Понятия новообразование социальная ситуация развития принадлежат концепции

Социальная ситуация развития. -это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа. Оно определяет как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять. Характер занимаемого ребенком положения определяется, с одной стороны, объективными нуждами общества, с другой - существующими в. данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Эти представления складываются стихийно, на основе длительного исторического опыта, и в основных чертах они сходны между собой и соответствуют действительному ходу детского развития. Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Ведущей называется такая деятельность, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности.

Центральное новообразование - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением к самому себе и другим людям. Самое важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления.- это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. Младенчество Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития. Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Основные психологические новообразования раннего возраста. Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы - восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.

Основные психологические новообразования дошкольного возраста:

1. Возникновение первого цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир

2. Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо

3. Возникновение соподчинения мотивов

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением

5. Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.

Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Центральное новообразование подросткового возраста- возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость.Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Особенности психического развития в младенчестве

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого.

Социальная ситуация этого неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества.

С необходимостью заботы взрослого связан и факт преимущественного развития сенсорики в данном периоде, т.е. органов чувств, а не движений, так как необходимые операции по уходу и обслуживанию берет на себя взрослый, давая возможность тем самым сформироваться органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация. От развития восприятия в этом возрасте во многом зависят и все другие познавательные процессы, прежде всего мышление.

Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком, созданию благоприятных условий для развития психических процессов. Исследования многих психологов (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Э.Эриксон и др.) показывают, что в первые месяцы жизни крайне важным для ребенка являются эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого.

Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым М.И. Лисина провела ряд экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи связано с общением со взрослыми. Этнопсихологические исследования также продемонстрировали, что дети, имеющие постоянный тактильный контакт с матерью, быстрее развиваются.

При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, вскоре уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый вводит ребенка в мир предметов и их свойств, привлекает внимание ребенка к ним, наглядно демонстрирует способы действия, помогает овладеть этими действиями, направляя движения ребенка. Ребенок тянется к предметам, они привлекательны, но получить их можно только с помощью взрослого. Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым.

Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба, создающие предпосылки для формирования предметно-манипулятивной деятельности последующего периода развития. Акт хватания – это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Поэтому, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои руки, следит за тем, как рука приближается к предмету. С хватанием связано возникновение предметного восприятия. Хватание, направление к предмету стимулируют возникновение сидения – когда ребенок садится перед ним открывается другая плоскость с другими предметами.

К 9 месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Ходьба – еще одно новообразование этого возрастного периода, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития, теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда захочет.

Другое новообразование – появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов.

Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет развивающаяся на протяжении младенчества способность подражать действиям взрослого. Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития, которая состоит в том, что психические процессы и качества складываются у ребенка под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

Для большинства детей, воспитывающихся в семье, социальная ситуация развития в данном периоде выступает как благоприятная, так как взрослые стараются создать все условия для развития младенцев.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие социальной ситуации развития

Социальная ситуация развития – это условия, специфические для каждого возрастного этапа, в которых происходит поведенческое и психологическое развитие человека.

Это понятие ввел Л.С. Выготский как единицу анализа динамики развития ребенка и выделил две её составляющие:

  • деятельность,
  • переживание.

Кроме внешней активности ребенка, т.е. его деятельности, которая хорошо наблюдается, есть ещё и внутренний план – это план переживаний.

В одной семье, одна и та же ситуация разными детьми переживается по-разному – на одном ребенке она слабо скажется, а у другого может вызвать невроз и другие отклонения. Переходя от одного возраста к другому, один и тот же ребенок будет по-новому переживать ту же ситуацию.

Благодаря проведенным исследованиям Л.С. Выготский и его последователи систематизировали огромный фактический материал в области детской психологии и ввели новую единицу анализа детского развития.

Особыми единицами детской психологии являются возрастные периоды, поэтому её называют возрастной психологией.

  • Курсовая работа Социальная ситуация развития в психологии по Выготскому 480 руб.
  • Реферат Социальная ситуация развития в психологии по Выготскому 260 руб.
  • Контрольная работа Социальная ситуация развития в психологии по Выготскому 240 руб.

Согласно взглядам ученого, для каждого возраста характерна своеобразная и специфическая для него социальная ситуация развития – это есть отношение между ребенком и его средой, где идет развитие новообразований, свойственных данному возрасту. Л.С. Выготский считал, что эти новообразования являются результатом возрастного развития.

Новообразования ведут к слому старой социальной ситуации развития, потому что приходят в противоречие с ней и открывают возможности к построению новой социальной ситуации. По мнению ученого, перестройка социальной ситуации развития и является главным содержанием критических возрастов.

Ребенок, переходя из одного возраста в другой, изменяет ведущий вид деятельности и осваивает новую социальную позицию. В дошкольном возрасте, например, это будут игровые сюжетные формы, в начальной школе – учебные, с акцентом на моделирование, в подростковом возрасте уже деятельность личностного самоопределения, а в старшей школе – профессиональное самоопределение.

Однако это совсем не значит, что формы деятельности к возрасту жестко привязаны – если в раннем возрасте ребенок вовлекается в деятельность, то, чем старше он становится, он сам осуществляет выбор той деятельности, в которой происходит его развитие. Выбор деятельности будет зависеть от места ребенка в социальных отношениях.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Новообразования, как продукт возрастного развития, появляются к концу возрастного периода. Они перестраивают всю структуру сознания ребенка, изменяют систему его отношений к миру, другим людям, к самому себе.

Адаптация детей в социальной среде

Социальная среда для ребенка является важнейшим фактором и условием его развития. Социальная среда – это, прежде всего, люди, с которыми каждый находится в специфических отношениях.

Рисунок 1. Социальная адаптация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структура социальной среды довольно сложная и представляет собой многоуровневое образование, в состав которого входят многочисленные социальные группы, оказывающие воздействие на психическое развитие и поведение индивида.

К тому или иному социальному образованию индивид должен приспособиться, т.е. адаптироваться.

Выделяют несколько видов адаптации:

  • физиологическую,
  • психофизиологическую,
  • психическую,
  • социальную.

Социальная адаптация представляет собой постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды и связана с кардинальными изменениями в его жизни.

Самое первое приспособление ребенок получает в семье, где его окружают близкие и родные люди, но социальная жизнь не ограничивается семейными рамками.

Дошкольные учреждения, школа, неформальные и формальные группы, трудовая деятельность, а позже собственная семья, являются важными ступенями вхождения в социальную жизнь.

Все эти объединения требуют от индивида приобретения заново своего социально-психологического статуса.

Насколько ребенок успешно входит в социальную среду, показывают такие факторы, как особенности самого ребенка и особенности той микросоциальной среды, в которую ему предстоит включиться.

Эффективность адаптации зависит от потребностей, целей, мотивов, установок, т.е. от потребностно-мотивационной сферы ребенка, от эмоциональных и интеллектуальных свойств его личности.

К индивидуальным особенностям ребенка относятся и некоторые характерологические и типологические особенности.

Структура потребностно-мотивационной сферы позволяет выделить у ребенка два основных типа адаптации – активный и пассивный.

Для активного типа адаптации характерна целеустремленность ребенка в налаживании контактов со сверстниками, на основе общих интересов идет активный поиск товарищей.

Неудачи детей этого типа не останавливают, а побуждают к большей активности.

Пассивный тип адаптации отличается некритическим принятием ценностных ориентаций группы. В усвоении ребенком социального опыта существенную роль играет тип адаптации.

В отношении личностных особенностей, исходя из типологического подхода к их изучению, выделяют гармоничный, доминирующий, чувствительный, конформный, тревожный, интровертированный и инфантильный типы формирования личности и её взаимодействия с окружающей средой.

Они определяют эффективность адаптации ребенка к окружающей среде и обуславливают избирательную чувствительность к разным патогенным воздействиям.

У детей гармоничного типа сформированы все личностные свойства в равной мере – общительность, уверенность в себе, контроль над своим поведением. Уровень тревожности и напряженности у них низкий. К данной группе могут относиться дети с повышенным уровнем возбуждения и двигательной активности.

Социально-ориентированный тип тоже обладает устойчивой структурой личности. Эта группа детей старательна, добросовестна, но зависит от ситуации. Страдает развитие вербального интеллекта, культурная задержка развития.

Конформный тип детей больше стремится к социальному поощрению действий и поступков, нежели к успешной учебной деятельности. Дети этого типа доброжелательны и отзывчивы.

Отличительной особенностью доминирующего типа формирования личности является стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Это непоседы, часто нарушающие дисциплину.

Тревожный тип характеризуется эмоциональной неустойчивостью, волнением, тревожностью. Общение для них является ведущей деятельностью.

Особенностью интровертированного типа является высокий уровень интеллекта и направленность на познавательную деятельность. Дети этого типа замкнуты и малообщительны, проявляют повышенную возбудимость, напряженность и тревожность.

Инфантильный тип характеризуется неразвитостью психики, это замедленное взросление ребенка.

Психологический возраст

В рамках изучения возрастной психологии одним из важных вопросов является понятие возраста – периода физического, психологического, поведенческого развития.

О возрасте в психологии есть два представления – физический и психологический возраст.

Время жизни ребенка в годах, месяцах и днях с момента рождения есть физический возраст. Психологический возраст говорит о достигнутом уровне психологического развития.

Пятилетний ребенок по физическому возрасту может быть психологически развит как 7-ми и даже 8-ми летний ребенок, а может быть и наоборот – соотношение физического и психологического возраста у детей с отставанием умственного развития имеет обратное соотношение.

Возраст проявляется в познавательных процессах и является основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Возраст – это период развития, он не водится к сумме отдельных психических процессов и не является календарной датой.

Л.С. Выготский считал, что возраст является замкнутым циклом детского развития, он имеет свою структуру и динамику.

Поскольку хронологические границы возраста могут сдвигаться, то одни дети вступают в новый возрастной период раньше, а другие – позже.

Компонентами структуры психологического возраста являются социальная ситуация развития (ССР), определяющая образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности сознания и возрастные психологические новообразования (ПНО) – тип строения личности, определяющий сознание ребенка и его отношение к среде.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Социальная ситуация развития — это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной 1 [1] .


Рис. 8.1. Отношения ребенка с социальным окружением

Принципиальное отличие понимания социальной среды Выготским состоит в том, что для него среда — не обстановка развития, не внешний, объективный фактор существования ребенка, а детерминанта развития, т.е. само развитие происходит в единстве связей ребенка с социальным окружением на каждом возрастном этапе.

Формулируя положение о социальной ситуации развития, Выготский учитывал избирательное отношение ребенка к окружающей действительности и ввел понятие переживания, подчеркивающее субъективный характер взаимодействия ребенка с социальной средой. Ребенок не просто испытывает воздействие среды, а переживает социальную действительность через отношение к среде. Только в этом случае окружение становится источником развития и задает направление в формировании психических функций и способностей. Изучение характера переживания ребенком социальной ситуации позволяет понять содержание хода психического развития конкретного ребенка и вариативности онтогенеза. В зависимости от эмоционального отношения, переживания разными детьми одних и тех же событий факторы среды и соцальпых отношений играют разную роль в психическом развитии детей и могут определять своеобразные траектории развития.

Переживание — это единица, в которой в неразложимом виде представлена, с одной стороны, среда, то, что переживается, — переживание всегда относится к чему-то находящемуся вне человека, — с другой стороны, представлено то, как я переживаю это, т.е. все особенности личности и все особенности среды представлены в переживании 1 .

Социальная ситуация развития, обусловленная переживаниями ребенка, носит относительный характер, меняющийся с возрастом. Выготский характеризует социальную действительность как изначально содержащую в себе противоречие между отношением ребенка к среде и среды к ребенку. Это противоречие и является источником развития, но на каждом возрастном этапе противоречие связано с различными компонентами окружения и разными психическими функциями ребенка. Противоречие разрешается в кризисе, где формируются психические новообразования в сфере сознания и личности ребенка, определяющие вступление в новую социальную ситуацию развития.

Базовым противоречием новой социальной ситуации развития, складывающейся в дошкольном возрасте, является стремление войти в мир взрослых и невозможность осуществить это желание напрямую. Реальный уровень развития ребенка объективно не соответствует идеальным формам мира взрослых, уровню социальных отношений. Идеальный мир отношений и смыслов ребенок моделирует в символической игре. Противоречие направляет развитие ребенка на освоение социальных отношений и постижение взрослого человека в системе его социальных связей.

Среду как промежуточную зону, связующую и разделяющую личность и мир, понимал Д. Н. Узнадзе. Он подчеркивал двойственную природу человека, интегрирующую идеальную всеобщность как независимость от времени и пространства среды и реальную ограниченность человека внешним миром. Преодолевая эти рамки, личность созидает и себя, и окружающий мир.

Социальное окружение изучал П. Я. Гальперин, сформулировавший положение об ориентировке, включающей образ ситуации, образ действия в ситуации и социальный смысл потребностей. Становление новых форм психологических способностей происходит в совместной со взрослым деятельности, единстве ребенка как субъекта деятельности и его социальных связей и взаимоотношений [5] .

Отношения между развивающейся личностью и средой исследовал А. Н. Леонтьев, сформулировавший положение об объективном месте ребенка в системе социальных отношений. Психологическую характеристику личности, по мнению Леонтьева, определяют конкретные обстоятельства жизни ребенка, то место, которое он занимает в системе человеческих отношений. Развитие ребенка определяется непосредственно теми людьми, которые его окружают, требованиями, которые предъявляются ему, и отношениями, в которые он вступает. Отношения с близкими взрослыми приобретают силу мотива, придающего развитию направление и импульс 1 .


Развитие дошкольника, включенного помимо семьи в отношения со сверстниками, с воспитателем в детском саду и другие более широкие социальные связи, зависит от того места, той реальной позиции, которую он занимает в системе социальных отношений. Чертами, объединяющими взаимодействие дошкольника с разными людьми, будут интимность, личностная ориентированность общения. Таким образом, изменение места ребенка в системе общественных отношений характеризует достигнутый им уровень развития, отражая содержание его внутренней и внешней деятельности, которое, в свою очередь, зависит от наличных жизненных условий и отношений, в которые включен ребенок. Центральной единицей развития, по мнению Леонтьева, является деятельность, определяющая принципиальные, качественные изменения в психике и трансформирующая социальную ситуацию развития. Важно напомнить, что Леонтьев считал собственно деятельностью только процессы, осуществляющие отношение человека к миру [6] [7] .

Предложенное Л. С. Выготским разделение субъективного и объективного аспектов социальной ситуации развития разрабатывалось Л. И. Божович, изучавшей условия и механизмы перехода объективных отношений в субъективные, обладающие личностным смыслом для ребенка. Объективный аспект социальной ситуации развития Божович определяла как место ребенка в системе общественных отношений, наделенное некоторыми правами ребенка и требованиями, предъявляемыми окружением к его поведению и деятельности, системой санкций и социальных ожиданий [8] . Общество вырабатывает систему воспитания, включающую образ детства, культурные ожидания, социальные предписания и ограничения, которые составляют объективное содержание социальной ситуации развития.


Однако каждый ребенок преломляет эту систему в соответствии с индивидуальными потребностями, мотивами, ценностями и ожиданиями, составляющими субъективный аспект социальной ситуации развития. Субъективное отношение ребенка к социальному окружению получило в работах Божович название внутренней позиции ребенка. Внутренние факторы отражают и опосредуют воздействие среды в активно-действенной позиции ребенка, его отношении к тому объективному месту, которое он занимает в общественных отношениях.

Внутренняя позиция ребенка — система потребностей и стремлений ребенка, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития у него новых психических качеств.

Психическое развитие Божович понимала как изменение социальной позиции, принятое и осмысленное самим ребенком. В противном случае внешние изменения остаются внешними и не затрагивают содержания развития. Для каждой возрастной стадии внутренняя позиция специфична и обладает некоторыми характерными особенностями. В дошкольном возрасте внутренняя позиция составляет аффективное обобщенное переживание ребенком отношений со значимым социальным окружением, а к началу школьного возраста она приобретает когнитивные компоненты и черты осознанности. Собственно возникновение внутренней позиции как психологического новообразования относят к периоду кризиса семи лет, когда субъективная позиция трансформируется в целостную систему социального Я, включающего отношение к себе, окружающим людям и собственным действиям.

Владимир Петрович Зинченко (1931—2014) - российский психолог. Один из создателей инженерной психологии в России. Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека.


Исследуя динамическую структуру ССР, Карабанова высказала идею о реализации активно-действенной позиции ребенка в отношении социальной действительности на основе ориентирующего образа. Ориентирующий образ опосредует деятельность ребенка и может быть представлен следующими формами: внутренняя позиция, личностно-ориентирующий образ Я, образ партнера и межличностных отношений с ним 1 .

Изучение закономерностей становления и функционирования ориентирующего образа, опосредствующего реализацию деятельности ребенка, позволило выделить его планирующую и регулирующую функцию, опосредующую активность ребенка в отношениях со значимым социальным окружением. Освоение новой социальной ситуации развития является задачей, стоящей как перед ребенком, так и перед близким взрослым, а эффективность ее прохождения на каждом возрастном этапе зависит от содержания ориентирующих образов каждого из участников отношений, определяющих основные компоненты социальной ситуации.

Вхождение, например, первоклассника в новую социальную ситуацию развития зависит не только от его психологической готовности к освоению новых форм учебного сотрудничества, но и от готовности значимого социального окружения к перестройке совместной деятельности и общения с учетом возросших способностей ребенка и новых социальных контекстов его развития.

В модели психического Е. А. Сергиенко важнейшим компонентом среды является Другой человек (близкий взрослый), в первичных коммуникациях с которым начинается понимание собственного Я, а механизмом социализации ребенка становится модель психического, которая обеспечивает поуровневый переход от развития индивидуальности к уровню участника социальных взаимодействий, а в дальнейшем — к субъекту социальных отношений. Понимание Другого и Себя через взаимодействие в социальной среде формирует не только внутренний мир и самосознание ребенка, но принципиально меняет организацию всей его психической жизни и поведения [14] .

Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским.

Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет:

1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев);

2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.

Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития (см. Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

Возрастные новообразования.

Возрастные новообразования - это результаты развития на данный период и, одновременно предпосылки для следующего развития.

Итак, возрастные новообразования. Эти новообразования, только возникнув, изменяют социальную ситуацию развития ребенка и меняют систему отношений ребенка со взрослыми. Следует скачок в развитии за ним следуют так называемые противоречия развития, которые затем снова толкают ребенка на новый этап развития. Этих новообразований может быть много, но в любом возрасте есть так называемое центральное психологическое новообразование, которое перестраивает всю личность ребенка и его взаимоотношения с окружающим миром. Остальные же новообразования группируются вокруг центрального и носят название побочных. В результате формулирования этих понятий Лев Семенович предложил два возрастных периоды, которые всегда сменяют друг друга: стабильные периоды сменяются критическими, а затем критические сменяются стабильными.

Периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину)

Младенческий возраст (0-1 год). Ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия (взаимокоординация различных ощущений и восприятий —зрительных, слуховых, проприорецептивных и др.). Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. Раннее детство (1-3 года). Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. В ней ребенок в сотрудничестве со взрослыми овладевает общественно выработанными способами действий с предметами. Главным новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления. Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая деятельность—ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает "фундаментальными смыслами человеческой деятельности", нормами отношений между людьми. Здесь же формируется такое новообразование как стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что будет характеризовать и его готовность к начальному обучению. Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность-учение. В процессе учения совершенствуется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира, человеческих взаимоотношениях. Главными новообразованиями этого возраста являются произвольность психических явлений, способность формирования внутреннего плана действия, формирование рефлексии. Подростковый возраст (11-15 лет). Ведущая деятельность — общение в системе общественно полезной деятельности, учебной или трудовой. В этом процессе подросток овладевает навыками общения в самых различных ситуациях. Важнейшими новообразованиями этого возраста являются формирование самооценки, стремление к "взрослости" и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни. Старший школьный возраст (15-17 лет). Ведущая деятельность—учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Читайте также: