Основные новообразования подросткового возраста по эльконину

Большинство новообразований подросткового возраста были изучены еще в середине двадцатого века – как отечественными, так и зарубежными психологами (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Ж. Пиаже и др.).

Новые интересы

Для подавляющего большинства подростков данный период становится периодом разрушения и отмирания старых интересов, периодом созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Выготский писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком".

Основные группы наиболее ярких интересов подростков Выготский назвал доминантами:

– эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности);

- доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);

– доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

– доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

У многих подростков просыпается интерес к наукам и вообще к постижению сложных областей знания. Подросток начинает серьезно интересоваться техникой, искусством, политикой, философией и пр. Этот интерес может подпитываться и искренним любопытством, и видением своего профессионального будущего, и гордостью за себя.

Развитие мышления

Постепенно подросток постигает смысл таких довольно абстрактных и потому сложных понятий, как "истина", "ложь", "цель", "стратегия", "долг", "сотрудничество", "разум", "эмоции", "алгоритм" и множества других. Это расширяет предметную область мышления, делает подростка более гибким, развивая тем самым его разум. В результате подросток как бы обретает новую силу – силу своего разума. Эта сила одновременно и восхищает подростка, но и пугает его – в разные периоды жизни.

Развитие воображения

Развитие рефлексии и самосознания

Получается в некоторой степени "замкнутый круг": чем подросток лучше понимает других людей, тем он лучше понимает себя; чем подросток лучше понимает себя, тем лучше понимает других людей. Однако не все так хорошо, как кажется: неверные установки, ошибочные представления о человеке как таковом, дефекты характера, субъективность и предвзятость, психологические защиты – все это может серьезно нарушить вращение этого "круга".

Поэтому развитие рефлексии и самосознания как никакая другая сторона душевной жизни (по словам Выготского) зависит от культурного содержания среды: от развития общественной мысли, от бытующих установок, ценностей, традиций, этики и эстетики межличностных отношений.

В концепции Д. Б. Эльконина новообразования подросткового возраста вытекают из ведущей деятельности предшествующего периода (учебной). Эта учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя, то есть подросток начинает изучать самого себя, как если бы он изучал некий школьный предмет. При этом решение вопроса "Что я такое?", по Эльконину, может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Резкое развитие рефлексии и самосознания находит проявление во множестве "симптомов". Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы – так как главное для ребенка происходит теперь вне школы. Новый характер компаний – теперь уже подростковых. В компаниях подросток ищет понимания и возможности самоутверждения. Самоутвердиться подростку во взрослой среде весьма сложно: взрослые зарабатывают деньги, имеют социальный статус, связи.

Саморефлексия находит свое проявление в том, что подросток начинает вести дневник. В своем тайном дневнике подросток находит "исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет". Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения. Многие подростки начинают писать стихи и рассказы, сочинять песни и заниматься другими видами искусств, в которых можно выразить свои переживания, сомнения, в чем найти, опять-таки, самоутверждение.

Некоторые сомнения у подростка могут носить тягостный характер. Отчасти это объясняется тем, что по школьной привычке подросток видит мир логичным, рациональным. В этом мире на все вопросы имеются ответы. Все жизненные проблемы имеют решения – одно и только одно верное решение в каждом случае, как на уроках математики или физики. Подросток начинает задавать сам себе сложные вопросы, такие как: "В чем смысл жизни?", "Кто я такой?", "Каково мое предназначение?", "Что такое истина?", "Полноценный ли я человек?" Он их задает, но ответить на них не может. Или иначе: отвечает, но проходит какое-то время и новые сомнения "травят душу".

Ощущение взрослости

Ощущение взрослости подпитывается многими обстоятельствами. Даже зрительно уже к 14-15 годам подросток достигает комплекции взрослого человека. По интеллектуальным качествам многие подростки опережают своих родителей – хотя бы "по школьным понятиям". Родители растеряли свои знания, полученные в школе и учреждениях профобразования. Подросток это видит и воспринимает это как то, что он как минимум не глупее родителей.

Большинство родителей своим детям и в подростковом возрасте продолжают "читать нотации": "надо учиться", "нельзя врать", "проявляй доброжелательность", "красть плохо", "соблюдай дисциплину" и т.д. и т.п. Родители в этих "нотациях" видят несколько иной смысл, нежели их дети. Их жизненный опыт показывает, что на самом деле врать это не очень хорошо, потому что к тебе потом меньше доверия. Учиться надо, потому что без образования сложнее найти работу. Красть плохо потому, что можешь попасться, и из-за какой-то украденной ерунды вся жизнь потом "коту под хвост". Подростку же кажется, что родители находятся в плену своей "никому не нужной морали", и от этого все их жизненные неудачи. Такие подростки начинают ощущать некоторое превосходство над родителями (или иными взрослыми), потому что уж они-то свободны от этих предрассудков, которые мешают жить.

Виды взрослости у подростка были выделены и изучены Т. В. Драгуновой:

– подражание внешним признакам взрослости (курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания);

– равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины" (сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.);

– социальная зрелость (плодотворное сотрудничество подростка и взрослых в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого: работа, помощь по хозяйству, забота о недееспособном члене семьи);

– интеллектуальная взрослость (выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему).

Общение со сверстниками

Здесь складывается новая социальная ситуация развития – в сравнении с детским периодом. Общение со своими сверстниками становится ведущим типом деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто "уходит" из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.

В детском периоде отношения со взрослыми носили в основном пассивный характер. Именно взрослые задавали тон в общении. В подростковом же возрасте происходит дистанцирование от взрослых, но дистанцироваться "в никуда" страшно, поэтому происходит дистанцирование в коллектив сверстников. В этом коллективе подростки общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию.

В детском возрасте понятие "коллектив" еще не развито, ребенок больше доверяет своим наглядным представлениям, его интересуют непосредственные отношения с конкретными людьми. В подростковом же возрасте коллектив предстает в ином свете. Подросток начинает хорошо, отчетливо понимать, что коллектив это тоже некая сущность, о которой надо заботиться, соблюдая интересы коллектива, а не только отдельных индивидуумов.

В этот период учебная деятельность для подростка несколько отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается для многих преобладающей, в деятельность общения. В школе теперь для подростка, если можно так сказать, главное происходит не на самих уроках, а на переменках и после занятий – там, где развиваются отношения. В это время выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное.

Общение со сверстниками влияет и на отношения с учителем. Подросток часто конфликтует с учителем именно из-за того, что учитель требует от него чего-то, что идет вразрез с интересами детского коллектива. Например, учитель требует, чтобы ученик-отличник не давал никому списывать, но при этом для коллектива этот подросток ценен в первую очередь как тот, кто дает списывать. Со временем поэтому оценка учителя все чаще начинает проигрывать оценке коллективом.

Подростковый коллектив вообще несколько дистанцируется от учебы и знаний как некоторой универсальной ценности. В коллективе большим значением обладает сфера морального. В коллективе со стороны его участников происходит усвоение этих моральных норм, ценностей, даже при том, что эти самые нормы и ценности могут носит асоциальный и даже антисоциальный характер. Именно в этот сложный период жизни многие подростки склоняются к делинквентному образу жизни.

Подростковый коллектив продолжает поддерживать игровую функцию: он нужен в том числе и для того, чтобы легче было организовывать игры – спортивные, интеллектуальные, досуговые и пр. Но значительную часть времени подростки проводят в простых разговорах о жизни. Игра проникает и в эти разговоры. Подростки как бы играют в деловые игры – в них происходит мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно – в мысли, в мечте – проработать, проиграть свои устремления, свои радости. И это имеет важное значение для развития внутренней жизни.

Представления отдельного подростка о взрослой жизни весьма скудны, односторонни, могут содержать ошибки. В такого рода разговорах, словесных играх подростки объединяют свои знания о жизни: "Вот не поступлю я на юрфак, придется пойти в армию по контракту [а что это значит?]", "Я до сорока лет не женюсь, буду карьеру делать [а есть в этом что-то плохое?]", "Я выучусь на водителя, буду дальнобойщиком работать, если поеду за границу, мне там переводчика дадут, я не обязан английски учить [это на самом деле так или только мне кажется?]". От одного такого разговора может измениться вся дальнейшая жизнь человека. И подростки это понимают, и от этого их разговоры становятся еще более волнующими, интимными, исполненными глубокого смысла.

Иногда, конечно, общение обретает характер откровенной болтовни – бесцельной и хаотичной. Но в целом все равно общение можно рассматривать как деятельность. И эта деятельность чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова, в том числе и в подростковом возрасте.

Отношения с противоположным полом

Гедонистическая направленность личности может рано выбить подростка из жизненной колеи: ранние половые связи, заброшенная учеба, неурядицы в личной жизни, конфликты и т.д. Неудачи на любовном фронте могут способствовать формированию циничного характера. Удачи наоборот могут способствовать тому, что подросток все свои ресурсы бросает на покорение сердец – и это становится своего рода спортом, что сильно повышает самооценку подростка и его социальный статус в подростковом коллективе.

Д. Б. Эльконин отметил, что все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении юноши к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

Мотивация

Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Нравственное развитие

Однако следует отметить, что усвоение нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. В результате он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл. Процессы эти весьма глубинные, интимные. Поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.

Хотя нравственное развитие происходит обычно незаметно для окружающих, тем не менее именно в подростковый период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие "недостаточной обобщенности нравственного опыта" нравственные убеждений, подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Морально-нравственные убеждения возникают и оформляются только переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Развивающееся мировоззрение формирует иерархию в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и "позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию".

Самоопределение

Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Самоопределение это проектирование своего будущего. В этом процессе важно понять и то, кем ты являешься, и то, кем ты можешь стать, кем хочешь. Самоопределение основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта. Оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Подлинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно "как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка".

В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неустроева Ольга Викторовна

В статье анализируется психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Неустроева Ольга Викторовна

Psychological characteristics of adolescence in the concepts of D. Elkonin and D. Feldstein Neustroeva O. (Russian Federation)

Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна Неустроева О. В. (Российская Федерация)

Неустроева Ольга Викторовна / Neustroeva Olga - магистр, направление подготовки психолого-педагогическое образование (практическая психология в образовании),

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,

Аннотация: в статье анализируется психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна.

Abstract: the article examines the psychological characteristics of adolescence in the concepts D. Elkonin and D. Feldstein.

Ключевые слова: психологическая характеристика, подростковый возраст, развитие.

Keywords: psychological characteristics, adolescence, development.

Общество принимает и сотрудничает с людьми образованными, социально адаптированными, коммуникативными, умеющими выстраивать отношения, грамотно и целесообразно ставить цели и решать задачи, поэтому проявляется особое внимание к воспитанию подрастающего поколения; осуществляется забота о развитии всесторонне развитой личности.

Подростковый период - один из самых интересных и сложных в развитии личности [1, 5, 7].

Подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности. И именно поэтому необходимо учитывать личные потребности и возрастные особенности (Л. И. Вожович).

Подростковый возраст - это этап формирования личности человека, подготовка к взрослой жизни.

Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д. И. Фельдштейну [4].

Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное — это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности — дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно-полезной деятельности подростка — быть лично ответственным, самостоятельным. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10—11-летних — получить у других людей оценку своих возможностей. Накопление опыта в разных видах общественно-полезной деятельности активизирует потребность 12—13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14—15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо

Анализ литературы позволил сделать вывод: подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения, самосознания, самооценки, Я-концепции, стремления проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию - позволяет подростку самоутвердиться и оказывает сильное влияние на развитие личности. Следует отметить, что как раз в подростковом возрасте происходит становление социальных установок и нравственных ценностей, усовершенствование способностей, совершенствование личностных качеств.

2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основные ступени развития субъективности человека. // Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000.

3. Степанов С. Психология подросткового и юношеского возраста. [Электронный ресурс]: Школьный психолог № 22.2010. - Режим доступа: HTTP:// PSY.1 SEPTEMBER. RU/PSYARCHIVE.PHP (Дата обращения 12.08.2015).

4. Шаповаленко И. В., Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Он охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет, а заканчивается по-разному: от 15 до 17-18 лет.

Выготский Л.С. предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, определяющие структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте.

Эльконин Д.Б., называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности. Но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.

Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет, соответственно. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости - кризис 17 лет.

Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, потому что при обучении воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать.

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысл, а механическое запоминание. Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Подросток в силу взрослых особенностей способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее – все это формируется именно в этом возрасте.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.

2. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. 219с.

4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4. 6с.

1. Младенческий возраст. (0-1) Есть две взаимосвязанные линии психического развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности.

Новообразования:

- Ходьба. К 9 месяцу — началу первого года — ребёнок начинает ходить. Ребёнок начинает отделяться от взрослого.

- Появление первого слова. Первые слова носят характер указательных жестов.

- Возникновение манипулятивных действий с предметами. Манипулирование позволяет ребёнку узнать физические свойства предметов.

2. Раннее детство.(1-3) В этом возрасте ребёнок целиком поглощён предметом.

Ведущий тип деятельности — это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способ действия с предметами. Первая линия развития действия — переход от совместности к самостоятельности. Дальше следует речевое указание. Также в качестве важно предмета стоит упомянуть игрушку, потому что она выступает как предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира.

Новообразования:

- Формирование речи

-Развитие восприятия. Под влиянием восприятия развиваются основные психические функции.

3. Дошкольный возраст.(3-7) Этот возраст начинается со знаменитого кризиса трёх лет, который включает в себя: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протесты. Происходит ломка отношений между ребёнком и взрослым. Ребёнок как бы начинает отделяться от взрослого. У детей возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра, которая выступает сиволико-моделирующая деятельность взрослых. Дети берут на себя разные роли в игре.

4. Младший школьный возраст.(7-11) Этот возраст начинается с кризиса семи лет. Ребёнок теряет непосредственность, начинается манерничать, старается не показывать, когда ему плохо. Возникают многие трудности воспитания — ребёнок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В этом возрасте ребёнок приходит в школу, из-за этого возникает тоже много трудностей. Поэтому ведущая деятельность — учебная деятельность.

6. Ранняя юность.(15-17) Ведущей деятельностью становится - учебно-профессиональная деятельность. В этом возрасте идёт осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Либо я красивый, либо не красивый (-ая). Как следствие этого осознания, может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность.



Уважаемый Даниил Борисович Эльконин!
Вижу ваш тэг "моё" под постом и хочу спросить, как вам удалось из могилы нам этот пост в Лигу прислать. Скончались ведь в 1984 году.
Terik9 отредактируйте тэг, не позорьтесь. Мёртвые не могут обвинить вас в плагиате, но не вы придумали эту периодизацию. Вы не автор и не переводчик текста, по правилам Пикабу права ставить тэг "моё" на содержание поста у вас нет.

Просто рекламные ссылки на свои каналы и соцсети можно ставить только постам с тэгом "моё". Если нам тут учебники по психологии будут по две страницы перепечатывать в Лиге ради раскрутки своих пабликов, мы с тоски зачахнем тут с сообщниками.

Соглашусь. При прочтении первой мыслью было: "Так-то можно все учебники законспектировать ради рекламы своего канала", материала-то много.

"Привалило тут мне счастье. Возлюбил алгоритм Яндекс Дзен канал "РАБОТА ПСИХОЛОГА". И любит крепко, любит горячо - показал карточки за полтора месяца 4 миллиона раз, 400 тыщ народу зашло на страницу. Дочитали статьи до конца четверть миллиона (за месяц показывают MAU).А я девушка меркантильная, сразу давай думать, как его любовь монетизировать. Сначала хотела подзамочный пост писать, в припадке стеснительности.

Потом отошла от припадка и открыто пишу - кто хочет попытать свою судьбу и узнать, сколько просмотров соберёт его психологический текст на площадке, которая хорошо индексируется, добро пожаловать в личные сообщения на ФБ. За возможность опубликовать своё былое и думы на раскрученном канале недорого возьму - ответной ссылкой на мой Патреон, который про "Посттравму-2".

В комментарии поставлю статистику за вчерашний день 20 января, какая публикация сколько просмотров за сутки на канале собирает. Разница экспоненциальная, это я ещё со времён "Психолог в мобильном" всем показываю. Но вдруг именно ваш текст сорвёт куш?"



Вы не обижайтесь, конечно, но если решили про Эльконина писать, вы бы лучше своё понимание и конспективные выжимки его работ выкладывали. В этой схеме, хоть она более или менее соответствует его периодизации, не видно самого главного - как он эту периодизацию составил, на основании чего этапы сменяют друг друга. А то получается, что кризисы приходят просто по расписанию.

Взгляд под плинтус - психолог и приемные семьи

Когда я устраивался на работу в детский дом, первое, что я узнал, так это то, что теперь нет детских домов. Есть Центры Помощи Детям, оставшихся без попечения родителей. Есть собственно группы квартирного типа, где живут дети, есть отдел постинтернатного сопровождения, где поддерживают словом и делом тех, кто выпорхнул из детдома в вольную жизнь. Есть отдел Подготовки замещающих семей и отдел Сопровождения замещающих семей. Вот так все серьезно. И вот в этих двух отделах мне предстояло трудиться. Короче говоря, мне пришлось стать специалистам по Приемным семьям – помогать людям, которые решились помогать сиротам. Благородно, что сказать, и вообще, какие семьи эти молодцы, и какой я молодец! Буду помогать, буду консультировать, поддерживать!

Я стал вникать в курс дела. Что я понял сразу, есть две основные категории замещающих семей. Первая, самая приоритетная – Усыновители. Это те люди, которые берут обычно маленьких детей из Домов Малютки, и делают их Своими детьми, то есть ребенку присваивают статус кровного ребенка, он больше не сирота, и он навсегда в семье. А есть приемные дети – это все еще сироты, их берут на воспитание специально обученные люди, которые прошли школу приемных родителей, и они их воспитывают, получая деньги на содержание, и зарплату. Как маленький такой семейный детский дом. И еще одна категория – бабушки и дедушки, тети и дяди, берущие опеку над своими маленькими родственниками, если их родители умирают. Все они обязаны проходить ШПР (школу приемных родителей) и имеют право получать консультации. Вот такая у меня теперь ответственность.

Не успел я выдохнуть, перекреститься, и сесть за книги, как мне сообщают – у тебя опекуны, просят консультации! Опекунша – бабушка, и внучок 6 лет. Ну чтоже… Я ведь много лет работал с ребятишками разными, осилю и это.

Вот у меня сидит бабушка. Внук Сеня у нее под опекой с ……со скольки лет?

-Да всю, жизнь,( на глазах слезы) мамка то его родила и на меня оставила, теперь ходит, побирается, алкоголичка, да почти бомжичка, приходит, да я ее не пускаю. Сеня не хочет с Настькой разговаривать. У нас с ней и общения нет. Он меня мамой считает и пусть считает. Дочь все доверие растеряла!

-А что Сеня знает про эту ситуацию?

-Да он знает, что мама гуляет, мы подробности не рассказывали ему, он меня мамой называет, я же ему действительно как мама! А ее он Настькой называет, и видеть не хочет!

- А как вы это поняли?

- Ну она приходит, и он убегает в другу комнату. Боится.

-Знаете, он ничего не хочет, что я ему предлагаю. Он не слышит меня вообще. Он бегает, он бьет посуду, он требует от меня деньги! Я ему говорю – не будешь слушать, будешь, как мама! Он еще от этого больше начинает безобразничать. Недавно бегал с ножом на меня!

-Ну а хорошее что то-то есть?

-Ну конечно. Если сделаю так, как он просит, то он и обнимет меня, и скажет, мама, я тебя люблю. Не отдавай меня Насте! Но если попытаешься что-то приказать – начинает орать и бегать, все ломать! Он как командир, я его боюсь!

Ну что тут скажешь. У ребенка есть мама, которая Плохая. И бабушка, которая Хорошая. И ребенку нельзя быть похожим на маму, которая, в общем, его и родила. И он из нее состоит. ТЫ ПЛОХОЙ, ПОТОМУ ЧТО РОЖДЕН ОТ ПЛОХОЙ МАМЫ! Вот, в принципе, что слышит ребенок. А раз я плохой – ну на – получай. Вот какой я плохой. Как ты и говорила.

-А что, до трех лет то что происходило. Он был с ней?

-Ну да, я даже не вникала, но тогда она особенно и не гуляла. Как то воспитывала, но дома была куча мужиков, и водка…Я всегда очень переживала, и когда она мне его принесла, очень я обрадовалась….

Оставалась 5 минут. Уже сидит в коридоре другая семья.

-Давайте создадим книгу жизни. На кого Сеня похож? На вас?

-Какие у него глаза? Волосы? А какой характер?

-Ну глазки серые, и волосы светлые…. Характер Настин, она ведь училась не очень хорошо, но всегда своего добивалась!

-То есть вы цените это качество? Расскажите Сене про маму. Про то, что как здорово, что у него серые глаза и светлые волосы, и как здорово, что он появился на свет. Без Насти бы его не было. Настя- мама. Сделайте альбомчик, где будут волосы, может зубки, детские фотографии – мамы и Сени. И расскажите, чем Сеня похож на Настю. И скажите, что вы этому рады. Готовы? И альбом назовите – как здорово, что я появился на свет!

-Сеня – сын своей мамы. И если он знает, что мама плохая – он будет считать себя плохим, и доказывать это. А если он будет благодарен за свою внешность, характер, жизнь – он будет чувствовать себя другим.

-Ладно. А сколько к Вам ходить?

-Пока я здесь работаю…вообще – до 18 лет.

Бабушка ушла, а я почувствовал огромную усталость. Я не молодец, я тот человек, который будет помогать как может и не ждать результатов. Потому что это большие семейные секреты, которые будут защищаться всеми силами.

Читайте также: