Пафнутий боровский рака с мощами

Памяти преподобного Пафнутия Боровского

1/14 мая Русская Православная Церковь празднует память преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца. Свою многотрудную подвижническую жизнь святой Пафнутий окончил ровно 540 лет назад.

Преподобный Пафнутий имел характер один из любопытнейших в древнерусском монашестве, один из самых своеобразных и крепких характеров, какие известны в Древней Руси.

Внук баскака и ученик преподобного Никиты Серпуховского

В 1426 году святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, рукоположил преподобного в священный сан. За свое смирение и добросердечность Пафнутий приобрел общую любовь и почтение братии и после кончины игумена Маркелла был единогласно избран настоятелем Высоко-Покровской обители, где в течение 33 лет был игуменом и духовником.

На 51-м году жизни преподобный Пафнутий тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. Чудесным образом исцелившись в праздник великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года преподобный ушел из монастыря с одним из учеников и поселился на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы, –здесь и был основан им Боровский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре к нему стали приходить желающие подвизаться и ищущие его духовного руководства. Каждый пришедший должен был сам построить для себя келью и затем нести послушания наравне с остальными.

Боровский чудотворец

В другой раз преподобный Пафнутий попросил у одного князя половить рыбу три дня на его угодьях на Оке, чтобы все пойманное пошло в пользу монастыря. До этого княжеские слуги долгое время возвращались с очень скудным уловом. Зная об этом, князь согласился. Отправляя эконома на ловлю, преподобный повелел дать ему пять гривен для покупки больших сосудов, чтобы посолить в них рыбу, которую предстояло поймать. Тот не брал деньги, не надеясь и на малый улов. Но игумен строго велел делать, что приказано. Тот послушался и, сокрушаясь о бесцельно потраченных деньгах, пошел выполнять сказанное. Каково же было его удивление, когда за три дня для монастыря было поймано 730 больших рыб – больше, чем рыболовы князя поймали за все лето.

Узнавал святой муж и тайные и давние грехи людей, которых в первый раз видел

Преподобный Пафнутий имел дар прозорливости и по лицу инока узнавал о его духовном состоянии, о том, исполнял ли он или нет положенное на день молитвенное правило; узнавал святой муж и тайные и давние грехи людей, которых в первый раз видел.

Однажды у одного из его учеников сильно заболел глаз. Преподобный дал ему свои четки и повелел тысячу раз произнести Иисусову молитву. Из-за сильных болей тот смог произнести только половину, но и этого хватило, чтобы глаз полностью исцелился. В радости ученик бросился к игумену, чтобы рассказать ему о своем выздоровлении, а тот, прославив Бога, повелел ему вернуться в келью и прочитать заповеданное число молитв.

Игумен, которого боялись бесы и перед которым благоговели князья

Слава о высокой духовной жизни Боровского игумена распространилась далеко вокруг, и в монастырь стало стекаться множество паломников и просителей со всей России.

Преподобный Пафнутий любил простецов и называл их своими братьями. А с людьми высокого звания, князьями и боярами, искавшими его духовного покровительства, общался без лести и человекоугодия, порой строго обличая их нравы и пороки. Преподобный Иосиф Волоцкий писал, что когда нужно, Боровский игумен был милостив и снисходителен, но подчас бывал суров и гневен, если это требовалось.

Во имя целомудрия братии преподобный Пафнутий запретил пускать в обитель женщин, не позволяя им даже приблизиться к воротам монастыря, а братии строго запретил всякие разговоры о них.

Преподобный строго запретил звать на погребение мирян, поэтому отпевание состоялось уже на следующее утро. Как пишет инок Иннокентий, любовь братии к своему духовному отцу была так велика, что все 95 иноков не могли от рыданий совершать чин погребения. Только сам Иннокентий, обливаясь слезами, с трудом смог проговорить слова молитв.

Почитаемый при жизни правителями Российского государства, преподобный еще более стал почитаться после своей кончины.

Благодаря покровительству Московских великих князей и царей, в XVI–XVII веках в монастыре преподобного Пафнутия были возведены каменные храмы и здания, выстроена непреступная для того времени крепость, сохранившиеся до наших дней. И хотя обитель была разорена в 1610 году Лжедмитрием и польскими захватчиками – тогда все иноки монастыря вместе с дружиной князя Михаила Волконского были убиты, – а в 1812 году сожжена войсками Наполеона, но каждый раз она возрождалась, становясь благолепнее и краше, привлекая скорой помощью Боровского чудотворца иноков и паломников со всей России.

Духовное наследие преподобного Пафнутия Боровского

Еще при жизни преподобного Пафнутия в монастыре была собрана одна из лучших библиотек духовной литературы

Продолжая дело преподобного Сергия Радонежского, преподобный Пафнутий Боровский был непререкаемым авторитетом и духовным наставником для многих русских князей и воспитателем многих русских святых. Его любимыми учениками были: основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября и 18/31 октября) и его родной брат, будущий настоятель Троице-Сергиевой Лавры, впоследствии святитель Ростовский Вассиан († 1481; память 6/19 июля и 23 мая / 5 июня), написавший знаменитое послание великому князю Ивану III на Угру, призывая его к решительным действиям против татар, и житие своего любимого учителя; основатель Успенской пустыни преподобный Левкий Волоколамский († кон. XV в.; память 17/30 августа и 14/27 декабря) и преподобный Давид Серпуховский – основатель Давидовой Вознесенской обители († ок. 1520; память 18/31 октября); святитель Макарий Московский († 1563; память 30 декабря / 12 января и 5/18 октября) и преподобный Даниил Переяславский, основатель Переяславского Данилова монастыря (1540, память 7/20 апреля); известный защитник Православия в борьбе с ересью жидовствующих епископ Суздальский Нифонт; епископ Коломенский Вассиан (Топорков) и прославившиеся богоугодной жизнью старцы Иннокентий, Исаия, прозорливый старец Евфимий и многие другие.

О помощи преподобного Пафнутия своей обители в наше время свидетельствует епископ Тарусский Серафим (Савостьянов), в прошлом наместник Пафнутьева Боровского монастыря:

– О помощи преподобного Пафнутия расскажу такую историю: когда в 1990-е годы меня поставили наместником Пафнутьева Боровского монастыря, обитель только начали восстанавливать. Кругом бесконечная стройка, не хватало самого необходимого, и нужно было платить какие-то огромные деньги за электричество. А денег нет. И взять их было совершенно негде. Я и к властям ходил, и благотворителей умолял, но все напрасно. И в последний день, когда должны были отключить в монастыре свет, отчего остановились бы восстановительные работы и электропечи пекарни и кухни погасли бы, я пошел к преподобному Пафнутию, упал на колени перед его святой ракой и просто заплакал, умоляя его о помощи. А когда вышел из храма, неожиданно меня догнала какая-то женщина, сунула в руки толстый конверт и скрылась в толпе. Когда я его открыл, там оказались деньги: ровно столько, сколько нужно было, чтобы заплатить за электричество.


Память преподобного Пафнутия Боровского празднуется 14 мая (1 мая ст. ст.), в день его преставления.

Содержание:

Житие и чудеса преподобного Пафнутия Боровского

В 1394 году в селе Кудиново, недалеко от Боровска, что ныне в Калужской области, в 90 км к юго-западу от Москвы, родился младенец, названный во святом крещении Парфением. Дедом его был крещеный татарин-баскак [1] Мартин, отца его звали Иоанн, а мать — Фотиния.

Однажды некий брат ушел по делам в селение и впал там в плотский грех. Святой Пафнутий же во сне видит дивный сад с прекрасными деревьями, и как одно из деревьев многократно вырывается с корнем и повергается на землю. В видении преподобный каждый раз возвращает дерево на свое место и старательно укрепляет. По возвращении брата игумен убедил его исповедать свой грех и своим мудрым духовным руководством привел в конце концов к совершенному исправлению.

Изначально питьевую воду приходилось носить в обитель издалека, пока по просьбе братии преподобный не помолился и рядом не забил ключ.

В Боровске князем в то время был Василий Ярославович, человек крутого нрава, который сильно негодовал о том, что новая обитель святого Пафнутия, которая находится вне его владений, процветает, а Высоко-Покровская, что в его землях, без бывшего игумена умаляется. Имея злое намерение вернуть преподобного в Высоко-Покровский монастырь, он неоднократно, но безуспешно подсылал поджигателей в новую обитель. Однажды князь послал с тем же намерением и некого новокрещенного татарина Ермолая, который, приблизившись к обители, чтобы ее поджечь, внезапно ослеп и бродил вокруг монастыря, пока его не привели к преподобному Пафнутию, который, видя его в первый раз в жизни, назвал его по имени и спросил, зачем тот пожаловал. Ермолай, будучи под большим впечатлением от произошедшего с ним, принес чистосердечную исповедь, тут же прозрел и вернулся к князю, не причинив обители никакого вреда.

В обители был некий богодухновенный старец Константин. Однажды один из братий шел к келье преподобного и уже хотел сотворить молитву, как вдруг преподобный внезапно открыл окно кельи и сказал, что кто-то только что произнес молитву и сказал ему, что старец Константин отошел ко Господу. Брат сказал, что молитву он пока не успел прочитать, но что он только что видел Константина, и тот жив. Отец же повелел брату вернуться в келью Константина, где тот и нашел старца почившим о Господе.

Среди иконописцев, работавших в монастыре, был некий мирянин Дионисий, который очень болел ногами и потому не мог расписывать церковь. Преподобный же призывал его начать доброе дело и обещал, что Господь и Его Пречистая Матерь даруют здравие его ногам. Дионисий, имея веру словам преподобного, начал дело и тут же выздоровел. Преподобный дал Дионисию и другим иконописцам наказ не есть мяса в стенах монастыря, а только в селе за его пределами. Они так и делали, однако однажды принесли баранью ногу, фаршированную яйцами. Дионисий, откусив от нее первым, увидел, что нога, вместо яиц, набита червями, а на него самого внезапно напал страшный зуд, и всего за один час все тело его покрылось страшными струпьями, так что он и сдвинуться с места не мог. Преподобный пропел за него молебен соборно, дал освященной воды, сказав окропить все тело, что и было исполнено. После этого Дионисий уснул, а когда проснулся, то был совершенно здоров — все струпы его отпали сами собой.

Вокруг обители водилось много воронов, которых преподобный любил и потому положил заповедь о запрете на причинение птицам вреда. Однажды сын городского воеводы ради потехи убил из лука одного ворона в окрестностях обители и, будучи в седле, повернул голову к своим товарищам, чтобы похвастать тем, как он удачно пустил стрелу. Однако тотчас понял, что уже не может повернуть голову назад, чтобы она стояла ровно. В ужасе пал он к ногам преподобного, моля о прощении и исцелении. Настоятель немедленно созвал братию в церковь на соборную молитву, после которой осенил страждущего крестом, и голова его вернулась в нормальное положение.

Другой юноша, ослушавшись того же запрета, пустил на ворона своего охотничьего ястреба, который и убил птицу, но тотчас же и сам упал замертво.

Однажды ночью воры украли трех волов, принадлежавших монастырю, однако, выведя их, никак не могли их увести прочь, блуждая всю ночь около монастыря, словно слепые. Утром, уже желая убежать, оставив волов, не могли сделать и этого, будто их кто-то привязал на месте. Так они и удерживались силой Божией, пока не были обнаружены монастырскими работниками, вышедшими на поиск пропавших волов. Воров привели к преподобному, который наказал им впредь не творить подобного и, накормив, отпустил с миром.

Прислана была в монастырь богатая милостыня от некоего князя, чтобы преподобный помолился за подающего ее, однако тот, кто ее привез, утаил часть для себя. Преподобный Пафнутий, будучи прозорлив, знал об этом, но не придал дело огласке — наоборот, повелел накормить путника, который, как только вкусил хлеба, тут же впал в расслабление и онемел, получив исцеление только после покаяния и исповеди преподобному.

Однажды преподобный выпросил у некоего князя три дня ловить рыбу на Оке и, что Бог пошлет, взять на монастырские нужды. Посылая одного служителя на эту ловлю, приказал дать ему 5 гривен денег [2] , чтобы тот купил на них сосуды для засола пойманной рыбы, однако служитель не хотел брать такие большие деньги, не надеясь и одного сосуда наполнить пойманной рыбой. Преподобный же сурово приказал ему делать повеленное — и не напрасно, потому что его улов за 3 дня составил 730 больших рыб, что составляло больше всего летнего улова любого из княжьих слуг. Естественно, прозорливый старец предвидел такой улов наперед.

На одного из учеников преподобного напала болезнь глаза. Сильно страдая, он искал врачевания. Отец же дал ему свою вервицу, повелев произнести тысячу молитв Исусовых. Он же едва выполнил то, страдая от сильной боли. Совершив пятьсот молитв, он ощутил глаз вполне здоровым и, забыв заповедь, вскочил от радости и побежал к отцу рассказать об исцелении ока. Но не утаилось от прозорливого отца, что он совершил не тысячу, а только половину молитв, и повелел он вернуться и закончить всю тысячу.

Принесли однажды к преподобному Пафнутию болящего, о котором отчаялись его присные и уже приготовили все нужное к погребению, ожидая его смерти. Но преподобный с верою помолился о нем, и умирающий встал с одра и стал ходить как ни в чем не бывало.

Иной раз принесли к преподобному прокаженного, люто растлеваемого гноем и червями. И он, будучи при смерти и сильно страдая, со слезами молил об исцелении. Его лечили врачебными хитростями, но безуспешно. Великий отец, нимало не помедлив, покропил его освященной водой и исцелил, так что тот и забыл о своей проказе, о гное и червях, его съедавших.

У некоего князя отрок был одержим болезнью и приближался к смерти. Мать отрока со слезами послала к святому старцу просить его молитв ко Господу и Его Пречистой Матери и святой воды, чтобы окропить дитя, чтобы не умерло. Чадолюбивый Пафнутий, помолившись Богу и Пресвятой Богородице и освятив воду, послал к скорбящей матери. К тому же наказал присланным, чтобы после окропления святой водой, если отрок захочет поесть, дать ему свежей рыбы, хорошо отваренной, поскольку есть обычай для больных, получивших отраду от болезни, вкусить пищи. Те же, удивившись, пролили слезы о словах святого, получив надежду, что застанут отрока еще живым. Скоро посланный вернулся со святой водой, отрок же был при смерти. Как только покропили его святой водой, тут же как будто руками вынули из него болезнь, и отрок встал весело и радостно, попросив еды. И дали ему, как повелел преподобный.

Однажды привели к нему бесноватого, в неистовых припадках рвущего на себе железные узы, которыми он был связан, и рыкающего и ревущего, угрожающего всех растерзать. Но нисколько не устрашился блаженный игумен, исцелив его от беснования, взяв крест, осенил его крестным знамением и тотчас изгнал лютого демона, опалив так, что тот вострепетал и задрожал и, исторгнувшись, исчез в близлежащей долине, наводнившейся от дождя. Страждущий тотчас же исцелился от беса и возопил к святому, что видел великие дела Божии, когда знаменовал его преподобный крестом: вышел из креста палящий пламень, бес же, палимый огнем, в ужасе бежал, ввергнулся в воду и более не смел возвращаться.

Один юноша, придя в иноческий образ, стал смущаться помыслом, потому что наводили на него демоны страх: начал являться ему дьявол, иногда, как черный пес, иногда же ему, сидящему в келии, слышалось, что вокруг дома ходит медведь, стуча по стенам. Преподобный старец повелел юноше в своем присутствии прочесть Псалтырь, и с тех пор эти бесовские видения исчезли, а молодой монах освободился от своих страхов.

В один год в Боровском крае случился голод. Преподобный благословил кормить всех, кто приходит к нему в монастырь. Иногда в день число накормленных людей превышало 1000 человек. Вскоре запасы монастыря стали иссякать, но по молитвам преподобного следующий год был урожайным, и монастырской братии удалось сполна восполнить продовольственный запас обители.

К телу своему преподобный никому не позволял прикасаться, и сам никогда никого не касался. Женщин же не только не пускал в обитель, но и разговаривать о них при себе никому не позволял. Святой сохранил девство, став избранным сосудом Святого Духа и достойно приняв дар священства. Однако же имел такое смирение, что, приняв схиму, никогда не совершал Литургии — кроме одного случая на Пасху незадолго до своей кончины, когда не удалось найти священника и за большие деньги. Преподобный отслужил с великим умилением, а после нее сказал братии, что в момент службы душа его едва осталась в нем — таково было его благоговение перед Святыней.

Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Этот инок был никем иным, как тем, кто нам сегодня известен под именем преподобного Иосифа Волоцкого, твердо хранившего чистоту Православной веры. Он возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.

Источники обильно повествуют нам о строжайшем постническом воздержании преподобного, который в понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения, а, бывало, не вкушал пищи и целыми неделями, если же и брал еду, то самую худшую, при этом щедро осыпая похвалами готовивших ее; о твердости и непреклонности его нрава, о склонности к священнобезмолвию, о презрении к почестям. Преподобный избирал самые тяжелые из общих работ: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, зимой плел сети для рыбной ловли, рукодельничал, занимался чтением. Обычно первым приходил на церковную службу и одним из последних ее покидал.


Рака и сень над мощами преподобного Пафнутия

Тропарь, кондак и канон преподобному Пафнутию Боровскому

Тропарь, глас 4:

Жития светлостию просветив си отечество, в молитвах и постех дарований Божественнаго Духа исполнися, и во временней сей жизни добре подвизався, милость и благоутробие всем скорбящим отверзл еси, и нищим бысть заступник. Тем молим тя, отче Пафнутие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Божиим светолитием просвещен, отче, постническое стяжав житие, преподобне, иноком предобрый наставниче и постником благое украшение. Сего ради Господь, труды твоя видев, даром чудес обогати тя, источаеши бо исцеление и молишися о стаде твоем. Мы же, радующеся, вопием ти: радуйся, отче Пафнутие.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Пафнутию Боровскому →

Преподобный Пафнутий Боровский. Иконы

Высоко-Покровский Боровский монастырь

В Смутное время в 1610 году Высоко-Покровский монастырь и его два каменных храма были уничтожены польско-литовскими интервентами, однако храм Покрова Пресвятой Богородицы был восстановлен из сосновых бревен без единого гвоздя в 1621 году и сохранился в такой форме до сего дня, являясь выдающимся образцом древнерусского деревянного зодчества.


Собор Покрова Богородицы на Высоком, 1621 г.


Памятник прп. Пафнутию Боровскому, 2016 г.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь


Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Пафнутьев-Боровский монастырь

С момента своего основания монастырь, выполняя функцию пограничной крепости, многократно перестраивался, однако и сегодня выглядит по-древнему монументально и величественно. Над возведением монастыря работал известный архитектор Федор Конь, который трудился также над строительством Кремля и Белого Города.

Вскоре рака была восстановлена, и в 1674 году ее обложили золоченым серебром, а через 70 лет над ней была устроена и сень. В 1920-х годах клейма раки были перенесены в исторический музей, но после 1995-го года рака была восстановлена над местом изначального захоронения святого Пафнутия в храме.


Клеймо с гробницы преп. Пафнутия

Исторических сведений об обретении мощей преподобного нет. Все источники, в том числе XIX века, однозначно говорят о том, что мощи преподобного почивают под спудом.

В годы никоно-алексеевской реформы епископ Павел, а также некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиевкт выступили против церковных нововведений и заняли сторону ревнителей древнего благочестия. Боровские противники реформ, иеромонах Полиевкт Боровский и епископ Павел Коломенский, были казнены. В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении духовный лидер русского национального сопротивления протопоп Аввакум (темница, где его держали в заточении в периоды с 9 марта 1666 г. по 13 мая 1666 г. и с 5 сентября 1666 г. по 30 апреля 1667 г., которая представляет собой полностью лишенный связи с внешним миром склеп около трех метров в длину и двух в ширину, с низким потолком, где нельзя распрямиться, сохранилась по сей день и при желании демонстрируется посетителям обители).


Келья-тюрьма протопопа Аввакума в Пафнутьево-Боровском монастыре

В 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога, содержались под стражей и были уморены голодом и жаждой боярыня Морозова (в иночестве Феодора) и ее сестра княгиня Урусова. После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь, как и вся духовная жизнь нашего народа, стал резко приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а почти все монастырские имения отобраны. Этот небольшой пример наглядно демонстрирует, как XVII век на Руси начался лишь хронологическим фактом григорианского календаря, а закончился уже началом совершенно новой эпохи. Далее, в 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен. В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом — сельскохозяйственный техникум. Монастырь был передан РПЦ МП и вновь открыт в марте 1991 года.

От нас далековато. На машине больше часа, но поездка того стоит.
Ехали мы совсем не туда, а в "Экомир" Калужской области. Но чем ближе подъезжали, тем противнее становилась погода. Мороз, ветер, мокрый снег. И мы решили, что в такую погоду там просто не выходим и удовольствия не получим. Указатели на дороге показывали, что недалеко есть Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Вот туда мы и решили заехать.
Сразу скажу, место нам настолько понравилось, что через месяц я уговорила мужа съездить туда уже целенаправленно.
После первой поездки, зашла в интернет почитала более подробно об этом монастыре.
К написанию отзыва готовилась тщательно. Так как про такое место считаю нельзя написать с бухты-барахты. Итак.
Древняя обитель, основана в середине XV века преподобным Пафнутием Боровским.
В разное время Великие князья и цари не раз приезжали в монастырь на богомолье.
Польско-литовские захватчики в Смутное время во главе с Лжедмитрием вели бои с православными защитниками обители.
События церковного раскола коснулись монастыря. Вдохновитель староверов протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в башнях Пафнутьевой обители.
Расположение монастыря на пути армии Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители.
В 1919 году монастырь национализировали, монахов изгнали из обители. В ней разметили исправительную колонию, а позднее сельхозтехникум.
В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. монастырь неоднократно подвергался обстрелу.
Реставрационные работы начались в 1960 году. А богослужения стали проводить в 1991 году.


Точной даты возведения крепостных стен и башен нет. Строились они в разные годы XVIXVII веков. Общая длина стен с башнями составляет 673 метра. Всего шесть башен и они имеют свои названия : Сторожевая, Поваренная, Георгиевская, Оружейная, Круглая, Тайницкая.


Под стенами монастыря идет бойкая торговля сувенирами, товарами народного промысла. Катают на ослике.
Сразу хочу отметить большую просторную парковку. Проблем со свободными местами нет.
Первой нас встречает Георгиевская башня. В старину въездные ворота располагались именно в ней. Высота башни до креста чуть больше 33 метров.


И вот он главный вход - Святые Врата.
Между двумя полубашнями распашные деревянные ворота, которые сегодня служат единственным въездом на монастырскую территорию. В 19 веке у монастыря отпала необходимость быть крепостью. Поэтому между Георгиевской и Поваренной башнями для хозяйственных нужд были прорублены новые врата. Сейчас тут стоят люди просящие милостыню, много цыган с которыми надо быть поосторожнее. А как заходишь во внутрь, вас оценивающе встречает бдительное око охранника. Длина моей шубы по колено ему не понравилась, попросил одеть юбку. Фотосъемка разрешена, денег за нее не просят, а вот сотовые надо выключить.




На входе моастырская чайная, рядом WC. С другой стороны помещение охраны, там же можно взять юбку и платок на голову.



Территория очень чистая, ухоженная. Много разных посадок, на зиму бережно укрытых. Первая поездка наша была перед Рождеством. И все говорило о готовящемся празднике. Наряженные елки, гирлянды на деревьях.



Время постройки Братского (западного) корпуса начало XVII века. С парадной стороны здания было крыльцо, и сейчас видны его очертания.
В 19 веке в этом корпусе размещалось Уездное духовное училище, в советское время гостиница. Сейчас на первом этаже паломническая служба монастыря, на втором гостевые покои. Корпус получил название Гостиничный


В конце XVII века возводится колокольня. В то время в русской архитектуре идет тенденция к богатому украшению строений как снаружи, так и изнутри. Монастырская колокольня хорошо сохранилась, выглядит празднично, в углублениях установлены изразцы. Это работы белорусского мастера Степана Полубеса. Окна обрамлены кирпичными наличниками. Каждое окошко имеет практическое назначение освещает конкретное помещение. Высота от земли до верхушки креста т около 55 метров.



В 1776 г. в примыкающей с юга к церкви был устроен придел в честь преподобного Онуфрия. После разорения в 1812 году здесь расположилась монастырская ризница. В ней хранили дорогие церковные облачения. Сейчас на месте церкви преподобного Онуфрия находится иконно-книжная лавка.


Храм Рождества Христова с трапезной самое древнее из сохранившихся строений 1511 г. Тут соединены воедино колокольня, трапезная, теплая церковь Рождества Христова и церковь Онуфрия. Внутри помещения замечательная акустика, все помещения освещались за счет удачного расположения окон. Ещё одна особенность этого здания - отсутствие отопительных печей. Теплый воздух с хлебопекарни первого этажа по каналам в стенах прогревал верхние палаты. Точно такая же система отопления применялась и в Савино-Сторожевском монастыре в Звенигороде.



В 1666 г. в монастырь ссылают протопопа Аввакума. Его заточили в Круглой башне. В помещении с окошком на улицу у Аввакума была возможность проповедовать. К нему стал приходить народ. Тогда его заковали в цепи и перевели в глухоее помещение в колокольне под лестницей.



По описи 1859 года у монастыря в наличии девять колоколов. В 1932 г. с колокольни сбрасывают все колокола. И лишь спустя 60 лет монастырю подарили 16 новых.


Над входом в одно из помещений сохранились уникальные фрески XVI века СпасНерукотворный. С паперти вверх идет лестница, ведущая в бывшие монастырскую библиотеку и ризницу, далее на верх колокольни.


Все внутренние помещения имели настенную роспись, но она была уничтожена французами. На сводах, стенах и столбах сохранилась фресковая живопись XVII века, которая сильно пострадала от пожара в 1812 году, после чего только забеливалась и ни разу не обновлялась. Эти фрески представляют большой интерес не только у верующих, туристов. но и у историков. На нижней части стен орнамент, над ним в натуральную величину фигуры святых, выше изображены поясные фигуры с виноградными лозами.




Дойдя в колокольне до второго этажа увидела комнату с одеяниями свщеннослужителей.




В старину в нижнем ярусе имелась широкая лестница, ведущая в теплую церковь, трапезную и паперть. Храм Рождества Христова восстановлен, но пока еще не освящен. Открыт для свободного просмотра.


Собор Рождества Богородицы центральное сооружение монастыря. В 1444 году во времена основания обители преподобным Пафнутием была построена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А в 1460-х годах, вместо нее строится богатый белокаменный собор. Храм расписывали иконописцы Митрофан и Дионисий. В конце XVI века по царя Федора Ивановича строится кирпичный храм, который освящен в 1589 г. Федор Иванович приезжал на богомолье в 1592 и 1595 годах.
Внутри собора снимать без благословения запрещено, но поверьте на слово, там очень красиво и спокойно. Есть предел великомученицы Ирины. Предел св. Пафнутия прямо рядом с алтарем. Рака с его мощами в советские годы хранилась в Киево-Печерской Лавре, сейчас возвращена в монастырь. Если поднять голову то охватывает какое то ощущение бесконечности. К реальности возвращают паникадило и люстры горящие разноцветными огнями. В церкви можно купить свечи, заказать службу, испить святой воды. Особый трепет вызвала икона Иверской Божьей матери. Она практически вся увешана дарами в виде цепочек, крестиков, колец. К ней оба раза была очередь.





В прошлом на наружных стенах собора была роспись. Сейчас она сохранилась только над южным и северным порталами под укрытием железных козырьков.



Что очень древнее и нечитаемое.


За 400 лет своего существования собор много раз подвергался переделкам.
В 1920-годы он превратился в ангар хозяйственного назначения.




В северной стене имеется дверной проем, отсюда ведет ход в тайник под крышей. Там до сих пор есть небольшое помещение ранее использовавшееся для хранения казны и церковных ценностей.
Есть легенда о двух подземных ходах, начинающихся в соборе и ведущих в Калугу и Москву. Монахам из монастыря было разрешено торговать на рынках и они вырыли ходы, чтобы не встречаться по пути с мирскими соблазнами. Представила я где Боровск и где Москва, тут не то что рыть, идти пешком замучаешься, да еще с товаром.



Белое трехэтажное здание, примыкающее в церкви это Архимандритские палаты. 1685 года. Корпус много перестраивался и имеет вид николаевских казарм. Из покоев, где проживал настоятель есть выход в церковь Митрофана. Сейчас на первом этаже гостевые кельи, на втором этаже покои настоятеля, рабочие и гостевые помещения, а на третьем проживает братия.
Нарядное красное здание - Митрофановский храм. Построен в 1760 году, это одно из самых поздних строений монастыря высотой 30,5 метров. Храм серьезно пострадал во время Отечественной войны 1812 года. Его быстро восстановили и освятили заново в 1819 г.
В 1972 году, во время ремонта купола церкви, под кровлей нашли неразорвавшийся снаряд с времен Великой Отечественной войны. Снаряд пролежал там тридцать лет. По окончанию реставрационных работ в 1992 году церковь Митрофана Цареградского освятили, начались регулярные богослужения.


Внутри помещение немного жуткое. Под низкими сводами каменные постаменты. Мне кажется там отпевают ушедших в мир иной.



В престол положены мощи мучеников Хозевитских. Вдоль стен стоят каменные плиты ранних церковных построек, найденные при реставрационных работах на территории монастыря. В подклети имеются две палаты. В одной находится усыпальница настоятелей монастыря: архимадритов Митрофана 1763 г, Никона 1766 и Михаила 1807 г.


Выйдя из Митрофановской церкви, проходим вперед и тут нас ждет маленькая церквушка Ильи Пророка. Первая запись о ней за 1670 год .
Часть монастырского двора, стала местом захоронения погибших в сражениях с поляками в 1610 году. На этом месте было кладбище. Получилось, что храм пророка Илии построен на костях воинов и сам является памятником погибшим героям.


Храм пророка Илии одноэтажный, небольшого размера. К церкви пристроено два помещения, в которых раньше располагались больница и небольшая кухня. Между церковью и больничными палатами устроен слуховой проем с металлической решеткой, чтобы больные могли видеть церковную службу.
В 1991 году, когда в обитель вернулись монахи, они начали совершать первые богослужения именно в этом храме. При освящении Ильинской церкви в престол были положены мощи Свт. Харалампия, епископа Магнезийского.



В 1610 году поляки перебили всех защитников монастыря и разорили его. В память об этих печальных событиях рядом с храмом пророка Илии установили каменный поклонный крест. Горит лампадка.


Вот такая мега-кормушка для голубей. По крайней мере именно они спокойно разгуливают по всей территории монастыря и сидят под куполами собора.


Зайдя в церковную лавку купила путеводитель по Калужской земле. Сколько еще интересных мест можно посетить. А сюда мы еще обязательно вернемся летом. Что-то тут притягивает.


В интернете прочитала о старце Власии, к которому едут со всей страны паломники за исцелением и утешением. Его келья находится в бывшем хозблоке браткого корпуса. На сайте монастыря он значится как духовник Свято-Пафнутиево Боровского монастыря схиархимандрит. Спрашивать было неудобно, но и очередей из желающих попасть к нему я не увидела. Может он уже и не принимает, все-таки возраст 82 года.


И вот имея только хорошие воспоминания о первых двух поездках, собрались снова туда летом. К нам как раз приехала в гости мама.
Первый неприятный сюрприз - толпа молодых цыганок перед входом. Они нагло пристают, хватают за руки. Просят дать на лечение, на похороны, на оградку. В общем не важно на что, главное выпросить. Если не реагируешь посылают пороклятия. Прямо на воротах появилось объявление "Церковь не поощряет пожертвования цыганам".
Погода была ветряная, у мамы пару раз ветер срывал платок. Тут же бдительные служительницы сделали ей замечания. А мама очень ранимо воспринимает если что то не так. Растерялась, давай оправдываться, что это погода виновата. Но погода, вернее жара за 30-ть, вообще как то недобро влияла на местный люд. Женщина следящая в храме за свечками, на вопрос мамы "Где икона Казанской божьей матери?" прочитала ей целую лекцию, о том что надо знать куда идешь и у них только Иверская почитаемая икона. У мощей Пафнутия Боровского тоже с советами, что нельзя с косметикой. Какая косметика маме за 70. В общем вышли мы оттуда в совсем не благостном настроении. Мне уже так и хотелось сказать, что они первые нарушают заповедь Христа "Не суди, да не судим будешь", и пришли мы не к ним в гости, а к Богу, причем что совершенно не нарушая общепринятые правила: в юбках, платочках, без макияжа, с выключенными мобильниками.

А вот территория монастыря летом очень красива. Много зелени, ухоженных клумб, интересных цветов.

Читайте также: