Опухоли детей раннего возраста

ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

В конце первого года жизни ситуация слитности ребен­ка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобре­тая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взросло­го) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взросло­го, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество,или совместную деятельность ребенка и взрослого.

В таком сотрудничестве общение перестает быть ве­дущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ре­бенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого дейст­вия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия с пред­метами.

Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребенка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а пред­метнаядеятельность, связанная с овладением общественно-выработанными способами действий с предметами.

Ран­ний возраст является периодом наиболее интенсивного ус­воения способов действий с предметами. К концу этого пе­риода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. В раннем возрасте про­исходит дифференциация предметно-практической и игро­вой деятельности с предметами. Процессуальная игра скла­дывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.

Главные новообразования раннего возраста

Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жиз­ни ребенка. Именно в ней возникают основные новообра­зования раннего возраста, одним из которых является речь.Для осуществления предметной деятельности и делового общения уже недостаточно экспрессивно-мимических и ло­комоторных средств общения. Овладение ребенком актив­ной речью является наиболее впечатляющим событием ран­него детства.

Как правило, переход к активному использо­ванию речи совершается в возрасте от 1,5 до 2 лет. Это со­бытие перестраивает не только общение со взрослым (оно становится речевым), но и все психические процессы ре­бенка — восприятие, внимание, память, мышление. Речь ста­новится не только средством общения, но и средством мыш­ления и овладения своим поведением.

В этот период закладываются основы наглядно-образ­ного и символического мышления. В раннем возрасте ста­новится возможным выполнение простых речевых инст­рукций взрослого. При этом осуществляется принципиаль­но новый способ регуляции действия. Оно побуждается не врожденными потребностями и не воспринимаемой ситуа­цией, а речевым знаком. Это открывает дальнейшие воз­можности овладения своим поведением. Поэтому выполне­ние речевых инструкций можно рассматривать как первую форму произвольного поведения ребенка.

Благодаря речи в процессуальной игре детей появляют­ся игровые замещения, когда новое название знакомых предметов определяет способ их игрового использования. Становление игровых замещений дает начало новой форме деятельности — сюжетно-ролевой игре, которая становит­ся ведущей на следующем этапе развития ребенка.

Достижения ребенка в предметной деятельности и при­знание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинст­ва. У детей появляется отчетливое стремление к достиже­нию результата, продукта своей деятельности. Возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность наиболее ярко проявляются в кризисе трех месяцев.

Таким образом, ранний возраст — период интенсивно­го психического развития ребенка, которое происходит по нескольким линиям. Наиболее важными из них являются:

• развитие предметной деятельности и делового обще­ния со взрослым;

• развитие активной речи ребенка;

• развитие произвольного поведения;

• появление игровых замещений;

• формирование потребности в общении со сверстни­ком;

• развитие самосознания и самостоятельности ребенка.

Однако, несмотря на значительный прогресс в психи­ческом развитии, на протяжении всего раннего возраста ребенок остается существом ситуативным, все действия и все психические процессы которого определяются нагляд­ной ситуацией.


Опухолевый процесс у детей протекает и проявляется иначе, чем у взрослых. Это обусловлено лабильным течением обменных процессов, быстрым ростом и неравномерностью развития систем детского организма.

У детей выделяют несколько особенностей опухолевых заболеваний в сравнении с таковым процессом у взрослых:

Частое возникновение новообразований из эмбриональных тканей. Они получили название тератоидных, или дизонтогенетических опухолей. У взрослых такие новообразования встречаются крайне редко, у детей – это основной вид опухолей.

У детей в большинстве случаев встречаются доброкачественные опухоли, злокачественные новообразования диагностируются с меньшей частотой. У взрослых наблюдается обратная картина. Чаще всего у детей встречаются доброкачественные новообразования кожных покровов, представленные невусами и ангиомами.

У детей в подавляющем большинстве злокачественные новообразования представлены саркомами, развитие рака происходит редко. У взрослых обратное соотношение. У детей чаще всего встречаются лимфо- и остеосаркомы. Среди злокачественных новообразований – рак половых желез, надпочечников, щитовидной железы. В качестве исключения встречается рак желудка в возрасте 10-11 лет.

Своеобразное течение злокачественных опухолей, по сравнению с таковым у взрослых. В раннем возрасте некоторые доброкачественные новообразования отличаются инфильтрирующим ростом. Злокачественные опухоли длительный период могут сохранять экспансивный характер роста. У детей наблюдается удивительный переход злокачественной опухоли в доброкачественную (реверсия). У взрослых такое явление отсутствует.

Классификация опухолей у детей

Опухоли у детей классифицируют по онтогенетическому принципу развития. Выделяют три основных типа:

1. Опухоли I типа. К ним относятся тератомы – опухоли, образованные из гоноцитов. Их образование в организме связывают с нарушением миграции половых зародышевых клеток в период формирования урогенитального гребня. Формирование опухоли происходит еще в эмбриональном периоде, а проявиться она может в любом возрасте.

Тератома содержит в себе зачатки органов, не характерных для области ее локализации. Например, она может содержать мышечную ткань, волосы или даже органы.

Опухоль является доброкачественной, но в одном случае из ста тератома может перерождаться в злокачественное новообразование.

  • по гистологическому принципу: гамартомы, прогономы, хористомы;
  • по степени зрелости: зрелые и незрелые тератомы;
  • по количеству тканевых компонентов: ограноидные, организмоидные и гистиоидные тератомы.

Гамартома – тканевая аномалия клеток, доброкачественная узловая опухоль.

Прогонома – новообразование, развивающееся из остатков эмбриональных структур (например, из гипофизарного хода или хорды). Основными прогономами являются хордома, мелатоническая прогонома и краниофарингиома.

Хористома. К ней относят дермоидную кисту (полость, выстланную кожей с наличием волос и заполненную секретом сальных желез) и строму яичника (тиреоидную аберрантную ткань, расположенную в яичнике).

Зрелые тератомы встречаются в подавляющем большинстве случаев. Зрелой опухоль считается в том случае, когда ее ткани содержат клетки мышечной, жировой, соединительной и других видов тканей организма.

В свою очередь зрелые тератомы разделяют на плотные и жидкостные.

Плотные (солидные) тератомы – это бугристые или плотные округлые новообразования. Как правило, плотная опухоль состоит из неоднородной ткани. Внутри нее могут быть узлы, перегородки и полости с жидкостью.

Жидкостная (кистозная) тератома, как правило, отличается более крупными размерами, чем плотная. Она состоит из кисты (полости), наполненной жидкостью, содержащей клетки мышечной, костной, нервной, хрящевой тканей, а также зубы и волосяные луковицы.

Опухоли зрелого типа отличаются по внешнему типу, но по характеру поведения отличий нет.

Незрелые тератомы – опухоли, в структуре которых невозможно определить характер тканей. Данный тип тератомы является злокачественным, способным проникать в соседние ткани и разрушать их.

Данная опухоль состоит из многочисленных кист, наполненных жидкостью. Новообразование при пальпации имеет мягкую структуру.

Незрелые тератомы делят на типы в зависимости от степени поражения организма:

  • незрелая тератома 1 степени;
  • незрелая тератома 2 степени;
  • незрелая тератома 3 степени;

1-я степень заболевания характеризует поражение организма на 10%, 2-я степень – поражение организма опухолевым процессом на 10-50%, 3-я степень – охватывает более 50 % организма и является наиболее опасной.

2. Опухоли II типа – новообразования, возникающие из камбиальных эмбриональных тканей, сохранившихся в надпочечниках, центральной нервной системе и симпатических ганглиях в процессе нормального развития организма.

Опухолями II типа являются ретинобластомы, нейробластомы, медуллобластомы.

3. Опухоли III типа – новообразования, возникающие по типу опухолей взрослых. У детей чаще всего встречается остеогенные опухоли, гемобластозы и мезенхимальные опухоли мягких тканей. Также встречаются папилломы и полипы. Злокачественная опухоль у ребенка встречается редко и представлена преимущественно раком половых органов и эндокринных желез.

Ранняя диагностика злокачественных новообразований у детей

Диагностика онкологических заболеваний на ранней стадии – важный шаг на пути к выздоровлению больного. Чем раньше у пациента диагностировали рак, тем эффективнее будет проходить лечение.

К сожалению, в большинстве случаев дети попадают в медицинское учреждение уже с II-IV стадиями рака. Лечение на поздних стадиях не является щадящим для детского организма.

Среди причин смертности онкологические заболевания занимают второе место у детей в возрасте до 15 лет.

Ответственность за своевременную диагностику заболеваний ложится на плечи родителей, так как именно они должны заметить изменения в состоянии здоровья ребенка и обратиться за помощью к специалисту.

Основные симптомы опухолей у детей

  • Бледность кожных покровов.
  • Ухудшение аппетита и снижение массы тела.
  • Повышенная температура тела.
  • Быстрая утомляемость ребенка.

Основные виды злокачественных новообразований у детей и их симптомы

Во многих случаях злокачественная опухоль у ребенка сложно диагностируется на ранней стадии. Необходимо понимать, что появление бледности, синяки, головные боли, шишки и прочие патологические состояния у ребенка могут свидетельствовать о протекании опухолевого процесса в организме.

Основными видами рака у детей являются:

Лейкемия (рак крови). Наиболее распространенный тип рака у детей, составляет 34 % случаев всех онкологических заболеваний раннего возраста. Чаще встречается у мальчиков, развивается у детей в возрасте от двух до четырех лет. Лейкемия начинает свое развитие в костном мозге, затем распространяется в кровь и может метастазировать в различные органы и системы.

Симптомы рака крови:

увеличение лимфатических узлов (как правило, тех, которые расположены на шее и подмышечных впадинах);

повышение температуры тела;

повышенная потливость во время сна;

слабость, повышенная утомляемость;

резкое снижение веса;

боли в суставах и костях;

нарушение свертываемости крови: кровотечения из носа, синяки;

увеличение размеров селезенки или печени;

подверженность инфекционным заболеваниям, например, пневмонии и герпесу.

Ввиду скопления раковых клеток в определенной области организма могут наблюдаться:

нарушения координации движений;

болезненные отеки верхних конечностей и в области паха;

Рак головного мозга. Заболевание составляет в среднем 25% всех случаев онкологических заболеваний у детей. Симптоматика болезни проявляется в зависимости от гистологического варианта и места локализации опухоли.

Симптомы рака головного мозга:

головные боли, иногда сопровождающиеся двоением в глазах, рвотой, онемением кожи, слабостью в мышцах, спутанностью сознания;

расстройства концентрации внимания;

затруднение логического мышления;

нарушение равновесия и неустойчивая походка;

резкое ухудшение зрения;

Нейробластома (злокачественная опухоль нервной системы). Начинает свой рост из незрелых нервных клеток. В большинстве случаев развивается у новорожденных. В возрасте до пяти лет образуется в надпочечниках. Чаще новообразование диагностируется у мальчиков.

Симптомы нейробластомы у детей:

нарушение перистальтики кишечника;

отек нижних конечностей;

боли и хрипы в области грудной клетки;

повышенная температура тела;

резкая потеря веса;

темные круги под глазами;

повышенное артериальное давление;

нарушение координации движения.

Нефробластома (опухоль Вильмса) – злокачественная опухоль почки. Составляет 5% всех случаев онкологических заболеваний у детей. Как правило, заболевание поражает только один парный орган. Злокачественная опухоль у ребенка встречается в возрасте до шести лет. В 9 из 10 случаев нефробластомы поддаются лечению.

субфебрильная температура тела;

повышенное артериальное давление;

Лимфома – злокачественная опухоль лимфатической системы. Выделяют два основных типа таких опухолей:

лимфома Ходжкина – редкая опухоль, встречающаяся в основном у детей младше пяти лет.

неходжкинская лимфома – встречается чаще, чем лимфома Ходжкина, и проявляется в возрасте до трех лет. Опухоль характеризуется быстрым ростом, поэтому требует своевременного и интенсивного лечения.

увеличенные лимфоузлы на шее, в паховой и подмышечной областях;

снижение массы тела;

зуд без каких-либо кожных высыпаний;

потливость во время сна.

Остеосаркома – наиболее часто встречаемая опухоль костной ткани у ребенка. Рак костей встречается в 6-8% всех случаев онкологических заболеваний у детей и поражает, как правило, кости вокруг колена. Встречается в возрасте до 10 лет.

Симптомы остеосаркомы у детей:

отеки и болезненность вокруг суставов и костей;

Рабдомиосаркома – саркома мягких тканей, отличающаяся высокой степенью злокачественности и быстрым развитием. Опухоль образуется из недифференцированных поперечно-полосатых мышечных клеток. Возникает в различных частях тела: голове, шее, конечностях, легких, в области таза и груди. Заболевание диагностируется у детей в возрасте от двух до шести лет и составляет 5-8 % всех случаев онкологических заболеваний у детей.

припухлость, отек, заметная шишка в мягких тканях;

выступающее глазное яблоко;

резкое ухудшение зрения;

Необходимо понимать, что рак – это тяжелое заболевание, но поддающееся лечению. Своевременное обнаружение злокачественных новообразований и адекватное лечение увеличивают шансы пациентов выздороветь.

Шансы на выздоровление примерно таковы:

  • на 0 стадии – 100%;
  • на I стадии – 90-95%;
  • на II стадии – 70-80%;
  • на III стадии – 30%;
  • на IV стадии - до 10 % (не для всех форм).



07 апреля 2016, 15:04

Применение всевозможных методов диагностики имеет большое значение для обнаружения опухолевого очага, определения его стадии развития.


07 апреля 2016, 14:53

Чтобы не было страха заразиться раком от больного онкопатологией, необходимо понять, что рак – это.


07 апреля 2016, 14:45

Доброкачественные новообразования представляют собой очаги скопления аномальных клеток и обладают нетипичными для здоровых тканей свойствами.


Клиника борется за здоровье и жизни пациентов, применяя метод стереотаксической радиохирургии на аппарате Гамма-Нож®, который позволяет достигать хороших результатов с низкой.


Всем доброго дня. У меня вопрос! Моей знакомой назначили химию в таблетках очень дорогую, назначил.


Я перестала плакать после моих потерь. У меня медитации, душевное равновесие.
Рыдаю четвертый, нав.


Для начала разберемся кто такой фрилансер. Фрилансер — это специалист, который удаленно выполняет оп.


  1. Причины возникновения
  2. Виды опухоли
  3. Развитие опухоли
  4. Клинические проявления
  5. Диагностические мероприятия
  6. Методы лечения
  7. Прогнозы для пациентов

Причины возникновения

Нейробластома у детей: симптомы и лечение

Однозначная причина развития нейробластомы не установлена. Известно, что у 25–30% детей имеют место наследственные факторы, связанные с мутациями в генах, которые контролируют размножение клеток нервной ткани.

Нейробластома может возникать во время внутриутробного развития, когда в организме ребенка имеются нейробласты. Это клетки, дающие начало нервным структурам. При возникновении в них мутаций на фоне неблагоприятного воздействия внешних факторов нейробласты начинают бесконтрольно делиться, приводя к формированию опухоли.

Виды опухоли

Нейробластомы у детей делят на несколько видов в зависимости от локализации и выраженности изменений в клетках. Основная классификация следующая:

  • ретинобластома — поражает сетчатку глаза. Заболевание проявляется нарушениями зрения различной степени выраженности. У ребенка в отсутствие терапии развивается полная слепота. Метастатическое поражение затрагивает структуры головного мозга;
  • медуллобластома — наиболее агрессивный тип опухоли, расположенный в структурах центральной нервной системы. Чаще всего локализуется в мозжечке, что делает невозможным проведение хирургического удаления опухолевого узла. Заболевание встречается преимущественно у детей раннего возраста;
  • нейрофибросаркома — опухоль забрюшинного пространства. Рано метастазирует в костные структуры и лимфатические узлы брюшной полости;
  • симпатобластома характеризуется поражением надпочечников, но может выявляться в брюшной и грудной полости. Приводит к надпочечниковой недостаточности.

Степень дифференцировки, т.е. зрелости клеток влияет на прогноз и выбор терапии. В связи с этим всем пациентам проводят морфологическое исследование опухоли.

Самолечение или использование народных методов при нейробластоме запрещено. Опухоль отличается высокой степенью агрессивности и быстро приводит к метастатическому поражению внутренних органов.

В зависимости от результатов морфологического анализа выделяют следующие типы опухоли:

  • ганглионеврому, обладающую максимальной зрелостью клеточных элементов. Заболевание имеет благоприятный прогноз, так как хорошо поддается терапии;
  • ганглионейробластома, имеющую среднюю степень зрелости. Эффективность терапии максимальна при раннем начале лечения;
  • недифференцированный вариант, характеризующийся плохим прогнозом. Клетки отличаются незрелостью и быстро распространяются по организму.

Вне зависимости от локализации и степени зрелости опухолевого очага нейробластома у детей является показанием для госпитализации ребенка и проведения комплексной терапии.

Развитие опухоли

Нейробластомы характеризуются быстрым прогрессированием. В процессе развития опухоль проходит четыре стадии, которые последовательно сменяют друг друга. На первом этапе роста выявляется один опухолевый узел, который не превышает в диаметре 5 см. Метастатическое поражение внутренних органов и лимфатических структур отсутствует.

Второй этап нейробластомы характеризуется увеличением первичного узла до 10 см. Метастазы отсутствуют. Третья стадия болезни выставляется тогда, когда они выявляются с помощью дополнительных методов исследования или опухоль продолжает расти. Ее принято делить на два подтипа:

  • 3А, характеризующуюся поражением только лимфатических узлов при размере первичной опухоли менее 10 см;
  • 3В — опухоль больше 10 см, но метастазы отсутствуют.

Стадийность нейробластомы влияет на подбор методов терапии.

Четвертый этап также разделен на две подстадии:

  • 4А — появление множественных метастазов во внутренних органах. Размер опухолевого очага при этом не имеет значения;
  • 4В — множественные опухолевые узлы любой локализации (головной мозг, структуры средостения и др.).

Эффективность лечебных мероприятий для больного ребенка в каждом случае зависит от этапа развития нейробластомы, а также доступности комплексной онкологической терапии.

Клинические проявления

Нейробластома забрюшинного пространства и других локализаций имеет различные симптомы

Симптомы нейробластомы различаются в зависимости от локализации опухолевого очага. Как правило, на первом этапе роста опухоли жалобы или внешние признаки патологии отсутствуют. У некоторых детей возможно появление болевых ощущений и покраснения кожи в области поражения. Первым симптомом может выступать потеря массы тела.

При локализации опухоли в забрюшинном пространстве она выявляется в виде узла, пальпируемого под кожей. Если новообразование продолжает расти, происходит сдавление позвоночника и спинного мозга. При этом развиваются сильный болевой синдром, нарушения мочеиспускания и дефекации.

Опасная локализация опухолевого узла — структуры средостения. Новообразование приводит к сдавлению трахеи и крупных кровеносных сосудов, вызывая сердечную и дыхательную недостаточность.

Нейробластома сетчатки характеризуется прогрессирующим односторонним снижением остроты зрения. Ребенок при этом жалуется на болевые ощущения и дискомфорт в области глазницы. Возможно развитие синдрома Горнера с опущением верхнего века, уменьшением зрачка и покраснением кожи на половине лица.

При метастатическом поражении внутренних органов клинические проявления определяются локализацией метастаза. У больного при этом отмечаются анемия, общая слабость, склонность к кровотечениям и инфекционным заболеваниям. Поражение надпочечника приводит к снижению артериального давления, учащению пульса и развитию шока.

Диагностические мероприятия


Выявление стадии новообразования требует комплексного обследования

Эффективное лечение возможно при раннем выявлении патологии. В связи с этим большое значение имеет своевременное обращение родителей с ребенком за медицинской помощью. Для обнаружения опухолевого очага используют такие методы, как УЗИ брюшной и грудной полости, рентгенографию, компьютерную и магнитно-резонансную томографию.

Основной метод окончательной постановки диагноза — биопсия новообразования с последующим морфологическим исследованием. Врач изучает строение опухолевой ткани и определяет степень ее дифференцировки.

Методы лечения

План терапии разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от имеющихся симптомов, этапа развития новообразования и его локализации. Могут использоваться химиотерапевтические препараты, лучевое воздействие или проводиться хирургические вмешательства. Кроме этого, назначают симптоматическое лечение, направленное на устранение отдельных клинических проявлений.

Радикальная операция позволяет полностью удалить опухолевый очаг. Их проводят на первой или второй стадии нейробластомы. При наличии метастазов или локализации новообразования в глубоких структурах головного мозга оперативное вмешательство неэффективно. Перед и после операции может использоваться химиотерапия.

Выбор методов терапии влияет на выживаемость. В связи с этим лечебные мероприятия выбирает врач-онколог после обследования ребенка.

Химиотерапевтические средства — это класс лекарственных средств, воздействующих на опухолевые клетки. Здоровые ткани не чувствительны к ним, однако при длительной терапии также повреждаются химиопрепаратами.

Лучевая терапия основывается на способности ионизирующего излучения подавлять деление опухолевых клеток и приводить к их разрушению. Используется локальное воздействие, что позволяет снизить вероятность развития побочных эффектов и защитить здоровые ткани. Лучевая терапия является стандартом лечения нейробластомы, расположенной в мозжечке, так как проведение операции в этом случае невозможно.

Прогнозы для пациентов


Причины нейробластомы неизвестны. Однако раннее лечение позволяет добиться выздоровления ребенка

Показатель пятилетней выживаемости при нейробластоме в детском возрасте равен 70–75%. При этом он зависит от этапа роста новообразования — чем он выше, тем чаще отмечаются летальные исходы. Также на прогноз влияет возраст ребенка. Несмотря на то, что патология отличается высокой агрессивностью, дети ранних лет жизни лучше отвечают на проводимую терапию.

Риск рецидива минимальный. Наиболее часто повторный рост опухоли отмечается у больных с поздней постановкой диагноза. Это связано с размерами опухолевого узла и риском наличия метастазов.

Специфической профилактики, позволяющей устранить причину развития нейробластомы не существует. Родителям рекомендуют обеспечить минимальное воздействие негативных факторов на здоровье ребенка.

Нейробластома в детском возрасте характеризуется разнообразными симптомами, что приводит к трудностям в своевременной постановке диагноза. Клинические проявления могут имитировать лейкоз, новообразования из соединительной ткани и другие патологии.

Родителям необходимо всегда обращаться за профессиональной помощью к педиатру или онкологу при выявлении признаков опухоли: быстрая потеря массы тела ребенком, головные боли, появление пальпируемых образований в коже и др. При ранней диагностике нейробластомы проведение операции с удалением опухолевого узла позволяет добиться полного выздоровления и уменьшить риск рецидива в последующем.

Психические новообразования детей раннего возраста

Новообразование - это качественно новые изменения, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют весь ход развития ребенка.

Новорожденность – комплекс оживления.

Младенчество (0 – 1) – прямохождение, начало формирование предметно-действенного мышления, страх перед незнакомыми людьми, поиск одобрения у взрослого.

Какие же новообразования появляются в период раннего детства?

Освоение предметных действий (т. е. ребенок учится действовать с предметом таким способом, как принято в обществе, складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам.

Какие же изменения в развитии ребенка мы можем наблюдать?

Физиологические новообразования

1 год – 1,6. Ребенок пусть неустойчиво, но самостоятельно стоит, ходит, раскачиваясь из стороны в сторону, приседает и наклоняется. Пытается самостоятельно одеваться и раздеваться. После года он может самостоятельно управляться с ложкой.

Первые попытки будут неудачны, однако, эту науку эту он освоит быстро. (при каком условии) Если вы сами не запрещаете ему это делать.

Малыш начинает проситься на горшок. Нужно регулярно высаживать ребёнка на горшок – перед сном и после сна, после еды, перед прогулкой и после неё.

От 2 до 2,6 лет намечаются необходимые изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный, уверенно ходит, бегает, лазает, бросает мяч из-за головы, поднимается по лестнице.

повышается опасность травм, родителям надо быть начеку.

Окончательно прорезываются молочные зубы.

С 2 до 3 лет происходит окостенение конечностей, но кисти рук еще сохраняют хрящевое строение.

Замедляется частота пульса, увеличивается количество крови, которое сердце выбрасывает в 1 удар, увеличивается объем легких.

Повышается работоспособность нервной системы, малыш может бодрствовать до 6 часов без перерыва.

Большие изменения наблюдаем и в психическом развитии ребенка. На развитие психики влияют:

Овладение прямой походкой (расширяются возможности достижения цели)

Развитие предметных действий

В процессе действий с предметами

- развиваются познавательные процессы

- формируются способы восприятия, сенсорные эталоны (выработанное человечеством представление о чем то)

- развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала.

В начале 2-го года малыш узнает знакомых людей, даже если он их не видел несколько недель, вспоминает события недельной давности, ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. Выходя на улицу, сам подходит к месту, где недавно играл.

К концу 2-го года Помнит события трехмесячной давности.

На 3-м году жизни малыш может вспомнить события, происходившие с ним 6 месяцев назад (например, летом вспоминают зимние события)

непроизвольно (отсутствует сознательный контроль за выполнением действия) ребенок делает только то, что интересно.

В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут, а в 3 года – примерно 30 минут при сильной заинтересованности, иногда и больше. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует, но очень важно побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать.

С 1,2 мес до 2 лет происходит резкое повышение цветоощущения. В 2,5 года ребенок осуществляет выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету. К концу 3-го года ребенок различает круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник.Цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный.

Основное - наглядно-действенное мышление (т. е. проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами).

В возрасте 1-2 лет ребенок, применяет разные способы действия с предметами, чтобы добиться результата.

Закатившуюся вещицу ребенок будет также доставать разными способами: с помощью, веревки, палки, ложки и т. п. Это развивается мышление.

К концу третьего года жизни появляются зачатки наглядно-образного мышления (ребенок ставит перед собой цель, намечает план действия, действия с предметами заменяются действиями с образами).

Зарождаются обобщения. Взрослый может подсказать ребенку выход из ситуации не только действием, но и словом.

До 1,5 лет речь развивается медленно (ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, редко использует речь. После полутора лет –резкий перелом: малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают. 2-й и 3-й годы жизни ребенка – сензитивный период в усвоении речи. Совершенствуется понимание речи взрослых и складывается собственная активная речь.

В 2-3 года заметное место начинает занимать игра.

Приблизительно в 1 год и 5 месяцев ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик.

Воображение (предпосылки)

После 1 года,ближе к полутора лет ребенок делает свои первые рисунки: каракули. Причем малыш их как-то называет.

Особенности личностного развития

На втором году жизни ребенок может называть своё имя, говоря о себе, усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а так же родственные отношения (мама, папа, бабушка).

Понимают эмоциональные состояния другого человека. Можно наблюдать,как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.

Заметно меняется характер.

Возникает КРИЗИС 3 ЛЕТ (связан с развитием самооценки, стремлении все делать самому).

Желания неустойчивы, неконтролируемы. Поведение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Постепенно начинает овладевать правилами поведения.

Развивается самостоятельность. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали.

Формируются волевые качества: настойчивость, целеустремленность. Встречая препятствия, преграды, ребенок с удовольствием их преодолевает.

Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости, стыда.

В период от 1 года до 3-х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное. В этот период закладываются наиболее важные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к людям, целенаправленность, творческая позиция и многое другое.

В период от 1 года до 3 –х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное.

В этот период закладываются наиболее важные человеческие способности (любознательность, познавательная активность, уверенность в себе и многое другое).

Ребенок достигает больших успехов во всех сферах деятельности, но при непременном участии взрослого.

Читайте также: