Обозначения цистерны с хлором

При ликвидации последствий аварий с транспортными средствами, перевозящими опасные грузы, очень важную роль играет наличие точной и достоверной информации. Эта информация позволяющей определить, каким опасным грузом загружено транспортное средство, и опасные свойства этого груза.

Для обеспечения наличия указанной информации при перевозке опасных грузов, эта информация должна указываться на каждом средстве удержания опасного груза (в том числе и цистернах) и дублироваться в сопроводительных, перевозочных документах. Требования к маркировке транспортных средств, перевозящих опасные грузы, определенны в правилах дорожной перевозки опасных грузов и главе 5.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ).


Основными факторами, определяющими требования к маркировке цистерн, являются количество опасных грузов в цистерне, виды опасности грузов, тип цистерны и их количество на транспортной единице. Нужно понимать, что цистерна, является средством удержания груза, и при отсутствии перевозочных документов, которые, например, могут быть недоступными в случае аварийной ситуации, необходимую для ликвидации аварии информацию можно получить только из маркировки цистерны.

Для указания необходимой информации используются информационные таблицы опасного груза (в ДОПОГ – таблички оранжевого цвета). Эти информационные таблицы имеют оранжевую, светоотражающую поверхность. Какой бы опасный груз не перевозился, информационные таблицы, должны всегда крепиться как минимум спереди и сзади транспортной единицы. Эти таблицы специально предусмотрены для индикации наличия опасных грузов в транспортной единице.


Идентификатором перевозимого опасного груза является номер ООН опасного груза. По этому номеру, используя Перечень опасных грузов, можно быстро определить требования к перевозке опасного груза и другую необходимую информацию. Для указания на опасные свойства груза используются пиктограммы (знаки-табло опасности), имеющие целью передать конкретную информацию об опасных свойствах груза. Знаки-табло опасности представляют собой знаки опасности, увеличенный до размера 250 х 250 мм. Знаки-табло опасности указывают только на вид опасности груза, но зачастую, не характеризуют степень его опасности.

Идентификационный номер ООН, номер опасности и номер образца знака опасности определяются для перевозимого опасного груза по Перечню опасных грузов, приведенному в главе 3.2 приложения А Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Знаки-табло опасности выполняются зачастую краской или на самоклеящейся пленке.


Оба этих способа являются допустимыми так, как обеспечивают долговечность маркировки. Однако в случае пожара, эта информация утрачивается буквально в первые минуты, после возгорания. И возникает потребность обеспечения сохранности необходимой информации хотя бы некоторый промежуток времени, необходимый аварийным службам для прибытия к месту аварии. За такой промежуток времени принят временной интервал продолжительностью в 15 минут.

Обеспечение сохранности знаков опасности в условиях пожара на протяжении такого промежутка времени довольно проблематично, да и разборчивость знаков-табло опасности после их пребывания в огне вызывает определенные сомнения. Обеспечить разборчивость цифр, в этих условиях гораздо легче, например путем применения штамповки или накладных металлических цифр. В связи с чем, и Правилами и ДОПОГ, установлены требования к огнестойкости информационных таблиц опасного груза, а точнее идентификационного номера ООН и номера опасности.


При перевозке одного опасного груза в автоцистерне существует два равнозначных варианта маркировки, наиболее экономный из которых следующий. К автоцистерне, загруженной одним опасным грузом (бензином, дизельным топливом, маслом моторным и пр.) прикрепляются две информационные таблицы опасного груза и три знака-табло опасности.

Одна из этих таблиц должна закрепляться спереди транспортной единицы (на кабине водителя), а вторая - сзади (на цистерне или полуприцепе-цистерне), и обе – перпендикулярно продольной оси транспортной единицы. Знаки-табло опасности крепятся по бокам и сзади автоцистерны. Информация на информационных таблицах опасного груза (идентификационный номер ООН и номер опасности) и знаки-табло опасности должны соответствовать опасному грузу, содержащемуся в цистерне.


Таким образом, если в цистерне перевозится один опасный груз (например, дизельное топливо), то в информационных таблицах опасного груза указываются идентификационный номер ООН и номер опасности для этого груза (номер ООН 1202, номер опасности 30). Если после разгрузки дизельного топлива цистерна будет наполнена другим опасным грузом (например, бензином), то информационные таблицы опасного груза необходимо заменить информационными таблицами для бензина (номер ООН 1203, номер опасности 33).

Для облегчения этих операций обычно используются информационные таблицы со сменными цифрами. Кроме этого, в случае необходимости, надо заменить и знаки-табло опасности. Требования к маркировке многосекционных цистерн, в которых одновременно перевозится несколько опасных грузов, отличается от маркировки цистерн, загруженных одним опасным грузом. Так, в случае одновременной перевозки нескольких опасных грузов в многосекционной цистерне информационные таблицы опасного груза крепятся к боковым поверхностям каждого отсека цистерны.

В этих информационных таблицах опасного груза должны указываться идентификационный номер опасности и номер ООН соответственно для каждого из веществ, перевозимых в отсеке цистерны. На информационных таблицах опасного груза, которые крепятся спереди и сзади транспортной единицы идентификационный номер ООН и номер опасности не указываются.

Знаки-табло опасности должны размещаться по бокам автоцистерны, в месте размещения соответствующих отсеков, а также по одному знаку-табло опасности каждого образца, имеющегося на каждой боковой стороне, размещается сзади автоцистерны. Однако, если для всех отсеков, требуются одинаковые знаки-табло опасности, эти знаки-табло опасности должны размещаться по одному на каждой боковой поверхности цистерны.


Законодатель предусматривает упрощенные требования к маркировке многосекционных цистерн, в которых одновременно перевозятся вещества с номерами ООН 1202 (дизельное топливо), 1203 (бензин моторный), 1223 (керосин) или авиационное топливо, отнесенное к номерам ООН 1268 или 1863, и не перевозятся другие опасные вещества.

В этом случае на информационных таблицах опасного груза, которые крепятся спереди и сзади транспортной единицы, должен указываться идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для наиболее опасного вещества, т.е. для вещества с наиболее низкой температурой вспышки. К боковым поверхностям цистерн (отсеков цистерн) информационные таблицы опасного груза в этом случае прикреплять необязательно.

Таким образом, если в многосекционной цистерне одновременно перевозятся опасные грузы, такие как бензин и дизельное топливо, то достаточно транспортную единицу обозначить двумя информационными таблицами опасного груза с указанными на них идентификационным номером ООН и номером опасности для бензина моторного, соответственно 1203 и 33. Одна из этих таблиц должна крепиться спереди транспортной единицы (на кабине водителя), а вторая - сзади (на полуприцепе-цистерне). Знаки-табло опасности № 3 (легковоспламеняющаяся жидкость) должны крепиться по бокам и сзади автоцистерны.

Если в многосекционной цистерне одновременно перевозятся опасные грузы, такие как дизельное топливо и моторное масло (упрощенные требования не применяются), то информационные таблицы опасного груза крепятся на боковых поверхностях каждого отсека цистерны. В этих информационных таблицах опасного груза должны указываться идентификационный номер опасности и номер ООН соответственно для каждого из веществ, перевозимого в отсеке цистерны (для дизельного топлива: № ООН 1202, номер опасности 33, для масла моторного: № ООН 3082, номер опасности 90).

Спереди и сзади транспортной единицы закрепляются по одной информационной таблице опасного груза без указанных на них идентификационного номера ООН и номера опасности. Знаки-табло опасности размещаются на боковых поверхностях автоцистерны, в месте размещения соответствующих отсеков (для дизельного топлива знак опасности № 3, для масла моторного – № 9), а также сзади автоцистерны должны размещаться знаки-табло опасности № 3 и № 9.

В промышленности хлор получают электролизом поваренной соли.
Применяется для извлечения металлов из руд, в органическом синтезе, для дезинфекции и хлорирования воды, для получения хлорной извести, хлоратов и отбеливающих жидкостей, в текстильной и писчебумажной промышленности, для борьбы с вредителями сельского хозяйства и т. д.
Хлор жидкий — маслянистая жидкость бледного оранжево-желтого цвета, кипящая при атмосферном давлении и при температуре —33,6°. Плотность жидкого, хлора 1,4485 (0°). При охлаждении до —102° замерзает. Жидкий хлор, не содержащий влаги, на железо не действует. В присутствии влаги сильно разрушает железо. Ядовит.

Для перевозки хлора в послевоенные годы были изготовлены четырехосные цистерны с котлом полной емкостью 32 м3, полезной 26м3 и рабочим давлением 15атм. Грузоподъемность цистерны по хлору 38т (удельный вес хлора 1,47).

Цистерна для перевозки хлора емкостью 32,м3 постройки 1950 года.

Диаметр котла внутренний 2144мм, диаметр котла полный 2200мм, общая длинна котла 9450мм, длинна цилиндрической части котла 8350мм. Каждая цистерна имеет сварной котел, сливо-наливную арматуру, предохранительный клапан, манометр, наружный змеевик для обогрева нижней части котла, изоляцию из стекловолокна и металлический кожух, предохраняющий изоляцию от механических повреждений и атмосферных осадков. Она оборудована двухосными тележками, пневматическим тормозом, ручным тормозом, автосцепкой, металлической клепано-сварной рамой образца 1945г с тормозной будкой. Тара цистерны 33т.
Следует отметить что отрицательным в данной конструкции цистерны является высокий коэффициент тары (0,88).Это объясняется большим весом котла - 16,5т, так как толщина обечайки котла составляет 28мм, а днища 40мм за счет наличия переходного радиуса, равного 220мм.

Позже строились цистерны для хлора, перевозимого при рабочем давлении, равном 15 атм., с внутренним диаметром котла 2 200мм и общей длиной 10 500мм. Котел составлен из пяти обечаек с толщиной стенок 22мм и двух днищ толщиной 24мм. Радиус днища равен 2 000мм, переходной радиус к цилиндру 370мм. Цистерна имеет теневой кожух.

Цистерны для перевозки хлора емкостью 38,4 м3 постройки 1962 года.
Цистерны устанавлены на раму образца 1957г с базой 7120мм,
ст. Северная, фото 2006 года.

Котел снабжен наружным подогревателем, расположенным снизу и выполненным из труб диаметром 2". Подогреватель снаружи огражден изоляцией из стекловолокна толщиной 40мм и кожухом. Длина подогревателя 5 450мм, угол обхвата 84°. Объем котла равен 38,4 м3, грузоподъемность цистерны 48т, тара 30,6т. Цистерна устанавливалась на раму образца 1957г с базой 7120мм.
Для уменьшения нагрева солнечными лучами наружную поверхность кожуха цистерн для хлора окрашивают краской алюминиевого цвета. Раму окрашивают краской зеленого цвета, тормоз, автосцепку, тележки и нижнюю часть котла (возле рамы) черного цвета. На торцах теневого кожуха и открытой части днищ наносят круги диаметром 1 600мм защитного цвета. Вдоль низа теневого кожуха цистерн наносят полосу шириной 300мм защитного цвета.

С 1964г строится цистерна модели 15-1409 для перевозки сжиженного газа хлора при рабочем давлении 15 атм. Емкость котла полная 38,1м3, грузоподъемность 47,6. Тара цистерны 29,45т.

Цистерна для перевозки хлора модели 15-1409 постройки 1965 года.

Расположение арматуры на крышке люка цистерны для перевозки сжиженного газа-
хлора: 1—установка манометра; 2—сливное устройство.

Цистерна оборудована наружной лестницей и змеевиковым подогревательным устройством для разогрева перевозимого продукта паром. Пароподогреватель состоит из труб диаметром 60мм и покрыт изоляцией и кожухом. С 1965 подогреватель перестали устанавливать. Для уменьшения нагрева котла солнечными лучами на цистерне установлена теневая защита без торцовых днищ.
Рама цистерны сварной конструкции состоит из продольной (хребтовой) балки и двух поперечных (шкворневых) балок, на которых установлены опоры котла. Котел крепится к раме четырьмя хомутами, а также лапами, что предотвращает его продольное смещение.
Наружные поверхности теневой защиты, кожухов люков и нижней половины котла окрашены алюминиевой краской. На обоих днищах котла имеется отличительный круг зеленого цвета. Рама цистерны с опорами также окрашена зеленой краской. Вдоль низа теневой защиты нанесена отличительная полоса защитного цвета. На цистернах парка МПС рама цистерны окрашена в серый цвет, а днища вместо круга нанесена полоса ярко-зеленого цвета. На теневой защите полоса также имеет ярко-зеленый цвет.

Цистерна для перевозки хлора модели 15-1409 постройки 1965 года,
ст. Северная, фото 1998 года.

Сжиженный охлаждением хлор имеет вид зелено-желтой маслянистой жидкости с резким удушающим запахом. Класс опасности 2.6. Негорючий сам по себе, обладает высокой реактивностью, способствует возгоранию других веществ, с возможностью взрыва, поэтому относится к пожаро и взрывоопасным веществам. Ядовит и токсичен, дополнительная опасность 5.1, 8. Номер ООН (UN) 1017, пожаро и взрывоопасен в виду повышенной способности вступать в термические реакции с другими веществами.

Для транспортировки используют специальные баллоны и контейнеры двуслойной конструкции, с антикоррозийной и термической защитой, запорными кислородными вентилями, исключающими утечку. По суше также транспортируется автомобильным и железнодорожным транспортом в специальных цистернах.


Транспорт для автоперевозки хлора

Основные требования, предъявляемые к оборудованию и комплектации автотранспорта, предназначенного для перевозки опасных грузов, прописаны в ДОПОГ.

На баллоны и контейнеры с жидким хлором обязательно наносится соответсвующая типам опасности маркировка. Также обязательно маркируются соответствующими знаками опасности автомобиль и прицеп:

  1. впереди на тягаче обязательно крепится информационная табличка оранжевого цвета, содержащая вверху классификационный шифр – 265, внизу – порядковый номер ООН 1017 (хлор);
  2. сзади на цистерне, кузове прицепа помещается аналогичная табличка и дополнительные знаки опасности: знак опасности согласно правилам маркировки горючих газов: ромб белого цвета, вверху символ ядовитой опасности — череп и кости, номер класса 2 внизу; желтый ромб с символом огня и классом 5.1; бело-черный ромб с символикой избегания контакта и дополнительным номером опасности 8 на черном фоне.

Экипаж транспортного средства должен пройти обучение, быть аттестован по программе ДОПОГ для соответствующего класса опасных грузов, о чем свидетельствует наличие удостоверения.

При транспортировке хлора категорически следует избегать контакта с веществом в виду чрезвычайной токсичности. Экипаж должен быть обеспечен дополнительной экипировкой: костюм химической защиты, специальная обувь, противогаз, очки, газоанализатор, двууглекисный натрий (пищевая сода) — для локальной нейтрализации на поверхности тела и слизистых.

  • для перевозки вещества используются специальные хлорные цистерны цилиндрической формы с внешней оболочкой из высокоуглеродистой стали;
  • двухслойная сварная конструкция размещена на тчетырехосной тележке;
  • для дополнительной защиты от прямых солнечных лучей внешняя поверхность резервуара окрашивается в светлые тона, для хлорной цистерны обязательно наличие специального кожуха теневой защиты;
  • внутренний цилиндр рассчитан на эксплуатацию при избыточном давлении;
  • обязательно наличие манометров, температурных датчиков, газоанализаторов в специальном отсеке;
  • запорная арматура, арматура для налива/слива имеет дополнительную защиту от протечек, рассчитана на работу при температурах -70-40ºС;

Специальные требования к резервуарам для перевозки пожароопасных особо ядовитых веществ – наличие техпаспорта, обязательная регистрация в Ростехнадзоре, регулярная проверка и технический контроль целостности.

Особые условия перевозки: хлор в жидком состоянии в цистернах транспортируется при температуре -40 ºС при норме давления 1,5-1,8 мПа.

Хлор тяжелее воздуха, обладает повышенной способностью реагировать с водородом, аммиаком, металлами с высокой опасностью взрыва и возгорания. Исключительно ядовит и токсичен, при разгерметизации тары происходит мгновенный выброс в атмосферу в концентрации, превышающей смертельную. Вызывает удушье, спазм дыхательных путей, судороги, химический ожог слизистых, нарушение сердечной деятельности, является прямой угрозой жизни. Необходимо неукоснительно соблюдать правила герметизации емкостей и технику безопасности, избегать контакта с веществом, уметь применять меры защиты и первичной нейтрализации: запрещено охлаждать емкости водой, избегать прямого контакта с водой. При ликвидации нейтрализуется 5% раствором едкого натра, 5% раствором кальцинированной соды, известковым молоком. Избегать вдыхания, попадания на слизистые и кожу, использовать костюмы химзащиты, противогаз, применять газоанализаторы для определения концентрации в воздухе.

При перемещении жидкого хлора автомобильным транспортом маршрут прокладывается вдали от детских учреждений, по возможности в удалении от объектов инфраструктуры, населенных пунктов, подлежит согласованию в управлении автодорожного надзора. Необходимо разрешение Минтранса. Передвижение по дорогам с ограничением скорости, только в светлое время суток, запрещена транспортировка в условиях плохой видимости, на стоянках обязательное использование противооткатных устройств, табличек-ограничителей.

Компания ФПОГ имеет большой опыт доставки ядовитых газов и хлора в частности. Перевозки опасных грузов по территории России, СНГ и Европы осуществляются нами на регулярной основе, а это значит, что маршруты движения разработаны и согласованы заранее, что позволяет обеспечить для заказчиков преимущество в сроках поставок за счет сокращения времени подготовительных работ. Все виды перевозок опасных веществ осуществляются в соответствии с регламентом и требованиями ДОПОГ, с полным соблюдением режимов, мер контроля и техники безопасности, что делает доставку надежной и сохранной.

Заполните форму заявки и получите бесплатную консультацию специалиста и предварительный расчет стоимости перевозки.

ПРАВИЛА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

На цистерны для нижеследующих сжиженных газов на уровне продольной оси вдоль котла наносится полоса шириной 300 мм:

  • для 1005 аммиака - желтого цвета;
  • 1017 хлора - защитного (темно-зеленого) цвета;
  • для воспламеняющихся газов с классификационным кодом: 2F, 3F, 4F - красного цвета.

На вагоны-цистерны, в которых перевозятся указанные ниже жидкие грузы, на уровне продольной оси вдоль цилиндрической части котла с обеих сторон наносят полосы шириной 500 мм соответствующих цветов:

№ ООН Наименование груза Цвет полосы
надлежащее техническое
1079 Серы диоксид Сернистый ангидрид черный
1092 Акролеин стабилизированный - черный
1131 Сероуглерод - оранжевый
1162 Диметилдихлорсилан - оранжевый
1230 Метанол - черный
1250 Метилтрихлорсилан - оранжевый
1325 Вещество твердое легковоспламеняющееся органическое, н.у.к. Капролактам красный
1381 Фосфор желтый - красный
1649 Присадка антидетонационная к моторному топливу Жидкость этиловая зеленый
2304 Нафталин расплавленный - красный
2448 Сера расплавленная - красный
Вещество жидкое, опасное для окружающей среды, н.у.к. Параантрацен синий
Кислоты неорганические жидкие, имеющие классификационный код: С1, С3, СF1, CW1, СО1, СТ1 желтый

Пример маркировки вагона-цистерны при перевозке опасного груза представлен на рисунке.

IX. ТРАНСПОРТИРОВКА ЖИДКОГО ХЛОРА

9.1. Транспортировка жидкого хлора осуществляется железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регламентируется требованиями действующих нормативных документов на перевозку опасных грузов соответствующим видом транспорта и настоящими Правилами.

9.2. Транспортировка жидкого хлора должна осуществляться, по возможности, в обход крупных населенных пунктов и кратчайшим маршрутом с минимальным числом остановок и задержек в пути следования.

Максимальное расстояние транспортировки жидкого хлора по железной дороге не должно превышать три тысячи километров, а автомобильным транспортом - не более 200 км (кроме отдаленных северных и восточных районов).

9.3. Жидкий хлор перевозят в специально предназначенных железнодорожных вагонах-цистернах, контейнерах и баллонах.

Контейнеры с жидким хлором перевозят железнодорожным транспортом в полувагонах в вертикальном положении (защитными колпаками вверх) в один ярус, а также автотранспортом при горизонтальном расположении контейнеров в один ряд.

Баллоны перевозят по железной дороге в крытых вагонах (повагонными отправками) и в специальных контейнерах, а также автотранспортом.

Организация должна разработать и утвердить схему погрузки и крепления в соответствии с правилами безопасности при транспортировании опасных грузов, утвержденными в установленном порядке.

9.4. Организация предъявляет к перевозке исправные вагоны-цистерны, контейнеры и баллоны с жидким хлором с заглушками на арматуре и защитными колпаками.

Транспортировка жидкого хлора в неисправных вагонах-цистернах, контейнерах, баллонах для перевозки жидкого хлора, а также с просроченными сроками эксплуатации, технических освидетельствований, плановых ремонтов, не допускается.

Норма наполнения тары, а также остаточное давление в порожней таре должны соответствовать требованиям настоящих Правил.

Размещение и крепление контейнеров и баллонов должны исключать их смещение или падение в пути следования.

9.5. Баллоны, как правило, должны перевозиться в вертикальном положении в специальных клетях. Допускается перевозка баллонов в горизонтальном положении с высотой штабеля не более половины высоты стенки вагона или борта кузова автомашины. Все баллоны должны укладываться колпаками (вентилями) в одну сторону и иметь прокладки между баллонами.

Допускается перевозка баллонов в железнодорожных вагонах без клетей в вертикальном положении при наличии на них предохранительных колец и при условии плотной загрузки вагона, исключающей возможность смещения (падения) баллонов.

9.6. Погрузка-выгрузка контейнеров должна осуществляться с применением грузоподъемных механизмов (кран, кран-балка, автокран и др.) и вспомогательных средств (кантователь контейнеров специальной конструкции) соответствующей грузоподъемности.

Грузоподъемные механизмы для подъема и перемещения тары с жидким хлором должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга в соответствии с требованиями действующих правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными в установленном порядке.

9.7. При перевозке жидкого хлора железнодорожным транспортом необходимо руководствоваться правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными в установленном порядке, порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и настоящими Правилами.

9.8. Вагоны-цистерны, загруженные жидким хлором, перевозятся в сопровождении представителей грузоотправителя или грузополучателя, аттестованные в соответствии с установленными требованиями.

9.9. Сопровождение наполненных вагонов-цистерн осуществляется с использованием вагонов сопровождения, оснащенных необходимыми в соответствии с табелем оснащения средствами защиты, инструментами и принадлежностями.

9.10. Каждая грузовая единица и транспортное средство, содержащее опасный груз, должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность груза.

9.11. Маркировка, информирующая о транспортной опасности, наносится в соответствии с правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными в установленном порядке.

9.12. На каждую отправку жидкого хлора железнодорожным транспортом грузоотправитель должен представить станции отправления накладную с указанием наименования груза, например: "Баллоны с жидким хлором", "Контейнеры с жидким хлором", "Цистерна с жидким хлором". В верхней части накладной должны быть проставлены штемпеля красного цвета ("Сжиженный газ", "Ядовито", "Не спускать с горки"), а под наименованием груза - номер аварийной карточки (например: "Аварийная карточка N 11").

9.13. К сопроводительным документам организация прикладывает перечень организаций по маршруту следования вагонов-цистерн или вагонов с жидким хлором, на которых имеются аварийные службы для ликвидации возможных утечек хлора. В перечне должны быть указаны места дислокации и телефоны диспетчерских служб этих подразделений, а также телефоны диспетчерских служб организации-грузоотправителя и организации-грузополучателя.

9.14. Производить маневры толчками и спускать с горки вагоны-цистерны с жидким хлором запрещается. Указанный подвижной состав может быть пропущен через горку только с маневровым локомотивом.

9.15. Вагоны-цистерны с жидким хлором при стоянке на станции вне поездов или сформированных составов устанавливаются на особых путях, указанных в техническо-распорядительном акте станции. Они должны быть сцеплены, надежно закреплены тормозными башмаками и ограждены переносными сигналами остановки. Стрелки, ведущие на пути стоянки таких вагонов, устанавливаются в положение, исключающее возможность заезда на эти пути других подвижных составов, и запираются.

9.16. О всех предстоящих маневровых передвижениях составитель поездов предупреждается представителем организации, сопровождающим вагон-цистерну с жидким хлором.

9.17. При возникновении аварийных ситуаций на железной дороге в пути следования груза с хлором порядок действия железнодорожных служб, представителей организаций и других специалистов определяется правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными в установленном порядке, и настоящими Правилами.

9.18. При сопровождении груза с хлором представителями организаций первоочередные меры по ликвидации аварийной ситуации с хлором проводятся с учетом их рекомендаций.

9.19. Перевозка контейнеров и баллонов с жидким хлором автотранспортом должна осуществляться в соответствии с требованиями инструкции по перевозке жидкого хлора автомобильным транспортом, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

9.20. К управлению автотранспортными средствами, на которых перевозится затаренный в контейнеры или баллоны жидкий хлор, допускаются водители, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителей не менее 3 лет, прошедшие обучение в соответствии с требованиями нормативных документов по выполняемой работе и получившие свидетельство о допуске к перевозке жидкого хлора.

9.21. Перевозка хлора осуществляется в сопровождении лица, ответственного за перевозку опасного груза, знающего свойства хлора, условия его перевозок автомобильным транспортом и способы локализации аварийных ситуаций.

9.22. Перевозка жидкого хлора автомобильным транспортом должна осуществляться по заранее разработанному маршруту, согласованному в установленном порядке, с минимальным числом остановок и задержек в пути следования.

9.23. Выбор маршрута следования опасного груза, а также условий его передвижения возлагается на руководителя автотранспортной организации или руководителя автотранспортного подразделения промышленной организации, в чьем ведении находится автотранспортное средство, предназначенное для перевозки жидкого хлора.

9.24. При выборе маршрута и условий перевозки необходимо руководствоваться следующим:

а) маршрут перевозки должен быть оптимальным, по возможности, в объезд крупных населенных пунктов, природных заповедников, архитектурных памятников, зон отдыха;

б) при перевозке опасного груза внутри населенных пунктов маршрут перевозки не должен проходить по центральным улицам, а также вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных, лечебных организаций и мест возможного скопления людей;

в) допустимая скорость движения автотранспортного средства устанавливается с учетом предписывающих знаков дорожного движения и конкретных дорожных условий, но не должна превышать 60 км/час;

г) транспортировка жидкого хлора, как правило, должна проводиться в светлое время суток;

д) при ограниченной видимости (туман, дождь, снегопад и т.д.), движении в сложных дорожных условиях (гололед, возможность заноса и др.) перевозка хлора автомобильным транспортом не должна осуществляться;

е) в случае вынужденной остановки или стоянки транспортного средства должны быть приняты меры по удалению транспортного средства за пределы дороги, а при невозможности выполнения этого требования место остановки должно быть обозначено согласно правилам дорожного движения, утвержденным в установленном порядке;

ж) при остановке и стоянке транспортного средства должен быть задействован стояночный тормоз, а на уклоне дополнительно - противооткатный упор;

з) транспортное средство, перевозящее жидкий хлор, должно обеспечиваться топливом на весь путь следования груза;

и) проблесковый маяк, устанавливаемый на крыше кабины транспортного средства, должен быть исправным и работать как при движении, так и при вынужденной остановке или стоянке автомобиля.

9.25. При перевозке жидкого хлора водитель обязан соблюдать установленный маршрут перевозки, все предписания, указанные в нем.

Изменять маршрут движения груза с отметкой в путевом листе допускается с разрешения ответственного лица, сопровождающего груз, и с учетом конкретней обстановки в пути следования (ремонт или неисправность дороги, непредвиденное скопление людей или автотранспортных средств, другие аналогичные причины).

9.26. При перевозке жидкого хлора, кроме документов, перечисленных в правилах дорожного движения, необходимо иметь:

а) путевой лист, в верхнем углу которого должна быть сделана красным цветом отметка "Опасный груз";

б) маршрут перевозки опасного груза;

в) свидетельство о допуске водителя к перевозке жидкого хлора;

г) свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке жидкого хлора в баллонах или контейнерах;

д) аварийную карточку системы информации об опасности;

е) инструкцию по перевозке жидкого хлора автомобильным транспортом.

9.27. Каждое автотранспортное средство, предназначенное для перевозки жидкого хлора, должно быть укомплектовано в соответствии с табелем оснащения, приведенным в Приложении 5 к настоящим Правилам.

9.28. Транспортные средства, перевозящие жидкий хлор в контейнерах или баллонах, должны быть оснащены информационными таблицами (знаками) системы информации об опасности.

Читайте также: