Разгерметизация цистерны с хлором

При транспортировке хлора автомобильным транспортом возможны следующие виды аварийной разгерметизации контейнеров и баллонов:

- утечки хлора через не плотности в арматуре или свищи и микротрещины в корпусе сосуда;

- утечки хлора через не плотности в соединениях фланца с корпусом или вентилем контейнера;

- выбросы хлора через разрыв корпуса контейнера или баллона.

Общий порядок первоочередных действий водителя и сопровождающего лица (ответственного за перевозку жидкого хлора) при обнаружении утечки хлора.

1. Проинформировать об аварийной ситуации подразделение ГАИ МВД, а через них региональные органы МЧС России и Госгортехнадзора РФ.

2. На место аварии необходимо вызвать:

- аварийно-спасательные формирования для оказания первой помощи пострадавшим и принятия мер по локализации и ликвидации аварии (аварийно-спасательные формирования помимо средств индивидуальной защиты, приборов индикации хлора, вспомогательных устройств и приспособлений для локализации и ликвидации аварийных утечек хлора, должны быть оснащены средствами защиты органов дыхания для оказания помощи людям, оказавшимся в загазованной зоне , аппаратом искусственной вентиляции легких (ГС-10), носилками, средствами радиосвязи);

- пожарную команду с машинами для создания защитной водяной завесы на пути движения хлорной волны ;

- автокран для извлечения аварийного контейнера из кузова автомобиля и придания контейнеру с помощью специального устройства - "кантователя", исключающего утечку жидкого хлора из корпуса сосуда;

- сотрудников милиции - для проведения мероприятий по ограничению доступа посторонних лиц в опасную зону (радиус опасной зоны при утечке хлора из контейнера - 500 м, из баллона - 150 м);

- медицинскую службу для оказания помощи пострадавшим.

3. Надеть изолирующие средства защиты органов дыхания и кожи

4. Отвести транспортное средство в безопасное для окружающих людей место.

5. Расположить транспортное средство по возможности в затененном месте таким образом, чтобы забор воздуха в двигатель происходил с наветренной стороны и выключить двигатель.

6. Определить место утечки хлора.

7. Принять первоочередные меры по исключению утечки жидкого хлора из сосуда. При этом необходимо:

7.1. При течи жидкого хлора из корпуса сосуда - установить сосуд таким образом, чтобы место утечки сообщалось с газовой фазой. В связи со значительной массой контейнера с жидким хлором (до 1500 кг) для придания ему требуемого положения необходимо использовать автокран и специальное устройство - "кантователь".

При течи хлора из вентиля необходимо:

- баллон установить в вертикальное или наклонное положение - вентилем "вверх" (угол наклона баллона к вертикали не более 15°);

- контейнер оставить в горизонтальном положении, расположив вентили в вертикальной плоскости (друг над другом), при этом аварийный вентиль должен находиться в верхнем положении (через сифон он сообщается с газовой фазой контейнера); эта операция должна проводиться с помощью устройства для кантования контейнера.

4.2 Аварийные ситуации, связанные с утечкой хлора из железнодорожной цистерны, контейнера, баллона при их перевозке железнодорожным транспортом, и порядок действий по их устранению

При транспортировке цистерн с хлором наиболее характерны утечки хлоргаза через арматуру и предохранительный клапан. Утечки из корпуса цистерны наименее вероятны.

При транспортировке контейнеров и баллонов железнодорожным транспортом возможны следующие виды аварийной разгерметизации контейнеров и баллонов:

- утечки хлора через не плотности в арматуре или свищи и микротрещины в корпусе сосуда;

- утечки хлора через не плотности в соединениях фланца с корпусом или вентилем контейнера;

- выбросы хлора через разрыв корпуса контейнера или баллона.

Общий порядок первоочередных действий администрации железной дороги при получении информации об утечке хлора из вагона-цистерны, контейнера или баллона

1. При получении информации об утечке хлора из вагона-цистерны (от членов бригады сопровождения), контейнера или баллона (от железнодорожного персонала, населения и др.) администрация железной дороги должна организовать оповещение людей об опасности поражения хлором, сообщить об аварийной ситуации в региональные органы МЧС России и Госгортехнадзора России, организовать отцепление аварийной цистерны, полувагона с контейнерами или вагона с баллонами от состава, их транспортировку в наиболее удаленный от жилых и производственных объектов тупик и вызван, к месту аварии:

- аварийно-спасательную службу с предприятия-грузоотправителя грузополучателя или ближайшего предприятия, расположенного вблизи места аварии для ее локализации и ликвидации последствий;

- пожарный поезд для создания защитной водяной завесы на пути движения хлорной волны (рекомендации по ее организации и постановке );

- железнодорожную платформу с грузоподъемным краном для извлечения аварийного контейнера из полувагона и придания контейнеру с помощью специального устройства - "кантователя" положения, исключающего утечку жидкого хлора из корпуса сосуда;

- сотрудников милиции - для организации оцепления опасной зоны (радиус опасной зоны принимается: при разгерметизации цистерны -6000 м, контейнера - 500 м и баллона - 150 м);

- медицинскую службу для оказания помощи пострадавшим.

2. Члены бригады сопровождения вагонов-цистерн с жидким хлором после сообщения дежурному по отделению железной дороги об аварийной ситуации должны надеть изолирующие средства защиты органов дыхания и кожи и приступить к локализации и устранению аварийной ситуации.


7 августа, под Каменским на трассе "Днепр - Кобеляки – Решетиловка" случилось чрезвычайное происшествие. По предварительным данным, произошла разгерметизация автоцистерны, которая перевозила хлор.

На место происшествия выехали сотрудники 7-ой ГПСЧ ГУ ГСЧС в Днепропетровской области.

По информации пресс-службы ГСЧС, спасатели создали водяную завесу, чтобы осадить испарения. Всего в цистерне перевозилось 8 тонн химического вещества. К 16:00 утечку полностью остановили. Теперь решается вопрос о доставке на место происшествия нейтрализующего вещества: каустическую соду или известь.



  • Добавить комментарий

Комментарии

вт, 08/07/2018 - 22:06

Юлия Макаренко

Это не хлор, а азотная кислота

  • ответить

вт, 08/07/2018 - 22:06

Виктор Сидак

  • ответить

вт, 08/07/2018 - 22:06

Анжела Рабчук

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Konstantin Nosatsch

Инструкцию по безопасному обслуживанию и хранению подобных цистерн перевести с клятой москальской на державну.И всё сразу наладится. на какое-то время.

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Arnold Pridneprowski

Достал уже Путен!

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Arnold Pridneprowski antwortete Konstantin

Константин, Она не хранилась,она ехала.

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Potaj Kopatel antwortete Arnold

Арнольд, на ходу взорвалась вотак: буууууум прикинь..

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Arnold Pridneprowski antwortete Potaj

Потай, Я смотрел новости!

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Waleri Arsenow

Просто цистерна не была окрашена в патриотичные цвета и вышиваночка не нарисована с краю, вот и не выдержала, ну не смогла терпеть больше

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Konstantin Nosatsch antwortete Arnold

слышь,паря,ты на меня оскорбления сыпешь,и причисляешь то к сектантам,то к правосекам.А через несколько дней вступаешь со мной в общение,как ни в чем не бывало.У тебя с адекватом как вообще. дипломатические отношения устано́влены?

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Andrej Poltawa antwortete Konstantin

Константин, та вы оба неадекваты

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Andrej Poltawa antwortete Konstantin

Константин, он пьёт много. )

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Wiktorija Martschik

А в следствие чего она взорвалась

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Konstantin Nosatsch antwortete Andrej

Андрей, а я думаю, наоборот, любой,кто принимает дурманящее,тот са́м неадекват.И не я один так считаю.Может,маловато таких.Но для начала хватит.

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Andrej Poltawa antwortete Konstantin

Константин, да мне наср@ть что ты думаешь У тебя уровень нашего Потая)) Три класса образования неоконченого Так что не заморачивайся с картинками )

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Potaj Kopatel antwortete Konstantin

Константин, да, просто андрюха полтавский психически растроен немного и крысеныш..Поэтому необращяй внимание.. Хотя видиш, он сказал шо у тебя уровень как и у меня да? А это означяет шо высокий уровень.. Потомушо у меня высокий уровень это все знают я особый!! Я уникален. . Мы оба професионалы с тобой и может быть я зря его обозвал. Время покажет

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Potaj Kopatel antwortete Konstantin

Константин, поэтому для меня даже любое пиво гавно.. Я лучьше кваса бухну и то лучьше будет.. Домашнее вино обожаю тоже пару глотков иногда шоб прожгло и все.. Тут секретов нет! У меня особая школа

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Andrej Poltawa antwortete Potaj

Потай, ты что обиделся?

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Potaj Kopatel antwortete Andrej

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Konstantin Nosatsch antwortete Potaj

Потай, ты где то мильйонтрильйонный,кто при обсуждении пойла перечисляет собственные уникальные методы употребления пойла в стиле "а я по чу-чу,а целом низзя,ай-яй-яй".Могу только предложить взглянуть на это явление в масштабах страны,Украины(хотя бы),скоко горя эта дрянь принесла людям и скоко ещё принесёт.А самое главное,как нас разводят при помощи спаивания.Ну и напомню - все алкаши начинали с пары глотков,с бутылки пивасика вдень,с "впятницу сам бог велел" и т.п.Для статистики скажу,что и техногенные катастрофы типа цистерны с кислотой тоже произходят с очень дружественной помощью любителей спиртного. То,что ты особый,никто не сомневается. но ты про смотрящих не забывай.

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Konstantin Nosatsch antwortete Andrej

Андрей, тебя за язык никто не тянул,ты первым заикнулся про неадекват.И твоё мнение в этой теме меня тоже мало интересует.

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Sanja Kowaljow

Что за пиздец в коментах и что за дикое название поста, какой блядь "взорвалась", произошла разгерметизация одного отсека, соответственно утечка.

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Potaj Kopatel antwortete Konstantin

Константин, я незабываю.. Темболее мы в ответе за тех кого приручили. И самое смешное это то шо алкоголь даже семьи тупо разрушает это ваще.. Какойто спирт, взял и разрушыл неодну семью. В этой песне обо всем подробно говорица - слушать до конца

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Александр Кузнецов

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Виталий Калашник

А они хлор в Румынии собрались покупать.

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Почему собрались ? Они уже покупали хлор в Румынии

  • ответить

чт, 08/09/2018 - 07:14

Irina Klimova

Так цистерна с хлором была или с азотной кислотой?

Общие понятия об аварийной ситуации с опасными грузами, инциденте и аварии. Аварийная ситуация с опасными грузами (АС с ОГ) - аварийная ситуация при условиях, отличных от условий нормальной перевозки грузов, связанных с загоранием, утечкой, просыпанием опасного груза, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеванию, травмированию, гибели людей и животных, опасным последствиям для окружающей среды.

В свою очередь, АС с ОГ, в зависимости от их последствий, подразделяются на инциденты (аварийные происшествия) и аварии.

К авариям относятсявзрыв и возгорание ОГ в вагоне или его высвобождение из вагона или контейнера с тяжелыми последствиями, которыми являются: гибель и нанесение вреда здоровью людей; проведение эвакуации персонала или населения; причинение ущерба окружающей среде и загрязнение источников водоснабжения; повреждение подвижного состава до степени исключения из эксплуатации (списания).

К инцидентам (аварийным происшествиям) относятся: сходы и столкновения подвижного состава с ОГ; отцепка вагонов с ОГ от поездов (при их технической или коммерческой неисправности, нарушении правил перевозок ОГ); нахождение в зоне аварии вагонов, контейнеров или грузовых мест с ОГ; возгорание или утечка (просыпание) ОГ из вагона или контейнера без тяжелых последствий. [35]

Необходимые действия при возникновении аварийной ситуации с хлором.

1) Общего характера. Отвести вагон в безопасное место. Изолировать опасную зону в радиусе не менее 200 м. Откорректировать указанное расстояние по результатам химразведки. Удалить посторонних. В опасную зону входить в защитных средствах. Держаться наветренной стороны. Избегать низких мест. Пострадавшим оказать первую помощь. Отправить людей из очага поражение на медобследование.

2) При разливе. Вызвать газоспасательную службу района. Сообщить в ЦСЭН. Прекратить движение поездов и маневровую работу в опасной зоне. Не прикасаться к пролитому веществу. Место разлива обваловать и не допускать попадания вещества в водоемы. Организовать эвакуацию людей с учетом направления движения облака токсичного газа.

3) При пожаре. Не приближаться к емкостям. Охлаждать емкости водой с максимального расстояния (не допускать попадания воды в емкости с хлором). [37]

Поражающие факторы и возможные последствия аварии с хлором. Возможная аварийная ситуация на станции Пискаревка - при расформировании состава из вагонов-цистерн с хлором произойдет разгерметизация цистерны.

Поражающими факторами будут первичное и вторичное облака (т.к. хранение хлора производится в виде сжиженного газа).

Первичное облако – образуется при мгновенном (в течение 1-3 мин) выбросе части хлора в атмосферу.

Вторичное облако – при проливе хлора из цистерны на подстилающую поверхность и его испарении.

При переносе первичного и вторичного облаков, которые накладываются, происходит выпадение осадков хлора на местность и ее заражение.

При утечке из цистерны сжиженного хлора пролитая жидкость может распространиться на большие площади, заражая значительные территории и вызывая пожары.

Хлор может заразить местность, сооружения, технику, одежду, водоемы, грунтовые воды и способен к заражению незащищенных людей как в момент оседания облака зараженного воздуха, так и после оседания частиц хлора вследствие их испарения с зараженной поверхности, а также при контакте с этими поверхностями. [35]

Средства индивидуальной защиты. Наибольшее распространение для защиты людей от попадания хлора в органы дыхания, на глаза и лицо получили гражданские фильтрующие противогазы ГП – 5 (ГП – 5М), ГП – 7 (ГП – 7В). Также применяются детские противогазы и защитные детские комплекты. При очень высоких концентрациях – изолирующие противогазы. Для химразведки и руководителя работ - ПДУ-3 (в течение 20 минут). Для аварийных бригад - изолирующий противогаз ИП-4М и спецодежда.

Меры первой помощи. Вызвать скорую помощь. Лица, оказывающие первую помощь, должны использовать индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. Пострадавшему необходимо предоставить свежий воздух, покой, тепло, чистую одежду. Глаза и кожу промывать водой не менее 15 минут. При попадании внутрь – давать пить глотками растительное масло.

Нейтрализация. Для осаждения (рассеивания, изоляции) газа использовать распыленную воду. Место разлива промыть большим количеством воды. Изолировать песком, воздушно- механической пеной. Промытые поверхности подвижного состава, территории обработать щелочным раствором (известковым молоком, раствором кальцинированной соды). [41]

Выводы

1. Хлор является опасным грузом, т.к. его попадание в атмосферный воздух или на территорию станции Пискаревка может привести к гибели или заболеванию людей, к нанесению вреда окружающей среде. Поэтому необходимо обеспечивать безопасность при обращении с хлором.

3. При транспортировке хлора железнодорожным транспортом необходимо знать порядок действий по ликвидации аварийной ситуации с опасным грузом хлором.

Если знать и учитывать все вышеперечисленные факторы, то безопасность при транспортировке хлора будет обеспечена и в экстренных случаях (при возникновении аварийной ситуации) авария будет быстро локализована, а хлор - нейтрализован.

Общие выводы

1. Почвогрунты полосы отвода загрязняются объектами железнодорожного транспорта. Загрязнение почв нарушает выполняемые почвой функции, поэтому необходимо исследовать ее экологическое состояние.

2. Исследование всего комплекса показателей загрязнения является дорогостоящим и трудоемким мероприятием. Экспериментально доказано, что из всех биохимических показателей ферментативная активность наилучшим образом коррелирует с содержанием в почве загрязнений.

3. Проведено геостатическое исследование закономерностей варьирования биологических свойств почвы в пространстве для решения вопроса о возможности распространения результатов, полученных на небольшом участке, на прилегающие территории.

4. Благодаря проведенному исследованию установлено, что исследуемая территория является однородной по биологическим свойствам.

5. Предлагается изучать состояние почвогрунтов по показателям ферментативной активности на небольшой территории (так как доказана ее однородность), что позволит уменьшить стоимость исследования, затраты времени и трудозатраты.

6. Рассчитана суммарная величина предотвращенного экологического ущерба от разрушения и загрязнения нефтепродуктами почв на рассматриваемой территории.

7. Произведен расчет искусственного освещения рабочего места экологической лаборатории.

8. Охарактеризована транспортная опасность перевозимого по железнодорожным путям опасного груза хлора, изложены требования безопасности при транспортировке хлора железнодорожным транспортом, определен порядок необходимых действий в случае возникновения аварийной ситуации с хлором.

Список литературы и источников

1. Маслов Н.Н., Коробов Ю.И. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1996.-238с.

2. Зубрев Н.И., Шарпова Н.А. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. М.: УМК МПС России, 1999.-592с.

3. Розанов Б.Г., Розанов А.Б. Основные тенденции изменения почвенного покрова земли под воздействием человека. М.: МГУ, 1994.-с.105-126.

4. Структурно-функциональная роль почвы в биосфере. М.: Геос, 1999.-278с.

5. Кабата-Пендиас А., Пендиас Х. Микроэлементы в почвах и растениях. М.: Мир, 1989.-439с.

6. Колесников С.И., Казеев К.Ш., Вальков В.Ф. Экологические последствия загрязнения почв тяжелыми металлами. Ростов – на- Дону: СКНЦ ВШ, 2000.-232с.

7. Никитин Е.Д. Почва как биокосная полифункциональная система, разнообразие и взаимосвязь почвенных экофункций. М.: Геос, 1999.-с.74-81.

8. Безуглова О.С., Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И., Морозов И.В. Влияние высоких концентраций тяжелых металлов на гумусное состояние и биологическую активность чернозема обыкновенного карбонатного. Северо-кавказский регион: Естественные науки, 1999.-с.65-71.

9. Гришина Л.Г., Макаров М.И., Недбаев Н.П., Окунева Р.М., Костенко А.В. Изменение свойств почв в условиях промышленного загрязнения. М,: МГУ, 1990.-с.22-64.

10. Евдокимова Г.А., Мозгова Н.П. Влияние промышленного загрязнения на микрофлору почв. Пущино, 1995.-с.109-111.

11. Вальков В.Ф., Колесников С.И., Казеев К.Ш. Влияние загрязнения тяжелыми металлами на фитотоксичность чернозема. Агрохимия, 1997.-с.50-55.

12. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экологические функции почвы. М.: МГУ, 1986.-137с.

13. Яковлев А.С Биологическая диагностика и мониторинг состояния почв.-М.: Почвоведение, 2000.-с.70-79.

14. Звягинцев Д.Г., Кураков А.В., Умаров М.М., Филипп З. Микробиологические и биохимические показатели загрязнения свинцом дерново-подзолистой почвы. М.: Почвоведение, 1997.-с.462-478.

15. Экология и охрана природы. Словарь-справочник. М., 2005.-501с.

17. Колесников С.И., Казеев К.Ш., Вальков В.Ф. Биоэкологические принципы мониторинга и нормирования загрязнения почв. Ростов-на-Дону, 2001.-64с.

18. Горленко М.В. Функциональное биоразнообразие почвенных микроорганизмов: подходы к оценке. М., 2001.-с.228-234.

19. Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы. СПб.,2000.-164с.

20. Павлюкова Н.Ф., Долгова Л.Г. Индикация эдаротопов, загрязненных техногенными веществами, по активности ферментов. М., 1993.-с.45-47.

21. Гришина Л.А. Влияние атмосферного загрязнения на свойства почв. М.: МГУ, 1990.-191с.

22. Киреева Н.А., Новоселова Е.И., Хазиев Ф.Х. Фосфогидролазная активность нефтезагрязненных почв. М., 1997.-с.723-725.

24. Кудряшова С.Я. Контролируемые показатели почвенно-экологического мониторинга. М., 1995.-122с.

25. Хазиев Ф.Х. Методы почвенной энзимологии. М., 2005 г.-252с.

26. Хазиев Ф.Х. Системно-экологический анализ ферментативной активности почв. М.,1992.-143с.

27. Казеев К.Ш., Колесников С.И. Биологическая диагностика почв. Биохимические методы. Ростов-на-Дону: РГУ УПЛ, 1998.-19с.

28. Джогман Р.Г.Г., Тер Браак С.Дж.Ф., Ван Торгерен О.Ф.Р. Анализ данных в экологии сообществ и ландшафтов. М.: РАСХН, 1999.-306с.

29. Свинцов Е.С., Суровцева О.Б., Тишкина М.В. Экологическое обоснование проектных решений. М.: Маршрут, 2006.-302с.

30. Неверова О.А., Еремеева Н.И. Опыт использования биоиндикаторов в оценке загрязнения окружающей среды. М.,2006.-230с.

31. Макарова О.Ю. Определение величины предотвращенного ущерба. Санкт - Петербург, 2005.-20с.

32. Белова С.В. Безопасность жизнедеятельности. М.: Высшая школа, 2007.-616с.

33. Бадаев А.С. Проектирование средств защиты от опасных и вредных производственных факторов. Часть 1.С-Пб, 1995.-125с.

34. РД 32.15-91. Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта (взамен ОСТ 32.9-81).М, 1992.-21с.

35. Махонько П.Ф., Подшивалов В.М., Шейнин И.И. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. Часть 1. С-Пб: ПГУПС,2003.-186с.

40. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Сборник-книга1. М.: Юртранс, 2003.-712с.


Хлор – это газ с резким специфическим запахом. Он тяжелее воздуха, при испарении похож на туман.

Хлор используют для хлорирования питьевой воды, отбеливания тканей и бумаги, получения хлорорганических и хлорнеорганических веществ, дезинфекции.

Как эффективный бактерицид хлор начал использоваться почти два столетия назад. С одной стороны, хлор спас сотни тысяч жизней благодаря своей способности разрушать вредные бактерии и вирусы, но в то же время он оказывает отравляющее воздействие и на человека.

Кроме этого, хлор является одним из важнейших продуктов химической промышленности по объёму производства и области применения.

Свойства хлора

При нормальных условиях хлор представляет собой газ зеленовато-жёлтого цвета с резким раздражающим запахом, в сжиженном же состоянии хлор может находиться только при избыточном давлении или при температуре ниже минус 34 °С.

При утечке хлор дымит, при температуре -34 °С сжижается, при температуре -101 °С затвердевает. Хлор малорастворим в воде – в одном объёме воды растворяется около двух его объёмов. Жидкий хлор в 1,5 раза тяжелее воды, газообразный хлор в 2,5 раза тяжелее воздуха.

Один килограмм жидкого хлора при испарении дает 315 литров газообразного хлора, при испарении на воздухе в значительных количествах даёт с водяными парами белый туман. В смеси с водородом (более 50 % водорода) хлор взрывоопасен, а при нагревании ёмкости с хлором взрываются.

Хранится и транспортируется жидкий хлор в сосудах, выдерживающих избыточное давление. Один баллон с жидким хлором при разгерметизации становится бомбой с радиусом поражения от 150 метров до 1 километра, с действием в зоне поражения более суток.

Чем опасен хлор?

Наибольшую опасность представляет хлор в сжиженном состоянии. При выбросах жидкого хлора смертельно опасную зону составляет площадь в радиусе примерно 400 м от места выброса.

Опасность хлора заключается во взаимодействии хлоргаза со слизистыми оболочками человека – образуется соляная кислота, вызывающая отёк лёгких, поражение глаз и носа, кожные раздражения. При вдыхании высоких концентраций хлора возможен смертельный исход – попадая в лёгкие, он обжигает лёгочную ткань и вызывает удушье.

Учёные предполагают, что хлор, как и продукты его взаимодействия с другими веществами, увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, аллергических реакций и выкидышей у беременных женщин.

Признаки отравления хлором

При вдыхании хлор вызывает судорожный, мучительный кашель, в тяжёлых случаях происходит спазм голосовых связок и отёк лёгких. Хлор раздражающе действует на влажную кожу, вызывая её покраснение, могут иметь место химические ожоги и обморожение. Также хлор оказывает сковывающее воздействие на центральную нервную систему.

Первыми явными признаками отравления хлором являются:

– резкая боль в груди,

– резь в глазах (слезотечение),

– нарушение координации движений.

Действия при аварии с выбросом хлора

При получении информации об аварии нужно:

– Защитить органы дыхания и поверхность тела. Лицо, нос и рот можно защитить с помощью противогазов всех типов, марлевой повязки, смоченной водой или 20 % раствором соды (1 чайная ложка на стакан воды). Средством защиты кожи может послужить любая накидка.

– Покинуть район аварии в направлении, указанном в сообщении. Вне помещения выходить из зоны химического заражения следует в сторону, перпендикулярную направлению ветра. Избегайте перехода через туннели, овраги и лощины, так как в низких местах концентрация хлора будет выше.

– Если из опасной зоны выйти невозможно, нужно остаться в помещении и произвести его герметизацию: плотно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, дымоходы, уплотните щели в окнах и на стыках рам. Входные двери зашторьте, используя одеяла и любые плотные ткани. При возможности поднимитесь на верхние этажи здания. Нельзя укрываться на первых этажах многоэтажных зданий, в подвальных и полуподвальных помещениях.

– Оказавшись вне опасной зоны, нужно снять верхнюю одежду и оставить её на улице.

– Как можно быстрее принять душ, промыть глаза и носоглотку.

– Наблюдать за своим самочувствием, при первом появлении признаков отравления обратиться к врачу. В ожидании помощи пострадавшему необходим покой и тёплое питьё.

Как помочь пострадавшему?


Пострадавшего от отравления хлором нужно как можно быстрее вынести из опасной зоны. При транспортировке пострадавший должен быть в горизонтальном положении.

Вне опасной зоны снимите с пострадавшего всю одежду, стесняющую дыхание, и уложите в горизонтальное положение. Необходимо обеспечить покой, тепло, приток свежего воздуха.

В ожидании медицинской помощи рекомендуется:

– обильное тёплое питьё – 2 % раствор соды, боржоми, молоко с содой, чай, кофе;

– при кашле или першении в горле необходимы тёпло-влажные ингаляции 2 % раствором соды, противокашлевые препараты;

– при слезотечении, жжении в глазах – промывание глаз водой или 2 % раствором соды. Этим же раствором нужно промыть нос. В глаза можно закапать 30 % раствор альбуцида;

– при затруднении дыхания, осиплости голоса – вводится подкожно 1 мл 0,1 %-ного раствора атропина;

– при обмороке – нужно дать понюхать нашатырный спирт. При отсутствии дыхания немедленно приступить к его восстановлению.

Рекомендуется затемнить помещение. При первой возможности пострадавшие должны быть доставлены в медицинское учреждение для обследования и дальнейшего лечения.

В данном случае рассматривается вариант разрушения автоцистерны, забирающей нефтепродукт с нефтебазы для транспортировки потребителям (максимальный объем автоцистерны составляет 30 м 3 ). Коррозионный, механический износ бензовоза может привести к разрушению (разгерметизации) автоцистерны, находящейся на площадке налива в АЦ. В зависимости от количества выходящего продукта можно ожидать следующие сценарии развития:

Сценарий 2.1 – Локальный выход продукта (до 20 %), разлив бензина по площадке станции налива и попадание на грунт, загрязнение производственного покрытия и грунтов.

Сценарий 2.2 – Полный выход продукта, разлив, загрязнение производственного покрытия и грунтов.

В зависимости от температуры вспышки продукта и количества выходящего продукта можно ожидать следующий сценарий развития:

Сценарий 2.2.1 – Пожар разлития жидкой фазы нефтепродукта (концентрация паров больше верхнего концентрационного предела (jвп)). При этом возможно воздействие теплового излучения пожара на людей.

Сценарий № 3 – Разгерметизация резервуара для хранения нефтепродукта (без разрушения обвалования)

Щель, свищ, расхождение сварного шва резервуара, коррозионный износ или выход параметров за критические значения приводит к следующим сценариям:

Сценарий 3.1 – полный выход продукта, разлив и загрязнение производственного покрытия в пределах обвалования.

В зависимости от температуры вспышки продукта и количества выходящего продукта можно ожидать следующий сценарий развития:

Сценарий 3.1.1 – пожар разлития жидкой фазы нефтепродукта (концентрация паров больше верхнего концентрационного предела (jвп)). При этом возможно воздействие теплового излучения пожара на людей.

Сценарий 3.2. – большие или малые дыхания резервуара, образование взрывоопасной концентрации паров нефтепродуктов внутри резервуара. При этом в зависимости от массы участвующих паров и наличия источника зажигания можно ожидать:

Сценарий 3.2.2 –взрыв в резервуаре:

Сценарий 3.2.2.1 – разрушение самого резервуараи соседних резервуаров.

Сценарий 3.2.2.2 – разлив нефтепродукта внутри обвалованной площадки.

Сценарий № 4 – Разгерметизация резервуара для хранения нефтепродукта (с разрушением обвалования)

Щель, свищ, расхождение сварного шва резервуара, коррозионный износ или выход параметров за критические значения приводит к следующим сценариям:

Сценарий 4.1 – полный выход продукта, прорыв обвалования, разлив, загрязнение производственного покрытия как внутри, так и вне пределов обвалования.

В зависимости от температуры вспышки продукта и количества выходящего продукта можно ожидать следующий сценарий развития:

Сценарий 4.1.1 – пожар разлития жидкой фазы нефтепродукта (концентрация паров больше верхнего концентрационного предела (jвп)). При этом возможно воздействие теплового излучения пожара на людей.

Сценарий 4.2. – большие или малые дыхания резервуара, образование взрывоопасной концентрации паров нефтепродуктов внутри резервуара. При этом в зависимости от массы участвующих паров и наличия источника зажигания можно ожидать:

Сценарий 4.2.2 –взрыв в резервуаре:

Сценарий 4.2.2.1 – разрушение самого резервуараи соседних резервуаров.

Сценарий 4.2.2.2 – разлив нефтепродукта на большой площади с прорывом обвалования.

Ситуация № 5 – Разгерметизация трубопровода над землей

В данном случае рассматриваются варианты порыва и прокола части трубопровода, находящейся над поверхностью земли на территории нефтебазы. Коррозионный, механический износ трубопровода, неплотности прокладок и сальниковых уплотнителей, а также возможные механические повреждения и нарушение параметров технологического процесса (перегрев трубопровода) может привести к следующим сценариям развития:

Сценарий 5.1 – Разгерметизация трубопровода, разлив топлива по территории нефтебазы и попадание на грунт, загрязнение производственного покрытия и грунтов.

Сценарий 5.2 – Разрушение (разрыв) наружного участка трубопровода, разлив, загрязнение производственного покрытия и грунтов.

Сценарий 5.2.1 – Пожар разлития жидкой фазы нефтепродукта (концентрация паров больше верхнего концентрационного предела (jвп)). При этом возможно воздействие теплового излучения пожара на людей.

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 425 ;

Читайте также: