Рака с мощами митрополита алексия

Мощи святителя Московского Алексия были открыты в 1430-х годах при перестройке Благовещенского придела Михайловского собора Чудова монастыря в Московском Кремле. В ноябре 1518 — июне 1519 года у раки с мощами совершился ряд отмеченных в летописях чудесных исцелений. 11 февраля 1535 года мощи были торжественно переложены в новую серебряную раку с позолоченным изображением на крышке, изготовленную по обету Василия III.

Около 1600 года для святых мощей была изготовлена новая гробница, но она была хищнически уничтожена в 1612 году во время захвата Кремля польскими интервентами и их приспешниками. Новая рака взамен утраченной была сооружена при царе Михаиле Феодоровиче, и мощи пребывали в ней с 1680 года во вновь выстроенной Алексеевской церкви Чудова монастыря. При раке постоянно хранились святительский посох Митрополита Алексия, а также, в особом шкафу, — предметы его облачения (саккос, епитрахиль, подризник). В 1812 году наполеоновские солдаты подвергли гробницу святителя Алексия поруганию, ограбив раку и выбросив из нее мощи, которые были найдены после освобождения Кремля в приделе Алексеевской церкви среди хлама и остатков монастырского имущества[1].

Новый святотатственный акт в отношении всенародно почитаемой кремлевской святыни был допущен уже при советской власти губернской комиссией по изъятию церковных ценностей. 29 марта 1922 года многопудовая серебряная рака святителя была разобрана на части и изъята из Алексеевской церкви Чудова монастыря[2]. Гроб со святыми мощами, остававшийся в Алексеевском храме до его разрушения, то есть приблизительно до 1930 года, был затем перенесен в Успенский собор, где и хранился в алтаре между другими беспорядочно лежавшими вещами из фондов кремлевских музеев[3].

Связав желательность передачи мощей с приближавшимся церковным празднованием 800­летия основания Москвы, Святейший Владыка здесь же указал на предполагаемые места нахождения священных останков князя Даниила Московского — в одном из кремлевских соборов и Митрополита Алексия — в Успенском соборе Кремля.

Через три месяца, 9 июня 1947 года, вышло распоряжение Совета Министров СССР № 6995-рс об удовлетворении ходатайства Святейшего Патриарха. На этом основании Совет по делам Русской Православной Церкви на своем заседании 18 июня того же года по докладу заместителя заведующего инспекторским отделом Совета В.С. Спиридонова вынес постановление о разрешении передачи мощей святителя Алексия из Успенского собора в Богоявленский кафедральный собор[5]. О мощах святого благоверного князя Даниила Московского в этих документах упомянуто не было — думается, в связи с отсутствием сведений об их местонахождении[6].

Спустя два месяца, 20 августа 1947 года, Святейший Патриарх Алексий I в сопровождении настоятеля Богоявленского Елоховского собора протопресвитера Николая Колчицкого и председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпова побывал в Кремле в связи с предстоящим перенесением святых мощей[7]. По всей видимости, тогда же им были освидетельствованы реликвии святителя Алексия и согласован порядок их передачи.

Глубоко за полночь 14 октября 1947 года грузовая бортовая автомашина, в кабине которой вместе с женщиной­водителем находился отец Николай Колчицкий, прибыла в Кремль. Грузовик проследовал к Успенскому собору, где отца Николая уже ожидали кремлевские музейные работники: заместитель начальника отдела сохранения исторических ценностей и памятников Д.И. Михайлов и старший научный сотрудник Н.В. Гордеев. Ими вместе с отцом Николаем был составлен и подписан особый акт о передаче святых мощей. В 5 часов утра временная рака в виде деревянного ящика, в которой находились мощи святителя Алексия, была погружена на автомашину и в 5 часов 40 минут благополучно доставлена в Елоховский собор.

Для встречи святых мощей в столь ранний час в собор прибыл Святейший Патриарх Алексий I, который заранее распорядился оповестить о радостном событии лишь немногих клириков и служителей собора. Временная деревянная рака была перенесена в Никольский придел храма, где у святых мощей был совершен краткий молебен. Затем мощи святителя Алексия были помещены в алтаре Никольского придела, который был заперт[8].

Первым к святыне приложился Святейший Владыка Алексий (через небольшое прямоугольное отверстие в крышке), за ним — архиереи по старшинству и духовенство — служащее и присутствовавшее, затем до глубокой ночи верующие москвичи шли поклониться почитаемой гробнице[9].

К празднованию 500­летия автокефалии Русской Православной Церкви летом–осенью 1948 года Святейший Патриарх Алексий I поручил художнику М.Е. Губонину (1909–1971) возглавить работы по созданию над металлической гробницей художественной сени[10]. Резчики по дереву братья Ворносковы по рисункам М.Е. Губонина изготовили сень в виде стройного, устремленного ввысь шатра[11]. Сень была вызолочена и установлена на солее, справа от царских врат главного алтаря собора. В глубине шатра сени были подвешены многочисленные лампады, поднесенные благоговейными почитателями памяти святителя Алексия.

К назначенному сроку было необходимо изготовить металлическую раку для святых мощей, эскиз которой разработал по поручению Святейшего Патриарха Алексия I Михаил Ефимович Губонин[12]. Руководитель всех работ протопресвитер Николай Колчицкий предпринял (безусловно, при содействии Совета по делам Русской Православной Церкви) поиски предприятия, на котором могли бы произвести качественную отливку из бронзового сплава частей раки. Такое высокотехнологичное производство было найдено неподалеку от Елоховского собора — им оказался авиамоторостроительный завод № 45 Минавиапрома СССР[13].

Инженер этого завода, выпускник Московского авиационного института Григорий Васильевич Крупин тщательно и с высоким мастерством выполнил все работы по отливке и гальванопокрытию отдельных бронзовых деталей, из которых затем была собрана гробница. Протопресвитер Николай Колчицкий остался доволен качеством проведенных работ, вознаградил труд Г.В. Крупина и даже пытался, правда безуспешно, пригласить его, как опытного специалиста, на работу инженером­смотрителем в Елоховский собор. Рака была устроена по подобию старинных гробниц: изнутри, на массивной крышке было затем помещено шитое, тонкой работы изображение святителя Алексия, являющее его при открытой крышке как бы лежащим во гробе.

[1] Турилов А.А. Алексий, святитель Московский, Митрополит всея Руси // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 643–644.

[2] Козлов В.Ф. Свидетельствуют документы (об изъятии церковных ценностей) // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 9. С. 49.

[3] Губонин М.Е. Биографическая схема в связи с событиями церковной жизни. Т. 3. (1923–1965). Частное сообщение 5. 1948. Архив С.А. Беляева. Рукопись.

[4] Письмо Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР от 7 марта 1947 года. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Т. II. Д. 606. Л. 3–4.

[5] Выписка из протокола № 11 заседания Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР от 18 июня 1947 года. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Т. II. Д. 606. Л. 1.

[6] Нетленные мощи святого благоверного князя Даниила Московского исчезли после закрытия в 1932 году храма Воскресения Словущего в Даниловой слободе, в который они были перенесены в 1930 году из Троицкого собора Свято­Данилова монастыря. Ковчег с большой частицей мощей преподобного Даниила Московского (ребро и один позвонок) был передан в 1984 году в дар от Православной Церкви в Америке Московскому Свято­Данилову монастырю. См.: Архиепископ Евлогий (Смирнов). Это было чудо Божие: История возрождения Данилова монастыря. М., 2000. С. 164–167.

[8] Описание церемонии передачи святых мощей в Кремле и их встречи в соборе изложено в письме Святейшего Патриарха Алексия, адресованном 14 октября 1947 года председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпову.: См.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Т. I. Д. 34. Л. 117. Выражаю глубокую признательность протопресвитеру Матфею Стаднюку за уточнение некоторых деталей знаменательного события 1947 года.

[9] А. Ш. Празднование 800­летнего юбилея Москвы Русской Православной Церковью // Журнал Московской Патриархии. М., 1947. № 11. С. 14–20.

[10] Протоиерей Владимир Воробьев, Щелкачев А.В., Губонина З.П. Жизнь прожить… // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 11. С. 53.

[14] Письмо Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) Г.Г. Карпову от 14 октября 1947 года. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Т. I. Д. 34. Л. 117.

В день соборного почитания первосвятителей московских предлагаем нашим читателям кратко вспомнить их великие деяния и мысленным взором посетить места упокоения их честных мощей. Все они находятся в Москве и Троице-Сергиевой лавре, которая неотделима от бед и горестей, радостей и побед нашего Стольного града.

18 октября Святая Церковь вспоминает собор московских святителей, всех прославленных в лике святых иерархов, бывших на Московской кафедре, Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев.

Успенский собор был усыпальницей Московских митрополитов на протяжение трех веков от начала его строительства и до Синодального периода в истории Русской Церкви. В Успенском соборе покоятся мощи шести первоиерархов, прославленных в лике святых.


Святитель Петр, первый митрополит Московский (II пол. XIII в. – 1326)

Святитель Петр, первый митрополит Московский (II пол. XIII в. – 1326). В 1325 г. святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.


Святитель Иона Московский (1390-е – 1461)

Святитель Иона Московский (1390-е – 1461). 15 декабря 1448 г. на Соборе русских епископов был избран митрополитом Киевским и всея Руси. Постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, носившим титул митрополита Киевского. В 1459 г. соборным решением закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов – Собором русских епископов с согласия московского князя. Таким образом было положено начало фактической автокефальной Русской Церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (ок. 1482 – 1563). В 1547 и 1549 гг. созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых, в связи с чем под руководством митрополита составлены жития святых – Великие четьи-минеи. При нем, в 1551 г., состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви. Немало усилий святитель Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец (1507–1568). Открыто обличал царя Иоанна Грозного за учреждение опричнины и казни невинных людей, за что был неправедно судим, сослан в тверской Отроч Успенский монастырь, где и убит Малютой Скуратовым.


Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея Руси (ок. 1525 – 1607)

Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея Руси (ок. 1525 – 1607). В 1586 г. избран митрополитом Московским, а в 1589 г. провозглашен находившимся в Москве Константинопольским патриархом Иеремией II первым патриархом на Руси. После смерти Бориса Годунова в 1605 г. отказался признать законность власти Лжедмитрия, оклеветан и изгнан из Москвы. Святитель Иов вернулся в престольный град 14 февраля, был встречен с почетом и 20 февраля в Успенском соборе простил и благословил свою бывшую паству. Таким образом состоялось примирение патриарха с народом, который всего полтора года тому назад в той же самой церкви попустил клевретам самозванца низвергнуть и оскорбить пастыря.

Вскоре после этого события, 19 июня 1607 г., патриарх Иов скончался, окруженный попечениями своего почитателя, архимандрита Старицкого Успенского монастыря Дионисия, того самого, который в смутное время правил Троице-Сергиевой лаврой.


Святитель Гермоген, патриарх Московский и всея Руси (1530–1612).


В.О. Моргун. Поляки ведут св. Гермогена в темницу. Дипломная работа. 2008. Мастерская истор.-религ. живописи. Руководитель И.И. Глазунов

Вплоть до 1920-х годов мощи святителя Алексия покоились в Алексиевском храме Чудова монастыря, разрушенного в 1929 г. Петру Барановскому, известному архитектору и реставратору древнерусского зодчества, удалось перед сносом храма перевезти мощи на телеге в Успенский собор Кремля.

14 октября 1947 г. в 5 часов 40 минут утра мощи святителя Алексия, Московского чудотворца были доставлены протоиереем Николаем Колчицким в Елоховский собор и встречены патриархом Алексием I.


Рака с мощами святителя Алексия в Елоховском соборе. Сооружена в 1948 г.

Святитель Алексий, митрополит Московский (между 1292/1305 – 1378). Ради исторической правды следует отметить, что святитель Алексий еще носил титул митрополита Киевского и всея Руси, однако во всех церковных текстах именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем. Обладая исключительным умом и способностями, святитель Алексий был фактическим правителем Московского княжества при трех московских князьях. В 1366 г. он начал строительство каменного Кремля. Митрополит пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. Святителем Алексием в Москве был основан в честь Нерукотворного Образа Спасителя Андроников монастырь, начато возведение каменного храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех и при нем Чудова монастыря.

Храм Христа Спасителя был заложен в 1839 г, освящен в 1883 г. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города в 1931 г. Заново отстроен и освящен в 1994–2000 гг.
Фасады храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом Московским.


Кафедральный соборный храм Христа Спасителя

9 июня 2004 года состоялось перенесение мощей святителя Филарета из Троице-Сергиевой лавры в Храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.


Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (Василий Михайлович Дроздов 1782–1867).


Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (Василий Михайлович Дроздов 1782–1867)

Еще в Санкт-Петербургской Духовной академии святитель положил начало труду всей своей жизни – переводу на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако только в 1856 г. Филарет смог вновь поднять в Святейшем Синоде вопрос о русском переводе Библии. Полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины.

10–14 октября 1994 г. были произведены раскопки к югу от храма Сошествия Святого Духа на месте церкви Филарета Милостивого, снесенной в 1938–1940 гг. В результате раскопок были обретены честные мощи святителя Филарета Московского и святителя Иннокентия. Мощи святителя Иннокентия ныне покоятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В 1880–1881 гг. подвальная часть Успенского собора была перестроена в крипт, где освящен храм в честь всех Святых, в земле Российской просиявших. Здесь покоятся многие иерархи, в их числе и Святитель Макарий Московский (Невский). В крипте собора совершаются водосвятные молебны (начало в 9.00 и 12.00) и раздается освященное масло.


Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, святитель, апостол Америки и Сибири (Иван Евсевиевич Попов, затем Вениаминов, 1797–1879)


Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, святитель, апостол Америки и Сибири (Иван Евсевиевич Попов, затем Вениаминов, 1797–1879)

В 1868 г. после блаженной кончины Святителя Филарета Московского Святейший Синод определил управлять столичной кафедрой епископу с противоположного конца империи, буквально с обратной стороны земного шара, уроженцу Сибири, миссионеру, епископу Камчатскому Иннокентию. Нелегко было взойти на Московскую кафедру после столь блистательного архиерея, каким был святитель Филарет (Дроздов). Кротость и смирение нового московского митрополита расположила сердца москвичей, которые искренне полюбили своего пастыря.

Простота митрополита Иннокентия была необыкновенной. К нему свободно, часто и в неприемные часы, приходили с разными заботами и нуждами священники и миряне, знатные и простого звания люди. Обращался Владыка со всеми без напускной важности и суровости. Он не любил официальные разбирательства с потоком казенных бумаг: многие недоразумения и ссоры улаживал миром в своем кабинете. В отношении к подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место.


Святитель Иннокентий отошел ко Господу в Великую Субботу, 31 марта 1879 г. и похоронен в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры.


Как и Святитель Иннокентий (Вениаминов), Макарий (Невский) прославлен в лике святых за апостольские труды по просвещению народов России и за ее пределами.


В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Ныне святые мощи святителя Тихона почивают в золоченой раке в Большом соборе монастыря.


Святые мощи святителя Тихона почивают в золоченой раке в Большом соборе монастыря

Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России (Василий Иванович Белавин 1865–1925), первый после восстановления патриаршества в России.


Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России (Василий Иванович Белавин 1865–1925)


Погребение святителя Тихона. Фреска на левой стене Святых врат Донского монастыря

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий; патриарший местоблюститель с 1925 г. до ложного сообщения о его кончине в конце 1936 г. (Петр Федорович Полянский 1862–1937).

Отдельно необходимо сказать о священномученике митрополите Петре. Место его захоронения неизвестно. Он был расстрелян 10 октября 1937 г. под Магнитогорском Челябинской области и погребен в одной из безымянных братских могил, где покоятся другие расстрелянные НКВД заключенные. Митрополит Петр принял управление Церковью в самый ураган гонений от безбожной власти, даже известие о его кончине было ложным.


Рака с мощами святителя Алексия

На фото: Москва. Рака с мощами Святителя Алексия митрополита Московского. В Богоявленском (Елоховском) Соборе Москвы около станции метро "Бауманская".

Почему язычники просили молитв святителя Алексия Московского?

Блестящий государственный деятель, переводчик Нового Завета, строитель храмов и монастырей, церковный канонист (составлял каноны Православия) и реформатор, дипломат, молитвенник и чудотворец — таким был святитель Алексий, митрополит Московский.

Святитель жил во времена татарского ига на Руси. Кровь от набегов татар лилась рекою. Но Cилу его молитв признавали даже татары. Из Орды пришел приказ: приехать и исцелить жену хана. Святитель Алексий приехал. и исцелил.

Великий послушник
-------------------------------------------------------------
В годы татарского ига, государственного распада и экономической разрухи строил мужественно и твердо Церковь и Русь небесный покровитель Москвы, митрополит Алексий.

Елевферий, (так звали его в миру), родился в семье боярина Федора Бяконта, приехавшего на службу к князю Даниилу Московскому из разоренного татарами Чернигова.
В 1319 году он принял иночество с именем Алексий в Московском Богоявленском монастыре. Именно в том самом монастыре, в который сегодня(!) может зайти ЛЮБОЙ, вышедший со станции метро "Площадь революции" к ул. Никольская! Любой! Может войти в те самые стены и прикоснуться молитвой с самим святотелем(!) - войдя на территорию красивейшего (розового цвета) Богоявленского храма (около выхода из метро). Здесь - в этих местах Москвы он - великий защитник Земли Русской провел более двадцати лет.(. )

После смерти Феогноста, приобретя значительный опыт в делах церковного правления, будущий святитель Алексий становится его преемником.

Наследники Византии

Для поставления в митрополиты Алексий в 1354 году должен был отправиться в Византию. Там, готовясь к посвящению, он осуществил свой заветный замысел — создал новый церковнославянский перевод греческого Нового Завета. Почти шесть веков хранила Церковь подлинную рукопись — автограф святителя: так называемый Чудовский Новый Завет (по месту хранения — в основанном свт. Алексием Чудовом монастыре). После 1917 года рукопись бесследно исчезла. К счастью, ранее рукопись была фототипически издана. В наше время издан и греческо-русский словарь, созданный святителем в период работы над переводом.

И еще: вначале русскими митрополитами чаще всего были греки. Но со времени монгольского ига греческие владыки не очень охотно ездили на Русь: слишком далеко, холодно и опасно. И постепенно сложилось так, что митрополиты стали избираться поочередно — из греков и из русских. Феогност — грек, Алексий — русский. Так Русская Церковь вырастала из пелен греческого патриархата.

На обратном пути корабль митрополита попал в шторм. Будущий святитель Алексий молился о спасении и дал обет построить монастырь в честь святого или праздника того дня, когда корабль пристанет к берегу. Они достигли пристани 16 августа 1355 года, в день празднования Нерукотворного образа Спасителя. Вернувшись в Москву, Алексий основал над Яузой обитель Нерукотворного Спаса (сохранившийся до наших дней СпасоАндроников монастырь). Первым настоятелем здесь был преподобный Андроник — ученик Сергия Радонежского, а великим питомцем — Андрей Рублев.

Строитель державы

На великое княжение тогда претендовали и более влиятельные русские князья: тверские, рязанские, новгородские. Они также ездили в Орду за ярлыком, но митрополит Алексий, за которым стояла Русская Церковь, поддержал московского князя Дмитрия, и татары признали этот выбор.

Подросший князь Дмитрий вначале в своей политике, как и многие крупные князья, ориентировался на чисто княжеский, узкокорпоративный интерес, в том числе и по отношению к Церкви. Целью митрополита Алексия, как и митрополита Петра, было объединение Руси и избавление от татар. И здесь происходит очень важный для Руси поворот. Именно митрополит Алексий вместе с преподобным Сергием убедили Дмитрия Донского изменить политику узконациональной ориентации, направленную на интересы только Московского княжества и грозившую обособлением и провинциализмом, на политику собирания Русской земли, и позволившую в результате сбросить татарское иго. В отношении Церкви это привело к преодолению этнофилитизма и осознанию себя частью Вселенской Церкви, где нет ни эллина, ни иудея, ни рязанца, ни москвича, нет и узконациональной ориентации, — не в тактическом, а глубоком стратегическом смысле.

Молитва с политическим результатом

Святитель Алексий — государственный деятель, филолог и переводчик, основатель храмов, реформатор монашеской жизни, — был еще и великим молитвенником.

В Оружейной палате Московского Кремля хранится подарок митрополиту от Тайдулы — золотом вышитый саккос, одно из служебных архиерейских облачений. Возникает вопрос: откуда татарке, мусульманке, знать обычаи и одежды православных церковнослужителей (а саккос был сделан очень искусно)? Как сам святитель Алексий, православный иерарх, мог читать молитвы и совершать священнодействия над неверной? Разгадка проста: Тайдула не была татаркой. В Рязанской губернии, в селе Урусове, еще в XIX веке показывали старинную церковь, в которой служил в начале XIV века молодой священник. У него была красавица-жена. Во время ордынского набега татары сожгли село, убили священника, а супругу угнали в Сарай. Красивую пленницу подарили хану. Так стала русская женщина с трагической судьбой властной и влиятельной ханшей Тайдулой. Говорят, со времени исцеления Тайдулы, при ее жизни, татарские набеги на Московское княжество прекратились.

Небесный покровитель Москвы

Митрополит Алексий умирает в конце XIV века. Хоронят его в Чудовом монастыре Кремля. В 1905 году в крипте этого монастыря был похоронен убитый революционером-террористом великий князь Сергий Александрович. Здесь, перед мощами святителя Алексия, молилась о его упокоении великая княгиня Елизавета Федоровна, здесь рождается ее мысль об устройстве Марфо-Мариинской обители для молитвы и деятельной помощи людям. (Монашеским именем прмц. вел. кн. Елизаветы было Алексия.)


Московские святители Петр, Алексий и Иона. Икона конца XVII в. 5 октября 1596 года первым русским патриархом Ионой было установлено празднование Собора московских святителей: Петра, Алексия, Фотия и Ионы. Трое из них объединены в одной иконе неспроста: они решали одну задачу — объединяли Русь, что принесло победу над татарами. Митрополиты решали эту задачу практически: умиротворяли ордынских ханов, ограждая русский народ от набегов и разорений, укрепляли веру. Все это — рискуя собственной жизнью. За что и были прославлены

Во дни благочестивого великого князя Василия Васильевича 3334 , самодержца всероссийского, после того, как прошло около 60 лет со дня кончины святого Алексия, дивный во святых Своих и прославляющий их всеблагой Бог таким образом открыл бесценное сокровище, то есть, многоцелебные мощи сего святого великого святителя, митрополита Алексия.

Так как первый храм, построенной в сей обители 3335 самим святым Алексием во имя святого архистратига Михаила, в память бывшего чуда его в Хонах, был деревянной, то случилось, что крыша этого храма, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась во время совершения божественной литургии, причем по устроению Божию все бывшие в это время в храме, остались невредимыми. Тогда великий князь повелел построить каменный храм, и когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя святого Алексия неповрежденными и даже одежды на нем неистлевшими. Вскоре после сего был выстроен каменный храм во имя святого архистратига Михаила с приделом на южной стороне в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм этот имел три ступени вверх от земли, но был меньше прежнего деревянного храма, который хотя был и обширнее, но устроен был в одну ступень, и пол в нем был положен прямо на землю. Когда новоустроенный храм был подобающим образом украшен и освящен, то в него внесли многоцелебные мощи святого Алексия и положили в приделе Благовещения Пресвятые Богородицы.

После сего прошло много лет, и в княжение великого князя Иоанна Васильевича 3336 при преосвященном митрополите Геронтии 3337 стараниями архимандрита этой обители Геннадия стал строиться новый храм с трапезою во имя святого митрополита Алексия, но этот храм не был тогда окончен, так как архимандрит Геннадий поставлен был архиепископом в Великий Новгород 3338 . Чрез несколько времени после сего, когда, благодаря усердию того же архиепископа Геннадия, храм и трапеза, а также и другие здания были закончены и храм был украшен и освящен, то честные мощи святого Алексия были перенесены из придела Благовещения Пресвятой Богородицы и положены у стены на южной стороне в созданном во имя его храме. В 1534 году великий князь Василий Иоаннович 3339 повелел сделать для мощей чудотворца Алексия серебряную раку, на верхней доске ее устроить из серебра образ самого святого Алексия и украсить ее золотом, камнями и бисером. Рака была окончена уже после смерти великого князя, в 1535 году, и тело святого Алексия было положено в нее при сыне его, великом князе Иоанне Васильевиче 3340 , в день кончины святителя, в 12 день февраля месяца с четверга на пятницу первой седмицы великого поста.

Рака с мощами святого Алексия стояла на указанном месте около двухсот лет, до 1686 года. Так как храм и трапеза, построенные новгородским архиепископом Геннадием, пришли в ветхость, то в 1683 году по повелению благочестивого царя и великого князя Феодора Алексиевича 3341 , самодержца всероссийского, и по благословению Иоакима, святейшего патриарха московского и всея России, старанием и усердием бывшего в то время настоятеля обители архимандрита Адриана, – которой вскоре после сего был митрополитом царственного города Казани 3342 , а впоследствии по благоволению Божию возведен был в сан святейшего патриарха царствующего великого города Москвы и всея России 3343 , – была построена на новом месте новая большая трапеза. Она почти вся вынесена была за пределы обители и только незначительною частью своею и одною северною стеною вошла в обитель вместе с храмами, из коих первый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, бывший прежде придельным в храме святого архистратига Михаила, а второй рядом с первым, как мы уже и видели, – во имя святого митрополита Алексия и при них два притвора, или трапезы, устроенные для помещения тех, кто приходил к чудотворным мощам, чтобы поклониться им, помолиться и выслушать церковное богослужение. На том же основании между этими двумя храмами был выстроен новый храм во имя святого Апостола Андрея Первозванного для иноков обители, чтобы они всегда и особенно в зимнее время могли слушать различные церковные службы отдельно от сторонних посетителей монастырских храмов. Кроме сего на западной стороне всех этих зданий была устроена другая трапеза для принятия иноками пищи, чтобы они во всем были отделены от приходящих в обитель – суетных мирских людей, думали об одном только Боге и заботились о своем спасении, ревностно упражняясь в молитве, посте и рукоделии, так как в этом и заключается вся жизнь иноческая. Для этого же были устроены и разные входы в храм со вне обители, для мужчин – особый вход в храм святого Алексия, а для женщин – также особый в храм Благовещения Пресвятой Богородицы, чтобы приходящие к многоцелебным мощам святителя входили в эти храмы со вне монастыря и стояли в них, не смешиваясь, каждый пол в особом храме, мужчины отдельно и женщины отдельно. Для иноков же, живших в этой обители, были устроены в эти храмы и трапезы другие входы извнутри монастыря. Это – для того, чтобы иноки могли проводить безмолвную, чуждую суеты, жизнь, а также для того, чтобы по преданию святых отцов и по уставу обители иметь монастырские ворота всегда закрытыми и этим воспрепятствовать мирянам безвременно входить в обитель, а инокам во всякое время выходить из нее. Ибо в прежнее время был такой устав обители, чтобы в течение трех дней на неделе, а именно в понедельник, среду и пятницу иноки отнюдь не были отпускаемы за стены обители, в остальные же четыре дня они уходили в случае какой-либо необходимой нужды, да и то не самовольно, а отпросившись предварительно у настоятеля или того, кто управлял обителью.

Когда храмы и трапезы были совершенно окончены и украшены подобающим благолепием, то руками самих благочестивых царей и великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича, всей Великой, Малой и Белой России самодержцев, и их царских сановников в сопровождении святейшего всероссийского патриарха Иоакима, находившихся тогда в Москве епископов, всего духовенства и множества народа многоцелебные мощи великого святителя митрополита Алексия с каждением и ароматами были перенесены из старого трапезного храма в новопостроенный и положены на приготовленном месте между двумя храмами, Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Алексия. Это произошло в 20 день месяца мая 1686 года. Храм в честь святого митрополита Алексия был освящен самим святейшим патриархом Иоакимом соборне во славу Единого Бога, в Троице прославляемого, Отца и Сына и Святого Духа.

Апостольских преемников архиереев сопрестольниче, России всея пастырю и учителю, всеблаженне отче Алексие, Владыце всех молися, мир пастве твоей даровати, и спасение душам, и велию милость.

Яко сокровище пребогатое, многолетно в земли сокровенное, честныя мощи твоя обретошася чудоточащыя, всеблаженне отче святителю Алексие: от нихже врачевство приемлющее обогащаемся, и Христа славословим глаголюще: слава прославляющему святыя своя.

Яко солнце незаходимое от гроба возсия нам от мног лет сокровенны честныя твоя мощи нетленны, святителю Алексие, тобою благодать приемлем. Всю бо страну сию и вся бо чудесы и добротою обогащаеши действом благодати, да поем ти: радуйся отче, светило России.

Здесь разумеется великий князь Василий Васильевич Тёмный. Он княжил с 1425 до 1462 года.

Иоанн III Васильевич был великим князем московским с 1462 до 1505 года.

Митрополит Геронтий занимал московскую кафедру с 1473 до 1489 года.

Василий IV Иоаннович, преемник Иоанна III , был великим князем московским с 1505 до 1533 года, следовательно год, когда князем была заказана рака для мощей святителя, указан в прологе ошибочно.

Иоанн IV Васильевич Грозный был царем московским с 1533 до 1584 года.

Феодор III Алексиевич царствовал с 1676 до 1682 года.

Казань названа царственным городом, надо думать, потому, что была некогда столицею казанского татарского царства.

Патриарх Адриан, последний из всероссийских патриархов, управлял Русскою церковью с 1690 до 1700 года.

Поделиться ссылкой на выделенное

Читайте также: