Рак чего был у тарковского

04.04.1932, с. Завражье, Ивановская обл. - 29.12.1986, Париж


Андрей Тарковский, сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области в уникальной своей духовной одарённостью семье. Его отец – Арсений Тарковский был поэтом, мать – актрисой.

Жили Тарковские тогда в Москве, в Щипковском переулке, что в Замоскворечье. Здесь же Андрей и учился в школе, вместе с другим, не менее знаменитым Андреем — поэтом Вознесенским. Вёл себя ученик Тарковский раскованно, даже с учителями общался, как с равными. Видимо, ощущение внутренней свободы было у него врождённым. Его выделяло чувство собственного достоинства и внутренней свободы – недопустимые человеческие качества в советской России.

Окончив Художественную школу имени 1905 года, Тарковский поступил на арабское отделение ближневосточного факультета Московского Института Востоковедения. Потом учёбу бросил и провел лето в геологоразведочной экспедиции в Сибири: на реке Курейка в Туруханском районе Красноярского края.

А по возвращению в Москву, успешно сдав вступительные экзамены, Андрей Тарковский был принят на режиссёрское отделение ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма. Там он учился на легендарном курсе — Василий Шукшин, Андрон Кончаловский, Элем Климов и другие звёзды кинопоколения. Курс оказался на редкость пёстрым. Но самыми полярными были всё же Тарковский и Шукшин.

Михаила Ромма на последней комиссии все уговаривали не брать ни того, ни другого. Но тот посчитал, что для создания благоприятной атмосферы две такие непохожие личности будут очень кстати. Во время учёбы Тарковский особенно сблизился с Кончаловским, курсовые работы по специальности они делали всегда вместе. Дипломная работа начинающего режиссёра, короткометражная лента "Каток и скрипка", на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз.

Высшим достижением режиссёра Андрея Тарковского стала картина "Зеркало". Муза философско-поэтической рефлексии великого художника не сковывалась рамками традиционного сюжета, а лишь находила нужный ей фрагмент в богатых воспоминаниях художника – автора и героя. Смысловая структура картины оказалась удивительно многомерной.

За двадцать лет работы в кино большому режиссёру позволили сделать на родине всего пять фильмов. И выход каждого из них сопровождался унизительными издевательствами — бесконечными придирками, поправками, организацией травли в прессе, политическими обвинениями, хотя никакой борьбы с коммунистами Андрей Тарковский не вёл, да и не собирался никогда вести. Он просто снимал гениальное кино. "Сталкер" был последним фильмом, снятым Тарковским в Советском Союзе.

Будучи убеждённым, что ни последний фильм "Сталкер", ни его дальнейшие работы не будут должным образом оценены в СССР, Андрей Тарковский принял трудное для себя решение остаться за границей. К сожалению, ни последующая лента "Ностальгия", удостоенная "Гран-при" за режиссуру в Каннах, ни снятая в Швеции мессианская драма-предсказание о грядущей атомной катастрофе "Жертвоприношение", так и не открыли в творчестве великого режиссёра нового горизонта.

И всё же великий мастер решил, что своей судьбой он должен распоряжаться сам. Он отказался возвращаться в страну, в которой ему не давали работать. В ответ Союз объявил Андрея Тарковского предателем, изъял из проката его картины, отказался выпустить к нему сына и жену. Разлука с семьёй, разлука с родиной сильно сказались на его здоровье. Оно продолжало ухудшаться. Западная общественность была поражена жестокостью советских властей. Михаил Горбачёв разрешил жене и сыну поехать к умирающему лишь после письма президента Франции Франсуа Миттерана.

Страна отказалась от Гения. И, тем не менее, он прославил Россию. Россию, которой до той поры, да и после, мало что удавалось внести в копилку шедевров мирового кинематографа. Кинематографа как искусства, а не бизнеса, индустрии, производства.

Андрей Тарковский, гениальнейший российский режиссёр, умер 29 декабря и был похоронен в Париже на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Российский кинематограф вздохнул спокойно и… учредил "Приз Андрея Тарковского" и вручил режиссёру Ленинскую премию. Посмертно. Почести отданы. Совесть чиста.

Андрей Тарковский стал легендой ещё при жизни. Им восхищались Феллини, Бергман, любой режиссёр и любой зритель. Он стал кумиром для всего мира и изгоем для родной страны. И просто человеком с неповторимым взглядом на мир, "человеком, который увидел Ангела", как гласит надпись на его могиле.


Задача данной статьи - рассмотреть, как заложена трудноизлечимая болезнь выдающегося российского режиссёра АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.


Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.


19 20 37 48 63 66 84 95 105 115 116 130 135 152 158 168 169 186 204 210 224 253 259 262 272 296
Т А Р К О В С К И Й А Н Д Р Е Й А Р С Е Н Ь Е В И Ч
296 277 276 259 248 233 230 212 201 191 181 180 166 161 144 138 128 127 110 92 86 72 43 37 34 24


1 15 20 37 43 53 54 71 89 95 109 138 144 147 157 181 200 201 218 229 244 247 265 276 286 296
А Н Д Р Е Й А Р С Е Н Ь Е В И Ч Т А Р К О В С К И Й
296 295 281 276 259 253 243 242 226 207 201 187 158 152 149 139 115 96 95 78 67 52 49 31 20 10


ТАРКОВСКИЙ АНДРЕЙ АРСЕНЬЕВИЧ = 296 = 95-РАК ЛЁГКИХ + 201-ЛЕТАЛЬНЫЙ ИСХОД.


Проведём прочтение отдельных слов и предложений:

ТАРКОВСКИЙ = 115 = ПОГУБИВШИЙ, ВРЕДНОЕ ДЛЯ \ жизни \ = МЕТАСТАЗ РАК \ а \ = СТАДИЯ РАКА.

АНДРЕЙ АРСЕНЬЕВИЧ = 181 = ЛЕТАЛЬНЫЙ ИСХ \ од \ = ПРЕКРАЩЕНИЕ ЖИЗНИ = 51-ЖИЗНИ + 130-ОПУХОЛЕВОЕ = ЧЕТВЁРТАЯ СТАДИ \ я \ = СТАДИЯ РАКА ЛЁГКИХ.

296 = 166-ВРЕДНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ + 130-ОПУХОЛЕВОЕ.

181 - 115 = 66 = ЛЁГКИХ.


ТАРКОВСКИЙ АНДРЕЙ = 168 = НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЕН = РАКОВАЯ ОПУХО\ ль \.

АРСЕНЬЕВИЧ = 128 = ЧЕТВЁРТАЯ \ стадия \.

168 - 128 = 40 = КОН \ чина \, АСФ \ иксия \.


АРСЕНЬЕВИЧ ТАРКОВСКИЙ = 243 = ЧЕТВЁРТАЯ СТАДИЯ РАКА.

АНДРЕЙ = 53 = РАКА ЛЁГ \ ких \.

243 - 53 = 190 = БРОНХОГЕННЫЙ РАК.


Из трёх полученных слов составляем предложения, соответствующие смыслу "сценария", заложенного в код ПОЛНОГО ИМЕНИ:

296 = 66-ЛЁГКИХ + 40-КОН \ чина \ + 190-БРОНХОГЕННЫЙ РАК = 106-\ 66 + 40\-БОЛЕН РАКОМ + 190-БРОНХОГЕННЫЙ РАК = 230- \ 40 + 190 \-СМЕРТОНОСНОСТЬ, ПРЕРЫВАНИЕ ДЫХАНИЯ, СМЕРТЬ ОТ ГИПОКСИИ + 66-ЛЁГКИХ.


Код ДАТЫ СМЕРТИ: 29.12.1986. Это = 29 + 12 + 19 + 86 = 146 = 29-РАК + 31-ВРЕД-\ 12 + 19 \ + 86-МЕТАСТАЗ, ДЫХАНИЕ = ГИБЕЛЬ ОРГАНИЗМ \ а \ = ГИБ ОТ РАКА ЛЁГКИХ.

296 = 146 + 150-ЗАБОЛЕВШИЙ РАКОМ, ПОСЛЕДНЯЯ \ стадия \.


Код ДНЯ СМЕРТИ = 86-ДВАДЦАТЬ + 86-ДЕВЯТОЕ + 74-ДЕКАБРЯ = 246 = НЕЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ = 63-ГИБЕЛЬ + 183-ПОРАЖЁННЫЕ РАКОМ \ лёгкие \.

296 = 246-ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ ДЕКАБРЯ, \ 63-ГИБЕЛЬ + 183-ПОРАЖЁННЫЕ РАКОМ \ + 50-ЛЁГКИЕ.


Код ПОЛНОЙ ДАТЫ СМЕРТИ = 246-ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ ДЕКАБРЯ + 105-УДУШЬЕ-\ 19 + 86\-\ код ГОДА СМЕРТИ \ = 351 = 119-НЕИЗЛЕЧИМО + 232-СМЕРТЬ ОТ РАКА ЛЁГКИХ.


351 - 296-\ код ПОЛНОГО ИМЕНИ \ = 55 = ЛЁГКОЕ, ОНКО \ логическое \, ГИБНЕТ.


Код числа ПОЛНЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ = 176-ПЯТЬДЕСЯТ, ОНКОЛОГИЧЕСКОЕ, ПОРАЖЁННЫЕ ЛЁГКИЕ + 100-ЧЕТЫРЕ, ОТЖИВШИЙ = 276 = МЕТАСТАЗОВЫЕ КЛЕТКИ В ЛЁГКИХ.

296 = 276-ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ + 20-ВЕК \ т.е. период жизни \.

265 - 49 = 216 = ЗАБОЛЕВШИЙ РАКОМ ЛЁГКИХ = БЕЗНАДЁЖЕН-72 Х 3.

Федор Раззаков
Врачебные тайны. Пороки и недуги великих

Чума нашего века

Рак (злокачественная опухоль) – заболевание, характеризующееся появлением бесконтрольно делящихся клеток, способных к проникновению в прилежащие ткани и метастазированию в отдаленные органы. Злокачественные опухоли возникают в результате злокачественной трансформации нормальных клеток, которые начинают бесконтрольно размножаться, теряя способность к апоптозу (клеточной смерти).

Одна из наиболее часто встречающихся причин развития раковых заболеваний – это вирусная теория (кроме этого существует лучевая теория, связанная с экологическими причинами). Дефектные клетки (и не только раковые) атакуются и уничтожаются лимфоцитами нашей крови. Подобный процесс происходит в любом здоровом организме. При нарушении иммунной защиты поврежденная вирусом клетка начинает активно размножаться, захватывая территорию, истощая организм и приводя его к гибели.

Статистика: за последние 10 лет количество умерших от рака в России увеличилось на 30 %. Ежегодно рак уносит из жизни более 300 тысяч россиян (всего же ежегодно выявляется около 450 тысяч новых онкологических больных). Уровень заболеваемости раком в нашей стране увеличивается на 1,5 % ежегодно.

В мире с 1975-го по 2000 год смертность от рака практически удвоилась. Она вырастет еще в 2 раза к 2020 году и в 3 раза – к 2030 году. Мировая таблица наиболее смертельных онкозаболеваний выглядит так: 1) рак легких (в России он тоже на 1-м месте); 2) рак желудка; 3) рак печени; 4) рак толстой кишки; 5) рак молочной железы; 6) рак пищевода.

Сигарета – мой Дантес

Рак легких – наиболее частое среди злокачественных образований заболевание в мире. Чаще всего развивается на почве хронического воздействия никотина – при активном или пассивном курении. Уровень заболеваемости постоянно растет. В России (как и в мире) рак легких занимает первое место среди онкологических заболеваний. Риску заболеть больше подвержены мужчины, чем женщины, у которых болезнь выявляется в 10 раз реже. Причем чем старше мужчины, тем выше риск. Самый опасный возраст – 60–69 лет.

Рак легких развивается из клеток слизистой оболочки бронхов. Опухоль очень быстро растет и дает многочисленные метастазы, которые чаще всего поражают печень, почки, кости, головной мозг.

Различают четыре стадии рака, с самой тяжелой – четвертой. На начальных стадиях рак легких очень трудно выявить, поэтому к врачам больные обращаются уже на той стадии, когда лечение практически не может помочь. По статистике, еще год после страшного диагноза проживают всего 20–30 % больных.

Специалисты считают, что вылечить рак на четвертой стадии невозможно. Но сколько может прожить человек после такого диагноза, зависит от многих причин, включая его иммунную систему.

У Солоницына рак легких обнаружили слишком поздно – года за три до смерти. Дело было так. Во время съемок очередного фильма, которые проходили в Монголии, Солоницын упал с лошади и ушиб грудь. Его поместили в больницу, и во время обследования врачи обнаружили у него опухоль в легких. Актеру об этом диагнозе, естественно, не сказали, объяснив, что у него обыкновенный нарыв. Ему была проведена операция, во время которой часть одного легкого была удалена. На какое-то время после операции Солоницыну стало легче.

Где-то за неделю до смерти Стрельцов стал уговаривать врачей отпустить его домой, чтобы принять смерть в родных стенах. Но врачи отказали. 21 июля, прямо в больничной палате, Стрельцов отпраздновал свой очередной день рождения. Выглядело это грустно. Вот как об этом вспоминает Михаил Гершкович:

Курс лечения режиссер проходил в одной из парижских клиник. Длилось лечение несколько месяцев. Наконец, когда здоровье больного заметно улучшилось, врачи приняли решение его выписать. Семья Тарковских поселилась в доме Марины Влади под Парижем. Однако прожил там Тарковский недолго. Вскоре по совету некоего приятеля он уезжает в ФРГ – чтобы пройти курс лечения в одной известной клинике. Но тамошние эскулапы оказались бессильны. Осознав это, Тарковский вновь вернулся в Париж. Дни его были уже сочтены.

  • Скачать:
  • FB2
  • EPUB
  • TXT
  • Ещё 5

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

  • Объем: 390 стр.
  • Жанр:б иографии и мемуары
  • Теги:б иографии артистов, в редные привычки, л ичная жизнь знаменитостейРедактировать

Чума нашего века

Рак (злокачественная опухоль) – заболевание, характеризующееся появлением бесконтрольно делящихся клеток, способных к проникновению в прилежащие ткани и метастазированию в отдаленные органы. Злокачественные опухоли возникают в результате злокачественной трансформации нормальных клеток, которые начинают бесконтрольно размножаться, теряя способность к апоптозу (клеточной смерти).

Одна из наиболее часто встречающихся причин развития раковых заболеваний – это вирусная теория (кроме этого существует лучевая теория, связанная с экологическими причинами). Дефектные клетки (и не только раковые) атакуются и уничтожаются лимфоцитами нашей крови. Подобный процесс происходит в любом здоровом организме. При нарушении иммунной защиты поврежденная вирусом клетка начинает активно размножаться, захватывая территорию, истощая организм и приводя его к гибели.

Статистика: за последние 10 лет количество умерших от рака в России увеличилось на 30 %. Ежегодно рак уносит из жизни более 300 тысяч россиян (всего же ежегодно выявляется около 450 тысяч новых онкологических больных). Уровень заболеваемости раком в нашей стране увеличивается на 1,5 % ежегодно.

В мире с 1975-го по 2000 год смертность от рака практически удвоилась. Она вырастет еще в 2 раза к 2020 году и в 3 раза – к 2030 году. Мировая таблица наиболее смертельных онкозаболеваний выглядит так: 1) рак легких (в России он тоже на 1-м месте); 2) рак желудка; 3) рак печени; 4) рак толстой кишки; 5) рак молочной железы; 6) рак пищевода.

Рак легких – наиболее частое среди злокачественных образований заболевание в мире. Чаще всего развивается на почве хронического воздействия никотина – при активном или пассивном курении. Уровень заболеваемости постоянно растет. В России (как и в мире) рак легких занимает первое место среди онкологических заболеваний. Риску заболеть больше подвержены мужчины, чем женщины, у которых болезнь выявляется в 10 раз реже. Причем чем старше мужчины, тем выше риск. Самый опасный возраст – 60–69 лет.

Рак легких развивается из клеток слизистой оболочки бронхов. Опухоль очень быстро растет и дает многочисленные метастазы, которые чаще всего поражают печень, почки, кости, головной мозг.

Различают четыре стадии рака, с самой тяжелой – четвертой. На начальных стадиях рак легких очень трудно выявить, поэтому к врачам больные обращаются уже на той стадии, когда лечение практически не может помочь. По статистике, еще год после страшного диагноза проживают всего 20–30 % больных.

Специалисты считают, что вылечить рак на четвертой стадии невозможно. Но сколько может прожить человек после такого диагноза, зависит от многих причин, включая его иммунную систему.

У Солоницына рак легких обнаружили слишком поздно – года за три до смерти. Дело было так. Во время съемок очередного фильма, которые проходили в Монголии, Солоницын упал с лошади и ушиб грудь. Его поместили в больницу, и во время обследования врачи обнаружили у него опухоль в легких. Актеру об этом диагнозе, естественно, не сказали, объяснив, что у него обыкновенный нарыв. Ему была проведена операция, во время которой часть одного легкого была удалена. На какое-то время после операции Солоницыну стало легче.

Где-то за неделю до смерти Стрельцов стал уговаривать врачей отпустить его домой, чтобы принять смерть в родных стенах. Но врачи отказали. 21 июля, прямо в больничной палате, Стрельцов отпраздновал свой очередной день рождения. Выглядело это грустно. Вот как об этом вспоминает Михаил Гершкович:

Курс лечения режиссер проходил в одной из парижских клиник. Длилось лечение несколько месяцев. Наконец, когда здоровье больного заметно улучшилось, врачи приняли решение его выписать. Семья Тарковских поселилась в доме Марины Влади под Парижем. Однако прожил там Тарковский недолго. Вскоре по совету некоего приятеля он уезжает в ФРГ – чтобы пройти курс лечения в одной известной клинике. Но тамошние эскулапы оказались бессильны. Осознав это, Тарковский вновь вернулся в Париж. Дни его были уже сочтены.

В актерской среде Абдулов считался трудоголиком и почти не заботился о своем здоровье. В результате к пятидесяти годам у него был целый букет заболеваний: тромбофлебит, больное сердце, легкие. К тому же актер много курил, что при его больных легких было смерти подобно. Еще в конце 90-х актер подозревал, что у него могут быть серьезные проблемы с легкими. Но он от обследования отказался, то ли испугавшись, то ли решив: будь, что будет. А у него тем временем начался рак легких, который удалось обнаружить только на последней (4-й стадии), когда медицина уже бессильна.

18 августа, в Балаклаве, Абдулова так скрутило, что он вновь вынужден был обратиться к врачам. На этот раз те обнаружили у актера язву желудка (потом появится версия, что ее спровоцировали сильнодействующие лекарства, которые актер принимал по совету врачей) и отправили его в Севастополь, где сделали срочную операцию (она длилась 4 часа).

«Когда друг Абдулова привез телевизионщиков к актеру домой, то на пороге он шокировал их:

– Подождите, я посмотрю, как Саша сейчас. А то, может, уже поздно интервью брать…

17 декабря Абдулов был на очередной консультации у врачей. И якобы именно там ему сообщили, что он обречен. Спустя несколько дней актера на дому консультировал заведующий отделением химиотерапии этой же больницы (его вызвали близкие Абдулова), но и он только развел руками. Жить актеру оставалось считаные дни…

«…По словам ведущих специалистов онкологической клиники, состояние известного артиста можно назвать тяжелым. Метастазы уже поразили практически все жизненно важные органы. Ослабленный недугом организм не способен бороться с раковыми новообразованиями. Нестабильно функционируют печень, почки и сердце актера. Столичные медики только разводят руками – помочь Абдулову они уже не в силах.

Медики даже не могут определиться с методикой лечения. По их словам, операцию делать уже слишком поздно.

– Единственное, что можно, – это колоть сильнейшие обезболивающие, – говорят врачи. – Другого лечения в данной ситуации просто нет.

По словам очевидцев, Бернес всю жизнь был очень мнительным человеком, весьма ревностно следившим за своим здоровьем. Перед концертом он обязательно замерял свой пульс и, если обнаруживал, что он бьется учащенно, немедленно отменял выступление.

Рассказывает сын писателя Константин Смирнов:


Андрей Арсеньевич Тарковский прожил 54 года и умер от рака легкого. Смерть наступила ночью 29 декабря 1986 года в Париже. За свою жизнь режиссер успел снять несколько выдающихся фильмов и получить признание во всем мире. Многие современные кинорежиссеры равняются на него и используют его приемы в своих картинах.

Дата и причины смерти

В ночь с 28 на 29 декабря 1986 года, в онкологической клинике Хартман, коммуны Нёйи-сюр-Сен (западная окраина Парижа), скончался Андрей Арсеньевич Тарковский. Ему было 54 года. Причина смерти Тарковского – рак легкого. Последние шесть месяцев он не вставал с больничной кровати.


Почему режиссёр умер во Франции? Потому что в 50-летнем возрасте он прислушался к жене Ларисе и решился стать иммигрантом (невозвращенцем). Режиссер не вернулся в СССР из зарубежной командировки, в которой находился в 1980-1983 гг.

Где похоронен

Андрей Тарковский похоронен во Франции, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, в предместье Парижа. Отпевание прошло 3 января 1987 года в Соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже. Присутствовали родственники, друзья, почитатели творчества и представители правительства Франции.

Мстислав Ростропович исполнил на виолончели прощальную сюиту Баха прямо на церковных ступенях. 5 января гроб с телом покойного доставили на русское кладбище. На призывы Москвы похоронить режиссёра на родине семья ответила отказом. Этого не хотел сам Тарковский. Родина обидела его. Находясь во Франции, семья не получила ни копейки авторских от прокатов фильмов, а КГБ не пускал 12-летнего сына к родителям.

На кладбище произошёл казус, о котором рассказала Марина, сестра Андрея Арсеньевича. Во-первых, под погребение выделили заброшенную могилу, так как новое место стоит очень дорого. Во-вторых, распорядитель отпустил могильщиков с похорон, посетовав, что время их работы истекло, и могилу они закопают завтра. Скорбящие разошлись. Родственникам ничего не осознавалось, как закопать гроб самостоятельно.

Впоследствии российская интеллигенция добилась перезахоронения режиссёра в отдельной могиле. Место Тарковскому нашлось рядом с белогвардейским есаулом Владимиром Григорьевым (1895–1973). В 1994 году на могиле режиссёра появился памятник, который сотворил Эрнст Неизвестный. Открытие мемориала прошло в торжественной обстановке.


Рис.2 Могила Андрея Тарковского

Здесь опять произошёл казус. На церемонию чартером прилетела элита из Москвы: политики и деятели культуры. Но никто не удосужился пригласить на мероприятие сыновей Арсения (от 1 брака) и Андрея, а также сестру Марину. Жена Лариса состояла в плохих отношениях с родственниками и руководителями Фонда Тарковского, которые оплатили памятник. Поэтому она тоже отсутствовала.

Краткая биография Андрея Тарковского

Гений кинематографии родился 4 апреля 1932 года. Родиной режиссёра стало село Завражье Ивановской области. Семья мальчика была творческой и знаменитой. Отец, Арсений Тарковский, слыл известным поэтом. Мать происходила из дворянского рода Дубасовых. Имела высшее образование литератора. В 1934 году семья переехала в Москву, где осенью у Андрея появилась сестра Марина. В 41-м отец ушёл на фронт, а мать с двумя детьми вернулась в Завражье, где они пробыли до 1943 года.

До 1949 года Андрей учился в общеобразовательной школе. Серьёзно увлекался музыкальным и художественным искусствами. В 1951 году поступил в Институт востоковедения РАН на арабский факультет. Однако в 1952 году покинул ВУЗ и устроился коллектором в экспедицию по Красноярскому краю, где в течение года бродил по тайге. После возвращения в Москву, в 1954-м, принял решение поступить во ВГИК на режиссёрский факультет. Обучался в группе Михаила Ромма.


Рис.3 Тарковский на съёмочной площадке


Тарковский со студенческих лет дружил с Андреем Кончаловским. Но постепенно их взгляды и пути расходились. В доме Мосфильма, где поселилась семья Тарковских, жили все работники киностудии, что очень раздражало Андрея. Он старался уединяться в частном доме в п. Мясном.

После смерти режиссёра многие заявили о бывалой дружбе с ним. Но Кончаловский утверждает, что Андрей старался избегать знакомых. Он был гением, и ему требовалось от людей лишь одно – постоянное восхищение. Конечно у Андрея были сторонники и приятели, такие как: Вячеслав Шмыров, Марлен Хуциев, Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Евгений Ташков, Андрей Эшпай и другие.


35 лет назад, 7 марта 1982 года, кинорежиссёр Андрей Тарковский навсегда покинул СССР — он уехал в Италию на съёмки "Ностальгии" и не вернулся. Лайф рассказывает о причинах, по которым он оставил родину и отправился на поиски лучшего.

Если невозвращенцам 1970-х, таким, как Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и Александр Годунов, приходилось разрабатывать целый план побега из страны, в 1980-е Андрею Тарковскому было несколько проще. Он уже находился в Италии вместе со своим другом и соавтором "Ностальгии" Тонино Гуэррой, а в 1984-м объявил о том, что не намерен возвращаться в СССР. Никто уже не называл его врагом народа, а его близким не устраивали травлю.

За два года, с 1982-го по 1984-й, Тарковский не раз просил советские власти разрешить ему остаться на некоторое время за границей для реализации творческих планов, но та отвечала презрительным молчанием. Его приглашали и в Великобританию, откуда он получил предложение о постановке "Бориса Годунова" в Ковент-Гардене, и в Швецию. И если в Европе режиссёра ждали съёмки, постановки и признание, то в СССР — только нищета и неустроенность.

Не давали снимать

Андрей Тарковский, пожалуй, самый недооценённый кинорежиссёр в СССР из самых признанных за рубежом. Обладатель Гран-при Канн и Золотого Льва Венецианского кинофестиваля, на родине он сидел годами без работы, без денег и даже без собственного жилья.


Вроде бы ему давали снимать, выделяли немалые деньги из госбюджета. Но режиссёру приходилось выпрашивать эти проекты годами и резать бюджеты в 2–3 раза. За более чем 20 лет карьеры в России он успел снять лишь пять полноценных фильмов. Все они были признаны за рубежом как образцы киномастерства, но на родине их пытались то "отформатировать", то не выпустить в широкий прокат, то и вовсе, как с "Андреем Рублёвым", положить на полку. Сама природа фильмов была настолько чужда и опасна советской идеологии, что власть отторгала эти ленты подобно неприжившимся органам.

Я завидую всем, кто способен заниматься своей работой независимо от государства. [. ] Какая хамская власть! Разве нужна ей литература, поэзия, музыка, живопись, кино? Нет, наоборот. Я хочу работы, больше ничего. Работы! Разве не дико, не преступление, что режиссёр, которого в прессе в Италии назвали гениальным, сидит без работы? А мне, честно говоря, кажется, что это просто месть посредственности, которая пробилась к руководству. Ведь посредственность ненавидит художников, а наша власть сплошь состоит из посредственностей

из дневников Андрея Тарковского, 27 января 1973 года

Ярый противник пафосного творчества мэтров советского кино — Сергея Бондарчука, Юрия Озерова, Сергея Герасимова, — Андрей Тарковский не называл себя в открытую гением, но он понимал исключительность своего таланта и своих произведений. Сборник дневников режиссёр назвал "Мартиролог" — повествование о христианских мучениях, как бы принимая свой подвижнический путь.

Вот мне исполнилось 40 лет. А что я сделал к этому времени? Три жалкие картины — как мало, как ничтожно мало и плохо

Тарковский чувствовал себя подпольным с самого начала своей карьеры, с первого полнометражного фильма "Иваново детство".

— Был на приёме у Ермаша (Филипп Ермаш, председатель комитета кинематографии. — Прим. Лайфа), ни слова не говорил о "Солярисе" и поправках. Спросил у него, подпольный ли я режиссёр и когда кончится травля, буду ли я дальше снимать [. ] Два фильма за десять лет. Ермаш ответил, что я вполне советский человек и что я мало работаю — безобразие. Я сказал, что в таком случае защищайте меня и обеспечьте работой, иначе я сам буду себя защищать.

Не давали зарабатывать

Помимо того, чтобы снимать фильмы, Тарковский мечтал устроить быт — получить собственную квартиру и построить дом в Подмосковье. Он рисовал чертежи своего будущего кабинета, детской, террасы, фантазировал, как будет принимать там всех друзей, кого не вмещала тесная временная квартирка. Но свой угол в Москве ему всё не выделяли, а дом приходилось строить "в год по чайной ложке". Денег на окончание работ всё время не хватало. Тарковский считал каждую копейку, всё время влезал в долги, а практически каждый день рождения не отмечал — не на что было. Все имевшиеся в доме ценности он периодически сдавал в ломбард. Бывало, что и для проезда в общественном транспорте ему не хватало мелочи. Даже кассовый "Солярис" в 1972 года не спас положение.

Денег, которые я получил за "Солярис", не хватило даже на то, чтобы раздать долги

В 1976 году о своём отчаянном положении Андрей Тарковский написал письмо в КПСС. И тут же ему выдали разрешение на съёмки — Тарковский предложил экранизацию романа братьев Стругацких "Пикник на обочине" — "Сталкер". Властям он пообещал, что это будет кассовый приключенческий боевик, а сам отнёсся к этому в том числе и как к способу заработка. Ассистент Евгений Цымбал вспоминал об этом: "Возник внутренний конфликт между художником Тарковским и человеком. Потому что, как человек, он просто хотел заработать. А как художник — он начал делать очень важную для него картину".


И всё же заработать на "Сталкере" не удалось — весь первоначально отснятый материал пошёл в брак из-за некачественной плёнки, а новые деньги власти выделяли очень долго. Съёмки снова затянулись на годы.

Тарковский был если не пацифистом, то, по крайней мере, никогда не восхищался войной. И хотя его первая большая картина "Иваново детство" полностью посвящена Великой Отечественной, власти её восприняли именно как чуждую своей идеологии. Тарковский рассказал в интервью мюнхенскому журналу "Форум" в 1985 году, что ощущает, будто с этого диссонанса началось его неприятие властями.

— Я помню, после того как вышла моя картина, сделанная в 1962 году, "Иваново детство", помню, она уже оценивалась руководством, чиновниками-кинематографистами, как картина пацифистская, то есть с отрицательным знаком, потому что, как вы знаете, по нашим понятиям войны бывают справедливые и несправедливые. То есть раскольниковская концепция, что убить можно, если это справедливо. На расстоянии особенно становится явным, насколько это лицемерная и фальшивая точка зрения. Поэтому я очень быстро почувствовал это похолодание после "оттепели", — рассказал Тарковский.


Именно это клеймо пацифиста, по мнению самого режиссёра, помешало ему в дальнейшем нормально работать в СССР. Это он почувствовал, когда презентовал свой второй фильм "Андрей Рублев". Для того чтобы "положить его на полку", нашёлся другой предлог — неисторичность.

— Она была названа антиисторической. Хотя это совершенная неправда — мы старались быть в высшей степени точными по отношению к историческим фактам: ректор Московского университета хотел приобрести две копии фильма для исторического факультета МГУ.

Жизнь на чемоданах

Впервые об отъезде за границу Тарковский серьёзно задумался в начале 1979 года после нескольких лет дружбы с Тонино Гуэррой. Тот вселил уверенность, что поможет, "если что". У Тарковского к тому моменту скопилось огромное количество долгов, да и наступили очередные проблемы со "Сталкером". По возвращении в Москву из первой поездки в Италию его вскоре потянуло обратно за границу. Толчком к переезду стала смерть матери в том же 1979 году. Тарковского больше ничего не держало в России. В 1981 году он пишет, что последние два года живёт на чемоданах.

Уже за границей у режиссёра был диагностирован рак лёгких, от которого он умер в конце 1986 года. Он успел пожить в Италии, Великобритании, Швеции, где снял свой последний фильм "Жертвоприношение". Умер Андрей Тарковский в Париже, а похоронен в его пригороде на русском кладбище в Сан-Женевьев-де-Буа. Надпись на памятнике, который изготовил скульптор Эрнст Неизвестный, гласит: "Человеку, который увидел ангела".

Читайте также: