Психологическая готовность к самоопределению основное новообразование


Скачать:

ВложениеРазмер
professionalnoe_samoopredelenie.docx 31.17 КБ

Предварительный просмотр:

1. Психологическая характеристика личности в юношеском возрасте 4

2. Профессиональное самоопределение, как основное новообразование в юношеском возрасте 6

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране в настоящее время особенно остро стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников, а так же условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в современном обществе является основной в обеспечении социальных притязаний человека, а также самоутверждения и самореализации личности.

Таким образом, в современном обществе необходимо изучать становление профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте.

1. Психологическая характеристика личности в юношеском возрасте

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий.

Конечной целью личностного становления юношеского возраста будет новый уровень развития самосознания. В юности получают интенсивное развитие самые разные чувства, под влиянием которых старший школьник становится еще лучше и человечнее. У молодых людей открывается внутренний мир во всей его индивидуальной целостности и уникальности. Появляется стремление к самопознанию, а также формируется личная идентичность, и чувства преемственности и единства.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно отметить, что юношеский возраст - это период самоопределения и формирования жизненных планов, а в качестве основной задачи перед старшеклассником стоит социальное, личностное, профессиональное и духовно-практическое самоопределение.

2. Профессиональное самоопределение, как основное новообразование в юношеском возрасте.

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.

«Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения.

Второй этап - подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии.

Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст - это предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка (я люблю историю, а стану-ка я историком!), далее с точки зрения его способностей (у меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?) и, наконец, с точки зрения его системы ценностей (я хочу помогать больным - стану врачом).

Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

Начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Итак, психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников являются для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.

В процессе профессионального самоопределения развивается самосознание, формируется система ценностных ориентации, моделируется будущее, происходит построение эталонов в виде идеального образа профессионала. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

У старшеклассников изменяется отношение к учебно-профессиональной деятельности, е сли они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Как правило проблемы профессионального самоопределения изучаются на выборках старшеклассников, стоящих на пороге определения своего профессионального будущего. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников.

Выбор в конечном счете демонстрирует, насколько успешно взаимодействовали три главных участника воспитательного процесса, насколько справились со своей задачей семья, школа, общественная среда.

Выбирая профессию, школьник ориентируется на три ряда факторов. Во-первых, на личные интересы, склонности. Не следует думать, что это непременно узко индивидуалистические интересы. Выполнение общественного долга может среди них доминировать. Сюда же входят: удовлетворение материальных и духовных потребностей, общественная оценка профессии, ее престиж, содержание деятельности, условия, в которых она протекает, возможности квалифицированного роста и продвижения, профессиональная среда со специфическими формами общения и др.

Третий ряд факторов связан со знаниями о своих способностях, возможностях, индивидуально-психологических особенностях, что во многом определяется культурой психологических знаний.

Для того, чтобы выбор профессии был не только мотивированным, но обеспечивал бы успешное формирование профпригодности, необходимо осуществлять эффективное психолого-педагогическое руководство этим процессом. На выбор профессии влияют множество факторов: это и социальные условия жизни в целом, условия семейного воспитания и особенности обучения в школе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, актуальные потребности общества в кадрах, общественная значимость профессии, ее содержание и привлекательность в глазах молодежи, средства массовой информации и многое другое.

Под психологической готовностью к профессиональному самоопределению понимается устойчивая характеристика личности, имеющая определенную структуру, в которую включаются: положительное отношение к трудовой деятельности, потребность в осуществлении профессионального самоопределения с учетом своих возможностей, умение использовать знания о себе в целях профессионального самоопределения, сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений, адекватная самооценка профессионально значимых качеств личности (А.В. Массанов, 1988). Структура психологической готовности, по мнению А.В. Массанова, включает в себя следующие компоненты: а) мотивационный, б) познавательный, в) эмоциональ ный, г) волевой. По нашему мнению, в обсуждаемое определение готовности следует внести некоторые коррективы. Мы считаем, что под психологической готовностью к профессиональному самоопределению следует понимать динамичное личностное образование, имеющее специфическую структуру на разных возрастных этапах. С возрастом оно изменяется, обогащается, и в разные периоды развития на первый план могут выходить те или иные компоненты готовности. Готовность имеет неодинаковые границы созревания, входящие в ее структуру компоненты развиваются и могут менять свою значимость на разных стадиях развития человека, сама структура носит индивидуализированный характер, зависящий от объективных и субъективных факторов развития ребенка.

Анализ проводившихся в этой области исследований и собственное экспериментальное исследование позволяет на данном этапе разработки проблемы включить в структуру психологической готовности к профессиональному самоопределению следующие составляющие:

1. Наличие знаний о мире профессий и их динамике (с учетом социально-исторического подхода к профессиям);

2. Развитые интересы и склонности к разным видам деятельности, которые могут иметь выход на профессиональную деятельность;

3. Развитые профессиональные намерения;

4. Адекватная оценка своих возможностей по отношению к разным видам деятельности;

5. Умение соотносить свои интересы и способности с миром профессий;

6. Активность в стремлении познать себя;

7. Определенная самостоятельность, независимость суждений относительно своих профессиональных намерений, аргументированность предпочтений в выборе профессии;

8. Определенная зрелость личности.

На наш взгляд весь процесс личностного развития ребенка на разных стадиях вносит вклад в выбор будущей профессии. Поэтому представляет интерес изучение динамики формирования психологических предпосылок формирования готовности к такому выбору на разных возрастных этапах.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ - ОСНОВНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ РАННЕЙ ЮНОСТИ

. Возраст старшего школьника (IX-X классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Конкретное содержание юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть, другие факторы. В настоящее время 15-17-летние юноши и девушки учатся в школе, в СПТУ и техникумах (они уже

сделали свой первый профессиональный и жизненный выбор), а некоторые из них и работают, и учатся. Все они находятся в ранней юности - чрезвычайно сложном и важном в плане формирования личности возрасте, но все они имеют и специфические особенности в зависимости от места в обществе, от той деятельности, которой преимущественно занимаются. Мы изучали возрастные особенности юношей и девушек - учащихся старших классов школы, -которые, конечно, относятся к ранней юности, но к ней относятся не только они. Поэтому понятие "ранний юношеский возраст" шире понятия "старший школьный возраст". Для удобства изложения, но с учетом вышесказанного, мы будем употреблять в тексте эти понятия как синонимические.

Самое характерное для старшеклассников - неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственно возрастная специфика, право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений, отметок, различных мероприятий и т. п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Такое сочетание внешних и внутренних факторов, или социальная ситуация развития (Л.С.Выготский, Л. И. Божович), определяют и особенности развития личности в старшем школьном возрасте. Именно на основе новой социальной ситуации развития происходит коренное изменение в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций личности старшеклассника, определяющее изменение и других его психологических особенностей. Таким образом, юношеский возраст (по не очень точному, но образному и понятному определению многих педагогов и психологов) выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью.

Итак, старший школьник находится как бы на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Для него приобретают особую актуальность фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения как определения себя и своего места во взрослом мире. Юношу и девушку должны волновать (волнуют ли?) многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многое другое.

Не случайно Л. И. Божович (1968) и многие другие исследователи этого возраста (И.С.Кон, 1978-1980; Е.А.Шумилин, 1982; А. С. Мудрик, 1984; и др.) связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов юноши.

Многие исследователи считают основным новообразованием в старшем школьном возрасте личностное и профессиональное самоопределение, так как именно в самоопределении, в обстоятельствах жизни в период раннего юношеского возраста, в ее требованиях к школьнику кроется самое существенное, что во многом характеризует условия, в которых происходит формирование его личности.

Мы согласны с тем, что самоопределение - центральный вопрос в раннем юношеском возрасте, но нам хотелось бы ввести в эту проблему некоторое уточнение. Данные наших исследований позволяют говорить, что в старшем школьном возрасте формируется не само самоопределение - личностное, профессиональное (шире -жизненное), а психологическая готовность к нему.

Позволим себе провести несколько вольную параллель между выпускниками школы и детьми, поступающими в I класс. В последнем случае мы говорим о психологической готовности детей к школе. Эта психологическая готовность формируется постепенно, с момента рождения ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении. Затем ребенок поступает в школу, чтобы там в течение 10 лет готовиться "во всеоружии" вступить во взрослую жизнь - получать достаточные знания, научиться учиться, думать, работать, дружить, сформироваться как личность и т. д. в общении со взрослыми и сверстниками, в учении, труде, коллективной жизни. Про поступающего в школу первоклассника мы не говорим, что он уже "готовый" ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе (конечно, готовность должна быть не только психологическая, но нас интересует только этот аспект). Еще меньше оснований говорить о самоопределении выпускников школы, так как самоопределение предполагает направленную реализацию планов, намерений, желаний в действительной жизни. Но об их психологической готовности к этому самоопределению мы можем и должны знать.

Готовность к самоопределению предполагает формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению предполагает формирование у старшеклассников неких психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

В психологической готовности к самоопределению, безусловно, ведущую роль играет самосознание - осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и желаемом Я. Уровень

притязаний старшеклассников в разных областях жизни и деятельности, оценка себя и другого с точки зрения принадлежности к определенному полу, интроспекция и личностная рефлексия; по всем этим вопросам представлены конкретные экспериментальные данные и проведен их содержательный анализ. "Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы" Л. И. Божович считала центральным моментом психического и личностного развития в этом возрасте (1978). Мы полностью присоединяемся к этому и показываем на основе полученных данных развернутую характеристику представлений современных старшеклассников о будущей жизни. Важнейшее психологическое условие для возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения учащихся - их ценностные ориентации. Большие изменения и собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый); усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентированную деятельность.

Формирование личности старшеклассника / Под.
ред. И.В.Дубровиной. - М., 1989.-С. 9-12.

Одним из актуальных вопросов современной психологии является вопрос о готовности человека к разным видам деятельности, к выполнению определенных жизненных целей. Готовность к определенному виду деятельности есть не что иное как развитая система ценностей, потребностей, мотивов, убеждений, знаний, отношений, волевых и интеллектуальных качеств, умений, установок, навыков [1, c. 58]. Эта готовность достигается путем психологической, физической и профессиональной подготовки, отвечающей требованиям, условиям и содержанию деятельности.

В психолого-педагогической литературе существуют многообразные определения данного понятия, которое объясняются как качество личности (Ширинский В; И., 1982, Платонов К. К., 1973), как выражение способностей (Рубинштейн С, Л., 1989, Ананьев Б. Г., 1962), как синтез свойств личности (Крутецкий В. А., 1968), как отношение (Веденов А. В., 1976). Упомянутые авторы проводили свои исследования в рамках личностного подхода, исследуя психологическую готовность в как неотъемлемый компонент становления личности в целом. А.В.Массанова, Я.Л.Коломинского, Т.В.Шегурова, В.Ю.Кудрявцева, Е.М.Борисовой изучают вопросы, относящиеся к онтогенезу психологической готовности к деятельности, функциям, параметрам, ее структуры, возможностям и закономерностям формирования данного состояния, а также внутренним и внешним факторам, раскрывающим его динамику, устойчивость и длительность проявления [2, c. 119-130].

С точки зрения, функционального подхода готовность к деятельности рассматривается как условие активизации всех психофизиологических систем личности (Ильин Е. П., 1978; Левитов Н. Д., 1963; Нерсесян Л. С, 1978, Генов Ф., Конопкин О. А., 1971 и др.).

Процесс формирования психологической готовности к деятельности, в нашем случае к самоопределению, олицетворяет собой хронологию связанных между собой действий и процедур:

- понимание собственных потребностей, запросов общества, коллектива или поставленной кем-то задачи;

- представление целей выполнения данных задач, при решении которых произойдет удовлетворение потребностей или осуществление поставленной задачи;

- осмысливание и оценивание условий, в которых будут проходить ожидаемые события, накопление опыта, относящегося к решению задач;

- выявление на основе сложившегося опыта самых рациональных и возможных способов разрешения задач или осуществления требований;

- прогнозирование выявления собственных эмоциональных, когнитивных, волевых и мотивационных процессов, оценка соответствия своего уровня притязаний, возможностей, и потребности достижения поставленного результата;

- активизация сил в соотношении с условиями и задачей, вера в успешное достижение цели [3, c.356].

Основным новообразованием в юношеском возрасте, многие ученые считают личностное и профессиональное самоопределение, это связано с тем, что именно в этом возрасте, скрывается самое главное, то, что вполне освящает условия, в которых происходит формирование личности.[4, c.9-12]. Данный период мы рассматриваем как этап самоопределения, формирования мировоззрения, перехода к самостоятельности. В целом – это самостоятельный период развития человека, его индивидуальности и личности.

В юношеском возрасте социальная ситуация развития (ССР) рассматривается как порог во взрослую жизнь ССР характеризуется тем, что приоритетными задачами становятся выбор собственного жизненного пути, профессии, социальное самоопределение. Для воплощения этих задач требуется сформировавшаяся психологическая готовность, т.е. должны быть сформированы личностные качества, способности, потребности, свойства, которые бы помогли юноше реализоваться в семье, труде, общественной жизни. Факторами такой психологической готовности являются следующие: 1) верно сформированы мотивы и потребности, 2) установившийся характер, 3) развитый мышление и интеллект, 4) развита рефлексия и самосознание, 5) развитые коммуникативные способности, 6) достаточно развитый опыт [5, c.114].

Если критерии психологической готовности соблюдены и, что немало важно, реализованы, то формируется главное новообразование юношества – самоопределение (личностное и профессиональное). В зарубежной психологии самоопределение называют идентичностью – осознанная личностью социальное равенство, помогает индивиду принять позицию взрослого, установить свое место в социуме, узнать собственные возможности и себя [6, c.547].

Такая новая социальная позиция старшеклассников изменяет для них роль учения В сравнении с подростками заинтересованность к обучению у них увеличивается, из-за того, что формируется другая система мотивов касательно учения: юношам необходимо самоопределиться и готовиться ко взрослой жизни. В связи с этим ведущей деятельностью опять оказывается учение. К учению юноши относятся ответственно и сознательно.

Следовательно, юношеский возраст – это сенситивный возраст для формирования мировоззрения и жизненных ценностей человека. Центральной направленностью юношей и девушек являются сосредоточенность на будущее [7, c.1].

В нашей статье мы затронем особый вид деятельности – самоопределение, а именно личностное самоопределение в юношеском возрасте. Личностное самоопределение, понимается нами, как особый вид внутренней деятельности, направленный на осознание и ответственный выбор системы смысло-жизненных и инструментальных ценностей с учетом внутренних (психологических) и внешних (социальных, материальных) условий.

Под готовностью к личностному самоопределению авторы понимают формирование у старших школьников сознательно выработанных, устойчивых представлений о своих правах и обязанностях в отношении к другим людям, обществу, понимания долга, убеждений, ответственности, способности анализировать свой жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и оценивать[8, c.36]. Другими словами, психологическая готовность к личностному самоопределению представляет собой формирование у старшеклассников каких-либо психологических механизмов и образований, дающих им в дальнейшем активную, сознательную, созидательную и творческую жизнь.

Психологическая готовность к личностному самоопределению включает в себя рад компонентов, а именно: мотивационный, эмоциональный, когнитивный и операциональный. Рассмотрим, что понимается под каждым из компонентов.

  • Мотивационный компонент – это степень выраженности потребности в самоопределении, саморазвитии, как потребности в построении системы личностных ценностей.
  • Эмоциональный компонент – рассматривается как высокий уровень эмоциональной напряженности, связанной с неумением сделать выбор.
  • Когнитивный компонент – это знание ценностей, таких как:

- общекультурные ценности референтной группы;

- личная эмоциональная направленность.

  • Операциональный компонент – умение делать выбор (технология принятия решения о личных приоритетах: ценности – цели ­ ценности – средства).

1. Юность как стадия жизненного пути человека

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть. с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

2. Психологические теории юности

Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.
Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих , авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

3. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника

Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Вместе с тем, определённая часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека.

4. Формирование мировоззрения в ранней юности

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

5.Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности

Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.
· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
· стремление к самопознанию.
· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
· самоуважение
· становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"

Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.

· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.

· стремление к самопознанию.

· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.

· становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"

42. Психологические свойства и особенности развития человека в зрелом возрасте

Понятие зрелой личности появилось в психологии сравнительно недавно. В возрастной психологии оно практически не применяется, а если и используется, то, скорее, в соответствии с контекстом психотерапевтического анализа индивидуальной судьбы человека.

Зрелость (взрослость) - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения. Имеются попытки разделения зрелости на отдельные стадии (молодость, расцвет, собственно зрелость и др.). В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы семейных взаимоотношений, родительские функции. Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в производительную жизнь общества приводит к личностному застою, стагнации.

Границы взрослости весьма условны, относительны:

Не совпадают нижние и верхние границы зрелости в классификациях разных авторов:

Д. Биррен выделяет раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость как таковую (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет).

Д. Бромлей выделяет четыре периода зрелости, называемой им взрослостью: ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость (25-40 лет), поздняя (40-55 лет), предпенсионный возраст (55-65 лет).

В классификации Д. Векслера также наблюдается увеличение периодов с возрастом: 18-19 лет, 20-24 года, 25-34 года и т.д.

Все авторы отмечают неоднородность зрелости, в которой выделяют раннюю и позднюю зрелость.

В зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических процессов. Взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную.

Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.

Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.

В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью.

Понятие продуктивности по Эриксону - творческая, профессиональная продуктивность, а также вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения.

Продуктивность по Эриксону связана с заботой "о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес".

Инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, регидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

Лонгитюдные исследования показали, что с возрастом когнитивная функция человека несколько снижается, но процесс это идет значительно медленнее, чем это предполагали еще 20 лет назад. Процесс этот не однозначен и неконцентрирован. Некоторые элементы умственных способностей, в среднем возрасте даже повышаются, особенно у лиц с высшим образованием, которые продолжают плодотворно трудиться и вести активный образ жизни.

Современная психологическая наука различает два типа интеллекта: текучий и кристаллизованный.

Текучий интеллект охватывает такие способности обучения как: скорость и результативность запоминания; индуктивное рассуждение; оперирование пространственными образами; восприятие новых связей и отношений.

Кристаллизованный интеллект – это способность, которая приходит с опытом и образованием, и опирается на осведомленность и определенный объем знаний, накопленных в течении длительного времени. Это способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы, использовать усвоенные стратегии для решения задач. Люди приобретают эту форму интеллекта в результате обязательного образования и во время повседневных контактов со своей культурой.

Людям среднего возраста, обладающим когнитивными способностями и навыками, необходимыми для овладения новыми знаниями, и гибкостью, позволяющей взяться за более сложную работу, легче приспособиться к быстро меняющимся условиям труда. Данное умение особенно в тех сферах деятельности, которые характеризуются стремительным устареванием профессиональных знаний. В таких отраслях, как медицина, разработка компьютерных технологий знания быстро устаревают, уступая место новым профессиональным приемам. Это обстоятельство в значительной мере усиливает проблемы среднего возраста, так как увеличивает шанс потери работы и снижает её найти в случае потери.

б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.

Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется продуктивностью.

Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции".

Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Также считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей.

Внутри периода зрелости выделим "акмэ" - вершину, когда у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности.

Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают с начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному работы Б.Г. Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен.

Время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки - с другой. На время и продолжительность "акмэ" влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Это актеры, преподаватели, врачи - специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной зависимости. Но для ряда профессий возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы. Это летчики-испытатели, артисты балета. Они достигают "акмэ" в самом начале своей зрелости. В таких профессиях как врач-хирург, авиадиспетчер "акмэ" может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Особый интерес представляет проблема "акмэ" для людей творческих профессий - ученых, писаталей, поэтов, композиторов, художников. У одних всплеск в ранний период взрослости, а далее творческая продуктивность как бы выключилась, и больше не писалось удивительных произведений. Другие, как, например, П.И. Чайковский, - свой расцвет творчества пронес через всю свою жизнь.

Высочайший уровень продуктивности, сохранившийся до конца жизни, отличает творчество очень многих выдающихся ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и представителей других творческих профессий. в) Отношения с детьми.

Зрелость - время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого человека - вырастить своих детей. В психологии рассматривается три варианта любви:

В безусловной любви ребенка любят независимо от того красив он или некрасив, способен или неспособен. Но этой любви недостаточно для личностного роста.

Обусловленная любовь - любовь неистинная. Ребенка любят только тогда, когда он отвечает требованиям и ожиданиям родителей (когда послушен, не доставляет хлопот, хорошо учится и т.д.).

Такая любовь порождает в ребенке неуверенность, тревожность, чувство неполноценности, снижает уровень самооценки.

Неприятие ребенка возникает не только в благополучных семьях. Причины бывают разными. Например, ждали сына, а родилась дочь. Мама красива, а ее дочь "гадкий утенок".

Дети чувствуют и неискренность обусловленной любви и неприятие. И это обязательно сказывается на отношениях в семье между двумя поколениями. Отчуждения, замкнутость, уход "на улицу" начинается, как правило, с подросткового возраста.

Особенности отношений между родителями и детьми определяются не только на эмоциональной основе, но и стилем воспитания.

Отношение родителей и детей зависит и от ребенка, его личностных особенностей.

Индивидуальные особенности детей необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Если родителями не учитываются его индивидуальные особенности, воспитание оказывается неадекватным. Особенности личности ребенка накладывают отпечаток на семейные отношения.

Когда младший ребенок покидает родительский дом, родители оставшиеся вдвоем, лишенные привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни.

Отношения в семье усложняются, когда взрослый ребенок приводит в родительский дом жену (мужа). Здесь идеальный случай, когда система старых отношений вовремя перестраивается, не возникает ни серьезных конфликтов, ни "игр", родители "отпускают" от себя детей, не теряя взаимных теплых чувств.

г) Зрелость и психологический возраст.

Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:

Психологический возраст - каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст.

Психологический возраст - возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени.

Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться.

С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим прошлым, кажется продолжительным.

Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует.

В молодости вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от хронологического.

В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации.

Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастием - утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной и социальной катастрофой.

Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном направлении - в сторону психологической молодости.

Отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком.

Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами инфантильности отстают в психологическом возрасте.

У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.

Если человек "отдается делу, которому он себя посвятил", - его психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. Процесс творчества бесконечен и перед человеком открываются новые перспективы.

В данном случае есть все основания говорить о более высоком уровне зрелости.

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на пенсию.

Снижение физических возможностей, которое начинается в среднем возрасте, затрагивает сенсорные и моторные функции, а также деятельность внутренних органов и систем. Начиная с 40-летнего возраста снижается острота зрения и слуха, что вызывает определенный дискомфорт в общении с окружающими. Вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность снижается, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. В тоже время чувствительность к температурным изменениям остаётся высокой.

В это же время начинают меняться двигательные навыки и время физиологических реакций. Замедляется функционирование нервной системы, особенно в период после 50 лет. Скелет утрачивает былую гибкость и насколько сжимается, от чего человек к этому возрасту кажется мельче, чем в предыдущие периоды своей жизни. Кожа и мышцы начинают терять свою эластичность. Отмечается тенденция к накоплению подкожного жира у людей склонных к полноте, особенно в области верхней части живота. Каждое десятилетие, считая с начала взрослости, количество крови перекачиваемой сердцем, снижается на 8%, и к среднему возрасту коронарные артерии сужаются почти на треть по сравнению с 20 годами.

Физическое изменение происходит на фоне глубоких психических преобразований. Чаще и продолжительней становится периоды депрессий. Обостряется чувство неуверенности, все чаще возникает нервозность, усталость и подавленность. Развиваются конфликты в семье и на работе. Особенно остро встает вопрос взаимопонимания поколений, так как дети к этому времени сами уже переходят во взрослую самостоятельную жизнь.

Читайте также: