Рака над мощами мартирия зеленецкого

Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.

Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.

По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы - Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской - и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.

Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.

Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.

Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.

Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста - Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.

В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.



1563–1566 г.г.

Первую монастырскую церковь построил сам преподобный Мартирий.

1570 г.

Около этого времени в Зеленецком монастыре на средства, пожертвованные новгородским купцом Федором Сырковым (казнен в 1570 г. в Новгороде во время репрессий Ивана Грозного), была построена деревянная Благовещенская церковь.

1583 г.

Зеленецкий монастырь зафиксирован в писцовой книге Обонежской пятины Великого Новгорода 1583 г., составленной Андреем Плещеевым и подъячим Семейкой Кузьминым:

1595 г.


В 1595 г. преподобный Мартирий ходил в Москву и получил от царя Федора Иоанновича жалованную грамоту, по которой Зеленецкому монастырю были даны две выти земли и рыбные ловли на Ладожском озере с прилегающими угодьями. Находясь по пути в Москву в Твери, преподобный Мартирий поднял со смертного одра отрока Иоанна, сына князя Симеона Бекбулатовича. В благодарность князь Симеон пожертвовал средства на строительство в Зеленецком монастыре каменной церкви, которая была освящена во имя Богородицы Одигитрии Тихвинской.

1/14 марта 1603 года

Кончина преподобного Мартирия Зеленецкого.

1612–1613 гг.

Зеленецкий монастырь сожжен одним из множества воинских отрядов интервентов, которые опустошали северо-западные области России в Смутное время. Монашествующие, узнав о приближении врагов, спрятали церковную утварь и скрылись в лесах.

1620 г.

Запись в писцовой книге Обонежской пятины 1620 г. свидетельствует о том, что в это время Зеленецкий монастырь с трудом восстанавливался после разорения:

Игумен монастыря в документе не назван, управлял монастырем казначей — старец Сильвестр.

1624 г.

Старцу Сильвестру с братией дана жалованная грамота царя Михаила Федоровича, подтверждавшая земельные владения Зеленецкого монастыря. За монастырем закреплялась не только земля, но и крестьяне. Жители монастырской вотчины освобождались от податей, от суда воевод и дьяков — суд над ними предоставлялся монастырским старцам.

1650 г.

Что сделали для благоукрашения обители черный поп Иосиф и строитель Арсений — летописи умалчивают.

1625 г.

Игуменство в Зеленецком монастыре дано Закхею. Старец Сильвестр с 1628 г. состоит строителем обители. По примеру прежних настоятелей, Игумен Закхей ходатайствовал к царю Алексею Михайловичу о подтверждении права Зеленецкого монастыря на его земельные владения и о пожаловании новых.

1674–1695 гг.

В это время Новгородскую епархию возглавляет митрополит Корнилий, постриженик Троицкого Зеленецкого монастыря. Заботами и неустанным попечением святителя Корнилия Зеленецкий монастырь в 80-х гг. XVII в. был полностью отстроен в камне: возведен каменный пятиглавый Троицкий собор, каменная Благовещенская церковь с трапезной, трехъярусная колокольня, стены вокруг монастыря с церковью Иоанна Богослова над вратами, келейные корпуса. Обветшавшая каменная церковь Богородицы Одигитрии была разобрана, ее престол перенесен в староладожский Никольский монастырь. Таким образом, в монастыре больше не осталось строений времен самого преподобного Мартирия.


Митрополит Корнилий организовал строительство дорог от окруженного болотами Зеленецкого монастыря: одна дорога вела на восток, до реки Сясь, и выходила на большой Тихвинский тракт, а другая — на запад до Гостинопольской пристани на реке Волхов, откуда можно было добраться до Новгорода. Благодаря этим дорогам Зеленецкий монастырь получил связь с центрами епархии. Митрополит Корнилий обеспечил хозяйственное процветание монастыря: восемь деревень, в которых проживало около семисот крестьян, с пашней, покосами, лесными угодьями и рыбными ловлями принадлежали монастырю. Кроме того, Корнилий приписал к Зеленецкому монастырю четыре небольших монастыря с их деревнями и угодьями — староладожские Иоанновский, Васильевский и Гостинопольский и новгородский Спасо-Нередицкий. Митрополит пожертвовал в Зеленецкий монастырь богатую церковную утварь и богослужебные книги.

На монастырской колокольне имелось 15 колоколов, самый большой из них весил 200 пудов.


Над погребением Мартирия, которое после строительства Троицкого собора находилось в подцерковьи этого храма (в западной части южного нефа, при входе под первой аркой с правой стороны), Корнилий поставил каменную гробницу.

Так сбылось предсмертное предсказание преподобного Мартирия: «Если окажется милость Господня на мне, недостойном, тогда все благое и спасительное в этой болотной уединенной обители предивно умножится.
26 февраля/10 марта 1695 г. — кончина святителя Корнилия.

Корнилий (в миру — Козьма) происходил из поместных московских бояр. Когда он пришел в Зеленецкий монастырь и принял там постриг, в обители еще были живы современники преподобного Мартирия. Корнилий возлюбил старцев, и, видя нужды обители, молил Бога о ниспослании помощи Зеленецкому монастырю. В 1665 г. Корнилий был назначен архимандритом Тихвинского Успенского монастыря. В 1668 г. он возвратился в Зеленую пустынь строителем. 16 марта 1673 г. Корнилий поставлен митрополитом Казанским и Свияжским, а через полтора года был переведен на кафедру в Новгород. Двадцать лет — с августа 1674 г. по март 1695 г. — преосвященный Корнилий был митрополитом Новгородским и Великолуцким и неустанно окружал пастырской заботой Троицкий Зеленецкий монастырь, обитель своего пострижения.

1695 г.

3 марта 1695 г. преосвященный Корнилий оставил управление Новгородской митрополией и удалился на покой в Зеленецкую пустынь. Здесь он скончался 26 февраля 1698 г. и был похоронен в Троицком соборе подле гробницы преподобного Мартирия.

3 февраля 1747 года

Зеленецкую обитель удостоила своим посещением императрица Елизавета Петровна. Это событие положило начало официальному церковному почитанию преподобного Мартирия.

20 июня 1747 года

В Зеленецкой обители случился страшный пожар, уничтоживший все деревянные постройки, крыши на церквах и кельях, ограды, полы, крыльца, двери, оконные рамы, ставни и затворы. Пожар превратил в пепел скотный двор, ригу и гумно. Все пожалованные государыней Елизаветой Петровной деньги были израсходованы на восстановление монастыря.

21 февраля 1748 года

Архиепископ Новгородский Стефан посетил Зеленецкую обитель. Встреченный с колокольным звоном и церемонией за монастырем у южных ворот, он шествовал прямо к чудотворным мощам преподобного Мартирия, а потом в собор. Осмотрев все погоревшие монастырские строения, архиепископ пожертвовал из своей казны на ремонт обители 200 рублей. А вскоре после этого тихвинские жители прислали еще 30 рублей на восстановление сгоревших строений. На эти деньги монастырское хозяйство было поправлено.

1764 г.

1765 г.

Летом 1765 г. в Зеленецком монастыре произошло несчастное событие, нанесшее значительный урон монастырскому имуществу. В июньский день, когда братия работала на полях, игумен ловил рыбу на Ладожском озере, а оставшиеся иноки были заняты на скотном дворе за стенами обители, в монастырь ворвались 23 раскольника, вооруженных топорами, ножами и вилами. (Раскольниками называли в то время людей, которые не приняли реформ патриарха Никона. Крайней формой протеста было самосожжение). Ворвавшись в обитель, раскольники выгнали из нее всех, кого там нашли, заперли ворота и завалили вход бревнами. Разместившись в трехэтажном корпусе, они наносили туда соломы, дров и всякого горючего материала, посыпали все порохом и объявили, что никому не сдадутся живыми. Извещенный о случившемся игумен заявил о захвате монастыря властям. Вскоре в Зеленец прибыла рота солдат. Две недели они простояли около монастырских стен, а в это время предпринималось все возможное для того, чтобы отвратить запершихся в монастыре людей от пагубного намерения. Но все было безуспешно. Наконец, по оплошности одного раскольника, который забыл запереть ворота, солдатам удалось проникнуть в монастырь. Тогда раскольники заперлись в трехэтажном корпусе. Перед окнами этого корпуса им зачитали привезенный из Петербурга указ, в котором власти обещали всем полное прощение, уговаривали выйти из монастыря и вернуться домой. Но все увещевания были напрасны. 4 июля в 8 часов раскольники запалили огонь.

Целый месяц Зеленецкий монастырь находился в руках раскольников, которые повредили святые иконы, соскоблив с них изображение трехперстия, изломали драгоценные кресты со святыми мощами, осквернили гробницы преподобного Мартирия и преосвященного Корнилия, разгромили ризницу, разорвали книги, вырезав листы из переплетов. В огне погибло множество икон, рукописных и печатных книг. Монастырь лишился своих хлебных запасов. Раскольничий погром привел обитель в такое бедственное состояние, что по ходатайству Новгородского митрополита Дмитрия Зеленецкому монастырю была оказана помощь в 2000 рублей.

Увидев высокое пламя, сбежался народ. Более пятисот крестьян со всей округи тушили пожар, при этом из окрестных колодцев и рвов была досуха вычерпана вода. Одному солдату удалось, подставив лестницу к зданию с северной стороны. Вырвать решетку окна и выхватить из пламени двух женщин. Остальные 20 человек погибли в огне.

1771 г.

По предложению архиепископа Санкт-Петербургского Гавриила Зеленецкий монастырь был приписан к Санкт-Петербургской епархии и возведен в 3-ий класс. С этого времени настоятелями в монастыре были архимандриты. Ввиду удаленности от столицы и прочности ограды, решено было сделать Зеленецкий монастырь местом ссылки для церковного покаяния, а также помещать здесь душевнобольных.

24 августа 1772 года

Зеленецкий монастырь подвергся нападению шайки разбойников. Во время литургии в церковь ворвались десять человек, не сняв шапок, с дубьем, ружьями, вилами и ножами. Некоторые из них кинулись прямо в царские врата, другие принялись избивать стоявших в храме монахов. Связанных иноков заперли на кухне, а служившего иеромонаха Никифора вывели из царских врат, сорвали с него священную ризу, а затем повели в настоятельские кельи и под пыткой отняли у него 450 рублей казенных и собственных денег. Потом отправились в поварню, где принялись пытать других монахов, отняв у них таким образом еще 40 рублей. Наконец, забрали из келий и кладовых одежду, посуду, продуктовые запасы. Злой участи избег лишь казначей, которому удалось укрыться за очагом, где он все это время непрестанно молился преподобному Мартирию. Когда грабители ушли из монастыря, монашествующие собрались в храме и дослужили литургию с того места, на котором она была прервана. После этого казначей немедля отправился в Петербург с донесением. Вскоре на поиски злодеев была послана команда из 25 человек. В том же году все десять разбойников были пойманы.

Бесчинства 1789–1798 гг.

В 1789 году иеромонах Сергий, приказав снести некоторые каменные строения в обители, распорядился устроить конюшни в самом монастыре, под кельями. А в Зеленецкой обители всегда помнили и хранили заветы преподобного Мартирия. По преданию, в монастыре на глазах Преподобного лошадью задавило инока. Старец долго скорбел и плакал, потом запретил въезжать на лошадях в стены обители. Повеление это столетиями неукоснительно соблюдалось. Даже Самодержица Всероссийская, императрица Елизавета Петровна, изволила войти в монастырские ворота пешком. Все митрополиты, архиепископы, архимандриты, игумены, генералы, князья, высокородные и благородные чины, приезжая в монастырь к преподобному, всегда шли пешком по монастырю на поклонение.

Как говорит летописец:

Был выстроен новый настоятельский корпус над бывшими Святыми воротами, на колокольне первоначальный шатер с главкой заменили куполом со шпилем. В ограде соорудили угловые башни.

1815–1834 гг.


Это период обновления архитектурного облика монастыря: постепенно проводился ремонт обветшавших зданий и работы по благоустройству территории.

Во многих местах обвалившаяся монастырская стена была исправлена. В 1815 г. соорудили контрфорсы — подпорки для поддержки зданий. В Благовещенской церкви установили новый иконостас. В Троицком соборе растесали окна, на паперти и под ризницей сделали своды.

Неусыпные труды и попечения о вверенной ему обители архимандрита Кирилла были отмечены правящим архиереем.

1853 г.

Над погребением преподобного Мартирия в Троицком соборе установлена серебряная рака, украшенная сценами из Жития.

1901–1902 гг.


В это время в Зеленецком монастыре произведен капитальный ремонт всех строений. Стоявший в запустении настоятельский корпус, в котором в течение 30 лет никто не жил, заново отделали как снаружи, так и внутри. Были перекрыты новым железом крыши и главы на соборном храме и Благовещенской церкви, а также крыши на корпусах. Оштукатурены и окрашены церкви, корпуса, гостиница, ограда. Построен кирпичный завод.

1904–1906 гг.

Пожертвования благотворителей способствовали внутреннему убранству храмов. Вдова инженер-подполковника Анна Лазарева заказала и установила чугунную плиту на надгробие митрополита Корнилия и кружевную железную решетку в Троицком соборе, пожертвовала серебряную позолоченную лампаду к раке преподобного Мартирия. Потомственные почетные граждане Емельяновы пожертвовали две серебряные с позолотой и драгоценными камнями ризы на икону Тихвинской Божией Матери и икону Святой Троицы в Троицком соборе Зеленецкого монастыря.

1912 г.

Над погребением святителя Корнилия в Троицком соборе установлена мраморная рака.

В 1908 г. насельниками монастыря были: настоятель архимандрит Иероним (с 1902 г.), пять иеромонахов, два иеродьякона, пять монахов, три послушника, и двадцать четыре человека проживали в монастыре на богомолье.

Начало XX века

В начале XX в. Троицкий Зеленецкий монастырь имел развитое хозяйство и занимал прочное экономическое положение. Он владел 19277 десятинами земли, имел 130 тысяч рублей капитала, получал ежегодно из казны 669 рублей 55 копеек.

Историко-статистические описания Зеленецкого монастыря того времени обращали внимание паломников на следующие достопримечательности: серебряную раку преподобного Мартирия и две иконы у раки, по преданию, принадлежавшие самому Мартирию; гробницу преосвященного Корнилия и его личные вещи, хранившиеся в особом деревянном ковчеге; две иконы XVII в. с клеймами в иконостасе Троицкого собора; пять старопечатных богослужебных книг в богатых окладах и две
рукописные книги — Синодик и рукопись, содержавшая Летописец монастыря и текст службы преподобному Мартирию. Все это было утрачено после 1917 г.

Зеленецкий монастырь в годы советской власти

После 1917 г. Троицкий Зеленецкий монастырь пережил несколько этапов своего разорения, прежде чем был закрыт в 30-х гг. XX в.

Значительно уменьшилась численность братии. В 1924 г. настоятелем Зеленецкого монастыря был архимандрит Иосиф (Харин). В обители проживало шесть иеромонахов и один иеродьякон.

Новейшая летопись Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря

13 августа 1991 года — первое посещение обители в составе: о. игумен Сергий, о. иеромонах Роман, о. иеродиакон Иона, рабы Божии Алексий, Павел и Владимир.

22 октября 1991 года — Второе посещение обители. Молебен прп. Мартирию в нижней церкви у его гробницы, обретение мощей митрополита Корнилия.

Февраль — май 1992 года — Еженедельные молебны в часовне, первые восстановительные работы.

25 апреля 1992 года — Великая Суббота. Обретение во время литургии в храме 12-ти апостолов Иоанновского женского монастыря старинного писаного образа прп. Мартирия Зеленецкого.

14 июня 1992 года — День Святой Троицы. Престольный праздник в обители. Первое богослужение. 5 августа 1992 года — Престольный праздник в часовне. Первое богослужение.

28 мая 1992 года — Приезд первых постоянных насельников в обитель.

5 августа 1992 года — Престольный праздник в часовне. Первое богослужение.

28 августа 1992 года — Успение Пресвятой Богородицы. Первый иноческий постриг в обители у раки прп. Мартирия.

Август 1992 года — Обретение мощей прп. Мартирия в нижней Иоанно-Богословской церкви.

2 июля 1994 года — Неделя Всех русских святых. Приезд в обитель на один день монаха Николая (81 год). Отец Николай был знаком с последним настоятелем обители архимандритом Иосифом (1965). С его слов стало известно, что обитель закрыли в 1937 году.

24 ноября 1998 года — Перенесение мощей прп. Мартирия и свт. Корнилия.

В связи с многолетним запустением монастыря, нижний храм собора, в котором почивали святые мощи, стал разрушаться.

Настоятель монастыря, игумен Пахомий, получив благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в день памяти преподобного Мартирия, отслужив молебен, под пение величания преподобному, с двумя иеромонахами переложили святые мощи в специально изготовленные ковчеги. Под пение тропарей и звон колоколов ковчеги с мощами святого преподобного Мартирия и угодника Божия преосвященного Корнилия перенесли в Благовещенскую церковь, где они с тех пор и находятся.


24 ноября 2001 года — Празднование преподобному Мартирию Зеленецкому. Торжественное открытие дороги в монастырь.

14 марта 2003 года — Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь отметил 400-летие со дня преставления своего основателя — святого преподобного Мартирия Зеленецкого, чудотворца.

В конце XVII века неизвестный монастырский летописец так завершал описание истории Зеленецкого монастыря:

Сейчас, по милости Божий и молитвами преподобного отца нашего Мартирия, трудами братии, настоятеля монастыря архимандрита Пахомия и благодетелей, великая православная святыня возрождается из небытия и запустения.

Дни памяти

11 июля (переходящая) – Соборы Новгородских и Санкт-Петербургских святых

Житие

Ро­дом из Ве­ли­ких Лук, Псков­ской гу­бер­нии, свя­той с юных лет под­ви­зал­ся в Ве­ли­ко­луц­кой Сер­ги­е­вой оби­те­ли. Же­лая уеди­нен­ных по­дви­гов, он по­се­лил­ся на ост­ро­ве Зе­ле­ном и ос­но­вал там мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный Мар­ти­рий про­сла­вил­ся да­ром чу­до­тво­ре­ния. Скон­чал­ся он в глу­бо­кой ста­ро­сти в 1603 г.

В го­ды прав­ле­ния бла­го­че­сти­во­го го­су­да­ря, ца­ря и ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на Ва­си­лье­ви­ча, всея Ру­си са­мо­держ­ца, ро­дил­ся сей бла­жен­ный и пре­по­доб­ный отец наш Мар­ти­рий в об­ла­сти Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, в го­ро­де, на­зы­ва­е­мом Ве­ли­кие Лу­ки. И на­рек­ли имя ему Ми­на. Ко­гда ему ис­пол­ни­лось во­семь лет, от­да­ли его учить­ся гра­мо­те. Но книж­ное уче­ние да­ва­лось ему с тру­дом. Ко­гда же вы­учил­ся он псал­мам, то­гда ро­ди­те­ли его пре­ста­ви­лись от жиз­ни сей к Бо­гу. И так от­рок, воз­ло­жив всю на­деж­ду и упо­ва­ние на вер­ную По­мощ­ни­цу Бо­го­ро­ди­цу и на Бо­га, к спа­си­тель­но­му пу­ти на­пра­вил­ся, по­сто­ян­но пре­бы­вая в хра­ме Бо­жи­ей Ма­те­ри, чест­но­го и слав­но­го Ее Бла­го­ве­ще­ния.

И жи­ли они в од­ной кел­лии семь лет. Од­на­жды при­шел к ним в оби­тель пре­по­доб­но­го Сер­гия для мо­лит­вы некий бо­го­бо­яз­нен­ный муж из знат­ных лю­дей то­го го­ро­да, име­нем Афа­на­сий. Уви­дел он доб­рую их жизнь и дол­го бе­се­до­вал с ни­ми. Они же мно­ги­ми ду­ше­по­лез­ны­ми сло­ва­ми уте­ши­ли его, мно­го ду­хов­ных слов ска­за­ли, и умяг­чи­ли ду­шев­ную его ни­ву, хо­тев­шую вос­при­нять се­мя Бо­же­ствен­ное. И вско­ре муж тот при­шел к ним и стал про­сить, чтобы они воз­ло­жи­ли на него Ан­гель­ский мо­на­ше­ский об­раз. И бла­жен­ный Бо­го­леп, ви­дя усер­дие и ве­ру му­жа то­го, немед­ля удо­сто­ил его при­ня­тия Ан­гель­ско­го об­ра­за и на­рек имя ему Ав­ра­амий. И по­ру­ча­ет его пре­по­доб­но­му Мар­ти­рию, чтобы тот на­учил его ино­че­ско­му жи­тию. Ибо ви­дел Бо­го­леп, что Мар­ти­рий в доб­ро­де­те­лях его са­мо­го пре­вос­хо­дит. И по­ве­лел им жить в дру­гой кел­лии, и по­ру­чил хра­не­ние клю­чей от церк­ви Бо­жи­ей Ав­ра­амию, Мар­ти­рия же осво­бо­дил от этой служ­бы, чтобы он Ав­ра­амия на­став­лял в бла­гом по­дви­ге. Мар­ти­рий же очень ста­рал­ся по­мо­гать но­во­по­стри­жен­но­му бра­ту и все ис­пы­та­ния ино­че­ской жиз­ни сам по­ка­зал ему на де­ле, как он это­му на­учил­ся у пре­по­доб­но­го Бо­го­ле­па. Ав­ра­амий же по­сто­ян­но ста­рал­ся это пе­ре­нять и вско­ре хо­ро­шо усво­ил строй ино­че­ской жиз­ни. Од­на­жды за­бо­лел Ав­ра­амий тя­же­лым неду­гом, так что был уже при смер­ти, и во вре­мя бо­лез­ни сво­ей мно­же­ство обе­тов да­вал чу­до­твор­но­му об­ра­зу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, что на Тих­вин­ке, так как слы­шал от мно­гих, что от этой ико­ны мно­же­ство чу­дес­ных ис­це­ле­ний стра­да­ю­щих раз­лич­ны­ми неду­га­ми бы­ва­ет и мерт­вым вос­кре­се­ние да­ру­ет­ся. И вско­ре по­сле обе­та сво­е­го ис­це­ле­ние по­лу­чив, Ав­ра­амий с усер­ди­ем в дол­гий путь от­прав­ля­ет­ся. Ко­гда же до­стиг он мно­го­чу­дес­но­го об­ра­за и по­ло­жен­ные мо­лит­вы и бла­го­дар­но­сти о сво­ем ис­це­ле­нии воз­дал, хо­тел он опять в свой мо­на­стырь воз­вра­тить­ся. А в то вре­мя по ве­ле­нию бла­го­че­сти­во­го ца­ря и ве­ли­ко­го кня­зя всея Ру­си Иоан­на Ва­си­лье­ви­ча и бла­го­сло­ве­ни­ем свя­тей­ше­го Ма­ка­рия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и всея Ру­си, и по со­ве­ту все­го син­кли­та и свя­щен­но­го со­бо­ра при­шел из Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да прео­свя­щен­ный ар­хи­епи­скоп Нов­го­ро­да и Пско­ва Пи­мен, и с ним мно­гих чест­ных мо­на­сты­рей ар­хи­манд­ри­ты, игу­ме­ны и ино­ков на­став­ни­ки; и по­ло­жил ар­хи­епи­скоп с этим свя­тым со­бра­ни­ем на­ча­ло то­му мо­на­сты­рю, пер­во­го игу­ме­на по­ста­вил, име­нем Ки­рил­ла, и мно­го ино­ков ему по­ру­чил, име­ю­щих опыт и зна­ю­щих по­ря­док мо­на­стыр­ской жиз­ни. И Ав­ра­амия к ним же при­чис­лил, дав ему служ­бу хра­не­ния цер­ков­ных клю­чей. И так Бо­жи­ей бла­го­да­тию и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ми­ло­стью и бла­го­во­ле­ни­ем пре­слав­ный об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь был устро­ен на Тих­вин­ке в год 1560-й.

Это устро­е­ние ца­рем пре­чест­ной оби­те­ли Бо­го­ма­те­ри на Тих­вин­ке, слов­но некое чу­дес­ное ви­де­ние, бы­ло пре­по­доб­но­му Мар­ти­рию яв­ле­но так. Ко­гда уче­ник пре­по­доб­но­го Мар­ти­рия, преж­де упо­мя­ну­тый Ав­ра­амий, ушел на Тих­вин­ку, пре­по­доб­ный по­сле его ухо­да остал­ся в сво­ем мо­на­сты­ре и все служ­бы с бла­го­го­ве­ни­ем ис­пол­нял. Под­нял­ся он од­на­жды на­верх ко­ло­коль­ни для бла­го­ве­ста и, вне­зап­но за­дре­мав, уви­дел во сне ог­нен­ный столп, сто­я­щий в той сто­роне, где Тих­вин­ка. На вер­ху же то­го стол­па был об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­доб­ный Тих­вин­ской, раз­ме­ром об­раз этот был очень ве­лик и по­хож был на тот, что на Тих­вин­ке в со­бор­ной церк­ви сто­ит, слов­но он и явил­ся. Пре­по­доб­ный же не знал, как при­бли­зить­ся к нему и по­це­ло­вать его. И неким об­ра­зом чу­дес­но ви­дит­ся ему, буд­то по­до­шел он и с лю­бо­вью его по­це­ло­вал, а по­том при­ло­жил­ся к нему. Был же об­раз этот от стол­па то­го ог­нен­но­го по­лон теп­ло­ты и ни­чуть не по­вре­жда­ем, и еще пре­вы­со­кой бла­го­да­тью си­ял. Про­бу­дил­ся пре­по­доб­ный от сна и в ужа­се был от ви­де­ния это­го, кос­нул­ся ли­ца сво­е­го и ощу­тил, что оно то­же теп­ло­той на­пол­не­но. С это­го вре­ме­ни огонь же­ла­ния в серд­це пре­по­доб­но­го воз­го­рел­ся, чтобы ви­ден­ное во сне по­лу­чить на­яву – пре­чи­сто­му и чу­до­твор­но­му об­ра­зу Бо­го­ма­те­ри по­мо­лить­ся усерд­но и в но­вой устро­ен­ной оби­те­ли Ее, чу­дес­но ему яв­лен­ной, по­ра­бо­тать при­леж­но. И ку­да Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца от­ту­да на­ста­вит, ту­да и ид­ти и там пре­бы­вать.

Мно­го слы­шав о пре­слав­ных чу­де­сах и бла­гих бо­го­угод­ных де­лах, в непро­хо­ди­мой этой бо­лот­ной пу­сты­ни див­но со­вер­ша­ю­щих­ся, обе­ща­ет некий го­су­да­рев муж из Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, име­нем Фе­дор Сыр­ков, что и он вско­ре еще од­но стро­е­ние в непро­хо­ди­мой пу­сты­ни при­ба­вит, что и свер­ши­лось. Ибо по­ста­ви­ли по его по­ве­ле­нию во сла­ву Бо­жию и Бо­го­ма­те­ри цер­ковь с тра­пез­ной де­ре­вян­ную во имя Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии, чест­но­го и слав­но­го Ее Бла­го­ве­ще­ния, для со­бор­но­го пред­сто­я­ния и усерд­но­го сла­во­сло­вия, чтобы го­ря­чие мо­лит­вы к Гос­по­ду Бо­гу в спо­кой­ствии все­ми вос­сы­ла­лись. Для бра­тии же и всех пра­во­вер­ных на­стал нена­ру­ша­е­мый по­кой, и об­ще­жи­тель­ная жизнь в Бо­ге бы­ла бла­го­устро­е­на.

Из-за та­ких за­бот и ве­ли­ких тру­дов пре­по­доб­ный Мар­ти­рий ма­ло имел по­коя и бра­тию в этом укреп­лял. Бра­тия же этой пу­стын­ной оби­те­ли, ви­дя та­кую его жизнь и стрем­ле­ние к Бо­гу и за­бо­ту о всех, мо­ли­ли его, чтобы он был их пас­ты­рем и при­нял чин игу­ме­на. Пре­по­доб­ный же, толь­ко лишь усту­пая их моль­бам, по­шел в Ве­ли­кий Нов­го­род и там ар­хи­ере­ем был ру­ко­по­ло­жен в чин пре­сви­те­ра. И при­нял жезл пас­ты­ря. И об­рат­но при­хо­дит пре­по­доб­ный в пу­стынь, где преж­де по­ло­жил ос­но­ва­ние по­движ­ни­че­ской жиз­ни и со­вер­шен­но­го без­мол­вия. Бра­тия же и все ока­зав­ши­е­ся тут пра­во­вер­ные встре­ти­ли его с че­стью и при­ня­ли с лю­бо­вью, как от­ца и учи­те­ля, во всем по­ви­ну­ясь ему, как Хри­сту. Он же стал па­сти Хри­сто­во ста­до сло­вес­ных овец как ис­тин­ный пас­тырь, по­сле­дуя во всем ис­тин­но­му Пас­ты­рю Хри­сту, Спа­си­те­лю на­ше­му.

В по­след­ние же го­ды сво­ей жиз­ни воз­лю­бил пре­по­доб­ный со­вер­шен­ное без­мол­вие и воз­же­лал выс­ше­го, по­сту и мо­лит­ве и нощ­но­му сто­я­нию в чест­ных сво­их се­ди­нах еще бо­лее пре­дал­ся. Так хо­ро­шо и бо­го­угод­но про­жил он мно­го лет и до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти. То­гда пре­по­доб­ный пре­див­но к непре­стан­но­му лю­бо­муд­рию об­ра­ща­ет­ся и его объ­ем­лет, и с лю­бо­вью ло­бы­за­ет. Ис­ко­пал он се­бе ров глу­бо­кий и гроб там сво­и­ми ру­ка­ми устро­ил, и вхо­дил в ров, ко­гда хо­тел, и лю­бил си­деть при гро­бе, с уми­ле­ни­ем пла­ча, – и год и шесть ме­ся­цев так про­вел, пре­зи­рая и про­го­няя от се­бя жизнь сию вре­мен­ную, быст­ро ис­че­за­ю­щую. Так бла­жен­ный го­то­вил се­бя к смер­ти каж­дый день, воз­вы­шая ум к луч­ше­му, от тлен­но­го к нетлен­но­му, от вре­мен­но­го к бес­ко­неч­но­му.

За­тем пре­по­доб­ный, по­учив их до­ста­точ­но, при­ча­стил­ся Свя­тых Пре­чи­стых Хри­сто­вых Та­ин. По­том в ду­хов­ной ра­до­сти по­дал бра­тии по­след­нее бла­го­сло­ве­ние и с лю­бо­вью из­рек мир всем пра­во­вер­ным, и пре­дал свя­тую свою ду­шу в ру­ки Бо­га всех в год 1603-й ме­ся­ца мар­та в 1-й день. Бра­тия же, с че­стью убрав чест­но и мно­го по­тру­див­ше­е­ся те­ло от­ца сво­е­го и учи­те­ля, по­чти­ли его пес­ня­ми над­гроб­ны­ми и по­греб­ли его близ церк­ви Бо­го­ма­те­ри, ко­то­рую пре­по­доб­ный сам со­здал по ве­ле­нию и ве­ре быв­ше­го ца­ря Си­мео­на, во сла­ву Еди­но­сущ­ной и Нераз­де­ли­мой Тро­и­цы, От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, ныне и прис­но и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Пре­по­доб­ный Мар­ти­рий Зе­ле­нец­кий, в ми­ру Ми­на, про­ис­хо­дил из го­ро­да Ве­ли­кие Лу­ки. Ро­ди­те­ли его, Кос­ма и Сте­фа­ни­да, умер­ли, ко­гда ему не бы­ло еще де­ся­ти лет. Вос­пи­ты­вал его ду­хов­ный отец, свя­щен­ник го­род­ско­го Бла­го­ве­щен­ско­го хра­ма, и маль­чик все бо­лее и бо­лее при­леп­лял­ся ду­шой к Бо­гу.

Ов­до­вев, его на­став­ник при­нял ино­че­ство с име­нем Бо­го­леп в Ве­ли­ко­лук­ском Тро­и­це-Сер­ги­е­вом мо­на­сты­ре. Ми­на ча­сто по­се­щал его в оби­те­ли, а за­тем и сам при­нял там по­стриг с име­нем Мар­ти­рий. Семь лет неослаб­но тру­ди­лись Гос­по­ду учи­тель и уче­ник в од­ной кел­лии, со­рев­нуя друг дру­гу в по­дви­гах тру­да и мо­лит­вы. Инок Мар­ти­рий нес по­слу­ша­ния ке­ла­ря, каз­на­чея и по­но­ма­ря.

В это вре­мя Ма­терь Бо­жия впер­вые про­яви­ла Свое осо­бое по­пе­че­ние о пре­по­доб­ном Мар­ти­рий. В пол­день он за­дре­мал на ко­ло­кольне и уви­дел на ог­нен­ном стол­пе об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии. Инок с тре­пе­том при­ло­жил­ся к нему, го­ря­че­му от стол­па ог­нен­но­го, и проснув­шись, еще ощу­щал этот жар на сво­ем че­ле.

По ду­хов­но­му со­ве­ту пре­по­доб­но­го Мар­ти­рия тя­же­ло боль­ной инок Ав­ра­мий хо­дил на по­кло­не­ние чу­до­твор­ной Тих­вин­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри и по­лу­чил ис­це­ле­ние. Пре­по­доб­ный про­ник­ся го­ря­чей ве­рой в за­ступ­ле­ние Бо­го­ма­те­ри. Он стал мо­лить Ца­ри­цу Небес­ную, чтобы Она ука­за­ла, ку­да ему укрыть­ся для про­хож­де­ния по­дви­га со­вер­шен­но­го без­мол­вия, к ко­то­ро­му стре­ми­лась его ду­ша. Пре­по­доб­ный тай­но уда­лил­ся в пу­стын­ное ме­сто за 60 верст от Ве­ли­ких Лук. Как пи­шет сам пре­по­доб­ный в сво­их за­пис­ках, "в той пу­сты­ни при­нял я ве­ли­кие стра­хо­ва­ния от бе­сов, но я мо­лил­ся Бо­гу, и бе­сы бы­ли по­срам­ле­ны". В пись­ме к стар­цу Бо­го­ле­пу пре­по­доб­ный про­сил бла­го­сло­ве­ния на пу­стын­но­жи­тель­ство, но ду­хов­ник по­со­ве­то­вал Мар­ти­рию вер­нуть­ся в об­ще­жи­тие, где он был по­ле­зен бра­тии. Не дер­зая ослу­шать­ся и не зная, как по­сту­пить, свя­той Мар­ти­рий от­пра­вил­ся в Смо­ленск на по­кло­не­ние чу­до­твор­ной иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии и чу­до­твор­цу Ав­ра­амию (па­мять 21 ав­гу­ста). В Смо­лен­ске свя­то­му яви­лись в сон­ном ви­де­нии пре­по­доб­ные Ав­ра­амий и Еф­рем и успо­ко­и­ли его воз­ве­ще­ни­ем, что ему Гос­по­дом на­зна­че­но жить в пу­стыне, "где Бог бла­го­сло­вит и Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца на­ста­вит".

То­гда пре­по­доб­ный на­пра­вил­ся к Тих­вин­ской оби­те­ли, упо­вая, что там Ма­терь Бо­жия раз­ре­шит окон­ча­тель­но его недо­уме­ния. И дей­стви­тель­но, инок Ав­ра­мий, ко­то­рый в бла­го­дар­ность Ма­те­ри Бо­жи­ей за ис­це­ле­ние на­все­гда остал­ся в той оби­те­ли, по­ве­дал ему о со­кро­вен­ной пу­сты­ни, над ко­то­рой ему бы­ло ви­де­ние си­я­ю­ще­го Кре­ста Гос­под­ня. По­лу­чив на этот раз бла­го­сло­ве­ние стар­ца, пре­по­доб­ный Мар­ти­рий взял с со­бой две ма­лые, оди­на­ко­вой ме­ры ико­ны – Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Тих­вин­ской – и от­пра­вил­ся в пу­стынь, име­но­вав­шу­ю­ся Зе­ле­ной, ибо она воз­вы­ша­лась кра­си­вым зе­ле­ным ост­ро­вом сре­ди ле­си­стой то­пи.

Же­сто­ко, мно­го­бо­лез­нен­но бы­ло жи­тие пре­по­доб­но­го в этой пу­сты­ни, но ни хо­лод, ни ли­ше­ния, ни ди­кие зве­ри, ни коз­ни вра­га не смог­ли по­ко­ле­бать его ре­ши­мо­сти пре­тер­петь ис­пы­та­ния до кон­ца. Он по­ста­вил ча­со­вен­ку в про­слав­ле­ние и бла­го­да­ре­ние Гос­по­да и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­рой вновь удо­сто­ил­ся уви­деть во сне об­раз Бо­го­ма­те­ри, на этот раз – плы­ву­щий по мо­рю. Спра­ва от ико­ны явил­ся Ар­хан­гел Гав­ри­ил и при­гла­сил ино­ка при­ло­жить­ся к об­ра­зу. По­сле ко­ле­ба­ний пре­по­доб­ный Мар­ти­рий всту­пил в во­ду, но об­раз стал по­гру­жать­ся в мо­ре. То­гда пре­по­доб­ный взмо­лил­ся, и его тот­час вол­на пе­ре­нес­ла с об­ра­зом на бе­рег.

Пу­сты­ня освя­ти­лась жиз­нью от­шель­ни­ка, и в нее ста­ли при­хо­дить мно­гие, не толь­ко, чтобы на­зи­дать­ся сло­вом и при­ме­ром пре­по­доб­но­го, но и для во­дво­ре­ния вме­сте с ним. Умно­жив­ше­е­ся брат­ство уче­ни­ков по­бу­ди­ло пре­по­доб­но­го по­стро­ить цер­ковь во Имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы, ку­да он по­ста­вил и свои мо­лен­ные ико­ны. Во сви­де­тель­ство бла­го­да­ти Бо­жи­ей, по­чив­шей на оби­те­ли пре­по­доб­но­го Мар­ти­рия, инок Гу­рий спо­до­бил­ся ви­деть над цер­ков­ным кре­стом си­яв­ший на небе Крест.

Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло Тро­иц­ко­му Зе­ле­нец­ко­му мо­на­сты­рю – Зе­ле­ной Мар­ти­ри­е­вой пу­сты­ни. Гос­подь бла­го­слов­лял тру­ды пре­по­доб­но­го, и бла­го­дать Бо­жия ви­ди­мо вос­си­я­ла на нем са­мом. Да­ле­ко рас­про­стра­ни­лась сла­ва о его про­зор­ли­во­сти и да­ре ис­це­ле­ний. Мно­гие име­ни­тые нов­го­род­цы ста­ли по­сы­лать при­но­ше­ния в оби­тель. На сред­ства бла­го­че­сти­во­го бо­яри­на Фе­до­ра Сыр­ко­ва бы­ла по­стро­е­на теп­лая цер­ковь, освя­щен­ная в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в па­мять о той, пер­вой церк­ви в Ве­ли­ких Лу­ках, от­ку­да он маль­чи­ком на­чал свой путь к Бо­гу.

От Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы пре­по­доб­ный про­дол­жал по­лу­чать бла­го­дат­ные под­креп­ле­ния. Од­на­жды в тон­ком сне Ма­терь Бо­жия Са­ма яви­лась ему в кел­лии, на лав­ке, в боль­шом уг­лу, где сто­я­ли ико­ны. "Я гля­дел, не от­ры­ва­ясь, на Ее свя­той лик, на очи, ис­пол­нен­ные слез, го­то­вых кап­нуть на пре­чи­стое ли­цо Ее. Встал я ото сна и был в ужа­се. За­жег све­чу от лам­па­ды, чтобы по­смот­реть, не си­дит ли Пре­чи­стая Де­ва на ме­сте, где я ви­дел Ее во сне. По­до­шел я к об­ра­зу Оди­гит­рии и убе­дил­ся, что во­ис­ти­ну яви­лась мне Бо­го­ро­ди­ца в том об­ра­зе, как изо­бра­же­на Она на иконе мо­ей", – вспо­ми­нал пре­по­доб­ный.

Вско­ре по­сле это­го (око­ло 1570 го­да) пре­по­доб­ный Мар­ти­рий при­нял в Нов­го­ро­де от ар­хи­епи­ско­па (Алек­сандра или Лео­ни­да) свя­щен­ство. Из­вест­но, что в 1582 го­ду он был уже игу­ме­ном.

Поз­же Гос­подь да­ро­вал Зе­ле­ной пу­сты­ни еще бо­лее бо­га­то­го бла­го­тво­ри­те­ля. В 1595 го­ду в Тве­ри свя­той Мар­ти­рий ис­це­лил уми­ра­ю­ще­го сы­на быв­ше­го Ка­си­мов­ско­го ца­ря Си­мео­на Бек­була­го­ви­ча, по­мо­лив­шись пред сво­и­ми ико­на­ми Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы и Тих­вин­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри и воз­ло­жив об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на грудь боль­но­му. На по­жерт­во­ва­ния бла­го­дар­но­го Си­мео­на бы­ли по­стро­е­ны церк­ви в честь Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста – небес­но­го по­кро­ви­те­ля ис­це­лен­но­го ца­ре­ви­ча Иоан­на.

В 1595 го­ду царь Фе­о­дор Иоан­но­вич дал мо­на­сты­рю жа­ло­ван­ную гра­мо­ту, утвер­див ос­но­ван­ный пре­по­доб­ным мо­на­стырь.

До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти и при­го­тов­ля­ясь к смер­ти, пре­по­доб­ный Мар­ти­рий ис­ко­пал се­бе мо­ги­лу, по­ста­вил в ней сво­и­ми ру­ка­ми сде­лан­ный гроб, и мно­го пла­кал там. По­чув­ство­вав близ­кое от­ше­ствие, пре­по­доб­ный со­звал бра­тию и умо­лял сво­их чад о Гос­по­де иметь непо­ко­ле­би­мую на­деж­ду на Пре­свя­тую Жи­во­на­чаль­ную Тро­и­цу и все­це­ло воз­ло­жить упо­ва­ние на Ма­терь Бо­жию, как и он все­гда упо­вал на Нее. При­об­щив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, он дал бра­тии бла­го­сло­ве­ние и со сло­ва­ми "Мир всем пра­во­слав­ным" в ду­хов­ном ве­се­лии по­чил о Гос­по­де 1 мар­та 1603 го­да.

Пре­по­доб­ный был по­гре­бен в ис­ко­пан­ной им са­мим мо­ги­ле близ церк­ви Бо­го­ма­те­ри, а за­тем его свя­тые мо­щи по­ко­и­лись под спу­дом в церк­ви Пре­свя­той Тро­и­цы, под под­валь­ным хра­мом в честь свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва. Быв­ший инок Зе­ле­нец­ко­го мо­на­сты­ря, мит­ро­по­лит Ка­зан­ский и Нов­го­род­ский Кор­ни­лий († 1698), со­ста­вил служ­бу и на­пи­сал жи­тие пре­по­доб­но­го Мар­ти­рия, ис­поль­зо­вав лич­ные за­пис­ки и за­ве­ща­ние пре­по­доб­но­го.

Читайте также: