Основываясь на особенностях внешнего строения рака сделайте вывод

Задание 1. Изучите внешнее строение речного рака. Докажите приспособленность его организма к среде обитания.

1. Рассмотрите речного рака. На какие отделы разделяется его тело? Каковы прочность покрова и окраска? Объясните значение такого покрова в жизни рака.
Тело расчленено на сегменты и состоит из нескольких отделов: из головы, груди и брюшка или из головогруди. Покровы тела содержат особое твердое вещество – хитин.

2. Определите части тела рака. Обратите внимание на толщину хитинового покрова в разных местах. Объясните, почему она неодинакова.
Твердый панцирь рака мешает животному расти. Поэтому рак периодически (2-3 р. в год) меняет – сбрасывает старые покровы и обретает новые.

3. Найдите органы чувств: усики, глаза. Объясните, почему у рака глаза подвижны.
Имеются две пары усиков. Глаза у рака сложные. Каждый глаз состоит из множества направленных в разные стороны очень мелких глазков – фасеток.

4. Сверяясь с рисунком учебника, найдите у рака челюсти, ногочелюсти и ротовое отверстие.

5. Найдите брюшные ноги рака. Обратите внимание на различие в их строении.

6. Рассмотрите брюшко. Убедитесь, что оно состоит из члеников. Подсчитайте их. На конце брюшка найдите плавниковые пластинки. Напишите об их роли в жизни рака.
На головогруди у речного рака расположены конечности. Если его перевернуть на спину, то на переднем конце тела можно обнаружить 3 пары челюстей: пару верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки. За челюстями следуют три пары коротких ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту.

7. Основываясь на особенностях внешнего строения речного рака, сделайте вывод о среде его обитания, способах передвижения (по дну и в воде), питания, защиты от врагов.
Речной рак живет на суше и в воде, по дну передвигается с помощью ходильных ножек, а плавает с помощью плавника и брюшных ножек. Питается моллюсками, планктонами, растениями. Защищается с помощью мощных клешней.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Заполните схему, списав в нее названия животных.

Задание 4. А. Раскрасьте внутренние органы речного рака… и надпишите их.

Б. Раскрасьте внутренние органы речного рака… и надпишите, как они называются.

Задание 5. В одной кладке самки дафнии бывает примерно 60 яиц…Подсчитайте, сколько дафний теоретически может появиться от одной самки за три летних месяца.

Задание 1. Изучите внешнее строение речного рака. Докажите приспособленность его организма к среде обитания.

1. Рассмотрите речного рака. На какие отделы разделяется его тело? Каковы прочность покрова и окраска? Объясните значение такого покрова в жизни рака.

Тело расчленено на сегменты и состоит из нескольких отделов: ловы, груди и брюшка или из головогруди. Покровы тела содержат особое твердое вещество - хитин.

2. Определите части тела рака. Обратите внимание на толщину хитинового покрова в разных местах. Объясните, почему она неодинаково.

Твердый панцирь рака мешает животному расти. Поэтому рак периодически (2-3 раза в год) меняет - сбрасывает старые покровы и обретает новые.

3. Найдите органы чувств: усики, глаза. Объясните, почему у рака глаза подвижны.

Имеются две пары усиков. Глаза у рака сложные. Каждый глаз состоит из множества направленных в разные стороны очень маленьких глазков - фасеток.

4. Сверяясь с рисунком учебника, найдите у рака челюсти, ногочелюсти и ротовое отверстие.

5. Найдите брюшные роги рака. Обратите внимание на различие в и строении.

6. Расммотрите брюшко. Убедитесь, что оно состоит из члеников. Подсчитайте их. На конце брюшка найдите плавниковые пластинки. Напишите об их роли в жизни рака.

На головогруди у речного рака расположены конечности. Если его перевернуть на спину,то на переднем конце тела можно обнаружить 3 пары челюстей: пару верних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки. За челюстями следует три пары коротких ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту.

7. Основываясь на особенностях внешнего строения речного рака, сделайте вывод о среде его обитания, способах передвижения (по дну и воде), питания, защиты от врагов.

Речной рак живет на суше и в воде, по дну передвигается с помощью ходильных ножек, а плавает с помощью плавника и брюшных ножек. Питается моллюсками, плавниками, растениями. Защищается с помощью мощных клещней.

Задание 2. Заполните таблицу.

Части тела, обеспечивающие передвижение:

Задание 3. Заполните схему, списав в нее названия животных.

Ракообразные
СободноживущиеПаразиты
Морские желуди Циклоп - служит промежуточным хозяином
Водные обитателиОбитатели суши
омары, лангусты, раки-отшельники мокрица

Задание 4. А. Раскрасьте внутренние органы речного рака (желтым цветом - органы нервной системы; зеленым - органы пищеварения; черным - половую железу) и надпишите их.


1. Желтым - органы нервной системы. Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.

2. Зеленым - органы пищеварения: желудок, печень, кишка.

3. Черным - половая железа: яичник.

Б. Раскрасьте внутренние органы речного рака (голубым цветом - органы дыхания, красным - кровеносные органы, коричневым - органы выделения) и напишите, как они называются.


Задание 5. В одной кладке самки дафнии бывает примерно 60 яиц. Спустя 15-20 суток из яиц вылупляются молодые дафнии, которые вскоре сами способны откладывать яйца. Подсчитайте и запишите, сколько дафний теоретически может появиться от одной самки за три летних месяца.

В 3-ёх летних месяцах примерно 90 дней


Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

с. Казанка

Бельгибаева Майраш Байжановна

Учитель биологии

Тема урока: Особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня мы работаем по плану: разминка, изучение нового материала, закрепление.

II. Актуализация знаний

(Вопросы составляет учитель или учащиеся.)

1. Способность организма восстанавливать утраченные или поврежденные части тела это рефлекс (регенерация).
2. Часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая одну или несколько функций – система органов (орган).
3. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой – рефлекс.
4. Совокупность органов, объединенная общей функцией – система органов.
5. Полость тела, имеющая свои собственные стенки, называется первичной (вторичной).

III. Мотивационный момент

- Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку. На столе под покрывалом спрятан живой рак в аквариуме.

Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.
(Рак)

- Речной рак относится к типу Членистоногие, классу Ракообразные. (Слайд 1)

Тема урока: Общая характеристика членистоногих. Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака. (Учащиеся записывают число и тему в тетрадь.)

- Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни?

- Сегодня в течение урока мы должны ответить на вопросы:

Почему раки краснеют?

Где зимуют раки?

Лебедь, Щука и Рак

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
И.А. Крылов

- Всегда ли рак пятится назад?

Для решения этих задач определите цели урока. (Учащиеся самостоятельно определяют цели урока.) (Слайд 2)

Цели урока: вы узнаете характерные признаки членистоногих, их классификацию, особенности внешнего строения ракообразных в связи с водной средой обитания.

IV. Изучение нового материала

- Членистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих. Внимание вопрос.

- Почему Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле?

- Для ответа на этот вопрос заполните общую характеристику членистоногих в тетради , пользуясь учебником. На это задание 5 мин.

Тип членистоногие включает три класса.

Почему Членистоногие составляют более 2/3 видов всех животных на Земле? Какие черты усложнения появились у Членистоногих?

1. Плотный хитиновый покров – воздухо- и водонепроницаемый.
2. Членистые конечности.
3. Сегментированность тела, что указывает на их родство и происхождение от древних кольчатых червей.
4. Появление отделов тела: головы, груди и брюшка.

Все вышеперечисленные признаки позволили членистоногим так широко расселиться на Земле и приспособиться к самым разным условиям обитания.

Самое крупное изменение – это возникновение хитинового покрова. С одной стороны, хитиновый покров обладает высокой прочностью и препятствует испарению влаги с поверхности тела, с другой стороны, он не растяжим и воздухонепроницаем. В связи с этим у животных появились трудности.

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?

2 Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как происходит процесс роста ракообразных?

3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

- Для ответа на эти вопросы рассмотрим внешнее строение речного рака, выполнив лабораторную работу. (сушенный рак)

Проверка выполнения лабораторной работы.

Окраска у речного рака зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружнымскелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц.

Тело речного рака состоит из двух отделов – головогруди и брюшка.

На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков – органы осязания и обоняния. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков – фасеток. На переднем конце тела у рака три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки.

На головогруди располагаются три пары ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту. Есть 5 пар ходильных ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими рак схватывает добычу, обороняется.

На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник. Резко подгибая брюшко, рак отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед.

Какое строение имеют конечности рака? (Конечности состоят из многочисленных члеников.)

- Как передвигается рак? Всегда ли рак пятится назад?

Благодаря какому веществу, наружный скелет рака отвердевает? Найдите это вещество в классе. (Известь, мел.) Основной элемент, содержащийся в извести – кальций. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши волосы и ногти были крепкими, а кости твердыми, то необходимо употреблять продукты, содержащие кальций – творог, молочные продукты.

Учащиеся отвечают на вопросы по вариантам.

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?

2. Как связано появление головной лопасти с функциями ног у ракообразных?

3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях панциря.

4. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый как происходит процесс роста ракообразных?

Рак периодически линяет - сбрасывает покровы. Пока новый панцирь не окреп (на это уходит около 1,5 недель), рак беззащитен и не может питаться. В это время он прячется в убежищах.

При линьке рак некоторое время не ощущает положение своего собственного тела. Почему?

Статоцисты представляют собой углубления в основании коротких усиков, где помещается песчинка. При нормальном положении тела эти песчинки нажимают на находящиеся под ними нижние чувствительные волоски; если же у плавающего рака тело перевернется вверх ногами, песчинки перемещаются и нажимают уже на другие чувствительные волоски и тогда рак ощущает, что тело его вышло из нормального положения. При линьке рака сбрасываются и песчинки. Тогда рак сам клешнями засовывает новые песчинки.

5. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

Иногда линька происходит очень трудно для рака: он, не будучи в силах освободить из старой кожи свою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная конечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда рак, когда ему грозит опасность, при помощи своего мускульного усилия отламывает свою клешню.

6. Где зимуют раки? Почему когда варят раков, они краснеют?

Где раки зимуют? Вечный вопрос, волнующий тысячи русских людей. Всем культурным людям нужно знать, где раки зимуют. Итак, раки - это пресноводные животные, живущие в чистой воде рек, озер и прудов. Зимой своего местожительства они не меняют, а просто опускаются значительно глубже, туда, где вода не замерзает. С поздней осени до ранней весны раки ведут малоактивный образ жизни, отсиживаясь в укрытиях по 20 часов в сутки. Жизнь у самок в этот период более насыщенная, чем у самцов. Ведь через две недели после спаривания, которое происходит в октябре, самка откладывает себе на брюшко около 100 икринок и вынашивает их долгие 8 месяцев, то есть до начала лета, когда из них вылупляются молодые рачки. Для полноценного развития икринок заботливым мамашам приходится время от времени покидать нору, чтобы выгулять их и почистить. Весной, когда вода прогревается, раки становятся весьма активными, добывая пропитание, львиная доля которого приходится на растительную пищу, и защищая свой дом, который представляет собой длинную, до 35 см, нору. Так что никакой загадки, касающейся места, где раки зимуют, вовсе и не существует.

Красящие вещества (пигменты), содержащиеся в покровах рака, при кипячении разрушаются. За исключением одного красного пигмента. Поэтому при варке раки становятся красными.

V. Закрепление

1. Тип членистоногие имеют… (смешанную) полость тела.
2. Панцирь ракообразных состоит из… (хитина).
3. Тело ракообразных разделено на… (головогрудь и брюшко).

4. Сложные глаза состоят из мелких глазков… (фасеток).
5. Способ смены покрова - … (линька).
6. Речной рак имеет … (5) пар ходильных ног.

- Какие выводы мы можем сделать?

Выводы

1. Тело ракообразных имеет хитиновый покров.
2. Конечности членистые и специализированны по выполняемым функциям.
3. Отделы тела ракообразных - головогрудь и брюшко.
4. Рост раков происходит благодаря линьке.

VI. Домашнее задание

§24. Ответить на вопрос: Почему среди членистоногих не было, и нет таких крупных животных, как слон или, хотя бы, как собака?

Тип урока - у рок изучения нового материала

Образовательная программа, автор - программа по биологии Пономаревой И. Н.

УУД: 1) личностные - п остепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение, формировать экологическое мышление

2) регулятивные - ф ормирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

3) познавательные - ф ормирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

4) коммуникативные - ф ормировать умение слушать и понимать речь других людей

Формирование лексических навыков;

Совершенствование умения объяснять значение живых организмов в природе, сформированных на предыдущих уроках;

Актуализация и систематизация знаний о животных;

формирование представлений о членистоногих и ракообразных.

Развитие памяти учащихся, внимания и наблюдательности;

Развитие логического мышления;

Расширение кругозора обучающихся;

Развитие учебно-познавательной компетенции через развитие способов учебной деятельности (работа с интерактивной доской, учебником).

1) развитие социокультурной и информационной компетенции,

2) умение с оздавать ситуацию успеха, одобрения, доброжелательности для успешного теоретического и практического усвоения материала;

3) воспитание уважительного отношения к природе, расширение кругозора.

Задачи урока:

Познакомить учащихся c членистоногими и ракообразными;

Познакомиться с общей характеристикой членистоногих и ракообразных и записать в тетрадь;

Закрепить знания о ракообразных – при работе с интерактивной доской и учебником.

Нужно постараться сделать таким образом, чтобы ученики сами определили и поставили цели и задачи урока.

Основной дидактический метод: репродуктивный, продуктивный, объяснительно-иллюстративный, словесный, практический метод.

Частные методы и приемы: беседа, поисковый, наглядный, практический, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, демонстрация слайдов, метод формирования умений и навыков по применению знаний на практике, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике, методы закрепления, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков, опрос учащихся по новому материалу и материалу прошлых уроков, организация проведения и руководство по работе с интерактивной доской. Развитие творческих способностей, техники мышления, самостоятельности, культуры труда, частично-поисковый метод, демонстрация плакатов, таблиц; использование технических средств; рассказ; упражнения; работа с книгой.

1. Подготовка учащихся к учебной деятельности

1.1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Ученики приветствуют учителя и садятся.

Приветствие и заполнение журнала - 1 мин.

1.2. Постановка цели, мотивация - мин.

Какие типы животных мы изучили? Обучающиеся отвечают: моллюски, плоские, круглые и кольчатые черви, кишечнополостные и простейшие.

Посмотрите на эти таблицы (иллюстрации различных членистоногих (рака, паука и мухи).

Что у них общего в строении?

Обучающиеся отвечают: отделы тела, глаза, усики, конечности и т.д.

Какова особенность строения тела и конечностей? (состоят из члеников). Как, по-вашему, называется этот тип животных?

Обучающиеся предлагают различные названия и определяют тему урока.

Какова цель изучения этих животных? (Они имеют большое значение в природе и жизни человека.)

2. Первичное усвоение новых знаний . -20 мин.

2.1. Общая характеристика членистоногих.

Обучающиеся формулируют общую характеристику, дополняют ответы друг друга и записывают в тетрадь.

2. 2. Краткая характеристика ракообразных.

Обучающиеся формулируют общую характеристику, дополняют ответы друг друга и записывают в тетрадь.

2.3. Образ жизни и особенности внешнего строения речного рака.

Рассмотрите внешнее строение речного рака. Обратите внимание на прочность и окраску его покровов. Каково значение покровов в жизни рака?

Определите части тела рака. Обратите внимание на толщину хитинового покрова в разных местах. Почему она неодинакова?

Отыщите органы чувств: усики, глаза. Объясните значение подвижности глаз.

Рассмотрите брюшко, убедитесь, что оно состоит из члеников. Подсчитайте, сколько их. На конце брюшка найдите плавниковые пластинки. Какое значение они имеют в жизни рака?

Основываясь на особенностях внешнего строения речного рака, сделайте выводы о среде обитания, способах передвижения рака по дну и в толще воды, о питании, о защите от врагов.

2.4. Внутреннее строение и черты усложнения

2.5. Органы чувств

Обучающиеся читают текст, обсуждают значение органов чувств и записывают вывод в тетрадь.

2.6. Роль ракообразных в природе.

Физкультминутка – 1 мин.

3. Первичная проверка понимания и закрепление – 10 мин.

Учитель организует беседу: характерные особенности внешнего строения ракообразных в связи с образом жизни (с использованием учебника и ЭОР).

Обучающиеся оценивают работу одноклассников с интерактивными рисунками, исправляют допущенные ошибки.

4. Задание на дом - 2 мин.

Обучающиеся достают дневники и записывают задание на дом.

1. Изучить § 24 учебника, ответить (устно) на вопросы.

2. Подготовить сообщения об одном из отрядов класса Ракообразные (по желанию), в виде доклада или электронной презентации (по выбору)

5. Подведение итогов урока и р ефлексия – 4 мин.

Достигли ли мы цели урока? Что помогло и что мешало нашей успешной работе на уроке? Что нового узнали? Что было самым трудным, интересным?

Учитель организует самооценку обучающимися и оценивает работу отдельных учеников.

- Ребята, у всех на партах лежат карточки со ступеньками. Отметьте на них ваше положение.

Применяемые образовательные технологии. Личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная, проблемное обучение. Все это позволяет повысить познавательную активность обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей

Понял и смогу объяснить другим

Понял, но не смогу объяснить другим

Немного не понял, есть вопросы

Ничего не понял

ЦарствоЖивотные
ПодцарствоМногоклеточные
ТипЧленистоногие
КлассРакообразные

Общая характеристика

Речной рак обитает в различных пресных водоёмах с чистой водой: речных заводях, озёрах, больших прудах. Днем раки прячутся под камнями, корягами, корнями прибрежных деревьев, в вырытых ими самими в мягком дне норках. В поисках корма они покидают свои убежища в основном ночью. Питается преимущественно растительной пищей, а также мёртвыми и живыми животными.


Внешнее строение

Речной рак имеет зеленовато-бурую окраску. Тело состоит из неодинаковых сегментов. Вместе они образуют три хорошо различимых отдела тела: голову, грудь и брюшко. При этом только сегменты брюшка остаются подвижно сочленёнными. Два первых отдела срослись в единую головогрудь. Разделение тела на отделы возникло в связи с разделением функций конечностей. Движение конечностей обеспечивается мощной поперечно-полосатой мускулатурой. Мышечные волокна такого же типа имеют позвоночные животные. Головогрудь покрыта сверху сплошным крепким хитиновым щитом, который несёт спереди острый шип, по его сторонам в углублениях на подвижных стебельках находятся глаза, пара коротких и пара длинных тонких усиков.


По бокам и ниже ротового отверстия рака находятся шесть пар конечностей: верхние челюсти, две пары нижних челюстей и три пары ногочелюстей. На головогруди размещены также пять пар ходильных ног, на трёх передних парах имеются клешни. Первая пара ходильных ног — самая большая, с наиболее хорошо развитыми клешнями, которые являются органами защиты и нападения. Ротовые конечности вместе с клешнями удерживают пищу, размельчают её и направляют в рот. Верхняя челюсть толстая, зазубренная, к ней изнутри прикрепляются мощные мышцы.


Брюшко состоит из шести члеников. Конечности первого и второго члеников у самца видоизменены (они участвуют в копуляции), у самки редуцированы. На четырёх члениках находятся двуветвистые членистые ножки; шестая пара конечностей — широкие, пластинчатые, входят в состав хвостового плавника (они вместе с хвостовой лопастью играют важную роль при плавании задом наперёд).

Внутреннее строение


Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, затем пища поступает в глотку, короткий пищевод и желудок. Желудок подразделяется на два отдела — жевательный и цедильный. На спинной и боковых стенках жевательного отдела имеется три мощные пропитанные известью хитиновые жевательные пластинки с зазубренными свободными краями. В цедильном отделе две пластинки с волосками действуют подобно фильтру, через который проходит лишь сильно измельчённая пища. Крупные частички пищи задерживаются и возвращаются в первый отдел, а мелкие поступают в кишечник.


Далее пища поступает в среднюю кишку, куда открываются протоки большой пищеварительной железы.

Под действием выделяемых ферментов пища переваривается и всасывается через стенки средней кишки и железы (её называют печенью, но её секрет расщепляет не только жиры, но также белки и углеводы). Непереваренные остатки поступают в заднюю кишку и выводятся наружу через анальное отверстие на хвостовой лопасти.


У рака полость тела смешанная, в сосудах и межклеточных полостях циркулирует не кровь, а бесцветная или зеленоватая жидкость — гемолимфа. Она выполняет те же функции, что и кровь у животных с замкнутой кровеносной системой.


На спинной стороне головогруди под щитком находится пятиугольное сердце, от которого отходят кровеносные сосуды. Сосуды открываются в полость тела, кровь отдаёт там кислород и питательные вещества тканям и органам, а забирает продукты жизнедеятельности и углекислый газ. Затем гемолимфа по сосудам поступает в жабры, а оттуда — в сердце.


Органами дыхания у рака являются жабры. В них расположены кровеносные капилляры и осуществляется газообмен. Жабры имеют вид тонких перистых выростов и располагаются на отростках ногочелюстей и ходильных ног. В головогруди жабры лежат в особой полости.


Движение воды в этой полости осуществляется за счёт быстрых колебаний особых отростков второй пары нижних челюстей), и производят до 200 машущих движений за 1 минуту.) газообмен происходит через тонкую оболочку жабр. Обогащённая кислородом кровь по жаберно-сердечным клапанам направляется в околосердечную сумку, оттуда через специальные отверстия попадает в полость сердца.


Нервная система состоит из парного надглоточного узла (головного мозга) подглоточного узла, брюшной нервной цепочки и нервов отходящих от центральной нервной системы.


От головного мозга нервы идут к усикам и глазам. От первого узла брюшной нервной цепочки (подглоточный узел), — к ротовым органам, от следующих грудных и брюшных узлов цепочки — соответственно к грудным и брюшным конечностям и внутренним органам.

На обеих парах усиков имеются рецепторы: осязательные, химического чувства, равновесия. В состав каждого глаза входит более 3 000 глазков, или фасеток, отделённых друг от друга тонкими прослойками пигмента. Светочувствительная часть каждой фасетки воспринимает лишь узкий пучок лучей, перпендикулярных к её поверхности. Целое изображение складывается из множества мелких частичных изображений (как мозаичное изображение в искусстве, поэтому говорят, что членистоногие обладают мозаичным зрением).

Органы равновесия представляют собой углубление в основном членике коротких усиков, где помещается песчинка. Песчинка давит на окружающие её тонкие чувствительные волоски, что помогает раку оценивать положение своего тела в пространстве.


Органы выделения представлены парой зелёных желёз, расположенных в передней части головогруди (у основания длинных усиков и открываются наружу). Каждая железа состоит из двух отделов — собственно железы и мочевого пузыря.


В мочевом пузыре накапливаются вредные продукты жизнедеятельности образовавшиеся в процессе обмена веществ, выводится наружу по выделительному каналу через выделительную пору. Выделительная железа по своему происхождению есть не что иное, как видоизменённый метанефридий. Она начинается небольшим целомическим мешочком (в целом из всех органов тела поступают вредные продукты обмена веществ), от которого отходит извилистая трубка — железистый канал.

Размножение. Развитие


У речного рака развит половой диморфизм. Оплодотворение внутреннее. У самца первая и вторая пара брюшных ножек видоизменены в копулятивный орган. У самки первая пара брюшных ножек рудиментарна, на остальных четырёх парах брюшных ножек она вынашивает икру и молодых рачков.

Оплодотворённые яйца, отложенные самкой (60-200 штук), прикрепляются к её брюшным ногам. Откладка яиц происходит зимой, а молодые рачки (похожие на взрослых), появляются весной. Вылупившись из яиц, они продолжают держаться за брюшные ноги матери, а затем покидают её и начинают самостоятельную жизнь. Молодые рачки питаются только растительной пищей.

Линька

Взрослые раки линяют раз в год. Сбросив старый покров, они 8-12 дней не покидают укрытий и дожидаются, пока затвердеет новый. В этот период тело животного быстро увеличивается.

Читайте также: