основные положения

Развитие человека – это процесс количественных и качественных изменений, охватывающий становление человека в биологическом, психическом и социальном плане. Он характеризуется физическими (морфологическими, биохимическими, физиологическими, психическими изменениями (появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых качеств, расширением и углублением взаимосвязей различных свойств личности, новым уровнем функционирования и формирования психологических стратегий решений личных, профессиональных, социальных проблем, целостностью, интегративность т.д.

Одним из важных моментов раскрытия сущности развития человека есть понимание тех законов, по которым происходит развитие, понимание движущих сил развития, источников, закономерностей и его этапов, роли кризисных периодов в жизни человека, возможностей ускорения процесса развития и т.п. Первое, с чем сталкиваются при изучении психического развития человека, это проблема соотношения в нем биологического и социального.

Представители биогенетических подхода кладут в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Если представители этого подхода и говорят о роли социальной среды, то только как об условии для созревания заданных природой (генетически обусловленных) качеств и свойств.

Представители социогенетичного подхода полностью отвергают значение биологических факторов и объясняют процесс развития человека через структуру общества, через способы социализации, взаимоотношения с окружающими, то есть социальное поведение человека объясняется через замкнутые в себе свойства среды, к которым человек должен приспособиться.

Представители психогенетичнои теории трактуют психическое развитие как полностью спонтанный процесс, не зависящий ни от биологического, ни от социального. Такими самодетерминуючимы психическими явлениями могут быть эмоции, поезда, мотивы, познавательная сфера и т.п. Психологическое развитие трактуется как полностью спонтанный процесс.

Представители психологии деятельности считали, что развитие личности происходит в процессе привлечения человека к разным видам деятельности. Нигде кроме деятельности человек не развивается.

Проблема человеческого развития неспиввидносна по своей сложности из любой биологической проблемой. Развитие человека обусловлен взаимодействием многих факторов: наследственностью, средой биогенных, социальным, воспитанием, собственным психическим жизнью, деятельностью человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития.

Распутать этот сложный клубок биологических и социальных нитей, понять истинный вклад природы, генетики, социальных связей общества, внутренних законов развития психического в развитие личности, а значит, научиться влиять и управлять ее формированием, возможно при условии изучения и анализа сущности и динамики развития человека на разных этапах ее жизненного пути.

Рассмотрим две концепции периодизации развития личности, авторами которых Д.Б. Эльконин и Э. Эриксон.

Д.Б. Эльконин выдвинул идею объединения двух линий развития: познавательного и собственно личностного (от рождения до окончания средней школы).

Согласно его теории, развитие познавательной сферы ребенка и его личности (сфера потребностей и мотивов) происходит в русле различных ведущих деятельностей, последовательно сменяют друг друга в онтогенезе. Первым видом деятельности, с которой начинается формирование личности, является непосредственное эмоциональное общение младенца с матерью, другими окружающими людьми. Эта деятельность изменяется ролевой игрой, общей учебной деятельностью, общением, в процессе которых возникают новообразования, которые являются опорой дальнейшего развития. Новообразования – качества, свойства личности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на определенной стадии развития и которые в основном и определяют отношение к окружающему миру людей, самого себя и весь ход развития в данный период.

Таким образом, от рождения до позднего юношества, последовательно и периодически сменяют друг друга ведущие деятельности предметного плана с одной стороны и формы общения – с другой, которые попеременно обеспечивают развитие познавательных процессов и сферы потребностей и мотивов личности.

Концепция Д. Б. Эльконина разрабатывалась и дополнялась рядом ученых: Л. Выготский, Д. Фельдштейн, Л. Божович т.д. Обобщение этих теорий можно изобразить с помощью следующей таблицы (табл. 3).

Переход от одной возрастной стадии в другую знаменуется перестройкой и изменениями в психическом развитии и может сопровождаться кризисом, который характеризуется обострением противоречий, возникающих в процессе развития, сильными эмоциональными переживаниями, нарушением взаимопонимания с окружающими и т.п.

Существует сензитивний период развития, т.е. оптимальный срок для развития тех или иных качеств человека (например, 1-3 года – оптимальный период для развития языка, 6-11 г. – для развития навыков принятия решения, 11-16 г. – для развития абстрактного мышления и т. д.). Пропустив этот срок, соответствующее свойство сформировать в другое время будет гораздо сложнее, а то и вовсе невозможно. Причины сензитивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы, а также то, что некоторые свойства личности могут развиваться только на основе уже сформированных.

Психическое развитие личности не ограничен каким определенным промежутком времени, только теми или иными периодами. Он происходит на всех этапах жизненного пути человека. При этом каждый этап, наряду с общими закономерностями развития характеризуется также особым и специфическим только для него. С этой точки зрения период зрелости не может рассматриваться как некий конечный пункт, к которому направлено развитие и которым он заканчивается.



Развитие личности, по Эриксону, – это закономерная смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека, в результате чего она как личность получает то новое, характерное именно для данного этапа развития. Новообразования личности возникают не на пустом месте, их появление на определенном этапе подготовлена всем процессом предварительного развития личности. Новое в ней может возникнуть и закрепиться лишь тогда, когда в прошлом для него уже были образованы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Последовательность стадий психического развития личности, по Эриксону, – это результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека семья, общество. По Эриксону, любая человек проходит выделены стадии, к какой бы культуре она ни принадлежала, все зависит только от продолжительности его жизни.

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.


Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:


Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.


Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.


К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого - расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.


Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:


Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.


Читайте также: