Приказ по онкологии рт

Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 3 октября 2016 г. N 1970
"Об организации медицинской помощи при онкологических заболеваниях населению в Республике Татарстан"

9 января 2017 г.

Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.07.2013 N 461 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" (далее - приказ МЗ РФ от 15.11.2012 г. N 915н) и в целях повышения доступности, качества и эффективности оказания медицинской помощи населению Республики Татарстан при онкологических заболеваниях приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Перечень медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях (Приложение N 1).

1.2. Перечень медицинских организаций, в которых развернуты первичные онкологические кабинеты и Перечень медицинских организаций, в которых развернуты первичные онкологические отделения (Приложение N 2).

1.3. Схема прикрепления медицинских организаций для направления врачом ПОК в целях уточняющей диагностики в специализированные онкологические учреждения (отделения) Республики Татарстан (Приложение N 3).

1.4. Рекомендуемый перечень обследований в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при направлении пациентов в ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" (далее - ГАУЗ "РКОД МЗ РТ") и его филиалы (приложение N 4).

1.5. Временный порядок маршрутизации пациентов с подозрением на онкологическое заболевание (Приложение N 5).

1.6. Рекомендуемые должностные обязанности врачей и специалистов со средним медицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях в медицинских организациях Республики Татарстан (Приложение N 6);

1.7. Инструкцию по проведению профилактического осмотра с целью выявления новообразований визуальных локализаций (Приложение N 7).

2. Руководителям территориальных Управлений здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Татарстан, медицинских организаций Республики Татарстан обеспечить:

2.1. Организацию оказания медицинской помощи населению Республики Татарстан при онкологических заболеваниях в соответствии с приказом МЗ РФ от 15.11.2012 г. N 915н и настоящим приказом.

2.2. Своевременное снятие с диспансерного учета лиц, больных злокачественными новообразованиями, в случае регистрации их смерти органом записи актов гражданского состояния.

2.3. Информирование населения о порядке оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях, в том числе о порядке организации работы первичных онкологических кабинетов (отделений).

2.4. Проведение работы по гигиеническому образованию и воспитанию населения по вопросам ранней диагностики и профилактики онкологических заболеваний, в том числе с использованием средств массовой информации.

3. Главному врачу ГАУЗ "РКОД МЗ РТ" (И.И. Хайруллин) обеспечить координацию деятельности медицинских организаций Республики Татарстан по реализации приказа МЗ РФ от 15.11.2012 г. N 915н и настоящего приказа

4. Главному врачу ГАУЗ "Республиканский центр медицинской профилактики" Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Р.С. Садыкова) обеспечить координацию работы по информированию населения по вопросам профилактики и ранней диагностики онкологических заболеваний.

5. Просить ректора государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Казанская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации, главного внештатного специалиста-онколога Приволжского федерального округа Российской Федерации и Республики Татарстан (Р.Н. Хасанов) оказать организационно-методическую и консультативную помощь медицинским организациям Республики Татарстан по вопросам профилактики и оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях.

6. Признать утратившими силу приказы Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 24.02.2010 N 172 "Об организации мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению" и от 08.07.2010 N 871 "Об организации медицинской помощи при онкологических заболеваниях на территории Республики Татарстан".

7. Контроль исполнения приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан С.А. Осипова.

667000, Республика Тыва,
г. Кызыл, ул. Московская, д. 2

8 (394 22) 5 1224
Обратный звонок


  • Главная
  • Министерство
    • Структура
    • Положение
    • Руководство
      • Сат А.М.
      • Кажин-оол А.С.
      • Монгуш А.А.
      • Намдак А.А.
    • Информационная безопасность
  • Прием граждан
    • Работа с обращениями граждан
    • Интернет-приемная
    • Информация об обращениях
    • График приема граждан
    • Результаты проверок
  • Новости
    • Анонсы
    • Медицина в лицах
    • Фотогалерея
    • Видеоматериалы
    • ЧЕЛОВЕК ТРУДА
  • Контакты
    • Где мы находимся?
    • Учреждения Министерства здравоохранения
    • Контакты контролирующих органов
    • Телефоны горячих линий
    • Координаты учреждений Минздрава РТ
  • Назад
  • Вперёд
  • Целевые места в 2020 году
  • Поиск
  • Текущая деятельность
  • Исполнение поручений и указаний Президента РФ
  • Документы
    • Федеральные законы
    • Законы Республики Тыва
    • Постановления Правительства Республики Тыва
    • Распоряжения Правительства Республики Тыва
    • Государственный доклад
  • Статистические данные
  • Тарифные соглашения
  • Лекарственное обеспечение
  • Клинические рекомендации
  • Общественные и некоммерческие организации
  • Юридическая помощь
  • Информационные системы и реестры
  • Пенсионные преобразования
  • Противодействие коррупции
  • Платные услуги в медицинских организациях Республики Тыва
  • Кадровая политика
  • Фоторепортажи
  • Видеоматериалы
  • Защита населения при ЧС
  • Антимонопольный комплеанс
  • Частная медицина
  • Диспансеризация
  • Правовое информирование
  • Государственные программы






Министерство здравоохранения
Республики Тыва

667000, Республика Тыва, г. Кызыл,
ул. Московская, дом 2.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 5 февраля 2019 г. N 48н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ПРОФИЛЮ
"ОНКОЛОГИЯ", УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 НОЯБРЯ 2012 Г. N 915Н

1. Внести изменения в Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 915н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 апреля 2013 г., регистрационный N 28163), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 2016 г. N 624н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2016 г., регистрационный N 43597) и от 4 июля 2017 г. N 379н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2017 г., регистрационный N 47503), согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 мая 2019 года.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 5 февраля 2019 г. N 48н

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ ПО ПРОФИЛЮ "ОНКОЛОГИЯ", УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 НОЯБРЯ 2012 Г. N 915Н

1. Пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом-онкологом и иными врачами-специалистами в центре амбулаторной онкологической помощи либо в первичном онкологическом кабинете, первичном онкологическом отделении, поликлиническом отделении онкологического диспансера.".

а) в абзаце первом слова "первичный онкологический кабинет или первичное онкологическое отделение" заменить словами "центр амбулаторной онкологической помощи либо в первичный онкологический кабинет, первичное онкологическое отделение";

б) в абзаце втором слова "первичном онкологическом кабинете или первичном онкологическом отделении" заменить словами "центре амбулаторной онкологической помощи либо в первичном онкологическом кабинете, первичном онкологическом отделении".

3. Пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. Врач-онколог центра амбулаторной онкологической помощи в течение одного дня с момента установления предварительного диагноза злокачественного новообразования организует взятие биопсийного (операционного) материала, его консервацию в 10%-ном растворе нейтрального формалина, маркировку и направление в патолого-анатомическое бюро (отделение) с приложением направления на прижизненное патолого-анатомическое исследование биопсийного (операционного) материала по форме согласно приложению N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2016 г., регистрационный N 41799) (далее - Правила проведения патолого-анатомических исследований), а также организует выполнение иных диагностических исследований, необходимых для установления диагноза, включая распространенность онкологического процесса и стадию заболевания.

В случае отсутствия центра амбулаторной онкологической помощи врач-онколог первичного онкологического кабинета или первичного онкологического отделения в течение одного дня с момента установления предварительного диагноза злокачественного новообразования организует взятие биопсийного (операционного) материала, его консервацию в 10%-ном растворе нейтрального формалина, маркировку и направление в патолого-анатомическое бюро (отделение) с приложением направления на прижизненное патолого-анатомическое исследование биопсийного (операционного) материала по форме согласно приложению N 2 к Правилам проведения патолого-анатомических исследований, а также организует направление пациента для выполнения иных диагностических исследований, необходимых для установления диагноза, включая распространенность онкологического процесса и стадию заболевания.

В случае невозможности взятия в медицинской организации, в составе которой организован центр амбулаторной онкологической помощи (первичный онкологический кабинет, первичное онкологическое отделение), биопсийного (операционного) материала, проведения иных диагностических исследований пациент направляется лечащим врачом в онкологический диспансер или в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями.

Срок выполнения патолого-анатомических исследований, необходимых для гистологической верификации злокачественного новообразования, не должен превышать 15 рабочих дней с даты поступления биопсийного (операционного) материала в патолого-анатомическое бюро (отделение).".

4. Пункт 15.1 изложить в следующей редакции:

"15.1. Врач-онколог центра амбулаторной онкологической помощи (первичного онкологического кабинета, первичного онкологического отделения) направляет больного в онкологический диспансер или в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, для уточнения диагноза (в случае невозможности установления диагноза, включая распространенность онкологического процесса и стадию заболевания, врачом-онкологом центра амбулаторной онкологической помощи, первичного онкологического кабинета или первичного онкологического отделения) и оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Срок начала оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, не должен превышать 14 календарных дней с даты гистологической верификации злокачественного новообразования или 14 календарных дней с даты установления предварительного диагноза злокачественного новообразования (в случае отсутствия медицинских показаний для проведения патолого-анатомических исследований в амбулаторных условиях).".

5. Пункт 17 изложить в следующей редакции:

"17. Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в онкологическом диспансере или в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, осуществляется по направлению врача-онколога центра амбулаторной онкологической помощи или первичного онкологического кабинета, первичного онкологического отделения либо врача-специалиста при подозрении и (или) выявлении у больного онкологического заболевания в ходе оказания ему специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной форме.".

6. В пункте 20 слова "первичного онкологического кабинета или первичного онкологического отделения" заменить словами "центра амбулаторной онкологической помощи либо первичного онкологического кабинета, первичного онкологического отделения".

7. В пункте 22 слова "первичном онкологическом кабинете или первичном онкологическом отделении" заменить словами "центре амбулаторной онкологической помощи, а в случае его отсутствия - в первичном онкологическом кабинете или первичном онкологическом отделении".

8. В пункте 24 слова "первичный онкологический кабинет или первичное онкологическое отделение" заменить словами "центр амбулаторной онкологической помощи либо первичный онкологический кабинет, первичное онкологическое отделение".

9. Дополнить приложениями N 6.1 - 6.3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" (далее - Порядок) следующего содержания:

"Приложение N 6.1
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
"онкология", утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 15 ноября 2012 г. N 915н

ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА АМБУЛАТОРНОЙ
ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Настоящие правила определяют порядок организации деятельности центра амбулаторной онкологической помощи медицинской организации, оказывающей первичную специализированную медико-санитарную помощь.

2. Центр амбулаторной онкологической помощи (далее - Центр) создается как структурное подразделение медицинской организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.

Центр рекомендуется создавать в медицинской организации (ее структурном подразделении) при численности обслуживаемого населения не менее 50 000 человек.

3. Центр организуется при наличии в медицинской организации, расположенных в пределах имущественного комплекса, функционально и технологически объединенного с Центром:

рентгеновского отделения (кабинета/ов), оснащенного оборудованием для проведения рентгенологических исследований, рентгеновских профилактических исследований легких, рентгеновских маммографических исследований и рентгеновской компьютерной томографии;

эндоскопического отделения (кабинета);

отделения (кабинета) ультразвуковой диагностики;

отделения (кабинет) функциональной диагностики;

Функциональное и технологическое объединение означает размещение указанных подразделений в пределах одного здания или комплекса зданий.

4. В медицинской организации, в структуре которой создан Центр, должна быть обеспечена возможность проведения консультаций пациентов (их законных представителей) врачами-специалистами по профилям: "акушерство и гинекология", "гастроэнтерология", "дерматовенерология", "кардиология", "колопроктология", "медицинская реабилитация", "неврология", "оториноларингология", "паллиативная медицинская помощь", "пульмонология", "терапия", "урология", "хирургия", "эндокринология". При отсутствии необходимых врачей-специалистов в медицинской организации возможно привлечение врачей-специалистов из других медицинских организаций по договору между организациями при условии наличия у таких медицинских организаций лицензии на соответствующие работы (услуги).

5. Центр возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в составе которой создан Центр.

6. На должность заведующего и врача-онколога Центра назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" по специальности "онкология".

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).

7. Структура и штатная численность Центра утверждаются руководителем медицинской организации, в составе которой он создан, и определяются исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 6.2 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденному настоящим приказом.

8. Оснащение Центра осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 6.3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденному настоящим приказом.

9. В структуре Центра рекомендуется предусматривать кабинет заведующего, кабинеты для приема больных и помещение дневного стационара.

10. Основными функциями Центра являются:

диагностика онкологических заболеваний, включая установление распространенности онкологического процесса и стадии заболевания;

направление больных с онкологическими заболеваниями в онкологический диспансер или медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, на взятие биопсийного (операционного) материала, в случае невозможности взятия в медицинской организации, в составе которой организован центр амбулаторной онкологической помощи, проведения иных диагностических исследований или для оказания специализированной медицинской помощи;

проведение противоопухолевой лекарственной терапии больным с онкологическим заболеванием в соответствии с решением консилиума врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов, проведенного в онкологическом диспансере или в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;

осуществление оценки эффективности и переносимости проводимого лечения с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования;

проведение восстановительной и корригирующей терапии, связанной с возникновением побочных реакций на фоне высокотоксичного лекарственного лечения;

оказание паллиативной помощи, включая назначение противоболевой терапии;

консультативная помощь врачам-специалистам, оказывающим первичную врачебную медико-санитарную помощь больным с онкологическими заболеваниями, контроль за проведением симптоматического лечения больным с онкологическими заболеваниями;

назначение лекарственных препаратов, в том числе на наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 , оформление рецептов на лекарственные препараты;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2004, N 8, ст. 663, N 47, ст. 4666; 2006, N 29, ст. 3253; 2007, N 28, ст. 3439; 2009, N 26, ст. 3183, N 52, ст. 6572; 2010, N 3, ст. 314, N 17, ст. 2100, N 24, ст. 3035, N 28, ст. 3703, N 31, ст. 4271, N 45, ст. 5864, N 50, ст. 6696, ст. 6720; 2011, N 10, ст. 1390, N 12, ст. 1635, N 29, ст. 4466, ст. 4473, N 42, ст. 5921, N 51, ст. 7534; 2012, N 10, ст. 1232, N 11, ст. 1295, N 19, ст. 2400, N 22, ст. 2864, N 37, ст. 5002, N 48, ст. 6686, N 49, ст. 6861; 2013, N 9, ст. 953; N 25, ст. 3159; N 29, ст. 3962; N 37, ст. 4706; N 46, ст. 5943; N 51, ст. 6869; 2014, N 14, ст. 1626; N 23, ст. 2987; N 27, ст. 3763; N 44, ст. 6068; N 51, ст. 7430; 2015, N 11, ст. 1593; N 16, ст. 2368; N 20, ст. 2914; N 28, ст. 4232; N 42, ст. 5805; 2016, N 15, ст. 2088; 2017, N 4, ст. 671; N 10, ст. 1481; N 30, ст. 4664; N 33, ст. 5182; 2018, N 14, ст. 1986; N 27, ст. 4071; N 53, ст. 8650.

осуществление диспансерного наблюдения за больными с онкологическими заболеваниями, в том числе за получающими лекарственную противоопухолевую терапию, контроль лабораторных показателей, при развитии токсических реакций - своевременное направление больных в онкологический диспансер или в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями;

направление больных с онкологическими заболеваниями для паллиативного лечения в медицинские организации, располагающие отделениями паллиативной помощи;

анализ причин отказов больных с онкологическими заболеваниями от лечения в медицинских организациях;

санитарно-гигиеническое просвещение населения;

анализ и разбор диагностических ошибок и причин запущенности онкологических заболеваний с врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейный врач), а также врачами-специалистами;

участие в оформлении медицинской документации больных со злокачественными новообразованиями для направления на медико-социальную экспертизу;

ведение учетной и отчетной документации, предоставление сведений в информационные системы, указанные в части 1 статьи 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ;

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N 31, ст. 4791.

анализ случаев смерти в течение первого года с момента установления диагноза онкологического заболевания;

оказание методической помощи по планированию и организации профилактической работы, включающей методологическую помощь медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в том числе в раннем распознавании опухолевой патологии.

11. Центр для обеспечения своей деятельности использует возможности лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой он организован.

Приложение N 6.2
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
"онкология", утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 15 ноября 2012 г. N 915н

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ЦЕНТРА АМБУЛАТОРНОЙ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Р.Ш. Хасанов 1-3 , С.Е. Габитова 1 , И.Ф. Раббаниев 1 , Б.К. Мазитов 1 , Л.Г. Карпенко 1-3

Хасанов Рустем Шамильевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой онкологии и хирургии КГМА, главный врач РКОД МЗ РТ, директор Приволжского филиала РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН
420029, г. Казань, Сибирский тракт, д. 29, тел. (843) 519-26-00

Заболеваемость злокачественными новообразованиями в Российской Федерации демонстрирует неуклонную тенденцию к росту [3].

В 2012 году в Российской Федерации были впервые зарегистрированы 525 931 случаев злокачественных новообразований, или 365,4 на 100 тыс. населения. Прирост показателя за 5 лет, по сравнению с 2008 годом, составил 16,2% [6]. В связи со смертностью от злокачественных новообразований населением России в год теряется более 4,3 млн человеко-лет жизни [1]. Динамика заболеваемости населения злокачественными новообразованиями в Республике Татарстан также характеризуется увеличением показателя: за период 2009-2013 гг. заболеваемость увеличилась на 12,4% и составила 371,1 на 100 тыс. населения [13]. В Татарстане ежегодно в связи со смертностью от злокачественных новообразований теряется около 118 тыс. человеко-лет жизни.

Неуклонный рост числа больных злокачественными новообразованиями, высокий уровень смертности пациентов и, как следствие, значительные социально-экономические потери общества, вызванные необходимостью обеспечить заболевших всем комплексом медицинских, реабилитационных и социально-экономических мероприятий, традиционно поддерживают непреходящий интерес к проблеме совершенствования онкологической помощи населению [5]. Несмотря на очевидный прогресс в оснащении специализированной онкологической службы диагностической и лечебной аппаратурой, отдаленные результаты лечения многих нозологических форм злокачественных новообразований остаются неудовлетворительными. В значительной степени причиной этого является высокая доля больных, у которых злокачественное новообразование впервые выявлено на поздних стадиях заболевания [14]. Выявление и лечение злокачественных новообразований на ранних стадиях развития процесса обеспечивает в 75% длительный и стойкий клинический эффект, в то время как выявление опухоли с обширным распространением практически в 100% случаев исключает возможность получения стабильного клинического результата [9]. Еще в конце прошлого века рядом отечественных авторов отмечалось, что более 40% впервые выявленных больных имеют запущенные формы заболевания, когда возможности для радикального лечения ограничены [4]. Проблема раннего выявления рака на популяционном уровне не решена до сих пор: в 2013 году в Российской Федерации распространенную стадию заболевания имеют более половины больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования [12]. В Республике Татарстан также, несмотря на значительные достижения здравоохранения, до недавнего времени не удавалось в полной мере реализовать программы предупреждения и раннего выявления заболеваний социального характера, в первую очередь — онкологических [7].

В эту программу были включены следующие направления деятельности:

- оптимизация планирования деятельности онкологической службы;
- снижение заболеваемости раком шейки матки;
- снижение смертности от рака молочной железы;
- разработка моделей скрининга онкологической патологии на территории одного из районов Республики Татарстан.

Ввиду крайней ограниченности предусмотренных ресурсов (практически все мероприятия проводились за счет текущего финансирования) влияние указанной программы на состояние онкологической помощи населению Республики Татарстан было невелико. Однако программа выполнила важнейшую пилотную функцию, выступив практической моделью для отработки взаимодействия специализированной онкологической службы и медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению, на уровне субъекта Российской Федерации.

В последующие годы на территории республики были разработаны целевые программы по снижению смертности от рака молочной железы на 2008-2010 гг. и на 2011-2013 гг. Цитологический скрининг на рак шейки матки с 2009 года ежегодно включается в Программу государственных гарантий оказаний гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан.

В настоящее время перед онкологической службой стоит задача реализации максимально полного взаимодействия с общей лечебной сетью для обеспечения ранней диагностики новообразований: использование возможностей как традиционных подходов к раннему выявлению рака (онкологическая настороженность врачей общей лечебной сети, профилактические осмотры отдельных контингентов жителей, повышение активности населения в вопросах охраны собственного здоровья и т.д.), так и современных организационно-управленческих и экономических ресурсов (диспансеризация определенных групп взрослого населения).

Материалы и методы

В целях организации комплекса мероприятий по вторичной профилактике рака в Республике Татарстан в системе онкологической помощи населению с 2005 года разработаны и реализованы мероприятия, утвержденные рядом государственных и ведомственных актов.

1. Приказы МЗ РТ

5) Соглашение с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о софинансировании расходных обязательств Республики Татарстан, связанных с закупкой медицинского оборудования для учреждений здравоохранения Республики Татарстан в целях реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями от 12 апреля 2010 года, № 102/0-1156/317;

6) Соглашение с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о софинансировании в 2011 году расходных обязательств Республики Татарстан, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями от 11 мая 2011 года, № 108/0-2011-1222/408;

В целях организации и контроля исполнения мероприятий по диспансеризации отдельных групп взрослого населения Республики Татарстан, с 2013 года проводятся мероприятия во исполнение приказов МЗ РТ:

В целях изучения эффективности диспансеризации определенных групп взрослого населения, выявления онкологических заболеваний, в т.ч. на ранних стадиях, применяли информацию, получаемую из медицинских организаций РТ, во исполнение приказа МЗ РТ от 21.05.2014 г. № 878.

Показатели состояния онкологической помощи населению, в т.ч. раннего выявления злокачественных новообразований, изучали за период 2009-2013 гг.

В исследовании по мере необходимости применялись известные методы вычисления производных величин, методы построения динамических рядов, анализ достоверности разности показателей, для чего использовались труды отечественных авторов [2, 8].

В процессе реализации мероприятий во исполнение вышеуказанных нормативных актов осуществлены программы по обеспечению медицинских организаций кадрами и обучению врачей (в т.ч. для работы на новом приобретенном оборудовании).

В 2010 году прошли подготовку врачи для учреждений здравоохранения, участвующих в оказании медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях: в ГОУ ДПО КГМА Росздрава и ГОУ ВПО КГМУ Росздрава 1921 врач, в том числе по специальностям: хирургия — 186; нейрохирургия — 10; акушерство и гинекология — 624; урология — 149; анестезиология и реаниматология — 128; рентгенология — 90; УЗИ — 145; клиническая лабораторная диагностика — 216; онкология — 373, в том числе 46 врачей первичных онкологических кабинетов (тематическое усовершенствование, 144 часа) и 242 врача различных специальностей (тематическое усовершенствование по онкологии, 72 часа), на выездных циклах в муниципальных учреждениях здравоохранения.

Организованы первичные онкологические кабинеты в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи: на базе центральных районных больниц и городских поликлиник муниципальных образований развернуты 74 подразделения первичной онкологической помощи — 68 первичных онкологических кабинетов и 6 первичных онкологических отделений, из них 3 с функциями межмуниципальных.

В целях подготовки кадров для работы на новом оборудовании, приобретенном в 2010 году, в 2011 году подготовлены в ФГБУ МНИОИ им. П.А. Герцена по утвержденному графику 15 специалистов (5 врачей-радиотерапевтов, 6 медицинских физиков и 4 оператора установок лучевой терапии).

Организованы первичные онкологические кабинеты: согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 01.04.2011 № 412, в дополнение к уже имеющимся, на базе городских поликлиник муниципальных образований развернуты 2 первичных онкологических кабинета. Общее число подразделений первичной онкологической помощи в 2011 году составило 76 (70 первичных онкологических кабинетов и 6 первичных онкологических отделений, из них 3 с функциями межмуниципальных).

В результате проведенных в 2010-2011 годах мероприятий в Республике Татарстан был сформирован онкологический кластер, функционально объединяющий медицинские организации, участвующие в оказании медицинской помощи населению при выявлении (подозрении) онкологических заболеваний. Схематически его можно представить в виде пирамиды. В ее основании находятся учреждения здравоохранения, осуществляющие первичную медицинскую помощь населению (фельдшерско-акушерские пункты, смотровые кабинеты и поликлиники ЛПУ). Основными задачами этих учреждений являются раннее выявление онкологических заболеваний, первичное обследование пациентов и их направление на этапы уточняющей диагностики и специализированного лечения. На вершине пирамиды находится специализированное онкологическое учреждение — Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ.

Функциональное взаимодействие между участниками процессов оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях (ЛПУ первичной медико-санитарной помощи и специализированной онкологической помощи) осуществляют первичные онкологические кабинеты, структурно расположенные на базе поликлиник ЛПУ. Деятельность медицинских организаций РТ в системе онкологического кластера способствовала повышению качества онкологической помощи населению.

За период 2009-2013 гг. в Республике Татарстан отмечено устойчивое увеличение заболеваемости, на фоне тенденции к стабилизации смертности. При увеличении заболеваемости на 12,4%, отмечена стабилизация смертности от новообразований (рис. 1). Среди впервые выявленных больных на 9,5% возросла доля ранних стадий онкологической патологии (I-II). Доля больных, у которых диагноз злокачественного новообразования был выявлен на поздних стадиях заболевания, снизилась на 3,7%. Показатель одногодичной летальности за рассматриваемый период уменьшился на 3,4% при первичном выявлении (рис. 2).



В 2013 году в стране появился новый мощный ресурс, позволяющий охватить процессами раннего выявления онкозаболеваний большое количество населения — диспансеризация определенных групп взрослого населения.

В Республике Татарстан руководство диспансеризацией в части выявления новообразований было возложено на онкологическую службу МЗ РТ. Особое внимание было уделено выполнение в ЛПУ лабораторных исследований, направленных на выявление онкологических заболеваний, современными стандартными методами.


В 2013 году результативность диспансеризации по выявлению злокачественных новообразований составила 0,14% от числа всех осмотренных граждан (546 человек). За 5 месяцев 2014 года рак был выявлен у 0,17% от числа обследованных граждан (рис. 3). По оперативным данным, доля больных с онкологической патологией, выявленной на ранних стадиях заболевания в ходе диспансеризации, за 5 месяцев 2014 года несколько увеличилась по сравнению с предыдущим годом (рис. 4).


Для оценки достоверности различия относительных показателей состояния онкологической помощи населению в 2009 и 2013 годах использовали t-критерий (Стъюдента). Данные приведены в таблице 1. Анализа полученных данных свидетельствует о статистически достоверном увеличении заболеваемости, а также о росте доли больных, выявленных на ранних стадиях. Это указывает на определенную медицинскую результативность проводимых в республике мероприятий в целях вторичной профилактики рака. С этим согласуется и статистически достоверное снижение показателей запущенности и одногодичной летальности пациентов при злокачественных новообразованиях.

В то же время динамика смертности от злокачественных новообразований за рассматриваемый период не позволяет констатировать статистически достоверное снижение показателя. Это вполне объяснимо, учитывая исключительную многофакторность формирования процессов смертности от онкологических заболеваний на популяционном уровне. Вместе с тем за среднесрочный период наблюдения можно говорить о тенденции к стабилизации показателя. Этот факт на фоне существенного роста заболеваемости, с одной стороны, косвенно указывает на позитивные изменения в состоянии онкологической помощи населению республики. С другой стороны, сохраняется очевидность необходимости разработки и осуществления дальнейших системных и планомерных действий по совершенствованию онкологической помощи как в здравоохранении, так и в сфере межведомственного взаимодействия на республиканском уровне.

Особого внимания требует реализация диспансеризации определенных групп взрослого населения. Предварительные результаты реализации указанной программы в Республике Татарстан свидетельствуют о ее высоком потенциале в части обеспечения раннего выявления новообразований. Вместе с тем для полной реализации возможностей Программы на региональном уровне необходимо решить ряд сложнейших задач. Главными из них являются учет граждан и результатов их исследований, а также организация 2-го этапа исследования (уточняющая диагностика при подозрении на рак).

1. Вторичная профилактика рака является неотъемлемой частью оказания онкологической помощи населению на уровне региона Российской Федерации.

2. Реализация раннего выявления новообразований, в том числе диспансеризации определенных групп взрослого населения, на уровне региона страны требует формирования системы постоянного контроля и организационно-методического руководства со стороны головного онкологического учреждения субъекта РФ в отношении лечебно-профилактических учреждений оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

3. Организация медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях на основе кластерного подхода позволяет достоверно улучшить на региональном уровне показатели выявления онкологических заболеваний на ранних стадиях развития патологического процесса.

3. Врач-онколог первичного онкологического кабинета является ключевым специалистом в области организации мероприятий вторичной профилактики новообразований в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи.

5. Подготовка и регулярное повышение квалификации врачей для первичных онкологических кабинетов учреждений здравоохранения является важнейшим фактором повышения качества онкологической помощи населению.

2. Аксель Е.М., Двойрин В.В. Методика оценки социально-экономического ущерба, наносимого смертностью от злокачественных новообразований. Методические рекомендации. — М.: ОНЦ РАМН, 1984. — 35 с.

3. Давыдов М.И., Аксель Е.М. Статистика злокачественных новообразований в России и странах СНГ в 2005 г. // Вестник Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина РАМН. — 2007. — Т. 18, № 2. — С. 156.

4. Двойрин В.В., Аксель Е.М., Трапезников Н.Н. Заболеваемость злокачественными новообразованиями и смертность от них населения стран СНГ в 1995 г. — М.: ОНЦ РАМН, 1996. — 125 с.

5. Доможирова А.С. Комплексное применение профилактических технологий в онкологии на территориальном уровне: автореф. дис. … д-ра мед. наук / А.С. Доможирова. — Челябинск, 2013. — 42 с.

7. Зыятдинов К.Ш., Гильманов А.А. Современное состояние и перспективы развития системы охраны здоровья населения // Общественное здоровье и здравоохранение. — 2005. — № 1-2. — С. 7—12.

8. Мерабишвили В.М. Онкологическая статистика (традиционные методы, новые информационные технологии): Руководство для врачей. Часть I. — СПб: Коста, 2011. — 224 с.

9. Напалков Н.П. Введение // Сборник научных трудов НИИ онкологии им. Н.П. Петрова. — Л., 1985. — С. 7.

10. Райхман Я.Г. Теоретические основы профилактики рака / Я.Г. Райхман. — 2009. — 350 с.

11. Республика Татарстан. Правительство. Об утверждении Противораковой программы Республики Татарстан на 1995-1996 годы: постановление Кабинета Министров от 10.07.1995 г. №446.

13. Статистика здоровья населения и здравоохранения (по материалам Республики Татарстан за 2009-2013 годы) / А.Ю. Вафин, В.Г. Шерпутовский, Н.И. Молокович и др. — Казань, 2014. — 268 с.

14. Устинова Е.Ю. Инновационные технологии в управлении качеством медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями: автореф. дис. … д-ра мед. наук / Е.Ю. Устинова. — Воронеж, 2009. — 43 с.

15. Чиссов В.И., Старинский В.В., Гнатюк А.П., Александрова Л.М. и др. Национальная онкологическая программа оказания специализированной медицинской помощи онкологическим больным и этапы ее реализации // Российский онкологический журнал. — № 6. — 2009. — С. 43.

Читайте также: