Новообразования в 1 месяц жизни

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица - Рефлексы новорожденного

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

или 3- го месяца

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица - Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов - роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Следует ли приучать ребенка к соске?

2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.

9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.

В первый месяц жизни новорожденного наступает очень важный этап развития. Совершенствуются движения крохи, он начинает познавать окружающий мир. Чтобы родители смогли вовремя заметить нарушения в развитии, необходимо знать нормы.


Ребенку один месяц

Физическое развитие

В течение первого месяца внутренние органы и системы малыша адаптируются к жизни вне утробы матери. Органы пищеварения перестаиваются под новое питание, происходит формирование гемоглобина, личного гормонального фона, иммунитета. Организм младенца попадает под влияние новых микробов. Иммунная система начинает вырабатывать специфические антитела для борьбы с различными инфекциями.

В течение первого месяца жизни кроха активно набирает массу тела. У месячного ребенка прирост основных физических параметров самый большой.

Когда ребенку 1 месяц, продолжается затягивание родничков на головке. На носике, щечках и лбу крохи исчезают белые точечки, которых было очень много после рождения. Когда малышу месяц, то кожа продолжает слегка облазить, особенно между пальцами рук и ног. Она уже не такая сухая, какой была сразу после рождения. Увлажнить кожу малыша можно, если начать вводить на проблемные участки специальный гипоаллергенный детский крем или молочко с маркировкой 0+. Важно сначала прочитать описание продукта.

У малыша, которому четвертая неделя, пупочная ранка, как правило, покрыта корочкой. Она должна хорошо выглядеть и не кровоточить. Если она еще не зажила, за ней необходимо правильно ухаживать и обрабатывать перекисью.


Таблица с нормами роста, веса, окружностей

Таблица физических показателей развития ребенка в один месяц

ПоказательМальчики в 1 месяцДевочки в 1 месяцСреднее значение в 1 месяц
Вес, г.3400-58003200-55004200-4500
Рост, кг50,8-58,549,8-57,653,7-54,7
Окружность головы, см34,9-39,634,2-38,936,5-37,3
Окружность грудной клетки, см34,1-38,934-38,136,1-36,5

Это усредненные показатели, развитие каждого ребенка проходит по индивидуальному графику, но есть границы норм, при выходе за которые младенца необходимо показать доктору.

Что должен уметь ребенок

Навыки новорожденного, когда ему уже исполнится целый месяц:

Дополнительная информация. В месячном возрасте настроение у деток очень нестабильное, они часто проявляют беспокойство. У них либо все хорошо, тогда они ведут себя спокойно, улыбаются, хорошо спят. Либо все плохо, они беспокойные, заливаются плачем, начинают жаловаться на что-либо, и никто не в состоянии их успокоить. Такое поведение встречается довольно часто.


Младенец улыбается в один месяц

Как развивать ребенка в 1 месяц

Каждый ребенок индивидуален, у него свой собственный ритм развития. Родители могут помочь ему, если будут использовать разные методики воспитания, полезные для социального развития.

Маме нужно чаще смотреть ребенку в глаза, тогда он будет учиться узнавать ее лицо. Если малышу улыбаться и изображать забавные гримасы, кроха будет внимательно изучать выражение лица. Если младенца укачивать на руках и нежно обнимать, он будет расслабляться и чувствовать себя в безопасности.

Если в 1 месяц малышку нежно обнимать и танцевать с ней под спокойную музыку, она будет чувствовать успокоительный ритм движения. Когда родители отвечают на сигналы, которые использует малыш, чтобы выразить и описать свои эмоции, ребенок будет чувствовать, что о нем заботятся, его обращение было услышано, и перестанет беспокоиться.

Детки развиваются намного быстрее, если с ними заниматься. Время бодрствования месячного малыша составляет около 3-4 часов в сутки. В этот период маме нужно находиться рядом с ребенком и чем-то его занимать. Кроха нуждается в маминой защите, ласке и заботе. Мама должна как можно чаще брать малыша на ручки, наклоняться над его кроваткой, улыбаться и всячески привлекать его внимание. Разговаривать с ребенком необходимо также во время кормлений, пеленания, купания на ночь.

Очень полезно включать тихую музыку, так как она активизирует работу головного мозга. После купания обязательно делать легкий массаж тела. Он будет успокаивать малыша и оказывать положительное влияние на нервную систему.

Обратите внимание! Плач – это единственный сигнал, который может подать ребенок, если его что-то беспокоит. Также карапуз может протестовать плачем, когда мама хочет одеть на него одежду. Когда в семье тихая и спокойная атмосфера, малыш будет чувствовать себя в безопасности, следовательно, нормально развиваться.


Малыш в кроватке с игрушками

Рефлексы здорового малыша

Рефлексы новорожденного – это ответная реакция организма на различные раздражители. Мама может самостоятельно проверить, как развивается ее ребенок, и сравнить полученный результат с общепризнанными нормативами.

У месячных грудничков наблюдаются такие рефлексы:

  1. Хватательный – малыш крепко сжимает свой кулачок, когда мама дотрагивается его ладошки;
  2. Сосательный – ребенок активно сосет мамину грудь, бутылочку или соску;
  3. Защитный – при выкладывании на животик младенец немного приподнимает и поворачивает набок головку;
  4. Рефлекс опоры – если поддерживать кроху подмышки, он будет опираться ножками о пеленальный столик или комод;
  5. Рефлекс ползания – в положении, лежа на животике, ребенок будет пытаться немного проползти.

Важно! Если у младенца какой-то из данных рефлексов полностью или частично отсутствует, педиатр может сделать заключение о нарушениях в работе ЦНС.


Ребенок во сне держит маму за палец

Через один месяц после рождения мышцы ребенка, как и весь опорный аппарат, еще довольно слабые, чтобы выполнять какие-то сложные движения. Когда малышу 1 месяц, он уже умеет немного приподнимать головку в положении лежа, но удерживать ее длительное время кроха еще не может. Движения рук и ног хаотичные, координация улучшится только к двум месяцам.

Для месячного малыша характерна близорукость. Несмотря на это, он может прекрасно рассмотреть лицо мамы, папы и других близких ему людей на расстоянии до 30 см от уровня глазок. В возрасте одного месяца ребенок может немного скашивать глаза, так он фокусирует свое зрение. Для правильного развития зрения над кроваткой ребенка можно повесить мобиль с игрушками и яркими предметами.

Слух месячного младенца еще развит недостаточно сильно, хотя он будет отчетливо слышать резкие и интенсивные звуки. Ласковый голос мамы будет благотворно сказываться на общем развитии крохи.

Важно! Если младенец не реагирует на громкий звук и хлопки, необходимо обратиться за консультацией к педиатру.


В 1 месяц ребенок умеет различать яркие цвета

В первый месяц жизни новорожденного он уже хорошо ощущает вкус и запах. Младенцу больше нравится сладкий вкус, а не горький. Новорождённый будет с большим удовольствием сосать бутылочку со сладкой водичкой, но будет отворачиваться и плакать, если ему дать что-либо горькое или кислое на вкус. То же самое касается и запахов. Новорожденный будет оборачиваться к тем запахам, которые ему очень приятны, и отвернется от неприятного ему запаха.

Правильный уход

Постоянные процедуры, которые обязательно нужно делать в 1 месяц жизни новорожденного, список:

  • Своевременно подстригать ноготки на руках и ногах;
  • Пристально осматривать кожу на всех участках тела;
  • Подмывать теплой водичкой по несколько раз в день, особенно после дефекации;
  • Каждый вечер необходимо купать малыша в ванной. Температура воды должна быть около 36-37 градусов. После водных процедур очень важно смазывать кожу младенца специальным детским кремом;
  • Осторожно расчесывать нежные волосики с помощью специального мягкого гребешка для новорожденных;
  • При наличии себорейных корочек своевременно их устранять;
  • Если ребенок начинает срыгивать, вовремя менять ему одежду;
  • Чистить носик, если в нем появились сопли или корочки;
  • Во время переодевания важно устраивать малышу воздушные ванны, около 2-3 минут. Температура в помещении при этом должна быть не ниже 22 градусов;
  • Кормить малыша по требованию, в период сильной жары давать прикорм в виде чистой водички;
  • Совершать с ребенком прогулки на свежем воздухе не менее 3-5 часов в день;
  • Ежедневно умывать грудничку пошагово личико, глазки, ручки, чистить ушки;
  • Также для малыша важен режим. Сон должен быть не менее 18-19 часов в сутки.

Все малыши уникальны и развиваются в своем собственном темпе. Если ребенок чего-то еще не умеет, не стоит паниковать, у него в самом скором времени обязательно все получится.

Видео


Особенности первого месяца жизни новорожденного заключаются в том, что ребенок спит большую часть суток, просыпаясь для кормления и сообщения о возможном дискомфорте – слишком высокой или низкой температуре, переполненном подгузнике.

Период бодрствования постепенно увеличивается. Это время необходимо детскому организму для перестройки и плавному привыканию к изменениям в окружающем мире, а также родителям для восстановления сил и адаптации к изменениям в жизни.

Важно: характеристика первого месяца жизни ребенка рассчитана на малышей, которые родились в положенный срок.

Первый способ взаимодействия младенца с окружающими – это плач. Его малыш использует по различным поводам – голод, неприятные ощущения в животе, дискомфорт из-за мокрых пеленок. Непродолжительный громкий плач необходим ребенку – он стимулирует выработку необходимого гормона стресса, разрабатывает дыхательную и сердечно-сосудистую системы, запускает процессы активации некоторых процессов в коре головного мозга.

Длительный стресс оказывает губительное воздействие на младенца и провоцирует возникновение патологий на фоне истощения нервной системы организма.

  1. Физические параметры
  2. Сколько должен весить, рост
  3. Рефлексы
  4. Зрение
  5. Эмоциональная сфера
  6. Психическое состояние
  7. Что должен уметь делать малыш в первый месяц
  8. Питание
  9. Режим сна: сколько спать и бодрствовать
  10. Распорядок дня от 0 до месяца
  11. Уход
  12. Личная гигиена
  13. Зарядка
  14. Купание
  15. Прогулки
  16. Частые проблемы в 4 недели и как их решать
  17. Молочница
  18. Раздражение на попе
  19. Полезное видео

Физические параметры

В возрасте одного месяца наблюдаются множество изменений в физическом развитии младенца. Согласно нормам Всемирной Организации Здравоохранения малыш должен набрать 100-900 гр, рост на 3 см, а окружность головы на 1,2-1,5 см.

Рассчитать конкретный вес и рост можно с помощью калькулятора.

  1. Подошвенный – при проведении пальцем по стопе малыш отдергивает ножку.
  2. Сосательный – прикосновение к губам крохи заставляет его складывать губы трубочкой.
  3. Хватательный – малыш сжимает в плотный кулачек, вложенный в ладошку палец.
  4. Рефлекс поиска – поворот головы при касании или поглаживании щечки свидетельствует об инстинктивном поиске источника питания.
  5. Мора – разведение и сведение рук и ног при громком внезапном звуке.
  6. Бабинского – проведение пальцем по краю стопы с внешней стороны пальчики ноги расходятся, а стопа разворачивается.
  7. Бабкина – надавливание на ладошки вызывает открытие рта и поворот головы.
  8. Рефлекс ходьбы – движения, имитирующие шаги при вертикальном положении тела малыша с опорой на твердую поверхность.

Зрение младенца улучшается – он способен удерживать в поле зрения зафиксированный предмет на расстоянии 25-30 см. Цвета еще по-прежнему не распознаются, но очертания ребенок уже различает и может проследить взглядом движение яркого, крупного предмета. Взгляд при этом слегка запаздывает, а движение глазных яблок толчкообразное.

У крохи в 1 месяц появляется реакция на громкий внезапный звук в виде вздрагивания. В положении лежа на животике малыш пытается поднимать голову, удерживать ее и поворачивать в стороны и к источнику света.

Также для развития зрения можно использовать черно-белые картинки. Их крепят к кроватке. В первый месяц лучше показывать простые геометрические фигуры.


Для гармоничного физического развития необходимо:

  1. Периодически менять положение его тела – переворачивать на спинку, живот, бочок. Манипуляции проводить плавно и внимательно следить за реакцией младенца. Если какое-либо положение вызывает ухудшение настроения его лучше отложить на следующий раз.
  2. Проводить гимнастику для глаз с помощью большого красного предмета – рисовать в воздухе линии и круги. Движения совершать медленно, на расстоянии 30 см от глаз ребенка и периодически фиксировать положение. Это предотвратит появление проблем со зрением и укрепить глазные мышцы.

У ребенка в возрасте одного месяца наблюдается чистая кожа светло-розового цвета, снижается гипертонус рук и ног, увеличиваются периоды бодрствования от 10-15 минут до 1 часа в интервалах между сном и кормлением, появляется возможность наблюдать за перемещением взрослого, возникает способность различать свет и темноту.

Эмоциональная сфера


В возрасте 1 месяц младенец еще не различает лиц, но уже способен на некоторые эмоциональные реакции. При появлении родителей ребенок оживляется, совершает хаотичные движения ручками и ножками.

Младенец способен интуитивно определять настроение мамы. Улыбка свидетельствует о том, что ребенка ничего не беспокоит, не болит и не тревожит. Плач выражает потребность в общении или физический дискомфорт.

Для нормального эмоционального развития малышу необходимо уделять внимание и предложить игры, а также обязательно повесить над кроваткой музыкальную игрушку – мобиль. Он позволит развивать слух, координацию и будет успокаивать ребенка. В случае негативной реакции – игрушку можно предложить позже.

Психическое состояние


В силу незрелости головного мозга, у ребенка наблюдается некоторая дезориентация. Полученная информация обрабатывается во сне и состоянии бодрствования.

Качество сна, получение необходимого общения с родителями и спокойная атмосфера в доме благоприятно сказываются на психическом развитии младенца.

Особое внимание следует уделить играм и тактильному контакту, который создает ощущение безопасности и реализует потребность в общении. Это залог нормального развития психики у новорожденого.

Важно: монотонные, даже громкие звуки не должны вызывать вздрагивания у ребенка в 1 месяц.

О нормальном психическом развитии говорит способность малыша подстраивать положение тела, находясь на руках у взрослых, задерживать взгляд на лицах, “агукать” и воспроизводить звуки. Постоянные разговоры с младенцем будут стимулировать развитие речевого аппарата.

На психическом развитии ребенка благотворно сказывается спокойная, нежная и мелодичная музыка – особенно классическая. Ее оздоровительный эффект научно доказан. Достаточно всего 15-20 минут в день музыкальной терапии.

Слуховой аппарат крохи уже достаточно развит для того, чтобы вводить игры с погремушками. Они стимулируют процессы запоминания звуков и развивают ассоциативное мышление.

Что должен уметь делать малыш в первый месяц

Каждый ребенок уникален, но в среднем в возрасте одного месяца у малышей появляется арсенал из умений и навыков:

  • удержание головы и ее подъем из положения лежа на животе;
  • способность прислушиваться к звукам и поиск их источника;
  • “гуление” – эмоциональный отклик и фундамент для развития речи;
  • обладание необходимым набором рефлексов;
  • наблюдение за крупными, яркими предметами;
  • реакция на резкие звуки – вздрагивание;
  • способность к узнаванию родителей по голосу и с помощью обоняния.

На нашем сайте есть еще статьи и про следующие месяцы жизни малыша, такие как 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 месяцев.

Питание


Ранее бытовало мнение, что кормление ребенка необходимо совершать по часам, следуя определенному графику. Теперь педиатры склонны к тому, что кормить малыша необходимо по-требованию.

Природой заложен механизм, который не даст младенцу переесть – количество пищи определяется инстинктивно. Это способствует хорошему усвоению и пищеварению.

Кроме материнского молока или смеси малышу можно при необходимости давать ложечку воды.

Рассчитать, сколько малыш должен съедать в сутки молока (в случае грудного вскармливания) в первые 10 дней жизни можно умножив возраст младенца в днях на 80. Разовая доза составит возраст умноженный на 10.

Это усредненные цифры, на практике малыш может съесть больше или меньше в зависимости от различных факторов – температурного режима, самочувствия.

Средняя суточная доза для детей от 10 дней жизни после рождения составляет около 750-1000 гр.

При искусственном вскармливании появляется риск перекормить ребенка. Чтобы этого избежать кормить ребенка необходимо регулярно, строго следуя указанным дозировкам и инструкциям педиатра.

Режим сна: сколько спать и бодрствовать

Согласно физиологическим нормам ребенок возрастом 1 месяц спит большую часть суток – от 16 до 20 часов. Этот период организм малыша использует максимально продуктивно для быстрого роста и адаптации нервной системы.

По словам доктора Комаровского режим сна ребенка устанавливается родителями – переход к ночному сну осуществляется планомерно и согласовано с кормлением малыша. Для детей до 3-х месяцев нормальным считаются 1-2 ночных приема пищи.

Известный педиатр советует не приучать ребенка к укачиваниям, так как не видит в них пользы и уделять достаточное внимание обеспечению нормальных условий сна:

  • свежий увлажненный воздух;
  • жесткая поверхность матраса;
  • отсутствие подушки;
  • температура воздуха 18-22 °С.

Купание – может стать не только необходимой гигиенической процедурой, но и ритуалом, который будет успокаивать младенца и настраивать на ночной сон.

Распорядок дня от 0 до месяца


Режим дня для младенца полностью подчинен главным естественным потребностям – еда и сон. Сытый, чистый ребенок будет спать столько, сколько требуется его организму.

Родителям важно подстроить все необходимые ежедневные процедуры так, чтобы они совпадали с биологическим ритмом ребенка. Кормление, купание, прогулки, игры необходимо включить в распорядок дня.

Гигиена – это основа здоровья младенца. В первую очередь следует обратить внимание на чистоту помещений и предметов с которыми взаимодействует ребенок. Иммунная система еще недостаточно развита, по этой причине все соски, игрушки, текстиль необходимо содержать в чистоте, а при падении обрабатывать кипятком или безопасным обеззараживающим средством.

Комната, в которой больше всего находится младенец должна быть хорошо проветренной, а воздух увлажненным. Чрезмерная сухость может привести к возникновению целого ряда заболеваний.

Важно: малыши очень быстро теряют воду, а обезвоживание и перегрев смертельно опасны.

К ежедневным процедурам относятся: регулярная смена подгузников и подмывания (использование влажных салфеток уместно вне дома), промывание носика физиологическим раствором, воздушные ванны. В первые дни жизни необходимо тщательно обрабатывать пупочную ранку зеленкой или перекисью водорода.

Несколько минут, проведенных голышом на жесткой, ровной поверхности обеспечат здоровье кожи и нормальное физиологическое развитие младенца.

Важно: Мирамистин – средство для местного обеззараживания, которое безопасно для слизистых оболочек детей. Им можно пользоваться при ежедневных гигиенических процедурах.

Подстригание ногтей и чистку ушей совершают по мере необходимости.


Двигательная активность необходима младенцу с первых дней жизни. Проводить гимнастику лучше в дневное или утреннее время, примерно за 30 минут до приема пищи.

Для этого нужно разместить кроху на твердой поверхности и поочередно сгибать ручки и ножки в положении лежа на спине. В том же положении притягивать разноименные локоть и колено друг к другу.

Разместив малыша на животе, можно подставить ладони к его стопам и стимулировать рефлекс плавания – ребенок будет отталкиваться от руки и пытаться ползти вперед. Гимнастику нужно завершать прижатием коленей к животику, легким массажем. После кормления уместно подержать кроху столбиком – это положение будет способствовать нормальному перевариванию пищи.

Это приятная расслабляющая процедура, которая стимулирует психическое и физическое развитие крохи. Оптимальная температура воды – 36-40 °С. Усилить оздоровительный эффект можно с помощью трав – ромашки, череды, любистка и лаврового листа.

Доктор Комаровский рекомендует совершать прогулки при практически любой погоде 2-3 раза в день. Это укрепит иммунитет, а в период бодрствования малыш сможет реализовать свои потребности в познавательном процессе, что необходимо для полноценного психического, эмоционального и социального развития.

Частые проблемы в 4 недели и как их решать


Существует ряд проблем, которые возникают у большинства малышей. В основном они касаются ЖКТ – срыгивания, газики. Эти проблемы возникают из-за заглатывания воздуха в процессе кормления – малыш плачет, поджимает ножки к животу.

В этом случае можно сделать легкий массаж – совершить круговые движения вокруг пупка по часовой стрелке, а также дать специальные лекарственные средства – Укропную Воду, Эспумизан, Боботик или другие.

Важно: перед приемом лекарственных средств необходима консультация педиатра. Для предотвращения появления газиков и срыгивания важно правильно прикладывать младенца к груди.

В случае искусственного вскармливания необходимо тщательно изучать состав смеси и подбирать наиболее адаптированные к грудному молоку по-составу. Наиболее частой проблемой в связи с кормлением смесями являются расстройства желудка и аллергические реакции.

Появление небольшого налета на слизистой рта может быть спровоцировано молочницей. Чтобы ее устранить нужно тщательно обработать все игрушки, предметы и бутылочки кипятком, а также протирать ротик бинтиком, смоченным в неконцентрированном растворе пищевой соды. В данной ситуации обязательно необходимо обращение к специалисту и выполнение его рекомендаций.

Малыши часто страдают от появления покраснений и высыпаний вследствие использования неподходящих подгузников. В данной ситуации средства гигиены необходимо сменить на другие, а малыша подольше оставлять без одежды. Мази могут значительно облегчить состояние ребенка – Бепантен, Судокрем и прочие средства, которые разработаны для детей и способствуют заживлению кожи.

Важно: нежная кожа младенца нуждается в тщательном уходе, для этой цели можно использовать натуральные растительные масла адаптированные для детей, кремы и лосьоны с пометкой “от 0+”.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть полезное видео про развитие малышей в 1 месяц:

Первый месяц жизни грудничка – важный и волнительный момент для всей семьи. Это период закладывания важнейшей информации об окружающем мире и привыкания к новым условиям жизни. Малыши всецело зависят от родителей, а потому важно обеспечить комфорт и благоприятную атмосферу для всех членов семьи.

Читайте также: