Основные достижения и новообразования раннего возраста

ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

В конце первого года жизни ситуация слитности ребен­ка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобре­тая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взросло­го) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взросло­го, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество,или совместную деятельность ребенка и взрослого.

В таком сотрудничестве общение перестает быть ве­дущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ре­бенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого дейст­вия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия с пред­метами.

Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребенка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а пред­метнаядеятельность, связанная с овладением общественно-выработанными способами действий с предметами.

Ран­ний возраст является периодом наиболее интенсивного ус­воения способов действий с предметами. К концу этого пе­риода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. В раннем возрасте про­исходит дифференциация предметно-практической и игро­вой деятельности с предметами. Процессуальная игра скла­дывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.

Главные новообразования раннего возраста

Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жиз­ни ребенка. Именно в ней возникают основные новообра­зования раннего возраста, одним из которых является речь.Для осуществления предметной деятельности и делового общения уже недостаточно экспрессивно-мимических и ло­комоторных средств общения. Овладение ребенком актив­ной речью является наиболее впечатляющим событием ран­него детства.

Как правило, переход к активному использо­ванию речи совершается в возрасте от 1,5 до 2 лет. Это со­бытие перестраивает не только общение со взрослым (оно становится речевым), но и все психические процессы ре­бенка — восприятие, внимание, память, мышление. Речь ста­новится не только средством общения, но и средством мыш­ления и овладения своим поведением.

В этот период закладываются основы наглядно-образ­ного и символического мышления. В раннем возрасте ста­новится возможным выполнение простых речевых инст­рукций взрослого. При этом осуществляется принципиаль­но новый способ регуляции действия. Оно побуждается не врожденными потребностями и не воспринимаемой ситуа­цией, а речевым знаком. Это открывает дальнейшие воз­можности овладения своим поведением. Поэтому выполне­ние речевых инструкций можно рассматривать как первую форму произвольного поведения ребенка.

Благодаря речи в процессуальной игре детей появляют­ся игровые замещения, когда новое название знакомых предметов определяет способ их игрового использования. Становление игровых замещений дает начало новой форме деятельности — сюжетно-ролевой игре, которая становит­ся ведущей на следующем этапе развития ребенка.

Достижения ребенка в предметной деятельности и при­знание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинст­ва. У детей появляется отчетливое стремление к достиже­нию результата, продукта своей деятельности. Возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность наиболее ярко проявляются в кризисе трех месяцев.

Таким образом, ранний возраст — период интенсивно­го психического развития ребенка, которое происходит по нескольким линиям. Наиболее важными из них являются:

• развитие предметной деятельности и делового обще­ния со взрослым;

• развитие активной речи ребенка;

• развитие произвольного поведения;

• появление игровых замещений;

• формирование потребности в общении со сверстни­ком;

• развитие самосознания и самостоятельности ребенка.

Однако, несмотря на значительный прогресс в психи­ческом развитии, на протяжении всего раннего возраста ребенок остается существом ситуативным, все действия и все психические процессы которого определяются нагляд­ной ситуацией.

1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте.

2. Развитие личности ребенка. Новообразования раннего возраста.

3. Кризис з-х лет.

4. Формирование деятельности в раннем возрасте.

1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте

Хронологические рамки (возрастные границы). От 1 года до 3 лет.

Социальная ситуация. Стремление самостоятельному выполнению действий с предметами. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. Способ действия с предметом, образец принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.

Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника).

Физическое развитие. Главное достижение – овладение прямохождением. Развивается весь двигательный аппарат. Для детей 2 года жизни ходьба становиться потребностью. К 9-10 годам хождение по ровной поверхности автоматизируется. В середине 2 года жизни осваиваются разнообразные движения, носят и перемещают предметы. Мышечное чувство становится основой в восприятии расстояния и пространственного положения предмета.

Ведущая деятельность. Предметно-манипулятивная деятельность. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Важная роль в овладении предметной деятельностью, принадлежит деловому общению. Являясь ведущей деятельностью предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Между 14 и 16 месяцами и 2 годами происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20-24 мес. цветоощущение нарастает медленнее. Восприятие является доминирующим в развитии других психических функций. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Развитие происходит в предметной деятельности. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Наблюдается выделение пространственных отношений между предметами. При восприятии ребенок фиксируется на одном качестве, и впоследствии ориентируется на него при узнавании. Восприятие аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием. Восприятие – ведущая функция в развитии познавательной сфере ребенка. Восприятие тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия (подбор предметов по форме, величине, цвету).

Внимание. Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик объем. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых ребенок сосредотачивается.

Память. Память включается в процесс активного восприятия ‑ узнавания. В основном преобладает узнавание, хотя ребенок может непроизвольно припоминать увиденное или услышанное раньше. Память является продолжением и развитием восприятия. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.

Мышление. Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Большое значение в решении интеллектуальных задач имеет речь, которая в ходе развития делает меньшей зависимость мышления от непосредственного восприятия. Мышление активно развивается благодаря овладению ребенком значений предметов. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещение реального предмета знаком. Появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение. На 3 году жизни формируется знаковая (символическая) функция сознания, которая имеет большое значение при овладении более сложными формами мышления и новыми видами деятельности.

Воображение. Предпосылками воображения выступают представления. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.

Происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. Появляется ситуативная речь. Развиваются не только коммуникативная, но и обобщающая и регулирующая функции речи. Дети начинают распространять правило словоизменения (флексии) на слова, которые им уже знакомы.

2. Развитие личности ребенка. Новообразования раннего возраста

Индивидуально-психологические свойства личности. Происходит формирование черт характера в ходе предметно-манипулятивной деятельности и в процессе общения с близкими родственниками. Отсутствует соподчинение мотивов (все мотивы имеют одинаковую побудительную силу) желания неустойчивы, неконтролируемы и несдерживаемы. Появляются потребности в самостоятельности и в достижении успехов. Поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, но и отношениями с другими людьми. Наблюдая за поведением, можно увидеть первые признаки темперамента.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности ‑ усвоение общественно выработанных способов. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.

3. Кризис з-х лет

- негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого);

- упрямство –реакция ребенка, который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались;

- строптивость –направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни;

- своеволие –связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми;

- протест-бунт – частые конфликты с родителями;

- деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования;

- обесценивание требований взрослых ‑ обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше;

Разрешение кризиса происходит путем перехода к игровой деятельности.

4. Формирование деятельности в раннем возрасте

В раннем возрасте большое значение на развитие психики ребенка оказывает формирование деятельности в раннем детстве.

Таблица - Формирование деятельности в раннем возрасте

Исследования

Этапы формирования деятельности

К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью.

  1. Предметные манипуляции детей (5 - 6 месяцев), которые превращаются в ориентировочные действия (7 -9 мес.)
  2. К концу 1 года действия переходят в предметно-специфические – это действия, направленные на получение определенного результата.
  3. Возникновение предметно-опосредованных действий, которые осуществляются орудийными операциями.

Формирование предметной деятельности тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.

На первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен.

  1. Ручные действия, когда малыш действует предметом, как самой рукой.
  2. Орудийные действия, когда предмет используется как орудие.

Ручные действия с одним и тем же предметом становятся орудийными.

При переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов действия с предметами происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах.

Предметная деятельность способствует развитию познавательных процессов.

В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные эталоны.

В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Н.Х Швачкин, Д.Б. Эльконин, М.М. Кольцова.

Выделили 3 основные ступени в развитии обобщений в возрасте от 1 до 2,5 лет:

Таблица - Пути и причины возникновения игры

Сущность игры

Это варьирование места, объекта, условий или способов действий, изменение функций предмета, одушевление его.

Причины возникновения

В процессе активного овладения предметной деятельностью у ребенка возникает противоречие между бурным развитием потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций – с другой.

Пути формирования

Игровые действия возникают путем наблюдения деятельности взрослых и переноса.

Два типа переносов:

- освоенное действие переносится в другие условия (научившись причесывать себя, ребенок начинает причесывать куклу);

- действие переносится на какие-то предметы – заместители реальных предметов (ребенок причесывает куклу не расческой, а деревянной палочкой).

Структура игры

В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Действие может повторяться много раз, может производиться с различными игрушками, но действие не усложняется, строение его не меняется.

Следующая ступень – игры, состоящие из ряда различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но которые когда-то раньше производились.

К концу раннего возраста можно наблюдать отдельные игры, отражающие цепочку действий.

В результате игровой деятельности формируется: инициативность, самостоятельность, общительность, эмоциональность, творчество,ориентировочно-исследовательское поведение

Варианты обыгрывания предметов

- Перенос предметов и любование ими (укладывает куклу на ковер, приносит зайчика, проговаривая: так, так.)

- Соединение предметов друг с другом (предмет помещает в коробочку, завязывает ленточку).

- Придание предмету необычного функционального значения (Это сумочка у тебя? …Ах, какая шляпа!)

- Придание предмету ролевых значений (пуговицу везет на машине в гости).

- Одушевление предмета, словесное обращение к нему (куда ты покатился? Иди, иди, топ-топ…).

- С помощью предмета развитие кожно-мышечных ощущений (предметом гладит по плечу, устанавливает на ноге…).

Особенности игры

Многофункциональное использование предмета ‑ подготовка к функции замещения.

Речевые моменты придают игре сюжетные моменты

Внутри предметной игры зарождается сюжетно-отобразительная.

Игровое отношение к предмету

Включение предмета в другой предмет.

Использование предмета с разной целью.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по теме. Перечислите основные вопросы, рассматриваемые автором понравившейся вам статьи.

1. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №5. ‑ С. 78

2. Слободская Е.Р., Плюснин Ю.М. Внутригрупповые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. –С. 50

3. Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве // Вопросы психологии. – 1992. ‑ №5-6. ‑ С. 31

4. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. ‑ 1992. - №2. ‑ С. 17

5. Авдеева Н.И. Становление образа себя у детей первых 3 лет жизни // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №4. ‑ С. 5

6. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. ‑ 1992. ‑ №1-2. ‑ С. 22.

7. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии. ‑ 1996. ‑ №3. ‑ С. 129 – 156.

8. Виленская Г.А, Сергиенко Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ № 2-3. ‑ С. 68.

9. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997.‑ № 1,2,3,. ‑ С. 74 - 83.

10. Холл З. Последствия сексуальных и психологических травм детства // Психологический журнал. – 1992. ‑ № 4,5. ‑ С. 120 - 130.

11. Белановская О.В. Восприятие ребенка раннего возраста самого себя во времени // Адукацыя i выхаванне. – 2000. ‑ №1,2,3. ‑ С. 11- 16.

12. Неткевич Н.М. Психическое развитие и воспитание ребенка раннего возраста // Адукацыя i выхаванне. – 1998. ‑ № 2. ‑ С. 85 - 92.

3. Дайте характеристику развития ребенка в условиях раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

4. Проведите наблюдения и опишите особенности появления кризисов одного года и трех лет.

Список рекомендуемой литературы

1. Обухова Л.Ф.. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996 .

2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.

3. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.

6. Коломинский Я.Л. Детская психология. – Минск, 1988 .

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2000.

8. КоломинскийЯ.Л. Детская психология. ‑ Минск, 1988. – С. 92-94.

9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. ‑ М., 2000. – С. 21.


Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx 18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая консультация для педагогов

Цель: рассмотреть основные психологические особенности раннего детства

1. Вводная часть

Обсуждение полученных вариантов.

2. Мини-лекция педагога-психолога

Тезисы. Большую роль в формировании отношений ребёнком и другими взрослыми людьми играет характер взаимоотношения. Выстраивая свои отношения с ребёнком раннего возраста, взрослому необходимо знать его возрастные особенности.

Первый кризис человек испытывает на первом году жизни. Если удовлетворяются основные физиологические потребности ребёнка, то у ребёнка развивается чувство глубокого доверия к миру , в противном случае, наоборот – недоверие.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребёнка к чистоплотности. Если родители и другие близкие взрослые понимают и принимают ребёнка, помогают ему контролировать его естественные отправления, ребёнок получает опыт автономии . В противоположность этого служит строгий или слишком непоследовательный внешний контроль, который приводит к тому, что у ребёнка появляется чувство стыда или сомнений.

Таким образом, положительным исходом кризиса раннего детства по Эриксону является автономия, самостоятельность, опрятность и воля.

В конце первого года жизни ребёнок приобретает некоторую самостоятельность : появляются первые слова, ребёнок начинает ходить, развиваются действия с предметами, но диапазон возможностей ребёнка ещё ограничен.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте:

В совместной деятельности образец действия с предметом принадлежит взрослому, а ребёнок должен выполнять индивидуальное действие, поэтому в период раннего детства рождается новый тип деятельности. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

Таким образом, ребёнок усваивает постоянное значение предметов, закреплённое за ними обществом.

Физическое развитие характеризуется интенсивным сенсомоторным развитием – прямохождение расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности.

Речевое общение, развитие понимания речи взрослых, расширение запаса сов, овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года строит предложения, в 3 года – правильное согласование окончаний слов в предложении) – развитие словесных обобщений.

Познавательное развитие ребёнка в период раннего детства характеризуется некоторыми особенностями.

Идёт интенсивное развитие восприятия (цвет, форма, размер), ребёнок может выделять устойчивые признаки предметов; восприятие способствует развитию мышления, памяти (группирует предметы по форме, цвету). Предметная деятельность обуславливает развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

На третьем году жизни ребёнок должен понимать указания взрослых и стараться регулировать своё поведение в соответствии с ними. В этот период речь особенно привлекает малыша. Дети с удовольствием слушают всё, что говорят старшие между собой. Им нравится слушать стихи, сказки, потешки. Малыши очень любознательны (появляются вопросы Что это? Зачем? Почему?).

Отличительные особенности поведения ребёнка в раннем детстве является незамедлительность действий (действует под влиянием чувств и эмоций, которые возникают в данный момент). Ребёнка очень легко привлчеь к чему-нибудь, но так же легко отвлечь.

Постепенно ребёнок овладевает целенаправленными действиями, обозначает словами то, что хочет построить, однако словесная регуляция действий слаба: замыслы детей неустойчивы, меняются по ходу дела.

В этом возрасте похвала и одобрение взрослых вызывают у ребёнка чувство гордости, и он старается заслужить положительную оценку, демонстрируя свои достижения.

Детям трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания, ещё труднее выполнять непривлекательное действие по предложению взрослого. Выполняя самые простые действия, дети видоизменяют их, превращая в игру, ибо быстро отвлекаются и не доводят дело до конца. От взрослого необходимы настойчивость и многократные напоминания.

К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают формироваться новые виды деятельности – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование), которые развиваются за пределами этого возрастного периода, определяя дальнейшее психическое развитие.

Таким образом, основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребёнка являются овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью. В психическом развитии возникает тенденция к самостоятельности, сравнение себя с другими – важный шаг для дальнейшего формирования личности ребёнка, взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

3. Заключительная часть

Участники, передавая друг другу мячик, отвечают на вопросы:

  • Что нового я сегодня узнал?
  • Было ли это для меня полезно?
  • Что ещё я бы хотел узнать?

Важным новообразованием возраста, лежащим на границе кризиса раннего детства, является гордость за достижения (М.И.Лисина). Исследование этого новообразования было осу­ществлено в работе Т.В.Гуськовой и М.Г.Елагиной (4). Ими ус­тановлено, что гордость за достижения интегрирует сложив­шееся у детей на протяжении раннего детства предметное от­ношение к действительности, отношение к взрослому как об­разцу, знаменует новое видение ребенком себя.

Одобрение и похвала рождают у малыша чувства гордости и собственного достоинства. В свою очередь, признание окружающих преобразует его чувства, испытываемые при дос­тижении результата: из радости и огорчения эти чувства превращаются в переживания успеха-неуспеха. Предметный мир для ребенка становится не только миром практического действия, миром познания, но и сферой самореализации, сферой, где он пробует свои силы, возможности и утверждает себя. Новизна складывающегося видения и связанная с этим обостренность чувств составляют неотъемлемые моменты кризиса раннего детства (11).

Ранний возраст сензитивен для развития речи. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что речь здесь выступает не как функция, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями. Это средство развития самостоятельной предметной деятельности. Д.Б.Эльконин писал, что для периода раннего детства характерно интел­лектуальное решение задач, т.е. такое решение, которое ос­новано на учитывании ребенком соотношения элементов си­туации, орудий (предметов) и достижения цели. В этот пери­од интенсивно развивается речь. Ребенок от автономного, аффективно окрашенного, ситуативного слова переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущим функ­циональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом к расчлененному предложению и речевой форме ком­муникации в собственном смысле слова.

В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: со­вершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Умение относить слова к обозначаемым ими предметам и действиям приходит к ребенку далеко не сразу. Сначала по­нимается ситуация, а не конкретный предмет или действие (8). Далее пассивная речь начинает бурно развиваться и в развитии опережает активную речь. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать сло­ва-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, т.е. понимание контекстной речи (9).

Лишь на третьем году речевые указания взрослых начина­ют по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. По­нимание речи взрослых в этот период качественно изменяет­ся. Ребенок не только понимает отдельные слова, но стано­вится способен выполнять предметные действия по инструк­ции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые раз­говоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи,- и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.

Ранний возраст – это начало сензитивного периода для развитияпредметного восприятия (с двух лет). Л.С.Выгот­ский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия. Как показано в ряде исследований, точность восприятия велика, но само восприятие своеобраз­но. Оно, во-первых, фиксирует какое-то одно качество объек­та, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта. Во-вторых, восприятие ребенка ран­него возраста аффективно окрашено й тесно связано с прак­тическим действием (9).

Овладение новыми действиями восприятия обнаружива­ется в том, что ребенок, выполняя предметные действия, пе­реходит к зрительной ориентировке. Он подбирает нужные предметы и их части на глаз и выполняет действие сразу правильно, без предварительного промеривания.

Восприятие ребенка на всем протяжении раннего возрас­та тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величи­ну, цвет предметов, их положение в пространстве в тех случа­ях, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему действия (8).

Знакомясь со свойствами разнообразных предметов – раз­личными формами, цветами, отношениями величин, про­странственными отношениями, – ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития. Накопление представле­ний о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ре­бенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой, выполняя действия восприятия (8).

Происходит усвоение двигательных навыков. Двига­тельные навыки, которыми овладевают дети, – это, как пра­вило, повседневные действия, такие как завязывание шнур­ков, пользование ножницами или выполнение различных прыжков. Овладение этими навыками позволяет ребенку не­принужденно передвигаться, самому о себе заботиться и про­являть свои творческие наклонности. Некоторые дети пыта­ются освоить более сложные навыки, такие как выполнение гимнастических упражнений, игра на рояле или даже верхо­вая езда. В то время как специалисты продолжают спорить по поводу того, стоит или нет интенсивно обучать чему-то ре­бенка с ранних лет, психологи давно определили ряд сущест­венных условий моторного научения. Это готовность, актив­ность, внимание и обратная связь.

Формирование любого нового навыка требует, чтобы ребе­нок находился в состоянии готовности. Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы определить, когда ребенок достигает этого состояния готовности. Психологи выяснили, что если начать обучать ребенка новым действиям в момент его наи­высшей готовности, он освоит их быстро – с минимумом уп­ражнений и без особого напряжения. В состоянии наи­высшей готовности дети хотят учиться, получают удовольст­вие от занятий и бурно радуются своим успехам. Поведение детей является лучшим индикатором того, достигли ли они состояния готовности; они сами начинают подражать ка­ким-то действиям. Готовность к тому же становится важным фактором в том возрасте, когда ребенок должен приступить к выполнению задач формального обучения, например нау­читься писать.

Под влиянием предметной деятельности и восприятия происходит развитие мышления в раннем возрасте. Ре­шающую роль в этом процессе играет предметная деятель­ность. Обучаясь выполнять эти действия, ребенок начинает ориентироваться на связь между предметами, в частности на связь орудия с предметом, и в дальнейшем переходит к уста­новлению таких связей в новых условиях, при решении но­вых задач.

Переход от использования готовых связей или связей, по­казанных взрослыми, к их установлению – важная ступень в развитии детского мышления. На первых порах установле­ние новых связей происходит путем практических проб и различных ориентировочных действий. Мышление ребен­ка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети ис­пользуют наглядно-действенное мышление для исследова­ния самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окру­жающем мире (8).

Согласно Л.С.Выготскому, в интеллектуальном решении очень рано начинает играть роль речь. Она меняет характер всей интеллектуальной активности. Речь сразу же освобож­дает ребенка от многих зависимостей, и прежде всего исче­зает зависимость от поля восприятия. Согласно А. Н. Леон­тьеву, центральное значение имеет обобщение ребенком ре­шения ряда сходных задач, что приводит к выделению приема (9).

На основе развития обобщений уже в пределах раннего детства у ребенка возникают действия, выполняемые в уме, мысленные действия, когда ребенок действует не с реальны­ми предметами, а с образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних дейст­вий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок овладевает умением решать наглядно-образ­ным путем только ограниченный круг простейших задач. За­дачи более сложные им либо не решаются вовсе, либо реша­ются в наглядно-действенном плане.

На третьем году в умственном развитии ребенка происхо­дит важный сдвиг, имеющий огромное значение для после­дующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, – начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. При этом вместо действий с предметами выполняются действия с их заместителями, ре­зультат же относится к самим предметам (8).

Знаковая функция развивается первоначально в связи с практической деятельностью и лишь потом переносится на употребление слов, дает ребенку возможность думать слова­ми. Предпосылкой возникновения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделе­ние действия от предмета. Когда действие начинает выпол­няться без предмета или с предметом, который ему не соот­ветствует, оно теряет свое практическое значение и превра­щается в изображение, обозначение реального действия. Если ребенок пьет из кубика, то это уже не питье, а обозначе­ние питья.

Знаковая функция не открывается, а усваивается ребен­ком. И образцы замещений, и образцы игровых переименова­ний предметов дает взрослый. Но усвоение происходит толь­ко в случае, если оно подготовлено развитием собственной деятельности ребенка (которая, конечно, тоже направляется взрослыми). Зарождение знаковой функции проявляется одновремен­но в развитии памяти и воображения.

Читайте также: