Рака над мощами мартирия зеленецкого
Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.
Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.
В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.
По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".
Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы - Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской - и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.
Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.
Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.
Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.
От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.
Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.
Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста - Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.
В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.
Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.
Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.
1563–1566 г.г.
Первую монастырскую церковь построил сам преподобный Мартирий.
1570 г.
Около этого времени в Зеленецком монастыре на средства, пожертвованные новгородским купцом Федором Сырковым (казнен в 1570 г. в Новгороде во время репрессий Ивана Грозного), была построена деревянная Благовещенская церковь.
1583 г.
Зеленецкий монастырь зафиксирован в писцовой книге Обонежской пятины Великого Новгорода 1583 г., составленной Андреем Плещеевым и подъячим Семейкой Кузьминым:
1595 г.
В 1595 г. преподобный Мартирий ходил в Москву и получил от царя Федора Иоанновича жалованную грамоту, по которой Зеленецкому монастырю были даны две выти земли и рыбные ловли на Ладожском озере с прилегающими угодьями. Находясь по пути в Москву в Твери, преподобный Мартирий поднял со смертного одра отрока Иоанна, сына князя Симеона Бекбулатовича. В благодарность князь Симеон пожертвовал средства на строительство в Зеленецком монастыре каменной церкви, которая была освящена во имя Богородицы Одигитрии Тихвинской.
1/14 марта 1603 года
Кончина преподобного Мартирия Зеленецкого.
1612–1613 гг.
Зеленецкий монастырь сожжен одним из множества воинских отрядов интервентов, которые опустошали северо-западные области России в Смутное время. Монашествующие, узнав о приближении врагов, спрятали церковную утварь и скрылись в лесах.
1620 г.
Запись в писцовой книге Обонежской пятины 1620 г. свидетельствует о том, что в это время Зеленецкий монастырь с трудом восстанавливался после разорения:
Игумен монастыря в документе не назван, управлял монастырем казначей — старец Сильвестр.
1624 г.
Старцу Сильвестру с братией дана жалованная грамота царя Михаила Федоровича, подтверждавшая земельные владения Зеленецкого монастыря. За монастырем закреплялась не только земля, но и крестьяне. Жители монастырской вотчины освобождались от податей, от суда воевод и дьяков — суд над ними предоставлялся монастырским старцам.
1650 г.
Что сделали для благоукрашения обители черный поп Иосиф и строитель Арсений — летописи умалчивают.
1625 г.
Игуменство в Зеленецком монастыре дано Закхею. Старец Сильвестр с 1628 г. состоит строителем обители. По примеру прежних настоятелей, Игумен Закхей ходатайствовал к царю Алексею Михайловичу о подтверждении права Зеленецкого монастыря на его земельные владения и о пожаловании новых.
1674–1695 гг.
В это время Новгородскую епархию возглавляет митрополит Корнилий, постриженик Троицкого Зеленецкого монастыря. Заботами и неустанным попечением святителя Корнилия Зеленецкий монастырь в 80-х гг. XVII в. был полностью отстроен в камне: возведен каменный пятиглавый Троицкий собор, каменная Благовещенская церковь с трапезной, трехъярусная колокольня, стены вокруг монастыря с церковью Иоанна Богослова над вратами, келейные корпуса. Обветшавшая каменная церковь Богородицы Одигитрии была разобрана, ее престол перенесен в староладожский Никольский монастырь. Таким образом, в монастыре больше не осталось строений времен самого преподобного Мартирия.
Митрополит Корнилий организовал строительство дорог от окруженного болотами Зеленецкого монастыря: одна дорога вела на восток, до реки Сясь, и выходила на большой Тихвинский тракт, а другая — на запад до Гостинопольской пристани на реке Волхов, откуда можно было добраться до Новгорода. Благодаря этим дорогам Зеленецкий монастырь получил связь с центрами епархии. Митрополит Корнилий обеспечил хозяйственное процветание монастыря: восемь деревень, в которых проживало около семисот крестьян, с пашней, покосами, лесными угодьями и рыбными ловлями принадлежали монастырю. Кроме того, Корнилий приписал к Зеленецкому монастырю четыре небольших монастыря с их деревнями и угодьями — староладожские Иоанновский, Васильевский и Гостинопольский и новгородский Спасо-Нередицкий. Митрополит пожертвовал в Зеленецкий монастырь богатую церковную утварь и богослужебные книги.
На монастырской колокольне имелось 15 колоколов, самый большой из них весил 200 пудов.
Над погребением Мартирия, которое после строительства Троицкого собора находилось в подцерковьи этого храма (в западной части южного нефа, при входе под первой аркой с правой стороны), Корнилий поставил каменную гробницу.
Так сбылось предсмертное предсказание преподобного Мартирия: «Если окажется милость Господня на мне, недостойном, тогда все благое и спасительное в этой болотной уединенной обители предивно умножится.
26 февраля/10 марта 1695 г. — кончина святителя Корнилия.
Корнилий (в миру — Козьма) происходил из поместных московских бояр. Когда он пришел в Зеленецкий монастырь и принял там постриг, в обители еще были живы современники преподобного Мартирия. Корнилий возлюбил старцев, и, видя нужды обители, молил Бога о ниспослании помощи Зеленецкому монастырю. В 1665 г. Корнилий был назначен архимандритом Тихвинского Успенского монастыря. В 1668 г. он возвратился в Зеленую пустынь строителем. 16 марта 1673 г. Корнилий поставлен митрополитом Казанским и Свияжским, а через полтора года был переведен на кафедру в Новгород. Двадцать лет — с августа 1674 г. по март 1695 г. — преосвященный Корнилий был митрополитом Новгородским и Великолуцким и неустанно окружал пастырской заботой Троицкий Зеленецкий монастырь, обитель своего пострижения.
1695 г.
3 марта 1695 г. преосвященный Корнилий оставил управление Новгородской митрополией и удалился на покой в Зеленецкую пустынь. Здесь он скончался 26 февраля 1698 г. и был похоронен в Троицком соборе подле гробницы преподобного Мартирия.
3 февраля 1747 года
Зеленецкую обитель удостоила своим посещением императрица Елизавета Петровна. Это событие положило начало официальному церковному почитанию преподобного Мартирия.
20 июня 1747 года
В Зеленецкой обители случился страшный пожар, уничтоживший все деревянные постройки, крыши на церквах и кельях, ограды, полы, крыльца, двери, оконные рамы, ставни и затворы. Пожар превратил в пепел скотный двор, ригу и гумно. Все пожалованные государыней Елизаветой Петровной деньги были израсходованы на восстановление монастыря.
21 февраля 1748 года
Архиепископ Новгородский Стефан посетил Зеленецкую обитель. Встреченный с колокольным звоном и церемонией за монастырем у южных ворот, он шествовал прямо к чудотворным мощам преподобного Мартирия, а потом в собор. Осмотрев все погоревшие монастырские строения, архиепископ пожертвовал из своей казны на ремонт обители 200 рублей. А вскоре после этого тихвинские жители прислали еще 30 рублей на восстановление сгоревших строений. На эти деньги монастырское хозяйство было поправлено.
1764 г.
1765 г.
Летом 1765 г. в Зеленецком монастыре произошло несчастное событие, нанесшее значительный урон монастырскому имуществу. В июньский день, когда братия работала на полях, игумен ловил рыбу на Ладожском озере, а оставшиеся иноки были заняты на скотном дворе за стенами обители, в монастырь ворвались 23 раскольника, вооруженных топорами, ножами и вилами. (Раскольниками называли в то время людей, которые не приняли реформ патриарха Никона. Крайней формой протеста было самосожжение). Ворвавшись в обитель, раскольники выгнали из нее всех, кого там нашли, заперли ворота и завалили вход бревнами. Разместившись в трехэтажном корпусе, они наносили туда соломы, дров и всякого горючего материала, посыпали все порохом и объявили, что никому не сдадутся живыми. Извещенный о случившемся игумен заявил о захвате монастыря властям. Вскоре в Зеленец прибыла рота солдат. Две недели они простояли около монастырских стен, а в это время предпринималось все возможное для того, чтобы отвратить запершихся в монастыре людей от пагубного намерения. Но все было безуспешно. Наконец, по оплошности одного раскольника, который забыл запереть ворота, солдатам удалось проникнуть в монастырь. Тогда раскольники заперлись в трехэтажном корпусе. Перед окнами этого корпуса им зачитали привезенный из Петербурга указ, в котором власти обещали всем полное прощение, уговаривали выйти из монастыря и вернуться домой. Но все увещевания были напрасны. 4 июля в 8 часов раскольники запалили огонь.
Целый месяц Зеленецкий монастырь находился в руках раскольников, которые повредили святые иконы, соскоблив с них изображение трехперстия, изломали драгоценные кресты со святыми мощами, осквернили гробницы преподобного Мартирия и преосвященного Корнилия, разгромили ризницу, разорвали книги, вырезав листы из переплетов. В огне погибло множество икон, рукописных и печатных книг. Монастырь лишился своих хлебных запасов. Раскольничий погром привел обитель в такое бедственное состояние, что по ходатайству Новгородского митрополита Дмитрия Зеленецкому монастырю была оказана помощь в 2000 рублей.
Увидев высокое пламя, сбежался народ. Более пятисот крестьян со всей округи тушили пожар, при этом из окрестных колодцев и рвов была досуха вычерпана вода. Одному солдату удалось, подставив лестницу к зданию с северной стороны. Вырвать решетку окна и выхватить из пламени двух женщин. Остальные 20 человек погибли в огне.
1771 г.
По предложению архиепископа Санкт-Петербургского Гавриила Зеленецкий монастырь был приписан к Санкт-Петербургской епархии и возведен в 3-ий класс. С этого времени настоятелями в монастыре были архимандриты. Ввиду удаленности от столицы и прочности ограды, решено было сделать Зеленецкий монастырь местом ссылки для церковного покаяния, а также помещать здесь душевнобольных.
24 августа 1772 года
Зеленецкий монастырь подвергся нападению шайки разбойников. Во время литургии в церковь ворвались десять человек, не сняв шапок, с дубьем, ружьями, вилами и ножами. Некоторые из них кинулись прямо в царские врата, другие принялись избивать стоявших в храме монахов. Связанных иноков заперли на кухне, а служившего иеромонаха Никифора вывели из царских врат, сорвали с него священную ризу, а затем повели в настоятельские кельи и под пыткой отняли у него 450 рублей казенных и собственных денег. Потом отправились в поварню, где принялись пытать других монахов, отняв у них таким образом еще 40 рублей. Наконец, забрали из келий и кладовых одежду, посуду, продуктовые запасы. Злой участи избег лишь казначей, которому удалось укрыться за очагом, где он все это время непрестанно молился преподобному Мартирию. Когда грабители ушли из монастыря, монашествующие собрались в храме и дослужили литургию с того места, на котором она была прервана. После этого казначей немедля отправился в Петербург с донесением. Вскоре на поиски злодеев была послана команда из 25 человек. В том же году все десять разбойников были пойманы.
Бесчинства 1789–1798 гг.
В 1789 году иеромонах Сергий, приказав снести некоторые каменные строения в обители, распорядился устроить конюшни в самом монастыре, под кельями. А в Зеленецкой обители всегда помнили и хранили заветы преподобного Мартирия. По преданию, в монастыре на глазах Преподобного лошадью задавило инока. Старец долго скорбел и плакал, потом запретил въезжать на лошадях в стены обители. Повеление это столетиями неукоснительно соблюдалось. Даже Самодержица Всероссийская, императрица Елизавета Петровна, изволила войти в монастырские ворота пешком. Все митрополиты, архиепископы, архимандриты, игумены, генералы, князья, высокородные и благородные чины, приезжая в монастырь к преподобному, всегда шли пешком по монастырю на поклонение.
Как говорит летописец:
Был выстроен новый настоятельский корпус над бывшими Святыми воротами, на колокольне первоначальный шатер с главкой заменили куполом со шпилем. В ограде соорудили угловые башни.
1815–1834 гг.
Это период обновления архитектурного облика монастыря: постепенно проводился ремонт обветшавших зданий и работы по благоустройству территории.
Во многих местах обвалившаяся монастырская стена была исправлена. В 1815 г. соорудили контрфорсы — подпорки для поддержки зданий. В Благовещенской церкви установили новый иконостас. В Троицком соборе растесали окна, на паперти и под ризницей сделали своды.
Неусыпные труды и попечения о вверенной ему обители архимандрита Кирилла были отмечены правящим архиереем.
1853 г.
Над погребением преподобного Мартирия в Троицком соборе установлена серебряная рака, украшенная сценами из Жития.
1901–1902 гг.
В это время в Зеленецком монастыре произведен капитальный ремонт всех строений. Стоявший в запустении настоятельский корпус, в котором в течение 30 лет никто не жил, заново отделали как снаружи, так и внутри. Были перекрыты новым железом крыши и главы на соборном храме и Благовещенской церкви, а также крыши на корпусах. Оштукатурены и окрашены церкви, корпуса, гостиница, ограда. Построен кирпичный завод.
1904–1906 гг.
Пожертвования благотворителей способствовали внутреннему убранству храмов. Вдова инженер-подполковника Анна Лазарева заказала и установила чугунную плиту на надгробие митрополита Корнилия и кружевную железную решетку в Троицком соборе, пожертвовала серебряную позолоченную лампаду к раке преподобного Мартирия. Потомственные почетные граждане Емельяновы пожертвовали две серебряные с позолотой и драгоценными камнями ризы на икону Тихвинской Божией Матери и икону Святой Троицы в Троицком соборе Зеленецкого монастыря.
1912 г.
Над погребением святителя Корнилия в Троицком соборе установлена мраморная рака.
В 1908 г. насельниками монастыря были: настоятель архимандрит Иероним (с 1902 г.), пять иеромонахов, два иеродьякона, пять монахов, три послушника, и двадцать четыре человека проживали в монастыре на богомолье.
Начало XX века
В начале XX в. Троицкий Зеленецкий монастырь имел развитое хозяйство и занимал прочное экономическое положение. Он владел 19277 десятинами земли, имел 130 тысяч рублей капитала, получал ежегодно из казны 669 рублей 55 копеек.
Историко-статистические описания Зеленецкого монастыря того времени обращали внимание паломников на следующие достопримечательности: серебряную раку преподобного Мартирия и две иконы у раки, по преданию, принадлежавшие самому Мартирию; гробницу преосвященного Корнилия и его личные вещи, хранившиеся в особом деревянном ковчеге; две иконы XVII в. с клеймами в иконостасе Троицкого собора; пять старопечатных богослужебных книг в богатых окладах и две
рукописные книги — Синодик и рукопись, содержавшая Летописец монастыря и текст службы преподобному Мартирию. Все это было утрачено после 1917 г.
Зеленецкий монастырь в годы советской власти
После 1917 г. Троицкий Зеленецкий монастырь пережил несколько этапов своего разорения, прежде чем был закрыт в 30-х гг. XX в.
Значительно уменьшилась численность братии. В 1924 г. настоятелем Зеленецкого монастыря был архимандрит Иосиф (Харин). В обители проживало шесть иеромонахов и один иеродьякон.
Новейшая летопись Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря
13 августа 1991 года — первое посещение обители в составе: о. игумен Сергий, о. иеромонах Роман, о. иеродиакон Иона, рабы Божии Алексий, Павел и Владимир.
22 октября 1991 года — Второе посещение обители. Молебен прп. Мартирию в нижней церкви у его гробницы, обретение мощей митрополита Корнилия.
Февраль — май 1992 года — Еженедельные молебны в часовне, первые восстановительные работы.
25 апреля 1992 года — Великая Суббота. Обретение во время литургии в храме 12-ти апостолов Иоанновского женского монастыря старинного писаного образа прп. Мартирия Зеленецкого.
14 июня 1992 года — День Святой Троицы. Престольный праздник в обители. Первое богослужение. 5 августа 1992 года — Престольный праздник в часовне. Первое богослужение.
28 мая 1992 года — Приезд первых постоянных насельников в обитель.
5 августа 1992 года — Престольный праздник в часовне. Первое богослужение.
28 августа 1992 года — Успение Пресвятой Богородицы. Первый иноческий постриг в обители у раки прп. Мартирия.
Август 1992 года — Обретение мощей прп. Мартирия в нижней Иоанно-Богословской церкви.
2 июля 1994 года — Неделя Всех русских святых. Приезд в обитель на один день монаха Николая (81 год). Отец Николай был знаком с последним настоятелем обители архимандритом Иосифом (1965). С его слов стало известно, что обитель закрыли в 1937 году.
24 ноября 1998 года — Перенесение мощей прп. Мартирия и свт. Корнилия.
В связи с многолетним запустением монастыря, нижний храм собора, в котором почивали святые мощи, стал разрушаться.
Настоятель монастыря, игумен Пахомий, получив благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в день памяти преподобного Мартирия, отслужив молебен, под пение величания преподобному, с двумя иеромонахами переложили святые мощи в специально изготовленные ковчеги. Под пение тропарей и звон колоколов ковчеги с мощами святого преподобного Мартирия и угодника Божия преосвященного Корнилия перенесли в Благовещенскую церковь, где они с тех пор и находятся.
24 ноября 2001 года — Празднование преподобному Мартирию Зеленецкому. Торжественное открытие дороги в монастырь.
14 марта 2003 года — Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь отметил 400-летие со дня преставления своего основателя — святого преподобного Мартирия Зеленецкого, чудотворца.
В конце XVII века неизвестный монастырский летописец так завершал описание истории Зеленецкого монастыря:
Сейчас, по милости Божий и молитвами преподобного отца нашего Мартирия, трудами братии, настоятеля монастыря архимандрита Пахомия и благодетелей, великая православная святыня возрождается из небытия и запустения.
Дни памяти
11 июля (переходящая) – Соборы Новгородских и Санкт-Петербургских святых
Житие
Родом из Великих Лук, Псковской губернии, святой с юных лет подвизался в Великолуцкой Сергиевой обители. Желая уединенных подвигов, он поселился на острове Зеленом и основал там монастырь. Преподобный Мартирий прославился даром чудотворения. Скончался он в глубокой старости в 1603 г.
В годы правления благочестивого государя, царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея Руси самодержца, родился сей блаженный и преподобный отец наш Мартирий в области Великого Новгорода, в городе, называемом Великие Луки. И нарекли имя ему Мина. Когда ему исполнилось восемь лет, отдали его учиться грамоте. Но книжное учение давалось ему с трудом. Когда же выучился он псалмам, тогда родители его преставились от жизни сей к Богу. И так отрок, возложив всю надежду и упование на верную Помощницу Богородицу и на Бога, к спасительному пути направился, постоянно пребывая в храме Божией Матери, честного и славного Ее Благовещения.
И жили они в одной келлии семь лет. Однажды пришел к ним в обитель преподобного Сергия для молитвы некий богобоязненный муж из знатных людей того города, именем Афанасий. Увидел он добрую их жизнь и долго беседовал с ними. Они же многими душеполезными словами утешили его, много духовных слов сказали, и умягчили душевную его ниву, хотевшую воспринять семя Божественное. И вскоре муж тот пришел к ним и стал просить, чтобы они возложили на него Ангельский монашеский образ. И блаженный Боголеп, видя усердие и веру мужа того, немедля удостоил его принятия Ангельского образа и нарек имя ему Авраамий. И поручает его преподобному Мартирию, чтобы тот научил его иноческому житию. Ибо видел Боголеп, что Мартирий в добродетелях его самого превосходит. И повелел им жить в другой келлии, и поручил хранение ключей от церкви Божией Авраамию, Мартирия же освободил от этой службы, чтобы он Авраамия наставлял в благом подвиге. Мартирий же очень старался помогать новопостриженному брату и все испытания иноческой жизни сам показал ему на деле, как он этому научился у преподобного Боголепа. Авраамий же постоянно старался это перенять и вскоре хорошо усвоил строй иноческой жизни. Однажды заболел Авраамий тяжелым недугом, так что был уже при смерти, и во время болезни своей множество обетов давал чудотворному образу Пресвятой Богородицы, что на Тихвинке, так как слышал от многих, что от этой иконы множество чудесных исцелений страдающих различными недугами бывает и мертвым воскресение даруется. И вскоре после обета своего исцеление получив, Авраамий с усердием в долгий путь отправляется. Когда же достиг он многочудесного образа и положенные молитвы и благодарности о своем исцелении воздал, хотел он опять в свой монастырь возвратиться. А в то время по велению благочестивого царя и великого князя всея Руси Иоанна Васильевича и благословением святейшего Макария, митрополита Московского и всея Руси, и по совету всего синклита и священного собора пришел из Великого Новгорода преосвященный архиепископ Новгорода и Пскова Пимен, и с ним многих честных монастырей архимандриты, игумены и иноков наставники; и положил архиепископ с этим святым собранием начало тому монастырю, первого игумена поставил, именем Кирилла, и много иноков ему поручил, имеющих опыт и знающих порядок монастырской жизни. И Авраамия к ним же причислил, дав ему службу хранения церковных ключей. И так Божией благодатию и Пресвятой Богородицы милостью и благоволением преславный общежительный монастырь был устроен на Тихвинке в год 1560-й.
Это устроение царем пречестной обители Богоматери на Тихвинке, словно некое чудесное видение, было преподобному Мартирию явлено так. Когда ученик преподобного Мартирия, прежде упомянутый Авраамий, ушел на Тихвинку, преподобный после его ухода остался в своем монастыре и все службы с благоговением исполнял. Поднялся он однажды наверх колокольни для благовеста и, внезапно задремав, увидел во сне огненный столп, стоящий в той стороне, где Тихвинка. На верху же того столпа был образ Пресвятой Богородицы, подобный Тихвинской, размером образ этот был очень велик и похож был на тот, что на Тихвинке в соборной церкви стоит, словно он и явился. Преподобный же не знал, как приблизиться к нему и поцеловать его. И неким образом чудесно видится ему, будто подошел он и с любовью его поцеловал, а потом приложился к нему. Был же образ этот от столпа того огненного полон теплоты и ничуть не повреждаем, и еще превысокой благодатью сиял. Пробудился преподобный от сна и в ужасе был от видения этого, коснулся лица своего и ощутил, что оно тоже теплотой наполнено. С этого времени огонь желания в сердце преподобного возгорелся, чтобы виденное во сне получить наяву – пречистому и чудотворному образу Богоматери помолиться усердно и в новой устроенной обители Ее, чудесно ему явленной, поработать прилежно. И куда Пресвятая Богородица оттуда наставит, туда и идти и там пребывать.
Много слышав о преславных чудесах и благих богоугодных делах, в непроходимой этой болотной пустыни дивно совершающихся, обещает некий государев муж из Великого Новгорода, именем Федор Сырков, что и он вскоре еще одно строение в непроходимой пустыни прибавит, что и свершилось. Ибо поставили по его повелению во славу Божию и Богоматери церковь с трапезной деревянную во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честного и славного Ее Благовещения, для соборного предстояния и усердного славословия, чтобы горячие молитвы к Господу Богу в спокойствии всеми воссылались. Для братии же и всех правоверных настал ненарушаемый покой, и общежительная жизнь в Боге была благоустроена.
Из-за таких забот и великих трудов преподобный Мартирий мало имел покоя и братию в этом укреплял. Братия же этой пустынной обители, видя такую его жизнь и стремление к Богу и заботу о всех, молили его, чтобы он был их пастырем и принял чин игумена. Преподобный же, только лишь уступая их мольбам, пошел в Великий Новгород и там архиереем был рукоположен в чин пресвитера. И принял жезл пастыря. И обратно приходит преподобный в пустынь, где прежде положил основание подвижнической жизни и совершенного безмолвия. Братия же и все оказавшиеся тут правоверные встретили его с честью и приняли с любовью, как отца и учителя, во всем повинуясь ему, как Христу. Он же стал пасти Христово стадо словесных овец как истинный пастырь, последуя во всем истинному Пастырю Христу, Спасителю нашему.
В последние же годы своей жизни возлюбил преподобный совершенное безмолвие и возжелал высшего, посту и молитве и нощному стоянию в честных своих сединах еще более предался. Так хорошо и богоугодно прожил он много лет и достиг глубокой старости. Тогда преподобный предивно к непрестанному любомудрию обращается и его объемлет, и с любовью лобызает. Ископал он себе ров глубокий и гроб там своими руками устроил, и входил в ров, когда хотел, и любил сидеть при гробе, с умилением плача, – и год и шесть месяцев так провел, презирая и прогоняя от себя жизнь сию временную, быстро исчезающую. Так блаженный готовил себя к смерти каждый день, возвышая ум к лучшему, от тленного к нетленному, от временного к бесконечному.
Затем преподобный, поучив их достаточно, причастился Святых Пречистых Христовых Таин. Потом в духовной радости подал братии последнее благословение и с любовью изрек мир всем правоверным, и предал святую свою душу в руки Бога всех в год 1603-й месяца марта в 1-й день. Братия же, с честью убрав честно и много потрудившееся тело отца своего и учителя, почтили его песнями надгробными и погребли его близ церкви Богоматери, которую преподобный сам создал по велению и вере бывшего царя Симеона, во славу Единосущной и Неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.
Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.
В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирий. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.
По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".
Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы – Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской – и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.
Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз – плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.
Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.
Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю – Зеленой Мартириевой пустыни. Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.
От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", – вспоминал преподобный.
Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.
Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста – небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.
В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.
Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами "Мир всем православным" в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.
Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий († 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.
Читайте также: