Отличие рака паука жука

1) Сегментированное тело, членистые конечности.
2) Хитиновый покров.
3) Кровеносная система незамкнутая, сердечная трубка на спинной стороне.
4) Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.

1) Отделы тела: у раков и пауков – головогрудь и брюшко, у насекомых – голова, грудь и брюшко.

2) Ноги: у раков может быть разное количество (у речного рака 10), у пауков 8 (4 пары), у насекомых 6 (3 пары).

3) Крылья есть только у насекомых, 2 пары, расположены на груди.

4) Глаза: у раков сложные, фасеточные (состоящие из множества простых глазков), у пауков простые, у насекомых простые и сложные.

5) Усы: у раков 2 пары, у пауков нет, у насекомых 1 пара.

6) Дыхательная и кровеносная системы:

  • Раки дышат жабрами, кислород от жабр ко всем органам тела разносится кровью, поэтому кровеносная система развита хорошо
  • Насекомые дышат трахеями: тонкими трубками, по которым воздух доходит до каждой клетки тела. Кровь не переносит кислород, поэтому кровеносная система развита слабо (кровь переносит питательные вещества, продукты обмена, гормоны и т.п.)
  • Пауки дышат легкими и трахеями, кровеносная система развита средне.

7) Выделительная система: метанефридии (зеленые железы) и мальпигиевы сосуды, у раков только метанефридии.

У всех насекомых развитие непрямое (с метаморфозом, с превращением). Превращение может быть полное и неполное.

  • Полное: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое. Характерно для бабочек (чешуекрылых), жуков (жесткокрылых), комаров и мух (двукрылых), пчел (перепончатокрылых) и т.д.
  • Неполное: яйцо, личинка, взрослое насекомое (отсутствует стадия куколки). Характерно для кузнечиков и саранчи (прямокрылых), клопов.

Выберите один, наиболее правильный вариант. У кузнечика развитие
1) непрямое
2) с куколкой
3) прямое
4) с полным превращением

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие функции выполняет кровеносная система насекомых?
1) переносит питательные вещества и вредные продукты жизнедеятельности
2) осуществляет перенос газов
3) доставляет к клеткам кислород
4) участвует в обмене веществ и превращении энергии в клетке

Выберите один, наиболее правильный вариант. Неполное превращение свойственно
1) бабочке Павлиний глаз
2) жуку-пожарнику
3) стрекозе-коромыслу
4) мухе домашней

Выберите один, наиболее правильный вариант. К ароморфным изменениям у членистоногих относят появление
1) органов зрения и осязания
2) замкнутой кровеносной системы
3) конечностей, состоящих из отделов
4) нервной системы в виде цепочки

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
1. Выберите три варианта. Какие признаки объединяют речного рака, паука-крестовика и майского жука в тип Членистоногие?
1) одинаковое строение органов выделения
2) хитиновый покров тела
3) фасеточные глаза
4) замкнутая кровеносная система
5) деление тела на отделы
6) брюшная нервная цепочка

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По каким признакам ракообразных, паукообразных и насекомых объединяют в тип Членистоногие?
1) хитиновый покров
2) трахейное и лёгочное дыхание
3) сегментированное тело, представленное отделами
4) рычажные конечности
5) кровеносная система замкнутого типа
6) развитие с полным превращением

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сходство ракообразных, паукообразных и насекомых состоит в том, что у них
1) замкнутая кровеносная система
2) одинаковое количество усиков
3) покров состоит из хитина
4) тело состоит из отделов
5) конечности разделены на членики
6) органами дыхания являются жабры

РАКИ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Известно, что камчатский краб – один из самых крупных видов ракообразных, обитатель дальневосточных морей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Дышит краб растворённым в воде кислородом. (2) В пищу используют мышцы конечностей краба. (3) Крабы употребляются в пищу человеком. (4) Отделами тела краба являются головогрудь и брюшко. (5) Браконьерство существенно сокращает численность популяции краба. (6) Самцы достигают по ширине панциря 23 см, по размаху ног – 1,5 м, а по массе – 7 кг.

РАКИ - НАСЕКОМЫЕ
1. Установите соответствие между признаком и классом типа Членистоногие: 1) Ракообразные, 2) Насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в правильнном порядке.
А) Головогрудь и брюшко
Б) Выделительная система - антенальные железы
В) Органы дыхания - трахеи
Г) Органы дыхания - жабры
Д) Три пары ходильных конечностей
Е) Голова, грудь и брюшко

2. Установите соответствие между классами животных и их признаками:1) ракообразные, 2) насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) органы дыхания – трахеи
Б) органы дыхания – жабры
В) три пары ходильных ног
Г) пять пар ходильных ног
Д) развитие прямое
Е) развитие с полным и неполным превращением

3. Установите соответствие между признаком животных и классами: 1) Насекомые, 2) Ракообразные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) органы дыхания – трахеи
Б) три пары конечностей
В) пять пар ходильных ног
Г) органы дыхания – жабры
Д) твердый хитиновый панцирь
Е) выделительная система – мальпигиевы сосуды

РАКИ - ПАУКИ
Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих, к которому его относят: 1) ракообразные, 2) паукообразные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) наличие двух пар усиков
Б) регулирование численности насекомых
В) наличие четырех пар конечностей
Г) перенос некоторыми видами опасных для человека заболеваний
Д) внешнее пищеварение
Е) очищение водоемов от органических остатков



Установите соответствие между характеристиками и организмами. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) дыхание жаберное
Б) имеет две пары антенн
В) глаза простые
Г) имеет пять пар ходильных ног
Д) как правило, имеет паутинные железы
Е) ходильные ноги не имеют клешней на конце

РАКИ - ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ
1. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят: 1) Ракообразные, 2) Паукообразные, 3) Насекомые. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) скорпион
Б) паук-крестовик
В) наездник-яйцеед
Г) камчатский краб
Д) черноморская креветка
Е) постельный клоп

2. Установите соответствие между примерами и классами животных: 1) Паукообразные, 2) Насекомые, 3) Ракообразные. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) камчатский краб
Б) постельный клоп
В) божья коровка
Г) паук-крестовик
Д) черноморская креветка
Е) обыкновенный богомол

ПАУКИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для паукообразных характерно
1) наличие усиков
2) 4 пары ходильных ног
3) отделы тела: головогрудь и брюшко
4) наличие паутинных желез
5) 3 пары ходильных ног
6) наличие зеленой железы

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Паук крестовик относится к классу Паукообразные, так как у него
1) нет усиков
2) сложные фасеточные глаза
3) четыре пары ног
4) наружный хитиновый скелет
5) сердце находится на брюшной стороне тела
6) тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка



ПАУКИ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для животного, изображенного на рисунке?
1) замкнутая кровеносная система
2) разделение тела на голову, грудь и брюшко
3) брюшная нервная цепочка
4) четыре пары ног
5) одна пара усиков
6) дыхание с помощью легочных мешков и трахей

ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен: 1) паукообразные, 2) насекомые
А) предварительное переваривание пищи вне организма
Б) разделение тела на головогрудь и брюшко
В) глаза простые, от двух до восьми пар
Г) наличие одной пары усиков на голове
Д) наличие трех пар конечностей на груди
Е) глаза фасеточные, сложного строения

2. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен: 1) паукообразные, 2) насекомые
А) наличие головогруди и брюшка
Б) одна пара усиков
В) четыре пары ходильных ног
Г) глаза простые или отсутствуют
Д) дыхание только трахейное

3. Установите соответствие между признаками и животными, для которых они характерны: 1) паук, 2) насекомое
А) органы дыхания - только трахеи
Б) развиты хелицеры
В) орган выделения – жировое тело
Г) три пары ходильных ног
Д) тело разделено на три отдела
Е) четыре пары ходильных ног

4. Установите соответствие между особенностями строения членистоногих и классом, для которого они характерны: 1) паукообразные, 2) насекомые. Запишите цифпы 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) тело состоит из головы, груди, брюшка
Б) имеются усики
В) 3 пары ходильных ног
Г) имеются только простые глаза
Д) у большинства имеются крылья
Е) имеются лёгочные мешки и трахеи

ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между животным и классом к которому его относят: 1) Паукообразные, 2) Насекомые
А) медоносная пчела
Б) скорпион
В) рыжий лесной муравей
Г) малярийный комар
Д) таежный клещ

5. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: 1) Паукообразные, 2) Насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) органы дыхания – исключительно трахеи
Б) прямое развитие у большинства
В) наличие трех пар конечностей
Г) кровь не переносит газы
Д) тело состоит из головогруди и брюшка
Е) наличие одной пары усиков

ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ ОТЛИЧИЯ
Выберите три утверждения, относящиеся к отличию паукообразных от насекомых.
1) Имеют внешний хитиновый скелет, который служит каркасом всему телу.
2) Четыре пары простых глаз.
3) Незамкнутая кровеносная система.
4) Имеются мальпигиевы сосуды.
5) Четыре пары ходильных ног.
6) Тело состоит из брюшка и головогруди.

НАСЕКОМЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для насекомых?
1) деление тела на головогрудь и брюшко
2) деление тела на голову, грудь и брюшко
3) трахейная система дыхания
4) легочная система дыхания
5) четыре пары ходильных конечностей
6) шесть ходильных конечностей

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности организации способствовали широкому распространению насекомых на планете?
1) развитие вторичной полости тела
2) наличие нервной системы узлового строения
3) высокая плодовитость
4) разнообразие ротовых аппаратов
5) наличие жалящих органов
6) наличие крыльев

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ
Установите последовательность стадий развития капустной белянки
1) яйцо
2) куколка
3) гусеница
4) взрослое насекомое

ПОЛНОЕ - НЕПОЛНОЕ ОТРЯДЫ
Установите соответствие между отрядами насекомых и типами их развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Чешуекрылые
Б) Двукрылые
В) Жесткокрылые
Г) Прямокрылые
Д) Перепончатокрылые
Е) Стрекозы

ПОЛНОЕ - НЕПОЛНОЕ ВИДЫ
1. Установите соответствие между насекомым и типом его постэмбрионального развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращением
А) азиатская саранча
Б) майский жук
В) капустная белянка
Г) комнатная муха
Д) зеленый кузнечик
Е) медоносная пчела

2. Установите соответствие между видом животного и типом его постэмбрионального развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) пустынная саранча
Б) хлебная жужелица
В) обыкновенный богомол
Г) пчела медоносная
Д) березовая пяденица

3. Установите соответствие между представителем класса насекомых и типом его развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) саранча
Б) жук-олень
В) таракан
Г) кузнечик
Д) постельный клоп
Е) бабочка-капустница

4. Установите соответствие между видами насекомых и типами их развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жужелица
Б) лесной клоп
В) зеленый кузнечик
Г) майский жук
Д) бабочка-крапивница

5. Установите соответствие между видами насекомых и типами их развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жук-плавунец
Б) перелетная саранча

В) медведка
Г) божья коровка
Д) стрекоза коромысло
Е) рыжий муравей

Б) колорадский жук
В) клоп вредная черепашка
Г) бабочка репейница

НЕПОЛНОЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характерные для насекомых с неполным превращением:
1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое

==========
Установите соответствие между характеристиками и классами животных, к которым их относят: 1) Насекомые, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) скелет наружный
Б) расположение сердца на брюшной стороне тела
В) наличие костного скелета
Г) нервная система узлового типа
Д) наличие туловищных или тазовых почек
Е) наличие разнообразных паразитических форм



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у животного сердце имеет строение, изображенное на рисунке, то для этого животного характерны
1) наличие гемоглобина в эритроцитах
2) тазовые почки
3) нервная система трубчатого типа
4) незамкнутая кровеносная система
5) разветвленные трахейные трубочки
6) непрямое развитие


Членистоногие образуют самый большой тип животных, который включает три класса: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. Ракообразные представлены раками, дафниями, креветками, крабами; Паукообразные ― пауками, скорпионами и клещами, а Насекомые представлены жуками, бабочками, стрекозами и мухами.

Членистоногие очень разнообразны по внешнему виду. Вместе с тем для них всех характерны общие особенности строения.

Внешнее строение членистоногих

Членистоногие — многоклеточные двусторонне-симметричные животные. Они имеют сегментированное тело, состоящее из отделов, число и строение которых различно у разных представителей типа. Вспомним, что у кольчатых червей тело состояло из одинаковых сегментов. А сегменты членистоногих имеют различное строение и выполняют разные функции.

У большинства видов ракообразных тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. У речного рака и краба голова и грудь покрыты общим панцирем — щитом ―, и образуют головогрудь. Отделы тела состоят из неодинаковых сегментов.

У паукообразных также происходит слияние головы и груди, в результате чего образуется единая головогрудь. Головогрудь не разделена на сегменты и соединяется с брюшком видоизменённым сегментом тела — стебельком.

Клещи имеют слитное тело — оно не разделяется на отделы.

У насекомых тело чётко разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Они соединены между собой подвижно.


Покровы тела и скелет

Снаружи тело членистоногих покрыто плотной кутикулой. Она пропитана органическим веществом — хитином, поэтому её часто называют хитинизированной кутикулой. У ракообразных кутикула дополнительно пропитана известью. Хитинизированная кутикула очень прочная, это — наружный скелет членистоногих.

Хитиновый покров нерастяжим, поэтому, когда членистоногие растут, плотные покровы мешают увеличению размеров их тела. Поэтому рост членистоногих сопровождается линькой. Получается, что членистоногие растут не всегда, а периодически, после линек. Такой рост называется периодическим или прерывистым.

На груди членистоногих расположены органы движения — конечности, а у насекомых ещё и крылья. Конечности членистоногих состоят из нескольких звеньев — члеников, которые подвижно соединены между собой. Отсюда и происходит название типа — Членистоногие.

Разные виды имеют разное количество ходильных конечностей: ракообразные — 10 конечностей (или 5 пар), паукообразные — 8 конечностей (4 пары), насекомые — 6 конечностей (3 пары).

Представители ракообразных отличаются от остальных классов наличием двух пар усиков: коротких — антеннул ― и длинных ― антенн.

Сегменты головы речного рака несут 5 пар конечностей: первые две пары конечностей преобразованы в усики — это антеннулы, антенны, 1 пара верхних челюстей (они мощные, ими рак измельчает пищу) и 2 пары нижних челюстей. С их помощью рак сортирует пищу и направляет её в рот.

На сегментах груди расположено 8 пар конечностей: 3 пары ногочелюстей (подают пищу в рот) и 5 пар ходильных конечностей, которые осуществляют передвижение. Первая пара ходильных ног крупная и преобразована в клешни, которые служат для передвижения, защиты и нападения.

На брюшке находится 6 пар конечностей: 5 пар маленьких плавательных (или брюшных) ножек. Они работают как вёсла, и позволяют раку плавать. У самца первая и вторая пары участвуют в размножении, у самки плавательные ножки удерживают яйца и детёнышей, конечности шестой пары вместе с последним сегментом брюшка образуют хвостовой плавник.

У паукообразных на головогруди находится шесть пар конечностей, из них первая пара видоизменилась в хелицеры ― ротовые придатки. На конце хелицер открываются протоки ядовитых желёз. С их помощью пауки прокалывают добычу и впускают яд, а также защищаются.

Вторая пара конечностей видоизменилась в ногощупальца, или педипальпы, они гораздо длиннее хелицер и служат для разрывания и удержания добычи, также являются органом осязания. Остальные четыре пары конечностей являются ходильными ногами, которые имеют одинаковое строение. Они длинные, тонкие, состоят из члеников и заканчиваются коготками. У пауков третья пара ног короче остальных.

Брюшко не сегментировано (есть и исключения, например скорпионы). Брюшные конечности чаще всего видоизменяются в лёгочные мешки и паутинные бородавки.

В паутинные бородавки открываются протоки паутинных желёз, выделяющих белковую клейкую жидкость, которая застывает на воздухе и превращается в тонкие нити паутины.

У насекомых грудь состоит из трёх сегментов, которые называются переднегрудью, среднегрудью и заднегрудью. Каждый сегмент несёт по одной паре ходильных конечностей.

Насекомые имеют три пары ног. Конечности, как и у всех членистоногих, состоят из члеников, которые подвижно соединены между собой суставами.

Ходильные ноги могут быть прыгательными, плавательными, собирательными, роющими и бегательными.

Насекомые — единственный класс среди беспозвоночных животных, представители которого имеют крылья. Пара крыльев располагается на последних двух сегментах. Крылья — это тонкие кутикулярные пластинки, содержащие жилки, в которых проходят трахеи и нервы. Крылья в большинстве случаев не одинаковы, хотя у стрекоз они почти равноценны.

У жуков передняя пара крыльев полностью затвердевает и превращается в жёсткие надкрылья, которые не способны к машущему полёту и просто защищают тонкие и прозрачные задние крылья.

У членистоногих имеется хорошо развитая пищеварительная система, в которой выделяют переднюю, среднюю и заднюю кишку. Передний отдел включает рот, глотку, пищевод, зоб у насекомых (в нём пища задерживается и подвергается воздействию пищеварительных ферментов); средний отдел представлен желудком и средней кишкой; задний отдел — задней кишкой и анальным отверстием. Развиты пищеварительные железы— слюнные и печень. У насекомых печень отсутствует.

Большинство пауков хищники, и для захвата жертвы они используют ловчую сеть.


Когда добыча попала в сеть, нити колеблются, и паук подползает к жертве, опутывает её паутиной и вонзает ядовитые коготки хелицер в покровы насекомого, при этом в ранку попадает яд и секрет пищеварительных желёз, которые не только убивают жертву, но и способствует частичному перевариванию её тканей и внутренних органов. Пауки могут питаться только жидкой пищей. Поэтому их пищеварение частично происходит снаружи, в теле добычи. Такое пищеварение называется внекишечным.

В зависимости от характера питания, у насекомых встречаются различные типы ротовых аппаратов: грызущий, сосущий, колюще-сосущий, лакающий или лижущий ротовые аппараты.

Выделительная система членистоногих представлена различными органами выделения, которые открываются наружу через отверстия.

У ракообразных выделительная система представлена парой зелёных желёз, которые имеют зелёный цвет и располагаются в переднем конце тела.

У паукообразных и насекомых выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, которые представляют собой слепые выросты на границе средней и задней кишки. По ним продукты обмена попадают в заднюю кишку и выводятся из организма.

Дыхательная система у разных классов разнообразна.

У речного рака дыхательная система представлена жабрами.

У паукообразных представлена расположенными в брюшке лёгочными мешками и трахеями.

У насекомых дыхательная система представлена трахеями — это тонкие разветвлённые трубочки, через стенки которых происходит газообмен.

Клещи не имеют органов дыхания, у них газообмен происходит через поверхность тела.

Кровеносная система членистоногих незамкнутая.

Она бесцветная или зеленоватого цвета. На спинной стороне тела расположено сердце, от которого отходят многочисленные сосуды. Из сосудов кровь ― гемолимфа ― выливается в полость тела и омывает внутренние органы. Затем она снова поступает в сосуды и сердце.


Гемолимфа ракообразных имеет голубой оттенок из-за присутствия в ней пигмента, содержащего медь. У паукообразных и насекомых гемолимфа бесцветная.

Нервная система членистоногих образует окологлоточное нервное кольцо и брюшную нервную цепочку, от которой отходят нервы. Происходит усложнение нервной системы, сильное развитие получает надглоточный ганглий.

У насекомых нервная система представлена сложноустроенным надглоточным нервным узлом — головным мозгом, подглоточным нервным узлом и брюшной нервной цепочкой, которая характеризуется слиянием нервных узлов. Головной мозг состоит из трёх отделов: переднего, среднего и заднего.

Органы чувств членистоногих обычно хорошо развиты.

У ракообразных — сложные фасеточные глаза, сидящие на подвижных стебельках, которые могут поворачиваться в разные стороны и обеспечивают широкий кругозор.

В поисках пищи ракообразные пользуются осязанием (с помощью антенн) и обонянием (с помощью антеннул). Также у основная антеннул располагаются органы равновесия.

У паукообразных на головогруди расположено четыре пары простых глаз, они обеспечивают пауку круговой обзор. Органы осязания хорошо развиты, они разбросаны по всему телу, представлены чувствительными волосками, воспринимающими колебания воздуха и паутины. Особенно много таких волосков на ногощупальцах. Имеют также органы обоняния и вкуса.

Насекомые имеют органы зрения: простые (у паразитов) и сложные фасеточные глаза. Также хорошо развиты органы вкуса, обоняния и осязания.

Органы слуха, как правило, хорошо развиты у тех насекомых, которые сами издают звуки. У кузнечика органы слуха расположены на голенях передних ног.

Членистоногие ― раздельнополые животные, встречается половой диморфизм. Размножение только половое, бесполое размножение отсутствует.

Самки имеют парные яичники, а самцы — парные семенники. У насекомых яичники открываются в яйцеводы, соединяющиеся в непарное влагалище.

После оплодотворения самки откладывают яйца во внешнюю среду. У паукообразных из яиц выходят мелкие паучата.

Иногда яйца развиваются без оплодотворения — такая форма полового размножения называется партеногенезом. Например, у пчёл молодая матка после оплодотворения трутнями запасает их половые клетки в специальном органе — семяприёмнике. Этими клетками матка будет оплодотворять откладываемые яйца всю оставшуюся жизнь (3-4 года).

Как правило, из неоплодотворённых яиц развиваются самцы (трутни), а из оплодотворённых — самки (рабочие пчёлы и матки).

С момента рождения или выхода организма из яйца и до наступления его половой зрелости происходит постэмбриональное развитие (или послезародышевое развитие).

У насекомых различают два типа постэмбрионального развития: прямое и непрямое.

Прямое развитие, или развитие без превращения (без метаморфоза), происходит без изменения внешнего строения личинки.

Непрямое развитие бывает двух типов: с значительным или полным превращением (развитие с полным метаморфозом) и с частичными изменениями (развитие с неполным метаморфозом).


Я вообще-то не трусиха. Вот моя мама, например, трусиха. Отчего-то боится пауков! Вы представляете! Чего же там бояться!

Однажды мама вскрикнула, я прибежала из комнаты, где рисовала картинку, в кухню и вижу: по стене ползет большой паук, лапы у него длинные и он ловко и аккуратно, как будто ощупывая поверхность, ими перебирает. Может, это паучиха ползет по своим делам? К деткам, например. И чего тут кричать?

Я взяла паука или паучиху, уж не знаю, и выпустила через окошко на улицу. Раз моя мама – такая трусиха, придется пауку ползать в каком-то другом месте.

И еще мне очень жалко, когда сметают веником паутину. Она ведь такая красивая! И сколько пауку нужно труда, чтобы ее сплести!

Так что пауков не просто не боюсь, я их люблю.

Не боюсь больших собак, не боюсь ни львов, ни тигров, ни медведей и волков. Правда, я их видела только в зоопарке и в цирке. В лесу, когда мы собирали грибы с бабушкой и дедушкой, их не было. Я все время смотрела, оглядывалась и никого не увидела.

Но есть вещи, которых все-таки боюсь. Их всего несколько.

Одна – это когда лежишь вечером в кровати и тебе не по себе как-то. Почему-то опасаешься высунуть руку или ногу из-под одеяла. Под одеялом оно надежнее. Но тут главное – скорее уснуть. Тогда приснится что-то интересное и во сне уже все равно, где рука или нога: сверху или под одеялом.

А вторая вещь, которую ужасно боюсь – это майские жуки. Хорошо, что они бывают только весной. Отчего их боюсь – не могу объяснить.

Как-то раз мой дядя поймал жука и принес домой. Хотел посмотреть, как наш кот будет с ним играть. Коту жук здорово понравился, а мне – нет. Признаюсь вам, что я даже спряталась под одеяло с головой и не стала смотреть, как кот ловит жука, потом отпускает, как весело носится по комнатам. Жук так противно жужжал, что мне хватило и этого. Потом мама сказала, чтобы жука выкинули, и что хватит пугать ребенка. Мой дядя еще сам как ребенок, он недавно закончил школу.

Ну, а третья вещь, которой боюсь больше всего, это раки. Красные, со страшными клешнями. Когда я первый раз увидела рака, то спряталась за занавеску и долго оттуда не выходила. Стояла, вцепившись пальцами в ткань. Меня долго уговаривали и что-то объясняли, но я ничего не слышала. Мне говорили, что рак – очень вкусный и мне понравится. Но как можно есть такое ужасное и страшное существо!

А позже я увидела живых раков. Они были не красные! Вот это да! Они ползали по столу в кухне, шевелили клешнями, хвостами, расползались во все стороны, а бабушка их сгребала снова в кучу.

На плите стояла большая кастрюля. Потом вода вскипела. И. Дальше раки полетели в кастрюлю, один, за одним. И стали на глазах краснеть.

Все стало понятно. Они красные оттого, что их сварили. Прямо живьем.

Как-то раз я обожглась кипятком, и на руке появилось розовое пятнышко. Оно так болело! А тут - весь – и в кипяток.

Мне было ужасно жалко раков, просто ужасно. Я уже не боялась их.

Я представляла себе, как они сидят где-то в теплой речке, под каким-то камешком или корягой. Делают свои рачьи дела. И тут чья-то безжалостная рука хватает их и вытаскивает в чужой и страшный для них мир.

А когда их варят, им же больно.

Я очень долго не могла есть раков. Но брала их в руки, гладила панцирь, упругие усики, подвижный хвостик.

Страха не было. Была боль.

Наверное, я уже выросла.
----------------------
картина Натальи Деревянко

Читайте также: