Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием


Скачать:

ВложениеРазмер
professionalnoe_samoopredelenie.docx 31.17 КБ

Предварительный просмотр:

1. Психологическая характеристика личности в юношеском возрасте 4

2. Профессиональное самоопределение, как основное новообразование в юношеском возрасте 6

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране в настоящее время особенно остро стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников, а так же условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в современном обществе является основной в обеспечении социальных притязаний человека, а также самоутверждения и самореализации личности.

Таким образом, в современном обществе необходимо изучать становление профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте.

1. Психологическая характеристика личности в юношеском возрасте

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий.

Конечной целью личностного становления юношеского возраста будет новый уровень развития самосознания. В юности получают интенсивное развитие самые разные чувства, под влиянием которых старший школьник становится еще лучше и человечнее. У молодых людей открывается внутренний мир во всей его индивидуальной целостности и уникальности. Появляется стремление к самопознанию, а также формируется личная идентичность, и чувства преемственности и единства.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно отметить, что юношеский возраст - это период самоопределения и формирования жизненных планов, а в качестве основной задачи перед старшеклассником стоит социальное, личностное, профессиональное и духовно-практическое самоопределение.

2. Профессиональное самоопределение, как основное новообразование в юношеском возрасте.

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.

«Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения.

Второй этап - подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии.

Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст - это предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка (я люблю историю, а стану-ка я историком!), далее с точки зрения его способностей (у меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?) и, наконец, с точки зрения его системы ценностей (я хочу помогать больным - стану врачом).

Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

Начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Итак, психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников являются для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.

В процессе профессионального самоопределения развивается самосознание, формируется система ценностных ориентации, моделируется будущее, происходит построение эталонов в виде идеального образа профессионала. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

У старшеклассников изменяется отношение к учебно-профессиональной деятельности, е сли они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

1. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий:

А) метод клинической беседы

Б) метод возрастных поперечных срезов

В) лонгитюдный метод

Г) экспериментально-генетическая стратегия исследования

Д) сравнительный метод

2. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти:

А) генетическая психология

Б) возрастная психология

В) генетическая эпистемология

Г) сравнительная психология

Д) психология развития

3. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:

Д) адаптация к социальной среде

4. Принцип психологии развития, проявляющий себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными, но определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества:

А) принцип творческого характера развития

Б) исторический принцип психологии развития

В) принцип ведущей роли социокультурного контекста в развитии

Г) принцип совместной деятельности общения как движущей силы психического развития

Д) принцип амплификации развития

5. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:

А) центральное новообразование возраста

Б) уровень развития общения

В) ведущая деятельность

Г) социальная ситуация развития

Д) социальное пространство

6. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации:

Г) хронологический возраст

Д) психологический возраст

7. Наука о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий и познавательных операций:

А) генетическая эпистемология

Б) генетическая психология

В) когнитивная психология

Г) психология развития

Д) возрастная психология

8. Теория психического развития, основу которой составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм в культурные (высшие) психические функции:

А) теория рекапитуляции

Б) теория социального научения

В) культурно-историческая концепция

Г) теория конвергенции двух факторов

Д) эпигенетическая теория развития

9. Категория отечественной возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человека:

10. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека:

А) литические периоды

Г) возрастные кризисы

Д) индивидуальные кризисы

11. Центральное понятие концепции Э.Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений:

12. Тип развития, при котором в самом начале заданы, зафиксированы стадии развития и конечный результат:

А) спонтанный тип развития

Б) непреформированный тип развития

В) преформированный тип развития

Г) детерминированный тип развития

Д) циклический тип развития

13. Концепция краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм:

А) концепция конвергенции двух факторов развития

Б) концепция рекапитуляции

В) концепция трех ступеней развития

Г) культурно-историческая концепция

Д) социогенетическая концепция

14. Характеристики психологического возраста определяются:

А) конкретно-историческими условиями развития индивида

Б) характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида

В) сочетание вышеизложенных факторов

Г) спецификой развития функциональных систем

Д) особенностями роста

15. В концепции Л.С.Выготского возрастные кризисы рассматриваются как:

А) негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью

Б) результат нарушения детско-родительских отношений

Г) условные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого

Д) нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов

16. Ведущая деятельность- это:

А) деятельность, которой на данной стадии развития человек посвящает большую часть своего времени

Б) деятельность, наиболее интересная для человека

В) деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста

Г) деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый

Д) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта

17. Согласно Л.С.Выготскому, структура возраста состоит из:

А) социальной ситуации развития

Б) ведущая деятельность

18. Хронологический возраст определяется:

А) временными рамками

Б) индивидуальными особенностями ребенка

В) физиологическими особенностями развития ребенка

Г) психологическими особенностями развития ребенка

Д) когнитивными особенностями развития ребенка

А) дошкольный возраст

Б) младший школьный возраст

В) подростковый возраст

Г) юношеский возраст

Д) ранняя взрослость

20. Система взглядов на объективный мир и место человека в нем:

В) просоциальное поведение

21. Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием:

А) раннее детство

Б) дошкольный возраст

В) младший школьник

Д) ранняя юность

22. Условное обозначение вершины развития, момента наибольшего расцвета человеческой личности:

23. Отечественный психолог, создатель школы исследования зрелой личности, давшей новую оценку зрелости как этапа онтогенети­ческого развития:

24. По мнению Б. Г. Ананьева, зрелость — это период:

А) стабилизации функциональных уровней основных деятельностей и образования неопределенно долгого стационарного состо­яния.

Б) противостояния инволюционным процессам в виде реституци­онных и конструктивных процессов.

Г) сложных процессов, нарушающих стационарное состояние.

Д) начала неуклонной инволюции.

25. Важнейшими характеристиками зрелой личности являются:

А) активность и направленность личности.

В) сочетание этих характеристик.

Д) формирование рефлексии.

26. Кризис зрелого возраста:

А) проходит незаметно и не проявляется в каких-либо качествен­ных изменениях личности.

Б) несет в себе разрушительное начало как результат осознания невозможности приблизиться к целям, поставленным в юности.

В) отмечается не у всех индивидов и часто приводит к регрессу, к ин­фантильному уровню развития личности.

Г) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию и саморазвитию.

27. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлет­воренности от подведения человеком итогов своей жизни и осоз­нание ее как единого целого, — это:

Б) целостность эго.

Д) катарсис старости

А) В.В. Фролькисом.

Б) И.В. Давыдовским.

В) А.А. Богомольцем.

Г) И.И. Мечниковым.

Д) В. Альперовичем.

29. Наиболее типичным психическим состоянием в старости являет­ся:

Г) возрастно-ситуативная депрессия.

Д) ипохондрическая фиксация.

30. В условиях нормального старения изменение ядра личности:

А) не происходит.

Б) имеет место, но не является патологическим.

В) зависит от стратегии адаптации к старости.

Г) обязательно происходит, это естественный процесс инволю­ции.

Д) не было предметом экспериментальных исследований.

Выбор профессии является значимым событием, которое меняет все последующее течение жизни, при этом не только ее профессиональную составляющую. Профессиональное самоопределение оказывает значительное воздействие на личную жизнь, финансовое положение, на самооценку, внутреннее состояние, и на место жительства, а также на многие другие жизненные обстоятельства.

Отечественный исследователь Д.Б. Эльконин в подростковом возрасте акцентирует два периода – младший подростковый возраст (12-14 лет), а также старший подростковый возраст (15-17 лет).

Рассматриваемый возрастной период – это время жизни, когда осуществляется формирование норм, возможностей общения с другими людьми, а также с самим собой. Ценности добра, равноправия, справедливости, ума понимаются подростком непосредственно, используются во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В исследованиях И.С. Кона и других авторов показано, что общение выступает как системообразующий фактор деятельности старшеклассников.

В отечественной психологии считают, что главное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее сознание самого себя индивидуальностью [1]. Д. Б. Эльконин говорил об ощущении взрослости как об основном новообразовании данного возраста.

В соответствии с Л. И. Божович, в этот период жизни совершается перемена отношений подростка к миру и к себе. Он формирует собственные взгляды на жизнь, что, в конечном счете, позволит ему быть независимым.

Еще одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и назначение в жизни. В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление

Общение выступает как особый вид деятельности, в рамках которой осуществляется поиск близких друзей и установление с ними доверительных отношений. Как подросток умеет контактировать с людьми, как он стремится к общению и посредством каких мотивов данная деятельность осуществляется, а также какие требования влияют на коммуникабельность – все это оказывает влияние на его внутренний мир, содействует успешности или же напротив, приводит к одиночеству и переживанию неудачи в деятельности.

В возрасте 16-17 лет старшеклассник особенно активно пробует собственные возможности изменения в отношениях с другими людьми, разбираясь в сущности своей Я-концепции и концепции другого человека. Здесь обретает проявление существенное формирование подросткового возраста – мера правильности. Зарождается данная единица в ходе переживания воздействия другого человека на предметные границы психологического пространства и может быть связана с переживанием боли или же негативных эмоций, которые базируются на потере предметом части его свойств [2].

Старшеклассник ориентируется в обществе социальных взаимоотношений, а также в своем внутреннем мире. Ощущение взрослости складывается в отношениях с товарищами и взрослыми посредством усвоения эталонов, которые различаются по своему моральному и этическому содержанию. Подросток уже может не только следовать образцам поведения взрослых, но также применять к себе взрослые отношения. Для полноценного существования взрослого поведения подростку еще недостаточно накопившейся у него системы ценностей, что дает возможность ему предоставлять оценку совершающимся действиям. Вместе с тем, подросток может обобщить нормы, а также правила поведения человека.

Становление на будущее является особо важным для составления содержания развития социальной взрослости в данный возрастной период. Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Контроль над собой в деятельности – лучший способ для осуществления мечты и предотвращения разочарований.

Период обучения в старших классах для многих – это время интенсивных размышлений о своей перспективе. Некоторые старшеклассники пытаются перевести собственные мечтания в действия, кто-то примеривает самого себя к различным вариантам своего будущего. Другие же думают о соответствии собственных возможностей требованиям, которые выдвигает та или иная специальность, а кто-то собирает все необходимые сведения о привлекающей профессии и образовательном учреждении, в котором ее получают. Ребята серьезно интересуются планами своих одноклассников, обсуждают колебания, сомнения и отказываются от своих прошлых мечтаний. Многие подростки подвергаются воздействию более взрослых или влиятельных друзей. Время от времени появляются дискуссии и расхождения касательно различных профессий, а также относительно того, где именно получать образование в дальнейшем [4].

Необходимо выделить, что детям старшего школьного возраста свойственна направленность в собственную перспективу. Если к 15 годам подросток решил пойти в 10 класс, таким образом, он отсрочил себе выход во взрослую жизнь на 2 года, а также сам выбор своего последующего пути. В этот, достаточно непродолжительный период времени, необходимо построить жизненный путь, то есть, найти решение на следующие проблемы: каковым являться (личностное самоопределение) и кем быть (профессиональное самоопределение). Подростку нужно не только представлять в общих чертах собственную перспективу, но еще и анализировать способы достижения задуманных целей [3].

В период перехода к юности личность одновременно переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых. У девушек и юношей формируются новые элементы самосознания, отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, представления о будущем. Все эти элементы взрослости по-разному представлены в характере, потребностях и способностях. Безусловно, что они формируются скачкообразно, с различной динамикой и качественным составом в учебной или общественно-организаторской деятельности.

В выпускном классе учащиеся концентрируются на профессиональном самоопределении, что подразумевает самоограничение и отказ от детских воображений. Ребята вынуждены ориентироваться в разных специальностях. А это нелегко, так как в фундаменте отношения к профессиям пребывает не свой личный опыт, а посторонний – то есть, сведения, полученные от своих родителей, близких людей, из социальных сетей и тому подобное. Данный опыт, как правило, является теоретическим, так как не пережит старшеклассником. Вместе с этим, необходимо грамотно предоставить оценку своим способностям, то есть, материальным условиям семьи, здоровью, уровню учебной подготовки, и, прежде всего, своим предрасположенностям и возможностям [3].

От 15 к 16 годам растет число юношей и девушек, собирающихся работать сразу после окончания школы. Общими для них в планировании профессионального будущего являются тенденции к снижению значимости роли образования. У современных юношей и девушек прослеживается мотивация на получение образования для приобретения определенного статуса, не обязательно сопряженного с конкретной профессией, что в целом свидетельствует о незрелости, нехватке реального представления о профессиональных перспективах и может быть расценено как показатель кризисности ситуации.

Половозрастные характерные черты кризиса профессиональной ориентации проявляются при рассмотрении главных мотивов и факторов влияния на выбор будущей профессии. Так, у юношей внешняя мотивация (материальная обеспеченность) проявляется чаще, тогда как у девушек того же возраста наблюдается повышение внутренней мотивации выбора, отражающей содержание труда и полезность его результатов.

Наряду со степенью сформированности профессиональных планов и мотивацией выбора, существенной значимостью является готовность к профессиональному выбору (независимость, осведомленность, принятие решения, планирование, эмоциональное отношение).

Профессиональные предпочтения как результаты профессионального самоопределения является более значимой возрастной проблемой. Наблюдаемая от 14 к 16 годам тенденция к снижению значимости выбора образования на фоне увеличения числа молодых людей, планирующих работать сразу после окончания среднего учебного заведения, слабая информированность в мире профессий, а также увеличение числа юношей с неопределенным выбором уровня образования, преобладающей внешней мотивацией выбора и девушек, обеспокоенных выбором трудовой деятельности без профессионального образования, возрастная перестройка профессионального типа личности у старших подростков мужского пола — все без исключения свидетельствует о высокой вероятности ошибочного или неадекватного профессионального выбора, отражает кризисный характер профессионального самоопределения в данный возрастной период.

В таком случае то, насколько престижной будет будущая профессия или университет, в который подросток намерен идти, непосредственным образом зависит от его требований. Имеется довольно точная направленность, которая проявляется на протяжении обучения в старших классах, а именно: чем больше будет школьный выпуск, тем более частыми будут пересмотры собственных жизненных планов, и меньше будет требований. Это может оказаться результатом рационального отказа от бесперспективных ожиданий, однако могут быть также и проявления малодушия, проявления страха перед весьма уверенным шагом [3].

Личное и профессиональное самоопределение оказываются главнейшим новообразованием ранней юности. Такое самоопределение считается новой внутренней позицией, которая предполагает осознание самого себя как представителя гражданского общества, утверждение собственного места в этом обществе [4].

Так как у старшеклассников появляются желания и планы, реализация которых является отсроченной, а в подростковом возрасте вероятны существенные коррективы, то порой новообразованием выступает не само по себе самоопределение, а именно психологическая готовность ребенка к нему. Самоопределение непосредственным образом связано с новым восприятием времени, то есть, соотнесением своего прошлого и своего будущего.

Старшеклассник при подходящих ему обстоятельствах собственного развития нацелен на перспективу не по тому фактору, что он не реализовался в настоящем, а в связи с тем, что в будущем станет еще предпочтительнее в той или иной деятельности.

3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина, - М.: Издательство УРАО, 1997.

4. Петровский, А. В. Психология и время [Текст] / А. В. Петровский, - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.

5. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования [Текст] / П. Г. Щедровицкий, - М.: 1993.

Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к труду, формированием соответствующей мотивации является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов.

Л.И.Божович, И.С.Кон, Э.Эриксон, анализируя закономерности развития в юношеском возрасте, отмечают и возникающие трудности:

  • · психологические, связанные с проблемой формирования временной перспективы;
  • · социальные, связанные с материальными проблемами, неясностью перспектив развития общества;
  • · педагогические, связанные с разработкой технологий формирования профессиональных ЗУНов и способов деятельности. [10]

В юношеском возрасте актуальными для развития становятся задачи независимого существования. Для их осуществления необходимы умение и навыки организации своей социальной жизни. В юности начинается профессиональное самоопределение человека, приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает его способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации. Ключевым новообразованием юношеского возраста является профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение - это осознание себя в отношении профессиональной деятельности, вследствие которого и совершается определенный профессиональный выбор; процесс самостоятельного и осознанного нахождения смыслов профессионального выбора и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения.

Цель помощи молодому человеку в профессиональном самоопределении состоит в постепенном формировании у него внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития или, говоря иначе, готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла.

Н.С. Пряжников предложил содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения личности:

  • · Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценостно-нравственная основа самоопределения).
  • · Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
  • · Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты.
  • · Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
  • · Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
  • · Представления о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
  • · Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
  • · Практическая реализация личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.

Профессиональное самоопределение кардинально влияет на дальнейшее течение жизни человека и не только на ее профессиональную составляющую, но и на перспективы создания семьи, и на материальное состояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, одним словом - на весь образ жизни человека. Профессиональное самоопределение - важнейший этап социализации личности. В связи с этим необходимо в процессе профессиональной подготовки уделять внимание жизненным приоритетам, ценностям, взглядам молодых людей, а также их социальному самочувствию, настрою.

Содержанием активного профессионального самоопределения выступают процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное формирование в себе таких качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности). На основе выявления того, что доминирует в актуальной деятельности человека - условия ситуации или его собственные цели, - можно делать заключение о степени активности его в процессе профессионального самоопределения. Пассивная позиция личности проявляется, когда человек "идет на поводу" обстоятельств или целей других людей. Об активном профессиональном самоопределении молодого человека можно говорить тогда, когда в его деятельности преобладает стремление к достижению поставленных целей, а условия социальной и профессиональной ситуации преобразуются и учитываются в соответствии с поставленными целями. Высокий уровень активности в процессе профессионального самоопределения проявляется в том, что молодой человек способен преодолевать неблагоприятные условия в ходе осуществления своих намерений.

Анализируя процесс профессионального становления личности, Э.Ф. Зеер выделяет основные моменты профессионального самоопределения:

  • · профессиональное самоопределение - это избирательное отношение к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;
  • · ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий;
  • · профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии;
  • · актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.;
  • · профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самоактуализации. [6]

Развитие профессионального самоопределения в юношеском возрасте является стороной личностного самоопределения - активного определения своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, а на этой основе - смысла собственного существования. Проблема самоопределения личности, по мнению Т.М. Буякаса, относится к числу проблем, имеющих экзистенциальное звучание [2]. Представление человека о собственных возможностях, критическое отношение к себе складывается на основании оценки окружающими результатов его деятельности, успехов и неудач и формируется на ранних этапах становления личности. Самоопределение, с точки зрения самосознания субъекта, характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции и имеет ценностно-смысловую природу.

Как отмечает Йозеф Лингарт, "личность вырабатывается своей собственной историей процессов принятия решений; личность существует и проявляется в собственных сопоставлениях (конфронтациях) с окружающим миром, … для этого человек вырабатывает системы значений (смыслов), дающих ему возможность понять мир и себя самого,… это обязательное условие для поведения и выбора альтернатив с чувством свободы". Т.М. Буякас, анализируя основания, которые позволяют человеку встать на путь самоопределения, и условия их порождения в рамках психологии становления "возможного" человека, то есть человека в перспективе своего развития, отмечает, что смыслы лежат над плоскостью причинно-следственных связей: "Смысл позволяет увидеть происходящие события в другом масштабе, чем они происходят в некоторой причинной цепи. Если двигаться по горизонтали - в рамках целей, мотивов, потребностей, мы останемся в наличной ситуации и будем обречены на движение по замкнутому кругу". Только выйдя на уровень смысла человек "сможет стать источником своего поступка, которым он осуществляет себя". [2]

В целом процесс осознания личностью своей самоценности, ценностей и смысла своего профессионального выбора, профессиональной деятельности, ее значения для самого себя и роли в общественной системе производственных отношений можно определить как профессионально-личностное самоопределение человека.

Профессиональное самоопределение как процесс.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление [14]:

  • 1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
  • 2) объект выбора - то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии - это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от: внешних условий; - индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Этапы, предшествующие самоопределению.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы [14]:

  • · первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):
  • · малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений.

Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

· возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда.

· осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии.

· формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

Самореализация в труде:

· выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

Предпосылки профессионального самоопределения.

Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности.

Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.

В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Личностные предпосылки самоопределения.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам [7]:

  • 1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.
  • 2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. [7]. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

Читайте также: