Рака над мощами василия блаженного


Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

1.Церковь Василия Блаженного. Экспозиция в притворе
2.Применение кирпича в древнерусском строительстве
3.Особенности древнерусского каменного строительства
4.Рака Василия Блаженного
5.Церковь Василия Блаженного. Реставрация
6.Росписи
7.Чудо Василия Блаженного спасения на море
8.Чудо Василия Блаженного о шубе
9.Иконостас церкви Василия Блаженного

Обойдя собор со всех сторон и осмотрев его архитектурные особенности, о которых мы рассказали в статье “Вокруг Покровского собора”, заходим внутрь храма.

На нижнем уровне Покровского собора, представлен макет храма, сделанный в начале ХХ века мастерами одной из игрушечных фабрик.


Церковь Василия Блаженного

Над макетом висит парсуна царя Ивана Грозного. Это копия, её выполнили братья Александр Иванович (1888-1949) и Николай Иванович (1885-1933) Брягины , известные реставраторы начала ХХ века. Оригинал находится в Оружейной палате московского Кремля.


Копия парсуны царя Ивана IV Грозного в Покровском соборе

(Некоторые посетители путают икону и парсуну и крестятся на эту парсуну).
В подцерковье представлена методика реставрационных работ в соборе.



Первоначально собор был расписан “под кирпич и белый камень”. Уже в старину люди понимали, что атмосферные условия и колебания температур влияют на любой строительный материал. Здания из кирпича старались защитить, сверху покрывали штукатуркой, и, для красоты, могли расписать по штукатурке как угодно. Чаще всего на строениях того времени появляется роспись “под кирпич”.

Кирпич в ту пору был новым, модным материалом. До татаро-монгольского ига на Руси существовало строительство из кирпича, однако после Батыева нашествия эти технологии оказались утраченными. Каменное и кирпичное строительство практически не велось с середины XIII до конца XIV-начала XV веков.
В Москве начали строить из кирпича задолго до возведения Покровского собора, но кирпич был совсем иным по своему виду и качеству. Прежде использовали большемерный тонкий кирпич – плинфу, наши предки позаимствованного его у византийцев.

В XV веке появился кирпич, близкий по свойствам к современному. Новый материал настолько пришёлся по вкусу строителям того времени, что они стали наносить орнамент “под кирпич” на многие здания. А украшали новые сооружения резным белым камнем.


В реставрационном уголке притвора церкви Василия Блаженного показана роспись “под кирпич” и “под дикий камень“

Время шло, вкусы изменились и через 200 лет нижний этаж собора был окрашен под “дикий камень”.


Узор под “дикий камень” на макете собора

Церкви собора были расписаны цветами в горшках. Роспись под “дикий камень” свойственна XVIII веку, а цветочный орнамент – мода XIX столетия. Эти цветы хорошо заметны на макете собора.


На внешней росписи храма сохранилось несколько подобных цветов

А теперь давайте перенесёмся на 400 лет назад. Из стены храма торчит обломок дерева – это остаток строительных лесов.


Остаток бревна в стене и роспись стен “под дикий камень

Строительные леса в XVI веке крепили прямо в стены и одновременно выводили леса за стены собора. Один из остатков такого бревна перенесли в подклет. Наверху – в центральной Покровской церкви – сохранилось ещё несколько подобных фрагментов. Во время реставрации в стенах собора, в основаниях больших церквей по второму ярусу были обнаружены вертикальные пустоты с древесными остатками. Возможно, что собор строили вокруг некоего деревянного каркаса, игравшего роль пространственного чертежа. Безусловно, мастера измерили основание будущего храма, а других чертежей у них не было. Существует предположение, что вначале была создана некая “3D модель” из дерева, которую потом обложили кирпичом. Однако это не более, чем гипотеза, так ли было на самом деле – неизвестно.

На правой стороне подклета восстановлен профиль стены, который существовал в старину. В XVIII веке древняя отделка вышла из моды, подклет собора переделали. Часть отделки XVIII века сохранили, чтобы был виден масштаб реставрационных работ. То же самое относится к основанию колонны. В его правой части восстановлен древний профиль основания колонны, а слева видно, как она выглядела до реставрации.

В XVI веке вход в церковь Василия Блаженного был с другой стороны. Здесь, на церковном дворе, находилось кладбище. На нём, рядом со стеной собора, похоронили Василия Блаженного. Храм над его могилой построили в конце XVI века. Рака Василия Блаженного, установленная в церкви – это не гроб, а надгробие.


Рака святого Василия Блаженного


Сень над ракой Василия Блаженного. ХIХ век

Сень символизирует, что над этим местом простёрлась тень Божьей благодати.

Рака украшена композицией “Чудо о спасении на море”.


Фрагмент раки св.Василия Блаженного

Службы у Василия Блаженного шли ежедневно, в любую погоду. До XVIII века в этой церкви был земляной пол, постоянная сырость и тепло от людских тел и свечей быстро разрушали росписи и иконы. Церковь часто требовала ремонтов и поновлений. С другой стороны, ежедневные службы приносили немалый доход и храм Василия Блаженного мог себе позволить часто проводить ремонты, в отличие от других церквей Покровского собора, которые были нищими. Из-за многочисленных поновлений сейчас уже невозможно выяснить, как храм выглядел первоначально. Его нынешний облик относится к концу XIX – началу ХХ века.

В конце XIX века храм был в ужасном состоянии и общественность предпринимала различные действия для его сохранения. Под её давлением правительство выделило огромные средства на ремонт и реставрацию собора.

В 1905 году отмечался первый юбилей собора о котором до нас дошли сведения. (Возможно, что предшествующие юбилеи также торжественно отмечались, но об этом ничего не известно.) Это был юбилей закладки собора. Но было очевидно, что к годовщине всё сразу сделать невозможно, поэтому решили целиком восстановить какую-то одну часть собора. Выбор пал на храм Василия Блаженного. В его старых стенах создали новый интерьер, стилизованный под русское средневековье.
После первых пробных расчисток выяснилось, что в XVII веке храм был расписан процветшей виноградной лозой церкви Христовой, которая имеет начало и не имеет конца. Процветшая виноградная лоза – это образ Райского сада.


Фрагмент росписи “процветшая виноградная лоза”.

Художники решили взять за основу эту роспись, но в современном их времени виде. В ту пору в искусстве господствовал стиль “модерн”.

В церкви Василия Блаженного всё – и рака, и сень, и иконостас, и роспись – сделано в стиле “модерн” в 1905 году, к юбилею храма. Подлинный растительный орнамент – процветшая виноградная лоза, была иной. Программу росписи Покровского собора заложили ещё в XVII веке. Вид лозы изменялся несколько раз, она бывала трафаретной и совершенно ужасной. Но стиль росписи – процветшая виноградная лоза, не менялся на протяжении четырёх с половиной веков. В этом храме всегда присутствовал образ Райского сада.
В каждом храме часть росписи посвящена тому празднику или тому святому, в честь которого он был освящён. В церкви Василия Блаженного напротив иконостаса изображён Покров Пресвятой Богородицы. Этой росписью была отдана дань Покровскому собору.


Композиция “Покров Пресвятой Богородицы” на западной стене храма, над западным входом в церковь


Фрагмент росписи церкви Василия Блаженного “Чудо спасения на море”

Персидские купцы шли морем в Москву и на Каспийском море попали в сильный шторм. Стихия была такой силы, что они не чаяли спастись и уже приготовились к смерти, как вдруг увидели, что к ним по волнам идёт совершенно нагой человек. Внезапно море утихло, этот человек помог им добраться до порта и исчез. А когда они с товаром прибыли в Москву, то встретили этого человека на Торгу, им оказался Василий Блаженный.

Над ракой, на северной стене, изображено чудо о шубе.


Фрагмент росписи церкви Василия Блаженного “Чудо о шубе”


Фрагмент росписи церкви Василия Блаженного – процветшая виноградная лоза и фрагмент иконостаса “с заворотом”


Фрагмент иконостаса церкви Василия Блаженного. Слева от Царских врат – икона “Одигитрия Смоленская”


Икона святого Василия Блаженного на южной стене храма в местном ряду иконостаса


“Днесь светло красуется славнейший град Москва”

На иконе изображены избранные святые, среди них слева – святой Василий Блаженный, справа – святой Максим Блаженный, коленопреклонённые святой преподобный Сергий Радонежский и святой преподобный Варлаам Хутынский, святой Дмитрий царевич.


Образ Богоматери Владимирская” на иконе “Днесь светло красуется славнейший град Москва”. Он находится за ракой св. Василия Блаженного на южной стене церкви Продолжение экскурсии в следующем помещении, в подцерковье Покровского собора.
Покровскому собору посвящена серия статей:
ВОКРУГ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
ПОДЦЕРКОВЬЕ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
НИЖНИЕ СЕНИ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ИКОНА СВ. МАКСИМА БЛАЖЕННОГО
ИНТЕРЬЕР ВЕРХНЕГО ЯРУСА ПОКРОВСКОГО СОБОРА
Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.

Собор Василия Блаженного до сих пор находится "в плену" у работников музея.


Собор Василия Блаженного до сих пор находится "в плену" у работников музея.

Храм Василия Блаженного — зримый символ России. Он едва ли не главное украшение Красной площади.
Много сказано о чрезвычайной красоте этого храма. Он весь как игрушка: какая любовь к Небесному выразилась в этом старании русского человека создать собор, в котором луковка каждого купола — на особь, в котором ни одна линия, ни один рисунок не повторены!
Собор поистине уникален: в двух ярусах его расположены одиннадцать престолов, полностью изолированных друг от друга и соединенных маленькими узкими переходами, где часто может пройти только один человек… Церквушки маленькие: как правило, в них могут разместиться не более двадцати человек. И такие красивые — тоже словно игрушечные. Стоять и молиться здесь можно только перед самым иконостасом: больше нет места. А иконостасы — уникальная работа XVII века. Центральный престол — Покрова Пресвятой Богородицы. Из нижнего яруса сюда нужно подниматься по крутой кирпичной и очень узкой темной лестнице. Шагаешь по такой лестнице, высоко и с трудом поднимая ноги, и думаешь: не для расслабленных людей XXI века сложены эти ступени. Из церкви Покрова, как ветви, расходятся узкие переходы к другим приделам: Троицы Живоначальной (восточный придел), Входа Господня в Иерусалим и другим.
История храма связана с именем Царя Иоанна Грозного. После покорения Казанского царства в 1552 г. на Красной площади был построен один каменный храм (Свято-Троицкий) и — вокруг него — еще целых семь деревянных церквей. В августе того же 1552 г. и был прямо у стен Свято-Троицкого храма похоронен известный тогда всей Москве блаженный Василий. Чуть позже на месте деревянных церквей зодчие Барма и Постник Яковлев (историки до сих пор с уверенностью не могут сказать, как же звали строителя или строителей, скрывавшихся за надписью "БАРМАИПОСТНИК") на месте деревянных церквушек воздвигли девятипрестольный каменный храм. Престолы в этом храме освящены были в честь тех дней, в которые были одержаны важнейшие победы при взятии Казани.
Но недолго простоял храм в таком виде: всего тридцать шесть лет. Через этот срок Богу было угодно прославить своего святого. В день памяти Василия Блаженного (2 августа ст. ст.) в 1588 г. при великом стечении народа больше ста двадцати болящих одновременно получили исцеление от своих недугов. Благочестивый Царь Феодор Иоаннович, которому при своей кончине блаженный Василий предсказал восхождение на Царство, и Патриарх Иов приняли сие знамение с верою — как указание на святость блаженного. Над могилой святого Василия в том же 1588 году был возведен новый придел — северо-восточный. С тех пор Покровский собор и получил всенародно принятое второе имя — собор Василия Блаженного. Почти через столетие — в 1672 г. — с юго-восточной стороны был воздвигнут еще один, последний, придел — Ризположения (с 1680 г. — Рождества Богородицы). Под ним покоился еще один святой — блаженный Иоанн Милостивый.
К сожалению, один из главных Православных храмов страны с 1929 г. находится "в плену" у музейщиков. И до сих пор великая наша святыня — Собор Василия Блаженного — является филиалом Государственного Исторического музея. Когда ходишь внутри собора, из одного сиротски пустующего храма в другой, и видишь старинные иконостасы, сотворенные нашими великими предками в молитве и для молитвы, для живого обращения к Всевышнему, — кровью обливается сердце. Хочется помолиться, приложиться к иконам: ведь храм же, и притом храм — сразу чувствуется! — необыкновенный. Но нельзя: все под толстым специальным стеклом, установлена сигнализация. Любое прикосновение к святыне огласит округу тревожным воем сирены. Одним словом, плен. В храмах много света: искусно устроена система миниатюрных прожекторов, выгодно освещающих уникальные иконостасы. Но душа-то тоскует о самом обыкновенном — живом! — пламени свечи перед образом, о возносящейся под необычайно высокие своды этих маленьких храмов ("шапка слетит с головы") соборной молитве во время Божественной литургии. А взамен всего этого… По переходам время от времени суетливо снуют — в одиночку и группами — экскурсанты. Мужчины порою даже в головных уборах. Тяжело смотреть на больной наш народ, ходящий на экскурсии к… Богу.
Но есть и сдвиги, — видно, по молитвам Блаженного Василия: с 1992 года в его приделе начались службы, и верный Православный московский народец — хоть и раз в неделю только, — но все же приходит на Литургию у раки своего любимого святого. Благодать здесь чувствуется необычайная. Храм не отапливается, и зимой в нем довольно прохладно. Пар идет изо рта, голова стынет, однако полтора-два часа пролетают в одно мгновение. Служат здесь разные священники. Один из них — игумен Вячеслав из храма Московской Духовной Академии, что в Сергиевом Посаде.
— Батюшка, служба в храме идет только по воскресеньям?
— Да, только по воскресным дням, — отвечает мне игумен Вячеслав.
— В таком маленьком храме служат несколько священников. А кто назначает вас здесь служить?
— Зарядье духовно окормляет сам Святейший Патриарх Алексий II, а наместником является игумен Иосиф (Шапошников). Вот он и решает, кому из священников служить.
— А Ваш черед служить здесь бывает часто?
— Довольно часто, особенно в зимнее время. Зимой служу почти всегда я один.
— Мощи святого Василия находятся здесь, под ракой. Они когда-нибудь поднимались?
— Мощи находятся под спудом и, по преданию, никогда не поднимались.
Рака представляет собою массивное мраморное надгробие, на поверхности которого изображен сложивший руки крестообразно на груди святой Василий Блаженный, с закрытыми очами. "Нагоходец" Василий изображен в одной только легкой набедренной повязке. Рака находится под величественным покровом, вокруг которого висит множество старинных лампад. Все это рядом с совершенно изумительной работы Царскими вратами производит неизгладимое впечатление.
Пока мы разговариваем, подходит новая паломническая группа. Вполголоса начинают читать акафист святому Василию Блаженному, прикладываются к раке, встав на специальный деревянный помост. Много столетий чтит Православная Русь своего самого, пожалуй, известного юродивого Христа ради. И в этом почитании намного больше духовной интуиции, чем конкретного знания об аскетических подвигах блаженного Василия.
И ныне, как в былые времена, святой блаженный Василий не оставляет своих соотечественников благодатной помощью. Игумен Вячеслав на мой вопрос о том, ощутима ли помощь святого Василия Блаженного, ответил:
— Несомненно, ощутима. Служба в храме идет уже десять лет, а Василий Блаженный все время присылает сюда людей, как и раньше, являясь им во сне. Приезжали уже много раз из Сибири, с Дальнего Востока, недавно приезжала женщина из Магадана, сказала, что святой явился ей во сне и призвал приехать и помолиться у его мощей.
И в голову приходят слова из рукописного жития святого Василия: "Блажен еси град Москва, яко в тебе таков возрасте богоблаженный Василий, высок житием, благ сердцем, просвещен чистотою… его же чистому житию и жестокому терпению ангели удивишася, ныне же со святыми на небесех живет". Уходя из храма на Красной площади, думаешь: счастлив народ, у которого есть такие святые, как Василий Блаженный. Столько уже веков молится он о нашей общей русской судьбе, молился о наших прадедах и дедах, молится о нас. И потом, проходя мимо лобного места и внутренним взором глядя на вопиющие к небу грехи наши, уже без отчаяния, но с надеждой думаешь о грядущем, земном и Небесном. Выживет и свободно разогнет спину Россия при таких молитвенниках и живой вере в Бога. Святый блаженный отче Василие, моли Бога о нас!

Владимир Мельник, г. Москва 23.05.2003

Собор Василия Блаженного – пожалуй, самый известный из русских храмов. Сказочные купола собора можно увидеть на сувенирной продукции, в знакомые очертания собора кажутся всем олицетворением России. Более четырехсот лет стоит Собор на Красной площади, но только самым любознательным он открывает свои тайны. Итак, приглашаю вас на небольшую виртуальную прогулку по Храму Василия Блаженного.


Собор Василия Блаженного

Большинство москвичей любят поговорить на тему, что Красная площадь им надоела, и что все приезжие тянут их сюда снова и снова. Ну а если задуматься: когда Вы в последний раз были в Храме Василия Блаженного? Некоторые скромно ответят: в школе. А другие промолчат, потому что не были там никогда. Путешествуя по дальним краям, мы часто упускает то, что находится рядом с нами. Я, например, за всю свою жизнь впервые побывала внутри великолепного Собора Василия Блаженного. Полуторачасовой экскурсии мне показалось крайне мало! Здесь можно ходить и два, и три часа, конечно, если знать на что обращать внимание. Здесь есть настоящие ребусы!

Собор настолько интересен и сложен, что здесь проводится несколько тематических экскурсий: инженерная экскурсия, историческая, реставрационная.
Почему стоит обязательно посетить Собор Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного был построен в 16 веке по указу Ивана Грозного в честь взятия Казани. Зодчие (согласно летописи, архитекторами явились Постник и Барма) опередили свое время, используя оригинальные и новаторские строительные технологии.
Сама структура собора уникальна – здание состоит из 8 церквей, соединенных внутренней и внешней галереями. Тем, кто попадает сюда в первый раз, здание может показаться лабиринтом, но это не так. Структура храма очень логична и если посмотреть на план сверху, то он напоминает цветок.


Внутри Собора Василия Блаженного

Какое настоящее название собора Василия Блаженного

Официально собор Василия Блаженного называется Храм Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву. Московский юродивый Василий Блаженный был похоронен недалеко от храма. Спустя 30 лет после строительства Собора над его мощами была возведена часовня, а непосредственно над его мощами – серебряная рака (которая впоследствии исчезла и была заменена новой). Москвичи почитали юродивого так, что даже в честь него стали называть и весь Собор. Кстати, долгое время Собор называли Троицким – по названию старой деревянной церкви, которая находилась здесь до того, как началось строительство каменного собора.


Внутри Собора Василия Блаженного

Как попасть в Собор Василия Блаженного

В настоящее время собор является филиалом Исторического музея, и попасть сюда можно шесть дней в неделю (кроме понедельника) согласно расписанию работы музея. Очень редко здесь проводятся богослужения, но где найти их график, я не нашла.
Стоимость стандартного входного билета в музей – 350 рублей. Если вы хотите присоединиться к экскурсии – будьте готовы доплатить еще 100 рублей. Обзорные экскурсии проводят согласно графику (подробнее здесь).
Также внутри Собора за дополнительную плату можно взять аудиогид. Многочисленные агентства организуют в Собор экскурсии, однако, на мой взгляд, это лишняя переплата денег, так как все экспонаты имеют подробное описание. Ну а если немного подготовиться и почитать в интернете, то ваш культурный поход удастся на славу.


Впечатления от посещения Собора Василия Блаженного

Все посетители, для того чтобы попасть в Собор Василия Блаженного, проходят через металлическую рамку и подвергаются досмотру. Надо отметить, что помещение, откуда начинается осмотр, называет подклет (или подцерковье) ранее был недоступен для посетителей Собора. Прихожане поднимались по красивым наружным лестницам сразу на второй этаж. А подклет использовался для разных других нужд, в том числе для хранения ценностей. Какое-то время здесь даже хранилась царская казна. Со второго этажа в подклет вела тайная лестница, а которой знали лишь избранные, а сегодня каждый из нас имеет возможность по этой лестнице подняться наверх.

Сейчас в подклете расположилась интересная выставка старинных икон, фрагментов украшения куполов, голосник, изразцы. Но больший интерес вызывают толстенные стены (толщина стен в основании храма достигает 3 метров) и своды.


Подклет Собора Василия Блаженного


Подклет Собора Василия Блаженного

На первом этаже можно увидеть макет Собора. Если посмотреть внимательнее, можно заметить, что Собор на макете выглядит немного не так. Все дело в том, что он с начала его постройки подвергался значительным перестройкам. Так церковь Василия Блаженного появилась спустя 30 лет после постройки храма. Интересным также является и то, что купола храма вероятно имели совсем другую форму и были позолоченными. Цветными же они стали в 18 веке.


Макет Собора Василия Блаженного

Также в первом зале можно увидеть и некоторые странные вещи, например, бревно, торчащее из стены, которое было обнаружено во время одной из реставраций. Назначение его так и не разгадано. Чертежей того времени не сохранилось (да и не известно, были ли они). Возможно, зодчие строили здание по деревянному каркасу, и это бревно – часть этого каркаса.

Церковь Святого Василия Блаженного

Как гласит легенда, Василия Блаженного, почитаемого московского юродивового и чудотворца, похоронили под стеной Покровского собора. Василия Блаженный был канонизирован сыном Ивана Грозного, Федором Иоанновичем. Спустя 30 лет над мощами чудотворца было приказано воздвигнуть церковь (дата постройки 1588 год). Иконостас, который мы можем сегодня видеть, относится к 1895 году.


Церковь Василия Блаженного

Расписной потолок в церкви Василия Блаженного. Масляная роспись была выполнена в 1905 году.


Потолок в церкви Василия Блаженного

Рака над мощами Василия Блаженного. Помещения очень маленькие и темные, очень много людей - поэтому снимать крайне сложно.


Церковь Василия Блаженного

Экспозиция в Подклете

На первом этаже, точнее подклете, мы увидели прекрасные отреставрированные иконы. На самом деле это выносные иконы, с которыми совершался крестный ход вокруг храма.


Мощность конструкций подклета поражает - из-за того, что храм находился на "Рву", требовался мощный фундамент. Так как Собор имеет приличный возраст, здесь неоднократно проводились реставрации и замена кирпичей. Темные кирпичи - старые старые.


Полоток в подклете

Кстати, в подклете можно увидеть фрагмент цветного купола церкви. Оказывается, купола выполнены из металла и покрыты краской. Как известно, металл подвергается коррозии, поэтому реставрация проводится примерно каждые 20 лет.


Икона "Богоматерь Знамение" является репликой иконы, расположенной снаружи храма. Относится к 1780 году.


Икона Богоматерь Знамение

Церковь Покрова Богоматери

После осмотра подклета, мы поднялись по узкой секретной лесенке наверх. Наверху посетителей ждет самое интересное – 8 церквей, непохожих друг на друга, объединенных в единый собор. В центре находится Церковь Покрова Богоматери с потрясающим иконостасом. Признаться, честно, подобный иконостас я не видела никогда. Высота церкви - 47,5 метров. Долгое время она оставалась самым высоким строением в Москве.


Церковь Покрова Богоматери


Церковь Покрова Богоматери


Церковь Покрова Богоматери

В центральную церковь ведут три не похожих друг на друга портала, оформленные резьбой по кирпичу.

Церковь Киприана и Иустины

Позолоченный иконостас выполнен в стиле классицизма в 18 веке. Один из лучших образцов того времени резьбы по дереву. В церкви была проведена реставрация в 2007 году.


Церковь Киприана и Иустины


Церковь Киприана и Иустины

Церковь Варлаама Хутынского

Тябловый иконостас церкви был восстановлен в 1920-е годы, состоит он из икон 17-18 веков.


Церковь Варлаама Хутынского


Церковь Варлаама Хутынского


Церковь Варлаама Хутынского


Церковь Александра Свирского

В куполе церкви можно увидеть кирпичную спираль - символ вечности. Стены церкви расписаны под кирпичную кладку. Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.


В церкви Александра Свирского

Внешняя галерея

Во время экскурсии группу выводят также на внешнюю галерею, откуда можно разглядеть фрагменты старинной кладки и росписи.



Росписи собора заслуживают отдельного разговора. Учитывая преклонный возраст собора, здесь можно найти как росписи 16 века, 17, 18 и начала 20 века. Знающие экскурсоводы легко вам покажут, как их отличать друг от друга, и где находятся самые старые фрагменты.
Кстати, в 16 веке для росписи соборов был популярен цветочно-растительный орнамент, который символизировал райский сад. Именно этот орнамент можно увидеть и здесь.

Кстати, освещают помещения старинные слюдяные фонари.


Росписи Собора Василия Блаженного


Росписи Собора Василия Блаженного


Росписи Собора Василия Блаженного


Гениальные инженерные решения

В одном из переходов можно увидеть гениальное решение для того времени - плоский потолок! Однако, плоским он кажется только издали. При тщательном изучении можно увидеть, что это также арочный полоток. В инженерные детали я вдаваться не буду, но оптическая иллюзия изумительная!


Еще немного резьбы по камню.


Выход из собора осуществляется по красивой центральной лестнице.


Выход из Собора


Выход из Собора

Как Вы уже наверное поняли, посещение этого места в Москве никак нельзя упустить! Ну а если Вы уже были здесь в детстве - рекомендую вернуться, уверена, вы посмотрите на Собор совершенно иными глазами.

Читайте также: