Произвольность психических функций и рефлексия являются новообразованиями

В процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать учебную деятельность, рефлексия.

Произвольность психических процессов у младшего школьника. В этом возрасте центром психического развития ребенка является формирование произвольности всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, организации деятельности). их интеллектуализация, внутреннее опосредования происходят благодаря первичном усвоению системы понятий. Произвольность проявляется в умении сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолеть трудности и препятствия. В течение всего младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением, психическими процессами, ведь требования к ней с первых дней пребывания в школе предусматривают достаточно высокий уровень произвольности. Поэтому младший школьник преодолевает свои желания и способен управлять своим поведением на основе заданных образцов, способствует развитию произвольности как особого свойства психических процессов и поведения.

Внутренний план действий младшего школьника. Выполняя задания по различным учебным предметам, дети ищут удобные способы, выбирают и сопоставляют варианты действий, планируют их порядок и средства реализации. Чем больше этапов собственных действий может предусмотреть школьник, чем старательнее он может сопоставить их варианты, тем успешнее контролировать решение задач. Необходимость контроля и самоконтроля, словесного отчета, самооценки в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя.

Умение младшего школьника организовывать учебную деятельность. Наряду с усвоением содержания научных понятий ребенок овладевает способами организации нового для нее вида деятельности - обучение. Планирование, контроль, самооценки приобретают другой смысл, потому что действие в системе научных понятий предусматривает четкое выделение взаимосвязанных этапов.

Учиться учиться является одним из основных задач младшего школьника, предполагает усвоение таких действий:

1) самоконтроль, суть которого заключается в сопоставлении ребенком своих учебных действий и их результатов с заданными учителем эталонами и образцами;

2) самооценки, содержанием которого является фиксирование соответствия или несоответствия результатов усвоенных знаний, освоенных навыков требованиям учебной ситуации;

3) самоорганизация в изучении учебного материала, подготовке к контрольным и самостоятельным работам, выполнении творческих заданий и т.п., предполагает умение планировать время, организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее результаты;

4) осознание цели и способов обучения в школе и дома, что является предпосылкой осмысленной, целенаправленной и эффективной учебной деятельности.

Усвоение этих действий означает, что младший школьник из объекта обучения становится его субъектом, хоть самодостаточным в этой деятельности он станет позже.

Рефлексия младшего школьника. У детей младшего школьного возраста возникает осознание собственных действий, психических состояний. Особенность их учебной деятельности заключается в том, что школьники должны обосновывать правильность своих высказываний и действий. Многие приемы такого обоснования показывает учитель. Необходимость различать образцы суждений и самостоятельные попытки в их построении способствуют формированию у младших школьников умение как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение является основой рефлексии (лат. Reflexio - отражение) - осмысление своих суждений и поступков с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности; самоанализ. Свидетельством этого является способность видеть особенности собственных действий, делать их предметом анализа, сравнение с действиями других людей. Если дошкольник основном ориентируется на индивидуальный опыт, то младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы, которыми он овладевает во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Рефлексия меняет познавательную деятельность младших школьников, их отношение к себе и к окружающим, взгляд на мир, заставляет не просто принимать на веру знания от взрослых, но и производить собственное мнение, свои взгляды, представления о ценности, значимость учения. В этом возрасте она только начинает развиваться.

По концепции Б. Эриксона, в младшем школьном возрасте формируются такие важные личностные образования, как чувство социальной и психологической компетенции (при неблагоприятном развитии - социальной и психологической неполноценности, несостоятельности), а также чувство дифференциации своих возможностей. По его мнению, стимулирование в этот период компетентности является важным фактором формирования личности.

В младшем школьном возрасте все эти новообразования еще недостаточно сформированы, однако благодаря им психика ребенка достигает необходимого для обучения в средней школе уровня развития.

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

Познавательное развитие. В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к словеснологическому и рассуждающему мышлению. Согласно положениям Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте "системообразующей" функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными.

В отличие от ребенка-дошкольника, при решении задач опирающегося на стихийно сложившиеся представления о чувственно воспринимаемых свойствах вещей или на усвоенные в общении со взрослыми "житейские понятия", школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных понятий.

Но уровень усвоения этих понятий может существенно различаться в зависимости от организации обучения. Складывающееся мышление может быть эмпирическим, абстрактно-ассоциативным, сводящимся к оперированию заранее заданными признаками предмета (как правило, при традиционном обучении). В системе развивающего обучения ставится задача выработки так называемого содержательно-теоретического мышления, позволяющего ученику понять внутреннюю сущность изучаемого предмета, закономерности его функционирования и преобразования.

Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников. Теоретическое мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия, конструирования.

В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы – внимание, восприятие, память. На первом плане – формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризации особых действий контроля.

С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня.

Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы).

Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом.

Память приобретает осмысленный характер, если опирается на приемы логической обработки материала. Важно донести до ребенка идею необходимости активной работы с запоминаемым материалом и его определенной организации. Необходимо научить ребенка выделять мнемическую задачу и вооружить его приемами запоминания. Среди них: преднамеренное заучивание; приемы активной мыслительной обработки материала (смысловая группировка – выделение в тексте смысловых кусков, частей, их обозначение, составление плана; поиск смысловых опорных пунктов – ключевых слов для данного отрывка текста, суженных названий; составление плана, классификация, схематизация, мнемотехнические приемы и др.); повторное чтение как способ мыслительной обработки материала (в отличие от зубрежки), предполагающее постановку различающихся задач при последующем чтении.

По мере усвоения и отработки навыка чтения необходимо научить разным типам чтения как учебному действию: чтению просмотровому, изучающему, запоминающему, контрольному.

Сторонники концепции "развивающего обучения" критикуют традиционную систему обучения за то, что она провоцирует выработку своеобразного типа специфически "школьной памяти", опирающейся на заучивание формы изложения учебного материала и характеризующейся крайне ограниченными возможностями его произвольного избирательного воспроизведения. На основе теоретического мышления формируется новый тип подлинно произвольной памяти, обеспечивающей осмысленное усвоение сложного учебного материала.

Развитие личности в младшем школьном возрасте. В возрасте 7–11 лет активно развивается мотивационно- потребностная сфера и самосознание ребенка. Одними из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с ее успешностью. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

В условиях развивающего обучения учебный познавательный интерес становится действенным. Все большее значение приобретает содержательная оценка способов и результатов учебной деятельности со стороны учителя, соучеников, а к концу младшего школьного возраста и самооценка.

В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей ("могу или не могу решить эту задачу?", "чего мне не хватает для ее решения?"), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата), произвольность, самоконтроль. Ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений вполне характерны.

В зависимости от организации и содержания ведущей учебной деятельности уровень самих новообразований младшего школьника может существенно различаться. Мы уже отмечали, что мышление может быть теоретическим или эмпирическим, как и рефлексия содержательной или формальной, а планирование – по существенным признакам или по частичным основаниям.

В психологической науке существует несколько принципиальных позиций рассмотрения периода 9–11 лет. Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Выготский), другие – частью критического (в целом) подросткового возраста (Божович и др.) или окончанием детского возраста, латентной стадией (Фрейд). В периодизации Эльконина этот период рассматривается как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами.

Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом (иногда вплоть до так называемого мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается.

В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей).

Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, по мнению Поливановой, рефлексивный "оборот на себя" [1] . Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания.

Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает "ориентировка на себя", на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.

  • [1] См.: Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов.

    РазмерСтиль
  • Режим чтения

При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно отличаются от поступивших в первый класс.

Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристи­ки всех их психических процессов. Произвольность формиру­ется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся науча­ются управлять своим поведением (в той или иной степени), преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, искать лучшие пути ее достижения.

Второе важное новообразование - рефлексия. Учитель тре­бует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того - оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами друго­го человека - со стороны - и оценивать свою деятельность.

Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументиро­вать, обосновывать свою деятельность и называется рефлексией.

В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. По­степенно они научаются заменять предметы словами (устный счет, например), удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя - в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

Итак, психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новооб­разованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий (См.: Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1979. С. 69-101).

Новообразования, с которыми ребенок пришел в школу, развились в процессе его игровой деятельности и позволили ему приступить к учению. Участие в учебной деятельности, систематическое учение сформировали новые особенности психической деятельности младшего школьника. Эти новооб­разования, в свою очередь, подготовили учащихся к переходу на следующую ступень образования - в среднюю школу.

Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различными ви­дами познавательной деятельности. Так, при поступлении в школу дети неспособны провести анализ различных свойств воспринимаемых объектов. Они обычно ограничиваются называнием цвета и формы. В процессе учения дети научают­ся целенаправленному восприятию предметов. Вначале учи­тель дает внешний образец движения взора по воспринимае­мому объекту, используя указку. Затем ребенок научается составлять схему, словесный план наблюдения, исходя из его цели. Таким образом формируется произвольное, целена­правленное наблюдение - один из важных видов познава­тельной деятельности.

Существенно изменяется и деятельность, связанная с запоминанием и воспроизведением того, что осталось в памяти. Первоклассники легко запоминают яркое, эмоционально впечатляющее. Они склонны к буквальному запоминанию. На учение постоянно требует нового типа запоминания, где вначале происходит анализ запоминаемого, выделение главного, группировка материала и т.д. Постепенно формируются приемы произвольного, осмысленного запоминания. Непро­извольное запоминание сохраняет свою ценность, но и оно претерпевает изменения, идущие в сторону осмысления запо­минаемого материала. Предварительная работа с материалом оказывается решающей для запоминания: материал запоми­нается как бы сам собой. Постепенное формирование внут­реннего плана действий приводит к существенным изменени­ям во всех интеллектуальных процессах. Вначале дети склон­ны делать обобщения по внешним, как правило, несуществен­ным признакам. Но в процессе обучения учитель фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому учащиеся переходят на более вы­сокий уровень обобщений, оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал.

Необходимо отметить при этом, что, согласно современ­ным психологическим данным, умственное развитие младших школьников имеет большие резервы. В массовой школе эти резервы фактически не используются. Многолетние исследо­вания, проведенные под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и более богатые умст­венные способности, чем это делалось до сих пор (См.: Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б.Элько­нина и В. В. Давыдова. - М., 1966).

Обучение в начальной школе направлено не только на получение новых знаний, но и на формирование и развитие познавательных процессов. Тот факт, что познавательные процессы развиваются в процессе обучения, не оспаривается педагогической наукой. Так, Д.Б.Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, выделяют умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Одной из основных причин не успешности в обучении является слабое развитие произвольности. Произвольность – основное подчинение правилу, умение точно выполнять учебную инструкцию. Она связана с такими понятиями как психически познавательные процессы, ощущение, рефлексия, память, мышление, воображение, общение, выразительные движения, мимика, жесты, пантомимика, чувство собственного достоинства, самоконтроль, сопереживание.

На развитие произвольных психических функций активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире направлена разработанная нами технология, цель которой является повышение качества знаний учащихся за счет развития произвольности психических процессов.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- развитие способности удерживать цель;

- развитие способности формировать модель поведения;

- развитие способности рефлексировать.

Методы и приёмы решения указанных задач представлены в виде таблицы.

Обсуждение с целью анализа своей деятельности, настроения, мотивов (фронтальная или в группах), коррекция своей деятельности

Развитию произвольности психических процессов способствует умение работать с вопросами, т.е. умение задавать и отвечать на вопросы. Вопрос – основа осмысления учебного материала и собственного опыта. Правильно поставленный вопрос способен активизировать мыслительную деятельность, спланировать исследование, совершить открытие. В учебной деятельности важно уметь работать с двумя типами вопросов: репродуктивными и конструктивными. Репродуктивные вопросы позволяют хорошо ориентироваться в учебном материале, запоминать основные понятия, признаки, правила. Конструктивные вопросы развивают творческое начало, помогают исследовательско-поисковой деятельности, а также в решении новых учебных или нестандартных задач, в планировании.

Основные конструкции для репродуктивных и конструктивных вопросов представлены таблице, приведённой ниже.

Опишите основные признаки…

Из чего состоит…

Как это делается…

Как бы выглядел…, если…

Что могли бы произойти…

Сочетание репродуктивных и конструктивных вопросов в учебной деятельности позволяет отойти от традиционного подхода к получению знаний к основам развивающего обучения. Развивать умения работать с вопросами можно с помощью следующего алгоритма.

Алгоритм умения работать с вопросами

Применение репродуктивных и конструктивных вопросов в различных типах уроков также представлено в табличной форме.

Создание позитивного восприятия темы, стимулирование поисковой активности, организация исследовательской деятельности.

Позволяют вспомнить пройденный материал, на основе которого будут изучаться новые темы.

Закрепление основных положений изучаемой темы, отработка алгоритмов учебной деятельности.

Обобщение и структурирование большого объёма учебного материала

Решение нестандартных задач (ситуаций) в рамках изучаемой темы, закрепление позитивного восприятия изучаемого материала

Важной стороной любого урока является рефлексия. Рефлексия – это:

а) обращение назад, отражение;

б) форма теоретической деятельности общественно развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Рефлексия всегда порождение нового знания в сознании индивида, способность отражения позиции другого. Аспекты применения рефлексии:

1) мотивационный (личностная значимость прилагаемого задания). Реализация данного аспекта рефлексии достигается с помощью вопросов учителя и соответствующих ответов учеников.

Где вам могут пригодиться результаты предстоящего задания?

Чему тебя научит это задание?

Фразы для ответов

Это позволит мне в будущем (в жизни)…

2) эмоциональный (наличие положительных или отрицательных эмоций при выполнении задания). В этом случае вопросы учителя и ответы учеников должны строиться следующим образом:

Какие задания понравилось выполнять, а какие – нет?

Что показалось трудным при выполнении задания?

Что чувствовал при выполнении задания?

Фразы для ответов

3) стратегический (изменение объёма знаний: наращивание, углубление, систематизация). Вопросы учителя и ответы учеников могут быть такими:

Что нового узнал на уроке?

Какие вопросы осмыслил сегодня иначе?

Фразы для ответов

4) стратегический (осмысление выбора стратегии). Реализовать указанный аспект рефлексии можно посредством вопросов, сформулированных следующим образом:

Я выполнял задание

Мне удобнее было выполнять…

Развитию произвольности психических функций способствуют различные типы упражнений, которые с успехом могут быть применены на уроках. К таким упражнениям относятся:

- речевые разминки, которые учат детей слушать вопрос, отвечать на него, формулировать собственный вопрос, а также формируют умение участвовать в диалоге;

- загадки, т.е. логические задачи, которые ставят детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать);

- игры на развитие восприятия (головоломки, разрезанные картинки, кубики и пр.);

Таким образом, все приведенные приёмы способствуют развитию произвольных психических функций младших школьников, что, в свою очередь, существенно повышает качество образования.

Произвольность – особенность поведения, опосредованная образом, правилом, моральной нормой.

Психические познавательные процессы – общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом (учеником) внутренних психических состояний.

Ощущение – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Память – процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающее возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.

Воображение – психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна.

Общение – процесс передачи и приёма вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Для детей младшего возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, слушать и слышать собеседника.

Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления – мимика, жесты, пантомимика.

1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. – 199 с.

3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика – учебное пособие для ВУЗов. 8- ое издание, М.: Академия, 2014.- 608 с


Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_proizvolnosti_psihicheskih_protsessov_i_povedeniya.docx 44.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Приложение к АООП НОО

курса по психологи

для 1 и 2 с(к)классов.

Срок реализации 1 год.

По мнению известных педагогов и психологов в младшем школьном возрасте активно развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, т.е. младшие школьники учатся управлять своими действиями и поведением.

Этот процесс часто осуществляется стихийно и приводит к нежелательным последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Распределение и переключение внимания ниже среднего у 35% детей, механическое, малоуправляемое запоминание учебного материала отмечается у 40% младших школьников. Дети невнимательны, часто отвлекаются на посторонние предметы, шум и др., они не понимают значение своей работы, не осознают, для чего она нужна, какова ее цель. Это свидетельствует о неумении управлять собой и психическими процессами, что связано с недостаточным развитием произвольности, недостаточным развитием волевых усилий, неумением контролировать себя.

Слабое развитие произвольной сферы: неумение детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований; неумение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, создает серьезные проблемы уже на начальном этапе школьного обучения. Основная причина – недостаточное развитие волевой сферы, устойчивости внимания, организации процесса запоминания и воспроизведения информации.

Поэтому большое значение имеет активное развитие произвольности психических процессов и поведения именно в начале школьного обучения. Особенно это относится к детям, наиболее нуждающимся в психологической помощи, – детям с ОВЗ (задержка психического развития), обучающихся в коррекционных классах. Стандарты нового поколения отражают необходимость более глубокого и дифференцированного подхода в развитии и обучении данной категории обучающихся, при поддержке и взаимодействии всех участников образовательного процесса, активной позиции родителей и мотивированности самого ученика.

Данная программа направлена на развитие произвольности психических процессов, деятельности и поведения обучающихся, их интеллектуально - познавательной сферы; на активизацию психических процессов, обеспечивающих постепенное усвоение школьных знаний, способствующих дальнейшему положительному психологическом развитию учащихся; обеспечивает повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам. Реализация программы позволяет через работу с самосознанием ребенка, через тренировку его созревающих функций развивать и совершенствовать у младших школьников системы произвольной саморегуляции.

Прежде, чем определить группу учащихся, проводится предварительная работа: беседы психолога с педагогами, родителями и детьми; ознакомление с документацией ПМПК, рекомендациями специалистов; общая диагностика (при необходимости - дополнительная диагностика).

Занятия проводятся один раз в неделю, в подгруппах по 6-7 человек, с учетом индивидуального подхода. Примерное время работы подгруппы 20 – 25 мин., в течение всего учебного года (33 урока в 1-в, 34 урока в 2-в,г). Важной составляющей каждого занятия являются разминка, упражнения мозговой гимнастики МГ и физкультминутки.

Цель программы: развитие и совершенствование у младших школьников всех звеньев системы произвольной саморегуляции и самоконтроля.

1. Развивать способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю в различных видах деятельности и поведении.

2. Формировать у обучающихся умение составлять программу исполнительных действий, пользоваться обратной связью.

3. Развивать способность удерживать цель выполняемой деятельности.

4. Развивать навыки корректировки допущенных ошибок, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании.

5. Активизировать развитие интеллектуально - познавательной сферы обучающихся.

6. Развивать самостоятельность в учебной деятельности.

7. Осуществлять контроль за развитием интеллектуальных способностей обучающихся.

Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:

Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя, и учеников.

Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом - взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.

Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.

Принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, структурированной и четко переходящей от простого к сложному.

Сроки реализации : 1 раз в неделю, 2 подгруппы, в течение учебного года (33 урока в 1-в, 34 урока в 2-в,г) .

Объект коррекции: : обучающиеся 1- в, 2- в,г с (к) классов.

Предмет: произвольная сфера психических процессов, деятельности и поведения.

Основное направление программы: общеинтеллектуальное.

Методы и формы работы: подгрупповые занятия (беседы, развивающие упражнения, игровые приемы, логические поисковые задания, соревновательный метод, самопроверка, самоанализ, рефлексия, релаксационные упражнения).

Формы контроля : входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдения, собеседования.

Методические рекомендации по реализации программы.

Содержанием основной части урока является' целенаправленное развитие высших психических функций, их произвольность. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных и поведенческих характеристик обучающихся: осознание ими разных видов поведения, умение контролировать свои действия и поступки, давать им оценку, проводить самокорректировку.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь является рефлексия, ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались, чему научились на данном уроке и как это им может пригодиться в дальнейшем.

Представленные на занятиях задания позволяют решать все аспекты учебной цели: образовательный, развивающий, коррекционный и воспитывающий.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с заданием, раздаточным материалом, в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности.

Развитие речи при работе с словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Коррекция мыслительной деятельности (несформированных процессов анализа, сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного, аргументированного доказательства и опровержения).

Коррекция негативных личностных проявлений

Воспитание аккуратности и дисциплины труда, любви к жизни во всех проявлениях

Воспитание усидчивости, умения преодолевать трудности, силы воли, настойчивости

Критерии эффективности программы. Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше

самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность; заинтересованность школьников обеспечивают положительные

  • результаты выполнения контрольных заданий, аналогичные тем, что уже выполнялись учениками, но другие по-своему

внешнему оформлению, степень их самостоятельности;

  • косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным

дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Объективными методами измерения эффективности программы служит промежуточная и итоговая диагностика; наблюдения, собеседования.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Обучающиеся должны научиться:

- подбирать в своей деятельности неординарные способы решений, творчески подходить к выполнению заданий;

- самостоятельно выполнять данное учителем задание;

- проявлять собственную активность в получение знаний;

- контролировать собственные действия в ходе выполнения задания;

- повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития.

У обучающихся должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия.

- принимать позицию ученика (проявлять положительное отношение к школе, осознавать необходимость обучения, мотивировать себя на активизацию интереса к школьной жизни);

- налаживать положительные контакты с людьми;

- соблюдать правила игры и дисциплину;

- делать анализ своих действий и поступков;

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

- активно формировать в себе познавательные, учебные мотивы, стремление к приобретению новых знаний;

- развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий.

- учиться позитивно проявлять себя в общении;

- учиться договариваться и приходить к общему решению;

- учиться понимать эмоции и поступки других людей;

- овладевать способами позитивного разрешения конфликтных ситуаций.

- учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;

- учиться прогнозировать последствия своих поступков;

- уметь определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- строить речевое высказывание в устной форме.

- находить ответы на вопросы в различных источниках информации;

- делать выводы в результате совместной работы в группе;

- учиться графически оформлять изучаемый материал;

- моделировать различные ситуации;

- усваивать разные способы запоминания информации.

Материально-техническое оборудование : АРМ учителя, цветные карандаши, альбомные листы, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

Читайте также: