Рассмотрите рисунок рака какой орган

Во Франции на фермах в корм для виноградных улиток добавляют мел. Объясните, с какой целью это делают.

Рассмотрите рисунок рака. Какой орган отмечен знаком, к какой системе органов относится указанный орган? Какую функцию он выполняет?


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) Знаком вопрос отмечено сердце 2) (или, На спинной стороне головогруди находится пятиугольное сердце, от которого отходят кровеносные сосуды) 3) Сердце относится к кровеносной системе (незамкнутая) 4) Функции сердца: нагнетательная (сокращаясь, сердце гонит кровь в кровеносные сосуды. Сосуды, отходящие от сердца, разносят кровь по всему телу, заканчиваясь, они открываются в промежутки между внутренними органами)
Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает два из названных выше элементов, ИЛИответ включает три названных выше элемента, но содержитбиологические ошибки 2
Ответ включает только один из названных выше элементов, ИЛИответ включает два названных выше элемента, но содержитбиологические ошибки 1
Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью. 2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены. 3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям. 4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена. 5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.

6. Мутации всегда полезны организму.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) 3. Изменения, связанные с удвоением нуклеотида в гене, относят к генным (а не геномным) мутациям. 2) 5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными (а не генными). 3) 6. Есть как полезные, так и вредные или нейтральные мутации
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной информации 3
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются 2
В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются 1
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них 0
Максимальный балл 3

Как можно защитить урожай культурных растений от вредителей без использования ядохимикатов?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1) С помощью биологических методов борьбы: использование паразитов и хищников вредителей (наездников, бактерий и вирусов, птиц, стрекоз, муравьев, божьих коровок). 2) Выпуск на природу стерильных (т. е. бесплодных) самцов вредителей (самки после спаривания не дают потомство. 3) Выведение устойчивых к вредителям сортов растений. 4) Отпугивание зерноядных птиц, распашка нор грызунов.
Ответ включает все названные выше элементы 3
Ответ включает любые два из названных выше элементов 2
Ответ включает только один из названных выше элементов 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Укажите не менее четырех возможных последствий, если в экосистеме луга снизится численность насекомых-опылителей.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) сокращению численности насекомоопыляемых растений, изменению видового состава растений (или, биоразнообразие растений тоже может снизиться, так как эти насекомые способствуют перекрёстному опылению, а это источник комбинативной изменчивости и численного разнообразия); 2) сокращению численности и изменению видового состава растительноядных животных; 3) сокращению численности насекомоядных животных (или, некоторые обитатели луга, которые питаются этими насекомыми, например, насекомоядные птицы, их численность снижается, так как у них уменьшается кормовая база в лице насекомых-опылителей); 4) Снижается биоразнообразие насекомых, изменяется цепи питания и сети питания. Биоразнообразие — важнейший критерий устойчивости экосистемы. (или, личинки насекомых-опылителей занимают особое звено в цепи питания, их снижение неблагоприятного воздействует на равновесие в цепи питания (снижается численность подателей этих личинок).
Ответ включает три названных выше элемента и не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает два из названных выше элементов, ИЛИответ включает три названных выше элемента, но содержитбиологические ошибки 2
Ответ включает только один из названных выше элементов, ИЛИответ включает два названных выше элемента, но содержитбиологические ошибки 1
Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) Гаметофит и гаметы сфагнума гаплоидны, и набор хромосом, и количество ДНК в клетках отвечают формуле nc. Гаметы сфагнума образуются на гаплоидном гаметофите путем митоза. 2) Гаметофит образуется из споры, которая образуется в результате мейоза из тканей спорофита. 3) Спора делится митозом, образуя гаметофит.
Ответ включает три названных выше элемента и не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает два из названных выше элементов, ИЛИответ включает три названных выше элемента, но содержитбиологические ошибки 2
Ответ включает только один из названных выше элементов, ИЛИответ включает два названных выше элемента, но содержитбиологические ошибки 1
Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИответ неправильный 0
Максимальный балл 3

У человека не рыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные не рыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) Так как родители гетерозиготны, они несут по одному гену рыжих волос. 2) Теоретически у них могут родиться 2 рыжих ребёнка (25%). 3) Т.к. распределение генов по гаметам происходит случайно, то в этой семье может не оказаться ни одного рыжего ребенка, либо, наоборот, все дети будут рыжие. получается, что однозначного ответа на данный вопрос нет
Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает два из названных выше элементов, ИЛИответ включает три названных выше элемента, но содержитбиологические ошибки 2
Ответ включает только один из названных выше элементов, ИЛИответ включает два названных выше элемента, но содержитбиологические ошибки 1
Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1019 ;

Презентация к уроку Тип Членистоногие Класс Ракообразные

Биология 7 класс учебник Константинов В.М. (35ч1 час в неделю)

С заданиями в формате ОГЭ


Тип Членистоногие Arthropoda


  • Членистоногие – самый большой видами тип.
  • Известно более 1.5 млн. видов (2/3 всех видов животных)

Большое разнообразие форм

Как можно это объяснить?


Предки- кольчатые черви

(предполагаемый внешний вид)


  • Живут:
  • в морях и океанах – и в толще воды и в грунте , и на дне;
  • В пресных водоемах не только в реках и озерах, но и мелких пересыхающих лужах, в подземных водах и пещерах;
  • В скоплениях воды;
  • Дуплах деревьев;
  • Многие паразиты ( постоянные или временные, внутренние или наружные)

Способы питания членистоногих

  • Фильтрация воды
  • Роются в почве, пропуская через кишечник большое количество веществ;
  • Питаются трудноперевариваемыми веществами, как рог и воск;
  • Хищники
  • паразиты

Общая характеристика

  • Более 1,5 млн.видов
  • Тело имеет двустороннюю симметрию
  • Тело покрыто плотным хитиновым покровом
  • Характерна линька
  • Членистые конечности и тело
  • Миксоцель (смешанная полость тела) наполненна гемолимфой
  • Тело делится на отделы: голову, грудь и брюшко

Покровы теламногослойная хитинизированная кутикула

Затвердение кутикулы связано с тем, что хитин бывает пропитан углекислой известью (у ракообразных и многоножек) или инкрустирован задубленными белками (паукообразные, насекомые).

Как Вы считаете, зачем

необходимо затвердение кутикулы?



Хитиновый покров обладает: --высокой прочностью и препятствует испарению влаги с поверхности тела, с другой стороны, он не растяжим и воздухонепроницаем.

В связи с этим у животных появились трудности.


  • Нервная система в виде брюшной нервной цепочки и окологлоточных нервных узлов
  • Из органов чувств характерны фасеточные глаза, чувствительные органы обоняния и вкуса.
  • Органы выделения зеленые железы и выделительные трубочки или мальпигиевы сосуды
  • Кровеносная система незамкнутая. Имеется сердце.
  • Пищеварительная система сквозная
  • Органы дыхания: жабры, легочные мешки, трахеи

Фасеточные глаза


Мальпигиевы сосуды


КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПА ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

около 1 млн. видов

Класс Паукообразные

около 63 тыс. видов

Класс Ракообразные

около 35 тысяч видов


Тип членистоногие

Подтип жабродышащие

Подтип трахейные

Класс ракообразные

Подтип хелицеровые

Класс насекомые

Подкласс низшие раки

Подкласс высшие раки

Класс паукообразные

Отряд сенокосцы 2500 видов

Отряд скорпионы 600 видов

Отряд пауки 21000 видов

Отряд клещи 10000 видов


Внешнее строение речного рака

Короткие усики

Длинные усики

Верхняя челюсть

Нижняя челюсть

Головогрудь

Ногочелюсти

Брюшные ноги

Хвостовой плавник

Ходильные ноги


Класс Ракообразные

1. Гетерономность сегментации - сегменты тела обладают различным строением в разных участках тела.

Внешнее строение

речного рака:

1 — длинный усик;

2 — короткий усик;

4 — ходильные ноги;

6 — головогрудь;

8 — хвостовой плавник



Конечности:

  • Антеннулы(органы обоняния) – короткие усики.
  • Антенны(органы осязания) длинные усики
  • Верхние челюсти.
  • Две пары нижних челюстей.
  • Три пары ногочелюстей.
  • Пять пар ходильных ног, одна пара с клешнями.
  • Шесть пар брюшных ног. У самцов первая и вторая пара брюшных конечностей видоизменены в совокупительный орган. У самки первая пара конечностей сильно укорочена, к остальным прикрепляются яйца и молодь.
  • Анальная лопасть.

Тело состоит из головогруди и брюшка. Головной отдел несет головную лопасть и 4 сегмента. На головной лопасти находятся короткие усики — антеннулы (органы обоняния). На первом сегменте имеются длинные усики — антенны (органы осязания). На трех остальных — пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей.

В состав грудного отдела входит 8 сегментов : первые три несут ногочелюсти, принимающие участие в поддерживании и размельчении пищи.

  • Из трех пар конечностей головы образуются челюсти.
  • Обрабатывать пищу помогают ногочелюсти- три пары конечностей грудного отдела.
  • Следующие пять пар- это длинные ходильные ноги. Первая из них заканчивается клешнями, остальные четыре пары — ходильные ноги. Клешни речной рак использует для защиты и нападения.

Самцы крупнее самок, обладают более мощными клешнями

3, 4 и 5 конечность образуют ротовой аппарат.


ДВИЖЕНИЕ РАКООБРАЗНЫХ

Рак – донное животное. Нормально он двигается по дну на ходильных ногах головой вперед.

С помощью плавательных ножек плавает в толще воды, головой вперед.

Но стоит его напугать, как он делает резкий взмах хвостовым плавником под себя и быстрыми толчками уплывает задом наперед (пятится).


Смешанная полость тела (миксоцель)


Нервная система

Окологлоточное нервное кольцо (надглоточный и подглоточный узел)

Брюшная нервная цепочка

Орган осязания и обоняния – основание коротких усиков

Центральная нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.


Кровеносная система

Передняя артерия

Спинная артерия

Брюшная артерия

  • Незамкнутая;
  • Состоит из сердца в виде пятиугольного мешочка, расположенного на спинной стороне головогруди;
  • И отходящих от сердца нескольких крупных кровеносных сосудов — передние и задние аорты. Из них гемолимфа изливается в полость тела, просачивается между органами и поступает к жабрам.

Дыхательная система

  • Органы дыхания представлены жабрами — пластинчатыми или ветвистыми тонкостенными выростами грудных конечностей и боковых стенок грудной части туловища.
  • Расположены они по бокам груди в жаберных полостях, прикрываемых головогрудным панцирем.

Пищеварительная система


Рассмотрите рисунок рака. Какой орган отмечен знаком, к какой системе органов относится указанный орган? Какую функцию он выполняет?


Задание 23 № 666

Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

A) тело состоит из головогруди и нечленистого брюшка 1) речной рак

Б) имеет четыре пары ходильных ног 2) паук-крестовик

В) передняя пара ходильных ног превращена в клешни

Г) всасывает при помощи сосательного желудка содержимое добычи

Д) дыхание происходит при помощи жабр




1) Знаком вопрос отмечено сердце

(или, На спинной стороне головогруди находится пятиугольное сердце, от которого отходят кровеносные сосуды)

2) Сердце относится к кровеносной системе (незамкнутая)

3) Функции сердца: нагнетательная (сокращаясь, сердце гонит кровь в кровеносные сосуды. Сосуды, отходящие от сердца, разносят кровь по всему телу, заканчиваясь, они открываются в промежутки между внутренними органа



































Описание презентации по отдельным слайдам:

1 Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3.

Ответ(1) 1. Цифрой 1 обозначен зародышевый диск, цифрой 2 — желток, цифрой 3 — воздушная камера. 2. Зародышевый диск — оплодотворённая яйцеклетка, из которой развивается цыплёнок. 3. Воздушная камера необходима для дыхания зародыша и выведения воды из яйца.

2 К ка­ко­му подцарству, типу от­но­сят животное, изображённое на рисунке? Что обо­зна­че­но бук­ва­ми А и Б и в чём со­сто­ит роль этих струк­тур в жизни животного?

Ответ(2) 1) Подцарство — Одноклеточные; тип — Простейшие 2) А – сократительная вакуоль; Б – ядро 3) Сократительная вакуоль – удаление жидких продуктов жизнедеятельности, поддержание и для осмотической регуляции; ядро – регулирует все процессы жизнедеятельности, несет наследственную информацию или 1) На рисунке изображена Амёба. Под­цар­ство Про­стей­шие (Од­но­кле­точ­ные), тип Сар­ко­жгу­ти­ко­вые

3 К ка­ко­му подцарству, типу от­но­сят животное, изображённое на рисунке? Какой про­цесс изображён на ри­сун­ке и в чём со­сто­ит его био­ло­ги­че­ское значение? Ука­жи­те тип де­ле­ния клетки, ко­то­рый лежит в ос­но­ве этого процесса.

1) под­цар­ство — Про­стей­шие (Одноклеточные); тип — Инфузории; 2) про­цесс — бес­по­лое размножение; 3) био­ло­ги­че­ское зна­че­ние — вос­про­из­ве­де­ние организмов, идентичных ро­ди­тель­ской особи; уве­ли­че­ние численности; 4) тип де­ле­ния клет­ки — митоз. Ответ(3)

Назовите тип и клас­сы животных, изображённых на рисунках. Ука­жи­те два ос­нов­ных признака, общих для этих животных. 4

1) Тип членистоногие. 2) Классы: 1 – Ракообразные, 2 – Паукообразные, 3 – Насекомые. 3) Общие при­зна­ки – сег­мен­та­ция тела (и чле­ни­стые конечности) и хи­ти­но­вый покров. Ответ(4)

Какие ор­га­низ­мы изоб­ра­же­ны на рисунке? В чём за­клю­ча­ет­ся био­ло­ги­че­ский смысл их отношений? 5

1) по­ка­за­ны ак­ти­ния и рак-отшельник; 2) между ними су­ще­ству­ют сим­био­ти­че­ские отношения; 3) рак предо­став­ля­ет ак­ти­нии остат­ки пищи и транс­пор­ти­ру­ет её, а ак­ти­ния сво­и­ми щу­паль­ца­ми со стре­ка­тель­ны­ми клет­ка­ми обес­пе­чи­ва­ет раку защиту Ответ(5)

6 На­зо­ви­те изоб­ражённый на ри­сун­ке ор­га­низм и тип, к ко­то­ро­му его от­но­сят. Что обо­зна­че­но буквами А и Б, назовите функции указанных клеток.

Ответ(6) 1) Гидра, тип Кишечнополостные. 2) А — стрекательные клетки (находятся в эктодерме). Стрекательные клетки служат гидре орудием нападения и защиты. 3) Б – пищеварительно-мускульные клетки (находятся в энтодерме) – участвует передвижении и обеспечивает внутриклеточное пищеварение. (Мускульные волоконца их способны к сокращению. Когда они укорачиваются, тело гидры становится более тонким. Пищеварительно-мускульные клетки энтодермы способны образовывать ложноножки, захватывать и переваривать в пищеварительных вакуолях мелкие пищевые частицы).

7 Рассмотрите скелет птицы, как называются части скелета обозначенные цифрами 1 и 2, какое значение они имеют.

Ответ(7) 1) Под цифрой один — киль, под цифрой 2 — цевка — приспособление для полета, 2) Киль (вырост грудины) — к нему прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья. 3) Цевка (часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись и образовали единую кость) — дополнительная кость для мягких приземлений и обеспечивает способность не падать с веток (или, длинная цевка помогает птице лучше отталкиваться при взлете и бегать по земле).

8 Рассмотрите рисунок рака. Какой орган отмечен знаком, к какой системе органов относится указанный орган? Какую функцию он выполняет?

Ответ(8) 1) Знаком вопрос отмечено сердце (или, На спинной стороне головогруди находится пятиугольное сердце, от которого отходят кровеносные сосуды) 2) Сердце относится к кровеносной системе (незамкнутая) 3) Функции сердца: нагнетательная (сокращаясь, сердце гонит кровь в кровеносные сосуды. Сосуды, отходящие от сердца, разносят кровь по всему телу, заканчиваясь, они открываются в промежутки между внутренними органами)

Какие черты приспособленности у изображенного организма к среде её обитания? Какие недостатки приспособленности? 9

Ответ(9) 1) Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна (камбала, скаты). При этом камбала ещё способна менять окраску в зависимости от цвета окружающего фона, путём перераспределения пигмента в покровах тела (или, способна к быстрому изменению покровительственной окраски благодаря перераспределению пигментов в хроматофорах кожи) 2) Уплощенное с боков тело — это приспособление для жизни на дне глубоких морей; глаза смещены на одну сторону 3) Недостатки приспособленности: небольшая площадь, занимаемая жабрами — потому что не достаточно кислорода и рыба малоподвижна. Относительный характер приспособленности. Приспособленность к среде обитания носит относительный характер, полезна только в тех условиях, в которых она исторически сформировалась.

10 Определите по рисунку тип и класс изображённого животного. По каким признакам это можно сделать? В чём особенности пищеварения данного животного? Ответ поясните.

Ответ(10) 1) Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. 2) признаки — 4 пары ходильных ног, маленькая головогрудь, большое нечленистое брюшко. 3) По способу питания паук — хищник, пищеварение внеорганизменное (внекишечное

Назовите типы и виды животных, нервные системы которых показаны на рисунке. Чем эти системы отличаются друг от друга? 11

1) Цифрой 1 обозначена нервная система белой планарии. (Тип Плоские черви). 2) Цифрой 2 обозначена нервная система пресноводной гидры. (Тип Кишечнополостные). 3) У планарии нервная система стволового или лестничного типа, а у гидры – диффузная нервная система. Примечание. Если указаны типы и не указано видовое название, то отметка не должна снижаться Ответ(11)

К какому типу животных принадлежит организм, клеточное строение которого показано на рисунке? Какие клетки обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции выполняют эти клетки? 12

1) это клетки животного, относящегося к типу Кишечнополостные; 2) 1 – стрекательные клетки, выполняющие защитную функцию; 3) 2 – пищеварительно-мускульные клетки, выполняющие функцию переваривания пищи Ответ(12)

13 При рождении горностаевые кролики имеют белую окраску шерсти. Позже на отдельных участках появляется чёрная окраска. Что изучали в данном эксперименте? Какова была его методика? Какие выводы были сделаны из этого эксперимента?

Ответ(13) 1) У кроликов выщипывали шесть и прикладывали к оголённому участку кожи мешок со льдом. На оголённом участке выросла чёрная шесть. 2) Выясняли зависимость выработки пигмента окраски шерсти от температуры, повышая и понижая температуру внешней среды. 3) Вывод: признак проявляется в зависимости от температуры, т. е. от условий внешней среды, и является модификационным изменением.

14 Назовите эту птицу и семейство, к которому она принадлежит. Определите по рисунку образ жизни, характер питания и приспособления к образу жизни, который она ведёт.

Ответ(14) 1) Пеликан, семейство Пеликановые. Хорошо летает, живёт вблизи водоёмов 2) Крупная водоплавающая птица с развитыми плавательными перепонками. 3) Использует клюв со специальным мешком для ловли рыбы

15 Какие особенности строения скелета позвоночного животного, изображенного на рисунке, доказывают его наземное происхождение? Приведите доказательства. С какой группой современных позвоночных животных у него проявляется сходство во внешнем строении? Как называется эволюционный процесс, в результате которого сформировалось это свойство? Ответ обоснуйте.

Ответ(15) 1) грудные плавники имеют сходство в строении с конечностью наземного типа (пояс конечности и свободная конечность из трех отделов: плеча, предплечья, кисти); 2) имеются рудиментарные кости тазового пояса, свидетельствующие о наличии у предков задних конечностей; 3) сходство с рыбами по форме тела и плавников; 4) название процесса — конвергенция; это формирование сходных признаков у неродственных групп, обитающих в одинаковых условиях.

16 На рисунке изображены конечности насекомых. Определите под каким номером прыгательная конечность, а под каким копательная. Укажите под действием какого пути эволюции образовались эти типы конечностей.

Ответ(16) Функция конечностей насекомого зависит от того, в какой среде оно обитает, как питается и защищается. Поэтому лапки у разных видов приспособлены для выкапывания ходов, закапывания погибших животных, устройства гнезд, защиты от нападения, захвата пищи, прыгания, плавания, бегания. 1) Прыгательные ноги под номером 4. Прыгательные ноги имеются у представителей отряда прямокрылые. К ним относятся саранча, кузнечик, сверчок. Последняя пара ног у них очень длинная и мощная. Многие представители прямокрылых прыгают в высоту до восьмидесяти сантиметров, а если при этом расправляют крылья, то расстояние, преодолеваемое за один прыжок, достигает около десяти метров. 2) Копательные ноги под номером 2. Копательные ноги характерны для медведки, жука-навозника, майского жука. Обычно копательными становится первая пара ног. Конечности этого типа мощные, плоские и короткие. 3) Путь эволюции — идиоадаптация. Сформировались в процессе дивергенции. Дивергенция - это расхождение признаков у видов, происходящих от общего предка.

Читайте также: