Потребность во врачах онкологах



Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 июня 2014 г. № 322 “О методике расчета потребности во врачебных кадрах”

В целях реализации пункта 2 комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. № 614-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 16, ст. 2017), приказываю:

Утвердить методику расчета потребности во врачебных кадрах согласно приложению.

Министр В.И. Скворцова

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения РФ
от 26 июня 2014 г. № 322

1. Методика расчета потребности во врачебных кадрах (далее - Методика) разработана для расчета потребности во врачебных кадрах для текущего планирования, выявления недостатка или избытка врачебных кадров и оценки эффективности использования имеющихся врачебных кадров в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

2. При определении потребности во врачебных кадрах учитываются:

особенности заболеваемости с учетом пола и возраста населения в субъекте Российской Федерации;

территориальные особенности субъектов Российской Федерации (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения);

объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - TПГГ);

наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от медицинских организаций, где оказывается специализированная медицинская помощь.

3. В Методике используется условное разделение на следующие группы врачей, учитывающие их роли в организации лечебно-диагностического процесса и функциональные обязанности:

4. Расчет необходимого числа врачебных кадров проводится по методу компонентов согласно алгоритму расчета потребности во врачебных кадрах:

(4). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. № 1683-р.

(5). Приложение № 10 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н.

5. Расчет потребности во врачах, оказывающих скорую медицинскую помощь:

5.1. Основой для расчета потребности во врачах, оказывающих скорую медицинскую помощь (далее - врачи СМП), является норматив объема скорой медицинской помощи (число вызовов на 1 застрахованное лицо), установленный ТПГГ;

5.2. Для расчета потребности во врачах СМП согласно нормативу и фактически осуществленной деятельности используются следующие показатели:

число вызовов на 1 застрахованное лицо, установленное Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932 (далее - ПГГ);

расчетный норматив числа врачей СМП на 10 000 населения (далее РНЧВ). В случае если ТПГГ установлено 0,318 вызова на 1 застрахованное лицо, используется коэффициент 1,26; если ТПГГ установлено 0,330 вызова на 1 застрахованное лицо используется коэффициент 1,31; если ТПГГ установлено 0,360 вызова на 1 застрахованное лицо используется коэффициент 1,43;

расчетный норматив врачей СМП (абсолютное число): РНЧВ X численность населения в субъекте Российской Федерации /10 000;

численность населения в субъекте Российской Федерации (абсолютное число);

5.3. Расчет проводится по формуле:

* - число врачей СМП;

РНЧВ - расчетный норматив численности врачей СМП на 10 000 населения;

ЧН - численность населения субъекта Российской Федерации;

5.4. Дефицит/профицит врачей СМП определяется как разница между расчетным нормативом врачей СМП (абсолютное число) и фактическим числом врачей СМП (абсолютное число).

6. Расчет потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях:

6.1 Основой расчета необходимого числа врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, служат объемы медицинской помощи с профилактической и иными целями (число посещений на 1 жителя (на 1 застрахованное лицо), в связи с заболеваниями (число обращений на 1 жителя (на 1 застрахованное лицо), установленные ТПГГ с учетом региональных особенностей и уровня заболеваемости населения, в пересчете на 1 000 населения;

Наименование коэффициента Нормативное значение
1. Коэффициенты, учитывающие расположение субъекта Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
для субъектов Российской Федерации, расположенных полностью в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 0,95
для субъектов Российской Федерации, в которых менее 50 % населения проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 0,97
2. Коэффициенты, учитывающие долю населения субъекта Российской Федерации, проживающего в сельской местности
для субъектов Российской Федерации, в которых не менее 50 % населения проживает в сельской местности 0,9
для субъектов Российской Федерации, в которых от 30 % до 50 % населения проживает в сельской местности 0,95
3. Коэффициенты, учитывающие объем медицинской помощи в рамках ТПГТ, который выполняют медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения
для субъектов Российской Федерации, в которых от 5 % до 10% амбулаторно-поликлинической помощи по ТПГГ оказывается в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения 1,12
для субъектов Российской Федерации, в которых от 10 % до 20 % амбулаторно-поликлинической помощи по ТПГГ оказывается в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения 1,25
4. Коэффициенты, учитывающие плотность населения субъекта Российской Федерации
для субъектов Российской Федерации, имеющих низкую плотность населения (ниже, чем в целом по Российской Федерации) 0,95
для субъектов Российской Федерации, имеющих высокую плотность населения (выше, чем в целом по Российской Федерации) 1,2
5. Коэффициенты, учитывающие наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от медицинских организаций, где оказывается специализированная помощь
для субъектов Российской Федерации, в которых от 30 % до 50 % населения проживает в отдаленных населенных пунктах 1,15
для субъектов Российской Федерации, в которых более 50 % населения проживает в отдаленных населенных пунктах 1,1

ЧП - общее число посещений (обращений) в год;

РФВД - расчетная функция врачебной должности;

6.6. Дефицит/профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

7. Расчет потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях:

7.1. Расчет необходимого числа коек:

Расчет числа коек проводится по формуле:

РК - среднее число дней занятости койки в году (работа койки);

7.2. Расчет необходимого числа врачей, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях:

* - необходимое число врачей, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях;

РЧК - расчетное число коек;

Наименование Нормативное значение
Число госпитализаций на 1 000 жителей (уровень госпитализации) 195,5 и выше 1
Число госпитализаций на 1 000 жителей (уровень госпитализации) от 176,0 до 195,5 0,94
Число госпитализаций на 1 000 жителей (уровень госпитализации) от 166,2 до 176,0 0,9
Число госпитализаций на 1 000 жителей (уровень госпитализации) менее 166,2 0,84

7.4. Дефицит/профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

8. Расчет потребности во врачебных кадрах дневных стационаров:

8.1. Потребность во врачебных кадрах дневных стационаров рассчитывается по аналогии с потребностью во врачах, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях;

8.2. Расчет необходимого числа мест:

8.2.1. Основой расчета служат показатели:

Расчет числа пациенто-мест производится по формуле:

ЧПМ - число пациенто-мест;

РНЧПМ - рекомендованное нормативное число пациенто-мест;

ЧН - численность населения;

8.3. При расчете потребности во врачах применяется норматив числа пациенто-мест дневного стационара - 20 пациенто-мест на 1,0 врача в соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н;

8.4. Дефицит/профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

Обзор документа

Методика поможет рассчитать потребность во врачебных кадрах для текущего планирования, выявления их недостатка или избытка, оценки эффективности использования имеющихся работников в организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Учитываются особенности заболеваемости с учетом пола и возраста населения в регионе, территориальные особенности субъектов Федерации (расположение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения). Во внимание также принимаются услуги, предоставляемые в рамках территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи. Еще один показатель - наличие населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от организаций, где можно получить специализированную медпомощь.

Выделены следующие группы врачей. Лечебная - включает лиц, предоставляющих услуги в рамках скорой медпомощи, в амбулаторных, стационарных условиях и на дневном стационаре. Сюда входит "подгруппа усиления" - заведующие отделениями - врачи специалисты, врачи приемного отделения и др. Параклиническая - включает "диагностическую подгруппу" (анестезиологи-реаниматологи, врачи функциональной, клинической лабораторной и ультразвуковой диагностики, рентгенологи, эндоскописты, радиологи, бактериологи и др.) и "подгруппу управления" (руководители медорганизаций и их заместители, статистики, методисты).

Приведены алгоритмы расчета потребности во врачах по каждым видам медпомощи.


МОСКВА, 4 июля. /ТАСС/. Почти 4 млн пациентов с онкологическими заболеваниями в России находятся на учете у врача, сообщил главный внештатный специалист онколог Минздрава РФ, академик РАН Иван Стилиди.

"В нашей стране на учете у онколога состоят почти 4 млн человек. Ежегодно злокачественные образования диагностируют более чем у 600 тыс. Все эти люди нуждаются не только в грамотном и своевременном лечении, но и в наблюдении после завершения лечения", - приводит его слова пресс-служба Минздрава.

Ранее министр здравоохранения Михаил Мурашко утвердил порядок диспансерного наблюдения за взрослыми пациентами с онкологическими заболеваниями. Как пояснили в пресс-службе Минздрава, это первый документ в России, который регламентирует наблюдение онкопациентов от момента постановки диагноза и на протяжении всей жизни.

"Согласно введенному порядку, пациент должен быть поставлен на диспансерный учет у врача-онколога по месту жительства в течение трех рабочих дней от постановки диагноза. Далее в зависимости от вида онкологического заболевания пациент проходит обследования, установленные профессиональными сообществами онкологов Приказ также регламентирует частоту прохождения обследований", - говорится в сообщении.

Кроме того, согласно документу, в течение первого года от постановки диагноза пациент будет приглашаться на обследование один раз в три месяца, второго года - один раз в шесть месяцев, в течение последующих лет жизни - один раз в год. Обследование назначает онколог диспансера, первичного онкологического кабинета или центра амбулаторной онкологической помощи.

"Также впервые предусмотрена возможность дистанционных консультаций с помощью телемедицинских технологий. Маломобильные категории граждан, нуждающиеся в диспансерном наблюдении врача-онколога, могут получить необходимые консультации на дому", - добавили в пресс-службе.

"Регламентированное диспансерное наблюдение позволит врачам вовремя обнаружить рецидив заболевания. Иными словами, спасти сотни тысяч жизней, а в перспективе снизить смертность от онкологических заболеваний", - заключил Стилиди.

Борьба с онкологическими заболеваниями является одной из приоритетных задач национального проекта "Здравоохранение". За шесть лет планируется снизить смертность от онкозаболеваний до 185 случаев на 100 тыс. населения. Для достижения этой цели планируется направить почти 1 трлн рублей. Большая часть этих средств пойдет на обеспечение россиян современными лекарственными препаратами в соответствии с международными клиническими рекомендациями и протоколами лечения. В рамках проекта планируется также создать центры амбулаторной онкопомощи, повысить доступность лучевой терапии в стране до уровня 80% от потребности, а также создать референс-центры иммуногистохимических, патоморфологических и лучевых методов исследований.



"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь. " - так начинается клятва врача. "Быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам, если этого требуют интересы пациента, никогда не отказывать коллегам в помощи и совете". Именно эти слова клятвы врача являются лейтмотивом активной жизненной и профессиональной позиции отдельной когорты медиков - врачей-экспертов самой массовой системы отечественного здравоохранения - системы обязательного медицинского страхования. Их задача - руководствуясь интересами пациентов, быть требовательным к коллегам и через свою экспертную деятельность способствовать их профессиональному росту.



Кто они, современные врачи-эксперты системы ОМС? Эти специалисты осуществляют независимый контроль за качеством медицинской помощи. Это необходимо, поскольку пациенту часто бывает сложно разобраться, правильно его лечат или нет, понять, все ли положенные процедуры и обследования ему назначены. Разобраться с этим и обеспечить равные условия для получения медпомощи всем гражданам страны и призваны врачи-эксперты. Это лучшие специалисты в отдельных профилях, профессионалы самого высокого уровня. На их экспертных выводах основаны заключения СМО, они разбирают все сложные и спорные случаи диагностики и лечения больных. От их оценки напрямую зависит здоровье и благополучие человека.

- Их задача - сделать так, чтобы помощь пациенту была оказана на высоком уровне качества, - рассказала генеральный директор "Капитал МС" Надежда Гришина. - Это внешний аудит, который помогает решать множество проблем и делать всю систему оказания медицинской помощи в стране более качественной. Сами медицинские организации, когда им объективно демонстрируют результаты экспертного контроля, соглашаются и принимают заключения врачей-экспертов.

Благодаря работе врачей-экспертов СМО защищены интересы не только пациентов, но и самих практикующих врачей. Если дефект оказания медицинской помощи был вызван системными недостатками (например, не было необходимого оборудования, медикаментов), то рядовой врач не может нести ответственности за ошибки в организации медицинской помощи, и выводы экспертизы не позволят привлечь его к ответственности за чужие просчеты.

Сегодня врач-эксперт СМО - важная фигура в достижении компромисса между пациентом и врачом. Вставая между ними, он предотвращает возможный конфликт, позволяет сохранять лицо и не переводить неудовлетворенность пациента в личный персональный конфликт с врачом. Этой экспертной дистанцией достигается важнейшая цель - возможность выхода врача и пациента из предконфликтной ситуации с продолжением общения ради излечения и блага пациента.

В преддверии профессионального праздника "Капитал МС" собрала истории нескольких своих врачей-экспертов, благодаря работе которых сберегается самое дорогое, что есть у человека - его здоровье.



Яркий пример человека, который сумел добиться отличных научных и практических вершин в медицинском профиле с самых начальных ступеней, - врач-инфекционист высшей квалификационной категории, главный внештатный специалист по инфекционным болезням у детей департамента Смоленской области по здравоохранению Антонина Грекова. В Клинической больнице N1 Смоленска она ведет консультативный прием детей и взрослых, больных инфекционной патологией. Коллеги отмечают интеллект, образованность, высокую эрудированность и ответственность врача. При проведении экспертизы Антонина Грекова оценивает своевременность оказания медпомощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степень достижения запланированного результата.

Во многих мультидисциплинарных экспертизах качества, проводимых СМО, участвует врач-анестезиолог-реаниматолог высшей категории, заведующий отделением Клинической больницы N 4 Волгограда Сергей Левченко. Специфика работы врача - срочная медицинская помощь при остановке сердца, дыхательной недостаточности, ожогах, отморожениях, травмах, тяжелых инфекциях, шоковых состояниях. Экспертные заключения Сергея Левченко всегда содержательны и полны, а экспертиза проводится в кратчайшие сроки. В этом году он стал одним из победителей конкурса "Лучший врач Волгоградской области-2020".

Главный врач клиники "СМ-Регионмед" в Рязани Татьяна Большова работает в качестве врача-эксперта по специализации "акушерство и гинекология" 13 лет. За это время она провела более 7500 экспертиз качества медицинской помощи. Татьяна Большова аккредитована в качестве эксперта Росздравнадзора по специальностям "Акушерство и гинекология" и "Организация здравоохранения и общественное здоровье". Ежегодно привлекается в качестве врача-эксперта для проведения экспертизы в других субъектах РФ: Владимирская, Тульская, Нижегородская, Самарская области, Республика Северная Осетия - Алания, Якутия и др. С 2007 года преподает в Рязанском государственном медицинском университете. Автор более 20 научных пособий и работ.

В Якутии почти 3000 экспертиз в прошлом году провела внештатный эксперт по специальности "Скорая медицинская помощь" Альбина Иванова, профессор кафедры анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии с курсом скорой медицинской помощи факультета последипломного обучения врачей медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Стаж работы в практическом здравоохранении - 22 года. Начинала Иванова выездным врачом линейной бригады на Станции скорой медицинской помощи Якутска, затем - старшим врачом реанимационной бригады, далее заместителем главного врача и главным врачом ССМП. В 2009 году перешла на преподавательскую работу в медицинский институт.

В санавиации Областной клинической больницы Омска работает врач-хирург высшей категории, эксперт ТО Росздравнадзора по Омской области Роман Арестович. Врач регулярно проводит экспертизы всех летальных исходов и наиболее сложных клинических случаев оказания медпомощи, в том числе по жалобам.

За 2019-2020 годы проэкспертировано 350 случаев. Его заключения очень авторитетные, объективные, обоснованные. Благодаря его работе были выявлены ошибки в схемах обезболивания пациентов в послеоперационном периоде и приняты меры по устранению этих ошибок. Также Роман Арестович неоднократно выявлял ошибки в схемах антибактериальной профилактики при ведении пациентов хирургического профиля. Меры были приняты, качество оказания медпомощи улучшилось.



Немало проблемных вопросов выявляется и по результатам экспертиз заместителя главного врача по клинико-экспертной работе Детской республиканской клинической больницы в Республике Мордовия Олега Щёкина. Среди этих проблем - несоответствие фактически оказанных, фактически оплаченных медицинских услуг данным медицинской документации; нарушения порядков, стандартов оказания медицинской помощи и невыполнение клинических рекомендаций. Врачом-экспертом Олег Щёкин работает с 2012 года, проводя около 1500-2000 экспертиз в год. За высокий профессионализм, добросовестный труд и большой вклад в развитие отечественного здравоохранения награжден медалями Минобороны РФ за "Отличие в военной службе"; благодарностью комитета по охране здоровья Госдумы.

В реестр врачей-экспертов качества медицинской помощи внесена Людмила Киселева, начальник отдела ЗПЗ и ЭККМП и ЛП "Капитал МС" в Курганской области. По совместительству работает в медицинской организации врачом-эндокринологом. Стаж работы в здравоохранении - более 30 лет. В системе обязательного медицинского страхования Людмила Киселева проводит как медико-экономические экспертизы (МЭЭ), так и экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП). В системе ОМС начала проводить ЭКМП с 2014 года. В 2019 году врач провела более 2500 медико-экономических экспертиз и около 150 экспертиз качества медицинской помощи. А под ее руководством штатными и внештатными врачами-экспертами филиала проведено более 100 тысяч экспертиз по случаям оказания медицинской помощи застрахованному филиалом населению в медицинских организациях Курганской области. Выявленные недостатки при проведении экспертиз доводятся до руководителей медицинских организаций, что способствует улучшению качества оказания медицинской помощи.

Юрий Жулёв, сопредседатель Всероссийского союза пациентов:

Всероссийский союз пациентов ежегодно проводит Всероссийский конгресс пациентов. В последние годы в нем активно принимают участие врачи-эксперты страховых медицинских организаций. В рамках конгресса они проводят симпозиум о правах пациентов в системе ОМС, на котором подробно рассказывают пациентским организациям о типичных ошибках и мерах их профилактики. Эксперты СМО активно участвуют в тренингах и мастер-классах с пациентскими организациями по информированию пациентов с разной патологией об их правах, действующих нормативных актах и новых клинических рекомендациях.

Несколько лет назад мы впервые обратились к экспертам СМО с просьбой разобраться с поступающими жалобами пациентов - членов пациентских организаций. В ответ пациенты получили обстоятельные и научно-обоснованные экспертные заключения, безоговорочно принятые медорганизациями. Это позволило в досудебном порядке разрешить спор между пациентом и врачом с максимальной пользой для пациента и возможностью профессионального роста врача. Сегодня это уже повсеместная практика - жалобы и обращения пациентов, поступающие в пациентские организации, направляются в СМО.

В преддверии Дня медицинского работника наряду со всеми врачами страны мы приветствуем и врачей-экспертов страховых компаний, которые готовы выступать честными независимыми арбитрами в спорах между врачом и пациентом во благо здоровья пациента и во благо профессионального роста врача. Развитие диалога между врачом, пациентом и пациентской организацией - фундамент современного пациентоориентированного здравоохранения при непосредственном медиаторном участии врача-эксперта СМО.

Задачу российского пациентского движения я вижу в том, чтобы снизить напряженность в сфере здравоохранения, которое проходит непростой путь модернизации и, в частности, во взаимоотношениях пациентов и врачей при профессиональном участии врача-эксперта СМО. Особенно остро эта потребность стоит для пациентов с хроническими заболеваниями, при дефиците информации о доступности медуслуг, лекарств, получении помощи в рамках ОМС или в такой чрезвычайной ситуации, которую мир переживает сейчас.

Пациентские организации приложат усилия, чтобы сделать работу врачей максимально комфортной, а также эффективной с точки зрения пациентов. Считаем, что необходимо поддержать авторитет профессии врача. И делать это нужно на государственном уровне с участием экспертов профессиональных СМО.

Николай Дронов, председатель координационного совета "Движение против рака":



Наше Движение против рака активно включилось в исполнение федерального раздела нацпроекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" и уже на этапе изучения роли каждого участника и соисполнителя нацпроекта убедилось, что СМО являются важными соратниками общественных противораковых организаций в защите прав пациентов и профессиональном отстаивании их интересов. Познакомившись с научно-практическими разработками врачей-экспертов СМО последних лет, Движение против рака всемерно поддерживает эту их миссию борьбы с правовым нигилизмом как среди врачей, так и среди организаторов здравоохранения. Разработанная врачами-экспертами в области онкологии Карта дефектов онкопомощи - важнейший для врача-онколога и его пациента инструмент мягкой силы. Знание врачом факта информирования онкопациентов о возможных дефектах онкопомощи существенным образом предотвращает возникновение этих дефектов, способствует быстрому и эффективному разрешению конфликтных ситуаций, дает возможность пациенту верить своему онкологу. Сегодня деятельность врачей-экспертов СМО по онкологии способствует укреплению доверия в сфере онкологии - сам факт возможности независимой профессиональной оценки онкопомощи создает условия для предотвращения серьезных нарушений прав и законных интересов онкопациентов.

Врачи-эксперты поставили перед собой сложную, важную и благородную задачу - оценивать труд коллег исключительно с целью получения их пациентами самой современной онкопомощи. Труд экспертов требует не только глубоких знаний, опыта, но и высокой самодисциплины, полной самоотдачи, чуткости и отзывчивости по отношению и к пациенту, и коллеге-онкологу. Эти качества всегда были присущи лучшим докторам, которые брали на себя ответственность обнародовать свои ошибки и указать коллеге "на сучок в его глазу". Особые слова благодарности мы хотим сказать всем тем, кто несмотря ни на какие вызовы времени и тяжелейшие испытания, продолжает добросовестно и самоотверженно исполнять свой профессиональный долг во имя сохранения жизни наших пациентов.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 ноября 2019 г. N 974

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ ВО ВРАЧЕБНЫХ КАДРАХ

В целях реализации федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами", входящего в национальный проект "Здравоохранение", приказываю:

1. Утвердить методику расчета потребности во врачебных кадрах согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июня 2014 N 322 "О методике расчета потребности во врачебных кадрах".

Врио Министра
Н.А.ХОРОВА

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2019 г. N 974

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ ВО ВРАЧЕБНЫХ КАДРАХ

1. Методика расчета потребности во врачебных кадрах (далее - Методика) разработана в целях оказания методической помощи при текущем планировании, выявлении недостатка или избытка медицинских работников с высшим медицинским образованием (далее - врачебные кадры) в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления (далее - медицинские организации).

2. При определении потребности во врачебных кадрах в субъекте Российской Федерации учитываются:

особенности заболеваемости с учетом пола и возраста населения;

территориальные особенности (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения);

наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов, отдаленных (более 300 км) от медицинских организаций, где оказывается специализированная медицинская помощь;

возрастной состав врачей, работающих в медицинских организациях;

данные, содержащиеся в форме федерального статистического наблюдения N 30 "Сведения о медицинской организации", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 3 августа 2018 г. N 483, с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы государственной статистики от 1 октября 2018 г. N 591 (далее - форма федерального статистического наблюдения N 30;

плановые объемы медицинской помощи, принятые в территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, утвержденные в субъекте Российской Федерации (далее - ТПГГ).

3. В Методике используется условное разделение на группы врачей с учетом их функциональных обязанностей:

"лечебная группа", включающая врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачей, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях; врачей скорой медицинской помощи. Кроме того, в группу включена "подгруппа усиления" - заведующие отделениями, врачи приемного отделения, врачи дневных стационаров;

"лечебно-диагностическая группа", включающая врачей - специалистов лечебно-диагностических (вспомогательных) отделений и кабинетов (врачи-анестезиологи-реаниматологи, врачи функциональной диагностики, врачи-рентгенологи, врачи клинической лабораторной диагностики, врачи ультразвуковой диагностики, врачи-эндоскописты и другие;

"группа управления", включающая врачей - руководителей медицинских организаций и их заместителей, врачей-статистиков, врачей-методистов.

4. Расчет необходимого числа врачебных кадров целесообразно проводить по алгоритму расчета потребности во врачебных кадрах в таблице N 1.

Алгоритм расчета потребности во врачебных кадрах

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, утвержденная в субъекте Российской Федерации.

5. Расчет потребности во врачах, оказывающих скорую медицинскую помощь (далее - СМП):

5.1. Для расчета потребности во врачах скорой медицинской помощи рекомендуется использовать:

Плановый объем количества вызовов врачебных бригад, утвержденный в субъекте в рамках ТПГГ;

расчетное число станций и/или отделений СМП, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29422), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2016 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41353), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 283н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный N 42283), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 апреля 2019 г. N 236н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2019 г., регистрационный N 54706) (далее - приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н);

5.2. Для расчета потребности во врачах СМП, согласно плановому количеству вызовов и фактически осуществляемой деятельности используются следующие показатели:

число вызовов врачебных бригад согласно ТПГГ;

число вызовов врачебных бригад (форма федерального статистического наблюдения N 30);

число врачей СМП (форма федерального статистического наблюдения N 30);

КУ - коэффициент удаленности учитывает территорию обслуживания станции (отделения) скорой медицинской помощи и транспортную нагрузку. Время доезда до пациента выездной бригады СМП при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов в соответствии с ТПГГ: до 20-минутной транспортной доступности коэффициент равен 1, от 21 до 40 мин - 1,01, от 41 до 60 мин - 1,02, свыше 60 мин - 1,03;

КС - коэффициент сменности учитывает продолжительность работы выездной бригады при организации работы менее 24 часов в сутки. При 24-часовой работе бригады коэффициент равен 1, от 9 до 12 часов - 0,5, от 6 до 8 часов - 0,25;

КО - коэффициент общий учитывает наличие оперативного отдела скорой медицинской помощи в субъекте. Если такой службы нет, то коэффициент равен 1. При наличии оперативного отдела - коэффициент равен 0,3;

КОАП - коэффициент оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, учитывающий количество станций и/или отделений скорой медицинской помощи, в которых медицинскую помощь оказывает врач скорой помощи амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), и равен количеству таких станций и/или отделений скорой медицинской помощи;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки учитывает численность врачей скорой медицинской помощи старше трудоспособного возраста. Если численность врачей данной возрастной группы составляет менее 10% всех врачей станции (отделения) скорой медицинской помощи, то коэффициент равен 1; от 10% до 15% - 1,01; свыше 15% - 1,02;

КУП - коэффициент управления учитывает количество станций и отделений скорой медицинской помощи, в которых руководители, освобожденные заместители, врачи - статистики и врачи - методисты - основные работники на занятых должностях из числа врачей. Если количество таких станций и отделений 3 и более единиц, то коэффициент управления равен 1,3; в случаев 2-х станций и отделений - 1,2; 1 станция (отделение) или при отсутствии таковых коэффициент равен 1;

РЧВСМП - расчетное число врачей выездных бригад СМП устанавливается с учетом: время доезда бригады скорой медицинской помощи до места вызова (далее - удаленности), сменности, возрастной нагрузки (далее - корректирующие коэффициенты) и рассчитывается по формуле:

РЧВсмп = ПЧВБсмп * КУ * КС * КВН,

РЧВСМП - расчетное число врачей выездных бригад СМП;

ПЧВБСМП - плановое число выездных врачебных бригад;

КУ - коэффициент удаленности;

КС - коэффициент сменности;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки.

Расчетное число врачей оперативного отдела СМП (далее - РЧВОосмп) устанавливается с учетом корректирующих коэффициентов: общий, коэффициент возрастной нагрузки и рассчитывается по формуле:

РЧВОосмп = ПЧВС(О) смп * КО * КВН,

РЧВОосмп - расчетное число врачей оперативного отдела СМП;

ПЧВС(О) смп - планируемое число станций (отделений) СМ;

КО - коэффициент общий;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки.

Расчетное число прочих врачей СМП (оказывающие скорую медицинскую помощь взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме) (далее - РЧВПсмп) (устанавливается с учетом корректирующих коэффициентов: коэффициент оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме, удаленности, сменности, возрастной нагрузки (далее - РЧВП) и рассчитывается по формуле:

РЧВПсмп = КОАП * КУ * КС * КВН,

РЧВПсмп - расчетное число врачей прочих;

КОАП - коэффициент оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме;

КУ - коэффициент удаленности;

КС - коэффициент сменности;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки.

Расчетное число врачей группы управления СМП (далее - РЧВГУ) устанавливается с учетом поправочных коэффициентов: управления, возрастной нагрузки и рассчитывается по формуле:

РЧВГУСМП = ПЧВС(О) смп * КУП * КВН,

РЧВГУСМП - расчетное число врачей группы управления;

ПЧВС(О) смп - планируемое число станций (отделений) СМП;

КУП - коэффициент управления;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки.

Потребность во врачах СМП - сумма численности врачей выездных бригад, оперативного отдела, группы управления, прочих (далее - ЧВСМП)) и рассчитывается по формуле:

ЧВСМП = РЧВсмп + РЧВОосмп + РЧВПсмп + РЧВГУсмп,

- всего врачей СМП;

РЧВсмп - расчетное число врачей выездных бригад;

РЧВОосмп - расчетное число врачей оперативного отдела;

РЧВПсмп - расчетное число врачей прочих;

РЧВГУсмп - расчетное число врачей группы управления.

5.4. Дефицит/профицит врачей СМП определяется как разница между расчетной численностью врачей СМП (абсолютное число) и фактическим числом врачей СМП (абсолютное число).

6. Расчет потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях:

6.1. Основой для расчета необходимой численности врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, служат объемы медицинской помощи с профилактической и иными целями (число посещений на 1 жителя), в связи с заболеваниями (число посещений на 1 жителя), установленные ТПГГ с учетом региональных особенностей и уровня заболеваемости населения.

6.2. В расчете потребности (необходимой численности) врачей оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме рекомендуется использовать показатель - среднее число посещений в год на 1,0 занятую врачебную должность. Данный показатель рассчитывается с учетом коэффициентов, которые позволят учесть региональные особенности (таблица N 2):

Коэффициенты, учитывающие региональные особенности

6.3. Число врачей "лечебной группы", включающая врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, рассчитывается путем деления планового числа амбулаторных посещений (абсолютное число) на установленное число посещений в год на 1,0 врача (с учетом территориальных коэффициентов), установленные ТПГГ с учетом региональных особенностей.

Расчет потребности во врачах "лечебной группы", оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее - ЧВап), проводится по формуле:

ЧВап - число врачей "лечебной группы", оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

ЧП - общее число посещений (обращений) в год;

НВД - расчетная функция врачебной должности;

6.4. Расчет численности врачей "подгруппы усиления" и "параклинической группы" по ее подгруппам проводится на основе метода соотношения с учетом расчетных коэффициентов соотношения (в процентах):

Укрупненные расчетные коэффициенты

Соответствующие расчетные коэффициенты используются для получения численности врачей "группы усиления", "параклинической группы", включающей численность врачей лечебно-диагностической группы, "другой группы врачей", включающей врачей группы управления.

6.5. Потребность во врачебных кадрах дневных стационаров рассчитывается по аналогии с потребностью во врачах, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

6.5.1. Для расчета количества врачей дневного стационара используется рекомендованный показатель обеспеченности населения местами в дневных стационарах (на 10 000 населения) по профилям коек (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н "Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июня 2012 г., регистрационный N 24440), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. N 843н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2015 г., регистрационный N 35536) (далее - приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н).

Для расчета необходимого количества пациенто-мест (РЧПМ) рассчитывается количество мест в абсолютном выражении по формуле:

РЧПМ - расчетное число пациенто-мест дневного стационара;

ЧПМ - число пациенто-мест (рекомендованный показатель на 10 000 населения)";

ЧН - численность населения.

При расчете потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, применяется рекомендованный норматив числа пациенто-мест - 20 пациенто-мест на 1 врача в соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2012 г., регистрационный N 24726), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 361н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июля 2015 г., регистрационный N 37921), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 683н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2015 г., регистрационный N 39822), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 139н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2018 г., регистрационный N 51917), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 164н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2019 г., регистрационный N 54470) (далее - приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н).

6.5.2. Дефицит/профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

6.6. Потребность во врачах, оказывающих первичную медико-санитарную помощь пациентам в амбулаторных условиях, включает расчетное число врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (основная группа), врачей лечебно-диагностической группы, врачей группы управления и врачей дневного стационара.

6.7. Дефицит/профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

Расчет потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях предусматривает:

7.1. Расчет необходимого числа коек:

7.1.1. Основой для расчета необходимого числа коек являются показатели: число койко-дней на 1 000 жителей, число госпитализаций и средняя длительность пребывания пациента в стационаре с учетом региональных особенностей заболеваемости населения, маршрутизации пациентов, исходя из порядков оказания медицинской помощи по видам оказания, а также доступности специализированной медицинской помощи населению.

7.1.2. Для расчета необходимого количества коек требуется рассчитать абсолютное число койко-дней по профилям (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н), с учетом количества запланированного числа госпитализаций и средней длительности пребывания пациентов. В расчете участвует рекомендованный показатель: среднее число дней занятости койки в году (работа койки).

При расчете необходимого числа коек рекомендовано использовать корректирующие коэффициенты, которые учитывают региональные особенности субъектов Российской Федерации (таблица N 4):

Коэффициенты, учитывающие региональные особенности субъекта

Читайте также: