Психологическое новообразование мотивы достижения успеха и самоконтроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:58, тест

Работа содержит тест по дисциплине "Психология" и ответы на него

Тест по психологии с ответами.docx

-это процесс активной деятельности личности

-ускоренное формирование интеллектуальных сил личности

-проявление настойчивости личности в достижении поставленных задач

+ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте

Какое из положений можно считать приоритетным в личностно ориентированном образовании?

-вооружение ребёнка системой знаний, умений, навыков

+становление ребёнка как личности

-развитие познавательных психических процессов ребёнка

-развитие интеллектуальных умений и навыков, интереса к познанию

В структуру системы образования в Украине входят звенья:

+дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, высшее, последипломное, внешкольное воспитание, аспирантура, докторантура, самообразование

-детские сады, интернаты, академии, институты, университеты, клубы

-гимназии, пролицеи, лицеи, колледжи, авторские школы

-дошкольные учреждения, вечерние школы, аспирантура

Предметом педагогики является:

Выделите беседу как метод научно-педагогического исследования:

-беседа учителя с опоздавшими на урок учениками

-беседа учителя с учениками о правилах поведения в общественных местах

-беседа с учениками о правилах техники безопасности

+беседа учителя, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу

Назовите свойство, устанавливающее зависимость восприятия от прошлого опыта, рода занятий и т.д. у человека:

Назовите свойство темперамента, проявляющееся в направленности человека на внешний мир (по К. Юнгу):

Определите тип темперамента застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно легко переносит одиночество:

Эмоциональное состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации и напряжения нервно-психических сил:

Человек как уникальная самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности:

Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств при их непосредственном воздействии на органы чувств характеризует:

Определите вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств:

Кто из названных педагогов является автором ТРИЗ?

Определите вид способности, определяющие успех человека в разнообразных видах деятельности:

Сознание человека является продуктом:

-труда и социально- исторического развития человека

+биологического и социально- исторического развития, а труд – условие возникновения и развития сознания человека

Качественно новый тип строения личности – это:

Ведущим психическим познавательным процессом, от которого в наибольшей зависимости находится успешность обучения младшего школьника, является:

Основным психологическим новообразованием в период младшего школьного возраста является:

+мотивы достижения успеха и самоконтроль

-становление деловых качеств личности

Какое из приведенных утверждений является правильным:

-обучение идет за развитием

-изменяя методы и содержание обучения, нельзя существенно влиять на умственное развитие ребенка

-обучение существенно не влияет на развитие психики ребенка

+обучение ведет за собой развитие

Показателем психологической готовности ребенка к школе является:

-наличие специальных знаний, умений и навыков

-самостоятельность в умственной деятельности

+умение строить свои взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов

-отсутствие отрицательных реакций на обучение

Ведущими критериями возрастного развития у младших школьников являются:

В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий:

В обучении письму движением руки младшего школьника руководит и обеспечивает основной успех:

+тактильное чувство, которое закрепляет движение в моторной памяти

Психологическими критериями возрастного развития являются:

-деятельность нервной системы

+особенности познавательных психических процессов

-возможности нравственного, эстетического, трудового воспитания

Какую деятельность называют ведущей:

-наиболее интересную для ребенка

+деятельность, в связи с которой осуществляются основные изменения в психике ребенка и подготовка к новому этапу развития ребенка

-деятельность, которая занимает самое большое место в жизни ребенка

-деятельность, которой ребенок занимается большую часть времени

С какой целью Альфред Бине разработал первую серию тестом по изучению интеллекта:

-выделить группу одаренных детей

-изучить способности детей

+отделить детей, способных к учению, но не желающих учиться, от детей, страдающих прирожденными дефектами

-изучить сенсомоторные качества детей

Методики, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях и отношениях в виде ответов:

Комплексная наука, занимающаяся целостным, синтетическим изучением детей, но механически трактовавшая влияние среды и наследственности:

Руководитель лаборатории психофизиологии детей дошкольного возраста, результатом многолетней деятельности которой впервые стали комплексы психодиагностических методик по оценке уровня подготовленности дошкольников к школьному обучению:

Какова цель диагностики при помощи методики Прихожана А. “Нарисуй себя”:

-диагностика уровня достижений

-диагностика общих способностей

-диагностика учебной мотивации

+диагностика эмоционально- личностного отношения к себе

Госэкзамен. Вариант №18

Какой из перечисленных принципов не относится к принципам гуманистического воспитания?

Определите метод организации деятельности по следующей характеристике: “Эффективность метода зависит от условий доступности, многократности, точности, последовательности”:

Определите форму воспитательного дела по характеристике: “Организация обмена мнениями между учащимися, заранее подготовленными”:

Какой из приведенных вариантов не отражает направления содержания воспитательной работы с детьми?

Какой фактор является ведущим в формировании и сплочении ученического коллектива?

+совместная общественно полезная деятельность

-наличие целей и органов руководства

-наличие прочных органов самоуправления

-наличие перспективных линий и руководящая роль грамотного воспитателя

Что определяет учебный план в организации педагогического процесса?

+нормативный документ, который стандартизирует перечень, последовательность изучения дисциплин на определенном этапе развития образования и минимальное количество учебных часов, которые предполагаются на изучение каждой дисциплины

-нормативный документ, определяющий перечень дисциплин, которые предполагается изучать на определенному уровне образования

-государственный стандарт образования

-документ о содержании образования на каждом этапе

Определите понятие “принципы обучения” по характеристикам:

-система знаний, умений, способов мышления и деятельности для гармоничного развития

+исходное, основное требование к организации педагогической деятельности, помогающее творчески подойти к построению педагогического процесса

-упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения

-обучение на высоком уровне трудности

Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, имеющее определенное организационное оформление - это:

+форма организации обучения

Определите понятие “урок” по характеристикам:

-отрезок времени, посвященный анализу деятельности

-согласованная деятельность учащихся, подготовленных учителем

+внешне выраженная согласованная деятельность учителя и учеников

-законченный отрезок учебного процесса

На какие группы делятся методы обучения по дидактическим целям их применения?

-объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские

-словесные, наглядные, практические

-индуктивные и дедуктивные

+методы первичного усвоения, закрепления знаний, выработки умений и навыков, проверки и применения знаний, умений и навыков

Выберите положения, определяющие мотивационную готовность ребенка к школьному обучению:

-растущая производительность психических процессов

-высокий уровень развития образного мышления

+желание пойти в школу, основанное на интересе к знаниям

В чем заключается привлекательность игры для детей?

-в отражении действительности

-в подражании взрослым

+в активности, самостоятельности

-в стремлении к коллективной деятельности

Укажите автора первого в мире руководства по дошкольному воспитанию детей:

Какое из положений определяет замысел игры?

-“Ты будешь на машине возить кубики, а я буду строить дом”

+“Будем играть в магазин”

-“Будем играть так: ты приходи в магазин, рассматривай, выбирай товары, а я встану за прилавок, возьму у тебя деньги, дам чек и товары”

-“Я буду продавцом, а ты покупателем”

Укажите организаторов первых дошкольных учреждений в Украине

+С. Русова, Н. Лубенец

-К. Ушинский, Е. Водовозова

-А. Симонович, Е. Конради

-В. Сухомлинский, А. Макаренко

Первая братская школа в Украине:

Как назывался сборник наставлений для юношества по семейному быту:

-“Гражданство обычаев детских”

+“Поучение Владимира Мономаха детям”

Кому принадлежит идея создания в Киеве первого женского училища?

Автор теории “чистой доски” и воспитания джентльмена:

Автор книги “Город солнца”, в которой изложена система воспитания в совершенном обществе:

-наука о закономерностях развития и формирования человека

+наука о воспитании, обучении и образовании человека;

-наука об образовании, как реальном целостном педагогическом процессе, который целенаправленно организуется в разных социальных институтах

-наука об основных принципах и методах обучения человека

Что определило развитие педагогики как науки?

-прогресс науки и техники

-забота родителей о детях

-потребность в самовоспитании

+объективная потребность подготовки молодежи в жизни и труду

Психологические новообразования в младшем школьном возрасте

Психологические новообразования в младшем школьном возрасте — раздел Психология, Учебное пособие: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ При Любом Обучении Дети, Заканчивающие Начальную Школу, Сущес.

При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно отличаются от поступивших в первый класс. Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию Произвольности как характеристи­ки всех их психических процессов. Произвольность формиру­ется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т. д. Постепенно он научается делать то, что Надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся науча­ютсяУправлять своим поведением (в той или иной степени), преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, ис­кать лучшие пути ее достижения.

Второе важное новообразование — Рефлексия. Учитель тре­бует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того — оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами друго­го человека — со стороны — и оценивать свою деятельность. Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументиро­вать, обосновывать свою деятельность и называется рефлексией.

В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. По­степенно они научаются заменять предметы словами (устный счет, например), удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя — в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался Внутренний план действий.

Итак, психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новооб­разованиями: Произвольностью, рефлексией, внутренним пла­ном действий ‘.

1 См.: Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном воз­расте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.-С. 69-101.

Новообразования, с которыми ребенок пришел в школу, развились в процессе его игровой деятельности и позволили ему приступить к учению. Участие в учебной деятельности, систематическое учение сформировали новые особенности психической деятельности младшего школьника. Эти новооб­разования, в свою очередь, подготовили учащихся к переходу на следующую ступень образования — в среднюю школу.

Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различными ви­дами познавательной деятельности. Так, при поступлении в школу дети неспособны провести анализ различных свойств воспринимаемых объектов. Они обычно ограничиваются называнием цвета и формы. В процессе учения дети научают­сяЦеленаправленному восприятию предметов. Вначале учи­тель дает внешний образец движения взора по воспринимае­мому объекту, используя указку. Затем ребенок научается составлять схему, словесный план наблюдения, исходя из его цели. Таким образом формируется произвольное, целена­правленное наблюдение — один из важных видов познава­тельной деятельности.

Существенно изменяется и деятельность, связанная с запо­минанием и воспроизведением того, что осталось в памяти. Первоклассники легко запоминают яркое, эмоционально впе­чатляющее. Они склонны к буквальному запоминанию. Но учение постоянно требует нового типа запоминания, где вна­чале происходит анализ запоминаемого, выделение главного, группировка материала и т. д. Постепенно формируются приемы произвольного, осмысленного запоминания. Непро­извольное запоминание сохраняет свою ценность, но и оно претерпевает изменения, идущие в сторону осмысления запо­минаемого материала. Предварительная работа с материалом оказывается решающей для запоминания: материал запоми­нается как бы сам собой. Постепенное формирование внут­реннего плана действий приводит к существенным изменени­ям во всех интеллектуальных процессах. Вначале дети склон­ны делать обобщения по внешним, как правило, несуществен­ным признакам. Но в процессе обучения учитель фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому учащиеся переходят на более вы­сокий уровень обобщений, оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал.

‘Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.-С. 255.

Необходимо отметить при этом, что, согласно современ­ным психологическим данным, умственное развитие младших школьников имеет большие резервы. В массовой школе эти резервы фактически не используются. Многолетние исследо­вания, проведенные под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и более богатые умст­венные способности, чем это делалось до сих пор ‘.

‘ См.: Возрастные возможности усвоения знании / Под ред. Д. Б. Элько­нина и В. В. Давыдова. — М., 1966.

Социально-психологические условия развития мотивации достижения у детей младшего школьного возраста

2. Степень сложности задачи – оценивается учеником на основании ее соответствия имеющимся у него способностям, средствам и времени для решения. Если степень сложности удовлетворяет возможностям учащегося, уровень мотивации возрастает.

3. Наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.

Самостоятельность может проявляться на разных этапах познавательной деятельности: при постановке учебной задачи, формировании новых знаний и умений, их отработке на практике и на этапе самоконтроля. Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи.

4. Оценка деятельности учащихся – мотивирует учащегося к достижениям, если воспринимается ими как объективная и справедливая, указывает способы улучшения деятельности, то есть носит конструктивный характер. Справедливой ученики считают оценку, которая учитывает результаты их усилий, вложенные в выполнение работы, и не зависит ни от каких других условий, в том числе и от отношений с учителем.

5. На интерес к задаче и стремление к достижениям влияет и оценка человеком собственных способностей и самооценка. Так, помощь учителя позволяет трудную или умеренно сложную задачу перевести в разряд более легких и тем самым поднять мотивацию достижений у слабомотивированных учащихся. Чем выше сам ученик оценивает и другие значимые для него люди (учитель, родители, друзья) оценивают его способности, тем мотивация выше. Отсюда важно, чтобы учитель не переставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивал им поддержку.

6. Фактор времени – неограниченное время стимулирует к выполнению творческой деятельности как учащихся с мотивом, направленным на достижения, так и учащихся с мотивом, направленным на избегание неудачи. При жестких сроках недостатке времени учащиеся с мотивом, направленном на избегание неудачи, попадают в ситуацию стресса и практически перестают работать. Недостаток времени может мобилизовать только высо-комотивированных на достижение успеха школьников.

7. Наличие оборудования. Если учитель не имеет средств для иллюстрации теоретических знаний, т. е. не проводит демонстрационные, лабораторные опыты, экспериментальные задачи, мотивация к изучению данного предмета сформирована не будет.

8. Гигиенические факторы. Состояние гигиенических факторов: наполняемость класса, уровень шума, освещенности помещения, чередование методов и приемов работы – сильно сказываются на утомляемости и в итоге на мотивации и умственной активности школьников.

9. Использование в процессе обучения парных, микрогрупповых, групповых форм организации деятельности учащихся. В данном случае происходит развитие мотивации коллективных достижений.

10. Личный пример и ролевая позиция значимых взрослых. Учитель должен быть мотивирован на улучшение результатов учащихся. Достижения учащихся должны поощряться учителем. Методы вознаграждения должны превалировать над методами наказания. Мотивация достижения успеха может иметь большое значение при осуществлении образовательного процесса. Сама форма мотивированности на успех предполагает высокие результаты в некоторых областях деятельности, среди которых может находится и учение. Безусловно, учебная деятельность является полимотивированной структурой, и трудно говорить о решающем преобладании какого-то мотива, но использование отдельной мотивационной тенденции для повышения качества обучения вполне возможно. В этом отношении мотивация достижения успеха обладает достаточно значимым потенциалом, предусматривая наличие в деятельности таких компонентов, как упорство в достижении цели, высокое качество работы, значительный уровень сложности решаемых задач и многие другие не менее приветствуемые каждым учителем качества.

В традиционном обучении часто наблюдается феномен, который М. Селигман назвал комплексом "обученной беспомощности".

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что для более эффективного формирования у младших школьников качеств личности, ориентированной на достижение успеха и реализацию поставленных перед собой жизненных планов и целей, в традиционный учебно-воспитательный процесс необходимо ввести определенные изменения.

1. Содержание школьного образования должно включать в себя знание о человеке: в процессе его развития, способностях, мотивации, воле, самооценке, т. е. те психологические знания, которые нужны человеку, чтобы стать успешнее, стать субъектом собственного развития.

2. Большая роль должна отводиться дифференциации содержания образования и требований к школьнику с целью получения возможности достижения успеха каждым школьником.

3. Необходимо создать условия для развития самостоятельности и ответственности школьников за свои успехи и неудачи, поощрять любые усилия, направленные на улучшение учебных результатов с тем, чтобы сам учебный процесс являлся основным мотивационным фактором.

4. Необходимо развивать самостоятельную оценочную деятельность школьников.

5. Формировать ценностное отношение к другим людям и совместной деятельности, ответственность за общие результаты.

6. Необходима ориентация самих учителей на высокие профессиональные и другие достижения.

Мы пришли к пониманию того, что создание благоприятных социально-психологических условий для формирования и развития мотивации достижений младших школьников в процессе обучения является в настоящее время перспективным и актуальным направлением, и приводит к позитивным результатам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001; Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности: Сб. М.: Молодая гвардия, 1997.

Цит. по Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. С.331.

Манухина С. Эмпирический анализ мотивации достижения как структурного образования. М., 2002.

Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижений детей 9 – 11 лет. МД – решетка Шмальта. М., 1998.

Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Цит. по Редковец И. А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. – Волгоград, 1997.

Диагностика и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. Дубровиной И. В. – М., 1987.

Обухова Л. Ф.Возрастная психология Учебник для вузов. М.: Высшее образование, МГППУ, 2006.

Обухова Л. Ф.Возрастная психология Учебник для вузов. М.: Высшее образование, МГППУ, 2006.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998.

Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

Мерлин В. С. Лекции по методике мотивов человека Пермский Гос. Пед. Институт – Пермь, 1978.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижений детей 9 – 11 лет. МД – решетка Шмальта. М., 1998.

Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2005.

1 Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001; Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности: Сб. М.: Молодая гвардия, 1997.

2 Цит. по Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. С.331.

3 Манухина С. Эмпирический анализ мотивации достижения как структурного образования. М., 2002.

4 Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижений детей 9 – 11 лет. МД – решетка Шмальта. М., 1998.

5 Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

6 Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

7 Цит. по Редковец И. А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. – Волгоград, 1997.

8 Диагностика и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. Дубровиной И. В. – М., 1987.

9 Обухова Л. Ф.Возрастная психология Учебник для вузов. М.: Высшее образование, МГППУ, 2006.

10 Обухова Л. Ф.Возрастная психология Учебник для вузов. М.: Высшее образование, МГППУ, 2006.

11 Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

12 Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

13 Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990.

14Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

15 Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

16 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

17 Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

18 Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998.

19 Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

20 Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998.

21 Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

22 Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

23 Мерлин В. С. Лекции по методике мотивов человека Пермский Гос. Пед. Институт – Пермь, 1978.

24 Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

25 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

27 Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижений детей 9 – 11 лет. МД – решетка Шмальта. М., 1998.

28 Курсивом в данном параграфе работы выделены выдержки из отчета преподавателя английского языка, силами которой и создавались условия развития мотивации достижения гимназистов

29 Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2005.

Личность новообразования


Реферат на тему Личность новообразования

— возникает критическое отношение к оц. взр. и сверстника

Воображение в раннем

. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов (использование предметов-заместителей).

Самый важный личностный механизмом в дошкольном возрасте является Соподчинение мотивов, их иерархия и выделение доминирующих мотивов.

На протяжении дощк. возр. О детей др. с.др. сущ-но изменятеся: по сод-ю потребности, мотивам, средствам О.

: — спообность идти к осознанию поставленной цели, несмотря на трудности. Воля это наличие уст. и осозн. желаний, а так же мотивов поведения. Воля это прежде всего преодоление препятствий. Выг: вол. повед Р соц. по своему сод-ю и механизму, а источн. разв воли яв. Взаимоотн. с окр. имром.

Темперамент – совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических особенностей.

Учебная деятельность - ведущая деятельность младшего школьника. Под ведущей деятельностью в детской психологии понимается такая деятельность, в ходе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (рефлексия, произвольность, самоконтроль и внутренний план действий).

Согласно учению К.Д. Ушинского, обучение должно предусматривать самостоятельный труд ребенка по усвоению знаний, так как "самостоятельные мысли …вытекают из самостоятельно …приобретаемых знаний". В развитии самостоятельности играют роль организация труда, формирование навыков самоконтроля. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Познавательная самостоятельность как черта личности обучаемого выражается в том, что она всегда требует активности и тем самым неизбежно выражает отношение процесса познания к познанию (его цели, предмету, процессу, средствам и условиям учебной деятельности в их единстве).

А.В. Петровский утверждал, что произвольность как особое качество психических процессов проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолении трудностей и препятствий.

При выполнении тех или иных заданий по разным предметам дети обычно отыскивают наилучшие пути их решения, выбирают и сопоставляют варианты действий, планируют их порядок и средства реализации. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности, а также ряд других ее особенностей (например, требование словесного отчета, оценка) создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий во внутреннем плане.

Также одно из важных требований учебной деятельности состоит в том, что дети должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают формирование у младших школьников умения со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия условиям деятельности.

В период освоения учебной деятельности наблюдаются важные изменения и в развитии мышления. Начиная с младшего школьного возраста, согласно Ж. Пиаже, формируется стадия конкретных операций. Мышление ребенка в этот период определяется не только возможностями восприятия, как это было в дошкольном возрасте. Происходит интенсивный процесс интериоризации: переход внешних операций с предметами во внутренний план в виде сенсомоторных схем действий. Прогрессивные изменения, происходящие в процессе направленного обучения, строятся на основе накопления этих схем, их классификации и соотношения с функциями обобщения слов и лексических сочетаний. В конце обучения в начальной школе возможен переход на следующий и более сложный тип мышления - дооперациональное мышление, которое строится на способности к абстрагированию и обобщению.

Важными составляющими познавательной самостоятельности младших школьников является их самоконтроль и самооценка.

Л.И. Рувинский и А.Е. Соловьева отмечают, что в психологической литературе нет еще научно обоснованного понятия самоконтроля. Эти исследователи считают, что самоконтроль как средство самовоспитания развивается на основе способности человека контролировать любую свою деятельность. Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона, и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

Как считает А.Б. Воронцов, педагогическая деятельность учителей на этапе с I по V классы направлена на формирование у учащихся умения учиться, которое включает в себя два действия:

а) умение ребенка на разных этапах обучения (сначала совместно с учителем, затем в кооперации со сверстниками, затем индивидуально) определять границу своего незнания;

б) делать содержательный, целенаправленный запрос к различным источникам знаний (к взрослым, к сверстникам, литературным источникам и т.п.) для ликвидации своего незнания.

Для реализации этого очень важного, с нашей точки зрения, умения необходимо сосредоточить работу учителей при поддержке родителей на формировании способностей у детей к взаимо- и самоконтролю, взаимо- и самооценке. Отсутствие этих учебных действий со стороны детей приводит к разрушению всей учебной деятельности.

Мы в исследовании за основу будем использовать определение самоконтроля психолого-педагогического словаря, так как самоконтроль младших школьников предполагает контроль своих действий на основе образца действий учителя и включает в себя не только контроль своих состояний, но и выполняемых действий.

Изучая самоконтроль, важно различать его виды. Л.И. Рувинский и А.Е. Соловьева выделяют непреднамеренный (непроизвольный) и преднамеренный (произвольный) самоконтроль, определяемый сознательно поставленной целью - следить за точностью реализации программы своей деятельности. Непроизвольный контроль может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непроизвольного самоконтроля, осуществляющегося в структуре восприятия, является не деятельность в целом, ее мотивы, а лишь процессуальная сторона деятельности.

М.В Гамезо, М.В. Матюхина и Т.С. Михальчик выделяют следующие виды самоконтроля:

Итоговый, то есть самоконтроль, осуществляющийся только по конечному результату.

Пооперационный (пошаговый, текущий) самоконтроль - более высокий уровень контроля, чем итоговый. Это - коррекция деятельности, слежение за ходом деятельности, слежение за ходом действия, за тем, какое действие выполняется в данный момент, какие действия проделаны, что еще осталось сделать. Одновременно идет контроль и качества, как выполняется действие, соответствуют ли действия заданным требованиям.

Перспективный (планирующий) самоконтроль - еще более совершенный вид саморегуляции. Это корректирование деятельности на несколько операций вперед, сличение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения.

Следует помнить, что самоконтроль - это лишь звено в процессе самовоспитания. Он дает высокие результаты во взаимодействии с другими средствами самовоспитания, среди которых выделяют и самооценку.

Развитие личности, которое началось в дошкольном возрасте в связи с зарождением Я-концепции, самооценки продолжается и в младшем школьном возрасте.

Е.И. Рогов считает, что самооценка - это сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьева определяют самооценку, как знание человеком себя и отношение человека к себе в их единстве.

Л.С. Выготский предполагал, что самооценка - обобщенное, (то есть устойчивое, внеситуативное) и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими детьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Е.Л. Солдатова и Г.Н. Лаврова считают, что самооценка младших школьников конкретна и ситуативна, у них обнаруживается тенденция к переоценке собственных возможностей, достигнутых результатов. На самооценку влияет учебная деятельности как организация приобретения ребенком обобщенных действий. В зависимости от ориентации на результат или преобразование и успешности в учебной деятельности формируется самооценка, новое отношение к себе как к субъекту познания, учебной деятельности. Это становится основным и надежным механизмом саморегуляции.

М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик выделяют три группы детей по степени сформированности у них представлений о себе:

К первой группе относятся учащиеся, у которых представление о себе относительно адекватно и устойчиво. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности они больше ориентируются на знание о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

Вторая группа учащихся характеризуется тем, что представления о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя адекватно. Кроме того, они требуют особого руководства по формированию навыков самоконтроля.

Для третьей группы учащихся характерно то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглядывать в свой внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватная, то есть эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности и силы.

Особенно большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Изучение мотивов получения оценок у младших школьников показывает, что эти мотивы могут быть внешними и внутренними. Внешние мотивы обнаруживают стремление детей к тому, чтобы обеспечить себе хорошее отношение со стороны близких. Эти мотивы характерны для учащихся первых и вторых классов. Для учащихся третьих и четвертых классов более характерны внутренние мотивы. Они стремятся получать хорошие оценки не только для того, чтобы получить хорошее отношение близких, но и для того, чтобы самому иметь более четкое представление о своих успехах и пробелах в знаниях.

Этот переход от внешних мотивов к внутренним свидетельствует о возрастающей потребности ребенка в познании самого себя, потребности иметь более достоверное представление о самом себе. Учителю стоит всячески поддерживать эту внутреннюю мотивацию.

Самооценка окончательно формируется к десяти годам, причем зависит от оценки учителя. Неуспевающие дети, как правило, приобретают заниженную самооценку и пониженные возможности. Оценка должна быть в обучении всегда, но она должна быть очень дифференцированна, поскольку она дает чувство собственной адекватности.

Таким образом, мы видим, что формирование самоконтроля и самооценки происходит именно в начальной школе. На их формирование огромное влияние оказывает учитель. Ему необходимо направлять деятельность учеников.

Читайте также: