Рака с мощами леонтия


Свт. Леонтий Ростовский
Леонтий I (+ ок. 1070/1073/1077), епископ Ростовский, святитель

Память 23 мая, в день обретения мощей в 1164 году, к чему приурочено и празднование Собора Ростово-Ярославских святых, а также в Соборе Зверинецких преподобных

Родом был грек, уроженец Константинополя, или же русский, уроженец Киева или близлежащего города [1]. Крещен был еще во младенчестве ("освяще́н от пеле́н, от млады́х ногте́й"), и с молодости начал постигать "науче́ние кни́жное". Как сказано о нем, "росси́йский и гре́ческий язы́к до́бре разуме́яше, кни́гам же росси́йским и гре́ческим ве́льми хитрослове́сен и сказа́тель от ю́ности бы́сть" [2]. Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Нужно думать, что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где, вероятно, стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители [3]. Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа "как первый престольник" из иноков печерских, не позднее 1051 года [4].

В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за Христианскую веру, так как Ростов по смерти страстотерпца Бориса Владимировича долго не имел собственных удельных князей, и хотя в 1054 году, по смерти благоверного Ярослава Мудрого, Ростов достался в удел сыну Ярослава Всеволоду, тот жил во все время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провел в делах ратных или около своего отца. Предыдущие Ростовские владыки - первый святитель Феодор и его преемник Иларион, - были с бесчестием изгнаны язычниками из города.

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, святитель Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением духовенства. Памятником этой просветительной деятельности святителя служит его "Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец". Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унес с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей "видеша великого Леонтья . . . свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею."

Одновременно с "наказанием" клириков, святитель Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам — язычникам из многолюдного племени чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницей, сваренной с медом. Дети охотно шли к нему, принимали крещение, а вслед за ними крестились и некоторые родители.

С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей. Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских язычников и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. Испугавшееся духовенство стало молить архипастыря тайно скрыться. Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Пораженные мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мертвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли Святую Веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. "Тогда начал отходить от нас мрак идольский, и воссиял свет благоверия," говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию.

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы, но, вероятнее всего, он скончался в мире [5]. Кончина относится либо к 1070, либо к 1073 году, а Е. Е. Голубинский считал, что святитель скончался около 1077 года.

Мощи и почитание

Останки святителя Леонтия погребены были в соборном Успенском храме Ростова. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия а также гроб святителя Исаии. Обретенные мощи святого Леонтия переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. Когда было закончено строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были снова в церковь Иоанна Богослова, которая с того времени стала собором. Они пребывали в ней до 1231 года. В этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя.

У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (+ 1214), который написал и канон святителю Леонтию. При владыке Иоанне, в 1190 году, было впервые совершено в Ростове празднование памяти святого Леонтия 23 мая, в день обретения его мощей. Таким образом епископ Леонтий стал первым русским святителем, которому было устанавлено на Руси почитание.

До 1609 года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили золотую раку и драгоценную икону святителя, мощи были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. На прежнем месте мощей была помещена рака с иконой. В 1800 году усердием ростовских граждан была устроена серебряная рака святителю, украшенная затем бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году "Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия".

Также в Ростовском Успенском соборе находилась небольшая икона Спаса на Убрусе, древнего византийского письма. Народное предание почитает ее келейной иконой святого Леонтия. В древних рукописных житиях святителя описано много чудотворений.

Молитвословия

Тропарь, глас 4:

Апо́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя́,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Те́м ны́не, со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши престо́лу сла́вы все́х Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4:

Жития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь, све́т Сво́й насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне.

Сочинения

В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия [6] говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.

  • "Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец," Памятники древнерусского канонического права [Под ред. А. С. Павлова] СПб., 1908, ч. 1 (Памятники XI-XV вв.).
    • Изд. также: "Московские Епарх. Ведомости," 1878, №№ 24, 25; "Ярославские Епарх. Ведомости" 1878, № 12; "Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т.", СПб.-Л., 1872-1927; 1908, т. 6, стб. 111-116.

Литература

Использованные материалы

[1] По многочисленным спискам жития - Константинопольский грек. Служба святителю, сохранившаяся в списках XIII-XVI веков и составленная епископом Иоанном, занимавшим Ростовскую кафедру в 1190-1214 годах, утверждает греческое происхождение: "от ца́рского гра́да, я́коже со́лнце, гра́ду Росто́ву возсия́л еси", но в то же время говорит: "ты́ из мла́да Христа́ возлюби́л еси́, куми́р возглуми́вся и ме́рзких идослуже́ний, хра́м себе́ освяти́л еси́," что может говорить о языческом (возможно, русском) окружении в молодости. Святитель Симон Владимирский, современник и близкий друг Иоанна Ростовского, в известном послании его к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину, приложенном к Печерскому патерику, перечисляя постриженников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их св. Леонтия, называет его третьим "гражданином русского мира". Митрополит Макарий допускал что Леонтий мог быть греком, пришедшим впоследствии в Россию, а профессор В. О. Ключевский стоял за русское происхождение Леонтия.

[2] В списках жития 4-й редакции и в прологе.

[3] Синодик Зверинецких игуменов называет первым игуменом Леонтия, время настоятельства которого относят к концу X-началу IX века. При этом, жития святителя Леонтия Ростовского говорят, что он был поставлен на Ростовскую кафедру из Киево-Печерского монастыря. Однако во время поставления святителя Леонтия Киево-Печерская Лавра еще не существовала, поэтому можно полагать, что он подвизался в Зверинецком - тоже пещерном - монастыре.

[5] Есть версия, что святой Лонтий был убит толпой язычников, однако все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первой и второй редакциями послания святителя Симона, повествуют о мирной кончине святителя. И Ростовский епископ Иоанн в своем каноне святителю прославляет святого Леонтия как преблаженного и преподобного, но не как мученика. И в службе святителю, составленной одновременно с каноном и, вероятно, тем же епископом Иоанном, ясно говорится о мирной кончине: "не да́л еси́ сна́ очи́ма твои́ма, ни ве́ждома твои́ма дрема́ния, до́ндеже усну́л еси́ сно́м о́бщим".

[6] Считается его трудом, хотя проф. Н. Никольский говорит, что в большинстве списков поучение приписывается митрополиту Кириллу.


5 июня (23 мая ст. ст.) Церковь чтит память иже во святых отца нашего Леонтия, епископа Ростовского, чудотворца. Святителю Леонтию молятся о даровании мудрости и терпения.

Содержание

Житие святителя Леонтия Ростовского

Епископ Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским язычникам из многолюдного племени мери, но открытая его проповедь встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое их восстание: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя святого архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с медом. С течением времени епископ Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей [5].

Почитание святителя Леонтия Ростовского

Тело епископа Леонтия было погребено в соборном Успенском храме города Ростова, а нетленные его мощи были обретены в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским (ок. 1111 — 1174 гг.) каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положены в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю в день обретения мощей его — 5 июня (23 мая ст. ст.) и написал канон, помещенный в служебной (майской) Минее. Но своды соборной церкви вскоре обрушились, и мощи святителя Леонтия были перенесены в церковь Иоанна Богослова и пребывали в ней до 1231 года; 25 февраля 1231 года они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и поставлены в приделе, посвященном святителю. В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и его икону, и с тех пор мощи святителя Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробной иконою. В 1800 году рака святителю была устроена серебряная, украшенная бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году под полом придела во имя святителя Леонтия открыт был древний придел в честь него, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения его мощей; рядом со стенным изображением святителя Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под серебряною ракой святителя, была открыта замурованная из белого камня гробница, в которой и покоятся честные мощи святителя Леонтия [7].

Тропарь, кондак и канон святителю Леонтию Ростовскому

Тропарь, глас 4

Апостолом сопричастник, и к Богу молебник верен, добродетельми превзыде на Небесная, и любовь возложи к Любящему тя, и неверныя люди обратил еси в веру. Тем ныне со ангелы ликуя, предстоиши престолу славы всех Царя Христа Бога, молися святителю Леонтие, да спасет душа наша.

Кондак, глас 4

Жития ради чистоты Всевидец Господь, свет Свой, насади в души твоей, вразумити люди многия твоими учении, Леонтие преподобне.

Библиотека Русской веры
Канон святителю Леонтию Ростовскому →

Святитель Леонтий Ростовский. Иконы

Святитель Леонтий Ростовский обычно на иконах изображается в полный рост. Правой рукой он благословляет, а левой, покрытой платом, держит Евангелие в драгоценном окладе. Святитель изображается в полном епископском облачении: на нем подризник с источниками, патрахиль и палица, украшенные разноцветными камнями и жемчугом, полиставрион, белый омофор и белый клобук.

Также существует немало иконописных изображений святителя Леонтия Ростовского с другими святыми.


Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский. Новгород, конец XV в. Великий Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Белый клобук святителя Леонтия

Народные традиции в день памяти святителя Леонтия Ростовского

В народе день памяти святителя Леонтия Ростовского наши предки называли Леонтий огуречник, он же Леонтий коноплянник, поскольку заканчивались соответствующие полевые работы. В этот день крестьяне заканчивали посадку огурцов и обрабатывали коноплю. Из конопли вырабатывали пеньку — сырье для веревок и канатов, а также масло. Конопляное масло употребляли в пищу, а также использовали при ожогах и ранах. Считалось, что покровительствует данным видам работ святитель Леонтий. Также известны некоторые приметы на этот день:

  • если на Леонтия огуречника ворковала горлинка, то это примета, согласно которой следовало приступать к посеву конопли;
  • если после ливня роса быстро высыхала, то это говорило об улучшении погоды;
  • жужжащие во время полета жуки предсказывали потепление;
  • поникшие цветки клевера указывали на выпадение осадков;
  • если на боярышнике много цветков, то зима обещала быть морозной и заснеженной;
  • если рассада капусты требовала дополнительного полива, то это примета того, что июль будет богат на осадки;
  • если Млечный путь не имел искажений, то это примета солнечной погоды.

[1] Никольский А. Леонтий (епископ Ростовский) // Русский биографический словарь: в 25 томах. СПб., М., 1896-1918).
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Слово 14. Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому.
[7] Никольский А. Леонтий (епископ Ростовский) // Русский биографический словарь: в 25 томах. СПб., М., 1896-1918.
[8] Лицевой Летописный свод. Русская летописная история. Книга 23. Л. 318-325

Аудио


Преподобный Леонтий (Стасевич), исповедник
Преподобный Леонтий [1] родился 20 марта 1884 года в польском городе Тарногруде, к югу от Люблина, и был единственным ребенком в крестьянской семье. В 15 лет он стал работать секретарем в тарногрудском суде, а после смерти отца получил от матери благословение идти учиться в Холмскую семинарию.

Окончив курс в 1910 году, он принял монашество в Свято-Онуфриевском монастыре в Яблечне. Через три года его рукоположили в пресвитера и дали послушание монастырского казначея. Во время Первой мировой войны (в августе 1915 г.) монастырь был эвакуирован из-за наступления немецкой армии. Тогда преподобный Леонтий переселился в Москву, в Богоявленский монастырь рядом с Кремлем, и стал изучать богословие в Духовной академии Троице-Сергиевой лавры. Когда академия была закрыта большевиками в 1919 году, Леонтий не оставил своих занятий. Три года спустя он получил назначение настоятеля в древний Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале и подвизался там до его закрытия. Затем он стал настоятелем двух суздальских храмов и прилагал все старания, чтобы спасти веру.

В 1924 году он был назначен архимандритом, а в 1930-м отправлен в концентрационный лагерь, где пробыл три года. Освобожденный в 1933 году, святой Леонтий вновь принялся за исполнение пастырских обязанностей на приходе в Бородине. В 1935 году его снова арестовали и в феврале 1936 года приговорили к трем годам тюрьмы. После освобождения он вернулся в Суздаль, но продолжал пастырское служение уже тайно, не появляясь открыто в храмах. И лишь в 1947 году он стал служить в приходской церкви Воронцова в Поволжье.

В мае 1950 года он был арестован в третий раз. Предвидя арест, Леонтий за три дня до него раздал все свое имущество и иконы многочисленным духовным чадам. Хотя ему было тогда 66 лет, его приговорили к десяти годам заключения, а некоторых из его духовных чад к восьми годам. В 1955 году, после смерти Сталина, он был досрочно освобожден и стал служить приходским священником в храме села Михайловское. Там он вел строгую аскетическую жизнь, ежедневно совершал весь суточный круг богослужений и Божественную литургию.

Духовное сияние святого Леонтия привлекало к нему множество людей, что вызвало не только преследования со стороны властей, но и ревность некоторых священников. Они добились своей цели: преподобного Леонтия отстранили от служения в 1962 году. Хотя это постановление было отменено через месяц, святого Леонтия назначили в отдаленный и труднодоступный храм в Желшовке, несмотря на его 78-летний возраст. Это, однако, не мешало духовным чадам приезжать к нему для исповеди и утешений.

В 1964 году по просьбе верующих преподобный Леонтий смог вернуться в Михайловское, где и продолжил спасительное служение вплоть до блаженной кончины, наступившей 27 января (9 февраля) 1972 года. Он предсказал день своей смерти и появление на его могиле источника целебных вод. С тех пор многие чудеса не прекращают совершаться по молитвам святого Леонтия.

[1] Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 г. С 2003 г. Польская Православная Церковь почитает память прп. Леонтия в Соборе новомучеников Холмских и Подляшских в первое воскресенье после 1 июня.


Повели, как животное

Всю жизнь отец Леонтий (Стасевич, 1884-1972) вспоминал, как его отец, простой крестьянин, каждый раз, когда приезжал с базара, привозил с собой странника и оставлял на ночлег. Нежданные гости благодарили хозяев песнями и рассказами о подвигах святых.


Иеромонах Леонтий (Стасевич) с двоюродными братьями, сестрами, тетей и племянниками, 8 июня 1916г. Фото с сайта .pstbi.ccas.ru

Еще в Москве один блаженный говорил о. Леонтию, что придет время, когда его будут вести по улице и погонять прикладами. Это предсказание исполнилось в 1935 году, когда его арестовали.

Немногие вещи священника положили в телегу, а самому связали руки и за шею привязали к телеге подобно домашнему животному. По дороге в районный отдел НКВД многие люди выкрикивали язвительные слова в его адрес, смеялись над ним и били.

Отцу Леонтию дали срок 3 года в исправительно-трудовых лагерях. Он был отправлен в Караганду и проработал печником при санчасти.


А потом объявляют отбой, но, когда только начинаешь согреваться, снова раздается команда выходить на улицу. Так могли мучить целыми ночами, а утром осужденные должны были выходить на работу.

Донос от своих, помощь от чужих


К 1939 году отец Леонтий освободился и вернулся в Суздаль. Служил тайно, по домам. Уже в 50-х годах один из священников, сотрудничавших с властями, на него донес. За три дня до ареста, старец, предчувствуя свою участь, стал готовиться к отъезду. Он раздал свое имущество и деньги духовным чадам и нуждающимся людям. О. Леонтию дали 10 лет и отправили в ссылку в Коми.

Заключенные лагеря так уважали отца Леонтия, что не давали начальству его обижать, угрожая бунтом.


Храм Архистратига Михаила села Михайловское (Владимирская обл.), где арх.Леонтий был настоятелем. Фото с сайта koap46.blogspot.ru

Амнистировали о. Леонтия только в 1955 году, после смерти Сталина. Когда батюшке было 85 лет, Патриарх Алексий I наградил его вторым наперстным крестом. Болезни и возраст давали о себе знать, но о. Леонтий очень любил службу и людей. И служил.

Действительно, духовные дети не видели отца Леонтия спящим. Они вспоминают, что старец жил в крайней бедности. Из мебели у него были железная кровать, старый стол и несколько табуреток, за перегородкой крошечная кухня с русской печкой.

Молитва за патриарха

Храм Архистратига Михаила, в котором служил батюшка, был украшен красивой колокольней в шатровом стиле. Один местный тракторист все грозился ее свалить тросом с помощью трактора. Отец Леонтий не раз предупреждал его, что это может плохо для него кончится. Тракторист зло смеялся в ответ.

Получив одобрение властей, тракторист взял железный трос и поехал к храму. По дороге надо было проезжать через речку. Дело было весной, лед не выдержал и трактор вместе с водителем провалился под лед.

А однажды утром, 16 апреля 1970 года прихожане во время службы услышали, как о. Леонтий совершает панихиду о новопреставленном патриархии Алексии. Люди растерялись: может, батюшка это от старости, перепутал?

А через некоторое время сообщили о кончине патриарха Алексия I (Симанского).

Некоторые смеялись над ним и даже жаловались в епархию, что он о таких низких бытовых вещах говорит в храме;

однако, действительно, тот год оказался неурожайным, и грибные запасы помогли людям прокормиться зимой.


Рака с мощами святого Леонтия в храме Архистратига Михаила села Михайловское. Фото с сайта koap46.blogspot.ru

Сейчас преподобноисповедника Леонтия (Стасевича) широко почитает народ. Храм в селе Михайловском Ивановской области, где находятся его святые мощи, почти всегда открыт. Паломнические группы приезжают одна за другой. К старцу обращаются как к живому, рассказывают ему о своих бедах, молятся те, кто страдает, и особенно от гонений, клеветы, несправедливых и грубых обвинений, — и чувствуют помощь.


Российские археологи исследуют один из самых необычных древнерусских артефактов — саркофаг, который находится под полом Успенского собора в Ростове Великом. О тайнах странной гробницы — в материале РИА Новости.


Необычное расположение

Как это бывает порой в археологии, находка обратила на себя внимание ученых далеко не сразу. В 1994 году саркофаг под полом храма обнаружили специалисты Государственного Эрмитажа. Казалось бы, ничего особенного: каменный гроб с разломанной на части крышкой.

Лишь четверть века спустя началось исследование обнаруженного объекта. Да и то практически по случайному стечению обстоятельств: специалисты Института археологии (ИА) РАН на Соборной площади Ростова осмотрели теплотрассу, чтобы под полом Успенского собора, памятника архитектуры, провести тепло. Дело в том, что зимой его стены покрываются инеем, который по весне тает и смывает уникальную храмовую роспись. В это время в соборе очень холодно — ноги мерзнут даже в очень теплой обуви. Да и летом здесь больше семи градусов не бывает.

И вправду — слишком скудная информация о гробнице и исторический контекст порождают множество версий. Однако исследователи склонны жестко отсекать небылицы от более-менее правдивых предположений.


Остатки древнего моста, соединявшего Софийскую и Торговую стороны Новгорода Великого, были найдены на дне реки Волхов.

Сам тип орнамента — вписанные в прямоугольники концентрические круги — связан с древней европейской традицией погребения святых, которая, в свою очередь, восходит к языческому обычаю украшать саркофаг тремя венками. То есть, вполне вероятно, что в ростовском саркофаге лежал святой. Но кто? Еще одна загадка.

Гроб или мощевик

Однако по-настоящему Ростов стал христианским лишь благодаря ростовскому епископу Леонтию, впоследствии канонизированному. Обстоятельства его смерти в 1073 году окутаны тайной: в одних источниках говорится, что он умер мирно, в других — что погиб от рук язычников.

В 1160 году деревянный храм сгорел. По приказу князя Андрея Боголюбского началось возведение каменной церкви. Когда строители копали ров под фундамент, то, согласно летописям, в южной части сгоревшего здания нашли мощи святителя Леонтия и его преемника на ростовской кафедре — святителя Исайи.

К середине XIII столетия возводится новое здание, именно этим веком ученые датируют загадочный саркофаг. Когда была сделана крышка к нему — тоже загадка. Может, он предназначался как раз для святителей?

Два святителя


История останков святителей Леонтия и Исайи изучена довольно подробно. Мощи первого долгое время хранились в 120-килограммовой золотой раке.

Есть еще один аргумент в пользу того, что загадочный пустой саркофаг не мог принадлежать этим святым: в древнерусских храмах мощи святых ставили справа от алтаря, в южной части храма. По мнению историка Александра Мельника, эта традиция связана с почитанием князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

А пустой саркофаг установлен в левой части Успенского собора.

Тайна эксгумации

Впрочем, хотя тела родственников князя тоже похоронены в соборе и их никто не тронул, у этой версии есть один большой минус.

По мнению Андрея Леонтьева, при рассмотрении этой версии нужно помнить, что в 1920-х годах большевики вели тщательный учет всех мощей в храме.

Кроме того, следы органики на гробнице до сих пор не найдены. Здесь серьезные исследования только предстоят.

А вот отец Роман полагает, что это — все же гробница святителя Игнатия. Правда, его тело туда так и не положили.


Ключевой для вопроса о времени деятельности Л. является дата учреждения Ростовской епископии. В явном виде - 6500 (992/3) г.- она фиксируется в летописных сводах XVI в. (в Никоновской летописи, Тверском сборнике и др.) и объясняется желанием летописцев Сев.-Вост. Руси ввести Ростов в число древнейших кафедр, основанных в первые годы после Крещения Руси. Эту т. зр. усвоила историография XIX в., что приводило к хронологическим сложностям ввиду известной даты поставления преемника Л., еп. Исаии, сообщаемой в Житии последнего,- 1077/78 г. (хотя происхождение ее неизв., она обладает признаками достоверности). Т. о., либо Л. занимал кафедру невероятно долго, либо между кратким периодом деятельности Феодора и Илариона, с одной стороны, и святительством Л.- с другой (а может быть, также между Л. и Исаией), имелся большой перерыв. Митр. Макарий (Булгаков) и Е. Е. Голубинский считали, что деятельность Л. в Ростове продолжалась неск. десятилетий до 1077 г. Присёлков попытался избежать хронологических трудностей, сузив святительство Л. до 1067/68-1072/73 гг. и признав его 1-м Ростовским епископом. Воронин связал мученичество Л. с теми языческими волнениями на Ростово-Суздальской земле, о к-рых сообщает ПВЛ под 1071 г.; т. о., основание епископии в Ростове и проповедь Л. как ее 1-го предстоятеля исследователь отнес к 60-м гг. XI в., не учтя, однако, что статья 1071 г. носит хронологически сводный характер.

Между тем во 2-й пол. XI в. на Руси наряду с Киевской временно существовали Черниговская и Переяславская митрополии, бывшие титулярными, т. е. они не могли иметь подчиненных епархий. Это позволило А. Поппе связать открытие Ростовской епископии, сопровождавшееся поставлением Л., с твердо установленным переходом Ростовской волости из-под власти переяславского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича под власть Киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича (и соответственно в юрисдикцию Киевского митрополита) между 1073 и 1076 гг. Возможно, это церковно-адм. преобразование имело место одновременно с назначением новых митрополитов - Киевского Иоанна II и Переяславского Ефрема; если Л. принадлежал к кругу митр. Ефрема, это могло бы разъяснить противоречивость сведений о происхождении Л.: как и Ефрем, Л., с одной стороны, был бы выходцем из Печерского мон-ря, а с другой - долгое время прожил в К-поле (А. В. Назаренко). Особняком стоит т. зр. Я. Н. Щапова, считавшего возможным продление святительства Л. до 80-х гг. XI в. Вопрос о том, был ли Л. 1-м епископом в Ростове, остается открытым. Новая датировка учреждения Ростовской епископии временем правления св. блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (вероятнее всего, 2-й пол. 40-х гг. XI в.), согласно списку рус. епархий в К-польском перечне митрополий кон. 70-х гг. XII в. ( Darrouz è s. Notitiae. P. 367) (Назаренко), позволяет верифицировать данные Жития Л. о его предшественниках Феодоре и Иларионе, но хронологический разрыв между периодом деятельности первых Ростовских епископов и поставлением Л. остается по-прежнему необъяснимым. Не исключено, что святительство Л. имело место уже в 50-60-х гг. XI в.

Следующий этап литературной работы над Житием Л. (3-я редакция, по Ключевскому) относится предположительно уже ко 2-й пол. XV в., судя по добавленным описаниям чудес, к-рые относятся к периоду от архиепископства свт. Феодора (1389-1394) до правления кафедрой архиеп. Трифона (1462-1467). В начальной части составитель 3-й редакции в соответствии с анахроническим обыкновением своего времени приписывать просвещение Руси К-польскому патриарху свт. Фотию I сделал Л. современником и посланником знаменитого патриарха. Добавлены нек-рые, в т. ч. топографические, подробности об обстоятельствах, в которых проповедовал Л.: он живет в скиту, у ручья Брутовщина, близ города, питаясь кутьей собственного приготовления. Именно эта редакция помещена в ВМЧ св. митр. Московского Макария (см. Минеи-Четьи), хотя несколько избыточно предваряется еще и древнейшей редакцией. Еще более поздняя, 4-я редакция характеризуется обильными вставками из летописания и включением в текст эксплицитных дат, часто условных. Пятая редакция отличается только литературной обработкой материала, 6-я представляет собой проложное сокращение предшествующих.

Весьма обширная рукописная традиция Жития Л. (более 200 списков) в целом и особенно в своей позднейшей части остается изученной недостаточно, так что в отношении количества редакций налицо существенные расхождения: от 4 (митр. Макарий (Булгаков)) или 6 (Ключевский) до 12 (Филипповский).

Память Л. включена в древнейший ростовский месяцеслов - 1-й четв. XIII в. ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 106; НБ МГУ. 2. Ag 80. Л. 227). Мощи Л. торжественно были перенесены при Ростовском еп. Кирилле II, 25 февр. 1231 г., из ц. св. Иоанна Предтечи в новый каменный Успенский собор (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 512).

Со 2-й пол. XV в. в чине проскомидии наряду с первосвятителями Московскими стал упоминаться и Л. Эта традиция сохранилась до наст. времени: в святительском чине при вынимании частицы из 9-чинной просфоры в память св. иерархов наряду с Вселенскими и Московскими святителями упоминаются Никита Новгородский и Л. (см.: Служебник. М., 1984. С. 83-84).

Вел. князья не раз приезжали на богомолье в Ростов к Л., о чем свидетельствуют летописи и вклады князей на молитвенную память. Вел. кн. Василий III Иоаннович в 1514 г. пожертвовал к мощам Л. надгробный покров (ГМЗРК), выполненный в мастерской его жены вел. кнг. Соломонии. В 1563 г. царь Иоанн IV Васильевич писал митр. св. Макарию, что Полоцк был взят рус. войсками по молитвам в т. ч. 7 Ростовских святых, первым среди к-рых назван Л. (АИ. Т. 1. № 168. С. 320). В соборной грамоте 1564 г. о ношении рус. иерархами белого клобука утверждается, что Л. наряду с Ростовскими святителями-чудотворцами Исаией и Игнатием имел привилегию носить белый клобук (ПСРЛ. Т. 13. С. 379).

В XIX в. в Успенском соборе Ростова хранились реликвии, по преданию принадлежавшие Л.: фелонь святителя (находилась в раме под стеклом в Леонтиевском приделе); белый клобук, крест, икона Нерукотворного образа Спасителя ( Титов. 1911. С. 25; Кайдалов Н. А. Ростовский Успенский собор и его святыня. Ростов, 1877. С. 27, 51; Талицкий В. А. Ростовский Успенский собор. М., 1913. С. 40, 51).

Икона Нерукотворного образа Спасителя с греческими надписями, серебряная риза к-рой была украшена жемчугом, камнями и бриллиантами ( Кайдалов. Ростовский Успенский собор. 1877. С. 27), в XIX в. находилась в соборе за правым клиросом ( Титов. 1911. С. 25). В настоящее время судьба всех этих реликвий неизвестна.

В мастерской кнг. Елены Верейской в 1470-1480 гг. был изготовлен надгробный покров Л. (ГМЗРК) ( Силкин. 2009. С. 6-20).

В юж. части алтаря Успенского собора (диаконнике) находится Леонтиевский придел, основанный еще в 60-х гг. XII в., при строительстве 2-го здания храма. Пол придела находится на уровне пола храма XIII в.; в придельный храм во имя Л. спускаются каменная лестница из собора и такая же лестница - из алтаря.

Для гробницы с мощами Л. в юж. стене был сделан аркосолий глубиной 75 см, что связано с шириной белокаменной раки Л. (66 см) ( Воронин. 1958. С. 8). С 60-х гг. XII в. у юж. стены в аркосолии стоял белокаменный гроб, присланный Андреем Боголюбским, где почивали мощи Л. До кон. XX в. рака Л. находилась в Успенском соборе в Леонтиевском приделе, она сохранилась фрагментарно (ГМЗРК). В нише напротив первоначально находились мощи свт. Исаии (позднее, очевидно после преставления свт. Игнатия, там была поставлена рака с его мощами, рака Исаии была размещена на солее собора).

В XIX в. пол Леонтиевского придела был на уровне с полом главного алтаря. В 1884 г. во время ремонта старого чугунного пола в приделе были обнаружены на стене следы фресок. Начались археологические раскопки, в результате к-рых был обнаружен и восстановлен древний Леонтиевский придел. Придел мог быть засыпан при митр. Ростовском и Ярославском Иоасафе (Лазаревиче), в 1691-1701 гг., или во время ремонта собора в 1735 г., после пожара (1730), при архиеп. Иоакиме ( Воронин. 1958. С. 8. Примеч. 2). В процессе раскопок 1885 г. была обнаружена разбитая белокаменная рака Л. Крышка гробницы плоская с 2 пологими скатами, что характерно для гробниц XII в. (Там же. С. 9).

В XIX - нач. XX в. по многовековой традиции прибывавшие к святыням Ростова паломники всегда начинали богомолье с посещения Успенского собора, с молитвенного обращения к Л. В это время только в Ярославской епархии насчитывалось 18 престолов во имя Л. (Краткие сведения. 1908). Празднование Собору Ростово-Ярославских святых было установлено в 1964 г. именно на день памяти обретения мощей Л.- 23 мая. 13 мая 1993 г. и 23 авг. 1997 г. у мощей Л. молился патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 4 окт. 2009 г.- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Имя Л. включено в Собор преподобных и преподобномучеников Зверинецких (УПЦ), празднование к-рому было установлено решением Синода УПЦ 14 апр. 2009 г.; местно почитается как 1-й игумен Киевского Зверинецкого во имя арх. Михаила мужского монастыря (по местному церковному преданию).

Изображения Л. широко распространены во мн. иконографических вариантах не только в Ростовской епархии, но и за ее пределами. Образы Л. встречаются в иконописи, в монументальных росписях храмов, в лицевом шитье, в произведениях резьбы по дереву и камню, в ростовской финифти (живописи по эмали).


Образ Л. был в настенных росписях 1-го Успенского собора Московского Кремля (1327) и в росписях 1513-1514 гг. следующего здания собора ( Клевцова. 2003. С. 48). Ростовое изображение Л. в алтаре относится к 1642-1643 гг., когда роспись была возобновлена с сохранением прежних сюжетов. На сев. стене Успенского собора в надпортальном фризе представлены в центре Ростовские святители Л., Исаия и Игнатий, по сторонам - преподобные Сергий Радонежский, Димитрий Прилуцкий и Пафнутий Боровский. Также образ Л. помещен на юж. фасаде (в аркатурно-колончатом поясе) наряду с Московскими святителями Ионой, Петром, Алексием, Филиппом и Никитой Новгородскими. В молитвенном предстоянии Л. был изображен наряду с Московскими святителями в деисусном чине иконостаса Успенского собора, написанного Дионисием на средства Ростовского архиеп. Вассиана в 1481 г. ( Попов Г. В. Иконостас Дионисия 1481 г.: Опыт исслед. комплекса по письменным источникам // Успенский собор Моск. Кремля. М., 1985. С. 137-138).

Были широко распространены единоличные изображения Л. в полный рост с разведенными в стороны руками; правой он благословляет, а на левой держит Евангелие. Подобная иконография характерна для святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Климента Римского, митрополитов Московских Петра и Алексия. На иконе сер. XVI в. (ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. Кат. 51. С. 174-175) Л. представлен в полном архиерейском облачении: на нем зеленый полиставрий (крещатая фелонь), белый омофор, розовый подризник с коричневыми источниками, епитрахиль и палица, украшенные разноцветными камнями и жемчугом, на голове белый клобук. В сер. XVII в. в том же иконографическом изводе образ Л. был написан в аркосолии юж. стены ростовского Успенского собора, над захоронением святителя. Слева от святого изображено преставление Л., справа - обретение его мощей (фреска снята со стены в 1966 и находится в ГМЗРК). Как покровитель одной из древнейших и самых значительных епископских кафедр на Руси Л. изображался на подносных иконах XV-XVI вв. (СГИАПМЗ; Николаева. 1977. С. 84. Кат. № 112; ГИМ, КБМЗ, монастырь Хиландар на Афоне). Также образ Л. сохранился на прориси с икон XV и XVII вв. (ГРМ; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 302-305). Иконы Л. XVII-XVIII вв. такого извода хранятся в ГМЗРК. Подносная икона Л. XVII в. экспонируется в московском Успенском соборе на юж. стене. Именно в такой иконографии Л. представлен в среднике его житийных икон.

С XVII по нач. XX в. были распространены прямоличные ростовые изображения Л., благословляющего и держащего перед грудью Евангелие (XVII в., МИХМ; из ростовского Белогостицкого мон-ря, XVIII в., ГМЗРК; 1738, худож. Петр Воржский, ГМЗРК; нач. XX в., Иаковлевский храм ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева мон-ря). На прориси с иконы XVII в. строгановского письма Л. представлен в молении Божией Матери с Младенцем на облаках, у ног Л.- холмы с деревьями и кустами и город с многочисленными храмами ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 306-307).

Образ Л. входит в программу росписи уникальных царских врат из Богоявленского собора ростовского Авраамиева мон-ря, созданных иноком Исаией в 1562 г. ( Вахрина В. И. 2006. С. 184-195). Святитель представлен вверху на внутренней стороне левого столбика, в рост, прямолично, благословляющим, с Евангелием. По обе стороны лика - вьющиеся волосы. Л. изображен также в верхней части правого столбика царских врат сер. XVII в. из придела прп. Варлаама Хутынского ц. прор. Илии в Ярославле (Иконы Ярославля. 2009. Т. 2. С. 202-213. Кат. 144. Ил.).

В Димитриевском храме ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря важное место занимают 4 большие иконы рубежа XVIII и XIX вв. с образами Ростовских святителей Димитрия, Иакова, Л. и свт. Николая Чудотворца, написанные маслом на холсте и помещенные на скосах пилонов ( Буцких. 1991). Л. представлен на сев.-зап. пилоне стоящим на амвоне на орлеце, с архиерейским жезлом в правой руке, левой он указывает на изображенную у его ног сцену: на фоне узнаваемой архитектуры Ростовского архиерейского дома (Успенский собор, звонница, Часобитная башня, церкви Воскресения Господня и ап. Иоанна Богослова, стены и башни) неск. человек с палками набрасываются на вышедшего из ворот Л. (показан благословляющим, с раскрытым Евангелием в левой руке, в архиерейских одеждах и белом клобуке).

На иконах Собора Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому установлено решением патриарха Алексия I и Синода РПЦ в 1964 г., святые представлены в неск. рядов. В центре, где в ранних памятниках подобной иконографии изображался Л., здесь помещен свт. Димитрий, митр. Ростовский, по правую руку от него - святители Л. и Исаия, по левую - святители Игнатий и Иаков. Изображение свт. Димитрия в центре композиции в соответствии с его широким почитанием как новоявленного святого характерно для нек-рых икон XIX в., Л. в таких случаях стоит по правую руку от него.

Читайте также: