Психологические аспекты профессиональной деятельности врача онколога

Научно-практический журнал для практикующих врачей и научных работников

  • Главная
  • О журнале
  • Архив
  • PDF-версия
  • Подписка
  • Контакты
  • Этика публикаций

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРАКТИКЕ ВРАЧА-ОНКОЛОГА

С.З. Сафина 1 , Г.З. Мухаметшина 1 , Г.К. Мухамедьярова 1 , А.И. Хасанова¹ , ², М.В. Кирюхина 3 , И.С. Попович 4 , И.И. Хайруллин 1

4 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

420029, г. Казань, Сибирский тракт, д. 29, тел.: (843) 525-73-37, +7-927-240-57-69, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Реферат. Подход к лечению онкологических больных включает в себя физические, психологические, социальные и духовные аспекты. Современные стандарты лечения онкологического больного требуют от врача-онколога не только решения профессиональных задач, но и знаний психологии. Среди психологических барьеров у больных онкологическими заболеваниями отмечаются ограничивающие (негативные) убеждения, приводящие к ухудшению результатов лечения вследствие недостаточной мотивации на выздоровление, а также ведущие к снижению и замедлению основного лечебного процесса. С целью оптимизации и повышения результативности работы врачей-онкологов в рамках Республиканского клинического онкологического диспансера (РКОД) был проведен коммуникативный тренинг, направленный на формирование комфортных коммуникативных навыков при общении с пациентами. Отобраны часто встречаемые ограничивающие убеждения пациентов. На основании предложенных методик врачами сформированы речевые алгоритмы, которые внедрены в клиническую практику врачей-онкологов в РКОД.

Ключевые слова: психоонкология, онкологические пациенты, коммуникации, речевые модули.

Введение

В настоящее время целостный подход в лечении онкологических больных включает в себя физические, психологические, социальные и духовные аспекты.

В работах исследований российских и зарубежных авторов подчеркивается роль психо-эмоционального состояния больных и защитных механизмов сопротивления, служащих препятствием для эффективной терапии и выздоровления [4]. В ряде американских онкологических клиник при опросе больных (2014-2015 гг.) было выявлено, что психологическое сопровождение, обеспечивающее контроль над состоянием и поддержку пациенту, позволяет экономически сократить траты на лечения в связи со снижением тревожного радикала [7].

Современные стандарты лечения онкологического больного требуют от врача-онколога не только решения профессиональных задач, но и знаний психологии. Формирование специальных компетенций должно быть направлено на приобретение знаний, овладение современными методами психодиагностики и психокоррекции, а именно, формирование навыков проведения диагностики реального состояния пациента, способности анализировать информацию на основе применения междисциплинарных методологических подходов [2].

Компетентностная модель подготовки специалиста позволяет конкретизировать деонтологические и этические аспекты деятельности врача с точки зрения биомедицинской этики, медицинской психологии, социологии, оценить психологические особенности профессионального самосознания и индивидуального жизненного стиля специалиста, предотвратить формирование профессионального выгорания и деформаций личности [2].

При взаимодействии двух сторон (врача и больного) на всех этапах диагностического и терапевтического процесса, общение раскрывает основные функции:

1. Коммуникативная сторона общения (обмен информации);

2. Интерактивная сторона общения (само взаимодействие);

3. Перцептивная сторона общения (восприятие друг друга).

Интерактивная сторона включает обмен знаниями, идеями и взаимодействиями, во время этого происходит диагностика и лечение.

Перцептивная сторона общения включает восприятие всех сторон общения и установления на этой основе взаимопонимания.

В медицинской деонтологии выделяют пять моделей взаимоотношений врача и пациента:

― патерналистская (врач дает указание больному поступить именно так, а не иначе);

― либерационная (врач сообщает больному информацию о заболевании, оставляя за пациентом право выбора конкретного метода лечения);

― технологическая (врач и больной ориентируются на показания диагностической аппаратуры;

― интерпретационная (врач беседует с больным, разъясняя суть заболевания пациента)

― совещательная (врач детально объясняет пациенту причины того или иного выбора лечения) [6].

1. Патерналистская модель (от лат. paternus ― отцовский) предполагает, что врач, тщательно исследовав состояние больного, устанавливает наиболее приемлемое для каждой конкретной ситуации лечение, направленное на полное выздоровление. Последнее слово в выборе мер лечения остается за врачом. Подразумевается, что пациент может быть не согласен с назначенными процедурами, но впоследствии принимает рекомендации врача. В рассматриваемой модели врач действует как опекун (отец), обеспечивая наиболее адекватное, с его точки зрения, лечение. Автономия больного сводится к его согласию с врачебным мнением.

В современном обществе информирование пациентов о состоянии здоровья является первостепенно-важным. Врачам необходимо создать новую устойчивую модель взаимоотношений между медицинским персоналом и пациентом, исходя из высокого уровня образованности, либерализации и эмансипации общества. Очевидно, что патерналистская модель не всегда приемлема. Более того, данная модель не позволяет достичь желаемого результата, а наоборот, приводит к недоверию к врачу.

2. Технологическая модель отношений, при которой врач фактически не общается с пациентом, является разновидностью патерналистской модели, поскольку ожидать, что пациент сможет разбираться в показаниях аппаратуры в той же степени, как и врач, маловероятно. Тенденция к применению данной модели коммуникаций существует за рубежом, что вызвано сложными процессами стандартизации и стремительным ростом технологий. При этой модели неясно, кто принимает решение ― врач или пациент, а в процессе принятия решения ориентироваться на показания аппаратуры должны и врач, и пациент.

3. В соответствии с либерационной моделью врач обязан предоставить пациенту всю существенную информацию, касающуюся заболевания. Пациент самостоятельно осуществляет выбор лечения, которому врач должен последовать, несмотря на вероятность некоторой необъективности больного. Именно на пациента возлагается ответственность за выбор лечения. Таким образом, концепция автономии больного по этой модели заключается в контроле над формированием врачебного решения.

4. Много общего с этой моделью имеет интерпретационная модель, которая также предполагает обязанность врача как можно более полно интерпретировать для больного информацию о состоянии его здоровья, риске и пользе возможных вмешательств. Характерной чертой этой модели является активная роль врача, который не должен навязывать пациенту свою точку зрения, но приложить все усилия, чтобы выбор пал на единственно разумное решение. Врач в данном случае является советчиком, снабжающим больного необходимой информацией, разъясняющим, почему именно это, а не какое-либо иное медицинское вмешательство, наиболее полно удовлетворяет запросы больного.

5. Последняя из моделей ― совещательная. Она имеет ряд общих черт с интерпретационной. Врач в совещательной модели действует, как друг или учитель, вовлекая пациента в диалог для выявления лучшего способа действия. Он разъясняет пациенту все возможные варианты лечения и преимущество одного из них, являющегося, по мнению специалиста, наиболее подходящим. Концепция автономной воли больного заключается в том, что он имеет возможность выбора метода лечения на основе детального обсуждения с врачом всех альтернативных вариантов и определение оптимального.

В последнее время наблюдается сдвиг в сторону информационной модели взаимоотношения врача и пациента, что связано с постепенным отходом от административно-правового подхода в сфере здравоохранения в пользу гражданско-правового. Мы полагаем, что наиболее приемлемой базовой моделью в практике онколога является совещательная, которая приводит к договоренности врача и пациента действовать совместно, объединив свои усилия, волю и знания для борьбы с болезнью.

Ниже перечислены базовые предпосылки формирования негативных убеждений онкологических пациентов:

1. Отношения врач-пациент в онкологии имеют определенные особенности, обусловленные характером заболевания, длительностью терапии, долгого и частого контакта с медицинскими работниками. Сложным и стрессовым моментом является информирование пациента о постановки диагноза злокачественного заболевания, в частности, если речь идет о запущенной стадии болезни и ограниченных возможностях медицинской помощи. Важно найти правильный доверительный тон и обеспечить такой уровень информированности пациента, который позволил бы бороться с заболеванием, и, в то же время, не вызывал отчаяния и желания сложить руки. В большинстве случаев помогает информация о современных возможностях лечения, о достижениях мировой науки по данному случаю заболевания. Утаивание информации о заболевании неизбежно порождает страх [5]. Важно преподнести данные о заболевании таким образом, чтобы мотивировать пациента на лечение и обеспечить максимальный психологический комфорт.

2. Другой, не менее важной проблемой, является ситуация, когда все методы специфического лечения исчерпаны и пациент переводится на симптоматическое лечение. Эта ситуация непроста и для врача. Многие доктора стараются избежать подобных ситуаций, многие переадресовывают больных к другим специалистам или просто избегают ответов на столь скользкую тему. Непросто объяснить пациенту, что ему не будут продолжать лечение. Подобная информация способна ввергнуть пациента в глубокую депрессию или вызвать агрессию по отношению к врачу и всему медицинскому персоналу. Но если в процессе лечения между врачом и пациентом сложились доверительные, совещательные отношения, правильные речевые фразы и психологические приемы помогут сохранить доброжелательные отношение с пациентом. Переключение внимания и акцента в лечении онкологического пациента на другие аспекты, например, лечение сопутствующей патологии или терапия патологических симптомов, не только позволяет нивелировать тяжелые проявления болезни, но и позволяет поддерживать у пациента уверенность в оказании помощи. В данной ситуации целесообразно назначение лечения, даже если оно будет носить характер плацебо. Важно дать рекомендации, касающиеся образа жизни, питания, отношений с близкими и родными. Расширение круга вопросов, связанных с заболеванием, позволяет снять остроту проблемы непосредственно с самых болевых точек. К сожалению, при современной централизованной модели оказания помощи в онкологии пациент в основном общается с онкологом. Это диктует необходимость внедрения психотерапевтических навыков среди врачей онкологов.

11. «Иногда люди ошибаются в своих оценках” (противоположный пример: пример, противоположный взаимоотношению, который подразумевается данным убеждением).

Врачу достаточно сложно значимо влиять на пациента, пытаться менять и корректировать его установки, цели и задачи в момент обращения. Поэтому остается только брать во внимание эти особенности и учитывать их при построении коммуникаций в лечебном учреждении. Рекомендуется организовывать работу врача-онколога через двойные регламенты. Первый регламент ― привычный процесс регламентации всех врачебный действий и манипуляций в ходе диагностики и лечения. Второй регламент ― алгоритмизация действий врача коммуникативного плана, т.е. что, как, в какой момент надо сказать пациенту и сделать конкретное действие из категории коммуникативных навыков.

На основании работы тренинга врачами сформированы алгоритмы речевых техник для работы с негативными убеждениями, которые внедрены в практическую работу онкологов РКОД.

Выводы

1. Проделанная работа подтверждает необходимость регулярного проведения обучающих тренингов для врачей онкологов с целью улучшения взаимоотношения с пациентами, так как именно лечащему врачу принадлежит основная роль в обеспечении психологического комфорта пациентам во время лечения.

Литература

1. Амлаев К.Р. Некоторые вопросы профилактики онкозаболеваний и повышения качества жизни пациентов онкологического профиля / К.Р. Амлаев, А.А. Койчуев, М.Г. Гевандова, З.Д. Махов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. ― 2012. ― Т. 14, №5-2. ― С. 512-517.

2. Бакирова З.А. Компетентностный подход к формированию профессионально важных качеств врача-онколога / З.А. Бакирова, Т.В. Ахметова // Креативная хирургия и онкология. ― 2011. ― №1. ― С. 100-103.

3. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП / Пер. с англ. ― СПб: Питер, 2013. ― 256 с.

6. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. ― М.: МЕД-пресс, 1998. ― 592 с.

7. Стеценко С.Г. Защита прав пациента и информированное согласие // Здравоохранение. ― 2001. ― №12. ― С. 129-135.

Онкопсихологии для врачей-онкологов и медицинских психологов, Беляев A.M., 2017.

В руководстве содержатся материалы по онкопсихологии. Дается представление о качестве жизни онкологических больных. Представлена история развития психоонкологии в мире и история развития психоонкологии и онкопсихологии в НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова. Рассматриваются психологические аспекты врачебной деятельности и показаны результаты исследования эмоционального выгорания врачей-онкологов. Подробно анализируется ситуация онкологического заболевания с позиции медицинского психолога и рассматривается подход врача-психотерапевта. Детально представлены психологические особенности ребенка, страдающего онкологическим заболеванием, описаны методы работы с ним медицинского психолога и врача-психотерапевта. Показаны результаты исследования эмоционального напряжения онкологических больных.
Руководство предназначено для врачей-онкологов и медицинских /клинических психологов, работающих в онкологической клинике.


КАЧЕСТВО ЖИЗНИ - ВАЖНЕЙШИЙ КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ.

Реабилитация онкологического больного понимается не только как устранение непосредственно болезни (это прерогатива лечения) и восстановление физических функций организма, но и как максимально приемлемое восстановление способности человека жить в привычной для него среде, что невозможно без обращения к личности больного человека.
Основные принципы реабилитации онкологического больного были сформулированы более сорока лет назад ММ. Кабановым: партнерство врача и больного; разносторонность (разноплановость) усилий, воздействий и мероприятий, направленных на разные сферы жизнедеятельности пациента; единство биологических и психосоциальных методов воздействия; ступенчатость (поэтапное назначение восстановительных мероприятий с учетом динамики функционального и психоэмоционального состояния больного) [II].
Увеличивающийся в последние годы интерес к реабилитации, вероятнее всего, можно объяснить осознанием медицинской общественностью того факта, что на качество жизни онкологического больного можно влиять не только выбором вида лечения, но и проведением реабилитационных мероприятий. Кроме того, психологическая реабилитация онкологического больного начинается уже на диагностическом этапе, когда
пациент непосредственно сталкивается с психотравмирующей ситуацией болезни.

Психологическая реабилитация - неотъемлемая часть реабилитации онкологического больного, направлена на адаптацию его к ситуации заболевания и способствует повышению качества жизни больного.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Предисловие.
Глава 1 КАЧЕСТВО ЖИЗНИ - ВАЖНЕЙШИЙ КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ.
Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХООНКОЛОГИИ В МИРЕ.
Глава 3 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХООНКОЛОГИИ И ОНКОПСИХОЛОГИИ В НИИ ОНКОЛОГИИ ИМ. Н.Н. ПЕТРОВА.
Глава 4 ОНКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ: ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС.
Глава 5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ОНКОЛОГА.
Глава 6 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ.
Глава 7 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.
Глава 8 РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ДИАГНОСТИКА ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПАЦИЕНТОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ.
Глава 9 СТРЕССОВЫЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ РАССТРОЙСТВА, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ В СВЯЗИ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Глава 10 РАЗВИТИЕ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ПАЦИЕНТОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ.
Глава 11 РАССТРОЙСТВА НЕВРОТИЧЕСКОГО УРОВНЯ У ПАЦИЕНТОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ.
Глава 12 НЕПСИХОТИЧЕСКИЕ АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ПАЦИЕНТОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ.
Глава 13 ПРИНЦИПЫ И АЛГОРИТМ ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПАЦИЕНТОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ.
Глава 14 РЕБЕНОК, СТРАДАЮЩИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ, И ЕГО СЕМЬЯ.
Глава 15 ОНКОПСИХОЛОГИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Приложения

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Онкопсихологии для врачей-онкологов и медицинских психологов, Беляев A.M., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".

К общим причинам относятся:

  • интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;
  • работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;
  • особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

К специфичным причинам можно отнести:

  • проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень з/п, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного и успешного выполнения своей работы);
  • невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;
  • более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;
  • воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;
  • тенденция последнего времени – угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.

Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

По данным Н.В. Самоукиной, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

Если вы замечаете эти симптомы у себя и своих коллег, необходимо выполнить ряд действий, защищающих вашу психику от вредного влияния синдрома. В первую очередь, вам нужен отдых. Подумайте об этом сами и объясните это своему руководителю – без такой возможности вы не сможете полноценно выполнять вашу работу.

Во время рабочего дня факторами повышения работоспособности могут стать:

Также важное значение в профилактике синдрома выгорания имеют следующие методы:

  • использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);
  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания);
  • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы ;
  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).

Эти методы помогают снять сиюминутное напряжение, общий же психологический фон вашего мироощущения во многом связан для врача-онколога с его философским отношением к жизни, пониманием того, что человек может – и того, чего не может изменить.

Конечно, каждая ситуация уникальна, и ощущение стресса, усталости, недовольства собой и своей работой основаны на уникальном комплексе проблем, особенных у каждого человека. По этой причине мы предлагаем вам обратиться на нашу горячую линию – 8-800 100-0191, чтобы иметь возможность обсудить свою ситуацию с квалифицированным психологом.

Целью врачебной деятельности является лечение больного, которое включает в себя и диагностику, и медикаментозное, и хирургическое, и другие виды собственно медицинской помощи. При ее оказании врач непосредственно вступает в психологическое взаимодействие с больным. Врач не может лечить, не общаясь с больным, не взаимодействуя с ним. Эффективность этого взаимодействия влияет на эмоциональное состояние и больного, и самого врача, на отношение больного к болезни, а вследствие этого нередко и на результат лечения.

Отношения врача и больного при онкологическом заболевании даже больше, чем при любом другом, имеют существенное значение для лечения больного, его адаптации к заболеванию. Это обусловлено тем, что онкологическое заболевание создает экстремальную и кризисную ситуацию для больного, которая наполнена его мучительными и сверхсильными переживаниями, требующими огромной душевной работы для разрешения экзистенциальных и других психологических проблем.

Ситуация онкологического заболевания создает ряд психологических трудностей во взаимодействии врача и онкологического пациента, которые необходимо учитывать при профессиональной психологической подготовке медицинского персонала. Следует отметить, что эти трудности очень редко осознаются врачами.

Одной из самых сложных психологических проблем врача является информирование больного о заболевании, которое оказывает влияние на формирование внутренней картины болезни и ее принятие больным. Поиск больным причин заболевания создает у него ощущение контроля над ситуацией, который ранее был утрачен. Чем более информирование соответствует потребностям больного, тем более он успешен в адаптации к заболеванию. Информирование онкологического больного невозможно рассматривать, не касаясь вопросов ответственности и врача, и пациента. Часто и совершенно справедливо ответственность понимается как проявление силы человека. У больного это может проявляться в силе знать правду о своем заболевании или не знать и быть, вследствие этого незнания, бессильным для того, чтобы жить в реальной ситуации болезни. Врач, предоставляя больному адекватную информацию не только о диагнозе, но и обсуждая с ним план лечения, информируя его о целях проводимых исследований и процедур, тем самым создает у больного ощущение, что и сам больной активно участвует в лечении. Все это способствует осознанию онкологическим больным своих мотивов выздоровления и формированию его ответственного отношения к лечению и к своей жизни и дает ему почувствовать свою силу и свое значение в решении жизненно важных для него проблем.

Подобное отношение успокаивает и членов семьи больного, которые нередко оказываются в такие моменты совершенно беспомощными. Семью пациента поддерживает сама мысль о том, что для больного будет сделано все возможное, и даже если врач не сможет спасти жизнь пациента, то во всяком случае уменьшит его мучения.

Эмоциональное напряжение, невозможность справиться с профессиональным стрессом, который неизбежно присутствует в работе врача-онколога, создают серьезные проблемы у медицинского персонала онкологических учреждений: появляется чувство усталости, эмоциональной опустошенности, циничное отношение к работе, бесчувственность по отношению к пациентам. Все это сказывается на самочувствии (физическом и психологическом) самих врачей-онкологов, снижает эффективность их взаимодействия с больными и способствует формированию синдрома эмоционального выгорания.

Согласно исследованию врачей-онкологов (Чулкова В.А., Хомяков И.П., 2010), выяснилось, что для них характерен синдром эмоционального выгорания в различных стадиях своего развития, который указывает на переживание психотравмирующих обстоятельств, проявляющихся усилением осознания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности. Происходит также расширение сферы экономии эмоций, проявляющейся вне профессиональной деятельности. Редукция профессиональных обязанностей обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Отсутствие профессиональной подготовки к коммуникативной деятельности, являющейся неотъемлемой частью работы любого врача, приводит к тому, что он во взаимодействиях с пациентом часто ориентируется на свой жизненный опыт, который нередко является непрофессиональным и может повысить эмоциональную напряженность в отношениях врача с больным.

Участие психологов в создании и проведении программ профессионального психологического обучения врачей-онкологов способствует адекватному взаимодействию врача и больного.

Читайте также: