Психологические новообразования старшего школьного возраста профессиональное самоопределение

Психологические новообразования, которые складываются на протяжении старшего школьного возраста, касаются, прежде всего, личности старшеклассника. К этим психологическим новообразованиям в старшем школьном возрасте относят: 1) становление самосознания; 2) профессиональное самоопределение; 3) формирование мировоззрения.

Осознание и самооценка личных качеств. Самосознание и самооценка младших детей воспроизводит, как правило, ту оценку, которую они получают от родителей и других автори­тетных взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на са­мооценку. Однако осознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких, как смелость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоцио­нальной оценки и социального сравнения (свой ум или красоту можно оценить, только сравнив себя с кем-то другим).

Второй путь самооценки – социальное соревнование, сопо­ставление мнений о себе окружающих. Уже подросток, крайне чувствительный к мнению окружающих о себе, убеждается в том, что расходятся не только частные оценки, но и сами их кри­терии. Поступок, мужественный с точки зрения одноклассников, учитель называет ложным товариществом. Отсюда опять-таки необходимость выбора, проверки, самостоятельных раздумий.

Самоуважение.Исключительно важная черта личности, во многом закладываемая в ранней юности, - само­уважение, т. е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Высокое самоуважение не сино­ним зазнайства или некритичности. Оно означает, что человек не считает себя хуже или ниже других, что он положительно от­носится к себе. Низкое самоуважение, наоборот, означает по­стоянную неудовлетворенность, презрение к себе, неверие в соб­ственные силы.

Уровень самоуважения, свойственный данной личности, в отличие от частных самооценок относительно устойчив, хотя длительные удачи или неудачи могут соответственно повышать или понижать его. На формирование самоуважения влияют мно­гие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников и др. В юности в свя­зи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных качеств представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши нередко склонны выдвигать завышенные, нереалистические притязания, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе, и т. д. Эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых (да и сверстников), вызывает многочисленные конфликты и ра­зочарования. Только путем многочисленных проб и ошибок мо­лодой человек постигает (обычно уже позже, за пределами школы) меру своих реальных возможностей.

Но как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Оно делает представление человека о самом себе противоречивым и неустойчивым. Юноши и девушки с пониженным самоуваже­нием часто испытывают трудности в общении и стремятся за­крыться от окружающих, выставив вперед какое-то ложное лицо, маску.

2. Профессиональное самоопределение.В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессио­нальном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, от­каз от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать пред­ставителем любой, самой привлекательной профессии. Старше­класснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к професси­ям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полу­ченные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребенком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

На что ориентируются старшеклассники при выборе профес­сии? Как правило, присутствуют три фактора при выборе профессии: 1) престижность профессии (ее социальная ценность); 2) качества личности, присущие представителям этой профессии; 3) возможность хорошо зарабатывать в профессиональной деятельности

То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который ребенок собирается поступать, зависит от его уров­ня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притя­заний. Это может быть следствием разумного отказа от беспоч­венных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

Самоопределение,как профессиональное, так и личностное, означает формирование у старшеклассника новой внутренней позиции, включающей осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше.

3. Формирование мировоззрения.Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности свя­заны с выработкой мировоззрения.

Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается миро­воззрение – система ясных, устойчивых убеждений. В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эриксона о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

Основой профессионального самоопределения становиться личностная активность человека, которая является показателем умения занимать в жизнедеятельности в целом или в конкретной ситуации профессионального выбора позицию субъекта. Для того чтобы человек смог реализовать себя в качестве субъекта, он должен уметь согласовывать свои способности и возможности с внешними требованиями, носящими для него характер объективных и необходимых требований.

Цель нашего исследования изучить процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:

1. Изучить психологические особенности развития личности в юношеском возрасте.

2. Определить в чем заключается сущность процесса профессионального самоопределения.

3. Рассмотреть самопознание и самооценку как составляющих процесса профессионального самоопределения.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

Объект исследования: учащиеся 9-11 классов.

Предмет: процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: предполагается, что одной из основных особенностей юношеского возраста является формирование профессионального самоопределения личности.

Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов:

· отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения;

· большинство учащихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта;

· у выпускников школы доминирующими являются внутренние, а не внешние мотивы;

· для более осознанного выбора профессии старшеклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся, личностных качеств, способностей и интересов, межличностных отношений, повышать самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Исследовательская работа по психологии 47.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема профессионального самоопределения является одной из главных в жизни каждого человека. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. Это влечет за собой разочарование, пополняются ряды неудачников в жизни. [1]

В качестве главного результата самоопределения личности в юношеском возрасте психологи называют потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Поэтому характерным приобретением юности является формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Основой профессионального самоопределения становиться личностная активность человека, которая является показателем умения занимать в жизнедеятельности в целом или в конкретной ситуации профессионального выбора позицию субъекта. Для того чтобы человек смог реализовать себя в качестве субъекта, он должен уметь согласовывать свои способности и возможности с внешними требованиями, носящими для него характер объективных и необходимых требований.

Цель нашего исследования изучить процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:

1. Изучить психологические особенности развития личности в юношеском возрасте.

2. Определить в чем заключается сущность процесса профессионального самоопределения.

3. Рассмотреть самопознание и самооценку как составляющих процесса профессионального самоопределения.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

Объект исследования: учащиеся 9-11 классов.

Предмет: процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: предполагается, что одной из основных особенностей юношеского возраста является формирование профессионального самоопределения личности.

1. Изучение теоретических исследований по проблеме профессиональное самоопределение

2. Изучение мотивов, влияющих на выбор профессии в юношеском возрасте

3.Подготовка рекомендаций для обучающихся и их родителей.

В работе были использованы следующие методики:

3. Тест самооценки личности (Демо-Рубинштейн)

4. Типологический опросник Дж. Холланда.

Глава I. Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.

  1. Психологические особенности профессионального самоопределения .

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. [3]

По определению Н.С. Пряжникова, профессиональное самоопределение – это «самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности. [4]

Этапы формирования профессионального самоопределения школьников

Формирование трудолюбия, интереса к проблеме выбора профессии и мечты о профессии

Формирование профессиональной направленности и предварительного выбора будущей профессии

Формирование осознанного профнамерения, осознание интереса к будущей профессии

Формирование профессионального намерения и готовности к его реализации

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе и о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности. [6,7]

Профессиональное самоопределение - это осознание себя в отношении профессиональной деятельности, вследствие которого и совершается определенный профессиональный выбор; процесс самостоятельного и осознанного нахождения смыслов профессионального выбора и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения.

1.2.Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном и юношеском возрасте.

Потребность в профессиональном самоопределении, как отмечается в ряде исследований, возникает на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского периода. Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет. В.С. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет). С.Ю. Головин считает, что юность - период развития человека, соответствующий переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни (зрелости).[5]

Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

Практика исследований показала, что наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным.

Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией.

Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

1.3.Самопознание и самооценка как составляющие процесса профессионального самоопределения

Данный мир создается и существует в процессе формирования и реализации многообразных взаимоотношений и взаимодействия человека в группе и обществе в целом. Именно в процессе данного взаимодействия в группах приобретается жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет систему ее отношений с окружающим миром и людьми.

Основным условием самоопределения как готовности к жизненному выбору выступает способность личности самостоятельно вырабатывать жизненные принципы и руководствоваться ими в деятельности и поведении.

Самостоятельно выработанные принципы жизнедеятельности облегчают поиски путей решения всех жизненных задач, сокращают сроки достижения психологической и социальной устойчивости, помогают находить способы и средства соотнесения общественных и личных интересов. На этой базе возникает возможность обучения навыкам способности принятия решений, умения выбирать, правильно прогнозируя последствия выбора. Без такого умения, без способностей к самоопределению человек теряет возможность обрести социальный, профессиональный, жизненный статус, реализовать свою индивидуальность.

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии.

В юношеском возрасте самооценка служит двум целям: самовоспитанию и прогнозированию будущей профессии.

Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки:

1) Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.

2) Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.

3) Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно. [8]

Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации.

Глава II. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

2.1. Роль профориентации в профессиональном самоопределении учащихся.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. На первый план выходят такие личные качества, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения и т.д.

Школа должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к новым производственным отношениям, создавая условия для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о мире современного профессионального труда.

Результатом профессионального самоопределения, в старшем школьном возрасте, является выбор будущей профессии. Поэтому необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов, знакомить обучающихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовке избранной профессии и саморазвития в ней.

В течение всего учебного года педагог-психолог школы знакомит учащихся с различными специальностями в профессиях; вооружает знаниями и умениями, которые понадобятся в практической деятельности, а также обеспечивает обучающихся возможностью соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.

Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников – важнейший компонент в профориентации. Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы положительная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.

После анализа результатов диагностик и анкет, педагог-психолог дает школьникам и их родителям примерные рекомендации по выбору профессии.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

(ТГПУ им. Л.Н.Толстого)

Кафедра специальной психологии

студенткой 1 курса

группы 522 392 з (Л2)

Медведевой Анной Николаевной. Проверил:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры специальной психологии

Кацеро Анжелика Александровна

2 . Проблемы в ранней юности

3. Основные факторы профессионального самоопределения

4. Различные типологии профессионального и личностного

5. Различные варианты планирования профессионального

6 . Противоречия между потенциалом человека и его интересами.

7. Заключение

В возрасте ранней юности профессиональное самоопределение становится одним из центральных психологических новообразований. Находясь на пороге самостоятельной взрослой жизни, девушки и юноши должны стать субъектами своей будущей профессиональной жизни: старшеклассникам необходимо выбрать профессиональное учебное заведение, учащимся системы начального и среднего профессионального образования — определить свое отношение к получаемой профессии . [1]

Выбор профессии в этом возрасте, по авторитетному утверждению Л.С. Выготского, это не только выбор профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, определение места в жизни, окончательное включение себя в жизнь общества, определение призвания и жизненного дела. Выбор профессии на уровне самоопределения требует осознания требований будущей профессии и своих внутренних ресурсов, умения принимать решения на основе сознательно принятого намерения и высокой степени психического развития. Это действительный акт самоопределения, упорядочивающий мотивационно-потребностную сферу личности.

Проблема изучения профессионального самоопределения и мотивации учения широко представлена в зарубежной и отечественной психологии.

В связи с жизненной важностью проблема учебно-профессионального выбора и подготовки школьников к осуществлению этого выбора привлекла внимание многих ученых. Психолого-педагогические основы профессионального самоопределения и профориентационной деятельности раскрываются в работах Л.И. Божович, Э.Ф. Зеера , Е.А.Климова, И.С.Кона, Н.С.Пряжникова, Л. М. Митиной, В.И. Жуковской, С.П. Крягжде, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Н.С. Пряжников, Г.П. Щедровицкий.

2. В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. [2]

Будучи сформированными, эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников — центрального новообразования раннего юношеского возраста. [3]

Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель типичного жизненного пути члена данного общества.Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально ≪ успеть ≫ , в нужное время сделать следующий шаг. [4]

Старшеклассники не всегда придерживаются подобных ориентиров, кроме того, сами эти ориентиры в последние десятилетия подверглись существенному пересмотру. Подрастающее поколение зачастую предоставлено само себе, вынуждено самостоятельно разрабатывать жизненные цели и находить способы их выполнения.

В результате многие аспекты своей будущей жизни юноши и девушки воспринимают как проблемные. Если старшеклассники 1960—1970-х гг. ждали свое будущее с оптимизмом, то российские старшеклассники 1990-х гг. переживали свое будущее как проблему. [5]

1) учет своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более

2) учет способностей, внешних и внутренних возможностей;

3)учет престижности выбираемой профессии;

4) информированности о ней;

5) учет позиции родителей;

6) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников;

8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – с личной профессиональной перспективы (ЛПП). ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов. [7]

4. На сегодняшний день наиболее популярная в России типология

принадлежит Е.А.Климову, который выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предмету труда (Климов Е.А., 1990, С.110-115):

1) человек – природа;

2) человек –техника;

3) человек - знаковые системы;

4) человек - человек

5)человек - художественный образ.

5. Ниже представлены основные варианты планирования профессионального развития:

2 Реалистический вариант. Здесь человек, наоборот, не ставит перед собой сложные цели, а больше учитывает свои реальные возможности и как бы подбирает профессиональные цели под эти возможности. Обычно такие скромные цели человек достигает, хотя нередко и сожалеет о том, что даже не попробовал достичь более интересные и сложные цели. Иногда бывает и так, что человек, уже начав реализовывать такие планы, обнаруживает в себе более интересные возможности. И тогда возможны другие, более сложные выбор и планы, т.е. вполне допустима корректировка планов.

Событие понимается как относительно компактное по времени, но очень важное (значительное, яркое) дл всей жизни человека. Нередко уже зрелые или пожилые люди, вспоминая свою жизнь, выделяют именно такие яркие события (а всю жизнь во всех ее деталях вспомнить довольно сложно), Иногда даже говорят, что если в жизни не было таких событий, то и жизнь не получилась.

6. Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личностным аспектом формирования профессионала. Проблему самоопределения личности следует рассматривать не только в контексте выбора профессии, но и в более широком плане, в связи с вопросами профессионального развития личности.
Движущей силой самоопределения личности выступает противоречие. При этом внешние условия могут стать только причиной изменений, что в целом согласуется с общенаучным принципом детерминизма С.Л. Рубинштейна. Как отмечают В.А. Ганзен и Л.А. Головей, наличие противоречий между потенциалом человека и его интересами, отношениями, направленностью (т. е. между потенциями и тенденциями) выступает как необходимый фактор и движущая сила развития индивидуальности. Однако личность может сталкиваться с тенденциями, находящимися в непримиримом противоречии друг с другом. Они могут быть как социально обусловленными (между личностью и социально-профессиональными условиями), так и локализованными во внутреннем мире, когда наблюдается несовпадение представлений личности о собственных возможностях с реальными действиями и объективными результатами, в которых они воплощаются.
В процессе профессионального самоопределения могут возникать противоречия между:
• саморазвитием и самосохранением в профессии;
• ориентацией на результат и процесс труда;
• социальными и индивидуальными эталонами, нормами труда;
• различными видами компетентности (специальной, социальной, личностной, индивидуальной);
• темпами развития мотивационной и операциональной сфер профессиональной деятельности;
• стремлением к узкой специализации и потребностью в широкой компетентности.
Л.М. Митина и О.В. Кузьменкова определяют внутриличностное противоречие как субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок и т. п.) в самосознании личности, которые взаимодействуют и изменяют друг друга в процессе развития. Рассматривая психологические особенности внутриличностных противоречий, авторы отмечают, что они возникают между Я-действующим и Я-отраженным.
Выделяются следующие функции внутриличностных противоречий в процессе профессионального развития личности. Во-первых, они сигнализируют о назревшем рассогласовании противоречащих тенденций, выполняя индикаторную функцию. Во-вторых, внутриличностные противоречия могут стимулировать процесс профессионального развития личности при наличии у нее выраженной потребности в актуализации собственных потенций. В-третьих, они могут сдерживать развитие, выполняя при определенных условиях тормозящую функцию.
Пути и способы разрешения противоречий могут быть различными: формирование индивидуального стиля деятельности; снижение уровня притязаний; возникновение новых интересов, отношений; развитие и совершенствование свойств человека. Важным условием реализации личностного потенциала является психологическая зрелость человека, выражающаяся в умении конструктивно разрешать возникающие противоречия, в осознании собственных потенциальных возможностей и наличии активной позиции по отношению к их реализации и развитию в деятельности. В качестве предпосылок конструктивного разрешения внутриличностных противоречий выступают стремление к относительной независимости от воздействий извне, рефлексивные навыки, принятие ценностей самоактуализирующейся личности.
Конструктивный способ разрешения противоречий создает условия для дальнейшего развития личности, способствует ее движению от Я-эмпирического с присущими ему ограниченными психологическими характеристиками к Я-творческому, содержащему всю полноту потенциальных возможностей специалиста.[ 8 ]
7. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том,в настоящее время профессиональное самоопределение молодого поколения понимается отечественными и зарубежными исследователями как существенная сторона общего развития личности, как длительный и многоаспектный процесс, включающий в себя: осознанный поиск личностно

значимых смыслов профессиональной деятельности, и поиск личностью своего жизненного

пути. При этом самоопределение предполагает акцент на самодетерминации личности, в которой ключевую позицию занимает детерминация будущим — жизненными целями, планами и ориентациями.

Данный подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте – на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. Следовательно, необходимо, чтобы при выборе профессии молодой человек исходил не только из ближайшей перспективы, но обязательно согласовывал ее с отдаленными жизненными целями, которые

могли бы быть реализованы благодаря труду в избранной сфере профессиональной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема согласования ближайшей и отдаленной жизненной перспективы, профессиональных планов и жизненных целей в различных сферах социальной жизнедеятельности.[ 9 ]

Читайте также: