Психологический портрет личностных особенностей врача онколога

Психологический профиль онкобольного

В их семьях чаще всего отсутствуют доверительные, близкие отношения с родителями или, наоборот, в свое время были созданы слишком близкие, зависимые отношения.

Ряд отечественных исследователей отмечают наличие в их семьях доминирующей, авторитарной матери. Такие пациенты долго сохраняют психологическую зависимость от значимого родителя, т.е. прослеживается сильная эмоциональная и психологическая связь со значимым родителем.

Незадолго (от 1года до 3 лет) до возникновения заболевания многие онкологические больные утратили значимые для них эмоциональные связи, т.е. потеряли психологическую опору в жизни. Большинство исследуемых пациентов относится к психологическому типу, склонному связывать себя с каким-либо объектом или функциональной ролью, а не развивать собственную индивидуальность и самодостаточность. Это не обязательно человек, а, например, работа, карьера, научные исследования, служение семье. Такие люди очень терпеливы в жизни, они ставят цели, связанные с самопожертвованием, собственные потребности чаще всего вытесняются. Поэтому потеря значимого объекта становится для них непереносимой травмой и постепенно приводит к психологической дезадаптации.

Типичная реакция онкологического больного на житейские проблемы (потерю близких, стресс) заключается в ощущении своей беспомощности и отказе от борьбы — фиксации на препятствии и неверие в благополучный исход.

У онкологических больных прослеживается склонность к пессимистической оценке жизненных событий. Длительные дисфории или склонность к депрессивным реакциям, сопровождаются чувством безнадежности и потерей интереса к жизни.

Часто раковые больные стремятся к сохранению привычных ситуаций и поведенческих стереотипов. Это может говорить о повышенном уровне ригидности, отсутствии спонтанности и психологической гибкости, а так же небольшом психологическом ресурсе.

Не только в стрессовых, но и обычных жизненных ситуациях такие пациенты не склонны к анализу причинно-следственных связей. Они удовлетворяются внешними, формальными проявлениями.

У онкобольных наблюдается установка на соблюдение некой дистанции в общении и образовании дружеских отношений. Поэтому в трудных ситуациях они с трудом воспринимают поддержку со стороны.

Такие пациенты с большим трудом расслабляются, так как для многих из них характерен высокий уровень тревожности. Он препятствует релаксации и восстановлению психологических ресурсов [3].

Выделяется пять фаз реагирования на злокачественные новообразования и рак:

1 фаза (анозогнозическая) появляется вслед за первым предположением о наличии у пациента злокачественного новообразования. Она характеризуется отрицанием наличия у себя онкологической патологии, преуменьшением тяжести своего состояния, анозогнозией, убежденностью, что диагноз является ошибочным.

2 фаза (дисфорическая) наступает после подтверждения диагноза и проявляется бурным протестом, дисфорией, склонностью совершать какие-либо агрессивные действия в отношении окружающих или себя (например, суицидальные).

4 фаза (депрессивная) наступает после длительного периода терапии и проявляется постепенной утратой надежды на выздоровление, появлением пессимизма, подавленности и пассивности.

Оперативные (хирургические) вмешательства в онкологической практике являются одними из основных этапов терапии, вследствие этого они выступают дополнительным фактором, влияющим на психопатологическое симптомо- и синдромообразование. В комплексе оперативного вмешательства существенную роль для психики могут играть как сопутствующие ему анестезиологические манипуляции и возможность непосредственного патогенного воздействия на деятельность мозга, так и психологическая значимость радикальных хирургических операций с удалением органа или формированием определенного косметического дефекта.

Вследствие констелляции перечисленных патогенных для психики факторов у онкологически больных резко возрастает риск суицидальных тенденций. Количество суицидальных попыток при онкологических заболеваниях значительно превышает подобный показатель при иных соматических заболеваниях. Этот факт лишний раз указывает на то, что, во-первых, существуют некоторые отличительные особенности психических переживаний при онкологических заболеваниях, во-вторых, ни одно из существующих заболеваний не несет в себе столь мощной стрессирующей нагрузки, как злокачественная опухоль.

Частота и выраженность психических реакций на онкологическую патологию зависит во многом от локализации и характера болезненного процесса, наличия метастазов и некоторых других факторов (А.В. Гнездилов). Однако, не только локализация и характер онкологического заболевания влияют на частоту появления психических нарушений. Немаловажную роль играют такие факторы, как особенности характера человека, заболевшего онкологическим заболеванием, наличие в преморбиде акцентуированных черт характера.

Этапы

Резкий подъем интенсивности психогенных переживаний отмечается на следующем этапе — предоперационном (предлечебном). В рамках тревожно-депрессивного синдрома преобладающим становится страх возможной гибели в процессе операции.

Выделяются следующие психосоциальные параметры, влияющие на психику женщин, перенесших радикальные онкогинекологические операции: символическое значение матки и отношение к ее полному удалению, понимание характера операции, понимание результатов операции как лечебного мероприятия при онкологическом заболевании, изменение сексуального и эстетического статуса, отношение к стерильности и в связи с этим отношение к родственникам и мужу, а также экспектация их отношения к больной, понимание необходимости дальнейшей гормональной терапии и пр.

Существенную роль играют сексуальные расстройства при опухолях подовой сферы и после радикальных операций. Особо выделяются такие сексуальные симптомокомплексы как снижение либидо и аноргазмия, возникающие в силу некоторых патофизиологических и психологических механизмов — сухости влагалища, явлений уретрита, вследствие атрофии и других расстройств в уроге-нитаяьной области.

Психотерапия

Учитывая общее представление об онкологических заболеваниях, царящее в нашем обществе, и его влияние на больных, становится понятно, насколько опасна эта сила. Требуя от онкологических больных, чтобы они, невзирая на собственный страх и вопреки отрицательным установкам окружающих, попытались изменить свои представления об этой болезни и поверили, что еще смогут поправиться и вести активную и наполненную смыслом жизнь, мы требуем от них проявления огромного мужества и силы.

Выделяют четыре психологических этапа, выводящих человека из кризиса к здоровью:

1. когда человек узнает, что болен и что его заболевание может быть смертельным, он начинает по-новому видеть свои проблемы;

2. человек принимает решение изменить свое поведение, стать другим;

3. физиологические процессы, происходящие в организме, реагируют на вспыхнувшую надежду и вновь появившееся желание жить. Образуется новая положительная зависимость физиологических процессов и эмоционального состояния пациента;

4. выздоровевший больной чувствует себя "лучше, чем просто хорошо".

17.

Хирургическая патология

В отличие от терапевтической патологии, при которой патогенным для психической деятельности становится состояние длительного хронического заболевания, и изменение системы отношений личности происходит постепенно, в рамках хирургической патологии отмечается значимость психологического операционногостресса (предоперационного и постолерационного). Основными проявлениями операционного стресса выступают эмоциональные феномены, чаще других — тревога.

Необходимость проведения хирургического оперативного вмешательства, как правило, застигает пациента врасплох в отличие от ситуации хронической соматической патологии, к которой он постепенно адаптируется. И если обязательность тех или иных терапевтических мероприятий человек может спрогнозировать, то предположить возможность и необходимость операции пациент способен в значительно меньшей степени. Иными словами, для клинического психолога важным становится тот факт, что психологическая готовность к терапевтическим и хирургическим мероприятиям со стороны больного кардинально различается. У пациента с хроническим соматическим заболеванием адаптация происходит условно говоря к настоящему статусу, а у хирургического — к будущему.

Отличительными особенностями психологии пациента хирургической клиники считается экспектация послеоперационного статуса, сопровождающаяся предоперационной и постоперационной тревогой. Особые реакции можно ожидать от пациентов, подвергающихся трансплантологическим оперативным вмешательствам, связанные с внутриличностным конфликтом по поводу приобретения органов другого человека. Данный факт влияет на самооценку человека, восприятие и принятие им себя как целостной личности после операции. Нередки в подобных случаях деперсонализационные расстройства и нарушения восприятия собственной схемы тела.

Предоперационная тревога является типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции. Она выражается в постоянном беспокойстве, неусидчивости, невозможности сосредоточиться на чем-либо, нарушении сна. Тревога проецируется в будущее, отражая ожидания от качества операции, будущего состояния, удовлетворенности тем, что согласился на операцию. Постоперационная тревога, которая клинически может быть идентичной предоперационной, связана с перенесенным операционным стрессом, со сличением экспектаций (ожиданий) и реальности. Считается (И.Джанис), что существует связь между выраженностью тревоги в предоперационном и постоперационном периодах (таблица 16).

Связь между выраженностью тревога в предоперационном и постоперационном периодах

Предоперационное психическое состояние Характеристика предоперационного типа отношения Постоперационное психическое состояние Психический преморбад
Низкая тревога Оптимистическое отрицание послеопрацион-ного дискомфорта и осложнений Агрессивность, болезненное раздражение по отношению к страданию вместо его восприятия как естественного следствия операции Личностная предрасположенность: 1) невротики со сверхконтролем, 2) психически здоровые чувствительные к внешней стимуляции
Умеренно выраженная тревога Учет объективных характеристик опасности Малая вероятность психических расстройств Психически здоровые со зрелой личностью, характерна высокая ответственность за внешнюю ситуацию
Высокая тревога Постоянное эмоциональное напряжение Отсутствие уверенности в благополучном исходе операции, боязнь процедур, воспоминания о неприятных событиях, ипохон-дричность, пунктуальность, выполнение назначений. I) хронические невротики, 2) психически здоровые с тревожностью как чертой личности

Можно утверждать, что постоперационное состояние (как психическое, так и общее) во многом зависит от психологического радикала в предоперационном периоде. Лица с умеренно выраженной тревогой, которые трезво оценивают цель оперативного вмешательства, вероятность достижения успеха и избавления от тех или иных симптомов болезни, возможность появления постоперационных осложнений психологически более адекватно реагируют на собственное состояние. Высокий или низкий уровень тревожности, основанный либо на завышенных либо на заниженных экспектациях, способствует формированию дезадаптационных психических состояний.

Из психологического анамнеза: до операции характеризовался спокойным, уравновешенным человеком, ответственным исполнительным работником (служащий одного из промышленных предприятий), не отличавшимся религиозностью. Динамика психического состояния до и после пересадки сердца выглядела так. В течение 5 месяцев от момента согласия на операцию был адекватен. В психическом статусе отмечалась астеническая симптоматика. Пациент в силу особенностей своего характера (настойчивость, ответственность и др.) активно добивался направления на операцию по трансплантологии в лучшую клинку страны к известному хирургу. По его словам, «ни минуты не колебался, что это единственно правильное

Х.Дейч выдвинул три постулата, описывающих эффективную адаптацию к хирургическому стрессу:

• эффективная адаптация предполагает восприятие сигналов тревоги, определенную степень ее ассимиляции, что дает, в конечном счете, возможность облегчения душевного состояния больного.

• для того, чтобы адаптация была эффективной, ее механизмы должны быть достаточно гибкими, что позволяло бы вносить необходимые изменения в процесс интеграции тревоги во время антиципации хирургического стресса, а также в адаптацию к психологическим и физиологическим последствиям операции.

• для поддержания душевного равновесия в хирургической ситуации необходимой является не стабильность, а реактив-ность.

Известным психопатологическим синдромом в хирургической практике является синдром Мюнхаузена. Он проявляется постоянным и непреодолимымжеланием человека подвергаться хирургическим операциям по поводу мнимых проявлений болезни. Такие пациенты стремятся прибегать к помощи хирургов вследствие болезненных и разнообразных неприятных ощущений, которые они чаще всего локализуют в брюшной области. Кроме того, с целью быть прооперированными пациенты склонны к проглатыванию мелких предметов (пуговиц, монет, булавок). Ашер описал три варианта синдрома Мюнхаузена: 1) острый абдоминальный, приводящий к ****томии, 2) геморрагический, связанный с демонстрацией кровотечений и 3) неврологический, включающий демонстрацию обмороков и припадков. Мотивами подобного поведения, которое не является в чистом виде симуляцией, считаются привлечение таким способом внимания к собственной персоне или избегание какой-либо ответственности. В структуре их характера отмечаются черты инфантилизмаи изменения иерархии ценностей. Чаще всего синдром Мюнхаузена встречается у людей с истерическими чертами характера или т.н. истерическими личностными расстройствами.

По данным А. М. Василькова и С. С. Иванова (1997), устойчивая мотивация к профессии военного врача наблюдается у курсантов, имеющих социальную интровертированность, склонность к личностным социально одобряемым дости­жениям и ригидности установок, а также отсутствие предрасположенности к де­монстративному типу поведения и неискренности.

Л. Г. Брылевой (1983) было выявлено, что хирурги и реаниматоры обладают высокой сензитивностью, напряженностью, ригидностью, эмоциональной ста­бильностью и высоким самоконтролем.

По данным Е. Б. Одерышевой (2000), психологический портрет врача-те­рапевта и врача-хирурга включает следующие качества: общительность, эмо­циональную стабильность, высокую социальную нормативность поведения, высокий внутренний самоконтроль. В обобщенном психологическом портре­те врача-хирурга выделены те же характеристики, но в значительно большей степени. Кроме того, для врачей-хирургов характерной была социальная сме­лость.

Особенности эмоциональной сферы медицинских работников.Медицина — та сфера деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные со­стояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии (Василькова, 1997). Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента (Кееf,1973). Наряду с этим, как отме­чала М. А. Юровская (1925), врача характеризует способность легко преодолевать неприятные впечатления.

Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталки­вающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы (Харди, 1988). Кстати, показано, что у двух третей врачей и медицинских сестер реанимацион­ного отделения наблюдается эмоциональное истощение как один из симптомов эмоционального выгорания. В другой работе выявлено, что эмоциональное вы­горание сильнее выражено у врачей-кардиологов, чем у врачей-онкологов и сто­матологов (Малышева, 2000). Это объясняется тем, что кардиологи чаще находят­ся в экстремальных ситуациях.

Отсюда требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивы. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмо­циональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления чет­ких и быстрых действий (Ореховский с соавторами, 1989).

Исследования эмпатии медицинских сестер, проведенные в нашей стране, од­нозначно показали только одно: у них нет очень высокой эмпатии. В остальном данные получились довольно противоречивыми. Суммарная эмпатичность меди­цинских сестер, определенная по методике В. М. Русалова, оказалась средней (Крутлова, 2000); определенная по методике А. Мехрабяна — чуть выше средней (Балмашнова, 2000) или ниже средней (Шилова, 2000).

Обнаружились некоторые различия в эмоциональной сфере сестер, работаю­щих в отделениях реанимации, и сестер, работающих в поликлинике или в тера­пии. Хотя у всех сестер уровень тревожности средний, у первых он все же не­сколько выше, что можно связать со спецификой их работы в экстремальных ситуациях. У сестер из отделения реанимации выше и способность к эмоциональ­ной идентификации с больными, но ниже эмоциональная устойчивость (Круглова, 2000; Шилова, 2000).

У врачей эмпатийность была несколько выше, чем у медицинских сестер, а по нейротизму различий не выявлено (Балмашнова, 2000).

По мере обучения в вузе у будущих врачей, по данным А. П. Васильковой (1999), меняется эмоциональное состояние: от беспечности, расслабленности, безмятежности у первокурсников наблюдается сдвиг в сторону тревожности, напряженности и большей душевной мягкости у третьекурсников. Очевидно, это обусловлено тем, что с третьего курса студенты-медики начинают общаться с больными. Так, сопоставление эмпатичности будущих врачей — студентов ме­дицинского вуза и отношения к больным, с которыми студенты имели контакт в течение двух недель, показало, что у высокоэмпатичных студентов положи­тельное отношение к больным возрастало по сравнению с первым впечатлени­ем, в то время как у 50% низкоэмпатичных отношение не менялось либо наблю­далось ухудшение отношения к больному (Василькова, 2000).

И. В. Грошев (1997) выявил некоторые половые различия в эмоциональной сфере студентов-медиков: у студенток все эмпатичные характеристики выраже­ны больше, чем у студентов-медиков.

А. В. Мельников и Д. А. Семенов (2005) выявили значительно большее число лиц с эмоциональным выгоранием среди медсестер отделений реанимации и ане­стезиологии, чем среди врачей тех же отделений. У персонала реанимационного отделения эмоциональное выгорание встречалось несколько чаще, чем у персо­нала отделения анестезиологии.

Обследование в 1995 г. 620 врачей общей практики в Великобритании выяви­ло у 41 % из них высокий уровень тревоги и у 26% врачей — клинически выражен­ную депрессию, нередко даже более значительную, чем у их пациентов.

У врачей-терапевтов преобладают интропунитивные типы эмоционально-по­веденческого реагирования в стрессовых ситуациях, а у врачей-хирургов — экстрапунитивные.

Было также показано, что врачи со стажем более 20 лет имели большую выра­женность таких защитных механизмов, как проекция и реактивные образования, по сравнению с врачами с меньшим стажем. Это может свидетельствовать о том, что врачи научаются подменивать собственные реальные эмоциональные пере­живания на социально приемлемые в ситуации общения с больными и приписы­вать им неприемлемые для себя свойства личности и причины поведения с целью самооправдания и снятия психического напряжения.

В проявлении врачами защитных механизмов имеют значение половые различия. У мужчин-врачей по сравнению с коллегами-женщинами более выражены такие

По данным зарубежных исследований, снятие напряжения осуществляется медицинскими работниками чаще по сравнению со средним уровнем популяции с помощью медикаментозных средств и употребления алкоголя.

Профессионально важные качества.Л. А. Верещагина и А. Перова (2005) от­мечают, что, судя по литературным данным, для военных хирургов характерны такие профессионально важные качества, как наблюдательность, развитые мне-мические свойства (быстрота запоминания, его прочность и полнота), высокая концентрация внимания, ответственность, эмпатия. На основании оценок, дан­ных военными хирургами со стажем не менее 20 лет, авторы выделили следую­щие профессионально важные качества (в порядке убывания значимости):

• ответственность и профессиональная компетентность;

• мыслительные свойства (умение принять правильное решение при недо­статке информации, умение понять суть взаимосвязей, присущих пробле­ме, и пр.);

• аттенционные свойства (умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте, умение сосредоточивать внимание на одном объекте и др.);

• эмпатия (сопереживание, сочувствие);

• психомоторные качества (быстрота и точность движений пальцев рук);

А. М. Васильковссоавторами(2001)отмечают, что определяющее значение для выраженности у врачей профессионально важных качеств (ПВК) имеет процесс овладения врачебной специальностью. В связи с этим они отмечают следующие закономерности развития ПВК: 1) наблюдается увеличение значимости качеств мышления; 2) возрастает значение профессиональных умений; 3) снижается зна­чение качеств, определяющих работоспособность в экстремальных условиях.

По характеристикам, приведенным японским ученым Фукуямой (Сh. Fukuyama, 1982) в его профориентационной анкете, для стоматологов характерны следую­щие особенности: смелость, быстрота и тщательность в работе, быстрота действий в непредвиденных ситуациях, ловкость пальцев.

Профессиональные качества личности врача:

Профессиональная подготовка врача, наличие у него набора всех профессиональных умений и навыков.

Психологическая подготовка врача. Специфика и сложность этой подготовки заключаются в том, что врач должен иметь глубокие знания по психологии и смежных с ней научных дисциплин.

На профессионализм врача также влияют особенности личной жизни: насколько благополучное его собственную жизнь - имеется ли в нем любовь, взаимопонимание с близкими людьми, материальная обеспеченность, бытовая обустройство и др. С врача многое требуется, он много за что отвечает, но сам во многом беззащитен: общество в лице государства не обеспечивает на должном уровне достойных и необходимых условий жизни. Это касается как материального, так и правового, социального обеспечения профессионала.

Но, несмотря на различные условия жизни и работы, несмотря на индивидуальные личностные особенности специалистов, профессия врача имеет существенные профессиональные ценности, которые должны присутствовать в его деятельности и определяют уровень профессионализма.

Профессия врача предполагает прежде всего любовь к своей работе, любовь к человеку, к больного человека. Без этого невозможно стать хорошим, в полном смысле этого слова, врачом.

Профессия врача - это уникальная профессия, которая должна содержать комплекс таких характеристик: постоянное стремление к самосовершенствованию, огромный практический опыт, знания специфики данной деятельности, способности к врачебной труда, знания перспектив развития медицинской отрасли.

Выделим комплекс личностных качеств, которые должны быть у врача.

Морально-этические качества врача: честность, порядочность, обязательность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово.

Коммуникативные качества врача: личная привлекательность, вежливость, уважение к окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, быть хорошим собеседником, коммуникабельность, доступность контактов, доверие к окружающим.

Волевые качества врача: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость, независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность, самостоятельность, самоорганизация, настырность, целеустремленность.

4. Организационные качества врача: требовательность к себе и окружающим, склонность брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и пациента, умение планировать свою работу.

Деятельность врача явление сложное, многогранное, динамическое. Его специфика предопределяется прежде всего расширением общения врача с пациентом. Для врача это не является роскошью, а профессиональной необходимостью. С его помощью осуществляется взаимовлияние двух равноправных субъектов - врача и пациента. Показателем эффективности такого взаимовлияния является преобладание положительных эстетических чувств, гуманности, творчества.

Врач должен обладать определенными качествами, которые способствуют эффективности деятельности врача. Прежде всего, это умение владеть собой, управлять своим поведением. Вполне понятно, что врача нужно готовить к этому.

Предложим несколько правил для оптимизации общения врача с пациентом, что позволит оптимизировать процесс лечения:

1. Встречать пациента бодрым, уверенным, энергичным.

2. Общее чувство в начальный период общения с пациентом бодрое, производительное, уверенное.

3. Присутствует коммуникативный настроение: ярко выражена готовность к общению. "

4. С пациентом создается соответствующий положительный эмоциональный настрой.

5. Осуществлять органическое управления собственным самочувствием у проведены беседы с пациентом (равный эмоциональное настроение, способность к управлению самочувствием, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, и т.д.).

6. Добиваться производительности общения.

7. Речь должна быть не перенасыщена медицинскими терминами.

8. Выразительная мимика, эмоционально целесообразна, то есть должна соответствовать эмоциональному настрою пациента.

Большое значение нужно предоставлять самочувствию врача. Оно для врача не является его личным делом, потому что его настроение отражается и на пациенту, и на коллегах по работе, что создает определенную атмосферу в процессе лечения. Достичь такого оптимального внутреннего состояния чрезвычайно трудно, поскольку в некоторой степени труд врача имеет аспекты рутинности.

Врач должен уметь сохранять работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в своей деятельности и сохранения своего здоровья. Для этого нужно работать над собой, быть уверенным в себе, уметь владеть своими эмоциями, снимать с себя эмоциональное напряжение, быть целеустремленным, решительным.

В основе деятельности врача должно быть положительное эмоциональное отношение к себе, пациентов, вообще своего труда. Именно положительные эмоции активизируют, вдохновляют врача, придают ему уверенности, вызывают чувство радости, положительно влияют на отношения с пациентами, коллегами по работе. А отрицательные эмоции наоборот тормозят активность, дезорганизуют поведение и деятельность, вызывают тревожность, страх, подозрение у пациента.

Врачу нужно уметь играть как актеру, причем не только снаружи. Выражение лица врача должен быть доброжелательный не только для того, чтобы настроиться на хороший лад, но и менять приемы поведения. Поэтому врачу нельзя ходить перед пациентами с мрачным, скучающим лицом даже тогда, когда настроение у него плохое. Если же все-таки плохое настроение не покидает вас, следует заставить себя улыбнуться, содержать несколько минут улыбку и подумать о нечто приятное.

Кроме того, что врач должен владеть своим внутренним состоянием, он должен уметь контролировать свое тело, которое отчетливо отражает внутреннее состояние, мысли, чувства. Элементами внешней техники врача является вербальные (речевые) и невербальные средства. Именно через них врач обнаруживает свои намерения, именно их "читают" и понимают пациенты.

Внешний вид врача должна быть эстетически выразительной. Нельзя небрежно относиться к своей внешности. Главное требование к одежде - это скромность и элегантность. Эстетическая выразительность проявляется и в приветливости и доброжелательности лицо врача, в собранности, сдержанности движений, в скупом, оправданном жесте, в осанке, походке. Недопустимы суетливость, искусственность жестов, их дряблость. Даже, как принять пациента, посмотреть на него, поздороваться, как отодвинуть стула, оказывается сила влияния. В движениях, жестах, взгляде пациент должен чувствовать сдержанную силу, полную уверенность в себе и доброжелательное отношение.

Пластика тела, или пантоміміка, позволяет выделить в облике врача главное, рисует его совершенный образ. Эффективности общения помогают открытые позы и жесты врача: не скрещивать руки, смотреть в лицо пациента, уменьшать дистанцию, что создает эффект доверия.

Больше всего влияет на пациентов выражение лица врача, иногда даже сильнее, чем его слово. Именно жесты и мимика повышают эмоциональную значимость информации. Пациенты "читают" с лица врача, вспоминая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать некоторые чувства: не стоит приносить в пациенте в бремя домашних забот, неприятностей. Следует показывать на лице и в жестах том, что касается дела, способствует лечению.

Выражение лица врача должен всегда соответствовать характеру речи при беседе с пациентом. Лицо врача должен выражать уверенность, одобрения, недовольство, осуждение, радость, интерес, увлечение, то есть выражать широкий диапазон эмоций, которая свидетельствует о моральную силу личности врача.

Врач в своей профессиональной деятельности должен достичь вершины мастерства общения, а именно - - владение собственным телом и умением повлиять на пациента силой своего тела. Здесь на помощь врачу может прийти биомеханика наука по формированию моторной координации поведения, умению владеть своим телом, которую разработал чешский театральный режиссер. Мейерхольд. Окончательное ее задача - подчинить свою моторную поведение выражению определенного воздействия на пациента, сделать его автоматическим, превратить в совершенную технику общения, на внутреннюю потребность.

Важным также или базой для целого ряда профессионально важных качеств личности врача является эмоциональная устойчивость, тревожность, склонность к риску есть особенности нейродинамики.

Для профессиональной психологии очень важным является тот факт, что особенности нейродинамики влияют на формирование профессионально важных качеств личности. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности и т.д. Для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышенная вероятность установления негибкой, неадекватно высокой самооценки.

Эмоциональная устойчивость как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при воздействии эмоциональных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки. Она тесно связана с тревожностью - свойством, существенно биологически обусловленной. Обе эти качества, рассмотрены иногда как свойства темперамента, а чаще - как личностные характеристики, профессионально значимые во многих видах деятельности, которые отмечаются во многих видах регулярной профессиональной деятельности. Подобная же зависимость, чаще всего наблюдается между успешностью деятельности и эмоциональной стабильностью. Во многих видах деятельности важной оказывается эмоциональность - - интегральная способность к эмоциональных переживаний. Особенно серьезные требования к этой сферы предъявляют профессии, требующие высокой эмоциональности и одновременно эмоциональной устойчивости, например деятельность врача.

Свойство экстра-интроверсии принято считать профессионально важным, прежде всего, для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми. Но это качество может иметь значение и для индивидуальной работы. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что интроверсия связана с высшим уровнем активации коры головного мозга в покое, потому интроверты предпочитают деятельности, что позволяет избегать чрезмерной внешней стимуляции. Экстраверты стремятся к внешней стимуляции, предпочитают деятельности, что дает возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационной поддержки. Известно, что интроверты более устойчивы к монотонной работы, лучше справляются с работой, которая требует повышенной бдительности точности. В то же время в напряженных рабочих ситуациях они проявляют большую склонность к тревожных реакций, которые негативно влияют на успешность деятельности. Экстраверты же менее точные, но лучше ориентируются в напряженных рабочих ситуациях. При групповой работе необходимо учитывать большое внушаемость и конформность экстравертов.

Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального, профессионально важного качества ответственность. Ответственность рассматривается как одно из свойств, которые характеризуют направленность личности врача, влияют на процесс и результаты профессиональной деятельности прежде всего через отношение к своим рабочим обязанностям и в своих профессиональных качеств.

Большинство других личностных качеств более специфические и важны лишь для определенных видов профессиональной деятельности. Подытоживая выше сказанное, можно предположить, что особенности личности могут выступать как профессионально важные качества практически в любом виде профессиональной деятельности, в частности в деятельности врача.

Способности врача обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующих успешному выполнению его деятельности.

Можно выделить две большие группы специальных способностей врача:

перцептивно-рефлексивные (перцепция - восприятие) способности, определяющие возможность проникновения врача в индивидуальное своеобразие личности пациента и понимание его (эти способности являются ведущими);

проективные способности, связанные с умением действовать на другого человека, на пациента.

Среди них как главные можно выделить такие:

1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние пациента, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

2. Способность быть примером для тех, кого лечат, в мыслях, в чувствах и поступках.

3. Способность приспосабливаться к индивидуальных особенностей пациента.

4. Способность вселять в пациента уверенность, успокаивать его.

5. Способность находить нужный стиль общения с каждым, добиваться его расположения и взаимопонимания.

6. Способность вызывать к себе уважение у пациента, пользоваться (неформально) его признанию, иметь авторитет среди тех, кого лечишь.

Читайте также: