Покров на раку что это

М.В. Вилкова

// Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. — М., 2003

Святитель Филипп, митрополит Московский и Всея Руси - один из самых почитаемых русских святых. Его имя неразрывно связано с двумя центрами русского православия — Соловецким монастырем и Московским Кремлем. Именно здесь нес святитель свое церковное служение; и на Соловках, и в Кремле в разное время покоились его святые мощи.

Родившись в 1507 г. в Москве в семье бояр Колычевых, Федор, приближенный ко двору и лично к царю Ивану IV, в 1537 г. тайно удалился от мира в далекий Соловецкий монастырь, где принял монашество с именем Филипп. Позднее, став игуменом монастыря, он в течение восемнадцати лет возглавлял обитель. В 1567 г. по личному желанию царя игумен Филипп был призван в Москву и поставлен в московские митрополиты. Исполняя свой пастырский долг, святитель Филипп был оклеветан и сослан в ссылку в Тверской Отрочь монастырь, где принял мученическую смерть. Мощи митрополита были перенесены в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. -в Успенский собор Московского Кремля. В этом же 1652 г. состоялась и канонизация святителя.

Святители — святые епископы — составляют особый чин святых Православной Церкви. Традицию канонизации епископов, как и почитание их святых мощей, Русь восприняла из Византии. Обогащенная и украшенная русским благочестием, эта традиция получила на Руси самостоятельное развитие. Изготовление надгробных покровов было свидетельством глубокого почитания святых. Вместе с драгоценной ракой, монументальными росписями и надгробными иконами покровы являлись частью общего оформления гробницы святого.

Особое место среди надгробных покровов занимают покровы с лицевым изображением святого. Такие покровы имеют четко выраженный средник с изображением фигуры святого в рост. Соответственно своему священному сану святой изображается в монашеском или полном архиерейском облачении. Неотъемлемой частью покрова является кайма, со всех сторон обрамляющая средник, часто выделенная по отношению к нему контрастным цветом. На кайме вышивался текст молитвы, тропаря или кондака, иногда в него включалась и вкладная надпись.

По перенесении святых мощей на Соловки они были погребены в земле, под папертью Спасо-Преображенского собора, на месте, уготованном для себя святителем еще при жизни, когда он был игуменом Соловецкого монастыря. Неизвестно, была ли над местом захоронения гробница, на которую, собственно, мог быть выполнен покров. В Тверском Отроче монастыре до начала XX в. над местом захоронения святого, в Успенском соборе у северного столба, сохранялась дубовая рака с изображением на верхней доске святителя Филиппа в рост и металлическим ковчежцем с частицей его мощей 10 , в ней, согласно преданию, еще в 1591 г. обретенные мощи святителя были перенесены на Соловки и в ней же в 1652 г. из Соловков в Москву. Возможно, эту гробницу и украшал самый древний из сохранившихся покровов.


1. Митрополит Филипп. Покров. 1649. Вклад И.И. Колычева. Музеи Московского Кремля

На эту-то раку, вероятнее всего, и был выполнен в 1649 г. по заказу царского стольника Ивана Дмитриевича Колычева наиболее ранний из датированных покровов из собрания Музеев Московского Кремля 13 (ил. 1). На среднике из голубой камки митрополит Филипп изображен прямолично, в рост, с руками перед грудью. Левая рука держит Евангелие, пальцы правой сложены в благословляющем жесте. Митрополит в полном святительском облачении - кресчатом саккосе, омофоре.

2. Митрополит Филипп. Покров. Деталь: вкладная надпись на подкладке

Покров, как уже упоминалось, был выполнен в середине XVII столетия — в то время, когда в лицевом шитье довольно определенно прослеживаются тенденции к декоративности. Широкая (около 22 см) кайма зеленого атласа с плотно положенной вязью, воспринимаемая как орнамент, довольно активна. Она как бы сдавливает и без того приземистую фигуру святителя. Этому также невольно способствует и достаточно высокий позем, шитый коричневым шелком. Непропорционально маленькие руки и ноги, чуть втянутая в плечи голова усиливают схематичность изображения. Данный покров — единственный, на котором святитель Филипп изображен в белом клобуке. Согласно иконографической традиции, как и митрополит Московский Иона, Филипп традиционно изображается в архиерейской шапке. В шитье лика также можно отметить черты еще не сложившейся до конца иконографии святителя. Особенности изображения лика - треугольный абрис, близко посаженные глаза, заостренная борода и усы, явно имеющие восточный прототип, —


3. Митрополит Филипп. Покров. 1650. Вклад В.И. Стрешнева. Музеи Московского Кремля

возможно, были продиктованы непосредственно заказчиками покрова, которых с митрополитом Филиппом соединяли родственные узы. Все эти черты являются особенностями той мастерской, где был вышит покров, - возможно, принадлежавшей роду Колычевых. Судя по рисунку, знаменщик, работавший над покровом, не обладал такой же высокой квалификацией, как художники-иконописцы, работавшие в Кремле.

Поступление покрова в музей в 1920 г. из Патриаршей ризницы 15 говорит о том, что он не был вывезен с Соловков 1923 г. вместе с другими памятниками, а скорее всего попал в Кремль в 1652 г., когда мощи святителя Филиппа были перенесены в Москву, в Успенский собор. Судя по сохранности покрова, его использовали довольно часто. По следам потертости видно, как именно покров закрывал раку, -его довольно широкая кайма свешивалась по сторонам гробницы лишь наполовину. Сквозные прорывы ткани образовались на кайме с правой стороны от фигуры

святителя из-за частых прикосновений верующих к покрову. Со стороны подкладки эти прорывы бережно закрыли прямоугольной заплатой из ярко-зеленого бархата, вероятнее всего, еще в Соловецком монастыре.

По кайме из желтой камки, сплошь зашитой более поздней синелью кирпичного цвета, плотно положенной вязью шит пряденым серебром тропарь. Вкладная надпись располагается внизу, по сторонам от святого, в шесть рядов:


4. Митрополит Петр. Покров. 1512. Музеи Московского Кремля. Деталь
5. Митрополит Иона. Покров. 1657. Музеи Московского Кремля. Деталь


Самый торжественный покров (ил. 6), поражающий виртуозностью золотного шитья и богатством материалов, входит в своеобразный комплекс надгробных покровов, выполненных по заказу царя Алексея Михайловича на гробницы четырех московских святителей — Петра, Алексия, Ионы и Филиппа 22 .


6. Митрополит Филипп. Покров. 1665. Музеи Московского Кремля

Последний в ряду покров 25 (ил. 7) на гроб митрополита Филиппа был выполнен во второй половине XVII в. в мастерской Акулины Бутурлиной. Он рассматривался Н. А. Маясовой 26 в ряду других произведений этой мастерской. Он также входит в своеобразный комплект из трех подобных покровов на раки всех московских святителей, особо почитавшихся в Успенском соборе Московского Кремля. Полностью сохранился покров с изображением святителя Ионы 27 и частично (лишь фигура; фон и кайма утрачены) покров на раку святителя Петра 28 . Эти покровы выделяются своими небольшими размерами, что дает возможность предположить, что первоначально они предназначались не для украшения гробниц, а непосредственно для покрытия мощей. Однозначно утверждать невозможно, поскольку после наполеоновского нашествия на Москву и разграбления Кремлевских соборов древняя гробница св. Филиппа была разорена и не сохранилась. Следовательно, мы не имеем возможности сопоставить ее размеры с размерами покрова, для нее изготовленного. В начале XIX столетия для мощей святого была создана новая серебряная


7. Митрополит Филипп. Покров. Мастерская Акулины Бутурлиной, вторая половина XVII в. Музеи Московского Кремля


8. Покров митрополита Ионы у его гробницы в Успенском соборе Московского Кремля

В целом надгробный покров с изображением святителя можно выделить как особый вид лицевого шитья. Определенное функциональное назначение покровов, предназначенных для украшения гробницы, определило масштабность этих памятников, обладавших достаточно большой самостоятельностью, обособленностью в общем убранстве храма. Покров разрабатывал изображение одиночной фигуры святителя в рост и достиг особой выразительности художественного образа. Безусловно, вышитые изображения святителей встречаются на многих памятниках —

Обращение к таким историческим памятникам, как надгробные покровы с лицевым изображением святителя Филиппа, важно не только с историко-художественной точки зрения - изучения их как прекрасных произведений лицевого шитья, но и для осмысления их как воплощенных свидетельств веры и глубокого почитания на Руси святителя Филиппа, причем как до общецерковной канонизации митрополита, так и после нее.

1 Никодим, иеромонах. Верное и краткое исчисление Преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1900. Цит. по: Соловецкий православный календарь. М., 1998. С. 75.

2 Досифей, архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиаль-ного первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. Т. 1. С. 230.

3 Там же. С. 296. 4 ГРМ,инв. №ДРТ-308.

5 См.: Древнерусское шитье XV-XVIII веков в собрании Государственного Русского музея: Каталог выставки/Сост. и авт. статьи Л.Д. Лихачева. Л., 1980. Кат. № 100,с. 52. Новую атрибуцию покров получил в статье: Маясоеа Н.А. Краткий обзор произведений древнерусского лицевого шитья из ризницы Соловецкого монастыря (см. в настоящем сборнике). Там же дано его воспроизведение.

6 Кнатц Е.Э. К вопросу о технике древнерусского золотого шитья в связи с предметами шитья ризницы Соловецкого монастыря // Изобразительное искусство. Л., 1927. С. 94.

7 Цит. по: Соловецкий православный календарь. С. 21-22.

10 См.: Отрочь монастырь в городе Твери. Тверь, 1894. С. 18-24.

11 Сказание о перенесении святых мощей святителя Филиппа митрополита Московского и Всея России, от земных недр в Спасо-Преображенский собор Соловецкой обители. Цит. по: Соловецкий православный календарь. С. 74—75.

13 Музеи Московского Кремля, инв. № ТК-2993. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки. М., 2001. С. 236.

14 Книга вкладная от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539-1776 гг. - ОРП ГФ Музеев Московского Кремля, инв. № Рук-1403, л. 43 об.

15 Акт № 9 от 12/V 1920 г. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, д. 4, л. 26, № 7. |6 РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 574.

17 Там же. Стб. 574-575.

18 Музеи Московского Кремля, инв. № ТК-2992.

19 Досифей, архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиаль-ного первоклассного Соловецкого монастыря. С. 229.

20 Музеи Московского Кремля, инв. № ТК-36.

21 Музеи Московского Кремля, инв. № ТК-48.

22 Музеи Московского Кремля, инв. № ТК-31, ТК-47, ТК-2182, ТК-33. О покрове святителя Петра (инв. № ТК-31) см.: Маясова Н.А. Вишневская И.И. Русское художественное шитье XIV - начала XVIII в. М., 1989. Кат. № 27, с. 77; Treasures of the czars from the State museums of the Moscow Kremlin. St. Petersburg, 1995. P. 158 (авт. кат. описания И.И. Вишневская).

23 Досифей, архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиаль-ного первоклассного Соловецкого монастыря. С. 303.

24 См.: Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т. 2. С. 137.

25 Музеи Московского Кремля, инв. № ТК-2996.

26 Маясова Н.А. Одна из последних древнерусских светлиц // ПКНО. 1994. М., 1996. С. 388-398.

27 Музеи Московского Кремля, инв. № ТК-2994.

28 Музеи Московского Кремля, инв. № ТК-2811.

29 Опись имущества Московского Успенского собора (не ранее 1898 г.). - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 4, д. 108, л. 56.

В годы правления царя и Великого князя Фёдора Ивановича (1557–1598), сына Ивана Грозного, было прославлено много местночтимых святых. Так, в 1588 году к лику святых причислили московского чудотворца Василия Блаженного, чьи мощи упокоились у стен Покровского собора. Над его захоронением возвели церковь – она стала десятой в ансамбле храма. Место внутри придела, где покоились глубоко в земле мощи блаженного, обозначили серебряной ракой, украшенной драгоценными камнями. Не отставала от мужа и царица – Ирина Годунова, сестра будущего царя Бориса. На следующий год после прославления Василия Блаженного в царицыной золотошвейной мастерской по распоряжению Ирины Фёдоровны изготовили покров на раку святого.


Покров на раку Василия Блаженного. Из книги протоиерея Покровского собора И.И. Кузнецова

Святыня была выполнена в сложнейшей технике лицевого шитья из дорогой тогда, привозной ткани – атласа зелёного цвета. В центре полотна – одно из первых изображений только что канонизированного праведника, представленного в полный рост совершенно нагим. Это редкая иконография прямо стоящего Василия. Вероятно, она не была воспринята, так как преобладают иконы с фигурой святого, стоящего вполоборота в молении. По кайме идёт стилизованная надпись:

Фигура Василия и вкладная надпись шиты золотом, серебром и шёлком, а образ святого к тому же был украшен жемчугом и драгоценными камнями. Поистине ювелирная работа была исполнена златошвеями: они пришили на покров 5311 зёрен мелкого речного жемчуга.


Фрагмент покрова, украшенного жемчугом и драгоценными камнями

За свою многолетнюю историю этот уникальный образец декоративно-прикладного искусства XVI столетия был свидетелем разных событий. В смутные времена начала XVII века серебряная рака, для которой искусные мастерицы выполнили покров, была разорена поляками, но царский вклад уцелел. Затем покров находился в ризнице Покровского собора, как почитаемая святыня. Вскоре после революции, в 1921 году, в соборе произошла кража. Ночью преступники похитили предметы церковной утвари из драгоценных металлов и намеревались украсть покров Василия. Когда утром священнослужители обнаружили преступление, стали выяснять, что именно пропало. В ходе следствия случайно увидели, что покров спрятан сложенным в несколько раз под белокаменной плиткой пола. А вот утварь так и не нашлась. Покров был взят из собора для следствия.

В то время в советской России набирала обороты антирелигиозная кампания. Одним из её проявлений стало изъятие ценностей из ризниц монастырей и храмов. Комиссия Помгола под прикрытием лозунгов о спасении от страшного голода жителей Поволжья в марте и апреле 1922 г. конфисковала ценности почти во всех московских храмах. Оставались Храм Христа Спасителя и Покровский собор. Они стали последними в столице, которых не миновала скорбная чаша сия. 26 апреля пришли в Покровский собор. Многие иконы лишились драгоценных окладов, были изъяты богослужебные предметы из золота и серебра.

Справедливости ради, необходимо отметить, что после создания музея в Покровском соборе более 30 предметов, отобранных в 1922 г. и не исчезнувших в плавильных печах революции, удалось вернуть. Был возвращён и покров на раку святого Василия Блаженного, правда уже без богатого убранства из жемчуга и драгоценных камней.


Покров на раку святого Василия Блаженного. Москва. 1589 г.

В настоящее время покров на раку Василия Блаженного занимает почётное место, как одна из главных реликвий, в экспозиции северного подцерковья Покровского собора.

  • Американские СМИ: Россия может превратить пшеницу в политическое оружие
  • Правительство утвердило правила субсидирования на продвижение экспорта кино и IT-продукции
  • Минфин назвал сроки возвращения к бюджетному правилу
  • В чешском аналитическом центре опровергли связь с Сафроновым
  • Сын Кличко собрался стать мэром Киева
  • Назначена дата представления доказательств по делам против Нетаньяху
  • Фотограф дикой природы в Индии разделил пользователей Сети на два лагеря
  • Предложены новые требования для заведений общепита
  • Эсминец ВМС США направился в Черное море для участия в учениях с Украиной
  • В Австрии начали обучать собак находить людей с COVID-19 по запаху
  • Турция передумала возобновлять авиасообщение с Ираном из-за коронавируса
  • Капитан итальянского корабля спас тонувших беженцев и попал под суд

Фото: 16.mchs.gov.ru
В нефтегазовом секторе России произошла очередная авария. В результате взрыва и пожара на газораспределительной станции в Казани один человек погиб, еще двое пострадали. В городе введен режим ЧС. По мнению экспертов, инциденты подобного рода указывают на масштабные проблемы российской инфраструктуры. В чем именно они заключаются и как их можно решить? Подробности.
  • В Екатеринбурге загорелся склад с ГСМ
  • В многоэтажке в Барнауле произошел взрыв газа
  • В Москве нашли мертвой популярную блогершу
  • Тех, кто настаивает на установке памятника
  • Тех, кто против установки памятника
  • Вызову полицию
  • Пресеку нарушение сам
  • Пройду мимо
  • Азербайджан
  • Армению
  • Ни одну из сторон




Правительство планирует запустить программу бесплатной раздачи земель в Арктике. Но кому нужна земля в зоне вечной мерзлоты? На что рассчитывают власти?

23 января 2019, 14:55

Текст: Анна Инсарова

На встрече со студентами МГУ президенту Владимиру Путину показали покров на раку святого Зосимы Соловецкого, найденный в музее антропологии МГУ.

Специалисты из мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря провели профилактическую консервацию и реставрацию покрова.

Святой Зосима – один из основателей Соловецкого монастыря. Покров на раку (ковчег, где хранятся его мощи) нашли во время работ российско-британского исследовательского проекта по изучению древнеегипетских мумий. На дне ящика с мумией, которая была передана в 1948 году из музея истории религии и атеизма в Ленинграде, оказался неучтенный музейный объект – покров.

Но покрове находится изображение святого, выполненное в технике высокого золотного шитья по золотой парче. Экспертиза показала, что объект датирован концом XIX – началом XX века. В фондах Русского музея в Санкт-Петербурге хранится аналогичный покров Зосимы Соловецкого, который датируется 1661 годом.

Соловецкий монастырь, закрытый в 1920 году, вновь был открыт и начал возрождаться в 1990 году. В 1992 году в обитель вернули мощи ее основателей - преподобных Зосимы, Савватия и Германа, в том же году монастырь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из церкви Василия Блаженного и подцерковья Покровского собора мы попадаем в сени с лестницей, ведущей наверх – в Покровский собор.

Помещение, из которого можно подняться по лестнице в центральную Покровскую церковь, называется подклет. Клеть – это жильё, дом, “под клетью” означает – под жильём. Над этим помещением находятся девять церквей.
В дверных проёмах можно заметить, что здесь очень толстые стены, их ширина до 3-х метров. Толщина сводов до полутора метров. В плане первый этаж практически полностью повторяет второй и это не случайно. Назначение первого этажа – быть надёжной основой, опорой, фундаментом второго этажа, ведь на нём стоят девять тяжёлых кирпичных церквей. А фундамент здания – небольшой, ленточный, белокаменный.

Для древней Москвы были характерны либо двухэтажные строения, либо строения с высоким цоколем. Земля в Москве за зиму сильно промерзает и оттаивает полностью лишь к середине июля. Таким образом, на первом этаже даже находиться было холодно, не то, что жить.

Первые этажи чаще всего использовались как хранилища. Подклет собора Покрова, что на Рву – не исключение. До 1595 года в нишах подклета хранилась великая царская казна. В 1595 году лихие люди собрались зажечь Москву со всех сторон, а сами хотели грабить казну. Сделать это им не удалось, грабителей поймали и казнили. Но для должной охраны в во избежания грабежа, казну перенесли в Кремль, а помещения под собором стали сдавать внаём богатым горожанам, также для хранения ценностей. Кирпичные стены и своды служили надёжной защитой от огня, ведь в средневековье Москва была деревянной, могла сгореть от копеечной свечки. При любой опасности помещение можно было заложить кирпичом и никто бы не догадался, что внутри что-то есть. Ведь никакой росписи, никакой штукатурки на стенах не было. Кирпич – дышащий материал и условия были благоприятными для хранения не только золотой и серебряной казны, но и мягкой рухляди (мехов и драгоценных тканей).

На иконе изображено чудо Покрова Богородицы, которое произошло в столице Византии Константинополе.


Икона “Покров Пресвятой Богородицы”, 1642 год. Икона с изображением сцены из жития св. Романа – автора песнопений в честь Богородицы. Святой – в нижней части иконы в алом одеянии со свитком. Справа от него – свидетель явления Божией Матери во Влахернской церкви, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний

В X веке Константинополь осадили язычники, начался глад и мор и город должен был вот-вот пасть, на спасение уже никто не надеялся. Единственными, кто не терял надежду, оказались император Лев с императрицей, они молились во Влахернской церкви. Вместе с ними молились Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Благодаря последнему стало известно об этом событии, Епифаний описал это чудо.

Андрею Юродивому было видение, что из алтаря вышла Богоматерь и прикрыла всё вокруг своим покровом. Внезапно язычники сняли осаду и покинули город. С этого времени известен праздник Покрова Богородицы, на Руси его называли Покров день. Первые два века после чуда, в Константинополе этот день не праздновали.

Покров стал праздником только во время Юрия Долгорукого. Это один из любимых православных праздников. На западе день Покрова не отмечают, он известен лишь глубоко верующим людям. Простому человеку на Руси всегда было трудно выжить и он всегда просил чуда. Поэтому день заступничества высших сил, день чуда, очень хорошо соотносится с русским мышлением. В государстве российском главный собор всегда Успенский, то есть Богородичный. Очень много у нас Покровских храмов, опять же Богородичных, ибо Дева Мария для нас – Матушка, Заступница.

Самая большая икона собора была написана специально для Покровского собора.


“Богоматерь Знамение”, 1780-е гг. Иконы храма весьма легко определить – на них обязательно написана процветшая виноградная лоза. На полях этой иконы изображены святые Василий Блаженный и Иоанн Блаженный. Юродивые находятся на самом последнем уровне святости, за преподобными. Поэтому, их обычно пишут на полях икон.


Фрагмент иконы “Богоматерь Знамение” с изображением св. Василия Блаженного и св. Иоанна Блаженного

Икона относится к XVIII веку, для этого времени она имеет нормальную сохранность, что по сути совершенно уникально. Это фасадная икона, она сохранилась превосходно, учитывая те условия, где она находилась,. Обычно все фасадные иконы поздние – в древности их не писали. Фасадные иконы писали на металле, здесь же представлена уникальная икона, написанная на дереве, на 16 досках. Первоначально она располагалась над входом в церковь Василия Блаженного, там, где сейчас основной вход в собор.

Здесь также видна процветшая виноградная лоза – своеобразный символ собора Покрова, что на Рву.

Заметьте, что икона очень большая и не пройдёт ни в одну храмовую дверь. Как же её поместили в подклет собора? Доски иконы скреплены не намертво, и если икону надо внести или вынести, например, на реставрацию, то она довольно легко разбирается.
Реставраторы постоянно следят за иконой. В одном месте заметно вздутие красочного слоя – значит это место нуждается в реставрации. В других местах видны наклейки, они временно укрепляют красочный слой, позже его посадят на осетровый клей.

Фрагмент иконы “Богоматерь Знамение” с реставрационными наклейками на полях

На стене висит древнее изображение двух Блаженных – Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Эти же святые изображены в нижнем регистре иконы “Богоматерь Знамение”.

Иоанна также звали Иоанн Железный колпак, Иоанн Московский, Иоанн Большой Колпак. В литературе можно встретить множество прозвищ, но все они относятся к одному и тому же человеку. На иконах видно, что Василий Блаженный был нагоходцем, также как Максим Блаженный и Андрей Юродивый. А Иоанн Блаженный изображён в одежде, да ещё с колпаком под рукой.

Иоанн Блаженный был веригоносцем. Подвиг веригоносца – скрытный. Вериги носились под одеждой. Об этом знал лишь духовник вергионосца и никто более. Человек сам принимал на себя этот подвиг, это было его личное отношение с Богом, он никого не мог смущать своим подвигом.

Отличия подвига нагоходства от веригоношества в том, что в первом случае видна прямая провокация. Чтобы пройти свой путь человек вызывал на себя негативное отношение окружающих. Подвиг веригоношества – скрытный, веригоносец ни в коем случае не должен был показывать свой подвиг, свои страдания другим людям. Поэтому вериги носились под одеждой.

Рядом с иконой представлены несколько вариантов вериг, часть из них была найдена рядом с ракой Иоанна Блаженного. Прямых указаний на то, что это его вериги, нет. Возможно, они принадлежали Иоанну. В том числе железный колпак, который мог весить до 10 кг.


Вериги. Москва, XVII век. Вериги состоят из металлических цепей и других металлических предметов: колец, поясов, крестов

На обруче колпака есть дырочки. Они сделаны для того, чтобы сверху на вериги пришить шапку. Она могла быть из разного материала – суконная, бархатная, войлочная, железный колпак носили под шапкой.
Остальные вериги надевались на тело. Они могли весить до 10 кг. Для утяжеления вериг ко многим другим частям тела могли привязывать различные железки, кузнецы даже ковали специальные подвески для веригоносцев.

Вериги по центру вызывают ассоциации с пытками, но к пыткам они не имеют никакого отношения. Диск крепится у солнечного сплетения и с помощью ремней застёгивается вокруг плеч и вокруг шеи. Возможно, что огромный железный крест также принадлежал Иоанну Блаженному.
Вериги носили по-разному, кому сколько сил давал Господь. Кто-то носил их два часа в день, кто-то целый день, кто-то снимал на ночь, а кто-то, как Иоанн Блаженный, не снимал никогда.

Родился Иоанн Блаженный в Вологде, юродствовал в Ростове Великом, в конце жизни пришёл в Москву. Когда почувствовал, что конец его близок, он зашёл ко одному из священников Покровского собора и испросил разрешения, чтобы его похоронили рядом с собором, недалеко от Василия Блаженного. Разрешение он получил. Тогда он перешёл Москва-реку, вошёл в одну из замосковорецких бань, впервые снял с себя вериги, окатился три раза водой, лёг на лавку и умер. Похоронили его рядом с Покровским собором.

В XVII веке появились веригоносцы, которые из неких своекорыстных побуждений стали носить вериги поверх одежды, смущая людей. Таким образом они искажали суть этого подвига. С этим стала бороться русская православная церковь, позже, в 1666 году Алексей Михайлович издал указ о борьбе с лжеверигоносцами. Эту борьбу продолжил Пётр I и при нём юродство сошло на нет. Возродилось оно лишь в конце XVIII века, совсем в другом виде в лице Ксении Петербургской.

Подцерковье северной церкви посвящено иконографии Василия Блаженного.
Здесь представлено первое иконографическое изображение святого, это шитый покров с изображением Василия Блаженного.


Шитый покров на раку Василия Блаженного, 1589 г., мастерские Ирины Годуновой

Василия Блаженного канонизировали в 1588 году, при Фёдоре Иоанновиче . Этот царь был очень набожным, при нём прославили многих местночтимых святых, в том числе и Василия Блаженного. Самый ранний покров на раку с мощами Василия Блаженного вышили в мастерских супруги царя, царицы Ирины Годуновой.

На другой иконе Василий Блаженный написан вместе со своим покровителем Василием Великим.


Святые Василий Великий и Василий Блаженный, конец XVI- начало XVII века

Ещё одна маленькая икона написана в начале XVII века – Василий Блаженный и священномученица Ирина. При жизни царицы изографы написали множество икон её небесной покровительницы, в том числе и этот образ.


Св. Василий Блаженный и св. Ирина Мученица, Москва, XVII век. Святая Ирина – небесная покровительницы Ирины Фёдоровны Годуновой, жены царя Фёдора Иоановича

Есть здесь образ избранных юродивых: Марии Египетской, Максима Блаженного, Василия Блаженного, и ещё одного святого, которого пока не удалось определить.


Избранные святые, XVII век

Икона “Василий Блаженный с житием” состоит из очень древнего средника XVI века, представляющего одно из самых первых иконографических изображений Василия Блаженного. Житийная рама, в клеймах которой написаны чудеса юродивого, поздняя, XIX века.


Икона Василия Блаженного – XVI век, клейма – XIX век

Поскольку в подклете Покровского собора хранилась царская казна, то входа сюда не было. Вместо двери, через которую можно зайти в сени, шла сплошная стена и с улицы попасть сюда было невозможно.


Лестница из нижних сеней ведёт в Покровскую церковь

В верхний собор люди попадали по разным лестницам, а лестница, устроенная в толще стены, скорее всего, была потайной. Потайная лестница должна быть незаметной. Толщина стены в этом месте составляет 3 метра, высота первого яруса – 6 метров. В это пространство надлежало вписать лестницу. Объём стены задал высоту ступеней – они очень крутые.


Перил в то время не было, поднимались без них. Чтобы легче было подниматься наверх по служебной потайной лестнице, можно вспомнить, что в средневековье знатные люди одевались совсем не так, как мы сейчас. Они надевали как минимум по три шубы. Можно представить на себе эти три шубы, отсутствие перил и освещения, только свечу в руке, тогда подниматься по потайной лестнице будет очень легко!


Потайная лестница в толще стены Покровского собора

Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.

Читайте также: