Рака с мощами димитрия солунского



Великомученик Димитрий Солунский - один из наиболее чтимых святых в православном мире, небесный покровитель г. Салоники.

Житие

Он родился в богатой и знатной семье римского проконсула в городе Солуни в Греции (Фессалоники, ныне — Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе. Димитрий был красивым, целомудренным, умным и смелым юношей, и император, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области, основной обязанностью которого являлось оборонять города от варваров и истреблять христиан. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого".

Вместо того чтобы казнить христиан, Дмитрий стал обращать в новую веру жителей Салоник. Он стал открыто учить их христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Его прозвали вторым Апостолом Павлом, так как сам Апостол основал здесь первую общину верующих.
Слух о сем скоро дошел и до самого Максимиана - гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.


Император вошел в город и призвал к себе своего проконсула. Димитрий смело исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Император заключил его в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

Между тем император устроил гладиаторские игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один любимый силач, выдающийся борец по имени Лий, родом вандал. Приказав построить для него высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел, как Лий борется со своими противниками и предает их мучительной смерти, низвергая на копья. В числе погибших было много христиан, которых насильно заставляли вступать в бой.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.


Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

История с мощами

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами.

При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь, в которой совершалось множество чудес и исцелений.


Базилика Святого Димитрия

А через 100 лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий , получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

Прежний небольшой храм, был разобран, и когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого великомученика Димитрия совершенно целыми и нетленными. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием, в связи с чем великомученик Димитрий получил церковное именование Мироточивого .


Раковина для сбора мира в крипте базилики

С великим благоговением святые мощи были взяты с земли, причем множество больных получало исцеление через помазание истекавшим миром. Леонтий радовался не столько о своем исцелении, сколько об открытии святых мощей. Скоро окончил он начатое дело и построил на том месте прекрасный храм во имя святого Димитрия. Здесь, в ковчеге, окованном золотом и серебром, украшенном драгоценными камнями, и были положены честные мощи великомученика.


Киворий для раки с мощами святого Димитрия (расположен в левом нефе базилики)

Когда пришло время Леонтию возвратится на родину, он задумал взять некоторую часть мощей святого, чтобы и в своем городе построить церковь во имя великомученика Димитрия. Но святой, явившись, запретил ему отделять какую бы то ни было часть мощей. Тогда он взял только обагренную кровью святого плащаницу, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку. Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпов и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

Мироточение

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы. Воины натирали тело священным миром перед битвой. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней. В древности истечение мира было очень обильным — византийский историк и писатель Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью.

Сказания о чудесах


Базилика Святого Димитрия в г.Салоники

Существует несколько собраний рассказов о чудесах Димитрия Солунского, созданные в начале и в конце VII в. в Фессалонике, Они считаются древнейшими и легли в основу всех последующих. Особенно много чудес было в Солуни, где почивали мощи великомученика Димитрия.

Чудо о помощи великомученика в голоде. После снятия осады города оказались уничтоженными все хлебные запасы и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававшиих по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Чудо об освобождении пленных. Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Заступничество от набегов славян-язычников. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

Почитание святого Димитрия Солунского на Руси

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве. Его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденный великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.


Дмитриевский собор во Владимире

В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире , который и доныне является украшением этого древнего города.

В XIII веке святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже при князе Иоанне Калите он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского .

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля (ныне находится в Третьяковской галерее). Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.


Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской. После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота . В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Иконография

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Иконография святого близка изображениям другого христианского воина-мученика — Св. Георгия Победоносца. Как и св. Георгий, Димитрий Солунский не участвовал ни в каких военных действах и не одержал ни одной победы на поле брани. Их подвиг состоял в отваге и силе духа, с которыми они отстаивали свою веру перед языческими мучителями и, самое главное, в безропотном принятии смерти.


Встречаются и житийные иконы. Среди них — "Чудо Дмитрия Солунского" — представляет святого воина (иногда в образе всадника с копьем), попирающего дьявола в виде скорпиона, либо языческого царя Колояна, с именем которого связано одно из многочисленных чудес св. Димитрия. Болгарский царь Калоян (1197-1207), разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи св. Димитрия. Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился великомученик Димитрий на белом коне и ударил копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя.


Мощи вмч. Димитрия Солунского в Салониках

Мощи великомученика Димитрия находятся в Салониках в Базилике Святого Димитрия, которая в 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. В средние века мощи были вывезены в Италию и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).


Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 3:
Велика обрете в бедах / тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки по беждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.

Кондак, глас 3:
Кровей твоих струями Димитрие, церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредимь: того бо еси утверждение.

Молитва великомученику Димитрию Солунскому:
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. А минь.

Реалии нашей жизни


Согласно преданию, город основал македонский царь Кассандр и назвал в честь своей жены Фессалоники. Она же, в свою очередь, была названа Фессалоникой от слияния двух слов — Фессалия и Ника (греч. Θεσσαλοί + Νίκη, есть Фессалия + победа).


Салоники связаны с железнодорожном пассажирским сообщением с Афинами и с Белградом, Константинополем, Бухарестом, Софией и Скопье. Пригородные поезда связывают Салоники с городами Лариса и Эдесса. Из Афин в Салоники в день ходят 5 поездов и 1 ночной поезд , время в пути 5 часов 20 минут. Билеты: общий =20 евро, плацкарт = 31 евро и купе = 50 евро


Автомобильные дороги: до Афин 5 часов, до границ: Сербии - 7 часов, Турции - 8 , Албании - 6, Болгарии - 4, Румынии - 8.

Парковка за 3 часа 4 евро.


Между Афинами и Салониками ходят междугородние автобусы , которые доставят вас в пункт назначения за 6 часов 30 минут. Билеты всегда есть в продаже в кассах на местах. Билеты очень низкие цены, но и комфорт очень низкий. Автобусы переполнены.
Из Салоников можно уехать в Белград (билет 45 евро), Скопье, Тирану, Софию (билет 25 евро), Стамбул (45 евро). Из Афин очень безопасно отправиться в Стамбул (ходят в день 2 автобуса), а вот в Софию ехать рискованно, автобусы Греции в Болгарии грабят болгарские банды.


В Салониках городской автобус единственный городской транспорт и их насчитывается 80 маршрутов. Работают автобусные линии с 5.00 до 24.00.
В торговых точках билет на городской автобус стоит 1 евро и 1,10 евро купить в автобусе. Студенты, школьники и пенсионеры имеют скидки в 50%

Велосипед в аренду 1 час = 1 евро, однако велосипедисты должны быть крайне внимательны, в Салониках почти нет велодорожек.


В городе очень много православных храмов 5 - 11 века. Главный храм, конечно с мощами Св.Димитрия. В храме можно фотографировать.

Собор Св. Димитрия Солунского, в соборе покоятся мощи святых: муч. Димитрий Мироточивый, Солунский (IV в.), мц. Анисия (IV в.), свт. Григорий Ираклийский (ХХ в.), муч. Евфимий Новый, Солунский (часть мощей), муч. Елена (XVIII в.) и Димитрий Триполийский (XIX в.) (главы)





Вот НА ФОТО крипта, это сохранённое место , где находилось погребено тело святого Димитрия.

Когда же мощи были обретены и положены в гробницу, то из них стало обильно истекать миро (благоухающее масло). Для сбора масла была сделана большая раковина . При этом, первое мироточие от мощей было зафиксировано в 1040 году и это миро почиталось не только христианами за святость, но и мусульмане почитали миро, как лекарство чудесной силы от всех болезней.



В 1185 году храм осквернили Норманы. Этот дикий народ захватив храм миро от мощей святого использовали в качестве масла на котором жарили рыбу и миром чистили свою обувь.

В 1493 году мощи мироточить прекратили, а причиной тому послужил захват города Солоники турками.. Более 400 лет этот храм являлся мусульманской мечетью. Впрочем перед захватом города, итальянцы выкрали мощи святого Димитрия и вывезли их в Италию, в город Сан-Лоренц. В храме же оставалась пустая гробница, находящаяся в специальной мраморной часовенки внутри храма, куда мусульмане беспрепятственно допускали помолиться православных христиан. Это место сохранилось до настоящего времени .



То, что мощи святого были в Италии, христианский мир узнал об этом в 1520 году.
Надо сказать, что турки отдали храм грекам в 1907 году, а в 1912 году в день памяти святого Димитрия , турки оставили Салоники Греции и с тех пор в храме по сей день продолжаются богослужения.

В 1978 году, католическая Церковь передала в Салоники Греческой Православной Церкви голову святого Димитрия, а в 1980 году передала и основную часть мощей. При этом сегодня в Италии у Католической Церкви находится шесть частиц мощей святого, а в Венеции в базилики святого Марка вывезенные из Салоников древние иконы и фрески святого Димитрия.


Особое почитание святого всегда было в древне-русском городе Суздаль. Тамошний русский князь Всеволод Большое Гнездо был крещён под именем Димитрий и он в городе Владимире построил своему небесному покровителю собор освещённый в честь Димитрия Солунского. А его отец, князь Георгий Долгорукий, в честь святого Димитрия назвал под Москвой город Дмитров, так как именно там родился его сын, князь Всеволод (во святом крещении Димитрий).

В честь этого события из Солуни в город Владимир была передана надгробная доска святого Димитрия Солунского, которая во Владимире замироточила! В 1380 году эту мироточивую доску передали в Успенский собор Московского кремля, где и сегодня она пребывает в иконостасе, а иконописец на ней написал икону святого Димитрия.

У Полоцкой княгини, святой Ефросиньи Полоцкой был крест, в котором были частицы крови святого Димитрия Солунского, что тоже говорит о почитании святого Димитрия русскими князьями.

Святитель Алексий митрополит Московский в 1369 году установил недельный пост перед праздником святого Димитрия. Пост не прижился в практики Российской Церкви, однако на кануне этого праздника в субботу православная Церковь вспоминает всех умерших и эта суббота называется Родительская Димитриевская суббота.


Мощи святого Димитрия сегодня в Салониках не мироточат как ранее. Но раз в год, 8 ноября гробница вскрывается и из неё изымают кусочки ваты пропитанные благоухающей росой. Известно много исцелений от помазания больных мест этой ваткой.

КАКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ИМЕЮТСЯ В ХРАМАХ ГОРОДА САЛОНИКИ
(На фото, рака с мощами Св.Димитрия Солунского)

САЛОНИКИ.
Кафедральный собор Св. Григория Паламы: свт. Григорий Палама (XIV в.).

Собор Св. Димитрия Солунского: муч. Димитрий Мироточивый, Солунский (IV в.), мц. Анисия (IV в.), свт. Григорий Ираклийский (ХХ в.), муч. Евфимий Новый, Солунский (часть мощей), муч. Елена (XVIII в.) и Димитрий Триполийский (XIX в.) (главы).

Храм Св. Софии: свт. Василий Солунский (Х в.).

Храм Св. Феодоры: преп. Давид (VI в.) и Феодора (IX в.) Солунские.

Храм Св. Константина: прмч. Кирилл Солунский (XVI в.) (часть мощей).

В Салониках множество музеев, именно в этом городе родился Кемаль Ататюрк (дом-музей при консульстве Турции).


Набережная вдоль моря в Салониках растянулась на 12 км. За городом имеются пляжи для нудистов . В городе много мест отдыха отведено специально для геев.

В городе очень шумная ночная жизнь. Это самый оживлённый город Греции.


В Салониках лучшая греческая кухня для гурманов. Цены: кукурузной початок 2 евро, булочка 50 центов, пиво 3 - 7евро, спиртные напитки 5 -10 евро, кофе 3 - 5 евро.

Дешёвые отели Салоников. это в пределах ночи в 60 - 75 евро на двоих

В Салониках неудобство могут доставлять карманники и многочисленные бордели. Серьёзные преступления в городе крайне редки.
Следует быть внимательным и к очень интенсивному солнцу.

В Салониках известный университет, здесь учатся студенты со всего мира.

Медицина дешёвая, но не на высоком уровне. Лекарства тоже дешёвые и большинство без рецептов.


В Салониках очень узкие улицы, город очень мобильный, дома стоят тесно друг от друга. В городе трудно ориентироваться, но есть одно правило, если улица идёт под горку, значит к морю.

В городе стоят таксофоны прямо на улицах

Здесь одна из самых высоких безработицы в Греции и маленькие зарплаты.

В городе воду можно пить прямо из под крана.

Cвятой великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский), почитается в православном мире наравне с св. Георгием Победоносцем, он — один из самых любимых на Руси святых-воинов. В Греции св. Димитрий считается покровителем Фессалоник (Солунь). Его часто называют Мироточивым или Мироточцем (ὁ μυροβλύτης / μυροβλήτης), т. к. его мощи обильно источали миро.


Великомученик Димитрий Солунский
Школа или худ. центр: Мстера
Вторая половина XIX в.
Дерево, темпера.
31 × 26.5 см
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 4019

Как воин, святой Димитрий Солунский стяжал себе особую славу на Руси.

  • Житие великомученика
    • Полезные материалы
  • Чудеса
  • Иконография
  • Мощи
  • В чём помогает святой
  • Тропарь, кондак, величание
  • Канон
  • Молитва
    • Похожие статьи

Житие великомученика

Вероятнее всего, биография св. Димитрия стала известна на Руси практически с установлением христианства, имя великомученика было крестильным для великого князя Всеволода Большое Гнездо (в князь владимирский с 1176 года), им же установлено сугубое почитание св. Дмитрия Солунского. Древнейшая из дошедших до нас икон святого так же относится к двенадцатому веку.

Таким образом, в основу русской агиографии святого легли византийские собрания рассказав о чудесах великомученика Димитрия Солунского, древнейшие из них принадлежат перу архиепископа Фессалоникийского Иоанна, датируются серединой седьмого века.


Святой Димитрий Солунский
Первая половина XVIII в.
Дерево, темпера.
35 × 26.5 см
Национальный музей перемышльской земли,
Пшемысль, Польша
Инв. MPH-1065
Происходит из села Крайна (Krajna)
Подкарпатского воеводства в Польше.

Святой Димитрий Солунский родился в Фессалоникийской области, в конце третьего века, в семье тайных христиан. Его отец был высокопоставленным римским сановником. Когда он умер, должность проконсула перешла к сыну, который на тот момент уже был совершеннолетним и успел зарекомендовать себя на службе. Св. Димитрию вменялось в обязанность в первую очередь, пограничная служба, защита городских границ от внешних врагов.

Однако, это был период гонений на христиан, и от св. Димитрия, как от римского проконсула требовали поддержки императорской инициативы. Римляне почитали богов на государственном уровне, в частности, они обожествляли императора. Очень скоро, императору Максимиану Галерию донесли, что молодой проконсул не только не преследует христианство, но и открыто проповедует, всячески помогает ему расцветать, искореняя языческие обычаи и приводя народ к вере во Христа.

По возвращении из из сарматского похода, Максимиан сделал остановку в Фессалониках, арестовал молодого проконсула и решил развлечь местное сообщество гладиаторскими боями, безответными жертвами которых стали христиане. Их легко побеждали закаленные в боях воины императора, и, поверженных, сбрасывали на копья.

В темнице св. Димитрий начал готовиться к смерти. Его навестил юноша-христианин Нестор, которому предстояло сражение с могучим римским гладиатором. Святой благословил Нестора и тот победил в схватке, сбросив на копья своего противника. Как победителя состязаний, его должны были освободить, но это не входило в планы Максимиана и Нестор был казнен. Спустя некоторое время, был предан казни и св. Димитрий. По приказу императора, его пронзили копьями и тело выбросили на съедением зверям.

Чудеса

При осаде города варварами, одному военачальнику явился св. Димитрий и поведал, что два ангела приходили к нему от Господа и передали весть о том, что Он больше не хочет защищать город, в котором стало много греха. Это известие опечалило святого и он умолял ангелов, чтоб те упросили Бога помиловать Фессалоники. Наутро город был спасен, а варвары обращены в бегство.

Чудо о погибели болгарского национального героя – царя Калояна, внезапно умершего, накануне штурма Фессалоник, один из очень характерных эпизодов жития св. Димитрия Солунского. По преданию святой пронзил его копьем, после чего болгары в ужасе бежали от городских стен. Иконография чуда о Калояне во многом повторяет икону св. Георгия Победоносца, побиваюшего змея.


Чудо Димитрия Солунского
Конец XVII в.
37 × 34 см
Музей изобразительных искусств Республики Карелия,
Петрозаводск, Россия
Происходит из деревни Тамбицы Медвежьегорского района.

Русское почитание св. Димитрия Солунского стало следствием как общего духовного пространства, так и бытовыми торговыми связями Руси и Византии. Подтверждая преемственность христианства от апостольской византийской Церкви, русские князья крестились с именем святого Димитрия, это одно из самых популярных имён среди русской аристократии.

После того, как Русь крестилась, св. Димитрий вполне закономерно стал и любимым русским покровителем православных воинов.

Иконография


Традиционная русская иконопись восприняла св. Димитрия Солунского не только в образе в воина, но и как кроткого мученика, если для византийской иконы традиционным является изображение святого с оружием, мечом и копьем, то русские иконописцы отчасти переосмыслили образ.

Знаменитая псковская икона Дмитрия Солунского пятнадцатого века представляет святого в красных одеяниях, символизирующих повторение крестного подвига и обязательным крестом в руке – первый план иконы. Интересно, что меч как бы спрятан за щитом, и изображен очень примитивно.


Дмитрий Солунский
Школа или худ. центр: Псков
XIV–XVI вв. (?)
105 × 59 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ-2096
Происхождение иконы не установлено.
Сотрудники ГРМ предполагают, что первоначально
она была исполнена на рубеже XIV и XV веков,
и, возможно, не на Руси, а вследствии, в XVI в.,
была почти заново написана псковским мастером.

Древнейшая, известная нам икона св. Димитрия Солунского хранится в Государственной Третьяковской г, ранее находилась в городе Димитрове. Заказчиком иконы предположительно был князь Всеволод Большое Гнездо, то есть икона была написана до 1212 года.


Дмитрий Солунский на троне
Школа или худ. центр: Владимиро-Суздальская школа
Конец XII в.
Onasch 1961: XII в.
Антонова, Мнева 1963: Вторая половина XII в.
Ростово-суздальская живопись 1970: Конец XII в.
ГТГ 1995: Конец XII — начало XIII вв.
Лазарев 2000/1: Конец XII в.
156 × 108 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28600

Уже в четвертом веке, в правление Константина Великого, над могилой великомученика Димитрия Солунского был построен храм, а спустя сто лет были обретены нетленные мощи святого. С седьмого века начала мироточить рака с мощами святого, миро обладало особыми физическими свойствами, от него исходило благоухание.

Примерно к десятому веку сложился культ мощей и крови святого. Мощи св. Димитрия Солунского считались мироточивыми с самых древних времен, в русском житии сообщается, что случаи мироточения фиксировались с седьмого века, однако, есть другие данные о более поздних сроках. Археологическая экспертиза относит сохранившиеся стеклянные ампулы, в которые верующие набирали миро, в изобилии истекавшее от нетленных мощей св. Димитрия, к девятому-двенадцатому веку.

Миро испокон веков почиталось и в мусульманской традиции, считавшей его универсальным средством от всех болезней. Существует полумифологический рассказ византийского историка двенадцатого века, Никиты Хониата. Он передает сведения о таком невероятном количестве мира, происходившем от мощей, что будто бы норманны, пришедшие разорить Фессалоники в 1185 году набирали его в кастрюли и использовали для приготовления пищи и различных бытовых целей, как обычное масло. Неизвестно, повлекли ли столь кощунственные действия какие либо последствия для викингов, кроме их достаточно скорой христианизации.

Во времена четвертого крестового похода мощи святого Димитрия были выкрадены, произошло это в краткий период существования латинского Королевства Фессалоники, и перевезены в Италию. Впервые их обнаружили в 1520 году, при храме аббатства Сан Лоренцо ин Кампо. Позже, уже в наше время, они были идентифицированы во время археологических работ при храме. В 1978 году честная глава великомученика, а позже и другие частицы были торжественно возвращены в Грецию. В настоящее время мощи Дмитрия Солунского находятся в г. Салоники в Греции.

Мощи святого путешествуют по всему православному миру, их часто привозят в Москву. В 2017 году они побывали в Екатеринбурге, в Храме-на-Крови. Множество верующих смогли поклониться святому. В храме св. Димитрия Солунского в Москве, что в поселке Восточный имеется чтимая икона с мощевиком св. Димитрия.

В чём помогает святой

Традиционно, молиться святому Дмитрию Солунскому принято, когда нужна помощь в исцелении, особенно глазных болезней; требуется укрепление в вере или же не хватает решимости на смелый поступок. Его просят об избавлении от страхов, заступничество святого призывают в случае опасности.

Тропарь, кондак, величание

Вели́ка обpе́те в беда́х/ тя побо́pника вселе́нная, стpастоте́pпче,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже у́бо Ли́еву низложи́л еси гоpды́ню,/ и на по́двиг деpзно­ве́нна сотвоpи́в Не́стоpа,/ та́ко, свя́те Дими́тpие,/ Хpисту́ Бо́гу моли́ся// даpова́ти нам ве́лию ми́лость.

Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие,/ Це́рковь Бог обагри́,/ да́вый тебе́ кре́пость непобеди́мую,/ и соблюда́я град твой невреди́м:// того́ бо еси́ утвержде́ние.

Велича́ем тя, страстоте́рпче святы́й Дими́трие, и чтим честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́

Канон

Канон великомученику Димитрию Солунскому
глас 4:

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Божественным мучения венцем увязен, при Бозе ликуеши, блистании отонудными сияя и просвещения исполняем, великомучениче досточудне.

Яко суща Истины свидетеля, и даже до крове подвигшася, блаженне, терпеливно; твердо же противление к мучителем показавша, тя Владыка прият.

Злобы обретателя низложил еси на землю, Димитрие, мученическим твоим копием убив, Божественною благостию, паче ума силою, на сие, блаженне, укрепляем.

Богородичен: Безматерен якоже Бог первее Сый, бысть еже по нам Безотчий из Тебе, Богородице Всепетая, плоть прием по единению, еже паче слова и разума.

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Вменися в ничтоже мучителей от тебе повеление; Слово бо Божие паче всех, страстотерпче, предчествовал еси.

Свещник световиден мучения в скинии был еси, Божественным Светом сияющ, мучениче страстотерпче Димитрие.

Врачеваний тя источник священный и дивный, град твой и сокровище некрадомо стяжав, всяким веселием обогатися.

Богородичен: Врачуя образ истлевший земных, Пречистая, сим из Тебе облачится, пребыв якоже бе Человеколюбец.

Яко доблему страдальцу и воину крепку Всецарюющаго Христа, взываем псаломски: радуйся, мучеников украшение и лепота; радуйся, светлая Церкве звездо и стено, и пристанище прибегающих к тебе, великомучениче славне Димитрие, тя поющия спасай от всякаго вреда чуждаго и озлобления вся.

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающа: слава силе Твоей, Господи.

Победившаго лжу нечестия, Божие Всевысочайшее видев Слово, славою венча тя, Димитрие, поюща: слава силе Твоей, Господи.

На лесть победу возставив, победительный венец правды приял еси, Димитрие, зовя Зиждителю твоему: слава силе Твоей, Господи.

Направляем дланию жизноносною, к пристанищем достигл еси тишайшим, идеже, ныне радуяся, зовеши, Димитрие: слава силе Твоей, Господи.

Богородичен: Яко тварей всех Священнейшая, Мати Бога быти Едина сподобилася еси, Сего бо рождши, мир благодатию Богознания просветила еси.

Ирмос: Ты, Господи, мой свет в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Огнь любве Божественныя в сердцы прием, огнь угасил еси безбожнаго идолонеистовства, славне Димитрие.

Избавляя ны от бед, явися, Димитрие, молитвами твоими покрывая верою и любовию восхваляющия тя.

Иже верою к твоему усердно притекающе храму, Димитрие, недугов и страстей душетленных вскоре избавляются.

Богородичен: Слово Божие, Отцу Единосущное, Твой бывает, Богомати, паче ума же и слова, Сын, Тебе Единосущен.

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.

Согласно сошедшеся, поем славную и светоносную твою память, и чудес полную, и дарований Святаго и Честнаго, всеблаженне, Духа.

Разреши моя пленицы согрешений молитвами твоими, яко бо непобедим мученик дерзновение имаши ко Владыце, и буди ми прибежище и покров, Димитрие.

Богородичен: Чисту Тя посреде терния обрет, яко чистейший крин и удольный цвет, о Богомати! Жених во утробу Твою Слово вселися.

Кровей твоих струями, Димитрие, Церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую и соблюдая град твой невредим; того бо еси утверждение.

Сего великаго вси воспоим, сошедшеся верою, яко оружника Христова и мученика, Димитрия, в песнех и пениих совзывающе Владыце и Зиждителю вселенныя: избави ны труса и нужды, Человеколюбче, молитвами Богородицы и всех святых мучеников Твоих. На Тя бо вси надеемся избавитися бед и скорбей, Ты бо еси наше утверждение.

Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Преукрашен Божественною славою и благодатию, мучениче страстотерпче, сияеши световидно и просвещаеши зовущия: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Яко багряницею, украшен твоею кровию, имея вместо скиптра, славне, крест; со Христом царствуеши ныне, мучениче Димитрие, благословен еси, зовый, в храме славы Твоея, Господи.

Богородичен: Препрославленная, Просвещенная, Мати Дево, вся, чтущия Тя Всеистинную Богородицу, огради; благословена Ты в женах, Всенепорочная Владычице.

Ирмос: Руце распростер Даниил, львов зияния в рове затче: огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители отроцы, взывающе: благословите вся дела Господня Господа.

Омрачил еси весь вражий гнев, славне, и, борения неотъемлемою силою Христа облечен и победоносец быв, мучениче Димитрие, вопиял еси: благословите вся дела Господня Господа.

Мучеников благостояние показав, мучеников благозвание, мучениче, наследовал еси; банею омывся святою, яже вторыми не оскверняется греховными прилоги, копием прободаем, и зовый: благословите вся дела Господня Господа.

Чудес твоих множество, паче ума дарований, ихже тебе подаде Христос, всем показует, славне, и благодать исцелений, яже паче слова, яве твою благодать проповедает нам, вопиющим: благословите вся дела Господня Господа.

Богородичен: Едину во всех родех, Деву Матерь и Богородицу Чистую, песнословим: Та бо спасения нашего Ходатаица, яко мира Избавителя, Слово рождшая, Емуже вопием: благословите вся дела Господня Господа.

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества; тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

Раздери узы прегрешений тя поющих, страстотерпче, устави страстей прилоги, молву разори ересей и напастей утиши бурю молитвами твоими.

Направи к стезям правым Небеснаго Царствия священнейшую твою паству, венценосче мучениче Димитрие, на пажить спасительную, на место вечное.

Да венцев славы и Небеснаго Царствия получения поющим тя сего улучити моли, мучениче Димитрие, Жизнодавца Господа и Царя Сил.

Богородичен: Яко корень, источник и вину нетления Тя, Дево, вси вернии, надеющеся, хвалами почитаем; Ты бо Ипостасное нам Безсмертие источила еси.

Крестом вооружил еси Нестора, чрез онаго Лиеву разорив гордыню, Димитрие, на тризнищи, якоже Христос, отверзаеши копием ребра твоя, имиже стадо твое храни.

Молитва

Святы́й и сла́вный великому́чениче Христо́в Дими́трие, ско́рый помо́щниче и те́плый засту́пниче с ве́рою притека́ющих к тебе́! Предстоя́ с дерзнове́нием Небе́сному Царю́, испроси́ у Него́ проще́ние согреше́ний на́ших и о е́же изба́витися нам от всегуби́тельныя я́звы, тру́са, пото́па, огня́, меча́ и ве́чныя ка́зни. Моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити град сей, оби́тель сию́ и вся́кую страну́ христиа́нскую. Исхода́тайствуй у Царя́ ца́рствующих на враги́ побе́ду и одоле́ние правосла́вным христиа́нам, всей держа́ве правосла́вной мир, тишину́, тве́рдость в ве́ре и преспе́яние во благоче́стии; нам же, чту́щим честну́ю па́мять твою́, испроси́ благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я, да благоутро́бное Влады́це на́шему Христу́ Бо́гу зде творя́ще, сподо́бимся моли́твами твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное для ве́чнаго прославле́ния Его́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.

Святы́й великому́чениче Христо́в Дими́трие! Предстоя́ со дерзнове́нием Небе́сному Царю́, испроси́ у Него́ проще́ние согреше́ний на́ших и о е́же изба́витися нам, окая́нным (имена) от всегуби́тельныя я́звы, огня́ и ве́чныя ка́зни. Моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити прихо́д (дом) сей и хра́м наш. Испроси́ нам благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я, да благоуго́дное Влады́це на́шему Христу́ Бо́гу зде творя́ще, сподо́бимся моли́твами Твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное и та́мо прославля́ти Его́, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также: