Раскройте суть новообразований дошкольного возраста произвольность поведения

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.


Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:


Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.


Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.


К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого - расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.


Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:


Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.


Татьяна Горбунова
Развитие произвольности у дошкольников

Развитие произвольной регуляции у дошкольников

(Горбунова Татьяна Владимировна, педагог-психолог МАДОУ №241, г. Кемерово)

Очень часто приходится слышать от родителей, воспитателей, что дети неуправляемы, ничего не слышат, не сидят на месте и т. д. Поэтому сегодня я хочу поговорить именно о том, что такое произвольность, саморегуляция, как они формируются, и что с этим делать)

Не смотря на то, что начиная примерно с 20 годов прошлого столетия отечественными психологами, так или иначе исследовался вопрос произвольности, нет единого взгляда на его природу, вместе с тем единодушно считается, что ребёнок тогда владеет произвольными формами поведения, когда умеет регулировать свои действия в соответствии с правилами, образцами и нормами, выработанными обществом.

Произвольную регуляцию деятельности и поведения, то есть способность ребёнка целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведения, называют произвольным поведением. (на слайде)

Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

Произвольная регуляция возникает в общении и совместной деятельности со взрослым.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. (на слайде)

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.

-преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные,

- обретение человеком контроля над своим поведением,

- выработка волевых качеств личности. (на слайде)

Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию.

Напомню,что есть две сигнальные системы: первая и вторая

первая – связана с восприятием через рецепторы сигналов, раздражителей поступающих из внешней среды, световых, тепловых, болевых и т. д.

вторая связана с функцией речи, со словом, слышимым или видимым (письменная речь).

Именно вторая система подает команды первой через слово.

Таким образом, волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от других, либо словами, произносимыми самим человеком во внутренней речи, когда решение принимает он сам.

За произвольное поведение отвечают лобные доли коры головного мозга, так же как и за речь и мышление. При поражении лобных долей осмысленное поведение становится невозможным, любое случайное отвлекающее обстоятельство побуждает к неоправданному поведению. Такой больной не может сосредоточиться на цели, он ведёт себя как автомат: увидел лестницу - идёт по ней, увидел проходящего мимо человека – непроизвольно пошёл за ним, увидел звонок – позвонил; он может зайти, как в дверь, в открытые дверцы шкафа, а потом долго беспомощно стоять там. Он не может решить простейшей арифметической задачи.

Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребёнком произвольными движениями, в манипуляции с игрушками и доступными предметами.

Собственно произвольное поведение начинает складываться тогда, когда, ребёнок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо.

Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребёнка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия.

Ребёнок овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом не легко даётся ребёнку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля за собой, - ребёнок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда он смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений.

Повторюсь, что Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Произвольные действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными. К концу дошкольного возраста ребёнок приобретает способность адекватно вести себя на основе внутренних побуждений, а не только в условиях ожидания какого либо поощрения со стороны взрослых или сверстников. На этой основе возникает соподчинение мотивов.

Становлению произвольного поведения ребёнка способствует игра.

Очень важно понимать механизм формирования произвольной регуляции.

Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребёнок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок.

Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребёнка непосредственно.

Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в этот период ещё затруднён. То, что относительно легко удаётся ребёнку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание, данное экспериментатором, - стоять прямо и не двигаться. Хотя в игре содержаться все основные компоненты произвольного поведения,контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность.

Итак, за выполнением правила, считал Д. Б. Эльконин, лежит система социальных отношений между ребёнком и взрослым.

Сначала правило выполняется в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним.

Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения – важный признак произвольного поведения.

Способности произвольной психорегуляции.

Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.

Двигательная сфера: (на слайде)

Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения,ребенок должен овладеть следующими умениями:

• произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

• различать и сравнивать мышечные ощущения;

• определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм);

• менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.

Эмоциональная сфера: (на слайде)

Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.

Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:

• произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;

• различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т. п.);

• одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;

• произвольно и подражательно “ воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Сфера общения: (на слайде)

Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развитьтренировкой следующих умений:

• управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;

• сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);

• отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

У детей больше, чем у взрослых, развита, интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.

Сфера поведения: (на слайде)

Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения,которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции:

• определять конкретные цели своих поступков;

• искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;

проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;

• предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

• брать на себя ответственность.

В развитии у детей описанных навыков большое значение играет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно в выборе поступка или действия состоит первый шаг на пути развития произвольного (согласно со своими желаниями, волей) управления поведением.

Игры, способствующие развитию произвольной регуляции у дошкольников.

Упражнения, направленные на развитие саморегуляции детей.

Наиболее важное место в технике психической саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям – это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание, которые в свою очередь способствуют расслаблению контроля сознания и введения установок в подсознание, различные медитативные упражнения, аутогенная тренировка.

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ.

Тыкалки. Взрослый проходит за спинами детей и легко щекочет каждого. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться.

Черепашки. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене. Побеждает тот, кто оказался последним.

Найди и промолчи. Детям необходимо, передвигаясь по комнате, найти спрятанный мяч и вернуться на своё место. Запрещено показывать мяч, говорить кому-то, или брать его в руки.

Смотри на мячик.Детям предлагается скучное задание: в течение 1 минуты внимательно рассматривать мячик, не отводя от него взгляда. Ребёнок, посмотревший в другую точку, садится на своё место, считаясь проигравшим.

Горка спичек. Перед ребёнком вываливается коробок спичек в одну кучку. Предлагается по - очереди вытаскивать по одной спичке, чтобы не сдвинулись остальные (в игру могут играть до 6 детей).

5 спичек. Перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.

Якалки. Ведущий загадывает лёгкие загадки, дети, отгадав загадку, сигналят ведущему поднятой рукой. Отвечает тот ребёнок, которого назовёт ведущий. Можно усложнить задачу, введя сигнал для ведущего (поднимать руку детям только после сигнала ведущего, например, поднятой карточки).

Шепотком. Игра в вопросы, ответ на которые дети уже знают Задача дошкольников – ответить на вопрос хором только после сигнала ведущего (поднятая красная карточка) и только шёпотом.

1. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.

2. Гиппиус СВ. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб., 2001.

3. Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1985.

4. Лазарев М. Л. Программа “Познай себя”. - М., 1993.

5. Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., 1995.

6. Лопухина КС Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.

7. Панфилова М. А.Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.

8. Самоукина Н. В.Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. : Новая школа, 1993.

9. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.

10. СполдингДж. Обучение через движение. - М., 1992.

11. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.

12. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., 1995.

В результате освоения данной главы студент должен:

  • • особенности волевого развития и развития произвольной регуляции поведения в дошкольном возрасте;
  • • условия формирования произвольности как одного из важнейших новообразований старшего дошкольника;

• организовать свободную игровую предметную деятельность с учетом развития произвольной и волевой сферы дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения;

• способами оптимизации волевой и произвольной сферы дошкольника.

Становление способности владеть своим поведением и психическими процессами, т.е. развитие произвольности, составляет магистральную линию развития личности. Д. Б. Эльконин указывал на то, что формирование личностного поведения — это возникновение произвольных действий и поступков. А. Н. Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка. На тех же позициях стояла и Л. И. Божович, подчеркивавшая высокую значимость для формирования личности развития воли и произвольности.

Воля — это способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Произвольность — это осознанность своего поведения, возможная благодаря развитию средств овладения собой. Произвольность действий характеризуется сознанием цели и стремлением к ее достижению, а также предварительным представлением о характере самого движения.

Исследования, проведенные иод руководством А. Р. Лурии, показали, что дети до пяти лет, как правило, подчиняют свои действия ситуативным обстоятельствам, а не слову. Для того чтобы ребенок руководствовался в своих действиях словесной инструкцией, необходимо создать специальные условия, а ее восприятие — сопровождать организацией ориентировки в материале, с которым ему предстоит действовать.

По мнению Т. В. Ендовицкой, дошкольники еще не умеют устанавливать нужную связь между словесными указаниями и будущими ответными действиями. Оказалось, что если каждое звено словесной инструкции ребенок будет сопровождать ориентировочными действиями (указательный жест и пр.), т.е. соотносить инструкцию с объектом действия, то выполнение всей инструкции становится возможным даже для детей 3—4 лет. В результате такой организации ориентировочной деятельности у ребенка складывается представление о том, что ему нужно будет делать и как, формируется образ действия, который затем начинает определять его практическое выполнение. Так создается важнейшее условие произвольной регуляции — планирование [1] .

Планирование — вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем.

Исследования Е. А. Бугрименко, Е. В. Субботского, Д. Б. Эльконина и др. показали, что к четырем годам достаточного развития достигает способность ребенка к произвольному действию — подчинению инструкции взрослого, требующей преодоления непосредственного импульса к действию [2] .

Важнейшим условием развития произвольности в дошкольном возрасте является организация самостоятельной осмысленной деятельности ребенка, предполагающая последовательную актуализацию: 1) позиции взрослого над ребенком; 2) постановку ребенка в активную позицию; 3) постановку ребенка в позицию над взрослым в совместной деятельности; 4) постановку ребенка в позицию над ситуацией [2] (рис. 22.1).


Рис. 22.1. Особенности организации самостоятельной осмысленной деятельности дошкольника

Развитие воли, по мнению Е. О. Смирновой, следует рассматривать как становление мотивов деятельности ребенка, а произвольности — как становление осознанности своего поведения, возможное благодаря развитию средств овладения собой [4] .

При этом произвольное поведение развивается в неразрывном единстве с волей ребенка: каждый этап развития произвольности предполагает становление новых мотивов, побуждающих к овладению своим поведением (рис. 22.2).


Рис. 22.2. Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте


Елена Олеговна Смирнова (р. 1947) — российский ученый, доктор психологических наук, профессор. Научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета. Ученица М. И. Лисиной. Профессиональные интересы ученого: детская психология, психология развития, волевое и произвольное развитие, межличностное общение дошкольника со взрослым и сверстниками, психология игры и игрушки.

В зарубежной психологии развитие самоконтроля и саморегуляции в дошкольном возрасте рассматривается в основном в контексте когнитивного развития. Импульсивность (нерефлексивность) детей 4—5 лет, согласно Дж. Флейвелу, связана с неразвитой системой метапознания, т.е. знания особенностей собственной познавательной сферы и способов ее контроля [6] .


Элеонора Маккоби (р. 1917) — американский психолог. Занималась исследованиями в области воспитания детей, гендерных различий, общественного мнения и влияния телевидения. Элеонора Маккоби и Кэрол Жаклин, проанализировав 1400 исследований, направленных на изучение различий между полами, не нашли статистически значимых различий и пришли к выводу, что большинство гендерных стереотипов не подтверждается. Между представителями мужского и женского пола значимые различия обнаружились только по четырем параметрам: способность к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность.

Д. Б. Эльконин, говоря об итогах дошкольного детства, указывал, что произвольность поведения является одним из главных личностных новообразований ребенка-дошколышка. Об этом свидетельствует тот факт, что к концу дошкольного возраста ребенок умеет управлять своим поведением посредством правил, образцов, инструкций, достигать поставленной цели и осознавать ее.

В последние годы проблема развития произвольного поведения в отечественной детской психологии приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием к подготовке ребенка к школе. Известно, что произвольное поведение рассматривается как важнейшая составляющая школьной зрелости.

Экспериментально было доказано, что в формировании произвольности и волевой регуляции дошкольника взрослый и сверстники играют важную роль. Л. С. Выготский был убежден, что истоки произвольности ребенка лежат не внутри его организма и не в его индивидуальной деятельности, а в отношениях со взрослым. Это положение стало традиционным для отечественной психологии. Согласно ему, разные формы культурно-исторического опыта не могут быть переданы ребенку непосредственно. Для их усвоения он должен быть вовлечен в специально направленную практическую деятельность. В этой деятельности рождаются и ее смысл, и средства (способы, образцы). В раннем и дошкольном возрасте такое вовлечение происходит в совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого.

В большинстве экспериментальных исследований и теоретических построений взрослый выступает лишь как носитель средств человеческой деятельности (знаков, способов, норм, правил). При этом полагается, что мотивы деятельности ребенка возникают в его индивидуальном опыте, как результат его собственной предметной деятельности. Но, как показали исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной и др., взрослый выступает для ребенка не только как носитель средств и способов деятельности, но и как реальное, живое олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми ребенок еще не обладает [7] . На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым — через общение, совместную деятельность и общие переживания.

Сравнительное исследование Е. О. Смирновой произвольности и осознанности у дошкольников с разным опытом общения со взрослым показало, что осознание своего свободного, ненормированного поведения и овладение им можно рассматривать как следующий и высший в дошкольном возрасте этап развития произвольности. Средством осознания поведения на этом этапе является временной план деятельности, связь настоящих действий с прошлыми и с будущими. Предметом сознания и деятельности ребенка становится его собственное поведение, которое он сам может контролировать и преобразовывать [8] .

Социальное научение (термин бихевиоризма) — приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других или наблюдений за успешными образцами социально одобряемого поведения.

В исследовательской работе Е. А. Бугрименко в качестве основного способа выделения и развертывания смысловой стороны контроля использовалась ситуация совместной игровой деятельности, центральным содержанием которой являлись правила контрольных взаимоотношений, фиксированные в специальном знаке-символе.

Знак-символ — внешний знак, контролирующий поведение. Предмет или явление, служащие представителями другого предмета или явления.

В формировании произвольного самоконтроля у детей 4—6 лет использовался внешний знак, за которым в игре закрепилось значение контрольной функции. Введение этого знака в условия продуктивной деятельности и в ситуацию выполнения детьми повседневных бытовых правил поведения способствовало переходу от игровых к неигровым формам контроля. В исследовании была показана принципиальная роль материального знака как механизма переноса позиции контролера, освоенной в игре, во вне- игровую деятельность, где этот знак становится средством регуляции самостоятельных контрольных действий ребенка. Смирнова, изучая развитие произвольности в игре с правилом, пришла к выводу, что участие сверстников подготавливает появление самоконтроля: первоначально дошкольники контролируют действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать собственное поведение в игре [11] . Эти факты позволяют предположить, что участие сверстников при определенных условиях может стимулировать произвольность поведения. Присутствие и участие других детей, с одной стороны, усиливает мотивацию к деятельности, а с другой — способствует осознанию своего поведения.

В качестве школы произвольного поведения Л. С. Выготский рассматривал игру, но конкретная разработка этой проблемы осуществлялась его учениками и последователями, которые убедительно показали, что произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется прежде всего в ведущей для этого периода игровой деятельности. А. В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в игре, в условиях прямого выполнения задания различен. Он приводит интересные результаты исследований Т. О. Гиневской, специально изучавшей значение игры для организации движений ребенка [2] . Оказалось, что как эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того, какое место оно занимает в осуществлении игровой роли. Так, в ролевой игре в спортсменов не только увеличивалась относительная эффективность прыжка, но и изменялся характер движения: в нем значительно рельефнее выделялась фаза подготовки, своеобразного старта. Е.

По мнению Л. И. Божович, дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом, когда они изображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности. Т.е. они подчиняют свое поведение игровым интересам. Эльконин также обращался к проблеме развития произвольного поведения в игровой деятельности. Он характеризует его не только наличием образца, но и контроля за его выполнением. Ребенок в игре выполняет одновременно две функции: с одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Конечно, это еще не сознательный контроль. Вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней уже содержатся все основные компоненты произвольного поведения. Функция контроля еще очень слаба и часто требует поддержки со стороны участников игры. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Введение сюжета меняет смысл действий для ребенка, и правило поведения, неразрывно слитое с привлекательной ролью и сюжетом, становится предметом (мотивом) его деятельности, возможностью объективации своих действий, способствующей их большей осознанности и управляемости [14] .

Итак, ролевая игра дошкольника в органической и естественной форме сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действий: с одной стороны, повышение мотивированности, с другой — осознанности поведения. Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, создающей оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, поэтому она выступает наиболее эффективным средством формирования произвольного поведения в дошкольном возрасте.

Таким образом, произвольность поведения ребенка в старшем дошкольном возрасте является отправной точкой в формировании волевой регуляции как личностного образования при переходе к младшему школьному возрасту. Способами оптимизации произвольной и волевой сфер могут выступать организация общения дошкольника со взрослым и сверстниками и игровой деятельности с включением обязательных элементов (следование образцам, инструкциям, выполнение поручений, достижение цели в условиях помех, выполнение правил игры).

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. В чем проявляется произвольность поведения у детей дошкольного возраста?
  • 2. Как формируется волевая регуляция у старшего дошкольника?
  • 3. Охарактеризуйте роль взрослого в формировании произвольности поведения и волевой регуляции дошкольника.
  • 4. Как сверстники влияют па формирование произвольного поведения детей дош кол ы 1 ого возраста?
  • 5. Раскройте роль игры в формировании произвольности и волевой регуляции у детей дошкольного возраста.

Тестовые задания

Практическое задание

Составьте схему формирования произвольного поведения в различных видах детяльности детей дошкольного возраста.

Читайте также: