Опухоли и травмы речи


Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

  • Первичная консультация - 3 200
  • Повторная консультация - 2 000
Записаться на прием

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа


Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Опухоли головного мозга – группа внутричерепных новообразований доброкачественного или злокачественного характера, формирование которых обусловлено неконтролируемым клеточным делением.

Различают первичные и вторичные опухоли головного мозга. Первичные формируются в тканях мозга и близлежащих структур (сосуды, черепные нервы, мозговые оболочки, лимфатическая ткань), вторичные опухоли являются следствием метастазирования из других пораженных органов.

Лечение онкологического поражения мозга зависит от локализации опухоли и ее гистологического типа. Основными методами лечения опухоли головного мозга являются хирургическая операция (скальпельная или лазерная хирургия), радио- и химиотерапия. Чаще всего методы лечения комбинируются. Так, например, применение лучевой терапии сочетается с химиотерапией.

Хирургическое вмешательство в головной мозг представляет собой сложный трудоёмкий процесс. Последствия операции напрямую зависят от расположения опухоли. Такие осложнения, как кровотечения (геморрагическое пропитывание мозговой ткани), образование кист, возможные инфекционные поражения и отеки, приводят к двигательным и когнитивным нарушениям: парезы, апраксии, агнозии (нарушения зрительного, тактильного, пространственного и слухового восприятия), нарушения речи (афазии, дизартрии), нарушения памяти, внимания и мышления. Так же возможны первичные нарушения зрения и слуха, выпадение полей зрения, нарушение способности читать (алексия) и писать (аграфия). Другой механизм, приводящий к нарушению высших психических функций, заключается в том, что за время роста опухоли в головном мозге происходила компрессия определенных структур и отделов, отвечающих за ту или иную функцию. Однако за время болезни организму удается постепенно адаптироваться к такому состоянию, и когнитивные нарушения становятся не столь выраженными. Но после хирургического удаления опухоли, ткань мозга резко избавляется от оказываемого давления, и в этот момент возможно обострение нарушений функций мозга.

После проведения радиотерапии у пациента также могут возникнуть лучевые реакции из-за повреждения и распада клеток окружающей ткани мозга гамма-лучами. Возможны появления повышенной утомляемости, слабости и вялости, нарушения аппетита, головных болей, судорог, искажение вкусовых ощущений.

Химиотерапия, а особенно препараты из группы антрациклинов, может оказывать нейротоксическое действие на мозг человека, что выражается в нарушениях высших психических функций, расстройствах памяти и интеллекта.

Трехступенчатая терапия онкологического поражения мозга (хиругия+радиотерапия+химиотерапия) является весьма эффективной схемой. Тем не менее, лечение опухоли – сложный процесс, затрачивающий большое количество психических и физических сил, поэтому важно профессионально помочь пациенту восстановить качество жизни и преодолеть последствия заболевания и его лечения.

Процесс восстановления после онкологической терапии может занимать длительное время. Необходимо как можно раньше приступить к нейрореабилитации такого пациента, чтобы эффективно вернуть утраченные функции мозга. В нашей клинике нейрореабилитация представляет собой междисциплинарный подход восстановления высших психических функций с привлечением врачей и специалистов смежной области - отделения лечебной педагогики. Неврологическое обследование и результаты функциональных методов диагностики (МРТ, КТ) позволяют специалисту-нейрореабилитологу четко установить характер и объем послеоперационных и постлучевых последствий.

Далее нейрореабилитолог разрабатывает индивидуальную программу восстановительного обучения с нейропсихологом, логопедом, дефектологом, совмещенную с медикаментозной неврологической терапией и другими приемами лечения. Нейрореабилитолог курирует работу каждого из специалистов и объединяет их усилия с целью максимально эффективного лечения пациента.

В нашей клинике программа Нейрореабилитация применяется как для взрослых, так и для детей.

Порой, если знать симптомы рака головного мозга, можно вовремя спасти человеку жизнь и сэкономить на дорогостоящем лечении. Эти признаки должны быть распознаваемы уже на 1 стадии, тогда шансы на выздоровление практически приближены к 100%. У взрослых, как правило, симптомы стандартны. Тогда как у ребенка могут наблюдаться отличающиеся признаки, такие как частое срыгивание, нервозность и капризность, бледность и другие.

Общемозговые симптомы отличаются от локальных, например, при болезни рак гипофиза или мозжечка.

Сюда мы отнесем те сигналы о появлении новообразования гипофиза и мозга, которые диагностируют и у взрослых, и у детей. Заметьте сразу, что почти все они не являются специфическими и могут проявлять себя и при других заболеваниях, например, инсульт, мигрень, сотрясение головного мозга. Если возникает 1-2 из них и исчезают через короткое время, это вообще не говорит о наличии опухоли – скорее всего, подействовали краткосрочные факторы, такие, как переутомление или отравление. Но если возникли первые, а вслед за ними наслоились и другие признаки рака головного мозга, при этом длится состояние долгое время, нужно немедленно перейти к диагностике и комплексному лечению.

Кстати, самым эффективным признано 3х ступенчатое лечение рака: на 1 стадии возможно хирургическое вмешательство и удаление опухоли гипофиза, ствола, если та не расположена в глубинных слоях. А затем приступают к облучению и химиотерапии направленного характера на данный тип опухоли.

Сильная головная боль – при возникновении опухоли в конкретной доле мозга, стволе или в области гипофиза концентрируется именно там. Боль может усиливаться при кашле, чихании, резких усилиях, а также часто появляется у взрослых под утро после сна.

Тошнота и рвота – присутствуют у малышей в виде частых срыгиваний. У взрослых на последних стадиях рака может наблюдаться и кровавая рвота.

Головокружение – также относится к симптомам опухоли головного мозга, если возникает в любом положении и долго не проходит. Объясняется изменениями гипофиза или вестибулярного аппарата, а также повышением внутричерепного давления.

Ватность суставов и конечностей. На 1й стадии проявляется только как слабость, на последних рак может приводить к параличу или частичному парезу конечностей. Так как отказывают те центры головного мозга, которые отвечают за движение и координацию у взрослых. Большинство из них расположено, кстати, в районе гипофиза.

Проблемы со зрением – первые признаки рака мозга проявляются в ухудшении зрения без причин, появлении звездочек и пятен перед глазами, болезненности глазного нерва. Может проявляться нистагм глазного яблока уже на 1-2 стадии.

Проблемы со слухом – звон в ушах или глухота одностороннего характера говорит о давлении опухоли головного мозга на сосуды или систему слухового аппарата.

Эпилептические припадки – появляются не у всех, а лишь в 5-10% случаев, да и то далеко не на 1й стадии.

Около 50% больных на 1й – 2й стадии рака вообще не испытывают боли.

Также одинаково у взрослых и детей могут наблюдаться такие вегетативные симптомы, как беспричинное изменение пульса, давления, бледность кожных покровов или обильные пятна, повышенное потоотделение.

Неврологические симптомы рака

Помимо описанных выше, уже на 1 стадии могут давать о себе знать и признаки психического расстройства, говорящие о нарушении работы гипофиза или отдельных долей головного мозга. Среди них такие, как:

Беспричинная агрессия у взрослых, капризность у детей.

Провалы в памяти.

Спутанность мышления и сознания.

Галлюцинации зрительного и слухового характера.

Если рак затрагивает стволовой отдел или гипофиз, как правило, страдает координация движений. Также заметно понижается концентрация внимания у детей, у взрослых она проявляется в отчетливом двоении в глазах и неспособности оценивать расстояние до предметов. Возможны такие признаки рака головного мозга, как боли при глотании, затруднения в движении языком или работе мимических мышц.

Область гипофиза также отвечает за рост и гормональное развитие, что не так заметно у взрослых, как у маленьких детей при поражении рака.

Есть ли специфические симптомы, говорящие о поражении мозжечка? К ним относят проблемы с работой зрительного нерва, вызывающие нистагм, частую рвоту и тошноту, спазмы в затылке. А также все те же признаки, что и при поражении опухолью гипофиза, так как эти отделы головного мозга расположены по соседству и выполняют многие функции совместно.

Когда у больного рак затрагивает височные доли – одну или обе сразу, появляется умственное расстройство, ретроградная или кратковременная амнезия. Возможен односторонний парез конечностей. Больной часто испытывает беспричинное волнение, страх, впадает в депрессию. Кроме того, его мучают сильные режущие боли, которые проявляются не только при опухоли, но и при мигрени головного мозга. При размещении рака в висках страдает речевой аппарат. Также больной испытывает зрительные и слуховые галлюцинации, падает в обморок безо всякой причины.

При поражении затылочной доли в первую очередь признаки опухоли мозга сказываются на зрении. Именно здесь расположены центры, отвечающие за его работу, поэтому внезапная потеря диоптриев на правом или левом глазу говорит о необходимости скорейшего обследования и возможной 1 стадии рака.

Теменная доля отвечает за речь и ее восприятие, а также построение предложений. Здесь же важные центры, отвечающие за координацию и движение, поэтому при раке теменной доли больного может разбить паралич.

Наконец, фронтальная доля или лобная. Здесь размещены рецепторы обоняния, а также большая зона, ответственная за работу интеллекта в целом. Опухоли в этой части в первую очередь затрагивают изменения личности. Человек может без причины впасть в агрессию, депрессию или апатию, а затем резко появляется приподнятое настроение.

Некоторые пациенты признавались, что уже на 1-2 стадии поражения фронтальной доли они испытывали беспричинную радость, эйфорию, кратковременного характера.

Как видите, проявления раковой болезни не всегда однозначны, их трудно распознать в начале болезни. Можно только предугадать ее появление, опираясь на сочетание вышеописанных симптомов, наследственную (генную) предрасположенность и влияние сопутствующих факторов. Например, курение, облучение или радиация, воздействие вредных химикатов.

Чтобы подтвердить или опровергнуть симптомы, следует пройти обследование, включающее МРТ, КТ, электроэнцефалограмму по направлению доктора.


завтра 90% пикабушников обнаружат у себя рак мозга

У меня сосед, человек с двумя образованиями, довольно интеллигентный, в какой-то момент начал немного странно себя вести, а потом падать в обмороки. Выявили опухоль мозга, по квоте сделали операцию, в любом случае симптомы проявились.

спасибо, у меня опухоль. судя по симптомам

Блять, ненавижу читать про болезни. Половину симптомов у себя находишь.

Прошу помощи Восстановление мозга после онко медулабластомы ЗЧЯ

ПРЕДИСТОРИЯ
Учился, активно занимался спортом (тяжёлая атлетика + боевые искусства) , хорошо себя чувствовал, вёл правильный образ жизни , спал минимум 8 часов, преуспевал во всём. Не имел никаких вредных привычек.

Как всё случилось
18лет , лето , я иногда начал чувствовать будто больше устаю , появились какие-то нарушения координации, мелкие.
Зима, при смене положения стоял-лег начиналось просто дикое голокружение. За 2-5 сек. всё приходило в норму. Бывало что нарушалась речь, как заговаривался, глотал , нечётко, опять же не всегда.
Всё чаще мне было тяжело работать на тренировках, как чувство задухи в голове и усталость в теле . Позже началась рвота по утрам. Иногда я как-то непонятно себя чувствовал. Я всё это время бегал по врачам и мне было это откровенно не приятно , никто не мог мне помочь, все списывали на зажатые сосуды в шеё. Назначали препараты которые мне не помагали.
19лет, весна, я решил ходить с утра на пробежки , было 3 попытки , при которых я понимал что со мной чото конкретно не так .
Просто задуха и слабость , отдышка , просто немог бежать .
После этого я пошёл к очередному врачу, неврологу, который сказал ,,сделай ка парень ты МРТ чтобы исключить всё плохое" , я сделал.

После 1 МРТ глаза у врачей лезли на лоб , сделали повторно с контрастом , при этом опухоль не копила контраст ,диагноз : опухоль, медулабластома червя мозжечка, как позже показала гистология, размерами 10кубических см. .
Было ещё много всего , но скажу самые важные факты .

Краткое инфо на фото + то что имею сейчас ( всё на украинском, если надо переведу на русский, ЕСЛИ БУДЕТ НАДО ПРИЕДУ НА ЛЕЧЕНИЕ).
Вариантов у меня не осталось.
Анальгетики типа ношпа , или даже Трамадол мне абсолютно не помагают, на МРТ мне уже как год точно говорят что у меня всё нормально и не понимают почему мне так плохо постоянно. Принимал к лечению: витаминные комплексы, нейромедин , Детралекс , Диакарб, цинаризин, Аспаркам, кардонат , магний .
МРТ контроль 1р/3месяца, МРТ 3Тесла.
ПОСЛЕДНЕЕ МРТ ЕСТЬ У МЕНЯ НА Гугл диске могу переслать .
Добавлю что я год как работаю 5/7 , работа больше интеллектуальная , иногда физическая . То-есть не сижу дома , стараюсь правильно питаться и хорошо спать .
Хотя чувствовую себя хуже чем когда у меня была медулабластома 10куб.см. в затылке.
Очень прошу поделиться информацией тех, кто что-то знает в этой сфере, спасибо.

Берегите своё здоровье, это самое важное , поверьте .


Шапочка из фольги и лучи рептилоидов!

Было это лет десять назад, общаюсь как то на работе с коллегой, вижу что за голову он держится, и не комфортно ему.

Спрашиваю что мол случилось? С бодунишка?

Нет отвечает коллега, не пью по жизни, просто голова болит. И поведал мне историю, что головными болями он страдает с детства, бывает обострения что хоть на стенку лезь, но в большинстве своём терпимо, хотя глотать обезболивающие приходится часто. Врачей прошёл всех каких можно найти, анализов и процедур сделал намеренно, но нормального диагноза эскулапы не поставили, так что то с сосудами не очень, да и все.

Посочувствовал я, и что бы подбодрить коллегу, вспомнил прикол, это говорю на тебя рептилоиды лучи испускают, носи дома шапочку из фольги,и все будет ок.

Поржали мы немного над этой соленой шуткой и разошлись.

Из фирмы я той скоро уволился.

Прошло 10 лет, гуляя в центре города, случайно встречаю того самого бывшего коллегу, погрузневшего, повзрослевшего, но вполне довольного на лицо.

Разговорились, что да как, в процессе разговора, коллега и рассказал историю.

- А ведь я тогда тебя послушался, помнишь советовал шапочку сделать из фольги по приколу, ну вот я после работы в хозмаг, купил фольгу, пришёл домой сделал шапочку, почувствовал конечно себя идиотом, но, через час головная боль поутихла, а к ночи прошла совсем. И вот уже 10 лет, ношу дома эту шапочку, да и на работе тоже, когда в кабинете никто не видит, жена подшила фольгу даже в уличный головной убор.

А если долго без фольги на голове, боль возвращается.

В удивлении я был от такого поворота, но хотите верьте, хотите нет, история реальная.


Не было бы неСЧАСТЬЯ, да несчастье помогло


Здравствуйте, дорогие пикабушники! Читаю вас давно, вот впервые решила написать сама. Пишу, чтобы и самой разобраться, и чтобы другие, взглянув на мой пример, не стали ждать худшего, а вовремя обследовались.
Вчера с мужем решили прогуляться в парке военной техники. У меня с координацией беда в последнее время, вот я и со всей силы головой влетела прямо в артиллерийскую установку - резко повернулась и бац! Треск слышали мы оба, у меня шишка и немного царапин, но это не беда. Тошнота, цвета яркие мерещатся, запахи каких-то ягод - вуаля и сотрясение!) Мы поехали делать МРТ головного мозга и . у меня случайно нашли опухоль у задней части гипофиза.
А теперь к тому, как она росла и я менялась вместе с ней. Мне 27, отличница, спортсменка, фигура в полном порядке, травм физических не было, но примерно 2 года назад я начала ловить себя на том, что у меня путается сознание: то все норм, то словно я наблюдатель, нежели участник. Всегда была зажигалкой компании, а тут я прекратила выходить из дома, даже без причин отсекала все контакты - апатия оккупировала. Всегда смелая и даже по-мальчишески бравая, я начала испытывать страх и стеснение. Меня до сих пор накрывают панические атаки без причины. Я так среди ночи звонила маме, друзьям - что угодно, только бы услышать чей-то спокойный голос. Далее тремор. Он все чаще стал меня сопровождать: руки, ноги или все вместе с головой тоже - не сильно заметно и не долго, но меня потрясывает. Я действительно везде отличница, память была, я бы сказала, феноменальной: за ночь могла прочесть материалы к экзамену, который вообще для другого факультета и я вижу его в 1й раз, а сдавать иду за подружку - я шла и сдавала на отлично, причем запоминала все и хранила постоянно в памяти нужное и ненужное. Так вот, я стала замечать, что мои предложения стали примитивнее, я все чаще не правильно согласую падежи или числа в окончаниях - вообще память в решето превращается, подолгу подбираю слова. А мое настроение.
МУЖЧИНЫ! Сейчас обращаюсь к вам, вот пишут часто про то, как женщины мозги вам выносят, какие-то истерики закатывают. Поверьте, то, что мой муж переживает со мной, куда хуже. Раньше меня звали "бетонкой", я невозмутимой могла оставаться в очень стрессовых ситуациях, а они были. А теперь у меня словно ПМС 24/7. Моя опухоль ещё влияет на выработку окситоцина и вазопрессина, а они гормоны любви, счастья, семьи. Зато кортизол ( гормоны стресса, страха) у меня фонтанами бьёт! Словно каждый шаг в штрафбате делаю. Мужчины возрадуйтесь, у вас дома не такой псих сидит на диване, как у моего мужа.
Могу приложить снимки МРТ и заключение, коли будет интересно. Прошу совета у специалистов и у тех, кто сталкивался с этой проблемой. Читала,что операции опасные и вообще инвалидность дают потом, хочется верить,что я уберу эту опухоль и стану снова боевой подругой своему любимому человеку. Сил больше нет смотреть, как я сама исчезаю внутри себя и как делаю больно родным.
И ещё, у кого есть возможность, пожалуйста, запишитесь на МРТ мозга, лучше с контрастом, чтоб аневризмы исключить. И берегите себя! Прислушивайтесь к своему организму.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Литовченко Анатолий Иванович

Изложены особенности нарушений речи у больных с опухолями мозжечка, частота их появления в зависимости от характера поражения, проанализированы факторы риска и гипотезы относительно генеза церебеллярного мутизма. В качестве универсального поражения мозжечка рассмотрен феномен дисметрии, который проявляется не только в вербальной, но и сенсомоторной, эмоционально-поведенческой и когнитивной сферах.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Литовченко Анатолий Иванович

Verbal disorders at cerebellar tumors

The particularities of verbal disorders at patients with cerebellar tumors , their frequency and depending on defeat’s character are given, risk factors and hypothesis of cerebellar mutism genesis are analyzed. Dysmetria is considered as universal phenomenon of cerebellum lesion that manifested not only in verbal but also in sensor, motor, emotional, behavior and cognitive spheres.

УДК 616.22-008.5:616.831.71-006 Литовченко А.И.

Отдел физиологии стресса, адаптации и общей санокреатологиии, Институт физиологии и санокреатологии Академии наук Молдовы, г. Кишинев, Республика Молдова,

Нарушения речи при опухолях мозжечка

Изложены особенности нарушений речи у больных с опухолями мозжечка, частота их появления в зависимости от характера поражения, проанализированы факторы риска и гипотезы относительно генеза церебеллярного мутизма.

В качестве универсального поражения мозжечка рассмотрен феномен дисметрии, который проявляется не только в вербальной, но и сенсомоторной, эмоционально-поведенческой и когнитивной сферах. Ключевые слова: мозжечок, опухоли, нарушения речи.

В 50-60 годах ХХ столетия нарушения речи при поражении мозжечка разделяли на артикуляторные вербальные и голосовые. В дальнейшем появились публикации о роли мозжечка в физиологических механизмах речи как в моторном, так и когнитивном аспектах, установлено, что правое полушарие мозжечка имеет тесные связи с левым полушарием большого мозга и участвует в реализации вербальных функций [1, 2].

При опухолях мозжечка нарушения речи обнаружены у 42% детей [3], расстройства плавности речи

— у 95% [4]. У детей с астроцитомой мозжечка после операции дизартрию отмечали у 22%, затруднения адекватного выбора слов и нарушение плавности речи — у 30% [5]. Отрывистая речь выявлена у 1,2% детей с астроцитомой, у 2,9% — с медуллобластомой мозжечка [6].

При анализе вербальных расстройств у детей с опухолями мозжечка речевой дефицит отмечен у 37%, сочетание речевого дефицита и пространственно-зрительных расстройств — у 16%, дефицит речевой памяти — у 33% [7]. По данным нейропси-хологического анализа речи у детей с опухолями мозжечка нарушение письменной речи выявлено у 47,2%, плавности речи — у 50%, затруднение в распознавании фонем без иммобилизации языка — у 55,6%, с иммобилизацией языка — у 77,8% [8].

После удаления опухоли мозжечка возможно появление немоты длительностью до 90 сут, иногда до 10 мес [9]. Описаны наблюдения мозжечковой немоты продолжительностью 2,5-7 лет после операции [10]. Синдром мозжечковой немоты обнаружен у 24% из 450 обследованных детей (тяжелая форма мутизма

— у 43%, умеренная — у 49%, легкая — у 8%) [11].

Основные гипотезы, относящиеся к причинам возникновения церебеллярного мутизма, могут быть систематизированы следующим образом [12, 13]:

- спазм кровеносных сосудов после операции с ишемией мозжечка и структур ствола головного мозга;

- отек после операции;

- дисфункция дофаминергических групп клеток среднего мозга А9 и А10 и восходящей ретикулярной формации;

- накопление или дефицит нейротропных веществ в пораженной зоне мозжечка;

- компрессия/декомпрессия структур мозжечка и ствола головного мозга;

- двустороннее повреждение зубчатых ядер и interpositus или афферентных/эфферентных путей с участием этих ядер;

- дисфункция или повреждение нейрональных связей мозжечок-головной мозг, участвующих в реализации вербальных функций;

- нарушение циркуляции спинномозговой жидкости;

- воспалительные процессы после операции (менингит и др.);

- психоэмоциональные факторы и посттравматический стресс.

Описаны два типа послеоперационного мутизма при опухолях мозжечка [14]. Первый тип появляется вследствие хирургического вмешательства в области задней черепной ямки при двустороннем повреждении зубчато-таламических волокон или их собственных клеток. Этот тип мутизма характеризуется различной продолжительностью, быстрым и полным восстановлением. Второй тип появляется как следствие поражения не только волокон червя мозжечка и его ядер, но и частично правого полушария мозжечка. После фазы мутизма появляется речь с выраженными проявлениями аграмматизма, однако без нарушения способности понимания ее смысла. Характер речи аналогичен таковому при дефектах речи при повреждении лобных долей. Восстановление речи происходит гораздо медленнее.

В последние годы большое значение в формировании мутизма придают червю мозжечка и медиальным структурам его полушарий (особенно зубчатым ядрам). Установлено, что при хирургическом разрезе по медиальной линии мозжечка чаще возникает синдром мозжечкового мутизма [15]. Мутизм обусловлен поражением (ишемия, отек и др.) зубчатых

ядер, а также зубчато-таламо-корковых и/или зуб-чато-рубро-корковых путей [16, 17]. В этом аспекте представляет интерес концепция филогенетического развития мозжечка, разработанная в 1986 г. Н.С. Leiner и соавторами [18], согласно которой некоторые структуры мозжечка (особенно зубчатые ядра) развиваются параллельно с корковоцеребральными зонами, участвующими в реализации когнитивных и вербальных функций. С другой стороны, аргументируется гипотеза, в соответствии с которой важную роль в формировании синдрома мозжечкового мутиз-ма имеет поражение ствола головного мозга [11].

Отсутствие дизартрии после периода мутизма обусловлено сохранением без существенного повреждения мозжечково-таламо-корковых путей [12]. В генезе вербальных расстройств обоснована роль нарушения связей между ядрами мозжечка и зонами Брока [9].

При специальном анализе феномена мутизма выявлены основные факторы риска [3, 16]:

- тип опухоли (мутизм выявляют у 30% больных с медуллобластомами и у 33% — с астроцитомами);

- медиальное расположение опухоли (при медиальном расположении мутизм возникает в 6,7 раза чаще, чем при поражении полушарий);

- поражение ствола головного мозга (при опухоли мозжечка у 71,8% детей с мутизмом выявлено поражение ствола головного мозга);

- разрез червя мозжечка (в основном по медиальной линии);

- размер опухоли более 5 см.

По данным нейропсихологических и клинических исследований, мозжечок вместе с премоторными зонами коры большого мозга участвует в формировании внутренней речи, нарушения которой, в свою очередь, обусловливают изменение мышления, рабочей памяти и др. [8]. Проблемы речевого программирования при опухолях мозжечка объясняются поражением определенных мозжечково-церебральных связей [19]. Установлены тесные морфофункциональные связи не только между первичными проекционными зонами коры большого мозга и мозжечком, но и между ассоциативными зонами коры и структурами мозжечка [8, 20, 21]. Эти морфофункциональные особенности в определенной степени объясняют участие мозжечка в реализации вербальных и высших психических функций.

Предполагают, что роль мозжечка в реализации вербальных функций и процесса мышления состоит в подготовке головного мозга для приема новой информации, ее обработке и усвоении [20], мозжечок играет роль своеобразного модулятора когнитивных функций [4, 21].

Нарушения речи и различные когнитивно-аффективные синдромы у детей с опухолью мозжечка имеют много общих признаков с клиническими проявлениями поражения лобных долей [7, 22]. Психоэмоциональные и лобные психомоторные признаки были обнаружены в 77% наблюдений при опухолях мозжечка [3].

Возникает вопрос: существует ли общая нейрофизиологическая база различных нарушений функций мозжечка (вербальных, моторных, когнитивных, психоэмоциональных и др.).

1. Ortiz-Siordia L.E. Anatomic and topographic models of the cerebellar areas that activates during the linguistic function / L.E. Ortiz-Siordia, L. Alvarez-Amador, R. Gonzalez-Pina // Rev. Neurol. — 2008. — V.12. — P.16-31.

2. Schmahmann J.D. Cognition, emotion and the cerebellum / J.D. Schmahmann, D. Caplan // Brain. — 2006. — V.129.

3. Maryniak A. Cognitive affective disturbances in children after surgical treatment of cerebellar tumors / A. Maryniak, M. Roszkowski // Neurol. Neurochir. Pol. — 2005. — V.39, N3. — P.202-206.

4. Evidence for distinct cognitive deficits after focal cerebellar lesions / B. Gottwald, B. Wilde, Z. Mihajlovic, H.M. Mehdorn // J. Neurol. Neurosurg. Psychiat. — 2004.

— V.75, N11. — P.1524-1531.

5. Long-term sequelae in children after cerebellar astrocytoma surgery / F.K. Aarsen, H.R. Van Dongen, P.F. Paquier [et al.] // Neurology. — 2004. — V.62. — P.1311-1316.

6. Артарян А.А. Опухоли мозжечка у детей (клиника, диагностика, хирургическое лечение) / А.А. Артарян.

— М.: Медицина, 1979. — 173 с.

7. Levisohn L. Neuropsychological consequences of cerebellar tumour resection in children: Cerebellar cognitive affective syndrome in a pediatric population / L. Levisohn, A. Cronin-Golomb, J.D. Schmahmann // Brain. — 2000.

8. Lacusta V. Cerebelul ji funcfiile cognitive / V. Lacusta.

— Ch^irtiu: V.I. Elena, 2010. — 219 p.

9. Orlow I.A. Postoperative mutism in children with the posterior fossa tumors / I.A. Orlow, S. Zentani // Vopr. Neirokhir. im. N.N. Burdenko. — 2001. — V.1. — P.6-9.

10. Mutism after posterior fossa tumour resection in children: incomplete recovery on long-term follow-up / P. Steinbok, D.D. Cochrane, R. Perrin, A. Price // Pediatr. Neurosurg.

— 2003. — V.39, N4. — P.179-183.

11. Turqut M. Cerebellar mutism / M. Turqut // J. Neurosurg.

— 2008. — V.105, N6. — P.444-451.

12. De Smet H.J. The cerebellum and language: the story so far / H.J. De Smet, H. Baillieux, P.P. De Deyn // Folia.

Phoniatr. Logop. — 2007. — V.59, N4. — P.165-170.

13. Mutism after posterior fossa surgery in children / L. Ferrante, L. Mastronadi, M. Acqui, A. Fortuna // J. Neurosurg. — 1990. — V.72. — P.959-963.

14. Riva D. The cerebellum contributes to higher functions during development. Evidence from a series of children surgically treated for posterior fossa tumours / D. Riva, C. Giorgi // Brain. — 2000. — V.123, N5. — P.1051-1061.

15. Daniel S.S.R. Visual disturbance associated with postoperative cerebellar mutism / S.S.R. Daniel, L.E. Moores, M.P. Di Fayio // Pediatr. Neurol. — 2005. — V.32, N2. — P.127-130.

16. Cerebellar mutism following posterior fossa tumour resection in children / K. Kotil, M. Eras, M. Akcetin, T. Bilge // Turk. Neurosurg. — 2008. — V.18, N1. — P.89-94.

17. Transient cerebellar mutism caused by bilateral damage to the dentate nuclei after the second posterior fossa surgery. Case report / Y. Kusano, Y. Tanaka, H. Takasuna [et al.] // J. Neurosurg. — 2006. — V.104. — P.329-331.

18. Leiner H.C. Does the cerebellum contribute to mental skills? / H.C. Leiner, A.L. Leiner, R.S. Dow // Behav. Neurosci. — 1986. — V.100. — P.443-454.

19. Spencer K.A. The neural basis of ataxic dysarthria / K.A. Spencer, D.L. Slocomb // Cerebellum. — 2007. — V.6, N1.

20. Ito M. Cerebellar circuitry as a neuronal machine / M. Ito // Progr. Neurobiol. — 2006. — V.78. — P.272-303.

21. Schmahmann J.D. The neuropsychiatry of the cerebellum

— insights from the clinic / J.D. Schmahmann, J.B. Weilburg, J.C. Sherman // Cerebellum. — 2007. — V.6.

22. Bellebaum C. Cerebellar involvement in executive control / C. Bellebaum, I. Daum // Cerebellum. — 2007. — V.6, N3. — P.184-192.

23. Haarmeier T. The attentive cerebellum — myth or reality? / T. Haarmeier, P. Thier // Cerebellum. — 2007. — V.6.

Поступила в редакцию 01.05.12 Принята к публикации 17.05.12

Адрес для переписки:

Литовченко Анатолий Иванович MD 2062, Республика Молдова, г. Кишинев, ул. Буребиста, 93 Научно-исследовательский институт охраны здоровья матери и ребёнка, отделение нейрохирургии e-mail: litovcenco@mail.ru

1нститут фiзюлогп i санокреатологп Академп наук Республжи Молдова, м. Кишишв, Республжа Молдова,

Порушення мовлення при пухлинах мозочка

Викладеш особливост порушення мовлення у хворих з пухлинами мозочка, частота 'ix появи залежно вщ характеру ураження, проаналiзованi фактори ризику та гшотези щодо генезу церебеляр-ного мутизму.

Як ушверсальне ураження мозочка розглянутий феномен дисметрп, що проявлявся не тшьки у вер-бальнш, а й сенсомоторнш, емоцшно-поведшковш та когштивнш сферах.

Ключовi слова: мозочок, пухлини, порушення мовлення.

Надгйшла до редакцгг 01.05.12 Прийнята до публгкацгг 17.05.12

Адреса для листування:

Литовченко Анатолгй 1ванович MD 2062, Республгка Молдова, м. Кишингв, вул. Буребгста, 93 Науково-дослiдний гнститут охорони здоров'я матерг i дитини, вiддiлення нейрохгрурггг e-mail: litovcenco@mail.ru

Verbal disorders at cerebellar tumors

The particularities of verbal disorders at patients with cerebellar tumors, their frequency and depending on defeat's character are given, risk factors and hypothesis of cerebellar mutism genesis are analyzed.

Dysmetria is considered as universal phenomenon of cerebellum lesion that manifested not only in verbal but also in sensor, motor, emotional, behavior and cognitive spheres.

Key words: cerebellum, tumors, verbal disorders.

Received May 01, 2012 Accepted May 17, 2012

Address for Correspondence:

Anatoliy Litovcenco MD 2062, Republic of Moldova, Chisinau, Burebista St., 93 Scientific-Research Institute of Mother and Child Health, Department of Neurosurgery, e-mail: litovcenco@mail.ru

Статья представляет собой литературный обзор, посвященный вербальным нарушениям при поражении мозжечка. Данный вопрос редко обсуждается в нейрохирургической среде ввиду непостоянства развития этих нарушений, их преходящего характера и отсутствия четкой доказательной базы морфофун-кциональной взаимосвязи поражения мозжечка и речевых, в широком понимании, нарушений. Арти-кулярные нарушения (дизартрии, плавность речи), связанные с моторикой речи, возникающие при опухолях мозжечка, обычно после операций, всеми исследователями объясняются нарушениями функции мозжечка и ствола мозга. Значительно сложнее аспект конгнитивных нарушений речи, которые связывают с нарушением взаимосвязи правого полушария мозжечка и левым полушарием большого мозга. Интересен факт преобладания нарушений речи после операций на мозжечке у пациентов детского возраста. Объяснение этому факту пока нет.

Особый интерес вызывает вопрос развития послеоперационного мутизма при операциях на мозжечке.

Мутизм обычно преходящий (кратковременный или продолжительный), в настоящее время связывают с нарушениями зубчато-таламо-корковыми связей, психо-эмоциональными проявлениями, хотя четкой доказательной базы нет. Необходимы дальнейшие исследования этого феномена.

Изложенные в работе данные не вызывают возражений, с интересом будут восприняты нейрохирургами, оперирующими на структурах задней черепной ямки. В то же время, в обзоре не уделено внимание такому важному компоненту морфологических проявлений опухолей мозжечка, как гидроцефалия. Именно нарушения ликворообращения, повышение внутричерепного давления, перивентрикулярный отек с регулярным постоянством наблюдают у детей при опухолях мозжечка. Быстрые изменения ликвороциркуляции, мозгового кровообращения, и в первую очередь, перфузионного давления в суп-ратенториальных структурах мозга, могут являться составляющими вербальных нарушений после операции.

Ю.А. Орлов, доктор мед. наук, профессор, руководитель отдела нейрохирургии детского возраста Института нейрохирургии им. акад. А.П.Ромоданова НАМН Украины

Читайте также: