Предметная деятельность речь система я это новообразования

Это становится характерным проявлением кризиса трех лет.

1. Негативизм – поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

1. Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

2. Строптивость – протест против норм воспитания, установленных для ребенка, против навязанного ребенку образа жизни.

3. Своеволие, своенравие – гипертрофированное стремление к самостоятельности, несоответствующее возможностям ребенка (ребенок добивается самостоятельности там, где мало что умеет).

2. Проест - бунт, обесценивание, деспотизм – ребенок жестко и агрессивно проявляет свою власть над окружающими, диктуя свои требования

Тактика поведение взрослого:

Взрослый в этот период испытывает значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваясь с его упрямством и негативизмом. Взрослому важно уметь руководить, не подавляя активную самостоятельность ребенка, умело направляя ее. Взрослый не имеет права стоять стеной на пути детской самостоятельности. Ребенок растет, отстаивает свою самостоятельность, свое право на действия по собственным решениям.

Возможны два варианта воспитания в этот период:

а) если взрослый в целом позитивно оценил личность ребенка, тактично и аргументировано указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится гордиться сбой и своими успехами;

б) если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего.

Во втором случае гневливость, раздражительность, упрямство укореняются, становятся чертами характера.

самосознание:

- возникает критическое отношение к оц.взр.и сверстника

- оценивание сверстника помогает реб.оц-ть самого себя

- дошк.осознает свои физ. Возможности, умения, нрав.кач, пережив, некот.психич.проц.

- к концу дошк.возр.склад.прав.дифференцированная самооценка, самокритичность

- Разв.Способность мотивировать оценку

- появл.осознание себя во временм, личное сознание

Роль взрослого:

- общение реб со взр. (выражает свое отнош. К окр.и оценочный подход, организует Д Р, обеспечивая накопление опыта; предоставляет образцы Д и тем самым дает руб.критерии правильности, организует совм.со сверстниками Д, кот помогает Р в сверстнике увидеть личность)

- доброжелательное, нежное отношкение к Р, внимание к его достижениям

- дать возможность реализовать свое намерение, уважение к реб. (разв.сам-ть)

- адекватно оценивать реб. (оценки: позитивные, побуждающие, негативные) Только уравновешенное сочетание пол. И отр. Оценок создает благоприятные условия для разв.личности, самосознания.

Воображение в раннем. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов (использование предметов-заместителей).

Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер (работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или рисунке).

Воображение в дошкольном: воббражение отличается от взр. Бедностью, схематичностью, стереотипностью образов. Сначала воображение осущ.только с опорой на предмет. В 4-5 лет – опора – представление, выраженное в слове. Воображение в основном непосредственно, постепенно формируется замысел, онон становиться произвольным, целенаправленным.

Функции: познавательная: воссоздание реальности , получение новых впечатлений;

1.проигрываение травмирующ.воздейстивй, 2. созд.вообр.сит, в кот.Р м.утвердить себя.

- Агглютинация - соединение несоединимого в жизни: качеств, свойств, частей /русалка, избушка на курьих ножках/

- Гиперболизация - преувеличение особенностей объекта: увеличение, уменьшение предмета, количества частей /великан, гном, дракон/.

- Заострение - подчеркивание какого-либо признака, черты /шаржи, карикатуры/

- Схематизация - способ, при котором индивидуальные черты сглаживаются, а черты сходства выходят на первый план /создание художест­венного орнамента из элементов растительного и животного мира/.

- Типизация - характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе /литературные герои: Онегин, Печорин/.

- Аналогия - способ создания образа на основе природных предметов и явлений /корабль - кальмар, троллейбус - газель, самолет - птица/.

Руководство: 2г.ж. – вкл.ребенка в мнимые ситуации, на кот.основаны забавы, разыгрыши.

- обучение детей использованию предметов-зам.в игре и построению вообр.ситуации.

- созд.проблемной ситуации, кот.побужд.реб.искать.

Игровая Д. яв-ся мощным стимулом воображения

- организ. Предметной среды.

-опыт реб. (обогащать)

-формирование критичности мышления (Так бывает или нет)

разв.Л Дошк. (самосознание):

- возникает критическое отношение к оц.взр.и сверстника

- оценивание сверстника помогает реб.оц-ть самого себя

- дошк.осознает свои физ. Возможности, умения, нрав.кач, пережив, некот.психич.проц.

- к концу дошк.возр.склад.прав.дифференцированная самооценка, самокритичность

- Разв.Способность мотивировать оценку

- появл.осознание себя во временм, личное сознание

Мотивы: Мотив – побуждение к какому-либо действию. Формирование мотивов напрямую будет зависеть от доминирующей потребности ребенка.

На протяжении дошкольного детства основными мотивами являются следующие:

1. Мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, желание быть похожим на взрослого.

2. Игровые мотивы. Игра удовлетворяет многие потребности детей: в общении, автономии, любопытство, потребность выплеснуть энергию, познать окружающий мир.

Игровые мотивы также часто связаны с желанием быть похожим на взрослого.

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (связаны с потребностью получать одобрение и слышать похвалу).

5. Познавательные мотивы. Обычно проявляются в детских вопросах, причем ответ на вопрос ребенку нужен не всегда, важно общение.

6. Нравственные мотивы. Выражают отношение к другим людям. Появляются мотивы общественного характера, когда ребенок что-то делает для других (рисунок для мамы, поделка для малышей).

7. Просоциальные мотивы – мотивы сопереживания, стремления помочь другим.

В дошкольном возрасте присутствуют и другие мотивы, определяющие поведение ребенка: мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества и др.

Самый важный личностный механизмом в дошкольном возрасте является соподчинение мотивов, их иерархия и выделение доминирующих мотивов.

Наиболее важный мотив – поощрение, получение награды, более слабый – наказание, еще слабее – собственно общение ребенка.

Эмоциональное:

- Р осваивает соц.формы выражения чувств

- Изменяется роль эмоций в Д Р, форм.эмоц предвосхищение

- чувтсва становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произв, внесит.

-форм-ся высшие чувтсва – нрав, интеллект, эстет.

1.Эм. Р.* с появлением новых интересов, Потребностей, мотивовÞболее глубоки

3.Осваиваются высшие формы экспрессии: интонации, мим,

4.Вкл речи в саморегуляциюЭÞосзнание, переживание (3-4)

5.Р нрав, эст,позн чувв * с Р коллектив д-ти, овладением норм поведения

6.Р гуман чувв * с Р с-р игры, труд д-тью

7. Симпатия становится действ-й

8.Появл чувство долга

9.Переживает не из-за оценки взр-го, но и самого себя.

10.Р интел. чувв * с Р позн. Д-ти

11.Р нрав и эст чувв * с Р худ-тв Д

Эмоц.небл.деетй и его причины: -отрицательное самочувствие Р.

1. неудовл.Р О со взр., прежде всего с родит.и сверстниками

2. недостаток тепла, ласки, разлад м-у чл.семьи, отсутств.тесных эмоц.контактов с родит.

3. затруднение с общением с др.детьми

4. инд.особ.Р, специф.его внут.мира и др. Их проявление прямо зависит от жизненного опыта Р, степени развития сам-ти, вообр, эмоц.чув-ти, склонности к беспкойству, тревожности, робости. Неуверенности.

Развитие речевой и предметной деятельности детей.

Самое главное в воспитании – это любить ребенка и уважать его как личность.

1.Целевые ориентиры и задачи развития детей раннего возраста.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

2.Ранний возраст – период интенсивного развития речи детей.

Ранний возраст - период интенсивного развития: речи, сенсорики, движений, накопления социального опыта, который ребенок осваивает благодаря активному включению в различные виды деятельности в благоприятной насыщенной среде. Непосредственное взаимодействие с окружающей средой, сверстниками и взрослыми благотворно влияет на развитие и успешную самореализацию малыша на данном возрастном этапе развитии и в будущем.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются различные модели развивающей деятельности, представляющие собой целостную систему. Цель этой системы состоит в организации воспитательно-образовательного процесса, который с одной стороны отвечает, требованиям государственного стандарта, с другой - обеспечивает достаточно высокий, уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Построение системы деятельностного подхода, отражающего различные формы работы с детьми раннего возраста и реализацию его через комплексно-тематическое планирование познавательного и речевого развитие предполагает интеграцию образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ведущая цель, выдвигаемая Федеральными государственными стандартами дошкольного образования - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.

Все направления развития по ФГОС непосредственно связаны с познавательным и речевым развитием, т.к. речь является основным видом взаимодействия людей в процессе общения, средством познания, инструментом мышления и движущей силой психического развития каждого человека.

Решению задач познавательного и речевого направления ФГОС дошкольного образования способствует построение соответствующим образом воспитательно-образовательного процесса.

В тематическом планировании предусматриваются все формы организации образовательной деятельности с детьми:

- непосредственно организованную образовательную деятельность,

- совместную деятельность взрослого с ребенком и индивидуальную работу,

- самостоятельную деятельность ребенка в предметно-развивающем пространстве группы.

Суть тематического планирования при организации непосредственно образовательной деятельности заключается в следующем:

- Родителям предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних игр, проведению наблюдений, домашнему чтению детям.

При комплексно-тематическом планировании обязательно предусматривается организация предметно-развивающей среды, имеющей свои особенности в группах детей раннего возраста.

Дети, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должны накопить необходимый опыт деятельности и общения. Ребенок раннего возраста обогащает свой чувственный опыт в первую очередь через предметные действия, ситуативно-деловое общение со взрослым, т.е. совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе освоения им близлежащего пространства. Поэтому в группе раннего возраста не должно быть ничего случайного: подбор игрушек, размещение мебели, оформление помещений должно быть продумано и рационально организовано. Подбор предметов и игрушек в уголках должен быть обусловлен задачами воспитания детей данного возраста. Активизируют деятельность ребенка яркие игрушки на полочках, предметы, находящиеся в ближайшем доступном окружении.

Личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослого с ребенком предусматривает большие возможности общения на равных, позволяет малышу самостоятельно действовать с привлекшими его внимание игровыми материалами, т.е. среда становится средством передачи социального опыта.

Для организации совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка в группах раннего возраста создаются следующие зоны: игровая, сенсорно-познавательная, зона двигательной активности, отдыха, ряженья. Поэтому необходимо предусмотреть:

- место для игр с дидактическими игрушками, игр по сенсорному воспитанию (дидактический уголок)

- место для игр с двигателями и специальное оборудование для развития движений (уголок развития движений),

- место игр со строительным материалом, а также с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства (уголок конструктивной деятельности),

- место для игр с куклами (уголок ролевых игр),

- место для игр с песком и водой (уголок экспериментирования),

- место для рассматривания книг (книжный уголок),

- уголок театрализованной и музыкальной деятельности,

Содержание предметно-развивающей среды меняется в соответствии с запланированной темой, отражается в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития.

В группах раннего возраста необходимо иметь по нескольку одинаковых игрушек, что позволяет малышам играть вместе и формировать навыки общения со своими сверстниками и взрослыми

При рациональном построении развивающей среды в соответствии с комплексно-тематическим планированием у детей раннего возраста появляются многочисленные возможности для практической деятельности, экспериментирования, развития познавательных способностей, усвоения речевых норм и способов общения под умелым руководством воспитателя.

Решая задачи развития речи детей раннего возраста, необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть связана с каким-либо событием из личного опыта, предусматривать чередование разнообразной двигательной и умственной деятельности, направленной на удовлетворение основных потребностей.

В работе с детьми 2-3 лет по познавательно-речевому развитию целесообразно использовать следующие формы совместной деятельности:

- сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию,

- искусственное непонимание ребенка,

- наблюдение реальных событий, объектов,

- слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций;

- инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек;

- разговор с персонажем,

- игры-забавы и игры-хороводы;

- игры на развитие моторики рук;

- дидактические игры и упражнения;

- бытовые и игровые ситуации;

- наблюдение в природе

Таким образом, реализуя принцип комплексно-тематического планирования познавательного и речевого развития, предусматривающего организацию предметно-развивающей среды, интеграцию образовательных областей и организацию различных видов деятельности с учетом возрастных особенностей и возможностей детей от 2 до 3 лет педагоги обеспечивают системно-деятельностного подход, отражающий вариативные формы работы с детьми раннего возраста на этапе введения ФГОС дошкольного образования при реализации ООП ДО .

3. Организация предметной деятельности детей.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность (ФГОС)

1 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

2 Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

- наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.

3 Вариативность среды предполагает:

- наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

4 Доступность среды предполагает:

- свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5 Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Создавая предметно-развивающую среду нужно учитывать требования ФГОС, отображая её во всех центрах группы. Среда должна быть разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.

Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.

В музыкальном центре располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, и, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша

Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель. Особую роль в приобщении детей к книге отводится книжному центру. При оформлении центра учитывается реализуемая программа и индивидуальные особенности этого возраста. Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться.

Большой интерес у детей вызывает центр ряженья. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, маски зверей. Маски в раннем возрасте нужно одевать детям через голову, чтобы они могли соотнести себя с героем. Дети получают удовольствие и массу положительных эмоций.

Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Главная задача- пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Разнообразный изобразительный материал находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, а также активно поощряем самостоятельность в использовании изобразительных материалов для преодоления у детей чувства неуверенности.

Центр сенсорики. Дидактические пособия, которые здесь представлены доступны для детей, они яркие, разнообразные , а также они полифункциональные т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.

Центр природы служит не только украшением группы, благодаря ему дети получают базовое представление о мире растений и животных, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически.

Таким образом формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений.

Центр физического развития оснащенный оригинальными видами нестандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.

Каждому ребёнку необходимо свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями.

Список использованной литературы:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования

предметный нарушение речь ребенок

Ребенок с нарушениями речевого развития проходит те же стадии развития предметной деятельности, что и нормально развивающийся ребёнок. Однако у детей с нарушениями речи предметная деятельность имеет свои особенности.

Исследователи выделяют следующие особенности предметной деятельности у детей с нарушениями речи: Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г. А. Мишиной.- М., 2002. С. 37.

1. Дети приступают к выполнению предметных или предметно-игровых действий без предварительного оценивания условий их выполнения. Например, ребенок берет большую куклу и пытается прокатить ее в маленькой коляске. Он осуществляет множество попыток усадить куклу в коляску, предварительно не проанализировав ситуацию: кукла и коляска не подходят друг другу по величине.

2. У детей раннего возраста предметные и предметно-игровые действия сосуществуют с неадекватными действиями, т.е. ребенок со знакомыми предметами и игрушками действует правильно, с незнакомыми - манипулирует.

3. Отмечается склонность к стереотипным предметно-игровым действиям. Например, с машиной ребенок выполняет одно и то же игровое действие - прокатывание машины по поверхности стола.

4. Речевое сопровождение предметных действий крайне обеднено, неэмоционально.

Своеобразие предметной деятельности непосредственно отражается на развитии игровой деятельности дошкольников. Она тоже будет характеризоваться рядом особенностей: Там же. С. 39.

1. Действия с игрушками не всегда ориентируются на свойства и назначение этих игрушек. Например, дети перекладывают куклу с места на место, кладут машину в коляску и т.д.

2. Отсутствие замысла игры, бедность, стереотипность, формальность игровых действий. Например, повторение в игре одного и того же действия или сочетания действий: ребенок моет кукле руки, потом кормит куклу, потом опять моет руки и кормит и т.д.

4. Снижена потребность в игре, дети малоактивны, начинают игру по инициативе взрослого.

5. Неустойчив интерес к игре и к игрушкам. Не отмечается глубокого погружения в игру, случайные раздражители могут привести к прекращению игры. Например, проехавшая мимо группового участка машина отвлекла детей от игры, и игра распалась.

6. Нечеткое и неточное выполнение некоторых игровых действий из-за нарушений мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

7. Бедность игровых сюжетов. У ребенка ограничен жизненный опыт в силу особенностей его развития, недостаточен объем знаний и представлений о предметах окружающего мира, а главным образом, об отношениях людей в процессе их деятельности. Поэтому ребенок не может полноценно развить сюжет игры.

8. Недостаточность эмоциональных реакций по ходу игры. Дети однообразно проявляют эмоции, редко передают удивление, одобрение, испуг и др.

9. Нарушения логической последовательности в цепочке действий. Например, при укладывании куклы спать забывают о том, что куклу следует сначала раздеть.

11. Узость использования предметов-заменителей. Дети отдают предпочтение игрушкам, функция замещения формируется с некоторым запаздыванием.

12. Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения.

13. Неустойчивость в принятии роли, выход из роли в процессе игры. Например, ребенок, приняв роль больного, не может действовать в рамках этой роли до конца игры: обращается к партнеру то как к врачу, то как к Васе, переходя с уровня ролевых взаимоотношений на уровень отношений реальных.

Процесс обучения предметной и игровой деятельности детей с нарушениями речи строится с учетом закономерностей ее формирования у нормально развивающихся детей и общности методических подходов. Обучение базируется на системе дидактических принципов, носит комплексный характер, требует создания развивающей среды и т.д. Наряду с этим процесс обучения детей с нарушениями речи будет иметь свои особенности: Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб., 2001. С. 26.

· широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения, учет индивидуальных возможностей и потенциала каждого ребенка;

· постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей;

· адаптированный темп формирования предметной деятельности у детей;

· выделение в предметном и игровом действии и в цепочках предметных и игровых действий составляющих операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью;

· повторность в обучении для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые ситуации, на оперирование новым материалом.

Развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи ведётся в следующих направлениях:

1. Формирование навыков предметно - манипулятивной и игровой деятельности Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб., 2001. С. 27.

Предметная деятельность служит основой для формирования всех других видов детской деятельности. В ней ребенок осваивает соотносящие и орудийные действия, которые, в свою очередь, ведут к становлению ориентировочно-познавательной деятельности и появлению предпосылок к развитию речи.

Ведущей деятельностью дошкольников является игровая. Обращается внимание на развитие у детей интереса к игрушкам и предметно-игровым действиям, воспитание умения играть со сверстниками. Игра не только отражает наклонности и силу души ребенка, но и влияет на развитие его способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.

Содержание обучения и воспитания.

- наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при его поддержке;

- воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в нее элементы сюжетной игры;

- играть рядом, не мешая друг другу.

- интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу взрослым;

- эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.

2. Развитие мелкой моторики

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев полезна и для подготовки руки к письму. Особенно велика ее роль в группах для дошкольников с общим недоразвитием речи, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.

Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически, уделяя ей по 3 - 5 мин ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

При выполнении предметных действий у ребенка улучшаются физиологические возможности рук, согласованность и плановость их движений, развивается мелкая моторика и координация. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает интеллектуальное и психическое развитие.

Содержание обучения и воспитания.

* Учить детей выполнять:

- дифференцированные движения пальчиками и кистями рук по примеру и с помощью взрослого;

- пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом (стихами), в соответствующей последовательности;

Читайте также: